Скрыть
И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного

«И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря» (ст. 40). Смотри, как везде (писатель) говорит кратко, как да­лек честолюбия и хвастовства. «Свидетельствовал», говорит, «и увещевал, говоря». Вот совершенное учение, внушающее и страх и любовь! «Спасайтесь», говорит (Петр), «от рода сего развращенного» (ст. 40). Ничего не говорит о будущем, но – о настоящем, чем люди всего более и руководятся; и показывает, что про­поведь освобождает и от настоящих, и от будущих зол.

Гомилии на Деяния Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 37-40 Слышавше же умилишася сердцем, и реша к Петру и прочым апостолом: что сотворим, мужие братие? Петр же рече к ним: покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святаго Духа. Вам бо есть обетование и чадом вашым, и всем далним, елики аще призовет Господь Бог наш. И иными словесы множайшими засвидетелствоваше и моляше их, глаголя: спаситеся от рода строптиваго сего

Видишь, сколько благоснисхождения, и как оно более, чем суровость, способно проникать в сердца людей и смягчать их. Хотя блаженный Петр и напоминает им в этом месте об их дерзновениях, но напоминает кротко, не прибавляя ничего оскорбительного для них. Устыдились благоснисхождения Петрова, то есть, того, что с ними, предавшими смерти самого Господа, поднимавшими руки на них самих и желавшими истребить их (апостолов), он (Петр) говорил с заботливостию, как отец и учитель. Умилишася, говорится: не просто убедились, но познав себя; потому что говорят: что сотворим, как бы недоумевая и беспокоясь за свои дерзновения. Кого прежде называли обманщиками, тех называют теперь братьями, и при этом не дерзают употреблять этого названия пред лицом тех, кого так называют, но желают заявить чрез это свою любовь и то, как сильно они (иудеи) стали расположены к апостолам. Поэтому, как показывает начало речи Петровой, и сами апостолы называли их этим именем. Хотя вопрос был предложен всем апостолам; однакож снова отвечает Петр, - так как сами апостолы предпочитали его уста, - и говорит: покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа. Слова эти не противоречат следующим словам: крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19); потому что Церковь мыслит святую Троицу нераздельною, так что, вследствие единства трех ипостасей по существу, крещаемый во имя Христа крещается в Троицу, так как Отец и Сын и Святый Дух нераздельны (по существу). Если бы имя Отца было не Бог, и имя Сына - не Бог, и имя Святого Духа - не Бог, то следовало бы сказать: во имя Бога Иисуса Христа, или даже просто только - в Сына. Но он (Петр) говорит: во имя Иисуса Христа, зная, что имя Иисуса есть Бог, равно как и имя Отца и имя Святого Духа. И приимете дар Святаго Духа. Заметь: он показал, что дар Христов и дар Святого Духа - один и тот же дар; так как одно и то же и достоинство их. Беседуя выше он назвал этот дар обетованием. Далее говорит: и чадом вашым; потому, что дар ценнее, когда блага переходят и к наследникам. И всем далним. Если же этот дар - для дальних, то тем более для вас близких. Обрати внимание на то, когда указал им (иудеям) на призвание язычников, сказав: и далним. Когда? Тогда, когда нашел их умилившимися и познавшими себя. Когда душа осуждает себя саму, тогда она уже не может завидовать.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Николай Варжанский, мч. (†1918)

Крещение детей

 

Сектанты говорят: Иисус с учениками жил в земле Иудейской и крестил... и все идут к Нему (Ин.3:22-26). Евангелист не говорит, что шли и несли детей, а только шли – идти могут только взрослые («Баптист». 11 г., №1, 5 стр.).

Православный ответ: Прежде всего «Сам Иисус не крестил, а ученики Его» (Ин.4:2); во 2-х, в 3-й и в 4-й гл. Иоанна говорится не о крещении для прощения грехов (Деян.2:38) и присоединения к Церкви (Деян.2:41), а о крещении покаяния, как у Иоанна Предтечи. Церковное же крещение установлено пред Вознесением (Мф.28:19-20) и впервые практиковалось после сошествия Святого Духа (Деян.2:38-41). Что же касается Христа Спасителя, то не только взрослые к Нему приходили, но и детей приносили, и Он «обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк.10:16). Если дети способны принимать благодать Христова благословения, то они могут принимать и благодать крещения Христова.

Оружие правды

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного

Жизнь мирская, естественная, без христианского руководства, есть развращенная – полна грехов и всяких преступлений, отрицательная, а не положительная… Между тем, многие писатели (например, М. Горький) и философы (Ницше, Толстой) призывают людей к культу именно этой естественной жизни, не только не видя в ней вопиющих недостатков, но считая ее правильной: развивайте, укрепляйте эту развращенную жизнь земную: она хороша сама по себе, так говорит нехристианин. Но христианин указывает людям на иную, высшую, чистую, прекрасную жизнь, – по заветам Христа Бога, в Его Церкви. Христианин не зачеркивает мирской, земной жизни, не бежит от нее, он направляет мирскую жизнь по иному руслу – христианскому, не идет по естественному греховному течению жизни, которое так легко и захватывает слабого человека, а идет против греховного течения, направляя жизнь с большими трудностями и опасностями теперь, но жизнь иного порядка, светлая, святая, несущая людям, после усилий их и скорбей – духовный мир, покой и радость о Духе Святом (Рим. 14:17) – еще здесь, на земле, не говоря о жизни загробной…

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание)

Лука Крымский, свт. (†1961)

И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного

Вы слышали в сегодняшнем Апостольском чтении речь святого апостола Петра, обращенную к верующим из иудеев. В конце этой речи были такие слова: Спасайтесь от рода сего развращенного. О каком роде развращенном говорил святой Петр?

Он говорил о том развращенном народе иудейском, который не принял и не узнал своего Мессию и распял Его на Кресте. Но разве только к этому народу относятся сии слова апостола Петра? Ведь и мы, как и все народы во все времена, жили и живем среди рода развращенного, от которого надо нам спасаться. Весь род человеческий всегда делился и доныне делится на две части: одна часть — это люди добрые, возлюбившие Христа, идущие по указанному Им пути страдания; другая — это люди нечестивые и грешные, отвергшиеся заповедей Христовых, идущие своими грешными и темными путями.

О них говорит святой апостол Павел, что они помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их (Еф. 4:18).

О каком роде неверном и развращенном говорит апостол? Конечно, о неверующих, которых так много, бесконечно много, ибо есть несчетное число людей, которые издеваются над религией, совершенно не зная ее, не читая Евангелия, не зная основ нашей веры. Они невежественны, отчуждены от жизни Божией, они живут жизнью, далекой от Бога, жизнью плотской. Они заняты только благами мира сего и только к ним стремятся. Духовные стремления им совершенно чужды по причине ожесточения сердца их, забывшего жизнь духовную, жизнь чистую.

По пути Христову могут идти только люди, сердце которых не ожесточено, мягко и чисто, полно смирения и любви к людям, А люди с ожесточенным сердцем, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью (Еф. 4:19). Разве мало таких среди нас? Очень много. И всегда, во все века, во всех народах их было очень много, ибо если я раньше сказал, что род человеческий делится на две части — людей добрых и кротких, и людей злых, бесчувственных, служащих похотям и страстям своим, — то эта вторая половина гораздо-больше, чем первая.

Первая всегда составляла малое стадо Христово. Вы — малое стадо Христово, и вам говорит апостол Петр, что надо спасаться от рода сего развращенного. Почему надо спасаться? Потому что то, что творится в роде нашем грешном, в роде развращенном, весьма опасно: сердце человека всегда склонно более ко злу, чем к добру; сердце человеческое легко воспринимает все злые меры, охотно следует им и попадает на путь погибели.

Надо спасаться от этого рода. Как от него спастись? Ведь мы живем среди этого рода, можем ли мы совсем уйти от него? Нет, не можем, ибо святой Павел пишет коринфянам так: Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего (1Кор. 5:9-10) — уйти, совсем уйти из мира, который полон греха, — но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником, с таким даже и не есть вместе (1Кор. 5:11). Апостол Павел велит нам хранить в чистоте и святости нашу общину христианскую — хранить, блюсти в чистоте тех, кого святой апостол Петр назвал народом святым, царственным священством (1Пет. 2:9). Он велел изгонять из общины святых всех пьяниц, злоязычных, хищников и всемерно заботиться о чистоте нашего малого стада. Помните же это и исполняйте завет апостольский.

А как быть в отношении тех внешних, о которых апостол говорит, что мы неизбежно должны жить среди них, ибо уйти от них значит уйти из мира? Надо всеми силами беречься, чтобы не заразиться нечестием их, грехами их. Когда повстречается вам где-нибудь на улице трубочист или человек, одетый в одежду грязную и зловонную, вы сторонитесь, чтобы не запачкаться. Так надлежит нам сторониться тех, кто принадлежит к роду сему грешному, развращенному. Сторонитесь от них, имейте с ними общение лишь поскольку это необходимо при совместной жизни, но не входите в другое, более близкое духовное общение.

Ведь мы избегаем общения с заразными больными, боясь заразится от них. Так надо нам спасаться от рода прелюбодейного и грешного, от рода развращенного. Если же общение с этими людьми неизбежно в условиях совместной жизни, надо всё время помнить, что мы малое Христово стадо, народ избранный, царственное священство, камни живые, из которых строится храм Божий.

Видите, как важно это предостережение святого апостола Петра спасаться от рода прелюбодейного и грешного, но еще более важна эта задача в отношении ваших бедных детей, которые подвергаются ежедневно духовной заразе. Надлежит беречь всеми силами детей от развращенности, беречь от общения с теми развращенными детьми, которые учат их всем порокам, учат греху непослушания и непочтительности. Надо беречь их от отравы сладострастных романов, которые они так любят читать. Вырывайте из рук их эти ядовитые книги, не позволяйте им осквернять молодые сердца этими греховными мерзостями, этой нечистотой.

Видите, как глубоко это слово святого Петра: Спасайтесь от рода сего развращенного. Я говорю, что род человеческий делится на две половины: на добрых и злых, на благочестивых и нечестивых. Кто же стоит в первых рядах людей благочестивых и добрых? Прежде всего стоят мученики, которых так возлюбил Бог, которые преклонялись пред святой правдой Евангелия. Так возлюбили они Христа, что жизни своей не пожалели, когда требовалось отречение от веры христианской, сознательно шли они на такие страшные муки, которые неописуемы, нет силы рассказать о них.

В числе тех средств, которыми можно сохранить себя в христианской чистоте и спасаться от рода сего развращенного, на видном месте стоит чтение житий святых, если мы читаем их изо дня в день. Это чтение так любил прежде русский народ, что в каждом доме были книги житий святых. О, если бы могли мы и теперь из этих житий напояться той глубокой верой и любовью ко Христу, бесконечным благоговением перед Богом, о котором читаем в них, и насыщались бы мы этой святой пищей. Видели бы бесчисленное множество примеров того, как жили люди святые, и ими могли бы руководствоваться в жизни своей. Но трудно это в наше время: мы почти полностью лишились житий святых, которых так бесчисленно много было раньше. Теперь лишь у немногих встретите эти жития. Если сохранились они у кого-либо из вас, не считайте их только своим достоянием: собирайте близких своих, тех, кто молится вместе с вами в этом храме, собирайте у себя и читайте вслух жития.

Одна из важнейших задач священников — ознакомить вас с житиями святых. Вы все должны ясно помнить и подробно знать, как мучим был святой Георгий Победоносец, память которого мы ныне празднуем; должны знать, как жил он и пострадал за Христа. Пусть пастыри учат вас этому. Если некоторым из пастырей не дано дара слова, чтобы они могли проповедовать с силою многою, то пусть хотя бы читают вам вслух жития святых. Тогда вы будете напояться этим сладким питием.

Спешите идти за Христом. На слова: «Спасайтесь от рода сего развращенного»

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

40 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. 41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.

40–41. То, что сохранил нам дееписатель из благовестия апостола Петра, есть только небольшая часть его наставлений, которые он предложил в настоящем случае своим слушателям. Равно дееписатель ничего не передает нам из евангельских речей других апостолов, хотя из того, что убежденные словом апостола Петра слушатели обратились не к Петру только, но и к прочим апостолам за советом о средствах спасения (ст. 37), можно видеть, что и прочие апостолы вместе с Петром участвовали в научении и убеждении собравшегося около них народа. Впрочем, это и без особых указаний должно быть для нас понятно, когда мы здесь читаем, что искавших научения апостольского, которые потом и крестились в этот день, было около трех тысяч.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного

Святой Лука предлагает проповедь апостола Петра не полную, но в сокращенном виде, показывая главное ее содержание; потому, в дополнение к сказанному, присовокупляет: и другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращеннаго. Вся проповедь Апостола направлена была к тому, чтобы привесть слушателей к вере в Иисуса Христа и удалить их от того неверия, которому преданы были Иудеи, не принявшие и осудившие на смерть Господа Спасителя.

Спасайтесь от рода сего развращеннаго. Приняв веру в Господа Иисуса Христа, удаляйтесь от неверующих, от тех ослепленных и ожесточенных в неверии, которые и сами в своем ослеплении стремятся к погибели, и других, словом и примером, влекут к той же погибели. Удаляйтесь от них, чтобы вам не погибнуть вместе с ними. Можно и такой смысл дать словам Апостола, какой внушают слова Иоанна Богослова: не любите мира, ни яже в мире (1Иоан. 2, 15).

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

40. И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.

И другими многими словами и пр.: таким образом дееписатель не все излагает, что говорил Петр своим слушателям, а только главное, сущность сказанного. Ев. Лука такое же замечание делает о первой проповеди Крестителя на Иордане, изложил также только сущность оной.

Свидетельствовал и увещевал: общие понятия, выражающие религиозно-нравственное, теоретическое и практическое научение истинам веры и нравственности с особенным воздействием на чувство и волю слушателей. Сущность этого увещания кратко выражалась в словах: спасайтесь от рода сего развращенного. Выражение род сей употребляется в смысле настоящего, современного говорящему, поколения людей (Мф.11:16. Мф.23:36); греческое слово, переведенное словом развращенный, значит собственно – кривой, не прямой, в нравственном смысле – строптивый (Флп.2:5; Втор.32:5), упорный. Эта строптивость современного апостолу поколения иудеев яснейшим образом выразилась в отвержении им Мессии своего и неверии в Него. За это грозит ему гнев Божий, суд, наказание, указанное отчасти апостолом выше на основании пророческого слова (ст. 19, 20).

Спасаться от рода сего значит спасаться от суда и наказания, которому подлежит род сей; средство сего спасения – вера в Христа и крещение во имя Его (ст. 38). Образ выражения взят, может быть, от спасения Лота, когда народ содомский подвергся казни Божией (Быт.19:17 и дал.). Казнь над родом сим совершилась при разорении Палестины и разрушении Иерусалима Титом (70 г. по Р. Хр.), когда христиане избегли этого наказания Божия. Общее увещание апостола относится ко всем христианам всех времен, которые всегда должны спасаться от мира, во зле лежащего, спасаться чистой верой в Христа и добродетельной жизнью, чтобы избегнуть Божия наказания, всегда так или иначе совершающегося над злом в мире.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного

И другими многими словами, коих Дееписатель не приводит, излагая лишь главную сущность сказанного апостолом. Спасайтесь от рода сего развращенного - swqhte apo thV geneaV thV skoliaV tauthV, точнее сказать - спасайтесь от современного рода людей лукавого, строптивого (skolioV, собственно кривой, потом - хитрый, лукавый), от суда и наказания Божия, ожидающего этих людей, доведших свою строптивость до столь ужасного и опасного дела, как отвержение Мессии и неверие в Него. Это увещание апостола применимо и ко всем последующим временам, указывая на необходимость - всем христианам спасаться от мира, во зле лежащего, чистою верою во Христа и жизнью по этой вере, - спасаться вместе с тем и от наказания Божия, неизбежно тяготеющего над всяким злом, разливающимся в мире.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного

Другие слова речи Апостола, не записанные здесь, Апостол определяет как многие другие свидетельства и увещания, чем показывает, что речь его была очень пространная и разнообразная, по форме и духу выражения, т. е. он говорил то как свидетель, приводящий известные ему доказательства, факты, то действовал как учитель и отец, увещевающий склониться к проповедуемой истине, причем, конечно, и отклонял от заблуждений. Из последнего рода слов проповеди Дееписатель сообщает особенно знаменательные Апостольские слова: «спасайтесь от рода сего развращенного». Выражение «род сей» в Священном Писании употребляется в смысле современного направления людей (Мф.11:16;23:36), Направление же людей, по точному значению Греческого слова (σκόλιας), Апостол называет «кривым» – срвн. (Фил.2:5); (Втор.32:5). Понятно, что кривой путь ведет к заблуждению. А потому, очевидно, следует его оставить, не идти по нему вместе с устремляющимися к погибели, но направиться по тому пути, который ведет ко спасению. И вот, Апостол восклицал: «спасайтесь», т. е. веруйте Христу, кайтесь в грехах, получайте обетованные вам и всему избранному народу великие дары Божии, а с ними и через них и спасение вечное о Христе Иисусе.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О крещении младенцев.
 

Мк.10:13-16. Если бы крещение детей излишне было, то излишне было бы молитвенное возложение рук и благословение их: Мф.19:13; Господь не сказал: «этих» детей, а таковых есть царство небесное, стало быть, разумеются все дети, необходимость крещения коих видна из Рим.5:12; Ин.3:5; Деян.2:38-41;18:8.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible