Христос во Храме

Христос во Храме
  • Дата создания: 1892
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 40,0 × 55
  • В Библии: Лк. 2: 46-47

Сюжет

Сюжетом для картины стал эпизод из Евангелия от Луки, в котором рассказывается о том, как родители Иисуса пришли в Иерусалим на праздник Пасхи иудейской. «Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его» (Лк. 2: 43-45). Через три дня поисков они нашли Иисуса в Иерусалимском храме «сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лк. 2: 46-47).

 

Описание

В центре картины представлена фигура двенадцатилетнего Отрока Иисуса Христа, которая изображена в легком трехчетвертном повороте, свойственном для манеры итальянских мастеров. Правая рука Спасителя опирается на покрытый зеленой тканью аналой, жестом левой руки Он указывает на книгу, лежащую на коленях иудейского мудреца. Старец, слушающий с изумлением речь Отрока,  изображен в профиль, он облачен в бархатные одежды темно-вишневого цвета, руки его  опираются на подлокотники и придерживают листы Священного Писания. Рядом изображены фигуры ещё двух мудрецов: один с лысиной в балахоне светло-зеленого цвета смотрит на юного Иисуса, жест правой руки указывает на то, что он собирается задать Мальчику еще один вопрос; второй – убеленный сединами почтенный старец, опирается на посох и молча смотрит на Иисуса, пораженный Его мудрыми ответами.

В левой части картины – фигура мужчины средних лет в одеждах лилового и темно-синего цвета; левой рукой он опирается на аналой и поддерживает голову, правая рука со свитком покоится на поясе. За ним видно погрудное изображение ещё одного персонажа – учителя в коричневой шапочке и охристых одеждах. Архитектурные элементы на заднем плане в виде баз колонн и драпировок указывают на интерьер храма. Группа мудрецов, собравшихся вокруг Отрока Иисуса, явно пребывает в недоумении от того, какие ответы дает Он с легкостью опытного ученого богослова.

Иисус Христос предстает перед зрителем в белом одеянии, с сияющим нимбом. Его взор не по-детски серьезен, Он внимательно смотрит на вопрошающих мудрецов, уста Его глаголят истину, которую можно выразить словами о том, что Царство Божие не от мира сего. Истинная мудрость раскрывается тому, кто следует за Христом, приготовив свое сердце для принятия Истины. Не рациональное знание, а глубокая вера открывает перед человеком врата мудрости, не буква закона, а дух Истины животворит, вселяя в человека подлинную любовь. Так, вера опережает высшие знания, без подлинной веры невозможно стяжать подлинное знание и мудрость.

Фактически все произведения Хофмана отражают элементы «метафизики сердца» Мейстера Экхардта, писавшего о первенстве веры над знанием. Не случайно назарейцы ставили своей задачей возродить средневековый мистицизм, и Генрих Хофман во многом следует за ними.

Тем не менее, творчество художника, его стиль уникален: мастер опирается на традиции старых немецких, голландских и итальянских мастеров, но это не делает его творчество подражательным. Простота образов и сложность смыслов – характерная черта, свойственная его работам.

История

История создания картины связана с историей душевных переживаний художника и поиска ответов на вечные вопросы. В начале 1854 года умирает мать художника, к которой он был сильно привязан. После этой утраты в душе живописца происходит духовный переворот, следствием чего становятся его картины на Евангельские сюжеты.

Картина является одной из четырех работ, написанных для церкви в Риверсайде в 1892 году. В этот период времени, Хофман находился под влиянием группы назарейцев, для которых было свойственно сочетание романтической традиции и элементов академизма. Хофман, тяготея к академизму, романтизирует своих персонажей, для его творчества характерен психологизм в сочетании с некоторой сентиментальностью. Евангельские и библейские циклы, созданные художником, приобрели широкую известность в России в конце XIX – начале XX в. Работы мастера встречаются на старых открытках, гравюрах, ими иллюстрируют книги религиозного содержания. Репродукции популярных картин печатали такие журналы, как «Нива», «Русский паломник», «Всемирная иллюстрация» и др.

Рекомендуемая литература

Отрок Иисус в храме свящ. Михаил Фивейский

Комментировать