протоиерей Дионисий Свечников,
руководитель молодежного отдела Бакинско-Азербайджанской епархии
С приближением больших церковных праздников, все чаще слышны народные приметы, советы, рекомендации – что и как нужно или не нужно делать в этот день. «Что можно делать в этот день и чего делать нельзя?» - один из основных вопросов, которым задаются ведущие новостей, авторы статей и подборок с рекомендациями к празднику, да и простые обыватели не прочь узнать, что «день грядущий нам готовит». На помощь, как обычно, приходят «знающие люди» – неутомимые хранители и генераторы примет и суеверий. Раньше «народная мудрость» передавалась из уст в уста, а нынче интернет, СМИ и печатные издания стали главными ее рассадниками. «Нельзя шить, убирать, стирать, работать в саду, в поле и на огороде в дни церковных праздников», «Нельзя ругаться с близкими и сквернословить на Пасху», «На Благовещение запрещено плести косы», «В день Усекновения главы Иоанна Крестителя нельзя пользоваться ножом и кушать круглое», «На Собор Богородицы нельзя варить кисель – к покойнику», - это лишь некоторые «праздничные» поверья из огромного их количества.
Выслушав с десяток таких советов, можно подумать, что православие представляет собой некую систему запретов и разрешений, которая базируется на особом тайном знании, предостерегающем человека от ошибок в повседневности, особо же в праздники. Эдакий православный свод правил на все случаи жизни, который прописывает как нужно вести себя в те или иные дни или как поступать в тех или иных ситуациях. Казалось бы, что в этом плохого? Такие подсказки могли бы здорово помочь в жизни православному христианину. Ведь нет ничего плохого в том, чтобы иметь знание и пользоваться им, а если человек хочет поступать в согласии с церковными правилами – так это вообще похвально. Но откуда берутся все эти знания и являются ли они, в действительности, церковными правилами?
В большинстве случаев даже поверхностного разбора достаточно, чтобы понять, что к православию подобные запреты и поверья не имеют прямого отношения, Церковь не является их источником. Во многих советах очень четко прослеживаются отголоски язычества. А часть запретов или рекомендаций и вовсе не имеет никакой логики или здравого объяснения, они представляют собой неизвестно когда, кем и зачем выдуманную «народную мудрость». С уверенностью можно сказать, что подавляющее большинство поверий, запретов, советов и примет базируется на суевериях или является ими.
Первое, что бросается в глаза – невероятная схожесть «церковных рекомендаций» с классическими народными приметами и повериями, которые существуют в народном сознании едва ли не по всякому поводу или случаю. Таким поводом, без сомнения, может являться большой церковный праздник, который в народном сознании является днем особым, выделенным среди прочих, освященным воспоминанием события священной истории, посвящен Богоматери, ангелам или памяти кого-либо из святых угодников. Религиозное сознание в таком случае срабатывает четко – если день особый, то у него есть свои правила. Непременно нужно что-то сделать, а чего-то делать точно нельзя.
Отсутствие базовых духовных знаний порождает в головах духовных монстров – псевдоправославные страшилки и запреты, дремучие суеверия и наиглупейшие рекомендации. Из этого многообразия формируется околоправославное язычество, которому свойственно обрядоверие и ритуалопоклонение, но нет места сознательной духовной жизни. Главное – соблюсти правила и ритуалы. В этом четко прослеживается языческое мировоззрение. В дни религиозных праздников язычники задабривали духов, для чего практиковалась всевозможная обрядность и ритуалы. Так и христиане, не ведущие полноценной духовной жизни, заменяют ее полуязыческими верованиями, магизмами, псевдоправославными традициями, смешивают «народное предание» с христианством. В этом нет ничего удивительного, ведь если человек лишает себя сознательной веры в Истинного Бога, то любые его религиозные верования – это язычество. И неважно во что он верит – в «бога в душе» или в языческих богов. По образу мышления он – язычник и язычество пропитывает всю его жизнь, особенно в быту, обильно сдабривая его магизмами и суевериями.
Такой подход часто характеризует людей невоцерковленных. Как правило, эти люди попадают в храм в дни больших церковных праздников или в случае нужды, к примеру, когда необходимо покрестить ребенка или отпеть покойника, реже – пособоровать и причастить больного на дому. В такие моменты они сталкиваются с тем, что многое из того, что привычно и даже обыденно для православных христиан, им попросту незнакомо. Необходимость же выполнения различных действий приводит к необдуманному, автоматическому соблюдению церковных правил или рекомендаций. И хорошо если информация о том, что нужно сделать в той или иной ситуации, получена от священника или церковных работников. Случается, что наслушавшись рекомендаций от «знающих людей», но, не имея реальных знаний о Церкви и способности оценить сложившуюся ситуацию в истинном христианском духе, люди по-своему переиначивают услышанное. Так возникают дремучие околоцерковные суеверия, которые потом нередко приобретают вид «церковных» правил и рекомендаций.
Чего только стоит невероятное множество «погребальных» и «поминальных» суеверий, разнящихся от местности к местности, но неизменно принимающих вид неких незыблемых правил, обязательных к исполнению в тех или иных случаях. Тут и «земельные» суеверия, и регламент поминальных блюд и количества рюмок на помин, таз с водой под стол с гробом, чтобы «душа омылась», топор под гроб, чтобы «душа быстрей отлетела», «замывание от покойника» дома от окон к входной двери как только вынесут тело, «чистка дома» и «проводы души» на 40-ой день, «чин откупа души» и много другое. Удивительно, но часто люди полагают, что все это – церковные правила.
Усугубляет неверное восприятие суеверий включение в них названий церковных праздников. Например, один из запретов гласит «На Собор Богородицы нельзя варить кисель – к покойнику». То, что во многих местах варят кисель на поминки – известное дело. Везде есть и свои «поминальные» блюда – кисель, лапша, блины и т.д. Но какое отношение имеет к киселю праздник Собора Богородицы? Возможно, данная страшилка придумана ради того, чтобы люди на следующий день после Рождества Христова занимались не домашними делами, а чтили святость праздника. Как не вспомнить тут детскую колыбельную – придет серенький волчок и укусит за бочок. Проще напугать, настращать, чем объяснить.
К этому добавляется множество околоцерковных суеверий, которые разнятся от местности к местности, но неизменно играют определенную роль в жизни людей. Например, запрет на пользование ножом или на использование в пищу чего-то круглого в день Усекновения главы Иоанна Крестителя, являясь по своей сути глупейшим суеверием, активно пропагандируется даже некоторыми священнослужителями. Аналогия разрезания ножом чего-либо с усекновением главы Предтечи Иоанна или ассоциирование, например, арбуза с головой того же пророка, не иначе как дикостью и не назовешь.
Но оставим суеверия в стороне и рассмотрим пример уже из церковной жизни. Часто родителям и крестным советуют причаститься перед крещением ребенка. Совет хороший и звучит он, как правило, из уст церковных работников. Но если разобраться, то обнаруживается глубинная проблема – люди приступают к Таинству причащения крайне редко, по особым случаям, либо вовсе не причащаются, и чуть ли не единственная возможность пригласить их к Чаше – предложить причаститься перед крещением ребенка. Поставленные перед необходимостью исповеди и причастия, родители и крестные нередко просто «отбывают духовную повинность», а потом благополучно забывают об этом вплоть до следующего крещения, в котором им придется участвовать. В итоге оказывается, что предложение причаститься перед важным духовным событием, коим является крещение ребенка, даже при правильном миссионерском подходе со стороны священника, зачастую просто не приносит плодов. «Правило о причастии» озвучивается и выполняется, и так происходит из раза в раз потому, что люди воспринимают его всего лишь как некий допуск до крещения, но до реальной духовной жизни так и не доходит. Идя по пути наименьшего сопротивления, люди неосознанно выполняют от случая к случаю некие правила, не погружаясь в осознание их сути.
Порой это свойственно даже воцерковленным людям. Удивительно, но в церковной среде также немало христиан, в жизни которых есть место обрядоверию или бездумному соблюдению правил, в то время как изучению Священного Писания, основ веры, творений святых отцов времени уделяется крайне мало, либо не уделяется вообще. Лейтмотивом их духовной жизни является неустанное следование некому своду правил, жизнь четко разделена на «можно» и «нельзя». Например, до конца не понимая молитвы, написанные на церковнославянском языке, люди годами продолжают читать их. Казалось бы, что мешает просто заглянуть в перевод, чтобы понять, о чем та или иная фраза в молитве? Ведь сейчас существует масса печатных изданий с параллельными переводами, а в интернете, при желании, можно найти переводы даже довольно редких молитв. При желании можно даже взяться за изучение церковнославянского языка, на данный момент это доступно не только учащимся духовных школ. Но, увы, так поступают лишь немногие. И это только один из многочисленных примеров, когда речь идет о вполне разумных правилах, традициях и особенностях церковной жизни, принимаемых людьми без должного осмысления.
Таким образом, одной из причин популярности примет, суеверий и глупых запретов – духовная неграмотность, поверхностное суждение или даже полное отсутствие такового. Люди просто выполняют инструкции, потому, что «так надо». Достаточно разобрать одну из самых популярных примет-рекомендаций, чтобы убедиться в этом. «На праздник … нельзя убирать в доме/шить/стирать/работать в поле». Список можно продолжать, и все перечисленные действия так или иначе будут связаны с физической работой, поэтому можно встретить и такую актуальную версию «На праздник … нельзя работать». Это, пожалуй, один из самых логичных запретов. Суть его сводится к весьма своеобразному истолкованию заповеди «Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день покоя, который посвяти Господу Богу твоему». Эта заповедь у ветхозаветных иудеев, действительно, не предполагала никакой физической работы в субботний день, а ее нарушение было весьма серьезным преступлением, которое могло караться смертью. Именно поэтому фарисеи неоднократно пытались улучить Иисуса в нарушении заповеди о субботе, что дало бы им возможность обвинить Его в попрании Закона, полученного от Бога. Но Господь ясно дает понять – суббота для человека, а не человек для субботы (Мк.2:27). Значит ли это, что христианин, для которого воскресенье и большие праздники – те самые дни, которые нужно посвятить Богу, может пренебречь Божественным установлением? Отнюдь. Пренебрегать нельзя. Церковный праздник – это тот день, который нужно посвятить Богу. Начать день важно не только с домашней молитвы, но и с посещения храма, участия в Божественной литургии, исповеди, причастия. Остаток дня стоит проводить с благоговением и благодарением Богу, по возможности не отвлекаясь на развлечения и занятия, не имеющие особой пользы для души. Но при этом нельзя дать какой-то универсальный рецепт поведения в праздничный день. Многое зависит от конкретных условий и обстоятельств жизни человека. Случается, что человеку нужно заняться какими-то неотложными делами. Приходится делать. Но эти дела не должны заменять ни молитву, ни посещение храма. Также, посвящая день Богу, хорошо помнить об исполнении Его заповеди о любви к ближнему и заняться делами милосердия. Но если даже никаких особых духовных дел в этот день не предвидится, то затевать генеральную уборку в доме то не стоит. Свободное время можно посвятить изучению Священного Писания, творений святых отцов, или уделить внимание малой Церкви – семье. Как видим, Церковь учит не простому безделью в воскресные или праздничные дни, а как раз наоборот, деятельному богомыслию, посещению храма, заботе о ближнем и т.д.
Итак, попробуем резюмировать – что можно и чего нельзя делать в день церковного праздника? Можно и нужно посетить храм и принять участие в праздничном богослужении. При этом не просто поставить свечку, освятить куличи или вербы, набрать святой воды и т.д., а приступить к Таинствам исповеди и причащения. Можно и нужно посвятить день Богу – творить добрые дела во славу Господа, изучать Священное Писание и творения святых отцов, уделить время духовному развитию, как своему, так и домочадцев. Можно и нужно уделить свободное время малой Церкви – семье. Нельзя заменять посещение храма домашними или иными делами. Нельзя предаваться бесплодному безделью, ссылаясь на то, что в праздник нельзя работать. Нельзя поддаваться дурным суевериям и соблюдать глупые правила. А если сложно разобраться в чем-то самому, то лучше рекомендацией будет обратиться за советом к священнику в храме.