Азбука веры для тех, кто пока не верит в Бога

Вводные материалы

***

Главные шаги на пути к Богу

Осознание Действие
Мы не можем преодолеть смерть и собственное несовершенство, которые обессмысливают нашу жизнь. Самое важное в краткой земной жизни – найти истинный путь для её продолжения в вечности.
У нашего мира есть Творец. Он всесовершенен и ни в чём не нуждается. Он желает, чтобы мы общались с Ним. Знакомство с Творцом посредством чтения Священного Писания (начиная с Евангелий); общение с Творцом посредством регулярного молитвенного делания.
В рамках разных религий проповедуются разные, во многом взаимно противоречащие учения о Боге (в некоторых – о богах) и о пути к Нему. Принятие и исповедание веры той религии, что основана Самим Богом, а не человеком.
Бог сотворил нас для того, чтобы мы стали причастниками Его благ, блаженства, вошли в Его Царство. Неисчерпаемым Источником нескончаемого блаженства для человека является исключительно Сам Бог. Цель нашей жизни: Богопознание, Богообщение, Богоуподобление. Благодарность Отцу Небесному. Уподобление Богу становится предметом наших деятельных устремлений.
Бог свят (чужд всякого зла). Уподобление святости Бога совершается через исполнение Его заповедей. Цель жизни христианина – святость.
Бог есть Любовь, все Его действия по отношению к человеку (не исключая наказаний) являются проявлением Его любви. Любовь к Богу реализуется в т.ч. и через любовь к людям.
Бог создал Церковь как корабль спасения. Вхождение в Церковь через духовное рождение (Крещение).
Церковь обладает полнотой благодатных средств для достижения её членами духовно-нравственного совершенства, вечной, блаженной жизни. Регулярное участие в общественных богослужениях и Церковных Таинствах, соблюдение рекомендаций духовного наставника, духовная жизнь.

Важнейшие принципы на пути к Богу

  1. Христоцентричность. Христианство – это жизнь в непрестанном присутствии Бога. Мы не просто верим в то, что Творец существует, мы в этом убеждаемся опытно. Мы верим, что Господь стал Человеком в лице Иисуса Христа. Мы просим Бога помочь нам в правильном выборе, благословить или отвести нас от тех или иных действий, даровать Его спасительную благодать. Всё в Церкви связано со Христом и направлено на уподобление Ему.
  2. Синергия (соработничество Бога и человека на пути спасения). Без помощи Божьей личное спасение недостижимо (Ин.15:5). Но и от человека требуются соответствующие усилия и действия, направленные на достижение спасения (соблюдение заповедей, участие в Таинствах и храмовых богослужениях, молитвенное делание, совершение добрых дел и пр.).
  3. Гармоничное сочетание теории и практики. Христианин должен знать основы христианского веро- и нравоучения (должен понимать, Кто такой Бог, каковы требования Божьего закона и ради чего следует его соблюдать, в чем состоит главное призвание и предназначение человека, что его может ожидать после смерти, что такое Царствие Божие и пр.). Но одних только знаний относительно веры недостаточно для достижения спасения – «и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19). Важно правильно использовать эти знания на практике, деятельно стремиться к достижению спасения. Богословская теория без практики духовной жизни бесплодна. Практика без теории заведёт в тупик.
  4. Ответственность. Каждый из нас на Страшном Суде ответит за себя. Грехи других христиан, какие бы места в церковной иерархии они ни занимали, не являются оправданием нашего нерадения.
  5. Жизнь в Предании. Важно с самого начала иметь чистое православное мировоззрение и послушание Святой Церкви и избегать вольномыслия в вопросах веры и нравственности. Необходимо найти духовного наставника (духовника), который мог бы направить на духовном пути. Для новоначального лучше самый обычный духовник, чем никакого.
  6. Решимость и постоянство. Духовная жизнь требует усилий, полагаться на душевные порывы не стоит. Требуется ежедневный труд понуждения себя к добру.
  7. Иерархичность авторитетов. Абсолютным авторитетом для христиан является Бог. В первую очередь христианин стремится исполнять волю Божью (если воля начальника противоречит Божественной воле, христианин руководствуется правилом: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян.5:29)).
  8. Иерархичность целей. Главной целью земной жизни христианин поставляет достижение вечной блаженной жизни в единстве с Богом и Его святыми – святость (обожение). Молитва, Таинства, духовное чтение, посты – это всё средства. Индикатор правильности пути – умножение любви к Богу и ближним.
    Первостепенным в духовной жизни является исполнение 19 Заповедей, начиная с 10 ветхозаветных. Главные заповеди христианства: любить Бога «всем сердцем и всем умом, и всею душою, и всею крепостью» (Мк.12:33), любить ближних, как самого себя (Мк.12:33).
    Прежде чем обожиться, следует очеловечиться – нравственные нормы должны служить базой духовного делания.
  9. Иерархичность ценностей. Главными ценностями христианина являются христианские ценности (Мф.6:33; Гал.5:22-23). Все прочие (социально-культурные) ценности занимают по отношению к ним второстепенное место.
  10. Системность. Богословские предметы следует изучать системно и так же системно воплощать их в своей жизни. См. перечень богословских дисциплин. Лучше получить первоначальное образование в воскресной школе, на очных или заочных курсах, чем учиться самостоятельно. Можем предложить дистанционный интернет-курс Правкурс (набор 2 раза в год).
  11. Осознанность. Важно научиться не формально исполнять заповеди, но свободно и сознательно. Усвоить, что православное христианство – это не набор требований и запретов, а целостное мировоззрение и образ жизни, который ведет человека к подлинному счастью в общении с Богом. Понять логику и смысл каждой из заповедей Евангелия, чтобы их соблюдение было делом осознанного выбора.
  12. Избирательность круга общения. Круг общения человека имеет большое влияние на его мировоззрение и поведение. Священное Писание содержит много предупреждений об этом: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15:33). «Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится» (Прит.13:21). Человеку, который собирается жить по-христиански, совершенно необходимо избегать близкого общения с развращенными и неверующими людьми, чтобы не поддаваться их дурному влиянию.

Христианство – религия любви

  • Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1Ин.4:16).
  • Бог создал мир по переизбытку любви.
  • Грехопадение прародителей (Адама и Евы) – это отказ от Божественной любви. Любой наш грех – это аналогичный поступок.
  • Крест – символ любви, высочайшая степень Божественного откровения, любовь, доведённая до предела.
  • Апостол Павел призывает нас к вере, действующей любовью (Гал.5:6).
  • Христиане – это те, кто откликается на любовь Божью.
  • Духовная жизнь христианина – жизнь по закону любви. Её цель – умножение в нас любви. Всякая добродетель есть любовь.
  • Церковь – школа любви. И монастырь, и семья.
  • Главная заповедь – о любви к Богу и ближним. По тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин.13:35). Любя Бога и ближних, мы обнаружим истинную любовь и к самим себе.
  • Святые – пример любви. Посредством житий, примеров святых угодников Божьих мы научаемся христианской жизни.
  • Спасение со стороны человека – восстановление отношений любви с Богом.
  • Рай – это царство Бога-Любви.
  • И даже ад – проявление Божественной любви (прп. Исаак Сирин: Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви... Любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников и веселит собою соблюдших долг свой. И вот, по моему рассуждению, таково гееннское мучение, – оно есть раскаяние. Сергей Аверинцев: Не может Бог не быть, И всё в огне Его любви, и огнь Один для всех; но аду Бог есть ад).

Где найти ответы на вопросы

  1. В разделе Вопросы и ответы.
  2. В Алфавитном разделе.
  3. В тематической библиотеке: 5 ступеней веры.

Используйте правильную терминологию для поиска: Как это называется в Церкви.

Как правильно изучать Библию

Ежедневное чтение Священного Писания – один из 4 столпов духовной жизни (наряду с молитвой, Церковными Таинствами и доброделанием). Библия – книга религиозная и боговдохновенная, её невозможно адекватно понять вне Церкви, которая её создала.

Церковный календарь

Вы можете приобрести официальный Православный церковный календарь и (или) пользоваться электронным (он значительно богаче по содержанию). Он поможет Вам войти в богослужебные, постовой и праздничные церковные круги.
Учтите, что богослужебный день начинается с вечера, поэтому вечером в храме совершается служба, посвященная святому или празднику уже следующего дня.
Постное время начинается и заканчивается в полночь (во время 4 многодневных постов заканчивается праздничной Литургией). Первый день седмицы – воскресенье. Неделя (с большой буквы) – это воскресенье.

О духовной жизни

Господь сказал: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Самое главное во всей нашей кратковременной жизни – успеть услышать этот призыв и ответить на него.

В одном из храмов города Соликамска на стене написана икона Спасителя – «Спас Нерукотворный», а под ней – замечательные слова:

Я – СВЕТ, а вы не видите Меня;
Я – ИСТИНА, а вы не верите Мне;
Я – УЧИТЕЛЬ, а вы не слушаете Меня;
Я – ГОСПОДЬ, а вы не повинуетесь Мне;
Я – ПУТЬ, а вы не следуете за Мной;
Я – ЖИЗНЬ, а вы не ищете Меня;
Я – ваш БОГ, а вы не молитесь Мне;
Я – ваш лучший ДРУГ, а вы не любите Меня.
ЕСЛИ ВЫ НЕСЧАСТНЫ, ТО НЕ ВИНИТЕ МЕНЯ.

Как-то раз одному человеку приснился сон, будто идет он по песчаному берегу, а рядом с ним – Господь. И начал человек вспоминать события своей жизни. Вспоминал радостные – и замечал на песке две цепочки следов, своих и Господа. Припоминал несчастья – и видел лишь одну.
Опечалился тогда человек и стал спрашивать Господа:
– Не Ты ли говорил мне: если последую путем Твоим, Ты не оставишь меня? Почему же в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку? Почему Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?
И Господь ответил:
– Я люблю тебя и никогда тебя не покидал. Просто в пору бед и испытаний Я нес тебя на руках...

Вера – это не просто согласие с тем, что Бог существует, не голый спиритуализм, а стремление изменить свою жизнь, очистить её для того, чтобы приблизиться к Творцу, вступить в общение с Богом. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин.14:21).

Содержание всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета можно изложить в двух заповедях любви, данных Христом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим. Вторая подобная ей – возлюби ближнего своего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мф.22:37-40). Деятельная, жертвенная любовь является главным плодом духовной жизни.

Св. Серафим Саровский говорил, что грешника от подвижника отличает одно – решимость. В духовной жизни нет середины, промежуточного состояния; человек служит либо Богу, либо сатане. Любой грех – это отступление от Бога.

Можно сравнить духовную жизнь с движением на лодке вверх по реке. Вы двигаетесь вперёд, лишь пока гребёте. Как только отпускаете вёсла, течение начинает уносить вашу лодку назад...

В духовной жизни есть положительное и отрицательное измерение. Первое – это её цель, второе – это то, что мешает её достижению, от чего требуется освободиться. Для иллюстрации можно привести такой пример: молодой человек влюблён в девушку, но страдает табакозависимостью, а его любимой девушке табачный дым противен. Поэтому положительное измерение – сохранение и умножение любви. Отрицательное – необходимость отказаться от того, что тебя уродует и мешает общению с любимым. Обычно люди видят в жизни религиозных людей отрицательное измерение, но не замечают положительного – любви к Богу и стремления к Нему. Высказывание: «Цель духовной жизни христианина – борьба с грехами и страстями» – однобоко. Борьба с грехами – лишь средство обретения совершенной любви.

Но ведь вокруг нас есть и совершенно неверующие, но благочестивые люди – заметит кто-то. Часто даже говорят, что эти люди неосознанно, но соблюдают заповеди. Увы, это заблуждение, они не соблюдают как минимум 1-ю, 2-ю и 4-ю из 10 Ветхозаветных Заповедей и заповедь Спасителя о любви к Богу. Эти люди могут быть глубоко нравственны, но с точки зрения Вечности они смертельно больны.

Духовная жизнь бесплодна без Церкви, но так же бесплодно и посещение храма без участия в Богослужениях и Таинствах Покаяния и Причащения.

Святитель Николай Сербский для того, чтобы обрести истинное счастье, предлагает держаться несложных правил:

  1. Думайте о Боге хотя бы столько же, сколько думаете о людях;
  2. Бойтесь Бога хотя бы столько же, сколько боитесь людей;
  3. Почитайте Бога хотя бы столько же, сколько уважаете людей;
  4. Молитесь Богу хотя бы столько же, сколько просите людей;
  5. Надейтесь на Бога хотя бы столько же, сколько надеетесь на людей;
  6. Просите помощи у Бога хотя бы столько же, сколько просите у людей;
  7. Исполняйте закон Божий хотя бы столько же, сколько исполняете человеческий;
  8. Благодарите Бога хотя бы столько же, сколько благодарите людей;
  9. Славьте Бога хотя бы столько же, сколько славите людей!

Жизнь даётся человеку только один раз. И прожить её надо так, чтобы в этой жизни успеть встретиться с Богом. Даже если от этой Встречи будет обжигающе больно за бесцельно прожитые годы...

Помощи Божьей на Вашем духовном пути!

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka