Скрыть
Итак, Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 32-36 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли

«Чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею» (ст. 32, 33). Опять обра­щается к Отцу, хотя довольно было и того, что сказал уже прежде; но он знал, насколько это важно. Здесь он намек­нул и на вознесение, и на то, что Христос пребывает на не­бесах; но ясно и этого не высказывает. «И приняв от Отца обетование Святаго Духа» (ст. 33). Смотри: вначале сказал, что не Христос послал Его (Святого Духа), но Отец; а когда напомнил им об Его чудесах и о том, как поступили с Ним иудеи, когда сказал о воскресении, то уже смело начинает говорить и об этом и опять их самих приводит в свидетели, ссы­лаясь на то и другое их чувство (т.е., на зрение и слух – ст. 33). И о воскресении упоминает часто, а об их преступле­нии только однажды, чтобы не быть для них тягостным. «И приняв», говорит, «от Отца обетование Святаго Духа». Это опять – (истина) вели­кая; и я думаю, что он говорит теперь о том обетовании, ко­торое было до страдания. Смотри, как, наконец, все это он усвояет Христу, делая это очень незаметно. В самом деле, если Он излил (Святого Духа), то, очевидно, о Нем сказал пророк выше: «в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» (ст. 17 и след.). Смотри, какие (истины) он незаметно влагает в свои слова! Но так как это было дело великое, то он опять прикрывает его, сказав, что Христос принял от Отца. Он сказал об оказанных Им благодеяниях и о чудесах; сказал, что Он – Царь и что Он пришел к ним; сказал, что Он дает Свя­того Духа. Но ведь что бы кто ни сказал, – все будет напрасно, если он не будет иметь в виду пользы. Подобно Петру по­ступает и Иоанн, когда говорит: «Он будет крестить вас Духом Святым» (Мф. 3:11). Вместе с тем (Петр) показывает, что крест не только не умалил Христа, а напротив, еще более прославил Его, так как, что издревле Бог обещал Ему, то теперь даровал. Или иначе: Петр говорит здесь о том обе­товании, которое Он нам дал. Таким образом, Он наперед уже знал о будущем обетовании и после креста даровал нам еще большее. «Излил». Здесь (апостол) показывает Его до­стоинство, равно как и то, что Он не просто (даровал Духа), но – в изобилии. Отсюда, чтобы сделать и это (достоинство) оче­видным, – присовокупляет дальнейшие слова. Сказав о даро­вании Святого Духа, он теперь уже смело беседует и о вознесении (Христовом) на небеса, и не просто, но опять приводит свидетеля и напоминает о том самом лице, на которое и Христос указывал. «Ибо Давид не восшел», говорит, «на небеса» (ст. 34).

Здесь (апостол) говорит уже без стеснения, одушев­ляясь тем, что сказал выше; уже не говорит: «да будет позволено» (ст. 29) или что-нибудь подобное; но говорить ясно: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (ст. 34, 35). А если Он – Господь Давида, то тем более – их. «Седи одесную Меня». Этим высказал все. «Доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Этими словами воз­будил в них великий страх, подобно тому, как и в начале показал, как Бог поступает со Своими друзьями, и как – с врагами. А чтобы они лучше ему поверили, он опять власть приписывает Отцу. И так как он сказал истину вы­сокую, то теперь опять низводит слово свое к уничиженному. «Итак твердо знай», говорит, «весь дом Израилев» (ст. 36), т.е., не сомневайтесь и не возражайте. А затем говорит уже со властью: «что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса» (ст. 36). Это он припомнил из псалма Давидова (Пс. 2:2). Ему следовало бы сказать: «итак твердо знай, весь дом Израилев», что Он седит одесную; но так как то было слиш­ком высоко, то он, оставив это, приводит другое, что го­раздо уничиженнее, – говорит: «соделал», т.е., поставил. Следовательно, он здесь ничего не говорит о существе, но все об этом предмете (т.е., о воплощении). «Сего Иисуса, Которого вы распяли» (ст. 36). Прекрасно этим заключил свое слово, что­бы чрез то потрясти их ум. Сначала показал, как велико это преступление, и потом уже открыто сказал о нем, чтобы лучше представить его важность и преклонить их страхом. Ведь люди не столько привлекаются благодеяниями, сколько вра­зумляются страхом. Но дивные и великие мужи и друзья Божии ни в чем этом не нуждаются. Таков, например, был Па­вел: он не говорил ни о царстве, ни о геенне.

Гомилии на Деяния Апостолов

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите

Итак, Кто же был возвышен? Низкий или Высочайший? И что такое низость, если не человеческое? И что такое высочайшее, если не Божественное? Однако Бог не нуждается в возвышении, будучи высочайшим. А апостол говорит, что человеческое было возвышено. Быть возвышенным означает быть и Господом, и Христом. Следовательно, под словом «сотворил» апостол не имеет в виду предвечное существование Господа, но превращение низкого в Высочайшего,происходящее одесную Бога. Через это слово объясняется тайна благочестия. Ибо сказавший: Быв вознесен десницею Божиею, - ясно раскрывает не подлежащую огласке тайну, что десница Божия, сотворившая все сущее, то есть Господь, через Которого все произошло и без Которого не может существовать ничего из существующего (Ин. 1:3), возвела объединенного с ней человека на свою собственную высоту через это единение.

Эранист

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите

Вы видите в огненных языках, слышите в нашей речи; в словах о том, что Он принял от Отца обетование Святого Духа и излил, он показывает двойственную природу Христа, ибо Он принял как человек и излил как Бог.

Изложение Деяний Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 32-36 Сего Иисуса воскреси Бог, емуже вси мы есмы свидетели. Десницею убо Божиею вознесеся, и обетование Святаго Духа прием от Отца, излия сие, еже вы ныне видите и слышите. Не бо Давид взыде на небеса: глаголет бо сам: рече Господь Господеви моему: седи одесную мене, Дондеже положу враги твоя подножие ног твоих. Твердо убо да разумеет весь дом Исраилев, яко и Господа и Христа его Бог сотворил есть, сего Иисуса, егоже вы распясте

Снова указывает на Отца, хотя достаточно было и прежнего указания. Но он знал, как полезно было это для слушателей в деле принятия ими того, что особенно необходимо. Выражением: вознесеся, Давид указал на вознесение и на то, что Он (Иисус) - на небесах, но и это сначала не ясно. Смотри: в начале слова, когда и пророка Иоиля привел во свидетели, не говорил, что Христос послал Духа Святого, но говорил, что послал Его Отец. А когда напомнил и о знамениях Христовых и о том, что сделано было против Христа, и когда с дерзновением высказал истину об Его воскресении; тогда наконец говорит уже, что Он (Христос) излил Духа Святого, что, следовательно, пророк об Нем говорил: и будет в последния дни… Обетование же разумеет или то, которое обещал нам апостолам, или то, которое обетовал Ему (Иисусу) Отец прежде креста и страданий. А так как он (Петр) имел сказать великую и высокую истину, именно то, что Духа Святого излил Христос, то затеняет ее, сказав, что Отец дал Ему это обетование; потому что кто бы что ни говорил, - если слово свое оканчивает без пользы, говорит напрасно и попусту. Показывает также (Петр), что крест не только не унизил Его (Иисуса), но придал Ему еще более блеска. Если тогда, по гласу Иоанна: той вы крестит Духом Святым и огнем, Отец дал Ему обетование, то теперь исполнил обетование. Глаголет бо сам: рече Господь Господеви моему. Здесь (Петр) говорит уже без опасения; так как сказанное выше ободрило его. Но какое значение в словах: рече Господь Господеви моему? Если уже Давид называет Его (Иисуса) Господом, то тем более иудеи не должны отрицать этого. Словами же Давида: дондеже положу враги твоя, навел (Петр) на них страх, как средство победить их. А чтобы не подорвать веры в себя, он приписывает все Отцу. После того, как сказал о предметах великих, он слово свое снова сводит на дела смирения Его (Иисуса). Седи одесную мене. В словах: седи одесную мене, мы уразумеваем равночестность Отца и Сына; так как понятие: правый, или левый, немыслимо по отношению к бестелесной сущности. А кто сии враги, это объясняет апостол, взывая: егда испразднит всяку власть, последний враг испразднится смерть (1Кор. 15:24-26). Яко и Господа и Христа его Бог сотворил есть. Выражение: сотворил есть, употреблено вместо выражения: «поставил»; потому что речь идет не о существовании и не об ипостасности. Еще не перестает говорить о делах смирения. Следовало бы присовокупить: твердо убо да разумеет весь дом Исраилев, яко одесную седит, так как это именно вытекает из предыдущего. Но он не говорит этого, а выражается гораздо смиреннее, именно: яко и Господа и Христа его Бог сотворил есть; потому что таково значение слова: сотворил. Итак всюду следует иметь в виду пользу слушателей.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

22 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, 23 Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; 24 но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. 25 Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. 26 Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, 27 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. 28 Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим. 29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. 30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, 31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. 32 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. 33 Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. 34 Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, 35 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. 36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.

22–36. Когда апостол рассказывал пред своими слушателями, что чудесное событие, которого они суть свидетели, есть исполнение ветхозаветного пророчества об излиянии на всякую плоть Духа Святого в мессианское время, то это само собою рождало мысль, что, следовательно, мессианское время уже наступило, Мессия уже пришел. Итак, кто же и где Мессия?

И вот апостол Петр начинает свое благовествование о Христе. Он возвещает, что Мессия явился в Лице известного всем мужа – Иисуса Назорея; Мессиею, Христом Бог блистательно засвидетельствовал Его многими чудесами и знамениями, совершенными чрез Него. Апостол не имеет нужды приводить какие-либо другие доказательства мессианского достоинства Иисуса; достаточно было для него напомнить о многоразличных и великих чудесах Иисуса Христа и таким образом сослаться на собственный опыт слушателей.

Но для иудеев того времени был соблазном крест Христов. Чтобы устранить этот соблазн, апостол, благовествуя дальнейшую историю Спасителя, напоминая израильтянам, что этот Иисус Назорей был предан в их руки лукавым учеником и ими, при содействии римской власти и римских воинов, пригвожден ко кресту и умерщвлен, прибавляет, что все это совершилось не против воли Божией, но по определенному совету и предведению Божию. Но еще более нуждалось в подтверждении слово апостола о воскресении Иисуса Христа. Посему, благовествуя о Его воскресении, он не только дает об этом свое собственное свидетельство (ст. 24–32), но и обосновывает его на слове Божием, показывая, что воскресение Иисуса Христа необходимо должно было быть, что хотя Он и умер по определению Божию, однако же смерти невозможно было удержать Его в своих узах. В приводимых апостолом словах псалма (15, 8–11) богоблаженный дух Давида на основании своего живого и постоянного общения с Богом высказывает надежду и уверенность, что и смерть не разлучит его от Господа, что Бог не допустит, чтобы душа его навсегда осталась во аде, а тело подверглось безвозвратному тлению, что, напротив, в настоящей близости к нему Бога заключается для него твердый залог вечной жизни его с Богом. Апостол теперь свидетельствует не только то, что исполнение этой надежды Давида на освобождение из ада и воскресение зависит от воскресения Иисуса Христа, но что и Давид сам высказал эту свою надежду и уверенность ввиду имеющего некогда последовать воскресения Христова, которое есть основание и залог воскресения людей, что и для Псалмопевца победоносное сошествие Христа во ад и воскресение из мертвых было основанием его надежды на собственное, личное освобождение от уз ада и воскрешение; так что он, говоря в первом лице, говоря о себе, мыслил прежде всего Христа, на Котором на первом в полноте и должно было исполниться то его ожидание (ст. 25–31). К этому пророческому слову апостол Петр в заключение присоединяет свидетельство апостолов, что пророчество Давида о воскресении Христа действительно исполнилось на Иисусе (ст. 32).

В своем продолжении евангельская речь апостола Петра необходимо возвращается к тому, из чего исшел он в своем благовестии, – к ниспосланию на верующих Духа Святого, ибо это было и после плодом вознесения Иисуса Христа на небо, о котором апостолы теперь проповедуют. Но самое вознесение Иисуса Христа, поскольку оно, подобно Его воскресению, не было событием, опытно наблюдаемым слушателями апостола, нуждалось в подтверждении. Поэтому он свое свидетельство о вознесении Иисуса Христа также обосновывает на слове Божием, приводя слова Псалмопевца, которые ясно относятся не к кому другому, как к Мессии (Мф. 22, 41 и далее), и которые прямо говорят о возвеличении Его до приятия Им участия в славе и силе Божией (ст. 33–35).

В заключение апостол с силою высказывает и твердо устанавливает самую первую и основную истину, на которой зиждутся все другие, раскрытые им в продолжение своей речи. Эта истина есть та, что Мессия явился именно в лице Иисуса Назорея, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса (ст. 36). Чтобы еще более возбудить в них раскаяние, напоминает им, как несправедливы и злобны были они по отношению к этому Иисусу, Которого Бог так возвысил и возвеличил: Бог соделал Его Господом и Христом, а вы Его распяли. Он приписывает им вину распятия Господа: Сего Иисуса вы распяли, хотя среди слушателей его, конечно, было много и таких людей, которых во время страданий Спасителя и не было в Иерусалиме и которые поэтому не могли лично участвовать в умерщвлении Иисуса. В данном случае неважно, кто, собственно, принимал непосредственное участие в распятии Господа. Апостол противополагает здесь действия Божии действиям человеческим и ближайшим образом поведению в отношении к Мессии народа иудейского вообще и говорит, что распятие Господа есть общее дело, общая вина всего народа; поэтому совесть каждого человека должна мучиться при воспоминании об этом беззаконии и подвигать его искать средства примирения с Богом, прощения содеянного греха.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите

Чтобы слушатели скорее могли получить объяснение того, что теперь собрало их около Апостолов и удобнее могли удержать слышанное или сообразить с тем, что привело их в недоумение, Апостол кратко говорить о величайших событиях – о вознесении Иисуса Христа на небо и ниспослании Всесвятого Духа. Итак Он, Иисус Христос, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. Апостол и теперь прикрывает величие Иисуса Христа и говорит: быв вознесен десницею Божиею, т. е. силою или могуществом Божиим быв вознесен на небо, хотя эта Божественная сила или могущество принадлежало самому Иисусу Христу, как Сыну Божию, истинному всемогущему Богу, — и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что ныне видите и слышите. Приняв от Отца обещанного Святого Духа, или того Духа Утешителя, которого Иисус Христос, и прежде своих страдании и крестной смерти, неоднократно обещал Своим ученикам послать от Отца (Иоан. гл. 14, 16, 17), ныне излил Его на нас, говорит Петр, верующих в Него, Христа Иисуса, что вы теперь сами видите и слышите, видя те действия, какие Он совершает, и слыша вещания о великих делах Божиих, о которых мы говорим по внушению Святого Духа.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

33. И так Он, быв вознесен десницею Божиею, и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.

Он, быв вознесен и пр.: утвердив основную истину воскресения Иисуса Христа, апостол приводит речь к прямому объяснению самого события, с которого начал эту речь, т.е. события дня Пятидесятницы – излияния Духа Св. Как воскресший Мессия, Господь Иисус вознесся на небо к Отцу своему, вошел таким образом и прославленным человечеством в ту славу, какую имел от вечности как Бог, и прияв как искупитель мира всякую власть на небе и на земле (Мф.28:18), приял власть ниспослать на верующих в Него Св. Духа, о чем Он и прежде говорил им (Ин.15:26; Ин.16:7 и пар., см. прим.). Это излияние Духа Св. на верующего и есть то, что видят и слышат теперешние слушатели ап. Петра.

Вознесен десницею Божиею: греческий оборот речи допускает двоякий перевод и толкование; или: будучи вознесен десницей, т.е. силой и властью Бога-Отца на небо – в том же смысле, в каком выше говорится, что Бог воскресил Его из мертвых (ст. 24), или: будучи вознесен одесную Бога-Отца в том смысле, что и прославленное человечество Христово вошло в славу Божию. При обоих переводах и толкованиях истина одна и та же, истина вознесения Господа и сидения Его одесную Бога-Отца; но первый перевод и толкование предпочтительнее, т.к. Петр, судя по всему составу речи, имеет в виду яснее выставить противоположность того, что именно Христа Иисуса, уничиженного и умерщвленного людьми, Бог своей всемогущей силой воздвиг из мертвых и вознес выше всех. Этого перевода и объяснения держится и св. Златоуст: «опять обращается к Отцу, хотя довольно было и того, что сказал уже прежде; но он знал, как это важно» (ср. Феофил).

Приняв от Отца обетование Св. Духа: выражение сокращенное, как и выше – Деян.1:4. Полнее оно может быть выражено так: приняв от Отца власть как Искупитель мира, послать в искупленный мир, т.е. верующим в Него, обещанного Отцом и Им Св. Духа (см. прим. к Ин.15:26; Ин.16:7 и парал). Власть сию Он восприял именно по воскресении и вознесении своем, как и сам Он говорил в своей прощальной беседе с учениками.

Излил то и пр.: обилие даров Св. Духа представляется под образом излияния, как и у пророка Иоиля (см. выше ст. 17). Образ взят, вероятно, от помазания свящ. елеем призываемых на особенное служение Богу (см. прим. в Мф.1:1); обилие такого помазания, когда елей именно возливался на главы посвящаемых и стекал на браду и края одежды их, означало именно обилие сообщаемых даров (ср. Пс.132:2).

Ныне видите и слышите: разумеется все это событие дня Пятидесятницы со всеми его частными чертами, все, чему собравшиеся изумлялись (ст. 7). Так апостол довел речь до того, с чего начал, вполне объяснил непонятное для собравшегося народа явление.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите

Итак, Он был вознесен десницею Божиею- греч. th dexia oun toϋ qeou uywqeiV… - слав. : десницею убо Божиею вознесеся (вероятно, вместо «вознесся») - выражение, допускающее два понимания: или - быв вознесен на небо десницею Божиею - в том же смысле, в каком выше говорится, что Бог воскресил Его от мертвых (ст. 24); или - быв вознесен, т. е. возвышен до седения одесную Отца в прославленной человеческой плоти. И то и другое толкование равносильны и равнозначащи.

Приняв от Отца обетование Св. Духа - т. е., приняв от Отца власть послать верующим в Него - обещанного Отцом и Им Св. Духа, от Отца исходящего.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите

И опять Апостол говорить, что Христа воскресил Бог, чтобы быть более принятым по существу предмета его речи, т. е. что Иисус Христос не видел истления, чему собственно и были настоящими свидетелями Апостолы, так как хотя они момента воскресения Христова но видели, но тело Восставшего видели и могли его осязать. С особенною силою Апостол указывает на то, что именно Тот Самый Иисус, о Котором предсказывал Давид, как имеющем воскреснуть, Тот Самый и был воскрешен Богом и что Он же и вознесен десницею Божиею на престол славы одесную Бога, и Он же, во исполнение ранее данного по воле Отца Небесного обетования Апостолам, совершил излияние тех чудных даров, которые всем так были очевидны, слышимы и всех приводили в недоумение. Вот, таким образом, ответ на все эти тревожные недоумения. Тот Самый Иисус, Которого вы распяли, Тот воскрес, вознесся на небо и послал от Отца Духа Святого, изливши Его преизобильно. Это излияние отчасти напоминает то, которое было совершаемо в Ветхом Завете через излияние елея (Пс.132:2) для посвящения на то или другое священное служение, Из сего слушатели могли понять, что и Апостолы теперь уже не простые свидетели того, что они слышали и видели, но облагодатствованные органы Духа Святого, и потому слова их достойны приятия.

«Смотри (говорит блаженный Феофилакт), в начале слова, когда и пророка Иоиля привел во свидетели, не говорил, что Христос послал Духа Святаго, но говорил, что послал Его Отец. А когда напомнил и о знамениях Христовых, и о том, что сделано было против Христа, и когда с дерзновением высказал истину об Его воскресении, тогда наконец говорит уже, что Он (Христос) излил Духа Святаго, что следовательно пророк о Нем говорил: «и будет в последние дни»...

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible