Скрыть
И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 41-47 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви

«Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (ст. 41). Как думаешь, во сколько раз больше знамения это одушевило апостолов? «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении» (ст. 42). Две добродетели: и то, что терпели, и то, что – единодушно. «В учении», говорит, «Апостолов», для того, чтобы показать, что и после апо­столы учили их долгое время. «В общении и преломлении хлеба и в молитвах». Все, говорит, делали вместе, все – с терпением. «Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме» (ст. 43). Это и естественно. Они уже не презирали их, как каких-нибудь простых людей, и вни­мали уже не тому, что видели, но ум их очистился. А как выше Петр говорил весьма многое, излагал обетования и по­казывал будущее, то они справедливо поражены были страхом; свидетельством же тому, что говорил он, служили чудеса. Как у Христа – прежде знамения, потом учение, затем чудеса, так и теперь. «Все же верующие были вместе и имели всё общее» (ст. 44). Смотри, какой тотчас успех: не в молитвах только общение и не в учении, но и в жизни. «И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (ст. 45). Смотри, какой страх появился у них. «И разделяли всем». Это сказал, чтобы показать, как они распоряжались имуществом. «Смотря по нужде каждого». Не просто (раздавали), как у языч­ников философы, из которых одни оставили землю, а другие много золота бросили в море: это было не презрением к деньгам, но глупостью и безумием. Диавол всегда и везде старался оклеветать создания Божии, как будто нельзя хорошо пользо­ваться имуществом. «И каждый день единодушно пребывали в храме» (ст. 46). Здесь указывает на то, каким образом они прини­мали учение.

Заметь, как иудеи ничего другого не делали, ни малого, ни великого, а только пребывали в храме. Так как они сделались ревностнее, то и к месту имели больше благоговения; и апо­столы пока еще не отвлекли их, чтобы не причинить им вреда. «И, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа» (ст. 46, 47). Когда говорит: «хлеб», то, мне кажется, указывает здесь и на пост, и на строгую жизнь, – так как они прини­мали пищу, а не предавались роскоши. Отсюда пойми, возлюб­ленный, что не роскошь, но пища приносит наслаждение и что роскошествующие (живут) в печали, а не роскошествую­щие – в радости. Видишь ли, что слова Петра приводили и к этому – к воздержанию в жизни? Так-то не может быть радости, если нет простоты. Почему же, скажешь, они имели «любовь у всего народа»? По своим делам, по своей ми­лостыне. Так не смотри же на то, что архиереи восстали на них по зависти и ненависти, но – на то, что они имели «любовь у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (ст. 47). «Все же верующие были вместе». Так везде прекрасно – едино­мыслие. «И другими многими словами он свидетельствовал». Это сказал (апо­стол), показывая, что не достаточно было сказанного; или еще: прежние слова были сказаны для того, чтобы привести к вере, а эти показывали, что должен делать верующий. И не сказал: о кресте, но: «и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа». Не напоминает им постоянно о кресте, чтобы не показалось, будто он поносит их; но просто говорит: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов». В здеш­них судах закон относится иначе; но в (деле) проповеди грешник спасется тогда, когда сознается во грехах. Смотри, как Петр не пропустил того, что более важно; но, сказав сначала о благодати, присовокупил потом и это: «и получите дар Святаго Духа». И слово его было достоверно потому, что сами (апостолы) получили (Духа). Сначала говорит о том, что легко и что подает великий дар, и потом уже ведет к жизни, зная, что для них поводом к ревности будет то, что они уже вкусили столько благ. А так как слушатель желал узнать, что составляло сущность его очень многих слов, – он присоединяет и это, показывая, что это – дар Святого Духа. Таким образом те, которые приняли слово его, одобрили ска­занное им, хотя слова его и были исполнены страха, и после одобрения приступают к крещению. Но посмотрим, что ска­зано выше. «И они постоянно пребывали в учении». Из этого видно, что не один день, и не два, и не три, но в течение многих дней они учились, так как перешли к другому образу жизни. «Был же страх на всякой душе». Если «на всякой», то – и на неуверовавших. Вероятно, они чувствовали страх, видя столь внезапное обра­щение, а может быть, (это происходило) и от знамений. Не ска­зал (Лука): вместе, но – «единодушно», потому что можно кому-либо быть и вместе, но не единодушно, разделяясь в мыслях. «В молитвах». И здесь не излагает учения, заботясь о крат­кости слова, хотя отсюда можно видеть, что (апостолы) питали их, как детей, духовною пищею, и вот они вдруг сделались ангелами. «И разделяли всем, смотря по нужде каждого». Они видели, что духовные блага общи и что никто не имеет больше другого, – и потому скоро пришли к мысли разделить между всеми и свое имущество. «Все же верующие были вместе». А что не по месту они были «вместе», видно из следующих затем слов: «и имели всё общее». «Все же», говорит; а не так, что один имел, а другой нет. Это было ангельское общество, потому что они ничего не называли своим. Отсюда исторгнут был корень зол, и своими делами они показали, что слышали (слово про­поведи). Говорил же (апостол) вот что: «спасайтесь от рода сего развращенного. Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (ст. 40-41). Так как их было теперь три тысячи, то (апостолы) уже извели их вон, и они с дерзновением уже великим ежедневно приходили в храм и пребывали в нем. Так точно, не много после, поступают и Петр с Иоанном, потому что они еще не отвергали ничего иудейского; да и самое почтение к месту переходило к Владыке храма. Видел ли ты успех благочестия? Отказывались от имущества и радовались, и велика была радость, потому что приобретенные блага были больше. Никто не поносил, никто не завидовал, никто не враж­довал; не было гордости, не было презрения; все, как дети, принимали наставления, все были настроены, как новорож­денные. Но зачем я говорю в темном образе? Помните, как все были скромны, когда Бог поколебал наш город? В таком же точно состоянии находились тогда они: не было коварных, не было лукавых. Вот что значит страх, вот что значить скорбь! Не было холодного слова: мое и твое; поэтому была радость при трапезе. Никто не думал, что есть свое; никто (не думал), что ест чужое, хотя это и кажется загадкою. Не считали чужим того, что принадлежало братьям, – так как то было Господне; не считали и своим, но – принадлежащим братьям. Ни бедный не стыдился, ни бо­гатый не гордился: вот что значит – радоваться! И тот счи­тал себя облагодетельствованным и чувствовал, что он больше пользуется благодеяниями, и эти находили в том свою славу; и все были сильно привязаны друг к другу. Ведь слу­чается, что при раздаянии имущества бывает и обида, и гор­дость, и скорбь; поэтому апостол и говорил: «не с огорчением и не с принуждением» (2Кор. 9:7). Смотри, как многое (Лука) прослав­ляет в них: искреннюю веру, правую жизнь, постоянство в слушании, в молитвах, в простоте, в радости.

Две (вещи) могли повергнуть их в печаль: пост и раздаяние имущества. Но они радовались и тому, и другому. Кто же людей с такими чувствами не полюбил бы, как общих отцов? Никакого зла не замышляли они друг против друга и все предоставляли благодати Божией. Не было страха между ними, не смотря на то, что они находились среди опасностей. Но всю их добродетель, гораздо высшую и презрения к имуществу, и поста, и постоянства в молитвах, (апостол) выразил (сло­вом): «в простоте». Таким-то образом они неукоризненно хва­лили Бога; или лучше: в этом-то и состоит хвала Богу. Но смотри, как они тотчас же получают здесь и награду: то, что они «находясь в любви у всего народа», показывает, что они были любимы и были достойны любви.

Гомилии на Деяния Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 41-47 Иже убо любезно прияша слово его, крестишася: и приложишася в день той душ яко три тысящы. Бяху же терпяще во учении апостол и во общении и в преломлении хлеба и в молитвах. Бысть же на всякой души страх: многа бо чудеса и знамения апостолы быша во Иерусалиме. Страх же велий бяше на всех их: вси же веровавшии бяху вкупе, и имяху вся обща: И стяжания и имения продаяху, и раздаяху всем, егоже аще кто требоваше. По вся же дни терпяще единодушно в церкви, и ломяще по домом хлеб, приимаху пищу в радости и в простоте сердца, Хваляще Бога и имуще благодать у всех людей. Господь же прилагаше по вся дни церкви спасающыяся

Здесь исполнение пророчества, в котором говорится: кто слыша сицевое, и кто виде сице? аще родила земля с болезнию во един день, или родися язык весь купно? яко поболе и роди Сион дети своя (Ис. 66:8). Бысть же на всякой души страх; потому что не пренебрегали происходившим, как бы чем-либо случайным. Так как Петр был преисполнен обильною благодатию и открывал обетования и будущее: то очень естественно, что они были объяты страхом, тем более, что свои слова он подтверждал и совершаемыми чудесами и знамениями. Как при Христе - прежде знамения, потом учение, потом чудеса, так и теперь. Вси же веровавшии бяху вкупе, то есть, не по месту, но по расположению и по мыслям, по постоянному согласию между собою и по любви. А слова: егоже аще кто требоваше, употребляет не просто, но в смысле экономии; потому что выражение: егоже аще кто требоваше, показывает, что апостолы поступали не так, как у еллинов мудрецы, из которых одни оставили свои поля, другие побросали в море много золота. Но это было не презрение богатства, а глупость и безумие. Дьявол постарался очернить творения Божии. Благоразумно пользоваться богатством не пустая вещь. По вся дни терпяще. Не один день или два или три, но ежедневно и единодушно, как бы в одной душе. Замечай: уверовавшие иудеи ничего другого не делали, как только постоянно пребывали в храме; так как, став внимательнее к истинной вере, они исполнились большего благоговения и к этому священному месту. И апостолы не отвлекали их оттуда, чтобы не повредить им. Ломяще по домом хлеб. Дом, священный разумеет и теперь; потому что ели они в этом доме. А выражение: ломяще хлеб, показывает их великое воздержание и умеренность в пище; потому что приимаху пищу, говорится, а не пресыщались пищею. Таким образом по вере они и самую жизнь свою изменяли к лучшему. А каким же образом они имели благодать у всех людей? Лука говорит: и имуще благодать у всех людей. Как же это? Своими действиями, - милостынею и чистотою обращения. Священники по ненависти и зависти отступили от них и нападали на них, но у народа они имели благодать.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

В данном отделении дееписатель дает короткий и общий очерк внутренней жизни первого христианского общества, а также и отношений его к еще не уверовавшей части жителей Иерусалима.

42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.

42. Сначала дееписатель ведет речь только о вновь обращенных и показывает, что сталось с ними после их крещения и присоединения к Христову обществу. Эти люди, воспитанные на взглядах и понятиях восседавших тогда на Моисеевом седалище книжников и фарисеев, обратились ко Христу по сильному, но непродолжительному слову Петра, предложившего им лишь самые существенные догматы христианской веры. Много им нужно было узнать от апостолов о своем Спасителе, Его жизни и Его учении, тем более, что многие из них, которые пришли в Иерусалим из дальних стран на время праздника, не видели лично Иисуса Христа и знали о Нем лишь из отрывочных рассказов людей, не имевших о Христе истинного понятия. Чем более души их, возбуждаемые благодатию Духа Святого, возгорались любовию к своему Спасителю и Господу, тем более росло их желание и стремление углубляться в познание истины Христовой. И вот они по своем обращении постоянно пребывают в учении апостолов. И апостолы, с своей стороны, по заповеди Иисуса Христа, сознавали свою обязанность не только обращать людей к вере во Христа, но и тщательно научать обращаемых соблюдать все, что Господь заповедал им (Мф. 28, 19–20).

Таково было отношение новообращенных к апостолам. Между собою они находились в живом нравственном братском общении и любви. Таков был плод благодатного возрождения людей Духом Святым: Церковь Христова с первых же дней своего рождения является царством любви, союзом людей, связанных между собою духовными нравственными узами. Наконец, что касается занятий этого юного христианского общества, то они состояли в преломлении хлеба и в молитвах. Что разумеет здесь дееписатель под «преломлением хлеба», это мы можем видеть из 1Кор. 10, 16. Это выражение взято, очевидно, из церковной практики и обозначает трапезу Господню (1Кор. 10, 21), приобщение Тела Христова, таинство Евхаристии. Таким образом, здесь мы видим исполнение первоначальною Церковию заповеди Спасителя: сие творите в Мое воспоминание, которую Он дал апостолам при установлении таинства Евхаристии (Лк. 22, 19; 1Кор. 11, 23 и далее).

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах

Таково краткое изображение жизни членов первенствующей Церкви Христовой. Вот как проводили они время, посвятив себя на служение Богу в святом крещении. Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Они не переставали поучаться в истинах Евангельского учения после того, как приняли святое крещение; они усердно внимали апостольским наставлениям, и непосредственно слушая их поучения в общественных собраниях и беседуя одни с другими. Они, как члены одной Церкви, одного таинственного тела Христова, жили между собою в мир и согласии и взаимном общении христианской любви. Они имели общественные трапезы, или вечери любви, которые имели свое основание в таинстве тела и крови Христовой. Эта святейшая трапеза всех сближала, всех соединяла в одно общество и в одно тело, которого глава Христос. Так учит Апостол: Чаша благословения, юже благословляем, не общение ли крове Христовы есть? Хлеб, его же ломим, не общение ли тела Христова есть? Яко един хлеб, едино тело есмы мнози: ecu бо от единого хлеба причащаемся (1Кор. 10, 16, 17). Поэтому святые отцы таинство Причащения часто называют общением. «Ибо», – как изъясняет св. Златоуст, – «приобщаясь, мы не только делаемся участниками и сообщниками, но и соединяемся со Христом. Как тело Христово соединено со Христом; так и мы чрез этот хлеб соединяемся с Ним». То же святейшее таинство называется преломлением хлеба (ниже ст. 46; гл. 20, ст. 7), потому что первоначально сам Господь Иисус Христос, прием хлеб и благословив, преломи и даяше учеником (Матф. 26, 26). Последуя Его примеру, то же делали святые Апостолы и преемники их, предстоятели церквей, епископы и пресвитеры. Молитва была существенною принадлежностию их новой благодатной жизни. Молились они при общественном богослужении, молились каждый на своем месте, кто где находился, и друг друга утверждали в молитвенном расположении, как учили этому Апостолы своим примером и наставлениями (Деян. 3, 1; 4, 24, 31; Еф. 5, 19; 1Тим. 2, 1).

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

42. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.

По окончании повествования о событии дня Пятидесятницы дееписатель делает общее замечание о внутренней и внешней жизни первого христианского общества в Иерусалиме, или точнее – этих вновь обратившихся к вере Христовой и крещеных. Такие общие замечания делаются писателем нередко в первой половине книги, сначала довольно пространные (Деян.4:31–35; Деян.5:12–16), потом более краткие (Деян.5:42; Деян.6:7; Деян.8:25; Деян.12:24–25), затем таковые прекращаются и рассказ идет непрерывный.

И они, т.е. уверовавшие в день Пятидесятницы 3000 душ, пребывали и проч.: для крещения требовались сначала только сердечная вера в И. Христа и покаяние; научение же новой вере, более или менее подробное, необходимое для верующих, совершалось потом. И вот эти уверовавшие и крестившиеся постоянно пребывали в учении апостолов, т.е. в продолжение известного времени по крещении научались апостолами истинам новой веры и правилам новой жизни по учению евангельскому. Это, а равно и последующие выражения, не значат, что вся эта масса народа была или собиралась в одном каком-либо месте или доме, что, очевидно, было неудобно. Верующие собирались, вероятно, в различных местах, образовали различные группы или общины, в которых апостолы и поучали их, имея постоянное общение между собой и приводя в такое же общение всех верующих разных общин, так что все они были как одна большая семья, соединенная одним духом, хотя и не постоянно вместе собранная. Это нравственное единение верующих, общее братское взаимное отношение дееписатель обозначает словом общение, братская взаимная любовь (ср. 1Пет.2:17; 1Пет.5:9), по которой у них было все общее (ст. 44).

Преломлении хлеба: обычно это выражение означает вкушение пищи (Лк.24:30 и под.), но имеет и высшее значение вкушения тела и крови Христовой в таинстве Евхаристии (1Кор.10:16). Святейшее таинство Евхаристии Господь установил после совершения пасхальной иудейской вечери (ср. Лк.22:7–20 и парал.). В церкви апостольской, особенно первенствующей, верующие, совершая Евхаристию в воспоминание Христово по Его установлению (Лк.22:19), иногда даже и вечером (Деян.20:7; Деян.20:11), присоединяли к сему и трапезу, называющуюся вечерей любви или трапезой любви (Иуд.12; 1Кор.11:20–34). Участвовать в сем действии Евхаристии и трапезах любви и значит – участвовать в преломлении хлеба. Впрочем, сим выражением, без сомнения, обозначается и простое общение верующих с апостолами в простой обычной трапезе, так как в обычных житейских отношениях участие в общей трапезе означает братское взаимное расположение и духовное общение участвующих, что освятил и сам Господь своим примером участия в трапезах.

И в молитвах: не в храмовых молитвах вместе с народом, о чем ниже речь (ст. 46), но особенных, частных, общественных молитвах собственно христианского характера, молитвах, которыми сопровождалось, вероятно, совершение таинства Евхаристии, а равно и другие общественные собрания по домам верующих (ст. 46), под руководством апостолов. Из сопоставления всех этих понятий – учения, общения, преломления хлеба и молитв, которыми характеризуется здесь жизнь первохристианского общества в Иерусалиме, можно таким образом заключать, что здесь речь идет о общении верующих в богослужебных действиях собственно христианского характера, о богослужебных собраниях; состав богослужения, этого первого христианского богослужения, был – учение, Евхаристия вместе с трапезой любви и молитвы.

– Итак, по сему краткому изображению, уверовавшие в день Пятидесятницы и крестившиеся жили в теснейшем духовном общении с апостолами и между собой и, кроме частных взаимных сношений постоянных, часто сходились в общественные богослужебные собрания под руководством апостолов, в каковых собраниях апостолы поучали верующих, совершали таинство Евхаристии (причем были трапезы любви) и молились с верующими. О пении при сем не упоминается, но так как пение обычно было при храмовом и синагогальном иудейском богослужении, то, без сомнения, этот обычай перешел и в богослужебные собрания первохристианской церкви. В этих собрания положено было начало богослужения собственно христианского, отдельного от иудейского, хотя апостолы и верующие не разрывали до времени связи и с храмовым иудейским богослужением (Деян.3:1 и д.; ср. прим. к ст. 46).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.

Бяху же терпяще во учении Апостол и в общении и в преломлении хлеба и в молитвах.

Что разумеется здесь под общением? Не пребывание верующих вместе, в общей молитве, не обмен мыслями и услугами, хотя, конечно, и это было; общение верующих, вследствие которого они образуют одно Тело Христово, происходит по ап. Павлу (1Кор.10:16-17) от общения Тела и Крови Христовых; если бы не было этого важнейшего общения, не было таинства причащения, то не было бы между верующими и такого единства, как между членами единого Христова Тела, единой Церкви. Посему когда здесь говорится об общении (и вместе о преломлении хлеба), то нужно разуметь общение важнейшее и основное – со Христом в таинстве евхаристии. Это таинство и совершалось в первенствующей Церкви, как совершается оно в Церкви и теперь.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах

И они постоянно пребывали. Греч. hsan de proV karterounteV…, точнее слав. : «Бяху же терпяще…», буквально - были же неутолимы в учении апостолов и т. д.

Трудно допустить, конечно, чтобы вся эта масса народа (3000 сверх прежнего тоже немалого количества верующих) собиралась в одном каком-либо месте или доме. Вероятнее всего - верующие, разделившись на несколько групп или общин, собирались в нескольких местах, где апостолы и поучали их новым истинам, молитвам и тайнодействиям. Между всеми этими общинами существовало самое тесное взаимообщение, сплачивавшее их в одну братскую семью, душою которой были апостолы.

В преломлении хлеба. Обычно это выражение означает вкушение пищи (Лк. 24:30 и др. ), но в то время употреблялось и в другом высшем значении совершения и участия в Таинстве Евхаристии (1Кор. 10:16). Здесь может подразумеваться и то и другое значение - и отдельно, и вместе, тем более, что то было время, когда Евхаристия обычно заключалась вечерями любви, при участии всех верующих, в духе братского равенства, любви и взаимообщения. Таким образом, выясняются главные черты первоначального христианского богослужения, отдельного и самостоятельного от богослужения ветхозаветного: учение, преломление хлеба (Евхаристия) и молитвы, хотя апостолы и другие верующие до времени не разрывали связи и с ветхозаветным храмом и его богослужениями (Деян. 3:1 и др.).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

и они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.

Первое выражение церковной жизни новообращенных было пребывание в научении от Апостолов и пребывание с ними в молитве и даже в участии в таинственном преломлении хлеба, как осторожно называет Дееписатель таинство Тела и Крови Господней (1Кор.10:16). «Из сопоставления всех этих понятий: учения, общения, преломления хлеба и молитвы, можно заключить (говорит преосвящ. Михаил), что здесь речь идет об общении верующих в богослужебных действиях собственно христианского характера, о богослужебных собраниях. Состав этого богослужения был – учение, Евхаристия вместе с трапезою любви (1Кор.11:20-34); (Иуд.1:12) и молитвы. Здесь Апостолы поучали, совершали таинства и молились с верующими. О пении не упоминается, но так как пение обычно было при храмовом богослужении, то без сомнения этот обычай перешел и в богослужебные собрания первенствующей Церкви. В этих собраниях положено было начало собственно христианского богослужения, отдельного от Иудейского, хотя Апостолы и верующие не разрывали до времени связи и с храмовым Иудейским богослужением» (более подробное сообщение о богослужении Апостольского времени смотри в сочинении преосвящ. Христофора, в Трудах Киевской Духовной Академии 1873 г, ч. I, стр.504 и другие).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible