1. День Рождества Богородицы
Дата | Духовное содержание празднуемого события | Искаженные представления о содержании Праздника |
---|---|---|
8 (21) сентября | – Господь, возжелав родиться, как Человек, ради нашего Спасения, прежде чем воплотиться, «уготовал» Свою будущую Мать. Для Своего воплощения, во исполнение Божественного плана спасения человечества, Сын Божий избрал Чистую и Пренепорочную Деву. Пресвятая Дева послужила великой тайне спасения людей через Боговоплощение, ибо Она стала Матерью Творца всех – Христа Бога. |
Богородица была очищена от скверны первородного греха прежде Своего Рождества. |
2. Воздвижение Креста Господня
Дата | Духовное содержание празднуемого события | Искаженные представления о содержании Праздника |
---|---|---|
14 (27) сентября | В этот день Церковь совершает: – торжественное воспоминание чудесного обретения Креста Господня; – чествование Креста Христова как орудия победы над смертью, адом, сатаной, злом. |
Обращение в молитвах к Кресту, как к личности, является классической метафорой, образным выражением и относится к жанру византийской поэзии, для которой характерен прием метонимии. Метонимия состоит в замене одного названия другим. Сущность ее заключается в замене того, о чем говорится, причиной этого последнего. |
3. Введение во Храм Пресвятой Богородицы
Дата | Духовное содержание празднуемого события | Искаженные представления о содержании Праздника |
---|---|---|
21 ноября (4 декабря) | – Введение Девы Марии во Храм было связано с Её посвящением Богу; – богоугодная жизнь Девы Марии при Храме сказалась на Её духовно-нравственном совершенстве, на готовности к будущей миссии быть Матерью Бога по человеческому естеству. |
Предание о том, что Мария, по введении во Храм, была введена первосвященником во святое святых, не засвидетельствовано в святоотеческой литературе и является не более чем красивым вымыслом |
4. Рождество Христово
Дата | Духовное содержание празднуемого события | Искаженные представления о содержании Праздника |
---|---|---|
25 декабря (7 января) | – Сын Божий ради нашего Спасения, не переставая быть Богом, стал Человеком (родился как Человек); Бог явился людям во плоти. | – родившийся Младенец был обыкновенным человеком, с Которым, посредством духовно-благодатной связи, соединился Сын Божий (в этом состоит заблуждение несториан). – родившийся Младенец не был в строгом значении слова ни Богом, ни Человеком, так как Божественная природа Сына Божьего, соединившись с человеческим естеством, преложилась в некое новое естество (в этом состоит заблуждение монофизитов); – факт рождения Богородицей Сына противоречит учению о Её приснодевстве (в этом состоит заблуждение представителей некоторых протестантских общин). |
5. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Дата | Духовное содержание празднуемого события | Искаженные представления о содержании Праздника |
---|---|---|
6 (19) января | – В этот день Бог явил Себя миру в троичности Лиц; – крестясь в Иордане, Христос:
|
– Христос воспринял на Себя грехи людей, крестившихся в Иордане Иоанновым крещением. – Христос крестился потому, что будучи Человеком, нуждался в Крещении ради очищения от скверны первородного греха |
6. Сретение Господне
Дата | Духовное содержание празднуемого события | Искаженные представления о содержании Праздника |
---|---|---|
2 (15) февраля | – во Встрече (Сретении) Богомладенца с праведным Симеоном Богоприимцем символично усматривается встреча двух эпох – ветхозаветной и новозаветной; – во время встречи праведный Симеон подтвердил, что Богомладенец есть Истинный Христос; – празднованием Сретения Господня исповедуется, что как Христос во исполнение закона был «посвящен» Богу, как первенец (по человеческому естеству), так и все мы, искупленные через Его Страдания и смерть, должны посвящать себя Богу, помня, что «мы уже не свои» (1Кор.6:19-20); – во время встречи с Мессией праведный Симеон подтвердил, что Он есть Истинный Христос. |
7. Благовещение Пресвятой Богородицы
Дата | Духовное содержание празднуемого события | Искаженные представления о содержании Праздника |
---|---|---|
25 марта (7 апреля) | – явив, в ответ на слова Ангела, согласие стать Матерью Сына Божьего по человеческому естеству, Богородица продемонстрировала послушание Богу и послужила Божественному Домостроительству Спасения; – в этот день, с согласия Девы Марии, Сын Божий восприял в Свою Ипостась человеческое естество (произошло сверхъестественное зачатие Господа Иисуса Христа по человеческому естеству); – в этот день Богородица, по слову отцов, сделалась «Небом», «Раем», «Ковчегом», «Лествицей Небесной». |
8. Преображение Господне
Дата | Духовное содержание празднуемого события | Искаженные представления о содержании Праздника |
---|---|---|
6 (19) августа | В этот день Господь Иисус Христос: – явил Свою Божественную Славу, святость по человеческому естеству, показав вместе с тем, что Он – Всесовершенный Бог и Совершенный Человек; – указал, как воссияют праведники (в меру их святости) в Царстве Славы; – явил власть над Небом и преисподней (призвав на гору Фавор пророка Илию и законоположника Моисея); – продемонстрировал превосходство Евангелия над ветхозаветным законом (Моисей и Илия, ревнители ветхозаветного закона, стояли перед Спасителем как рабы перед Владыкой). |
– Сияние Сына Божия (в момент Преображения) следует связывать с природным явлением (блеском молнии или особой яркостью солнечного света) (в этом состояло заблуждение последователей еретиков Варлаама и Акиндина). |
9. Успение Пресвятой Богородицы
Дата | Духовное содержание празднуемого события | Искаженные представления о содержании Праздника |
---|---|---|
15 (28) августа | – восстав после Успения, Богородица первая из людей (не считая Её Воскресшего Сына) явила Воскресение из мертвых в нетленную жизнь; – сподобившись славы Вознесения после Успения, Богородица удостоилась стать Небесной Владычицей. |
– поскольку факт Успения и последующего вознесения на Небо Пресвятой Богородицы не засвидетельствован в Священном Писании, постольку связанное с ним предание следует относить к частным сказаниям и легендам |
10. Вход Господень в Иерусалим
Дата | Духовное содержание празднуемого события | Искаженные представления о содержании Праздника |
---|---|---|
воскресенье перед Страстной седмицей | – в этот день Господь был торжественно встречен иудейским народом как Мессия; – Вход Господень в Иерусалим соответствует времени избрания ветхозаветных пасхальных агнцев; в данном отношении торжественное шествие Христа в Иерусалим соответствовало шествию Его на вольные Страдания, как Новозаветного Агнца. |
Искаженные представления имелись у самих евреев, встречавших Спасителя как земного Царя, дарующего им победу над врагами. |
11. Вознесение Господне
Дата | Духовное содержание празднуемого события | Искаженные представления о содержании Праздника |
---|---|---|
40-й день по Пасхе | – в этот день Господь вознесся плотью на Небо и воссел одесную Отца; – событие Праздника служит радостным подтверждением совершившегося Искупления человека; примирения человека и Бога; – вознесшись на Небо, Господь показал всему миру, что ожидает Его верных последователей: Царство Небесное, Царство Славы. |
Вознесшись плотью на Небо, Господь оставил Церковь, как Человек |
12. День Пятидесятницы
Дата | Духовное содержание празднуемого события | Искаженные представления о содержании Праздника |
---|---|---|
50-й день по Пасхе | – Сошествие Святого Духа на апостолов в День Пятидесятницы явило совершение Нового Завета Бога и человека; – со дня Пятидесятницы Святой Дух непрестанно пребывает в Церкви Христовой (особым присутствием), как Утешитель, Дух Истины; этот День принято называть Днем Рождения Церкви. |
Поскольку Сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы произошло до отделения Римской Церкви от Вселенской Православной и до начала Реформации, постольку в настоящее время Он равно участвует в деятельности всех христианских деноминаций (как своего рода «ветвей», произошедших от единого корня). |
Комментировать