Пройдут дни Святой Троицы, и в Церкви надолго умолкнут слова праздничных светильнов. Будут идти богослужения святым Апостолам, дни торжества икон Богоматери, дни святых Русской земли, а в службах — все нет праздника, который сопровождался бы торжественным светильном. Минуют длинные вешние и летние дни, и природа уже придет к своему повороту, когда, наконец, наступит Успенский пост, и с ним — великий праздник Преображения Господня.
Необычно торжественно в храме, необычно воспоминание восхождения Спасителя с учениками на гору Фавор, радость и торжество службы переполняет человеческое сердце. Велики и торжественны слова праздничного канона, и душа верующего покоится в объятиях и красоте праздничного величания Христа, возшедшего на гору — незадолго перед страданиями.
В словах стихир не умещалось величие праздника. Теперь, в произнесении канона, его высоких и радостных слов, радость нарастает. В речении светильна в этот день радости опять преподносится верующим таинство Святой Троицы, — но уже иначе, чем раньше, чем в великий день Пятидесятницы.
Свете неизменный Слове, света Отца нерожденна, — начинает творец эксапостилария свой победный гимн, — во явленнем свете Твоем свет видехом Отца, свет и Духа, светом наставляюща всю тварь.
Здесь, в службе праздника Преображения Господня, на первое место ставится свет Сына, свет Христа, грядущего на страдания. Этот свет, здесь, на Фаворе явленный свет Христов, руководит всеми остальными событиями.
…во явленнем свете Твоем свет видехом Отца, свет и Духа, светом наставляюща всю тварь.
Слова службы действенны и тогда, когда ты бываешь лишен возможности присутствовать в этот праздник в храме. Мне не забыть великого утешения, пережитого в Сибири, на берегу большого озера. Тихо струилась тогда молитва моего друга Марии; долго сидела она на тонком стволе березы по окончании прочитанной нами службы, уходя в глубину пережитых слов…
Такова радость Церкви, которую она сообщает своим чадам, постоянно питая и обновляя их. Все это происходит благодаря неповторимой красоте слов песнотворца, среди которых эксапостиларий занимает одно из ведущих мест.
***
Следующий великий праздник — Воздвижение Креста Господня хотя и празднуется лишь через месяц с небольшим после праздника Преображения, но несет в себе уже черты надвигающейся осени.
Значительно звучат слова стихир и тропаря. Торжество нарастает от самого начала и набирает силу к концу, почему и все празднование происходит на высоком подъеме души. Торжественны стихиры, высокой радостью звучат слова канона, само же торжество — изнесение и воздвижение Креста Господня — совершается почти в конце службы.
Слова светильна величественны и относительно кратки. Они звучат, повторяясь, подготавливая людей к изнесению благословенного Древа. Обычно они поются громко и торжественно, сохраняя все тот же высокий настрой, который взят с начала службы.
Крест, хранитель всея вселенныя, — радостно, громко, с высоким подъемом звучат первые слова эксапостилария, — Крест, красота Церкве, — поется дальше, — Крест, верных утверждение: Крест, ангелов слава и демонов язва.
Дивно в этом светильне изложена основная идея праздника, утверждена она высокими звуками духовной радости. Несмотря на то, что само благословенное Воздвижение Креста состоится в конце службы — после великого славословия, слова эксапостилария своей высотой воодушевляют верующих и ведут их к этому моменту. Вся служба праздника пронизана высокой радостью силы Креста Господня, а эксапостиларий эту высоту поддерживает и при самом изнесении Честного Древа.
Крест, хранитель всея вселенныя, — напевает про себя или говорит себе каждый верующий, поклоняющийся спасительному Древу. — Крест, красота Церкве: Крест, верных утверждение: Крест, ангелов слава и демонов язва.
Эти слова помогают достойно участвовать в торжестве самого выноса Животворящего Древа и надолго сохраняются в сердце, держа душу в красоте и сладости духовно совершившегося праздника.
***
За долгими ожиданиями праздника Рождества Христова, за особой службой Рождественского сочельника, за торжественной литией праздника, за радостным величанием и другими песнопениями, — эксапостиларий самого праздника как бы уходит в тень, скромно пытается осветить людям самое таинство Малой Пасхи — Рождество.
Посетил ны есть свыше Спас наш, Восток востоков, — тихо и будто неприметно начинаются глаголы светильна, — и сущии во тьме и сени обретохом истину: ибо от Девы родися Господь.
Светилен этот не сразу открывается душе, но в том и сила его, что он — тих и смиренен, подобно вертепу, из которого воссияло Солнце Правды.
…и сущии во тьме и сени обретохом истину: ибо от Девы родися Господь.
Таково мудрование Церкви. Все — внутри, все внешнее — смиренно и будто еле приметно, — и великое таинство Рождества Христова тем обретает большую силу и большую ясность.
Посетил ны есть свыше Спас наш, Восток востоков, и сущии во тьме и сени обретохом истину: ибо от Девы родися Господь.
Радость праздника велика и прикровенна, радость — ибо от Девы родися Господь. Тайную, внутреннюю радость содержит праздник, ибо Дева раждает и Девою паки пребывает. Утешителен образ Рождества Христова во всех его деталях. Помнится изображение трех волхвов на одной из старинных икон, осиянных небесной радостью, и конечно, — свет яслей, поклоняющиеся пастухи. Место их пришествия до сих пор тщательно охраняется на Востоке.
Так, несмотря на свою краткость, эксапостиларий праздника выражает центральную его мысль — о Пришествии, посещении нас Христом Спасителем: Посетил ны есть свыше Спас наш, Восток востоков….
Для нас, людей, радостно лобызание праздничной иконы, сообщающее нашим душам неисчерпаемое веселие.
***
Праздник Крещения Господня приходит тогда, когда природа дышит уже по-иному. Солнце уже набирает силу, и предпразднественное стояние за святой водой переносится людьми с каким-то упованием, в крепости духа.
Тропарь праздника ярко выражает Троичность празднуемого торжества. В нем отчетливо прославляется Отец, Сын и Дух Святой. Радостно всенощное бдение с пением ирмосов и великими словами канона. Эксапостиларий весь посвящен празднуемому событию — пришествию Господа на Иордан:
Явися Спас, благодать и истина во струях Иорданских, и сущыя во тьме и сени спящыя просветил есть: ибо прииде и явися свет неприступный.
Знаменательно то, что основной темой эксапостилария становится прославление Света. Творец эксапостилария уже не поминает явления Святой Троицы, которое отражено в тропаре, а сосредотачивает мысль и молитву человека на том, что наступил новый период истории: явился Христос, чтобы положить начало деланию нашего спасения, — и теперь Свет Неприступный становится руководителем новых людей, во Христе нашедших путь своей жизни.
Явися Спас, благодать и истина во струях Иорданских, и сущыя во тьме и сени спящыя просветил есть: ибо прииде и явися свет неприступный. Эту основную мысль хочет изложить и внедрить в человеческое сознание творец светильна.
Явление Святой Троицы, произошедшее в этот день на Иордане, утверждено в тропаре. Эксапостиларий смотрит в будущее — в жизнь людей, всего человечества, для которого теперь стало возможно светлое и радостное бытие и действование под покровом явившегося на Иордане Господа. Дни попразднества будут идти твердо и радостно. По ходу своей жизни человечество в целом и каждый христианин будут переживать светлые периоды, обретая свет Святой Троицы, достигший до нас пришествием Христовым на Иордан для крещения от Иоанна.
Яркие лучи солнца, которые будут теперь освещать стены храма, станут поддерживать в человеческой душе ту идею истины, которую излагает эксапостиларий: Явися Спас, благодать и истина. Ибо теперь люди — обладатели Света Неприступного, который пришел и явился.
***
Последний из разбираемых нами Господских праздников — Сретение — предваряется на службах, имеющих чин полиелея, пением катавасии Сушу глубородительную землю. Приходит уже и день к своему перелому, и в церкви звучат тихие катавасии.
Праздник Сретения празднуется как Господский, но это не слишком отчетливо выражено в совершающейся службе. На литургии не поются антифоны, а в вечер праздника большое внимание уделяется восхвалению Богоматери — Богородице Дево, упование христианом — и другие песнопения. Канон написан очень тепло, и в нем опять большое внимание отведено прославлению Божией Матери и Симеона Богоприимца. Духом предста старец… — звучит в песнях канона. Вместе с тем в словах величания — отчетливо восхваление Спасителя: Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.
Эксапостиларий праздника посвящен центральному событию — встрече Господа праведным Симеоном, что дало ему разрешение от уз плоти.
Духом во святилищи представ старец, на руки восприят закона Владыку, вопия: ныне соуз мя плотских разреши, якоже рекл еси, с миром: видех бо очима Откровение языков, и Израилю спасение.
Тихие напевы канона и тихое чтение откровений о том, что дано было старцу, сопровождают весь строй праздничной службы: Воздал еси мне, вопияше Симеон, спасения Твоего Христе, радование, восприими Твоего служителя сению претружденнаго, новыя благодати священнопроповедника тайнаго, во хвалении величающа.
Попразднество Сретения Господня продолжается довольно долго, и, воспевая сие событие, православный христианин тихо подходит к дням, предваряющим Великий пост, к череде подготовительных недель. Праздник же Сретения Господня остается в душе как знамение предшествия великих дней Христова Воскресения, через подготовительные недели и течение самого Великого поста ведущее к восприятию Праздника праздников — Светлого дня Пасхи.
***
Возвращаясь мыслью к изложенным светильнам, мы отчетливо понимаем их значение в построении православного праздничного богослужения. Светилен, он же и эксапостиларий, оказывается в структуре праздничной службы ее необходимым завершением. Воспев светилен праздника, православный покойно и радостно заканчивает свою молитву пением великого славословия и тропаря праздника. Все находит свое место в составе чина богослужения. И оно — завершенное — возвращается к верующей душе, и полнота праздника остается отрадной и действующей.
Публикация А. Беглова. Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 36, 2003