Чистота

Литература по теме

Чистота́

1) свобода от греха;
2) неоскверненность человека в религиозно-обрядовом, ритуальном отношении (в том числе, состояние представителя Израиля, в котором ему надлежало пребывать во время богослужений и жертвоприношени);
3) (относительно веры; чистота веры) не загрязненность ложными положениями (взглядами, воззрениями).

azsaints 87 – Чистота

Говорится ли в Священном Писании о чистоте в каких-либо других значениях?

Да, кроме приведенных выше значений, в Священном Писании говорится о чистоте в отношении Слова Божиего, например: «Слова Господни – слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное» (Пс.11:7). В Библии также говорится об «очищении» людей, испытываемых Богом в трудностях и страданиях для того, чтобы узнать, является ли их вера чистой, постоянной, смиренной и полной любви: «И сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде» (Мал.3:3). Употребляется это слово и в отношении металлов, плавящихся и очищающихся в огне: «Слова Господни – слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное» (Пс.11:7).

Как можно обрести чистоту?

Чистота обретается в соработничестве человека и Бога. При этом от человека требуются определенные усилия, связанные с исполнением Божественной воли, направленные, на достижение нравственного совершенства и освобождение от греховной зависимости. Человек уповает на помощь Божию, взывает молитвенно к Богу, и Бог помогает человеку. Нравственная чистота достигается человеком в лоне Церкви и по ее руководством.

Что можно сказать о чистоте как противоположности плотской (в том числе блудной) страсти?

«Чистота, – пишет свт. Игнатий (Брянчанинов), – это добродетель, противоположная блудной страсти; это – отчуждение тела от действительного впадения в грех и от всех действий, приводящих ко греху, отчуждение ума от помышлений и мечтаний блудных, а сердца от ощущений и влечений блудных, затем последует и отчуждение тела от плотского вожделения... Чистота жительствующих в супружество состоит в верности супругов друг к другу. Чистота дев и вдовиц уневестившихся Христу состоит в верности к Христу». Иногда эту добродетель также называют целомудрием, а порой оба названия объединяются в одном выражении – «чистота целомудрия». Чистота целомудрия – состояние, когда при телесном целомудрии, при чистоте от всякой плотской греховной скверны сохраняется и чистота души от всяких нечистых мыслей и пожеланий.

Кто такой «чистый» человек?

О значении слова «чистый» можно судить по греческому слову «эйликринес», образованному из двух корней: «солнце» и «испытывать» («испытанный солнцем»). Соответственно, чистый человек – это тот, кто может открыто явить миру свои деяния. Именно в таком смысле свидетельствует о себе и своем благовествовании святой апостол Павел (2Кор.1:12). Он молится за Церковь, чтобы в великий Судный день она могла предстать перед Судьей «чистой» (Флп.1:10, Флп.2:15). Второе послание Петра призвано помочь Церкви обрести чистоту разума и деяний: это поможет ей устоять в грядущих тяжких испытаниях (2Пет.3:1).

Почему Новый Завет не содержит требований «ветхозаветной» обрядовой чистоты?

Новый Завет не содержит требований «ветхозаветной» обрядовой чистоты, потому что Иисус Христос говорит о бесполезности внешних омовений при внутренней оскверненности грехом (Мф.15:11; Мф.23:25-36; Лк.11:39-54), а святой первоверховный апостол Петр получает повеление не считать нечистым то, «что Бог очистил» (Деян.10:15). Отметим также, что ветхозаветные «очистительные» обряды во многом играли роль прообразов, реализовавшихся во времена Нового Завета.

Цитаты о чистоте

«Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть».
Тит.1:15

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
Мф.5:8

«Кто есть чистый сердцем? [...] Кто не знает за собой презрения к заповеди Божией или недостаточного или небрежного исполнения оной».
свт. Василий Великий

«Борьба [с искушением ко греху] предполагает нехотение худа; нехотение же милостивым Господом вменяется в чистоту».
свт. Феофан Затворник

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka