Array ( )

О традициях поста

Можно ли себе представить, что, увидь святой Ипполит Римский (II в.) практику пощения, которую мы сейчас знаем, он назвал бы её странной и парадоксальной?
Можно! Ведь именно так он и его современники, включая Амвросия Медиоланского, эту практику и характеризовали.
А дело в том, что со II века, под влиянием ереси монтанистов, воздержанием от скоромной пищи стали подменять понятие поста, под которым изначально понималось кратковременное воздержание от любой еды (даже «постной»).
Возврат к истокам традиции позволяет снять такие недоразумения, как возможность послабления больным, путешествующим и прочим «льготным» категориям людей, а также решает проблему празднования Нового года без нарушения Рождественского поста, не переходя при этом на григорианский календарь.

Неожиданные, но традиционные рекомендации пощения предлагает священник Вадим Коржевский в интервью 2020 года.

Обоснования актуальности утраченной практики постов, исторические примеры различных форм пощения, рекомендации и практические советы в отношении пищевого режима содержатся в видеороликах.

Ответы на вопросы

1. Что такое пост?

Обычно для наших современников из православной или околоправославной среды пост ассоциируется с постными продуктами, в наборе которых нет (или почти нет) пищи животного происхождения. Для древних же существен­ным в посте считался не род пищи, а час её вкушения и, соответственно, продолжительность полного воздержания от неё.
В этом отношении посты подразделяясь на три категории:
1) Посты в среду и пятницу продолжались до 6-го или 9-го часа (до 12:00 или 15:00).
2) Воздержание от пищи в Четыредесятницу оканчивалось вечерней (около 18:00 часов) - т.е., уже на закате солнца.
3) Третьим видом поста был сугубый пост, когда целые сутки, а то и многие дни проводились без пищи.

2. Правильно ли называть постом вкушение "постной" еды?

Вкушение еды – это не пост, а вид воздержания от того или иного рода вкушаемой пищи (животной или растительной, дорогой или дешёвой, калорийной или диетической). Конечно, после долговременной привычки связывать пост с тем или иным набором "постных" продуктов трудно называть простой отказ от завтрака или обеда постом, даже если на ужин запланирован куриный супчик.

3. Откуда Вы берете такое учение о посте?

Ответы на вопросы

1. Что такое пост?

Обычно для наших современников из православной или околоправославной среды пост ассоциируется с постными продуктами, в наборе которых нет (или почти нет) пищи животного происхождения. Для древних же существен­ным в посте считался не род пищи, а час её вкушения и, соответственно, продолжительность полного воздержания от неё.
В этом отношении посты подразделяясь на три категории:
1) Посты в среду и пятницу продолжались до 6-го или 9-го часа (до 12:00 или 15:00).
2) Воздержание от пищи в Четыредесятницу оканчивалось вечерней (около 18:00 часов) - т.е., уже на закате солнца.
3) Третьим видом поста был сугубый пост, когда целые сутки, а то и многие дни проводились без пищи.

2. Правильно ли называть постом вкушение "постной" еды?

Вкушение еды – это не пост, а вид воздержания от того или иного рода вкушаемой пищи (животной или растительной, дорогой или дешёвой, калорийной или диетической). Конечно, после долговременной привычки связывать пост с тем или иным набором "постных" продуктов трудно называть простой отказ от завтрака или обеда постом, даже если на ужин запланирован куриный супчик.

3. Откуда Вы берете такое учение о посте?

Такому посту учит Библия.
В библейском понимании, как и в переводе с еврейского слово пост [евр. цум, буквально «затягивать внутренности»] означает воздержание от пищи. И в русском языке термин пост включает в себя понятие «пустоты», указывая на пустоту желудка.

4. А как Библия представляет пост?

В некоторых местах Писания встречаются свидетельства о том, что люди по время поста отказывались не только от еды, но и от воды (Иона, 3:5-8; Деяния, 23:12), хотя в библейском понимании обычный пост – это воздержание только от пищи. Пить воду (особенно во время продолжительных постов) не запрещается.
Что же касается оцеживания скоромных комариков и выискивания «следов» яиц, сливок, молока в печеньках, пряниках и конфетах - давно следует признать и прямо сказать, что данное занятие не является постом в его библейском понимании и вообще не имеет к посту никакого отношения.

5. Откуда же такое отношение появилось?

Это отношение ввели в обиход церковной жизни харизматы II века, известные под именем монтанистов во главе с их главным апологетом – Тертуллианом.
Естественно, что на сей счет в те времена велась жаркая полемика, о которой мы узнаём из трактата Тертуллиана «О посте», где последний подробно развивает свою аргументацию в защиту нового вида поста. Кстати, Тертуллиан говорит совершенно то же самое, что теперь церковные люди говорят в защиту постов в ответ на претензии людей нецерковных. Но примечательно, что церковные писатели того времени (а среди них - и святые отцы) единогласно протестуют против новой формы пощения, называя ее странной и парадоксальной.

6. Почему же практика монтанистов, осужденных на Вселенском соборе 381 года, вошла в жизнь православных?

Потому что она позволила удлинять посты по времени их соблюдения, что было на руку монашествующим средниземноморского края, которые эту практику распространили и закрепили правилами.
А до этого, например, пост перед Пасхой длился от нескольких часов до нескольких дней. Кстати, количество дней Рождественского поста до XII века так же было не более пяти, как и положено любому предпраздничному посту.

7. Поэтому в предлагаемом Вами календаре пост перед Рождеством Христовым длится 5 дней?

Не только поэтому. Ещё и потому, что в той ситуации, которая сложилась в нашей стране, когда новогодний праздник оказался перед Рождественским, а мы не хотим менять нашу календарную систему, возвращение к посту на период предпразднства Христова Рождества является хорошим выходом из сложившейся ситуации.
Кроме того, вполне логичным является установление перед всеми значимыми празниками постов, которые будут совпадать по длительности с длительностью их богослужебного предпразднства!
Тогда у нас их станет хотя и больше по количеству, зато меньше по длительности - а главное, появится в них тот смысл, который и должны иметь предпраздничные посты!

8. А какими по продолжительности должны быть предпраздничные посты?

В богослужебном строе Церкви всё подчиняется седмичному циклу, в котором постными являются минимум два будничных дня в неделю, а максимум - не более пяти.
Что касается предпраздничных постов, то они, как правило, имеют однодневное предпразднство. Отсюда берет начало традиция сочельников накануне великих праздников, в которые ещё сохраняется идея подлинного поста в обычае невкушения пищи до вечера.

9. А как же Четыредесятница?

Во-первых, Четыредесятница не является предпраздничным постом.
А, во-вторых, даже в этот многодневный период поста постными не являются субботние и воскрес­ные дни. И, ежели кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень или в субботу, кроме одной только (Великой Субботы), да будет отлучен, - гласит 64-е Апостольское правило.

10. Означает ли это, что во все субботние и воскресные дни можно вкушать скоромную пищу?

Согласно 56-му правилу VI Вселенского Собора - нет! Хотя, если разобраться, то выяснится, что это правило является наглядным примером того, как вошедший в жизнь обычай отрицательным образом повлиял на каноническое право.
В обиход церковной жизни данный обычай ввели монтанисты, а развили монашествующие средиземноморского края. А, когда это стало укоренённым в тех местах обычаем, то его и закрепили в виде правила, желая добиться единообразия в этом вопросе.
Причём, обратите внимание, что основания для воздержания от яиц и сыра в нем приводятся такие же, как и в кашруте, что, возможно, выдаёт еще один источник появления данного обычая.
О том, что это всего лишь обычай, говорят и толкователи канонов, умалчивая при этом, что это обычай среднеземноморского монашеского устава питания, не имеющий основания, ни в правилах, ни в догматическом сознании Церкви.

11. А как противоправный обычай поститься в субботу и воскресенье вошел в обиход?

Исторически это произошло так.
Когда посты стали удлиняться по времени, то для церковной практики сразу же появилась проблема - как поступать с выпадающими на пост субботами и воскресеньями. И, хотя ответ на это был дан еще в III веке св. Ип­политом Римским, который записан на его статуе в Риме и гласит, что «пост должен прерываться, когда случается воскресенье», и в этом его поддержал свт. Амвросий Медиоланский, сказав, что «в Четыредесятницу постятся все дни, кроме субботы и воскресе­нья», и свт. Иоанн Златоуст называл субботу и воскресенье днями отдыха от поста, - однако, этот принцип со­блюдался лишь до тех пор, пока акцент пощения делался на продолжительности­ неядения, а не на роде пищи.
Когда же пост стали ограничивать и в роде пи­щи, то, как в дни разрешения поста (субботу и воскресенье), так и в часы этого разрешения (9-й час или вечер), стали вкушать только установившиеся роды постной еды, хотя 18-е правило Гангрского Поместного Собора оговаривает, что, если кто ради мнимого подвижничества, постится в воскресный день, да будет под клятвою. Это правило очень точно обозначило сложившийся ныне вид «подвижничества» как мнимый.

12. Есть ли ещё примеры необоснованного пощения?

Есть. В частности, пост неуместен в дни важнейших праздников - даже в случае, когда те совпадают со средой и пятницей.
Именно ввиду попразднства Христова Рождества отменяются посты и коленопреклонения на Святках. По этому же принципу нельзя поститься в течение всего периода Цветной Триоди, как и совершать чтение 6-го и 9-го Часов, потому что в период празднования победы Христова Воскресения неуместно вспоминать распятие Христа и Его смерть на Кресте.

13. А, может, не нужно ничего придумывать, раз церковная практика закрепила новый вид поста?

Нынешний вариант поста, состоящего не в кратковременном воздержании от еды, а в длительном потреблении еды «постной», в наших климатически суровых условиях неизбежно ведет к нарушению обмена веществ и к частичной или даже полной утрате «постнического жития». И, говоря откровенно, мы, благодаря этой практике, вообще перестали поститься...

14. Что же делать нам с существующими пищевыми предписаниями Типикона?

В первую очередь - понять, что пост в Типиконном варианте для нас непригоден даже в плане идеала. И следует не придумывать всяческие там послабления, а возродить забытую практику поста как временного неядения, частично или совсем отказавшись от понятия постного, которым и было подменено понятие о посте.

15. Означает ли это, что Вы выступаете против уставных постов нашей Церкви?

Во-первых, я говорю о том, что та практика, которую отражает нынешний пищевой устав нашей Церкви, является уставом одного, хотя и всем известного Палестинского монастыря, в то время как другие обители имели и имеют право жить по своему уставу.

Во-вторых, его пищевые предписания не соответствуют и никогда не соответствовали той реальности, в которой живут христиане РПЦ, включая монашествующих.

В-третьих, за пределами монастырей вообще никаких пищевых уставов не может существовать. И нельзя всем навязывать единообразного исполнения постов.

В-четвёртых, не надо путать установленные Церковью посты с постами уставными, т.е. с вариантами их соблюдения.

16. А разве церковный устав поста не должен решаться соборно?

Мне лично непонятно, почему вопрос, не имеющий отношение ни к догматам, ни к нравственности, требует непременно такого рода решения, хотя в принципе ничего не мешает священноначалию для своей, местной (поместной) Церкви определять свои правила в отношении уже установленных Вселенской Церковью постов. И это не призыв к тому, чтобы нарушать каноны, в которых сказано лишь, что нужно блюсти посты в определённое время, а как это делать - там не оговаривается, потому что формат и режим аскетических форм воздержания решается не только соборно, но и каждым лично в соответствии с теми или иными условиями.

17. Не будет ли нарушением канонов менять уже установленную Церковью длительность постов?

В канонах речь идет лишь о единственном многодневном посте – о Четыредесятнице, так что формально нет никаких канонических препятствий для того, чтобы изменять длительность других многодневных постов или добавлять посты новые.

18. А предложение не поститься по средам и пятницам в период Пятидесятницы не является ли нарушением канонов?

