Скрыть
И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 14-18 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать

Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим:

«Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им». Там ты видишь его попечительность, а здесь мужество. Пусть они удивлялись, пусть они были поражены; но и при этом не подать голос среди такого множества народа? Если и тогда, когда говоришь между своими, приходишь в смущение, то тем больше – когда говоришь между врагами, между людьми, дыша­щими убийством. А что (апостолы) не пьяны, это сейчас же сделалось очевидным из их голоса, потому что они не при­шли, подобно одержимым, в исступление, и не были лишены свободы владеть собою. Но что значит: «с одиннадцатью»? Это значит, что они защищались общим голосом: Петр служил устами всех, а прочие одиннадцать (учеников) предстояли, подтверждая его слова своим свидетельством. «Возвысил голос свой», т.е., заговорил с великим дерзновением.

А поступает он так для того, чтобы познали благодать Духа. В самом деле, прежде он не вынес вопроса ничтож­ной служанки, а теперь среди толпы народной, когда все дышат убийством, говорит с таким дерзновением! Это было несомненным свидетельством воскресения, потому что он по­ступает с такою смелостью среди людей, которые смеялись и глумились над таким великим событием. Подумай, сколько нужно наглости, сколько нечестия, сколько бесстыдства, чтобы необыкновенный дар языков считать делом опьянения! Но все это нисколько не смутило апостолов и не отняло у них сме­лости, хотя они и слышали эти насмешки. С пришествием Духа они уже изменившись и стали выше всего плотского, – по­тому что, где является Дух Святый, там и бренные становятся золотыми. Посмотри, например, прошу тебя, на Петра и узнай в нем того человека – боязливого, неразумного, как и Хри­стос сказал: «неужели и вы еще не разумеете?» (Мф. 15:16), – человека, который после известного своего дивного исповедания назван был сатаною (Мф. 16:23). Обрати также внимание и на единодушие апостолов: они уступают ему говорить к на­роду, потому что не следовало говорить всем. «Возвысил», ска­зано, «голос свой» и стал говорить к ним с великим дерзно­вением. Вот что значит сделаться мужем духовным!

Здесь апостол обращает свою речь к тем, которых выше называл иноземцами; говорит, по-видимому, только к ним, а между тем исправляет и тех, которые смеялись. А что некоторые смеялись, это было устроено (Богом) для того, чтобы (Петр) начал говорить в защиту (апостолов) и, защи­щая их, научил других. Итак, эти люди считали для себя великою похвалою и то, что они жили в Иерусалиме. «Сие да будет вам», говорит, «известно, и внимайте словам моим». Этим пока возбуждает их внимание, а далее начинает уже защищать. «Они не пьяны, как вы думаете» (ст. 15). Видишь, как скромна его защита? Хотя он имел на своей стороне большую часть народа, однако говорит с ними весьма кротко; и сперва опровергает их лукавое предположение, а затем уже приступает к защите. Потому-то он и не сказал: как вы говорите, издеваясь и смеясь над нами; но: «как вы думаете», – желая показать, что они говорят это неумышленно, и припи­сывая это скорее их неведению, нежели злому умыслу. «Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня» К чему он говорит это? Разве нельзя быть пьяным и в третьем часу? Конечно, можно; но он не хотел долго на этом останавливаться, так как (апостолы) были совсем не в таком положении, как говорили в насмешку эти люди. Отсюда, сле­довательно, мы научаемся, что без нужды не надобно много говорить. А с другой стороны, и дальнейшие слова его слу­жат этому подтверждением. Теперь речь его обращается уже вообще ко всем. «Но это есть предреченное пророком Иоилем: и будет в последние дни, говорит Бог» (ст. 16-17). Пока нигде еще (не видно) имени Христа, и обетование это – не Его обето­вание, а – Отца. Заметь благоразумие (апостола). Он не опустил (этого обстоятельства) и не стал тотчас же говорить о том, что касается собственно Христа, – именно, что Он обещал это после Своего распятия: иначе, если бы он сказал так, то все бы испортил. Но ведь этого, скажешь, было бы достаточно для доказательства Его Божества. Так, – когда этому веруют, пока же о том только была еще забота, чтобы этому поверили; а когда не веруют, то следствием этого было бы то, что их побили бы камнями. «Излию от Духа Моего на всякую плоть». Подает и им благие надежды, если только они сами того захотят. И не допу­скает их до мысли, что это лишь преимущество апостолов, – так как отсюда возникло бы неудовольствие, – и таким образом устраняет зависть. «И будут пророчествовать», говорит, «сыны ваши». Не вам, говорит, принадлежит это великое дело и не вам эта похвала; к вашим детям перешла благодать. Детьми назы­вает себя вместе с прочими апостолами, а их – отцами. «И юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (ст. 17, 18). Продолжает показывать, что апостолы снискали благоволение (Божие), так как удостоились Святого Духа, а те – нет, потому что распяли Христа. Так и Христос, желая укротить их гнев, говорил: «сыновья ваши чьею силою изгоняют?» (Мф. 12:27) Не сказал: Мои ученики, так как показалось бы, что Он льстит Себе. Равным образом, и Петр не сказал, что они не пьяны, но что они говорят по внушению Духа, и не просто (сказал это), а прибегнул к пророку и, оградившись им, говорит с совершенною уверенностью. Таким образом от обвинения он освобо­дил их сам, а касательно благодати приводит в свиде­тели пророка. «Излию от Духа Моего на всякую плоть». Так ска­зано потому, что на одних благодать изливалась во сне, а на других наяву. Ведь и во сне пророки имели видения и получали откровения.

Гомилии на Деяния Апостолов

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут

Слово излию показывает щедрость дара, ибо не так, как некогда - лишь отдельным пророкам и священникам, - но всем, повсюду, мужчинам и женщинам, целым сословиям и отдельным людям подается благодать Святого Духа. А что такое всякая плоть, пророк объясняет далее, говоря: И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши (Иоил 2:28) и т. д., а также: И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу (Иоил 2:30) . Чудеса на небе - когда о рождении Господа возвестила новая звезда (Мф. 2:2), а при Его восшествии на крест померкло солнце и само небо покрылось тьмою (Лк. 23:44); знамения на земле, которая сотряслась, когда Господь испустил дух, отверзла гробы, расколола камни и воскресила многие тела усопших святых (Мф. 27:51-52).

Изложение Деяний Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 16-18 Но сие есть реченное пророком Иоилем: И будет в последния дни, глаголет Господь, излию от Духа моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери вашя: и юноши ваши видения узрят, и старцы ваши сония видят. Ибо на рабы моя и на рабыни моя, во дни оны излию от Духа моего, и прорекут

Ссылается не на Христово имя, не на Христово обетование, но на обетование Отца. Замечай предусмотрительность. Не умолчал о пророчестве, но и не сказал прямо о том, что касается Христа, именно, что Он после того, как был распят и восстал, обещал им (апостолам) этот дар. Если бы он (Петр) сказал это, то испортил бы все; хотя это и могло доказать божественность Христа, но показалось бы невероятным. Вопрос же - в том, чтобы поверили тому, что говорится; а то, что показалось бы невероятным, заставило бы их поколебаться. Этих недоумений ничто не в состоянии разрешить, кроме пророческого свидетельства. Итак, когда возникает какой-нибудь сомнительный вопрос, не прибегай к рассуждениям. Рассудочные обсуждения также опровергаются, как составляются; а глас Божий кто разрушит? Рассуждение разрушается; Писание не разрушается. Не сказано: излию Духа моего, но: от Духа моего. Не Дух, но дар Духа изливается на всяку плоть и именно на уверовавшую, то есть, на язычников. Но он еще не открывает им этого; а слова: на всяку плоть, подают им и добрые надежды и не позволяют ожидаемые блага присваивать себе одним; чрез это самое он подсекает и зависть в самом ее корне. Обрати же внимание на то, как разнообразно откровение Святого Духа. Один, имея благодать Духа, пророчествует; другой, неспособный на это служение, получает дар видений: так Петр в шестом часу дня видит сосуд; так Корнилий в девятом часу видит ангела. Видение сердцем не называется взглядом или взором ορααμα, но видением ορασις. Иначе видят видение: так видевший говорит: иди; иначе видят теорему, когда видят уже не глазами; иначе поучаются образами, какие представляются во сне.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

15 они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; 16 но это есть предреченное пророком Иоилем: 17 И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. 18 И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. 19 И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. 20 Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. 21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

15–21. Начиная свою речь, апостол Петр себя самого ставит в положение стороннего свидетеля того, что видят и чему удивляются его слушатели; поэтому, не исключая из защиты ни себя, ни прочих апостолов Христовых, он, однако, говорит в третьем лице: они не пьяны. Апостол, таким образом, прежде всего отрицает это ложное мнение некоторых относительно чудного дара языков, – мнение, которым полагалась черная тень на участников этого дара. И в подтверждение этого свидетельства за верующих он указывает на время дня: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня, – то есть девятый час по нашему счислению: первый молитвенный час и время утренней жертвы, до которого, особенно в праздничный день, израильтянин не дозволял себе принимать никакой пищи. После того как апостол опроверг ложный взгляд некоторых на явление дара языков, он теперь отвечает на вопрос: что же это значит?

Ответ свой на этот вопрос он выражает словами ветхозаветного пророчества и таким образом одновременно и дает собственное свидетельство, и подтверждает его словом Божиим. Замечательно это пророчество Иоиля (2, 28–32). Пророк боговдохновенным взором созерцает время, когда не только отдельные люди и временно, для особенных целей спасающего людей Промысла Божия, будут удостаиваться наития Духа Божия, как это было в Ветхом Завете, но когда благодать Святого Духа, как обильный дождь на землю, изольется на всяку плоть, то есть на всех спасаемых людей, без различия пола, возраста и состояния, так что по отношению к спасению все будут равны, мужи и жены, взрослые и дети, свободные и рабы, все удостоятся благодати Божией (ст. 16–18). Апостол приводит здесь из многих ветхозаветных пророчеств об излиянии Духа Божия на верующих с пришествием Мессии (напр., Ис. 32, 15; Иез. 36, 25; 39, 29) именно это пророчество потому, что в нем, кроме общей мысли о сообщении людям благодати Духа Святого, обозначены различные формы откровения Духа Божия, какие были в Ветхом Завете и исчисление которых дает указание и на другие всевозможные, в каких только благоугодно будет сообщить откровение Духу Божию. Все они обнимаются общим понятием пророчества, под каковым понятием апостол, следовательно, разумеет и дар языков, так что приведением этого пророчественного изречения он хочет сказать: «они не пьяны, но все они пророчествуют, все они исполнены пророческого духа».

Но апостол не останавливается на этом в приведении пророчества Иоиля, но цитирует и дальнейшие слова его, в которых предуказываются великие карающие суды Божии, долженствующие предшествовать тому великому славному дню Господню, которым закончится настоящий мир (ст. 19–20). Эти суды Божии откроются в великих и страшных знамениях на небе и на земле: на земле откроются обильное пролитие крови, извержение огня и дыма, на небе – затмения солнца и луны и другие страшные явления. Очевидно, что во всей полноте исполнение этого пророчества еще предстоит в будущем, именно при кончине мира. Но в некоторой степени оно уже пришло в исполнение, – именно в тех великих наказаниях, какие испытал народ иудейский за свое неверие. Так как цель и конец всех стремлений, желаний и надежд ветхозаветного человека было мессианское время и потому явление в мир Мессии было для него наступлением конца мира, началом «последних дней», то поэтому в пророчественном созерцании Иоиля и соединяются, сливаются события первого и второго пришествия Христа на землю, отдаленные по времени, но сходные по существу своему. Апостол же Петр днем великим и славным называет здесь последний день мира, когда последует второе славное пришествие Иисуса Христа на землю для решительного суда над миром.

Что касается цели, с которою апостол Петр приводит эти слова пророчества Иоиля, то она ясно открывается из последующего, где он, словами того же пророчества, высказывает обетование благодати Божией для благочестивых, что они милосердием Бога спасутся во время этого великого и страшного суда Божия (ст. 21). Ясно, что апостол хочет этим возбудить слушателей к покаянию и смирению.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Ст. 16-18 но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать

Но сие есть реченное пророком Иоилем. Как бы так говорит: что вы видите теперь, чему удивляетесь, или что почитаете непонятным, это есть то самое, о чем предсказал пророк Иоиль. Что же предсказал Пророк?

И будет в последние дни, глаголет Господь, излию от Духа Моего на всяку плоть. И будет в последние дни, или напоследок: так обыкновенно у Пророков указывалось будущее время по пришествии Мессии, или обетованного Спасителя, то есть время благодатного царства Христова. Последние дни или последнее время — это время от явления Спасителя на земле до скончания мира. Оно называется последним временем или последними днями потому, что благодатное царство Христово, в котором приобретается спасение чрез веру в Иисуса Христа, пришедшего в мир, есть последнее дело Божеского чрезвычайного попечения о роде человеческом. После этого времени будет скончание мира, последний суд, и настанет вечное царство славы, в котором праведники будут вечно блаженствовать. В предложенном пророчестве предсказываются события, простирающиеся на все продолжение времени от начала до конца благодатного царства Христова.

Глаголет Господь, излию от Духа Моего на всяку плоть. Это стало исполняться в день сошествия Святого Духа на Апостолов, продолжается доныне и будет продолжаться до скончания мира, доколе Дух Святой будет действовать в благодатной Церкви Христовой ко спасению верующих. Излияние или сошествие Святого Духа означает то событие, что, по вознесении Господа Иисуса Христа на небо, — по ходатайству Его пред Богом Отцем, силою искупительных заслуг Его, принесенных в умилостивление правосудию Божию, — Дух Святый могущественно и обширно стал действовать в мире, ко спасению всех верующих в Иисуса Христа. Но это никак не означает того, будто только со времени сошествия Его на Апостолов Он стал присутствовать между человеками: как истинный Бог, Дух Святой вездеприсущ и действует во всем мире и в каждой твари, сохраняя бытие всех тварей в дивном благоустройстве, как Псалмопевец говорит: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Псал. 32, 6). Изображая также вездеприсутствие, вседетельную и вседержательную силу Духа Божия, Псалмопевец говорит: камо пойду от Духа Твоего? и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо ecu: аще сниду во ад, тамо ecu: аще возму крыле мои рано, и вселюся в последних моря, и тамо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя (Псал. 138, 7-10). Дух Святой, как истинный Бог, по изображению церковной молитвы, есть Царь небесный, — иже везде Сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни податель.

Излию от Духа Моего на всяку плоть. Всякая плоть означает всякого человека или всех людей, т. е. тех, которые будут веровать в Иисуса Христа и чрез веру будут достигать спасения, как учит Иисус Христос: mакo возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный (Иoaн. 3, 16).

И прорекут сынове ваши и дщери ваши: и юноши ваши видения узрят, и старцы ваши сония видят. Так раскрывается обильное излияние Святого Духа. В ветхом завете только немногие избранные удостоивались просвещения от Святого Духа, и пророчествовали, или изрекали тайны Божии. А в новом завете ведение спасительных таин Божиих сделалось доступным для всех верующих в Иисуса Христа: и сыны и дщери, и юноши и старцы, внимая Евангельскому учению и просвещаемые благодатию Св. Духа, познают и возвещают друг другу, ко взаимному назиданию, высокие истины спасения. Таковы высокие истины о Пресвятой Троице, о Божеских делах творения и промышления, и о делах особенного Божеского попечения о спасении рода человеческого чрез единородного Сына Божия!

Прорекут или будут пророчествовать. — Это не означает только предсказывать будущее, хотя не исключает и сего значения; но означает вообще, при содействии Духа Святого, познавать и возвещать высокие и сокровенные истины, во славу Божию и ко спасению ближних.

И юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями будут вразумляемы. Так показываются различные действия Святого Духа, многообразно открывающего человеку тайны спасения и различно руководствующего людей на пути спасения. В истории Христовой Церкви можно видеть множество чрезвычайных видений и вразумлений, служивших ко спасению верующих и к обузданию неверующих гонителей Христовой Церкви.

Ибо на рабы Моя и на рабыни Моя во дни оны излию от Духа Моего, и прорекут. Исчисляя тех, на кого будет изливаться Дух Святой, пророчество раскрывает ту великую и радостную истину, что Утешитель Дух Святой изливается на всех истинно верующих в Иисуса Христа; никто из таковых не отвергается: сыны и дщери, старцы и юноши, рабы и рабыни, все могут быть причастниками спасительных даров Святого Духа, могут и познавать спасительные истины и тайны, и возвещать их или беседовать о них друг с другом, ко взаимному назиданию и утверждению на пути спасения. Пророчество раскрывает ту же истину, которую апостол Павел изображает так: Несть иудей, ни еллин, несть раб, ни свободь, несть мужеский пол, ни женский: вcu бо вы едино есте о Христе Иисусе (Гал. 3, 28). Глаголет бо Писание: всяк веруяй в Он, непостыдится. Несть бо разнствия Иудееви же и Еллину: Той бо Бог всех, богатяй во всех призывающих Его. Всяк бо, иже аще призовет имя Господне, спасется (Римл. 10, 11-13). Сам Господь Спаситель раскрыл эту волю Отца небесного, — т. е. чтобы все призываемы были ко спасению, — когда, посылая Апостолов на всемирную проповедь, сказал: шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет (Марк. 16, 15, 16). Также: шедше убо, научите вся языки, крестяще их (Матф. 28, 19).

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

16. Но это есть предреченное пророком Иоилем:

17. И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа моего на всякую плоть; и будут пророчествовать сыны ваши и дщери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.

Но это есть предреченное и пр.: устранив таким образом насмешливое и злобное предположение, что они пьяны, апостол вслед за тем объясняет удивлявшимся и недоумевавшим, что значит видимое и слышимое ими. Он объясняет, что это событие есть не иное что, как исполнение древнего пророчества пророка Иоиля, изреченное по вдохновению от Духа Св. лет за 800 с лишком до сего. Пророчество приведено из книги пророка Иоиля (Иоил.3:1–5; по LXX и славянскому переводу 2, 28–32), с некоторыми изменениями против подлинника и LXX, как то нередко делают сам Господь и апостолы. В этом месте Бог устами пророка дает обетование о обильном сообщении даров Духа Св. всем верующим людям, с чем вместе соединяется угроза судом на нечестивых и обетование спасения праведным.

В последние дни: в подлиннике и у LXX – после сего. Ап. Петр, указывая исполнения пророчества в новозаветное время, заменяет слова после сего употребляющимся у других пророков, когда они говорят о царстве Мессии, выражением в последние дни (ср. Ис.2:2; Мих.4:1 и др.). Этим выражением обозначается окончание ветхозаветного царства Божия и начало новозаветного, и не только начало, но и все продолжение его, так как весь период новозаветного царства Божия на земле или царства Христова есть, по всему библейскому воззрению, последняя эпоха домостроительства спасения человечества, за которой последует всеобщий суд и царство славы. Посему под выражением в последние дни пророки говорят не только о таких будущих событиях, которые совершатся при конце ветхозаветного времени и начале новозаветного, но и о таких, которые будут совершаться и в продолжение всего новозаветного времени, или даже только в конце его. Заменяя сим выражением подлинное неопределенное выражение – после сего, апостол, таким образом, очевидно исключает отношение пророчества сего к какому-либо ветхозаветному времени, а относит исполнение его только ко времени новозаветному.

Излию от Духа Моего на всяку плоть: с подлинника – излию Дух Мой; смысл один и тот же, но у апостола – разделительнее в отношении к сообщению даров Духа каждому верующему отдельно. Дух представляется как полнота всех даров, из которой изливается тот или другой дар на того или другого верующего, тогда как у пророка Дух представляется изливающимся весь в целое общество верных. «Обрати внимание на то, как разнообразно откровение Св. Духа: один, имея благодать Духа, пророчествует; другой, неспособный на это, получает дар видений»; «на одних благодать изливалась во сне, а на других наяву» – и пр. (Феофил. и Злат.). Излияние есть образ сообщения в обилии, подобно дождю или изливаемой воде. Излияние на всяку плоть означает сообщение даров Духа всем людям (ср. Мф.24:23; Рим.3:12; Гал.2:16 и др.). Так как и у пророка, и у апостола речь идет о царстве Мессии: то под всякою плотию разумеется все искупленное Христом человечество, в котором распространится это царство Христово (ср. Ис.40; Ис.66:24 и др.), и притом во все время распространения его на земле, во всех народах, без разделения иудеев и язычников. Во времена ветхозаветные огромная часть человечества – все язычество – лишено было совершенно даров Духа чрезвычайных; в иудействе дары Духа сообщались лишь некоторым, немногим, избиравшимся на особенное служение Богу; в царстве же Мессии, по пророчеству, Дух изольется на всех, и, действительно – в Церкви Христовой чрезвычайные дары Его сообщаются всем верующим, хотя не во всех они действенны, а погашаются злой волей людей и действуют только в совершенных. Впрочем, царство Христово, кажется, берется здесь в идеальном его совершенстве, как нередко у пророков. Таким образом, то, что Моисей желал для всего своего народа – исполнения его Духом (Чис.11:29) – совершится, по пророчеству Иоиля, в новозаветном народе Божьем, а по толкованию этого пророчества ап. Петром – уже начало приходить в исполнение со дня первой христианской Пятидесятницы.

Будут пророчествовать и пр.: пророчества, видения и сновидения представляются как действия этого излияния даров Св. Духа; не все перечисляются здесь эти действия, ибо дары Духа многоразличны и действия многоразличны (1Кор.12:4–11), а только для примера берутся некоторые, более известные в Ветхом Завете. Пророчество берется здесь как общее действие Духа в приемлющих дары Его; видения (в бодрственном состоянии) и сновидения представляются в Ветхом Завете как два главных способа божественного откровения пророкам (Чис.12:6). Сыны – дщери – юноши – старцы: указывается на то, что Дух изольется на всех, без различия пола и возраста, на всеобщность излияния даров духовных; это частные понятия одного общего понятия – на всякую плоть. Действия Духа распределены здесь так, что сынам и дщерям усваивается пророчество: юношам – видения, старцам – сновидения; это конечно не значит, что в тех или других только и будут те действия Духа, какие им усваиваются, что старцы, например, не будут видеть видений или пророчествовать и т.д.: распределение это сделано только для ясности, силы и красоты речи, общий же смысл тот, что Дух изольется своими различными дарами на всех, без различия пола и возраста. Юноши – старцы: в юности восприимчивее внешние чувства, в старости развивается более чувство внутреннее; потому юношам обещаются видения, старцам – сновидения. Ваши – ваши: пророк говорит, обращаясь к иудеям, своим соотечественникам, как членам будущего царства Мессии, и потому говорит – ваши; а так как в царство Христово будут призваны и язычники, то понятие ваши распространяется на все христианское общество из всех народов.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-17 но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут

Предреченные пророком Иоилем - следовательно, лет за 700 до сего (Иоил 2:28-32). Самое пророчество Иоиля приводится Дееписателем в несколько измененном виде против подлинника и LXX, как это делают нередко Сам Господь и апостолы. Так, вместо подлинного неопределенного выражения «после того», у Апостола Петра видим выражение более определенное - в последние дни. Этим прежде всего исключается всякое отношение пророчества к какому-либо ближайшему ветхозаветному времени, а именно усвояется исполнение его к времени новозаветному, так как по библейскому воззрению весь период новозаветного Царства Божия представляется последнею эпохою домостроительства спасения человеческого, за которой имеет последовать уже всеобщий суд и царство славы. При этом, под выражением в последние дни, пророчества обыкновенно указывали не только такие будущие события, которые должны были наступить при конце ветхозаветного времени и начале новозаветного, но и такие, которые будут совершаться и в продолжение всего новозаветного времени, до конца его (ср. Ис. 2:2; Мих. 6:1 и др. ).

Излию от Духа Моего на всяку плоть. По смыслу сего выражения, Дух Божий представляется, как полнота всех даров, из которой изливается тот или другой дар на того или другого верующего.

Излияния - сообщение в изобилии, подобно дождю или изливаемой воде.

На всяку плоть - всем людям, всему искупленному Христом человечеству, которое войдет в состав нового Царства Христова, во все время распространения его на земле, во всех народах, без разделения иудеев и язычников. Начало исполнения этого пророчества св. Апостол и указывает в настоящий момент, полный столь дивных знамений.

Будут пророчествовать… видеть видения… сновидения и т. д. Так как дары Св. Духа неисчислимо разнообразны, то раздельнее приводятся лишь некоторые, более известные в Ветхом Завете: пророчество - как общее действие приявших Духа Святого, видения - (в бодрственном состоянии) и сновидения - как два главных способа Божественного откровения пророкам (Чис. гл.12).

Сыны… дщери… юноши… старцы - указание на то, что Дух Святый излиется на всех без различия пола и возраста; хотя при этом действия Духа Святого распределяются так, что сынам и дщерям усвояется пророчество, юношам - видения, старцам - сновидения; однако это распределение, сделанное для усиления и красоты речи, имеет тот смысл, что вообще Дух Святый различными Своими дарами излиется на всех без различия.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

«и будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут

Излияние Святого Духа было предсказано пророком Иоилем не столь определенно, а именно: он говорит, что это будет «после». Апостол же, применяя оное к временам христианства, говорит о более определенном времени – о «последних днях», под которыми разумелись христианские времена, как дающие полноту благодати. Кроме того, там у пророка (Мих.4:1); ср. (Ис.2:3) говорится о излиянии Духа вообще, здесь же говорится об излиянии от Духа разных даров – на всякую плоть, т. е. на все, что имеет соприкосновение с искуплением, совершенным Иисусом Христом, прежде всего касающимся людей, но потом и всех тварей, ждущих «свободу славы детей Божиих» (Мф.24:23); срвн. (Рим.8:21); (Гал.5:13). Из даров Духа здесь детям усвояется предведение, юношам видения, а старцам сновидения; ибо дети не знают многого и настоящего, при излиянии же даров Святого Духа будут знать и будущее (которое и знают христианские дети). В юности восприимчивее внешние чувства, поэтому им обетования видения. В старости же более живут внутренними чувствами; поэтому им обетования – сновидения. «Обрати внимание на то, как разнообразно дарование Святого Духа (говорит блаженный Феофилакт). Один, имея благодать Духа, пророчествует; другой, неспособный на это, получает дар видений. На одних благодать изливалась во сне, а на других наяву». Излияние вообще есть образное выражение обилия даров Святого Духа. Сам Иисус Христос сказал, что верующие в Него будут источать реки воды живой (Ин.7:38;39). Книга Деяний Апостолов полна свидетельств о сем. А вся история Церкви хранит множество сказаний о сем.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible