1. Христос говорил не просто от имени Бога, но будучи Самим Богом. Он – Богочеловек, воплотившийся, вочеловечившийся Сын Божий. Все, без исключения, прочие религиозные лидеры – обычные смертные люди, пытавшиеся постичь Творца вселенной либо посредством естественного откровения, абстрактных умозаключений, либо через неких посредников.
Например, Будда утверждал, что его учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание. Мухаммед получал «откровение» через духа Джабраила. Кроме того, учение Мухаммеда включает в себя элементы, заимствованные из древних арабских верований, иудаизма и христианских еретических учений
2. Кто-то может согласиться, что Будда и Мухаммед – своего рода «великие» учителя, ведь они сумели сплотить вокруг себя и своих учений множество последователей (учеников). Однако Христос является Учителем в исключительном, самом возвышенном смысле этого слова: «один у вас Учитель – Христос» (Мф.23:8). Он учил людей о высших предметах бытия, учил безукоризненно; Он раскрыл перед ними высший смысл их призвания и предназначения. Кроме того, Он учил не только словом, но и примером: Он явил людям образцовый Пример послушания Богу, святости, добродетельности, любви. Он не только учил человека спасению, Он — Спаситель, Он — Искупитель людей.
3. Личность Иисуса Христа, по человеческому естеству, нравственно несоизмеримо выше личностей любых других религиозных учителей. Он отверг всё земное (приземленное), не имел семьи, не имел собственности. Будда же был женат и имел дочь, после «просветления» отверг аскетику. Мухаммед был женат на влиятельной мекканской вдове (от 2 мужей) своей дальней родственнице купчихе Хадидже. После ее смерти Мухаммед заключил несколько браков с другими женщинами, имел 7 детей. «Более всего на земле я любил женщин и ароматы, но полное наслаждение находил всегда только в молитве».
4. Проповедь Христа была чужда многим Его современникам. Мы проповедуем Христа распятого: иудеям соблазн, эллинам безумие (1Кор. 1:23). Поначалу даже Его ученики испытывали колебания, не понимая многого из того, чему Он учил. Сразу после смерти Будды 500 его сторонников монахов провели первый Собор. Ко времени своей смерти Мухаммед был общепризнанным среди арабов пророком, которому подчинялась значительная часть Аравии.
5. Иисус открыто проповедовал около 3,5 лет; Будда 44 года; Мухаммед 22 г.. Тем не менее то учение, которое Мессия преподал Своим ученикам, а они — Церкви, безмерно превосходит по глубине и возвышенности учения последних.
6. Иисус добровольно принял смерть, будучи молодым, в возрасте около 33 лет. Будда умер в 483 году до Р. Х., в возрасте 80 лет; Мухаммед умер в 632 году от Р. Х., в возрасте 62 лет.
7. Иисус был ненавидим многими иудеями за те истины, которые проповедовал. Он умер ради Спасения, Искупления людей, не отрекшись от того, чему учил, претерпев невыносимые мучения и простив на Кресте своих мучителей.
Смерть Будды и Мухаммеда была иной. Будда пребывал в преклонном возрасте, когда кузнец Чунда накормил его тухлой свининой или, возможно, грибами, и он умер от отравления. Мухаммед почувствовал приступ горячки и остался безвыходно в доме своей жены и соратницы Аиши. Временами он впадал в бред. Утром в день своей смерти он пришел в полное сознание и показался на пороге смежной с домом мечети, когда верные были там собраны на молитву. Этот выход истощил его последние силы; когда Аиша уложила его в постель, началась агония приведшая к смерти.
8. Христос Воскрес, все остальные религиозные лидеры мертвы. Любой человек может молитвенно обратиться ко Христу.
9. Будда запрещал своим последователям даже смотреть на женщин. Мухаммед имел гарем. Последователи Христа, исповедуя учение о Пресвятой Богородице как о Матери Божьей, учение о браке, возвысили статус женщины. Богородица почитается в Церкви выше, чем ангелы, выше, чем кто-либо из людей (не считая, разумеется, Богочеловека, Христа).
10. Христос не ставил право спасения людей в зависимость от их национальности, возраста, пола, социального статуса, и открыл возможность войти в Царство Небесное для всех – мужчин и женщин, иудеев и туземцев, знатных и нищих.
Хотелось бы закончить наше сравнение словами о. А. Меня:
«Нравственное учение Христа не так уж опередило свое время, как кажется на первый взгляд. Большинство моральных максим Евангелия можно найти у Будды, Конфуция, Сократа, Сенеки, в иудейской письменности, включая Талмуд.
Почему же люди поверили в Иисуса? Потому ли, что Он был гениальным пророком, провидцем, мутантом, гипнотизером? Но почему тогда Он жил и действовал, не заботясь об успехе? Ведь Христос пришел, не был уважаемым и любимым всеми, прославленным мудрецом, вроде Сократа или Будды, который вербовал преданных учеников из высших классов и просвещенных брахманов. Он не опирался на земную власть, как Конфуций, Заратустра, Магомет и Лютер, Он не обращался к силе теоретических аргументов, не делал чудеса орудиями пропаганды. Он исцелял, сострадая, и просил людей, чтобы они не разглашали Его деяний. Гениальность? Но как я уже сказал, у Него не было новой этической доктрины, зато было множество врагов, которых считали почтенными и уважаемыми людьми. Если бы Он был всепобеждающим гипнотизером, что стоило Ему завоевать расположение этих фарисеев и саддукеев? Почему Он не совершил духовного насилия над учениками, почему избрал людей, которые потом отреклись, предали, разбежались, которые так плохо понимали Его?
Нет, гениальный гипнотизер никогда бы не стал привлекать к себе этих слабых, темных, неграмотных рыбаков. И вообще Он действовал бы совершенно иначе. Он делал бы ставку не на низы общества. Он, конечно, проник бы в высшие богословские школы, и силою своего воздействия заставил бы мудрецов Израиля поверить в Него. А те в свою очередь навербовали бы Ему толпы приверженцев. Он был бы рад, когда народ решил провозгласить Его царем. Христос же, узнав об этом намерении, скрылся. Как это мало похоже на действие фокусника-демагога, который хочет путем сенсации создать Себе славу и обрести власть над народом.
Ренан говорил, что есть семья «сынов Божиих», куда включил кроме Иисуса Будду, Конфуция, Заратустру, Магомета, Сократа и пророков. Но что удивительно, ни один из них не имел самосознания, подобного самосознанию Христа. Будда пробирался к истине долгим тернистым путем, Магомет писал в Коране, что в сравнении с Богом он подобен трепету комариного крыла. Пророк Исайя считал, что он должен умереть, после того, как Господь явился ему. Конфуций утверждал, что тайна Неба превосходит его понимание. Все они, возвышаясь на много голов над человечеством, управляя и сейчас миллионами людей – все они смотрели на Божество снизу вверх: сознавая Его безмерность. Кроме того, все они так или иначе чтили старинные авторитеты.
Только Христос говорил и мыслил иначе. Мы можем не верить Ему, можем повернуться спиной к Его свидетельству, но именно тут – главная Его загадка. Он создал христианство не как некое отвлеченное учение, а посеял семена Царства Божия на земле. Он открыл небывалую возможность Богообщения, без экстазов, механических приемов, без «бегства от мира». Это общение с Богом осуществляется через Него Самого. Он не оставил миру ни Коран, ни Тору, ни какие-либо другие скрижали. Он не оставил закона, а оставил Самого Себя. «Я с вами во все дни до скончания века», – сказал Он. Вся суть христианства заключается в этих словах: Я с вами. Путь к Нему открыт каждому верующему в Него. Он реально присутствует в нашей жизни, а не Его учение. Учение нам дорого именно потому, что оно исходит от Него. Он жив не как гений, дело которого живет, а вполне реально. Только поэтому и существует христианство. Жизнь со Христом и во Христе есть единственное и уникальное, что дали нам события в Палестине 2000 лет назад.
Он не говорит, как Будда, что Он достиг чего-то упражнениями и усилиями. И Он не говорит, как Мухаммед, что Он считает себя ничтожным перед лицом Аллаха — Всевышнего. И Он не говорит, как Платон, что трудно постичь Отца всяческих. Он не говорит, как пророк, который чувствует себя только человеком, грешным человеком, проводником Божественной воли. А Он говорит о Себе так, как может говорить о Себе только Властитель мира и судеб. Он разворачивает перед людьми строки Священного Писания и говорит: «Вам сказано... а Я говорю вам так!» То есть Он ставит Свое слово наряду с Писанием.
Он не говорит: «Я вам дам учение». Он не говорит: «Вот так-то сказано в Библии, то-то, то-то и то-то...» А Он говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».