Духовная жизнь требует непрестанного роста, углубления. Остановка в духовном развитии означает падение. Бывает, что человек не совершает тяжёлых грехов, живёт в мире с другими людьми, хорошо знает Священное Писание, утреннее и вечернее молитвенное правило совершает наизусть, ежевоскресно причащается, т. е. ведёт сознательную духовную жизнь, но не видит перспектив, возможностей для её дальнейшего углубления.
1. Если проблема в том, что повторяются одни и те же грехи, и непонятен выход из этого «порочного круга», то рекомендуем обратить внимание на Аскетику, которая поможет системно диагностировать грехи и страсти, дать рецепты по замещению их добродетелями, переходу от грехоцентризма к христоцентризму. По указанной ссылке внизу даны популярные пособия по этой дисциплине.
2. Ознакомьтесь с вероятным диагнозом: Нечувствие. Там же внизу есть ссылки на близкие понятия и список литературы.
3. Старайтесь возгревать в себе Страх Божий.
4. Ежедневно читайте духовную литературу, особенно серьёзную, святоотеческую. Даже, если кажется, что Вы уже давно всё знаете. См. Что читать христианину.
5. Важно иметь на своих местах цель и средства её достижения. Когда средства (молитвенные правила, храмовые богослужения, Церковные таинства) становятся целью, то это верный тупик. Мы должны мерить себя плодами духовной жизни, а не средствами их достижения. Главный же плод – любовь к Богу и ближнему. Полезно периодически перечитывать хорошо известный труд: Беседа преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым. О цели христианской жизни.
6. Без Богомыслия жизнь христианина распадается на две части: посвященная Богу и не посвященная Богу. Это очень опасно.
7. Стержнем духовной жизни является искренняя, не формальная молитва, если она угасает, то и духовная жизнь угасает. Святитель Феофан Затворник советует: «Стоите ли на молитве, читаете ли, в церкви ли стоите, дело ли какое справляете – все одно имейте в уме: Господи, избави меня от сего охлаждения. И не давайте себе покоя, пока не согреетесь»; и в вечерних молитвах есть особое прошение: «Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия».
8. Тупик в духовном развитии может свидетельствовать о том, что христианин поверхностно знаком с такой важной практикой, как умное делание и представляет его себе лишь как внимательное повторение краткой молитвы, предназначенное для монашествующих, а для мирян чреватое духовной прелестью. Некоторые заблуждаются ещё сильнее, считая эту практику нехристианской, имеющей корни в восточных культах. Рекомендуем ознакомиться со статьёй Иисусова молитва и трудами, размещёнными там в списке рекомендованной литературы.
Комментировать