В каждом правиле бывают исключения. Скажем, в то время, как правила говорят о постах по средам и пятницам, Типикон формально нарушает их, устанавливая в некоторые периоды сплошные седмицы!
Так, согласно 49-й его главе, а вовсе не канонам, Неделя мытаря и фарисея является сплошной, хотя причина такого установления была временной и местной мерой (в противовес арцивуриеву посту, с целью отвратить от ереси «треклятых армян»). И, хотя сплошной эта седмица назначалась не вообще для всех, а лишь для тех, кто прежде держался ереси арцивуриевой, однако в нашей Церкви, не зная даже о цели данного канонического нарушения до сих пор с радостью нарушается канон о среде и пятнице и никого это ничуть не беспокоит.
А вот чтобы сделать сплошными дни Цветной Триоди, - хотя этого прямо требует смысл этих дней, - или сократить длительность Рождественского поста, требуется прямо-таки Вселенский Собор!
А ведь ни один Вселенский Собор даже не устанавливал этот пост, чтобы была необходимость отменять эти установления.

19. Пусть не Вселенский, а Поместный Собор установил правила того или иного поста, на каком основании мы их можем самостоятельно изменять?

На том основании, что телесное воздержание само по себе не является добродетелью, исполнение которой требуется заповедью. Следовательно, и отсутствие его не являетя грехом, в котором есть необходимость каяться.
Телесный пост в нравственном отношении является делом нейтральным. Это всего лишь инструмент, получающий свое значение не от обладания им, а от его применения. И сущность его не в соблюдении его, а в совершении определённой работы с помощью его.
Таких инструментальных дел у нас немало. К ним, например, относятся брак, специальность (форма труда), богатство, уединение, бдение, чтение и т.п.
Скажите, решаются ли соборно вопросы вашей женитьбы, труда, уединения или чтения?
Конечно, - скажете вы! Есть правила, запрещающие браки с иноверцами и безбожниками, не дозволяющие бесчестный труд во вред ближнему или собственной нравственности, воспрещающие чтение еретических произведений...
Хорошо. А теперь обратите внимание, что перечисленные правила касаются не форм труда или количества чтений, а веры или нравственности. В остальном же, каждому предоставляется самостоятельно решать, сколько ему читать, когда и где трудиться, жениться или остаться безбрачным и т.п.
И в отношении постов в Священном Писании и Предании Церкви встречаются лишь общие рекомендации, касающиеся основных принципов его соблюдения, и повелевается нам, по слову прп. Кассиана, «совершать их, сообразуясь с обстоятельствами, местом и временем, потому что они бывают полезны, если сообразны с обстоятельствами, и, напротив, делаются вредными, если не сообразны с ними».
А потом, сам по себе телесный пост не составляет соблюдение постного устава, ибо, по слову того же святого отца, «как соблюдение его не оправдывает нас, так и за нарушение его мы не подвергаемся осуждению, если, кроме употребления пищи, нет преступления заповеди, достойного наказания».

20. А так ли важен пост в жизни христианина?

Всегда были и сейчас есть такие, которые ратуют за то, чтобы пост был изъят из церковного употребления. Но о ненужности поста вообще сказать может только тот, кто даже и не пытался для себя поставить вопрос о духовной жизни как цель и задачу своей земной жизни, ибо без постничества в принципе никакой духовности не получится.
Так что - пост необходим. Вопрос лишь в том, каким должно быть наше постничество.

Комментировать

7 комментариев

  • чтец Сергий Федоров, 10.03.2023

    Феодор Вальсамон приводит решение Константинопольского патриаршего синода при патриархе Николае III (1084–1111), по которому перед известными праздниками следует поститься семь дней. Русская Церковь, как наследница Греческой Церкви, никогда не отменяла это постановление. Прп. Никодим Святогорец пишет о малых постах: «Хотя эти посты не установлены апостолами, но мы должны соблюдать и отеческие предания ради давности обычая, имеющего силу закона, по священным и гражданским законам».

    Вопрос: как Ваши рекомендации о сокращении малых постов соотносятся с этим?

    Ответить »
    • Вадим Коржевский, 28.03.2023

      Церковные люди всегда придавали большое значение обычаю, особенно основанному на предании. Например, в Номоканоне сказано: «Неписаный церковный обычай должен быть уважаем, как закон». Но это возможно лишь в том случае, когда он не противоречит, ни церковным правилам, ни догматическому сознанию Церкви, ни нравственным ее категориям. Указанное выше решение поститься 7 дней перед известными праздниками является наглядным примером того, как вошедший в жизнь обычай отрицательным образом повлиял на каноническое право, войдя в противоречие с 64 апостольским правилом, согласно которому «если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень или в субботу, кроме одной только великой: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен». И как светское общество руководствуется правилами разной степени важности — например, есть Конституция государства, а есть правила поведения в городском парке, — так и в Церкви есть правила обязательные для исполнения в любом случае, а есть такие, которые применяются лишь в определенной исторической ситуации, порой отражая как эта самая ситуация повлияла на появления данного правила. Одна из основных проблем современного канонического сознания – это отсутствие новых канонических решений по актуальным вопросам, необходимость в которых витает в воздухе. Но когда органы церковной власти не следуют за церковной действительностью, то сама церковная жизнь восполняет этот недостаток. Как? Появлением нового церковного обычая, который постепенно становится канонической нормой. Так что мы надеемся, что наши рекомендации когда-нибудь станут этой самой нормой.

      Ответить »
      • чтец Сергий Федоров, 18.04.2023

        При каких условиях новый обычай перестает быть нарушением законной нормы (канона или иного церковного постановления) и становится легальным? Как понять, что Ваши рекомендации не нарушают церковные законы, которые формально имеют полную силу до их официального пересмотра?

        Ответить »
  • Пелагея, 07.04.2023

    Здравствуйте, уважаемый автор!

    Как понять, что буквально в следующем разделе под названием "Календарь на 2023 год" (В главе "Постный календарь") предлагается еще более жесткий вариант по сравнению с ныне практикуемым сплошным воздержанием от "не постной" пищи, где к ныне используемой традиции добавляется изложенная Вами практика поста (отсутствие пищи до определенного часа)?
    Кто автор упомянутого мной раздела? Как не потерять еще больше здоровья при таком жестком миксе двух разных практик?

    С уважением, Пелагея

    Ответить »
    • Пелагея, 11.04.2023

      Поправка к заданному мной вопросу: глава "Пищевой календарь" (вместо "Постный календарь")

      Ответить »
    • Иоанна, 10.04.2023

      Здравствуйте! Тому, что Вас интересует, посвящён раздел "О традициях поста" и передачи "Домашней Церкви", список которых приводится там же. Если после ознакомления со всем этим останутся вопросы - пишите, ответим.

      Ответить »
  • Andrey, 17.05.2023

    Хоть часто повторяются слова в церковном сообществе о том, что суббота для человека, а не человек для субботы...о фарисеях отцеживающих комара...о мнимой праведности и ревности не по разуму и т.д, ...и сам дух апостольских посланий говорит о свободе и также мы призваны к духовному рассуждению. Однако у многих православие ассоциируется с традицией, исполнением правил и послушанием. Вот только как, кому? Какие правила важнее? Честно говоря, не дерзают священноначалие, что либо изменять, хоть и сообразуясь с условиями времени и места, т.к навлекут на себя гнев и осуждение в модернизме, прокатоличестве(ведь для нас, православных - католики всё изменяют прогибаясь "под изменчиаый мир", а мы то истинные, правильные, храним...)
    Время творчества в церкви ушло, наше дело соблюдать.
    Другое дело, что самостоятельная практика изменения постного календаря и образа поста может привести к самообольщению, превозношению. Мы не имеем сегодня духовного руководства, как это было в древности, и учитывая нашу духовную немощь, как не начать соблазнять я совести. И, как тут не вспомнить ап.Павла : " и потому если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего"

    Ответить »