Скрыть
Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим:

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 14-18 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать

Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим:

«Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им». Там ты видишь его попечительность, а здесь мужество. Пусть они удивлялись, пусть они были поражены; но и при этом не подать голос среди такого множества народа? Если и тогда, когда говоришь между своими, приходишь в смущение, то тем больше – когда говоришь между врагами, между людьми, дыша­щими убийством. А что (апостолы) не пьяны, это сейчас же сделалось очевидным из их голоса, потому что они не при­шли, подобно одержимым, в исступление, и не были лишены свободы владеть собою. Но что значит: «с одиннадцатью»? Это значит, что они защищались общим голосом: Петр служил устами всех, а прочие одиннадцать (учеников) предстояли, подтверждая его слова своим свидетельством. «Возвысил голос свой», т.е., заговорил с великим дерзновением.

А поступает он так для того, чтобы познали благодать Духа. В самом деле, прежде он не вынес вопроса ничтож­ной служанки, а теперь среди толпы народной, когда все дышат убийством, говорит с таким дерзновением! Это было несомненным свидетельством воскресения, потому что он по­ступает с такою смелостью среди людей, которые смеялись и глумились над таким великим событием. Подумай, сколько нужно наглости, сколько нечестия, сколько бесстыдства, чтобы необыкновенный дар языков считать делом опьянения! Но все это нисколько не смутило апостолов и не отняло у них сме­лости, хотя они и слышали эти насмешки. С пришествием Духа они уже изменившись и стали выше всего плотского, – по­тому что, где является Дух Святый, там и бренные становятся золотыми. Посмотри, например, прошу тебя, на Петра и узнай в нем того человека – боязливого, неразумного, как и Хри­стос сказал: «неужели и вы еще не разумеете?» (Мф. 15:16), – человека, который после известного своего дивного исповедания назван был сатаною (Мф. 16:23). Обрати также внимание и на единодушие апостолов: они уступают ему говорить к на­роду, потому что не следовало говорить всем. «Возвысил», ска­зано, «голос свой» и стал говорить к ним с великим дерзно­вением. Вот что значит сделаться мужем духовным!

Здесь апостол обращает свою речь к тем, которых выше называл иноземцами; говорит, по-видимому, только к ним, а между тем исправляет и тех, которые смеялись. А что некоторые смеялись, это было устроено (Богом) для того, чтобы (Петр) начал говорить в защиту (апостолов) и, защи­щая их, научил других. Итак, эти люди считали для себя великою похвалою и то, что они жили в Иерусалиме. «Сие да будет вам», говорит, «известно, и внимайте словам моим». Этим пока возбуждает их внимание, а далее начинает уже защищать. «Они не пьяны, как вы думаете» (ст. 15). Видишь, как скромна его защита? Хотя он имел на своей стороне большую часть народа, однако говорит с ними весьма кротко; и сперва опровергает их лукавое предположение, а затем уже приступает к защите. Потому-то он и не сказал: как вы говорите, издеваясь и смеясь над нами; но: «как вы думаете», – желая показать, что они говорят это неумышленно, и припи­сывая это скорее их неведению, нежели злому умыслу. «Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня» К чему он говорит это? Разве нельзя быть пьяным и в третьем часу? Конечно, можно; но он не хотел долго на этом останавливаться, так как (апостолы) были совсем не в таком положении, как говорили в насмешку эти люди. Отсюда, сле­довательно, мы научаемся, что без нужды не надобно много говорить. А с другой стороны, и дальнейшие слова его слу­жат этому подтверждением. Теперь речь его обращается уже вообще ко всем. «Но это есть предреченное пророком Иоилем: и будет в последние дни, говорит Бог» (ст. 16-17). Пока нигде еще (не видно) имени Христа, и обетование это – не Его обето­вание, а – Отца. Заметь благоразумие (апостола). Он не опустил (этого обстоятельства) и не стал тотчас же говорить о том, что касается собственно Христа, – именно, что Он обещал это после Своего распятия: иначе, если бы он сказал так, то все бы испортил. Но ведь этого, скажешь, было бы достаточно для доказательства Его Божества. Так, – когда этому веруют, пока же о том только была еще забота, чтобы этому поверили; а когда не веруют, то следствием этого было бы то, что их побили бы камнями. «Излию от Духа Моего на всякую плоть». Подает и им благие надежды, если только они сами того захотят. И не допу­скает их до мысли, что это лишь преимущество апостолов, – так как отсюда возникло бы неудовольствие, – и таким образом устраняет зависть. «И будут пророчествовать», говорит, «сыны ваши». Не вам, говорит, принадлежит это великое дело и не вам эта похвала; к вашим детям перешла благодать. Детьми назы­вает себя вместе с прочими апостолами, а их – отцами. «И юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (ст. 17, 18). Продолжает показывать, что апостолы снискали благоволение (Божие), так как удостоились Святого Духа, а те – нет, потому что распяли Христа. Так и Христос, желая укротить их гнев, говорил: «сыновья ваши чьею силою изгоняют?» (Мф. 12:27) Не сказал: Мои ученики, так как показалось бы, что Он льстит Себе. Равным образом, и Петр не сказал, что они не пьяны, но что они говорят по внушению Духа, и не просто (сказал это), а прибегнул к пророку и, оградившись им, говорит с совершенною уверенностью. Таким образом от обвинения он освобо­дил их сам, а касательно благодати приводит в свиде­тели пророка. «Излию от Духа Моего на всякую плоть». Так ска­зано потому, что на одних благодать изливалась во сне, а на других наяву. Ведь и во сне пророки имели видения и получали откровения.

Гомилии на Деяния Апостолов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 14-15 Став же Петр со единонадесятми, воздвиже глас свой, и рече им: мужие иудейстии и живущии во Иерусалиме вси, сие вам разумно да будет, и внушите глаголы моя. Не бо, якоже вы непщуете, сии пияни суть: есть бо час третий дне

Выше видел ты промышление; здесь замечай мужество, потому что, если все слушатели удивлялись, то разве не столько же было удивительно и то, что человек простой и некнижный возвысил голос среди такого множества, несмотря на то, что были и клеветавшие и способные убить? Ужели это не выше человеческих сил? Но посмотри: тотчас по возвышении голоса он (т. е. Петр) изобличает обман, доказывая, что они не пьяны. Но они и не в исступлении. Что же такое происходит с ним и с одиннадцатью? Петр произносил общее мнение и общий голос, и был устами всех; а одиннадцать предстояли тут, свидетельствуя о том, что он говорил. Воздвиже глас свой, то есть, начал речь с большим дерзновением для того, чтобы тотчас в начале ее почувствовали благодать Духа. Тот, кто не выдержал вопроса слабой рабы, тот самый среди народа - убийц говорит с таким дерзновением. Прежде, чем получил дар языков, Петр устрашился, когда спрашивала его одна только рабыня придверница, и говорил: не вем человека (Мк. 14:17; Мф. 26:72; Лк. 55-62; Ин. 18:25). Там одна рабыня и великий страх; здесь неисчислимое множество и голос, полный великого дерзновения. Не сказал: не бо, якоже вы клевещете, сии пияни, суть, но: якоже вы непщуете; потому что говорит уже более кротко и не желает доказывать настойчиво, что они говорили это по злобе; но приписывает им незнание, а не обличает в нечестии, предуготовляя для них путь к обращению. И что значит возражение, что не в обычае упиваться в третьем часу? Но Петр не остановился на нем; потому что и сами они не так думали об апостолах, но говорили так только по клевете.

Толкование на Деяния святых Апостолов

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим:

14. Событие Пятидесятницы произвело различные действия на жителей Иерусалима, собравшихся около апостолов. Одни люди, набожные, недоумевая, спрашивали: что это значит? Другие, более холодные к предметам религии, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина. Те и другие, таким образом, нуждались в научении, вразумлении, а последние – в исправлении их ложного мнения относительно видимого и слышимого ими. Апостолы усматривают в этом призыв к исполнению заповеди Христа: и будете Мне свидетелями в Иерусалиме (1, 8); и тотчас выступают. До сих пор они стояли вместе с прочими верующими, сподобившимися принять в себя благодать Духа Святого, участвуя в общем единодушном прославлении великих дел Божиих. Но теперь они выделяются и становятся особо от прочих верующих пред народною толпой. Держать слово нужно было кому-нибудь одному, и не должно быть для нас неожиданным, что первое слово о Христе принадлежит Петру. Он возвышает голос свой, говорит громко, чтобы быть слышанным трехтысячною (ст. 41) толпой; начинает речь свою торжественно, призывая слушателей к сосредоточенному вниманию к словам своим, чем дает понять, что он намерен высказать им нечто очень важное и великое. Сила твердого убеждения и божественного одушевления слышится уже в этом призывном возгласе Петра.

В речи своей апостол Петр исходит от объяснения настоящего события чудесного дара языков (ст. 15–21). Но главное содержание, зерно его апостольского благовестия составляет евангелие о Христе, Его чудотворных делах, которые самым блистательным образом свидетельствовали в Нем, Иисусе Назорее, обетованного Мессию (ст. 22), Его страданиях и смерти (ст. 23), Его воскресении (ст. 24–32), вознесении на небо и ниспослании Им от Отца верующим Духа Святого (33, 36).

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Ст. 14-15 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня

Апостол Петр от лица всех Апостолов и других учеников Христовых говорит первое слово по просвещении их Духом Святым. Слово это можно разделить на три части: в первой части Апостол защищает свое общество от той клеветы, будто они говорят на разных языках в опьянении; во второй — свидетельствует о смерти, воскресении и вознесении Иисуса Христа на небо и о ниспослании Им от Отца Всесвятого Духа; в третьей — призывает слушающих к покаянию и ко спасению чрез веру в Иисуса Христа.

Мужи Иудейские и все обитающие в Иерусалиме! Сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня. Мужи Иудейские и все обитающие в Иерусалиме. Тут же Петр обращает слово и к тем слушателям, которые собрались к месту пребывания Апостолов, привлеченные чудесным шумом. Между собравшимися были Иудеи и не-Иудеи, которые, происходя от язычников, приняли веру в истинного Бога, чтимого Иудеями, и из разных стран приходили в Иерусалим вместе с Иудеями для поклонения истинному Богу в храме Иерусалимском. Хотя некоторые из собравшихся насмехались над Апостолами, говорившими на других языках, и полагали, что они напились сладкого крепкого вина; но Апостол почтительно обращается ко всем предстоящим и, не обличая нескромных насмешников, защищает говоривших по внушению Духа Божия, прося их внимания к своим словам.

Сие вам разумно да будет; и внушите глаголы моя. Прежде всего показывает Апостол очевидную неосновательность нарекания, будто ученики Христовы пьяны. Сие да будет вам известно, и внимайте словам моим. Говоря так, Петр указывает на очевидность защищаемой истины, если только слушатели будут внимательны к словам защитника.

Не бо, якоже вы непщуете, сии пияни суть: есть бо час третий дне. Апостол, отражая обвинение в опьянении, сперва указывает на доказательство самое простое, всем удобопонятное, заимствуемое из общего обычая порядочных или честных людей — не пить вина рано. Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня. По восточному обычаю, третий час дня, считая время с восхода солнца (Марк. 15, 25), по нашему счислению равняется девятому часу, в который, по закону Моисееву, совершалось утреннее жертвоприношение (Исход. 29, 39, 41), и до совершения которого благочестивые Иудеи не принимали пищи. Это предстоящим слушателям Иудеям и благочестивым чтителям истинного Бога Иудейского было известно. А ученики Иисуса Христа принадлежали, по общему мнению, также к числу благочестивых людей, которые потому не могли не уважать общего благочестивого обычая. Поэтому внимательные и рассуждающие слушатели не могли думать, чтобы Апостолы в третий час дня были уже пьяны.

Сказав это, апостол Петр объясняет чудесное событие из тех оснований, которые благочестивым Евреям также должны быть известны, или, по крайней мере, понятны, когда сии основания указаны. Он предлагает пророчество, в котором пророк Иоиль, от лица Божия, предсказывает великое событие ниспослания Всесвятого Духа, Его действия, простирающиеся на все времена до скончания мира, и на те великие события последнего времени, которые имеют совершиться пред скончанием мира, когда Господь Спаситель приидет на землю со славою, судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его. Апостол, продолжая свое слово к собравшемуся народу, так говорит в объяснение настоящего великого события.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

14. Петр же, ставши с одиннадцатью, возвысил голос свой, и возгласил им: мужи Иудейские и все обитающие в Иерусалиме! Сие да будет вам известно, и внимайте словам моим:

15. Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня;

Петр ставши с одиннадцатью: изумление и недоумение одних и насмешки других из собравшихся около дома свидетелей чуда побудили апостолов к разъяснению события для одних и к устранению грубого толкования других. Дар языков ниспослан был всем ученикам Христовым, бывшим в доме; теперь из всех выделяются только двенадцать ближайших учеников Господа и во главе их Петр. «Петр служил устами всех, а прочие одиннадцать предстояли, подтверждая его слова своим свидетельством» (Злат., ср. Феофил.). Это – первая апостольская проповедь, и дееписатель в самом описании выражает особую торжественность.

Возносил голос свой: чтобы тысячи собравшихся могли слышать его и «стал говорить с великим дерзновением» (Злат.). Речь его торжественна, ясна, вразумительна и необычайно сильна. В лице собравшихся теперь Петр обращается ко всем жителям Иерусалима, во исполнение слова Христова: и будете Мне свидетелями в Иерусалиме (Деян.1:8). Пригласив всех к вниманию словам его в объяснение совершающегося перед глазами их события, Петр кратко, положительно, с достоинством устраняет насмешку тех, которые говорили, что они напились сладкого вина.

Они не пьяны, как вы думаете: примечательна эта мягкость и кротость, с какой устраняется это грубое подозрение. Это напоминает слова самого Господа, коими Он устранил один раз высказанную врагами Его укоризну, что в Нем бес: во Мне беса нет, но Я чту Отца Моего (Ин.8:48–49). Они: т.е. все говорящие разными языками ученики Христовы. И Петр и одиннадцать, исполнившиеся Духа Св., также, без сомнения, говорили на разных языках, но теперь, начиная первую проповедь к народу в изъяснение события, перестали, тогда как другие вероятно продолжали еще говорить. Петр говорил конечно эту речь на еврейском языке, понятном, если не для всех пришельцев из других стран, то, по крайней мере, большинству собравшихся и всем жителям Иерусалима, Иудеи и Галилеи с окрестными странами. Петр с одиннадцатью, как свидетели беспристрастные, как бы отделяют себя от прочих учеников Христовых, выражаясь о них в третьем лице, – они, а не – мы. В доказательство, что они не пьяны, апостол указывает на то, что теперь третий час дня. Этот час (по нашему счислению 9 часов утра) был первый из трех дневных часов ежедневной молитвы (3, 6 и 9), одновременной с принесением ежедневной утренней жертвы в храме. А до этого часа, по обычаю иудеев, никто не вкушал пищи, тем более в такой великий праздник, как Пятидесятница.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим

Петр же ставши с одиннадцатью. Как и ранее, на совещании при выборе 12-го апостола, «Петр служил устами всех, (говорит Златоуст), а прочие одиннадцать предстояли, подтверждая его слова свидетельством».

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим

В замечательной речи Апостола Петра дастся ответ на клевету хульников, а потом разъясняются и все недоумения о совершившемся чрез обстоятельное раскрытие учения о сошествии Святаго Духа и об устроении дела спасения чрез Иисуса Христа. Достойно внимания и то, как Апостол приступил к речи и как он говорил ее. Он встал, вместе с ним встали и прочие 11 Апостолов. И вот, возвысивши голос, он сказал: мужи Иудейские.,, В предстоянии Апостолов святой Иоанн Златоуст видит то, что прочие Апостолы сосвидетельствовали ему, а он служил устами всех. Говорил же громко «по великому дерзновению», которое сказалось и во внутренней силе речи, ее ясности, вразумительности и положительности. В приступе речи он делает обращение к жителям Иудеи и в особенности Иерусалима, приглашая их к полному вниманию и запоминанию того, что он будет говорить. Здесь видно особливое достоинство вдохновенного свидетеля Христова, которым должен был сделаться Петр по завещанию Христову (Деян.1:8), а также благородная ревность защитника против грубой клеветы, устраняемой кратко, но решительно и твердо. Конечно, Петр говорил эту речь по-Еврейски, так как этот язык был более понятен, не только для жителей Иерусалима и Иудеи, но и для многих из тех далеких пришельцев, к которым он обращается в конце речи и которые между собою говорили туземными наречиями.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible