Скрыть
Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через апостолов в Иерусалиме.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 41-47 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви

«Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (ст. 41). Как думаешь, во сколько раз больше знамения это одушевило апостолов? «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении» (ст. 42). Две добродетели: и то, что терпели, и то, что – единодушно. «В учении», говорит, «Апостолов», для того, чтобы показать, что и после апо­столы учили их долгое время. «В общении и преломлении хлеба и в молитвах». Все, говорит, делали вместе, все – с терпением. «Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме» (ст. 43). Это и естественно. Они уже не презирали их, как каких-нибудь простых людей, и вни­мали уже не тому, что видели, но ум их очистился. А как выше Петр говорил весьма многое, излагал обетования и по­казывал будущее, то они справедливо поражены были страхом; свидетельством же тому, что говорил он, служили чудеса. Как у Христа – прежде знамения, потом учение, затем чудеса, так и теперь. «Все же верующие были вместе и имели всё общее» (ст. 44). Смотри, какой тотчас успех: не в молитвах только общение и не в учении, но и в жизни. «И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (ст. 45). Смотри, какой страх появился у них. «И разделяли всем». Это сказал, чтобы показать, как они распоряжались имуществом. «Смотря по нужде каждого». Не просто (раздавали), как у языч­ников философы, из которых одни оставили землю, а другие много золота бросили в море: это было не презрением к деньгам, но глупостью и безумием. Диавол всегда и везде старался оклеветать создания Божии, как будто нельзя хорошо пользо­ваться имуществом. «И каждый день единодушно пребывали в храме» (ст. 46). Здесь указывает на то, каким образом они прини­мали учение.

Заметь, как иудеи ничего другого не делали, ни малого, ни великого, а только пребывали в храме. Так как они сделались ревностнее, то и к месту имели больше благоговения; и апо­столы пока еще не отвлекли их, чтобы не причинить им вреда. «И, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа» (ст. 46, 47). Когда говорит: «хлеб», то, мне кажется, указывает здесь и на пост, и на строгую жизнь, – так как они прини­мали пищу, а не предавались роскоши. Отсюда пойми, возлюб­ленный, что не роскошь, но пища приносит наслаждение и что роскошествующие (живут) в печали, а не роскошествую­щие – в радости. Видишь ли, что слова Петра приводили и к этому – к воздержанию в жизни? Так-то не может быть радости, если нет простоты. Почему же, скажешь, они имели «любовь у всего народа»? По своим делам, по своей ми­лостыне. Так не смотри же на то, что архиереи восстали на них по зависти и ненависти, но – на то, что они имели «любовь у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (ст. 47). «Все же верующие были вместе». Так везде прекрасно – едино­мыслие. «И другими многими словами он свидетельствовал». Это сказал (апо­стол), показывая, что не достаточно было сказанного; или еще: прежние слова были сказаны для того, чтобы привести к вере, а эти показывали, что должен делать верующий. И не сказал: о кресте, но: «и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа». Не напоминает им постоянно о кресте, чтобы не показалось, будто он поносит их; но просто говорит: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов». В здеш­них судах закон относится иначе; но в (деле) проповеди грешник спасется тогда, когда сознается во грехах. Смотри, как Петр не пропустил того, что более важно; но, сказав сначала о благодати, присовокупил потом и это: «и получите дар Святаго Духа». И слово его было достоверно потому, что сами (апостолы) получили (Духа). Сначала говорит о том, что легко и что подает великий дар, и потом уже ведет к жизни, зная, что для них поводом к ревности будет то, что они уже вкусили столько благ. А так как слушатель желал узнать, что составляло сущность его очень многих слов, – он присоединяет и это, показывая, что это – дар Святого Духа. Таким образом те, которые приняли слово его, одобрили ска­занное им, хотя слова его и были исполнены страха, и после одобрения приступают к крещению. Но посмотрим, что ска­зано выше. «И они постоянно пребывали в учении». Из этого видно, что не один день, и не два, и не три, но в течение многих дней они учились, так как перешли к другому образу жизни. «Был же страх на всякой душе». Если «на всякой», то – и на неуверовавших. Вероятно, они чувствовали страх, видя столь внезапное обра­щение, а может быть, (это происходило) и от знамений. Не ска­зал (Лука): вместе, но – «единодушно», потому что можно кому-либо быть и вместе, но не единодушно, разделяясь в мыслях. «В молитвах». И здесь не излагает учения, заботясь о крат­кости слова, хотя отсюда можно видеть, что (апостолы) питали их, как детей, духовною пищею, и вот они вдруг сделались ангелами. «И разделяли всем, смотря по нужде каждого». Они видели, что духовные блага общи и что никто не имеет больше другого, – и потому скоро пришли к мысли разделить между всеми и свое имущество. «Все же верующие были вместе». А что не по месту они были «вместе», видно из следующих затем слов: «и имели всё общее». «Все же», говорит; а не так, что один имел, а другой нет. Это было ангельское общество, потому что они ничего не называли своим. Отсюда исторгнут был корень зол, и своими делами они показали, что слышали (слово про­поведи). Говорил же (апостол) вот что: «спасайтесь от рода сего развращенного. Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (ст. 40-41). Так как их было теперь три тысячи, то (апостолы) уже извели их вон, и они с дерзновением уже великим ежедневно приходили в храм и пребывали в нем. Так точно, не много после, поступают и Петр с Иоанном, потому что они еще не отвергали ничего иудейского; да и самое почтение к месту переходило к Владыке храма. Видел ли ты успех благочестия? Отказывались от имущества и радовались, и велика была радость, потому что приобретенные блага были больше. Никто не поносил, никто не завидовал, никто не враж­довал; не было гордости, не было презрения; все, как дети, принимали наставления, все были настроены, как новорож­денные. Но зачем я говорю в темном образе? Помните, как все были скромны, когда Бог поколебал наш город? В таком же точно состоянии находились тогда они: не было коварных, не было лукавых. Вот что значит страх, вот что значить скорбь! Не было холодного слова: мое и твое; поэтому была радость при трапезе. Никто не думал, что есть свое; никто (не думал), что ест чужое, хотя это и кажется загадкою. Не считали чужим того, что принадлежало братьям, – так как то было Господне; не считали и своим, но – принадлежащим братьям. Ни бедный не стыдился, ни бо­гатый не гордился: вот что значит – радоваться! И тот счи­тал себя облагодетельствованным и чувствовал, что он больше пользуется благодеяниями, и эти находили в том свою славу; и все были сильно привязаны друг к другу. Ведь слу­чается, что при раздаянии имущества бывает и обида, и гор­дость, и скорбь; поэтому апостол и говорил: «не с огорчением и не с принуждением» (2Кор. 9:7). Смотри, как многое (Лука) прослав­ляет в них: искреннюю веру, правую жизнь, постоянство в слушании, в молитвах, в простоте, в радости.

Две (вещи) могли повергнуть их в печаль: пост и раздаяние имущества. Но они радовались и тому, и другому. Кто же людей с такими чувствами не полюбил бы, как общих отцов? Никакого зла не замышляли они друг против друга и все предоставляли благодати Божией. Не было страха между ними, не смотря на то, что они находились среди опасностей. Но всю их добродетель, гораздо высшую и презрения к имуществу, и поста, и постоянства в молитвах, (апостол) выразил (сло­вом): «в простоте». Таким-то образом они неукоризненно хва­лили Бога; или лучше: в этом-то и состоит хвала Богу. Но смотри, как они тотчас же получают здесь и награду: то, что они «находясь в любви у всего народа», показывает, что они были любимы и были достойны любви.

Гомилии на Деяния Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 41-47 Иже убо любезно прияша слово его, крестишася: и приложишася в день той душ яко три тысящы. Бяху же терпяще во учении апостол и во общении и в преломлении хлеба и в молитвах. Бысть же на всякой души страх: многа бо чудеса и знамения апостолы быша во Иерусалиме. Страх же велий бяше на всех их: вси же веровавшии бяху вкупе, и имяху вся обща: И стяжания и имения продаяху, и раздаяху всем, егоже аще кто требоваше. По вся же дни терпяще единодушно в церкви, и ломяще по домом хлеб, приимаху пищу в радости и в простоте сердца, Хваляще Бога и имуще благодать у всех людей. Господь же прилагаше по вся дни церкви спасающыяся

Здесь исполнение пророчества, в котором говорится: кто слыша сицевое, и кто виде сице? аще родила земля с болезнию во един день, или родися язык весь купно? яко поболе и роди Сион дети своя (Ис. 66:8). Бысть же на всякой души страх; потому что не пренебрегали происходившим, как бы чем-либо случайным. Так как Петр был преисполнен обильною благодатию и открывал обетования и будущее: то очень естественно, что они были объяты страхом, тем более, что свои слова он подтверждал и совершаемыми чудесами и знамениями. Как при Христе - прежде знамения, потом учение, потом чудеса, так и теперь. Вси же веровавшии бяху вкупе, то есть, не по месту, но по расположению и по мыслям, по постоянному согласию между собою и по любви. А слова: егоже аще кто требоваше, употребляет не просто, но в смысле экономии; потому что выражение: егоже аще кто требоваше, показывает, что апостолы поступали не так, как у еллинов мудрецы, из которых одни оставили свои поля, другие побросали в море много золота. Но это было не презрение богатства, а глупость и безумие. Дьявол постарался очернить творения Божии. Благоразумно пользоваться богатством не пустая вещь. По вся дни терпяще. Не один день или два или три, но ежедневно и единодушно, как бы в одной душе. Замечай: уверовавшие иудеи ничего другого не делали, как только постоянно пребывали в храме; так как, став внимательнее к истинной вере, они исполнились большего благоговения и к этому священному месту. И апостолы не отвлекали их оттуда, чтобы не повредить им. Ломяще по домом хлеб. Дом, священный разумеет и теперь; потому что ели они в этом доме. А выражение: ломяще хлеб, показывает их великое воздержание и умеренность в пище; потому что приимаху пищу, говорится, а не пресыщались пищею. Таким образом по вере они и самую жизнь свою изменяли к лучшему. А каким же образом они имели благодать у всех людей? Лука говорит: и имуще благодать у всех людей. Как же это? Своими действиями, - милостынею и чистотою обращения. Священники по ненависти и зависти отступили от них и нападали на них, но у народа они имели благодать.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.

43. Далее евангелист Лука замечает, какое впечатление производило первое христианское общество на еще не уверовавшую часть жителей Иерусалима. Был же страх на всякой душе, говорит он. Что это был за страх? Откуда он проистекал? Евангелист Лука не определяет нам этого ближе. Но из дальнейшего его замечания, что много чудес и знамений совершилось чрез апостолов в Иерусалиме, можно несколько понять это душевное состояние жителей Иерусалима. Проповедь апостолов о Христе не была для последних совершенно новою, дотоле неслыханною, которая бы поэтому, сопровождаемая притом чудесами, лишь возбуждала души к напряженной душевной деятельности. Апостолы проповедуют им Того Самого Иисуса Назорея, на Которого указывал Иоанн Креститель, Который Сам о Себе свидетельствовал и словом, и делом, и жизнию как о Мессии, Которого, однако, несмотря на все это, иудеи не хотели признать Мессиею, отвергли и даже распяли. Дело Его они считали погибшим и уже готовы были забыть о своем злодействе, как вдруг раздается могучее слово Его учеников, которые мужественно пред всеми проповедуют Его воскресшим и вознесшимся на небо и подтверждают истинность своей проповеди непрерывными чудесами. Целыми толпами народ обращается по их слову ко Христу, и быстро растет Христово общество – новое свидетельство силы Распятого. Что же должны ожидать себе виновные в убийстве Христа и однако же продолжающие пребывать в неверии? Не должно ли было предчувствовать им приближение нового суда Божия за неверие и непокорность над Израилем и Иерусалимом?

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме

Весьма многие в Иерусалиме помнили, как в недавнее время ходил с своими учениками и учил всех приходивших к Нему дивный Учитель и чудотворец Иисус; как незадолго перед последнею пасхою торжественно встречал Его в Иерусалиме многочисленный народ, приветствуя Его, как великого потомка Давидова, как обетованного царя Иудейского, как затем книжниками, старейшинами и первосвященниками этот Иисус обвинен был, как возмутитель народа, как враг кесаря, как недостойный жизни, и предан был Римскому правителю Пилату, чтобы он распял Его на кресте; как сей Иисус был распят на Голгофе, и в часы Его крестных страданий совершились великие знамения: солнце померкло, земля тряслась, камни распались, завеса церковная раздралась надвое сверху до низу, многие мертвецы восстали из гробов. Умерший Иисус положен был во гроб и стража приставлена была ко гробу: но слышно было, что стражи не устерегли тела Иисусова, что Он воскрес из мертвых. Он не являлся более во храм и на улицах Иерусалимских; но слышно было, что Он являлся ученикам своим и учил их, пока не вознесся на небо. И вот ныне собравшиеся ученики Иисуса, чудесным действием сошедшего на них Святого Духа стали иными людьми: говорят на разных языках, которых прежде не знали; возвещают великие дела Божии; сделались мудрыми и неустрашимыми. Прежде скрывались они от народа, а теперь с дерзновением проповедуют о своем Учителе. Их слушают, и множество народа, внимая учению, покоряется Ему. При этом Апостолы совершали много чудес и знамений в Иерусалиме. Посему, был страх на всякой душе в Иерусалиме; все изумлялись, слыша о том, что говорили о учениках Иисусовых, и о том, какие совершали они чудеса и знамения, без сомнения, этот страх, распространившийся на всех в Иерусалиме, многих расположил к принятию веры в Иисуса Христа и соделал их причастниками благодати Святого Духа.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

43. Был страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершалось чрез Апостолов в Иерусалиме.

Был страх на всякой душе: этими словами дееписатель обозначает то впечатление, какое произведено было событиями Пятидесятницы, особенно обращением ко Христу такого множества иудеев, на всех жителей Иерусалима и пришельцев, не уверовавших во Христа. В противоположность радостному и торжественному настроению духа уверовавших, выражавшемуся особенно в богослужебных их собраниях (ст. 42), души неверующих одержимы был страхом, ибо в этих событиях они даже невольно не могли не видеть перста Божия и не чувствовать его силы, власти и величия. Такой страх невольно объемлет душу при неожиданных и поразительных явлениях божественной силы и нередко самые упорные и закоснелые в неверии души возбуждает к вере. Угроза грядущим гневом Божьим на неверующих, выраженная в речи ап. Петра (ст. 19, 20) и разнесенная слушавшими ее по Иерусалиму, без сомнения усиливала это чувство страха пред видимым в сих действиях перстом Божьим. Это же чувство страха в неверующих усиливалось еще тем, что апостолы, получившие чрезвычайные дары Св. Духа, силою Его совершали много чудес и знамений – необыкновенных действий, невозможных для одних естественных сил человека и превышающих обыкновенные законы природы. В уверовавших же эти чудеса и знамения апостолов, без сомнения, еще более возвышали и укрепляли их веру и радостно-торжественное настроение их духа. Дееписатель не рассказывает ни об одном из таких чудес, а делает только общее замечание, такое же, какое делает ев. Иоанн при описании первого по крещении пребывания Иисуса Христа в Иерусалиме в праздник Пасхи, и может быть по той же причине (Ин.2:23–25; см. прим.).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме

Был же страх на всякой душе, т. е. собственно - душе неверующей. Неожиданные и поразительные явления божественной силы, выдающийся успех проповеди Петра, его пламенные угрозы и воззвания, чудеса и знамения апостолов - все это не могло не приводить в трепет впечатлительную душу, погружая ее в глубокое раздумье.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
 

Общее состояние духа всех определяется пребыванием в страхе, а внешнее – тем, что совершалось множество чудес через Апостолов, в Иерусалиме. По-видимому, этот страх объял не столько верующих, могущих иметь его в виде благоговения и умиления пред множеством явленных знамений и чудес, сколько тех, кои продолжали не веровать и ждали после чудес милости – совершения угроз, которое между тем было отложено Господом, хотя и не надолго, ибо не далее как через 36 лет совершилось полное разрушение Иерусалима, чему предшествовало множество страшных бедствий, от которых христиане были спасены. Страх мог напасть на неверующих и потому, что многие из них не знали существа мирной проповеди Евангелия, а думали, что они возьмутся и за другие меры обращения. И грозный меч Римлян мог пугать некоторых, при мысли о восстании, как это было при Иисусе Христе (Ин.11:48).

Преосвящ. Иннокентий, архиепископ Херсонский, задавался вопросом: почему тогда совершалось много чудес, а теперь сравнительно мало? И отвечал, что тогда была в них наибольшая потребность, так как знамения и чудеса нужны не для верующих, а для неверующих (см. его слово на текст: «Дух Святый бе присно, есть и будет»). Однако, должно сказать, что иногда Иисус Христос не творил чудес по неверию желающих оных (Мф.17:20). Поэтому можно сказать, что для верующих по нужде их совершаются чудеса ныне и будут совершаться всегда. По слову святаго Иоанна Златоуста, «егда бо вера мало что возросла и вновь всаждаема в сердца бяше, изо всех стран опасно (тщательно) укрепляшеся и ограждашеся, пустившей же корени и силу приимшей и весьма высоко ветви протязающей, отъя Христос подставы и обороны. Сим убо образом изначала даяхуся дары и недостойным сущим, вера бо потреба помощи» (см. издание Киево-Печерской Лавры, 1624 г.).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible