Скрыть
Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 32-36 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли

«Чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею» (ст. 32, 33). Опять обра­щается к Отцу, хотя довольно было и того, что сказал уже прежде; но он знал, насколько это важно. Здесь он намек­нул и на вознесение, и на то, что Христос пребывает на не­бесах; но ясно и этого не высказывает. «И приняв от Отца обетование Святаго Духа» (ст. 33). Смотри: вначале сказал, что не Христос послал Его (Святого Духа), но Отец; а когда напомнил им об Его чудесах и о том, как поступили с Ним иудеи, когда сказал о воскресении, то уже смело начинает говорить и об этом и опять их самих приводит в свидетели, ссы­лаясь на то и другое их чувство (т.е., на зрение и слух – ст. 33). И о воскресении упоминает часто, а об их преступле­нии только однажды, чтобы не быть для них тягостным. «И приняв», говорит, «от Отца обетование Святаго Духа». Это опять – (истина) вели­кая; и я думаю, что он говорит теперь о том обетовании, ко­торое было до страдания. Смотри, как, наконец, все это он усвояет Христу, делая это очень незаметно. В самом деле, если Он излил (Святого Духа), то, очевидно, о Нем сказал пророк выше: «в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» (ст. 17 и след.). Смотри, какие (истины) он незаметно влагает в свои слова! Но так как это было дело великое, то он опять прикрывает его, сказав, что Христос принял от Отца. Он сказал об оказанных Им благодеяниях и о чудесах; сказал, что Он – Царь и что Он пришел к ним; сказал, что Он дает Свя­того Духа. Но ведь что бы кто ни сказал, – все будет напрасно, если он не будет иметь в виду пользы. Подобно Петру по­ступает и Иоанн, когда говорит: «Он будет крестить вас Духом Святым» (Мф. 3:11). Вместе с тем (Петр) показывает, что крест не только не умалил Христа, а напротив, еще более прославил Его, так как, что издревле Бог обещал Ему, то теперь даровал. Или иначе: Петр говорит здесь о том обе­товании, которое Он нам дал. Таким образом, Он наперед уже знал о будущем обетовании и после креста даровал нам еще большее. «Излил». Здесь (апостол) показывает Его до­стоинство, равно как и то, что Он не просто (даровал Духа), но – в изобилии. Отсюда, чтобы сделать и это (достоинство) оче­видным, – присовокупляет дальнейшие слова. Сказав о даро­вании Святого Духа, он теперь уже смело беседует и о вознесении (Христовом) на небеса, и не просто, но опять приводит свидетеля и напоминает о том самом лице, на которое и Христос указывал. «Ибо Давид не восшел», говорит, «на небеса» (ст. 34).

Здесь (апостол) говорит уже без стеснения, одушев­ляясь тем, что сказал выше; уже не говорит: «да будет позволено» (ст. 29) или что-нибудь подобное; но говорить ясно: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (ст. 34, 35). А если Он – Господь Давида, то тем более – их. «Седи одесную Меня». Этим высказал все. «Доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Этими словами воз­будил в них великий страх, подобно тому, как и в начале показал, как Бог поступает со Своими друзьями, и как – с врагами. А чтобы они лучше ему поверили, он опять власть приписывает Отцу. И так как он сказал истину вы­сокую, то теперь опять низводит слово свое к уничиженному. «Итак твердо знай», говорит, «весь дом Израилев» (ст. 36), т.е., не сомневайтесь и не возражайте. А затем говорит уже со властью: «что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса» (ст. 36). Это он припомнил из псалма Давидова (Пс. 2:2). Ему следовало бы сказать: «итак твердо знай, весь дом Израилев», что Он седит одесную; но так как то было слиш­ком высоко, то он, оставив это, приводит другое, что го­раздо уничиженнее, – говорит: «соделал», т.е., поставил. Следовательно, он здесь ничего не говорит о существе, но все об этом предмете (т.е., о воплощении). «Сего Иисуса, Которого вы распяли» (ст. 36). Прекрасно этим заключил свое слово, что­бы чрез то потрясти их ум. Сначала показал, как велико это преступление, и потом уже открыто сказал о нем, чтобы лучше представить его важность и преклонить их страхом. Ведь люди не столько привлекаются благодеяниями, сколько вра­зумляются страхом. Но дивные и великие мужи и друзья Божии ни в чем этом не нуждаются. Таков, например, был Па­вел: он не говорил ни о царстве, ни о геенне.

Гомилии на Деяния Апостолов

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня

Мы знаем, что после воскресения из мертвых и вознесения на небеса Христос сидит одесную Отца. Это уже совершилось; мы не увидели это, но уверовали. Мы прочли об этом в книгах, слышали предсказания, уверовали. И именно потому, что Христос был сыном Давида, Он стал Господом Давида. Ведь родившийся от семени Давида был столь почтен, что стал и Господом Давида. Ты так этому удивляешься, как будто бы и в человеческих делах не бывает такого. Ведь если бы случилось, что сын какого-то простого отца стал царем, то разве он не стал бы господином отца? Еще более удивительным является то, что может случиться, что не только сделавшийся царем сын простого человека стал господином отца, но что сын мирянина, став епископом, становится отцом своего отца. Следовательно, именно поэтому Христос, получив плоть, умерев в ней, в этой же плоти воскреснув, в ней же взойдя на небо и сидя одесную Отца, и в этой же самой плоти, такой почтенной, такой прославленной, такой измененной в небесном состоянии является и сыном Давида, и Господом Давида.

Толкования на Псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня

Итак, слова Сиди одесную Меня (Пс. 109:1) как будто бы обращены к человеку. Ибо это было сказано не вечно сидящему на престоле Славы, как Бог Слово, после вознесения с земли, но Тому, Кто сейчас возвышен в небесную славу, как человек, как говорят апостолы: Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня. Это приказание, дающее начало сидению, - человеческое, но божественным является достоинство сидеть вместе с Богом, Которому служат тысячи тысяч и тьмы тем предстоят перед Ним (Дан 7:10).

Эранист

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня

Не Божество было распято, а плоть; а претерпевать становление, во всяком случае, может то, что смогло претерпеть распятие.

Изложение Деяний Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 32-36 Сего Иисуса воскреси Бог, емуже вси мы есмы свидетели. Десницею убо Божиею вознесеся, и обетование Святаго Духа прием от Отца, излия сие, еже вы ныне видите и слышите. Не бо Давид взыде на небеса: глаголет бо сам: рече Господь Господеви моему: седи одесную мене, Дондеже положу враги твоя подножие ног твоих. Твердо убо да разумеет весь дом Исраилев, яко и Господа и Христа его Бог сотворил есть, сего Иисуса, егоже вы распясте

Снова указывает на Отца, хотя достаточно было и прежнего указания. Но он знал, как полезно было это для слушателей в деле принятия ими того, что особенно необходимо. Выражением: вознесеся, Давид указал на вознесение и на то, что Он (Иисус) - на небесах, но и это сначала не ясно. Смотри: в начале слова, когда и пророка Иоиля привел во свидетели, не говорил, что Христос послал Духа Святого, но говорил, что послал Его Отец. А когда напомнил и о знамениях Христовых и о том, что сделано было против Христа, и когда с дерзновением высказал истину об Его воскресении; тогда наконец говорит уже, что Он (Христос) излил Духа Святого, что, следовательно, пророк об Нем говорил: и будет в последния дни… Обетование же разумеет или то, которое обещал нам апостолам, или то, которое обетовал Ему (Иисусу) Отец прежде креста и страданий. А так как он (Петр) имел сказать великую и высокую истину, именно то, что Духа Святого излил Христос, то затеняет ее, сказав, что Отец дал Ему это обетование; потому что кто бы что ни говорил, - если слово свое оканчивает без пользы, говорит напрасно и попусту. Показывает также (Петр), что крест не только не унизил Его (Иисуса), но придал Ему еще более блеска. Если тогда, по гласу Иоанна: той вы крестит Духом Святым и огнем, Отец дал Ему обетование, то теперь исполнил обетование. Глаголет бо сам: рече Господь Господеви моему. Здесь (Петр) говорит уже без опасения; так как сказанное выше ободрило его. Но какое значение в словах: рече Господь Господеви моему? Если уже Давид называет Его (Иисуса) Господом, то тем более иудеи не должны отрицать этого. Словами же Давида: дондеже положу враги твоя, навел (Петр) на них страх, как средство победить их. А чтобы не подорвать веры в себя, он приписывает все Отцу. После того, как сказал о предметах великих, он слово свое снова сводит на дела смирения Его (Иисуса). Седи одесную мене. В словах: седи одесную мене, мы уразумеваем равночестность Отца и Сына; так как понятие: правый, или левый, немыслимо по отношению к бестелесной сущности. А кто сии враги, это объясняет апостол, взывая: егда испразднит всяку власть, последний враг испразднится смерть (1Кор. 15:24-26). Яко и Господа и Христа его Бог сотворил есть. Выражение: сотворил есть, употреблено вместо выражения: «поставил»; потому что речь идет не о существовании и не об ипостасности. Еще не перестает говорить о делах смирения. Следовало бы присовокупить: твердо убо да разумеет весь дом Исраилев, яко одесную седит, так как это именно вытекает из предыдущего. Но он не говорит этого, а выражается гораздо смиреннее, именно: яко и Господа и Христа его Бог сотворил есть; потому что таково значение слова: сотворил. Итак всюду следует иметь в виду пользу слушателей.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

22 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, 23 Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; 24 но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. 25 Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. 26 Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, 27 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. 28 Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим. 29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. 30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, 31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. 32 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. 33 Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. 34 Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, 35 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. 36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.

22–36. Когда апостол рассказывал пред своими слушателями, что чудесное событие, которого они суть свидетели, есть исполнение ветхозаветного пророчества об излиянии на всякую плоть Духа Святого в мессианское время, то это само собою рождало мысль, что, следовательно, мессианское время уже наступило, Мессия уже пришел. Итак, кто же и где Мессия?

И вот апостол Петр начинает свое благовествование о Христе. Он возвещает, что Мессия явился в Лице известного всем мужа – Иисуса Назорея; Мессиею, Христом Бог блистательно засвидетельствовал Его многими чудесами и знамениями, совершенными чрез Него. Апостол не имеет нужды приводить какие-либо другие доказательства мессианского достоинства Иисуса; достаточно было для него напомнить о многоразличных и великих чудесах Иисуса Христа и таким образом сослаться на собственный опыт слушателей.

Но для иудеев того времени был соблазном крест Христов. Чтобы устранить этот соблазн, апостол, благовествуя дальнейшую историю Спасителя, напоминая израильтянам, что этот Иисус Назорей был предан в их руки лукавым учеником и ими, при содействии римской власти и римских воинов, пригвожден ко кресту и умерщвлен, прибавляет, что все это совершилось не против воли Божией, но по определенному совету и предведению Божию. Но еще более нуждалось в подтверждении слово апостола о воскресении Иисуса Христа. Посему, благовествуя о Его воскресении, он не только дает об этом свое собственное свидетельство (ст. 24–32), но и обосновывает его на слове Божием, показывая, что воскресение Иисуса Христа необходимо должно было быть, что хотя Он и умер по определению Божию, однако же смерти невозможно было удержать Его в своих узах. В приводимых апостолом словах псалма (15, 8–11) богоблаженный дух Давида на основании своего живого и постоянного общения с Богом высказывает надежду и уверенность, что и смерть не разлучит его от Господа, что Бог не допустит, чтобы душа его навсегда осталась во аде, а тело подверглось безвозвратному тлению, что, напротив, в настоящей близости к нему Бога заключается для него твердый залог вечной жизни его с Богом. Апостол теперь свидетельствует не только то, что исполнение этой надежды Давида на освобождение из ада и воскресение зависит от воскресения Иисуса Христа, но что и Давид сам высказал эту свою надежду и уверенность ввиду имеющего некогда последовать воскресения Христова, которое есть основание и залог воскресения людей, что и для Псалмопевца победоносное сошествие Христа во ад и воскресение из мертвых было основанием его надежды на собственное, личное освобождение от уз ада и воскрешение; так что он, говоря в первом лице, говоря о себе, мыслил прежде всего Христа, на Котором на первом в полноте и должно было исполниться то его ожидание (ст. 25–31). К этому пророческому слову апостол Петр в заключение присоединяет свидетельство апостолов, что пророчество Давида о воскресении Христа действительно исполнилось на Иисусе (ст. 32).

В своем продолжении евангельская речь апостола Петра необходимо возвращается к тому, из чего исшел он в своем благовестии, – к ниспосланию на верующих Духа Святого, ибо это было и после плодом вознесения Иисуса Христа на небо, о котором апостолы теперь проповедуют. Но самое вознесение Иисуса Христа, поскольку оно, подобно Его воскресению, не было событием, опытно наблюдаемым слушателями апостола, нуждалось в подтверждении. Поэтому он свое свидетельство о вознесении Иисуса Христа также обосновывает на слове Божием, приводя слова Псалмопевца, которые ясно относятся не к кому другому, как к Мессии (Мф. 22, 41 и далее), и которые прямо говорят о возвеличении Его до приятия Им участия в славе и силе Божией (ст. 33–35).

В заключение апостол с силою высказывает и твердо устанавливает самую первую и основную истину, на которой зиждутся все другие, раскрытые им в продолжение своей речи. Эта истина есть та, что Мессия явился именно в лице Иисуса Назорея, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса (ст. 36). Чтобы еще более возбудить в них раскаяние, напоминает им, как несправедливы и злобны были они по отношению к этому Иисусу, Которого Бог так возвысил и возвеличил: Бог соделал Его Господом и Христом, а вы Его распяли. Он приписывает им вину распятия Господа: Сего Иисуса вы распяли, хотя среди слушателей его, конечно, было много и таких людей, которых во время страданий Спасителя и не было в Иерусалиме и которые поэтому не могли лично участвовать в умерщвлении Иисуса. В данном случае неважно, кто, собственно, принимал непосредственное участие в распятии Господа. Апостол противополагает здесь действия Божии действиям человеческим и ближайшим образом поведению в отношении к Мессии народа иудейского вообще и говорит, что распятие Господа есть общее дело, общая вина всего народа; поэтому совесть каждого человека должна мучиться при воспоминании об этом беззаконии и подвигать его искать средства примирения с Богом, прощения содеянного греха.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Ст. 34-35 Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих

Святой Петр приводит новое пророческое свидетельство о том, что обетованный Спаситель Христос вознесся на небо и воспринял Божеское величие и славу (в объяснение 33 стиха); ибо Давид не восшел на небеса, а между тем сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов твоих в подножие ног твоих (Псал. 109, 1). Не бо Давид взыде на небеса: Давид не восходил на небо с телом; из этого видно, что выше приведенные слова из псалма (ст. 25-28) произнес он не о себе, а об Иисусе Христе, как обетованном великом потомке его.

Глаголет бо сам: но сам Давид говорит в другом псалме о том, кого изображает он в пятнадцатом псалме, изображает не себя самого, а Того, кого называет своим Господом, говоря: сказал Господь Господу моему, т. е. сказал Бог Отец Богу Сыну, Господу Спасителю нашему.

Седи одесную Мене, дондеже положу враги твоя подножие ног твоих. Как бы так говорит: восприими славу Мою и участие в Моем Божеском правлении, пока низложу врагов твоих в подножие ног твоих, или пока покорю их Тебе. Об этом великом событии апостол Павел говорит: подобает бо Ему царствовати, дондеже положит враги под ногама своима. Последний же враг испразднится смерть. Егда же покорит Ему всяческая, тогда и Сам Сын покорится покоршему Ему всяческая, да будешь Бог всяческая во всех (1Кор. 15, 25, 26, 28).

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

34. Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,

35. Доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.

Ибо Давид не восшел на небеса: как истину воскресения Христова апостол выше утвердил на пророчестве Давида, что особенно важно было для слушателей его, иудеев, так и истину вознесения Христова, с которой внутренне соединяется истина излияния на верующих даров Св. Духа, как следствия с основанием, апостол утверждает также пророческим изречением Давида из Пс.109:1, и утверждает тем же способом, как и выше. Давид, как известно, сам не восшел или не вознесся на небеса, как, наприм., Илия, но говорит о Господе своем, что Бог (Иегова) посадил Его одесную Себя; следовательно, Давид говорит сие не о себе, а о другом лице и, именно – о Мессии Иисусе из Назарета, который вознесся на небеса. Господь сам приложил к Себе это пророческое изречение (Мф.22:42 и дал.).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня

Утвердив, как основную, истину воскресения Христова на пророчестве Давида, апостол подобным же образом находит нужным утвердить и истину вознесения Иисусова, ближайшим следствием чего было излияние даров Св. Духа. Эту истину апостол утверждает именно ссылкою на пророческое изречение Давида в псалме (Пс. 109:1), относя исполнение этого изречения всецело ко Христу. Это же самое изречение прилагает к Себе и Сам Господь в беседе с фарисеями (Мф. 22:12 и т. д. ).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible