Скрыть
Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.

Святые отцы

Прочие

Ириней Лионский, сщмч. (†202)

Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли

Таким образом не другого Бога и не другую полноту возвещали апостолы, и не говорили того, что один - Христос, пострадавший и воскресший, а другой - взлетевший на высоту и оставшийся непричастным страданию, но что Один и Тот же Бог Отец и Христос Иисус, воскресший из мертвых. И веру в Него они проповедовали неверующим в Сына Божия и из пророчеств убеждали их, что Христа, Которого Бог обещал послать, Он послал в Иисусе, Которого они распяли, а Бог воскресил.

Против ересей

Афанасий Великий, свт. (†373)

Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли

Кто делается над кем – либо господом, тот под владычество свое приобретает уже существующих. Если же Господь есть Зиждитель и вечный всех Царь, когда же сделался человеком, тогда приобрел и нас, то и из сего явствует, что сказуемое Петром и в этом случае означает не то, будто бы сущность Слова есть произведение, но указывает на совершившееся впоследствии подчинение всех Спасителю и на Его над всеми господство. И это подобно изъясненному выше. Как там предложили мы изречения: «буди ми в Бога защитителя» (Псал. 30, 3), и: «бысть Господь прибежище убогому» (Псал. 9, 10), и слово показало, что изречения эти означают не то, будто бы Сам Бог приходит в бытие, но указывают на совершаемое Им каждому благодеяние, так и Петрово изречение имеет тот же смысл.

Сам Божий Сын как Слово есть Господь вселенной, мы же, прежде нежели получили бытие, изначала подлежали рабству тления и клятве законной, потом, сами себе постепенно измыслив не сущее, как говорит блаженный апостол, стали служить «не по естеству сущим богам» (Гал. 4, 8), не признавали Бога истинного, и не сущее предпочитали истине, но напоследок, подобно тому, как древле восстенал народ, обременяемый в Египте, и мы, имея в себе насажденный закон, с неизглаголанными воздыханиями духа начали просить и говорить: «Господи Боже наш, стяжи ны» (Ис. 26, 13), и Он стал нам как бы «в дом прибежища и Бога защитителя», а таким образом сделался нашим Господом. Не Он возымел при сем начало бытия, но мы начали иметь Его Господом своим. Бог как благий и как Отец Господа, всех помиловав и соблаговолив, чтобы все познали Его, творит, наконец, что Сын Его облекается в тело человеческое, соделывается человеком и наименован Иисусом, чтобы в теле сем, принесши Себя за всех, освободить Ему всех от богонеразумия и тления и Самому сделаться Господом и Царем всех. И об этом – то, а именно, что так сделался Он Господом и Царем, Петр сказал: «Господа и Христа Его… сотворил и послал есть», а это значит то же, что Отец сотворил Его человеком, потому что человеку свойственно быть сотворенным. Не просто же сотворил человеком, но сотворил, чтобы господствовать Ему над всеми и всех освятить помазанием. Ибо, хотя сущее во образе Божием Слово приняло на Себя рабский зрак, однако же восприятие плоти не поработило Слова, которое по естеству есть Господь. Напротив того, совершено Словом освобождение всего человечества, и Само Слово по естеству Господь, сделавшись и человеком, чрез сам рабий зрак соделывается Господом всех и Христом, именно же, для освящения всех Духом. И как Бог, соделываясь и Богом защитителем и говоря: «буду им Богом» (Евр. 8, 10), не тогда наипаче соделывается и не тогда только начинает быть Богом, но чем всегда Он есть, тем как скоро угодно Ему бывает и для имеющих в том нужду, так и Христос, по естеству вечный Господь и Царь, не тогда, как посылается, наипаче соделывается Господом, и не в это время начинает быть Господом и Царем, но чем всегда Он есть, тем творится тогда и по плоти и, всех избавив, таким образом, делается Господом живых и мертвых. Ибо Ему, наконец, служебно все, и это – то самое воспевает Давид: «рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Псал. 109, 1). Искуплению прилично было совершиться не чрез другого кого, но чрез Того, Кто Господь по естеству, чтобы нам, сотворенным чрез Сына, не именовать Господом иного и не впасть в арианское и языческое неразумие, послужив твари паче создавшего всяческая Бога.

Таков смысл этого изречения по немощному моему разумению. У Петра была истинная и добрая причина говорить так иудеям. Ибо иудеи, уклонившись от истины, хотя ожидают пришествия Христова, но не думают, что Христос претерпит страдание, и говорят, чего сами не понимают: мы знаем, что когда придет Христос, пребудет «во веки: како Ты глаголеши: вознестися Ему подобает?» (Иоан. 12,34) Сверх того, предполагают, что Христос не Слово пришедшее во плоти, но простой человек, каковы были все Цари. Посему – то Господь, вразумляя Клеопу и бывшего с ним, научал их, что «Христу» сперва «подобаше пострадати» (Лук. 24, 26), а прочих иудеев вразумляя, что Пришедший есть Бог, говорит им: «аще оных рече богов, к нимже слово Божие бысть, и не может разоритися Писание: Егоже Отец святи и посла в мир, вы глаголете, яко хулу глаголеши, зане рех: Сын Божий есмь» (Иоан. 10, 35, 36).

На ариан слово второе


Когда Петр говорит: «твердо убо да разумеет весь дом Израилев, яко и Господа и Христа Его сотворил есть Бог, сего Иисуса, Егоже вы распясте»; не о Божестве Его говорит: «яко и Господа Его и Христа сотворил есть,» но о человечестве Его, которое есть вся Церковь, в Нем господствующая и царствующая по Его распятии, и помазуемая на царство небесное, чтобы соцарствовать с Ним, истощившим Себя за нее и восприявшим ее чрез принятие рабия зрака. Ибо Сын Божий, Божие Слово, всегда был Господь и Бог; и не по распятии сотворен Господом и Христом, но, как сказано прежде, Божество Его сотворило, что человечество Его стало Господом и Христом.

О явлении во плоти Бога Слова и против ариан

Василий Великий, свт. (†379)

Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли

Говорят: «если Сын есть рождение, а Не тварь; то как же Писание говорит: «твердо убо да разумеет весь дом Израилев, яко и Господа Его и Христа Бог сотворил есть» (Деян.2, 36)?» Поэтому и здесь надобно отвечать, что говорится о Рожденном от Марии по плоти, как и Ангел, благовествующий пастырям, говорит: «яко родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь» (Лук. 2, 11); ибо слова: «днесь», нельзя разуметь о Том, Который прежде веков. Но яснее сие показывают следующие слова: «сего Иисуса, Егоже вы распнете» (Деян.2, 36). Если Сын, когда родился, тогда стал премудростью, то ложно сказанное: «Христос Божья сила и Божья премудрость» (1Кор.1, 24); ибо премудрость Его не получила начала, но была всегда. Поэтому значит сие то же, что и сказанное об Отце Давидом: «буди ми в Бога защитителя» (Псал.30,3); и еще: и «был еси мне во спасение» (Псал.117,21). И Павел говорит: «да будет же Бог истинен, всяк же человек лож» (Рим.3,2). Так и Господь «бысть нам премудрость от Бога, и освященье, и избавленье» (1Кор.1,30). Поэтому, если Отец, соделавшийся защитником и истинным, не тварь; то и Сын, соделавшийся премудростию и освящением, не тварь. Если истинно, что Отец есть единый Бог, то, очевидно, истинно и то, что Спаситель есть единый Господь Иисус Христос. Следовательно, по их мнению, и Спаситель не Бог, и Отец не Господь. И напрасно сказано: «рече Господь Господеви моему» (Псал.100,1); ложно и следующее: «сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой» (Псал.44,8); и сие: «одожди Господь от Господа» (Быт. 19, 24); и: «сотвори Бог по образу Божию» (Быт. 1, 27); и: «кто Бог, разве Господа?» и: «кто Бог, разве Бога нашего» (Псал.17, 32)? И Иоанн говорит: «Бог бе Слово, и Слово бе к Богу» (Иоан.1,1); и Фома о Сыне: «Господь мой и Бог мой» (Иоан.20,28). Поэтому, сии различения разуметь должно относительно к тварям, и ложно, а не собственно, именуемым богам, но не об Отце и Сыне.

Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия

Григорий Нисский, свт. (†394)

Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли

Зная об этом от Петра, мы утверждаем, что все в этом повествовании относится к одному: сам крест, человеческое имя и достоверность слова. Два действия одно Лицо испытало, как повествует слово Писания: от иудеев - страдание, а от Бога - честь, а не так, что одно лицо пострадало, а другое почтено после воскресения. Еще убедительнее он это показывает в дальнейшем изложении: Он, быв вознесен десницею Божиею (Деян. 2:33). Кто был вознесен? Низкий или Высочайший? И чем является эта низость, если не человеческой природой? И чем другим кроме Божества является Высочайший? Но нет сомнения, что Бог не нуждается в вознесении, находясь превыше всего. Таким образом, апостол говорит о вознесении человеческой природы, благодаря тому, что она была воспринята Господом и Христом. Потому вознесение произошло после страдания. Значит, не предвечное существование Господа ставит в зависимость апостол от слова «соделал», но низшего к высшему изменение, десницей Божьей совершенное.

Против Евномия

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 32-36 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли

«Чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею» (ст. 32, 33). Опять обра­щается к Отцу, хотя довольно было и того, что сказал уже прежде; но он знал, насколько это важно. Здесь он намек­нул и на вознесение, и на то, что Христос пребывает на не­бесах; но ясно и этого не высказывает. «И приняв от Отца обетование Святаго Духа» (ст. 33). Смотри: вначале сказал, что не Христос послал Его (Святого Духа), но Отец; а когда напомнил им об Его чудесах и о том, как поступили с Ним иудеи, когда сказал о воскресении, то уже смело начинает говорить и об этом и опять их самих приводит в свидетели, ссы­лаясь на то и другое их чувство (т.е., на зрение и слух – ст. 33). И о воскресении упоминает часто, а об их преступле­нии только однажды, чтобы не быть для них тягостным. «И приняв», говорит, «от Отца обетование Святаго Духа». Это опять – (истина) вели­кая; и я думаю, что он говорит теперь о том обетовании, ко­торое было до страдания. Смотри, как, наконец, все это он усвояет Христу, делая это очень незаметно. В самом деле, если Он излил (Святого Духа), то, очевидно, о Нем сказал пророк выше: «в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» (ст. 17 и след.). Смотри, какие (истины) он незаметно влагает в свои слова! Но так как это было дело великое, то он опять прикрывает его, сказав, что Христос принял от Отца. Он сказал об оказанных Им благодеяниях и о чудесах; сказал, что Он – Царь и что Он пришел к ним; сказал, что Он дает Свя­того Духа. Но ведь что бы кто ни сказал, – все будет напрасно, если он не будет иметь в виду пользы. Подобно Петру по­ступает и Иоанн, когда говорит: «Он будет крестить вас Духом Святым» (Мф. 3:11). Вместе с тем (Петр) показывает, что крест не только не умалил Христа, а напротив, еще более прославил Его, так как, что издревле Бог обещал Ему, то теперь даровал. Или иначе: Петр говорит здесь о том обе­товании, которое Он нам дал. Таким образом, Он наперед уже знал о будущем обетовании и после креста даровал нам еще большее. «Излил». Здесь (апостол) показывает Его до­стоинство, равно как и то, что Он не просто (даровал Духа), но – в изобилии. Отсюда, чтобы сделать и это (достоинство) оче­видным, – присовокупляет дальнейшие слова. Сказав о даро­вании Святого Духа, он теперь уже смело беседует и о вознесении (Христовом) на небеса, и не просто, но опять приводит свидетеля и напоминает о том самом лице, на которое и Христос указывал. «Ибо Давид не восшел», говорит, «на небеса» (ст. 34).

Здесь (апостол) говорит уже без стеснения, одушев­ляясь тем, что сказал выше; уже не говорит: «да будет позволено» (ст. 29) или что-нибудь подобное; но говорить ясно: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (ст. 34, 35). А если Он – Господь Давида, то тем более – их. «Седи одесную Меня». Этим высказал все. «Доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Этими словами воз­будил в них великий страх, подобно тому, как и в начале показал, как Бог поступает со Своими друзьями, и как – с врагами. А чтобы они лучше ему поверили, он опять власть приписывает Отцу. И так как он сказал истину вы­сокую, то теперь опять низводит слово свое к уничиженному. «Итак твердо знай», говорит, «весь дом Израилев» (ст. 36), т.е., не сомневайтесь и не возражайте. А затем говорит уже со властью: «что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса» (ст. 36). Это он припомнил из псалма Давидова (Пс. 2:2). Ему следовало бы сказать: «итак твердо знай, весь дом Израилев», что Он седит одесную; но так как то было слиш­ком высоко, то он, оставив это, приводит другое, что го­раздо уничиженнее, – говорит: «соделал», т.е., поставил. Следовательно, он здесь ничего не говорит о существе, но все об этом предмете (т.е., о воплощении). «Сего Иисуса, Которого вы распяли» (ст. 36). Прекрасно этим заключил свое слово, что­бы чрез то потрясти их ум. Сначала показал, как велико это преступление, и потом уже открыто сказал о нем, чтобы лучше представить его важность и преклонить их страхом. Ведь люди не столько привлекаются благодеяниями, сколько вра­зумляются страхом. Но дивные и великие мужи и друзья Божии ни в чем этом не нуждаются. Таков, например, был Па­вел: он не говорил ни о царстве, ни о геенне.

Гомилии на Деяния Апостолов

Нил Синайский, прп. (†430)

Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли

Блаженный Петр говорит, что и «Господа и Христа Бог сотворил есть» распятого «Иисуса» (Деян. 2:36), разумея не то, что сотворена сущность Слова, но что сотворен Христос по человечеству. Ибо что было распято, как не тело? Да и как иначе мог Апостол означить телесность Слова, как только сказав: «сотворил есть»?

Письма на разные темы. Диакону Коласию

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 32-36 Сего Иисуса воскреси Бог, емуже вси мы есмы свидетели. Десницею убо Божиею вознесеся, и обетование Святаго Духа прием от Отца, излия сие, еже вы ныне видите и слышите. Не бо Давид взыде на небеса: глаголет бо сам: рече Господь Господеви моему: седи одесную мене, Дондеже положу враги твоя подножие ног твоих. Твердо убо да разумеет весь дом Исраилев, яко и Господа и Христа его Бог сотворил есть, сего Иисуса, егоже вы распясте

Снова указывает на Отца, хотя достаточно было и прежнего указания. Но он знал, как полезно было это для слушателей в деле принятия ими того, что особенно необходимо. Выражением: вознесеся, Давид указал на вознесение и на то, что Он (Иисус) - на небесах, но и это сначала не ясно. Смотри: в начале слова, когда и пророка Иоиля привел во свидетели, не говорил, что Христос послал Духа Святого, но говорил, что послал Его Отец. А когда напомнил и о знамениях Христовых и о том, что сделано было против Христа, и когда с дерзновением высказал истину об Его воскресении; тогда наконец говорит уже, что Он (Христос) излил Духа Святого, что, следовательно, пророк об Нем говорил: и будет в последния дни… Обетование же разумеет или то, которое обещал нам апостолам, или то, которое обетовал Ему (Иисусу) Отец прежде креста и страданий. А так как он (Петр) имел сказать великую и высокую истину, именно то, что Духа Святого излил Христос, то затеняет ее, сказав, что Отец дал Ему это обетование; потому что кто бы что ни говорил, - если слово свое оканчивает без пользы, говорит напрасно и попусту. Показывает также (Петр), что крест не только не унизил Его (Иисуса), но придал Ему еще более блеска. Если тогда, по гласу Иоанна: той вы крестит Духом Святым и огнем, Отец дал Ему обетование, то теперь исполнил обетование. Глаголет бо сам: рече Господь Господеви моему. Здесь (Петр) говорит уже без опасения; так как сказанное выше ободрило его. Но какое значение в словах: рече Господь Господеви моему? Если уже Давид называет Его (Иисуса) Господом, то тем более иудеи не должны отрицать этого. Словами же Давида: дондеже положу враги твоя, навел (Петр) на них страх, как средство победить их. А чтобы не подорвать веры в себя, он приписывает все Отцу. После того, как сказал о предметах великих, он слово свое снова сводит на дела смирения Его (Иисуса). Седи одесную мене. В словах: седи одесную мене, мы уразумеваем равночестность Отца и Сына; так как понятие: правый, или левый, немыслимо по отношению к бестелесной сущности. А кто сии враги, это объясняет апостол, взывая: егда испразднит всяку власть, последний враг испразднится смерть (1Кор. 15:24-26). Яко и Господа и Христа его Бог сотворил есть. Выражение: сотворил есть, употреблено вместо выражения: «поставил»; потому что речь идет не о существовании и не об ипостасности. Еще не перестает говорить о делах смирения. Следовало бы присовокупить: твердо убо да разумеет весь дом Исраилев, яко одесную седит, так как это именно вытекает из предыдущего. Но он не говорит этого, а выражается гораздо смиреннее, именно: яко и Господа и Христа его Бог сотворил есть; потому что таково значение слова: сотворил. Итак всюду следует иметь в виду пользу слушателей.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

22 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, 23 Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; 24 но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. 25 Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. 26 Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, 27 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. 28 Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим. 29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. 30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, 31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. 32 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. 33 Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. 34 Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, 35 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. 36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.

22–36. Когда апостол рассказывал пред своими слушателями, что чудесное событие, которого они суть свидетели, есть исполнение ветхозаветного пророчества об излиянии на всякую плоть Духа Святого в мессианское время, то это само собою рождало мысль, что, следовательно, мессианское время уже наступило, Мессия уже пришел. Итак, кто же и где Мессия?

И вот апостол Петр начинает свое благовествование о Христе. Он возвещает, что Мессия явился в Лице известного всем мужа – Иисуса Назорея; Мессиею, Христом Бог блистательно засвидетельствовал Его многими чудесами и знамениями, совершенными чрез Него. Апостол не имеет нужды приводить какие-либо другие доказательства мессианского достоинства Иисуса; достаточно было для него напомнить о многоразличных и великих чудесах Иисуса Христа и таким образом сослаться на собственный опыт слушателей.

Но для иудеев того времени был соблазном крест Христов. Чтобы устранить этот соблазн, апостол, благовествуя дальнейшую историю Спасителя, напоминая израильтянам, что этот Иисус Назорей был предан в их руки лукавым учеником и ими, при содействии римской власти и римских воинов, пригвожден ко кресту и умерщвлен, прибавляет, что все это совершилось не против воли Божией, но по определенному совету и предведению Божию. Но еще более нуждалось в подтверждении слово апостола о воскресении Иисуса Христа. Посему, благовествуя о Его воскресении, он не только дает об этом свое собственное свидетельство (ст. 24–32), но и обосновывает его на слове Божием, показывая, что воскресение Иисуса Христа необходимо должно было быть, что хотя Он и умер по определению Божию, однако же смерти невозможно было удержать Его в своих узах. В приводимых апостолом словах псалма (15, 8–11) богоблаженный дух Давида на основании своего живого и постоянного общения с Богом высказывает надежду и уверенность, что и смерть не разлучит его от Господа, что Бог не допустит, чтобы душа его навсегда осталась во аде, а тело подверглось безвозвратному тлению, что, напротив, в настоящей близости к нему Бога заключается для него твердый залог вечной жизни его с Богом. Апостол теперь свидетельствует не только то, что исполнение этой надежды Давида на освобождение из ада и воскресение зависит от воскресения Иисуса Христа, но что и Давид сам высказал эту свою надежду и уверенность ввиду имеющего некогда последовать воскресения Христова, которое есть основание и залог воскресения людей, что и для Псалмопевца победоносное сошествие Христа во ад и воскресение из мертвых было основанием его надежды на собственное, личное освобождение от уз ада и воскрешение; так что он, говоря в первом лице, говоря о себе, мыслил прежде всего Христа, на Котором на первом в полноте и должно было исполниться то его ожидание (ст. 25–31). К этому пророческому слову апостол Петр в заключение присоединяет свидетельство апостолов, что пророчество Давида о воскресении Христа действительно исполнилось на Иисусе (ст. 32).

В своем продолжении евангельская речь апостола Петра необходимо возвращается к тому, из чего исшел он в своем благовестии, – к ниспосланию на верующих Духа Святого, ибо это было и после плодом вознесения Иисуса Христа на небо, о котором апостолы теперь проповедуют. Но самое вознесение Иисуса Христа, поскольку оно, подобно Его воскресению, не было событием, опытно наблюдаемым слушателями апостола, нуждалось в подтверждении. Поэтому он свое свидетельство о вознесении Иисуса Христа также обосновывает на слове Божием, приводя слова Псалмопевца, которые ясно относятся не к кому другому, как к Мессии (Мф. 22, 41 и далее), и которые прямо говорят о возвеличении Его до приятия Им участия в славе и силе Божией (ст. 33–35).

В заключение апостол с силою высказывает и твердо устанавливает самую первую и основную истину, на которой зиждутся все другие, раскрытые им в продолжение своей речи. Эта истина есть та, что Мессия явился именно в лице Иисуса Назорея, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса (ст. 36). Чтобы еще более возбудить в них раскаяние, напоминает им, как несправедливы и злобны были они по отношению к этому Иисусу, Которого Бог так возвысил и возвеличил: Бог соделал Его Господом и Христом, а вы Его распяли. Он приписывает им вину распятия Господа: Сего Иисуса вы распяли, хотя среди слушателей его, конечно, было много и таких людей, которых во время страданий Спасителя и не было в Иерусалиме и которые поэтому не могли лично участвовать в умерщвлении Иисуса. В данном случае неважно, кто, собственно, принимал непосредственное участие в распятии Господа. Апостол противополагает здесь действия Божии действиям человеческим и ближайшим образом поведению в отношении к Мессии народа иудейского вообще и говорит, что распятие Господа есть общее дело, общая вина всего народа; поэтому совесть каждого человека должна мучиться при воспоминании об этом беззаконии и подвигать его искать средства примирения с Богом, прощения содеянного греха.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли

Так апостол Петр оканчивает свою первую проповедь, произнесенную по сошествии Святого Духа на Апостолов. Легкомысленные Иудеи думали обличать Апостолов в опьянении; а Апостол, объяснив чудесное событие учением ветхозаветных Пророков, доказал, что это событие свидетельствует о том, что Бог, согласно древним пророчествам, того Иисуса, которого они распяли, соделал Господом и Христом.

Дом Израилев — это все общество Иудейское, или весь народ израильский, который древле разделялся на двенадцать колен.

Яко и Господа и Христа Его Бог сотворил есть сего Иисуса, егоже вы распясте. Господом и Христом, т. е. Помазанником или царем Бог соделал Иисуса в то самое время, когда Божество соединилось с человечеством в Иисусе, или в день вочеловечения единородного Сына Божия, когда небесный вестник сказал Марии: Се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий и Сын вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его; и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Егo не будет конца (Лук. 1, 31-33).

Господа и Христа Его Бог сотворил есть. Можно разуметь эти слова в том смысле, что Иисус, в продолжении земной жизни своей, будучи в состоянии уничижения, скрывал Свое Божественное величие, под покровом немощного естества человеческого; а чрез воскресение, вознесение на небо и ниспослание от Отца Всесвятого Духа Утешителя, раскрылось величие Его, как Господа и Христа, как Бога и Царя неба и земли; и по воле Отца Своего, Он теперь, восседши одесную Бога Отца, воспринял всякую власть на небе и на земле, и по своему человечеству за претерпение смерти, увенчан славою и честию (Евр. 2, 9).

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

36. И так твердо знай весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом сего Иисуса, которого вы распяли.

И так, твердо знай и пр.: практическое заключение всей речи апостола, как несомненный (твердо) вывод из всего сказанного о лице Иисуса Христа. Все сказанное апостолом о Христе на основании ветхозаветных пророчеств о Нем может и должно быть твердым основанием для знания и для веры слушателей, что Иисус из Назарета есть обетованный Христос, который, будучи распят, воскрес из мертвых, вознесся на небо и ниспослал Св. Духа на своих апостолов и учеников, что теперь слушатели видят и слышат.

Весь дом Израилев значит – весь народ еврейский; так называется он часто в книгах Ветхого Завета (1Цар.12:23; Иез.45:6 и мн. др.) потому, что он произошел от 12 сынов патриарха Иакова, прозванного Израилем, и потому представляется как одна фамилия или одно семейство (дом) этого патриарха. Обращается апостол здесь только к еврейскому народу потому, что к евреям говорил он эту речь (ст. 5) и их теперь хотел обратить к вере во Христа и познанию Его.

Бог соделал: в том же смысле, в каком выше говорится, что Бог воскресил Иисуса (ст. 24, 32; см. прим.).

Господом и Христом: двоякое обозначение одного и того же мессианского достоинства Иисуса, первое – как общее, второе – как особенное, специальное. В состоянии уничижения могущество Господа и слава Его как Мессии были сокрыты, и во всем величии проявились только в воскресении и в вознесении Его. Он и прежде был Господом и Христом, но – в образе раба; по воскресении же и вознесении вошел вполне и по человечеству в славу свою. А так как о воскресении апостол говорит выше, как о действии Бога Отца, то и здесь, соответственно сему, употребляет оборот речи

Бог соделал Его Господом и Христом. – Сего Иисуса, а не другого кого-либо, т.е. именно этот Иисус из Назарета есть Господь и Христос, или царь и Мессия.

Которого вы распяли: смелый и сильный оборот речи, имеющий целью поразить как бы острием сердце слушателей. Мессия – распятый вами, иудеями! Сопоставление этих понятий должно было особенно поразить слушателей апостола. «Прекрасно этим заключил свое слово, дабы чрез то потрясти их душу» (Злат.).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли

Весь дом Израилев, т. е. весь народ еврейский. Бог соделал Господом и Христом сего Иисуса, которого вы распяли - другими словами: «Бог соделал так, что сей Иисус, которого вы распяли, и был истинный Господь и Христос ваш…», или Мессия (двоякое обозначение Его Мессианского достоинства - более общее и частнейшее).

Которого вы распяли По замечанию Златоуста - «прекрасно заключил этим свое слово, дабы чрез то потрясти их душу…»

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли

Внушение Апостола твердо знать, что Иисус есть Христос (Спаситель) прежде всего касалось Евреев, которые не только не уверовали в Него, как обещанного Мессию; но вместе с тем оно простирается и на всех читателей этого Божественного Писания, в котором с такою ясностью, основательностью и обстоятельностью раскрывается Божественное достоинство Иисуса Христа. О сем ясно свидетельствовал Апостол пред Самим Иисусом Христом, вопрошавшим Апостолов, за кого они почитают Его. Петр сказал: «Ты еси Христос Сын Бога». На сие Иисус Христос сказал: «ты еси Петр (πέτρος = камень), на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф.16:16;18). И потом прибавил: «отселе будеши человеки ловя». И вот, бывший рыбарь, теперь дерзновенно и богодухновенно устрояет эту ловитву людей в мрежу спасения, со всем тщанием самого искусного и усерднейшего ловца, употребляющего все меры к доброй ловитве, как предупредительные, так и последующие, наипаче же заботясь о тишине и общем спокойствии, столь благопотребных при великой ловитве. Однако, в решительную минуту ловцы прибегают и к некоторым устрашениям. Так и Петр, представивши божественное достоинство Иисуса Христа, говорит в конце речи: «а вы (Евреи) распяли Его». «Прекрасно этим заключил слово свое, чтобы чрез то потрясти их души» (Златоуст).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О кресте.

Мф.5:35. Если здесь названа подножием ног – земля, то в других местах это же название применяется к подножию древесному, о котором сказано «прославлю»: Ис.60:13; срав. 1Пар.28:2; это подножие, сокрушившее врагов, обнаружило силу: Деян.2:35-36; Мф.22:44.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible