ПРÁЗДНИКИ ВЕЛИ́КИЕ
ПРÁЗДНИКИ ВЕЛИ́КИЕ в богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге. Таковы праздники «двунадесятые»: Рождество Христово (25 дек.), Богоявление (6 янв.), Сретение Господне (2 февр.), Вход Господень в Иерусалим (последнее воскресенье перед Пасхой), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта), Вознесение Господне (на сороковой день после Пасхи), Пятидесятница, или Троица (на пятидесятый день после Пасхи, то есть в седьмое воскресенье), Преображение Господне (6 авг.), Успение Пресвятой Богородицы (15 авг.), Рождество Богородицы (8 сент.), Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября), Воздвижение Креста Господня (14 сент.). Но в первую очередь сюда принадлежит П. Пасхи, как «праздников праздник», имеющий церковную службу, отличную от всех двунадесятых П.
В церковном праздновании великих П. следует различать дни предпразднства, попразднства, отдания П. и самого П. Днями предпразднства Церковь как бы пророчески предуказывает на день великого П., приготовляет верующих к достойной встрече его. Поэтому в дни предпразднства, наряду с молитвами и песнопениями, воспоминаемым в этот день святым, Церковь предлагает молитвословия и песнопения в честь наступающего П. Все великие П. имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова и Богоявления, из которых первый имеет 5 дней, а второй – 4 дня.
Дни попразднств составляют продолжение П. В эти дни, наряду с песнопениями святому, Церковь воспоминает и прославляет иногда участников события, вообще же – событие прошедшего П. Число дней попразднства простирается от одного до восьми дней, в зависимости от большей или меньшей близости одного П. к другому или к дням поста. Последний день попразднства носит название дня отдания П. и отличается от дней попразднства большей торжественностью богослужения, потому что последование этого дня во многом повторяет молитвословие и пение из последования самого П. Предпразднства и попразднства установлены Церковью отчасти по примеру Ветхозаветной Церкви, которая имела приготовление к своим П. и заключение их (Лев. 13, 35, 36: 1Мак. 10, 34; Ин. 11, 55), отчасти по примеру Иисуса Христа, повелевшего приготовить Вечерю и заключившего ее пением (Мф. 26, 19, 30). Те и другие установлены в глубокой древности. О древности установления предпразднства свидетельствует вся история всенощного бдения. Попразднства и отдания были окончательно узаконены при организации богослужения в IV веке и преимущественно при главных П.: Пасхи, Пятидесятницы и Рождества Христова. В последующее время Церковь присоединяет их ко всем великим П.
Богослужение в самый день великого П. посвящается исключительно воспоминаемому событию, что и выражается в изменяемых частях богослужения. Внешняя сторона богослужения в великие П. достигает особой торжественности. Священнослужители облекаются в светлые одежды, и богослужение совершается при полном освещении храма. Пению, как выражению радостного состояния, в день П. отдается предпочтение перед чтением.
Приличнейшим положением тела при молитве в эти дни Церковь считает стояние, и потому на некоторые П. определенно запрещено коленопреклонение. Наконец, подчеркивая радость и торжество, Церковь ослабляет или вовсе отменяет в эти дни посты.