Скрыть
Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 25-30 Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим. Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его

Затем прежде, чем в уме их могла родиться какая-нибудь мысль, он выставил им Давида, отстраняющего всякий помысл чело­веческий. «Ибо Давид говорит о Нем» (ст. 25). И смотри, какое опять уничиженное свидетельство! Для того он и привел его сначала, сказав то, что более уничиженно, чтобы показать, что смерть (Христова) не была событием горестным. «Видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. Ибо Ты не оставишь души моей в аде» (ст. 25, 27). Затем, докончив свидетельство пророческое, присовокупляет: «мужи братия!» (ст. 29). Когда намерен говорить что-нибудь особенно важное, всегда употребляет такое вступление, чтобы тем воз­будить их внимание и привлечь к себе. «Да будет позволено», говорит, «с дерзновением сказать вам о праотце Давиде» (ст. 29). Какая великая скромность! Так он всегда снисходит, когда это было безвредно. Потому и не сказал: это сказано о Христе, а не о Давиде; напротив, весьма благоразумно выказывает глубокое уважение к блаженному Давиду, чтобы тем тронуть их; и о том, что всеми признано, говорит так, как будто это было дерзко сказать, стараясь расположить их в свою пользу теми похвалами (Давиду), какие незаметно вводит в свою речь. Потому и не просто говорит: о Давиде, но: «о праотце Давиде». «Что он и умер и погребен». Не говорит пока: и не воскрес; но другим образом сейчас же высказывает и это, говоря: «и гроб его у нас до сего дня» (ст. 29). Теперь он доказал то, что желал; но и после этого не перешел еще ко Христу, а снова говорит с похвалою о Давиде: «будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему» (ст. 30).

Так говорит он с тою целью, чтобы они, по крайней мере, хоть из уважения к Давиду и к его роду, приняли слово о воскресении, – так как будто бы в противном случае пострадает пророчество и их честь. «И зная», говорит, «что Бог с клятвою обещал ему» (ст. 30). Не сказал просто: обещал, но, что было сильнее: «с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его» (ст. 30). Смо­три, как опять указал на высокую истину. Так как он смягчил их своими словами, то смело предлагает это изре­чение пророка и беседует о воскресении.

Гомилии на Деяния Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 25-28 Давид бо глаголет о Нем: предзрех Господа предо мною выну: яко одесную мене есть, да не подвижуся. Сего ради возвеселися сердце мое, и возрадовася язык мой: еще же и плоть моя вселится на уповавании. Яко не оставиши души моея во аде, ниже даси преподобному твоему видети истления. Сказал ми еси пути живота: исполниши мя веселия с лицем твоим

Якоже не бяше мощно (Деян.2:24). Намащенные борцы были неуловимы для противников, и намащенные заклинатели были предохранены и защищены от зубов змия. Когда намащенный таинственно Духом своим Христос вступил в борьбу с смертию и подчинился этому губителю, тогда появившийся противник был сокрушен. Якоже не бяше мощно… Потому не было возможно, что найдено было, что Он от Бога рожден, и что Ему чуждо было всякое пременение или преложение, и что Он так восстал, что более не имел уже умирать. Далее приводит Давида, превышающего всякий человеческий разум, - потому что такого рода дело пророчество, - и говорит: Давид бо глаголет о Нем, а не о себе; и опять начинает со сторон смирения. Хотя и совершилось это теперь, но предначертано было издревле; Бог соизволял на это исперва и исперва так предначертал. Предзрех Господа предо мною выну. Называет Отца Господом Его (Иисуса); потому что Он (Иисус) принял зрак раба. Если же здесь говорится, что Отец есть одесную Сына, а в других местах говорится, что Сын одесную Отца, то этим обозначается их равенство. Еще же и плоть моя вселится на уповании. Так как Иисус, восприяв смерть, совлек ту плоть, какую принял по плану домостроительства, чтобы снова воскресить ее от смерти; то справедливо, что плоть Его питала себя упованием в ожидании воскресения. Хотя слова: яко не оставиши души моея во аде, некоторые и принимают за слова от лица Давида, не имея впрочем возможности доказать свою мысль; однакож они верно и благочестиво говорят, что тело восстало, чтобы быть нетленным и духовным; так как воскресшая плоть после воскресения есть тело духовное и нетленное. Пути живота, то есть, те пути, которые души праведников прошли вместе с Искупителем, выходя из преисподних мест. В словах: исполниши мя веселия с лицем твоим, под лицом следует разуметь явление Господа в божественном образе и призрение на нас, которым Он ближе призрел нас.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О бессмертии души


Сектанты говорят: «что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?» (Пс.29:10).

Православный ответ: О плоти и крови, но не о безсмертной душе, которая, хотя и низводилась во ад, но жива была; Спасителева же душа в аду не осталась: Пс.15:9-10; ср. Деян.2:25-27.


О бессмертии души


Сектанты говорят: У Христа не было души, но только Божество.

Православный ответ: Неужели Божество скорбело в Гефсиманском саду (Мф.26:38) и нуждалось в утешении ангела (Евр.5:7; Лк.22:43). Об этой-то душе Господней и говорится: Деян.2:25 – не оставлена душа его во аде.

Оружие правды

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

22 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, 23 Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; 24 но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. 25 Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. 26 Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, 27 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. 28 Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим. 29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. 30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, 31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. 32 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. 33 Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. 34 Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, 35 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. 36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.

22–36. Когда апостол рассказывал пред своими слушателями, что чудесное событие, которого они суть свидетели, есть исполнение ветхозаветного пророчества об излиянии на всякую плоть Духа Святого в мессианское время, то это само собою рождало мысль, что, следовательно, мессианское время уже наступило, Мессия уже пришел. Итак, кто же и где Мессия?

И вот апостол Петр начинает свое благовествование о Христе. Он возвещает, что Мессия явился в Лице известного всем мужа – Иисуса Назорея; Мессиею, Христом Бог блистательно засвидетельствовал Его многими чудесами и знамениями, совершенными чрез Него. Апостол не имеет нужды приводить какие-либо другие доказательства мессианского достоинства Иисуса; достаточно было для него напомнить о многоразличных и великих чудесах Иисуса Христа и таким образом сослаться на собственный опыт слушателей.

Но для иудеев того времени был соблазном крест Христов. Чтобы устранить этот соблазн, апостол, благовествуя дальнейшую историю Спасителя, напоминая израильтянам, что этот Иисус Назорей был предан в их руки лукавым учеником и ими, при содействии римской власти и римских воинов, пригвожден ко кресту и умерщвлен, прибавляет, что все это совершилось не против воли Божией, но по определенному совету и предведению Божию. Но еще более нуждалось в подтверждении слово апостола о воскресении Иисуса Христа. Посему, благовествуя о Его воскресении, он не только дает об этом свое собственное свидетельство (ст. 24–32), но и обосновывает его на слове Божием, показывая, что воскресение Иисуса Христа необходимо должно было быть, что хотя Он и умер по определению Божию, однако же смерти невозможно было удержать Его в своих узах. В приводимых апостолом словах псалма (15, 8–11) богоблаженный дух Давида на основании своего живого и постоянного общения с Богом высказывает надежду и уверенность, что и смерть не разлучит его от Господа, что Бог не допустит, чтобы душа его навсегда осталась во аде, а тело подверглось безвозвратному тлению, что, напротив, в настоящей близости к нему Бога заключается для него твердый залог вечной жизни его с Богом. Апостол теперь свидетельствует не только то, что исполнение этой надежды Давида на освобождение из ада и воскресение зависит от воскресения Иисуса Христа, но что и Давид сам высказал эту свою надежду и уверенность ввиду имеющего некогда последовать воскресения Христова, которое есть основание и залог воскресения людей, что и для Псалмопевца победоносное сошествие Христа во ад и воскресение из мертвых было основанием его надежды на собственное, личное освобождение от уз ада и воскрешение; так что он, говоря в первом лице, говоря о себе, мыслил прежде всего Христа, на Котором на первом в полноте и должно было исполниться то его ожидание (ст. 25–31). К этому пророческому слову апостол Петр в заключение присоединяет свидетельство апостолов, что пророчество Давида о воскресении Христа действительно исполнилось на Иисусе (ст. 32).

В своем продолжении евангельская речь апостола Петра необходимо возвращается к тому, из чего исшел он в своем благовестии, – к ниспосланию на верующих Духа Святого, ибо это было и после плодом вознесения Иисуса Христа на небо, о котором апостолы теперь проповедуют. Но самое вознесение Иисуса Христа, поскольку оно, подобно Его воскресению, не было событием, опытно наблюдаемым слушателями апостола, нуждалось в подтверждении. Поэтому он свое свидетельство о вознесении Иисуса Христа также обосновывает на слове Божием, приводя слова Псалмопевца, которые ясно относятся не к кому другому, как к Мессии (Мф. 22, 41 и далее), и которые прямо говорят о возвеличении Его до приятия Им участия в славе и силе Божией (ст. 33–35).

В заключение апостол с силою высказывает и твердо устанавливает самую первую и основную истину, на которой зиждутся все другие, раскрытые им в продолжение своей речи. Эта истина есть та, что Мессия явился именно в лице Иисуса Назорея, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса (ст. 36). Чтобы еще более возбудить в них раскаяние, напоминает им, как несправедливы и злобны были они по отношению к этому Иисусу, Которого Бог так возвысил и возвеличил: Бог соделал Его Господом и Христом, а вы Его распяли. Он приписывает им вину распятия Господа: Сего Иисуса вы распяли, хотя среди слушателей его, конечно, было много и таких людей, которых во время страданий Спасителя и не было в Иерусалиме и которые поэтому не могли лично участвовать в умерщвлении Иисуса. В данном случае неважно, кто, собственно, принимал непосредственное участие в распятии Господа. Апостол противополагает здесь действия Божии действиям человеческим и ближайшим образом поведению в отношении к Мессии народа иудейского вообще и говорит, что распятие Господа есть общее дело, общая вина всего народа; поэтому совесть каждого человека должна мучиться при воспоминании об этом беззаконии и подвигать его искать средства примирения с Богом, прощения содеянного греха.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Ст. 25-28 Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим

Давид бо глаголет о Нем. Псалом пятнадцатый, из которого приведено пророчество, Давид, по-видимому, произносит от своего лица; но апостолы, Петр и Павел (Деян. 13, 34 и след.) свидетельствуют, что в этом псалме изображается обетованный Спаситель. И самое содержание псалма показывает, что в нем говорится не о другом ком, как об Иисусе Христе, что далее (ст. 29) раскрывает сам апостол Петр. Давид говорил об ожидаемом Искупителе от своего лица, как представлявший в себе образ Его в различных обстоятельствах своей жизни. Как же Давид предъизображает в самом себе Иисуса Христа? Он говорит: Видел Я пред Собою Господа всегда; ибо Он одесную меня, дабы Я не поколебался. От того возрадовалось сердце мое, и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании. Ибо ты не оставишь души моей в аде, и не дашь Святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать пути жизни; Ты исполнишь меня радостию пред лицем Твоим (Псал. 15, 8-11). Так изображает Пророк человечество Господа Иисуса в Его нераздельном единении с Божеством! Иисус Христос, пребывая на земле, как человек, всегда созерцал Бога, никогда не отлучался от Божества Своего, дабы, согласно вечному Божескому совету и предопределению, пребыть непоколебимым в исполнении того служения, которое предназначено было Ему совершить на земле предвечным Божеским определением. В этом нераздельном единении с Божеством, человечество Господа Иисуса, и среди земных подвигов, скорбей и болезней, радовалось и веселилось, и по отношению к плоти, как святое, несомненно уповало, что и Его душа не останется в аде, и тело не увидит тления, или не предастся тлению. Человечество Господа Иисуса, пребывая в единении с Божеством второго лица Пресвятой Троицы, сознавало свое нераздельное единение с источником жизни, и надеялось исполниться совершенною радостию и блаженством во славе Божественного Лица Его; — потому и говорит: Ты исполнишь Меня радостию пред Лицем Твоим.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

25. Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда; ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался.

Ибо Давид говорит о Нем и пр.: эту истину воскресения Христова апостол подтверждает убедительным, особенно для евреев, к которым направлена была эта речь, свидетельством ветхозаветного пророка и притом самого уважаемого, Давида царя. Изложив это пророчество полно (ст. 25–28), апостол потом сам же и протолковал его (ст. 29–31). Пророческое место взято из псалма 15-го (Пс.15:8–11) и приведено точно по переводу Семидесяти. Псалмопевец изображает в этом псалме праведника, который говорит, между прочим, (ст. 8) о своем внутреннем тесном духовном общении с Богом, так как постоянно имел перед своими духовными очами Господа, как покровителя и помощника, почему (ст. 9) и чувствовал великую радость во всем своем существе, в уверенности (ст. 10), что таковое общение не будет прервано смертью, что душа его не останется в аде, и само тело его не подвергнется тлению, а будет наслаждаться (ст. 11) полнотой жизни в Боге и радостью в общении с Ним. Апостол говорит, что это Давид говорил о Нем, т.е. Христе, и указывая сие, далее объясняет о Нем прямо только самое существенное в этом пророческом изображении, именно – сказанное в ст. 9-м псалма (Пс.9:27; ср. Пс.9:31), но, без сомнения, по смыслу апостольской речи все это псаломное изображение во всех своих чертах относится к Нему.

Видел я Господа и пр.: в приложении к Мессии Иисусу это изречение есть радостное выражение Христом уверенности своей в постоянном внутреннем духовном единении с Богом-Отцом во всей Его жизни и деятельности на земле, так как Бог постоянно был Его помощником и защитником во всех Его действиях.

Одесную меня: именно как помощник и защитник; подобие заимствовано от суда, при производстве которого защитник стоял по правую руку защищаемого им (Пс.108:31).

Дабы я не поколебался: не погрешил; мысль без образа: дабы я непоколебимо пребывал в этом единении и общении с Богом во всей жизни и действиях. Все выражение очевидно человекообразное.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался

Истину воскресения Христова апостол подтверждает особенно авторитетным для иудея пророчеством Давида царя в замечательном месте его Пс. 15:8-11). Изложив это место полно и точно по переводу 70-ти (25-28 ст. ), апостол сам же тотчас и протолковывает его (29-31 ст. ), являя в себе очевидный дар Духа Святого в разумении Писания. В применении к Давиду указанное место его псалма выражает его радостную уверенность в постоянной помощи и благости Божией, простирающихся до неоставления Богом даже и за пределами гроба (нетление). Но если в применении к Давиду все это осуществилось лишь отчасти, то в применении к Спасителю (знаменательно выражение апостола: Давид говорит о Нем, т. е. о Христе«) осуществилось с буквальной точностью и полнотою, на что и указывает св. Петр.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался;

Пророчество Давида о воскресении Христовом приводится Апостолом, как дальнейшее основание к тому, что Иисус Христос должен был воскреснуть, ибо о сем было предсказано. Пророчествам же Евреи верили более всяких рассуждений, ибо почитали их Божиими глаголами, которые необходимо должны исполниться. Апостол берет пророчество в его связи с предшествующими и последующими словами (в контексте). Псалом 15-й, из коего заимствуется пророчество, есть молитва царя Давида, в которой он выражает свою полную надежду на Бога, которая окрепла в нем в особенности после того, как ему было открыто чрез пророка Нафана, что от семени его произойдет Мессия (Спаситель), Который будет вечным Царем на престоле Его и Царем всех (2Цар.7:12); (Пс.107:9); (Ис.9:6); (Лк.1:32-33). И вот, Давид высказывает ряд великих надежд и, между прочим, что Бог не оставит души его во аде (Деян.2:27). Все это прежде всего относится к самому Давиду, но потом, чрез него, как прообраз Мессии, и к Иисусу Христу. Как, в частности, относятся к Иисусу Христу слова 25-го стиха: «видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня», то это легко понять, представив всегдашнее живое отношение к Отцу, о Котором Он нередко высказывался, говоря: «Аз и Отец едино есма» (Ин.10:30). Но так как Он на земле был как человек, то можно представить, как Он мог «подвигнуться». Известно, например, что Он молился в саду Гефсиманском о том, чтобы отошла от Него великая чаша страданий, хотя и отдавался в то же время всецело славе Отца. По мысли одного толковника, «Иисус Христос здесь представляется говорящим как бы так: Я всегда помышляю о Боге и воле Его, Он подкрепляет Меня (как человека) могуществом Своим, чтобы привести мог в исполнение план Его. Тщетно сопротивляется Мне сила ада, Я не поколеблюсь. План Божий – основать чрез Меня Царство истины и добра между людьми – осуществится и Я не буду побежден, не паду пред страданиями, которые должен претерпеть для сего» (прот. Полотебнов, стр.93).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible