Боже́ственные иде́и – составленные Богом образы мироздания, согласно которым Он творит, промышляет о Своём творении и осуществляет над ним, когда нужно, праведный суд.
В святоотеческом богословии Божественные идеи принято называть вечными мыслями Бога, прообразами, первообразами, образцами, замыслами и сущностными смыслами (логосами) всех тварных вещей.
По слову св. Максима Исповедника, Божественные идеи являют собой «самосовершенные и вечные мысли вечного Бога». Следуя св. Дионисию Ареопагиту, Божественные идеи суть образцы тварного мироздания, предсуществующие в Божественном Уме логосы сущих. Они есть Божественные формы и замыслы всех тварных существ, «благие изволения, определительные и творческие для всего существующего, согласно которым Сверхсущий и произвел всё сущее». «Все от Бога имеет свое бытие и существование, и все прежде бытия находится в Его творческом Уме, – учит св. Симеон Новый Богослов, – первообразы всех вещей находятся там внутри».
Созерцая Себя в вечности, Бог рассматривал в Своих представлениях образы мироздания. При этом само мироздание для бесконечного Бога было настоящим. «У Бога – всё пред очами, и что будет, и что было» (св. Григорий Богослов). «Бог созерцал все прежде творения, мысля вне времени», – говорит св. Иоанн Дамаскин. Божественные идеи образовали предвечный и неизменный совет Бога о мире. Образ каждого существа предначертан на этом Божественном совете.
Божественные идеи о тварном мире не появляются с необходимостью. Они – проявление Божественной любви. Напомним, что в Своем вечном блаженстве Бог совершенно самодостаточен. По слову св. Григория Богослова, Его бесконечное настоящее – это не время, а вечность. Пребывая в «неподвижном сиянии вечности», Он составляет образы мироздания только по Своей благости, в совершенной свободе. Бытие измышляемого Им мира не дает Его блаженной жизни ничего нового, не обогащает беспредельную полноту Его совершенств. Он творит мир исключительно «от безусловного избытка своих щедрот» (прот. Г. В. Флоровский).
Творя мир, Бог не перестает заботиться о Нем. Помимо творческой деятельности Он обладает деятельностью промыслительной, а также предназначает конечный суд созданным Им разумным творениям. Творческие идеи Бога или логосы творения есть основные начала и законы естества, которые охватывают весь чувственный и умопостигаемый мир. Но Бог также составляет логосы промысла и суда, в которых заключена вся жизнь, судьбы и конечные цели мира. Историческое существование человека предначертано в промыслительных идеях Бога, а его посмертное бытие и существование после Второго пришествия и воскресения в логосах суда.
Логосы промысла и суда нераздельны в высшем предназначении человека, к которому он идет в истории. Таким предназначением является обожение человека, а через него и всего тварного мира. Именно поэтому в идеях промысла и суда предначертано Боговоплощение и искупление, учреждено спасение человека и его судьба в вечности, от которой зависят судьбы всего мира. При этом Божественные предначертания не лишают человека свободы. В предвечном Божественном совете человеку указано быть свободными, поскольку только в свободе человек может осуществить идею обожения, соединиться с высочайше свободным Существом – Богом.
Литература по теме
- Амбигвы к Фоме о различных недоумениях у святых Дионисия и Григория преп. Максим Исповедник
- Божественные идеи. Богословие «Ареопагитик» игум. Дионисий (Шлёнов)
- Триединый Бог-Творец и Божественные идеи В.Н. Лосский
Комментировать