Array ( [_ym_uid] => 1664649908528955537 [_ym_d] => 1699728290 [_gcl_au] => 1.1.1286303333.1707417519 [_ga] => GA1.2.1510789567.1707417519 [av_from_search] => yandex [av_csrf] => iFjVbwZSgKM8NPog [rmcookie] => S:qH20Fe1tAWKM2FN3rkRr0puMR8LmhujmH2oVQnMvW6j67bbKpF-7o_uOOCh-24HaNuOdFOoxWhD72VykAJFq9BDHuKz9067bOFSq3OIok686pn1qlw2R81H8sLgWOWkhSTmnfbE4lR-3ut0BYhEpnhcCcBaFWz9a9SSZssFHJbj34RwiiSAPVtF4JuzbFRKcQYHDeLu_cNYDvRb8VYHUSdYGuP4IIwQ_hqIC-UNpBjTgcuSLyfLaOP0U7HwHOdN7sQZQH_o_fRxKSmG4-MZYJ4kp64FSnMEJ3qjGcCeZQ2CQpFZw-Jij_hPL3EDMzKQpuLoqxFl1fHSlcnEtk2u3cSojsvqgK2K3z8vb2pbObg9Oi5q65oYSNTRN-0U6R8oJZHnuvtVW2D7BFEuyzLYyX1loLRRjyoz297kbEeJi7ZXMvQoECEzv5cbQj41s8Ay0BYuz9Tqx-49gkXEHO1LNimqgldL5CBFs-gQSHc26Y8JvTwOvofxTKv6YhcGn9DTHV0KZUrkOQmqwTmXuaC9aj3LGdQqXQdf3s7bgQHUUBK53ezg7MJANs6jlfdR94HzHDTp61KOUHygI2nmRAk5CblMSHX6fBJBLQhoK31nzEAoqkQV7mVSq3CmiCMciL2VnuIhR4HL-X877MsOZIo3xChUKL8kHjMrKqAot9bzMsIq9yQTEIWwQuw-nnjMzq_fjzoUTBiAflBBt-ueZsG0nJS7cp-GCInAHOaxUJhZP [otrid] => S:rmM8A1nEGgSWfYS3drw_-Fe6a_VAGlsoNxRYF29ma8qBdcoFUhMAMrgEKd5pB9VWwM_moPkVvXo9DWy8FvhQhMSba4eVH-m_k0ikjhLP-8LBp-S8eTdp8lRg8JeEvnGUyl7juRcu1ZtRPkZ8KpclDD-79VOonPVWvtoyEcKWmhHcZbB6hfoTVugL-Yp78Wz2B6J8ieQmhVwPNUe8Ic_BhThVZPPOy8dZK08= )

Московский чудотворец Блаженный Василий

Московский чудотворец Блаженный Василий
  • Дата создания: 2006 г.
  • Техника: Масло
  • Материал: Холст
  • Размер: 170×150

Описание

Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в 1468, по другим данным в 1469 году. В 16 лет святой пришел в Москву, начал юродствовать: в летний зной и в мороз ходил нагой и босой по улицам Москвы, постоянно носил вериги. Странными казались его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Торговцы били святого Василия, а он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. Затем открылось, что калачи испечены из муки с вредными примесями, а квас был негодным.

Его почитание быстро росло: в нем признали человека Божия. Царь Иоанн Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих».

Однажды Христа ради юродивый проходил по торжищу, где сидели женщины, продававшие свое рукоделие. Они насмехались над его наготой, и вдруг все ослепли. Одна из них, почувствовав, что лишается зрения, устремилась вслед за святым Василием, раскаявшись в своем согрешении. Он сказал: «Прозришь, если исправишься», дунул ей на глаза, и она прозрела. Это чудо, описанное в житии святого, отображено на картине. Оно словно свершается перед зрителями.

В 2007 году эта картина была представлена на конкурс «От старой Руси к новой России» в номинации «Историческая картина». По итогам конкурса В.Ю. Графов награжден творческой поездкой в Италию.

Рекомендуемая литература

Комментировать

1 Комментарий

  • aloks1@yandex.ru, 25.02.2024

    Сразу понимаешь, что перед тобой — работа художника, прошедшего школу И.С. Глазунова. В картине — грамотно построенная классическая композиция, уравновешенная, в том числе, по цветовым соотношениям. Так, охристо-желтый присутствует в одеждах людей, размещенных слева и справа работы.
    Фигура святого, хоть и расположена в центре, не сразу обращает на себя внимание. Прежде всего взгляд зрителя останавливается на грузной женщине в темной одежде (по цвету ее уравновешивает фигура мужчины, продающего с лотка игрушечных лошадок). Видно, что эта женщина, которая вот-вот должна прозреть, не присела, не опустилась — упала на колени, в порыве раскаяния. Именно благодаря раскаянию чудо и происходит. А ослепла она (как и ее товарки, торгующие рядом) — по не в тот момент, когда стала насмехаться над юродивым, а гораздо раньше: речь здесь о духовной слепоте, наступившая затем физическая – просто констатация духовной. Соответственно, за духовным прозрением происходит и физическое.
    На самом деле, это очень важный момент, что образ святого не выделен чересчур нарочито, не привлекает к себе особого внимания, хотя казалось бы – полунагая фигура босиком на снегу, среди тепло одетых людей… Художник подчеркивает – да, чудо совершается через святого, но это Божье чудо. И это подтверждается тем, что чудотворец Василий Блаженный смотрит куда-то выше, не на исцеляемую, и во взгляде его — молитвенная сосредоточенность.
    Так что, получается, главное в этой работе — именно чудо, совершаемое Богом по молитвам святого над ослепшей. Исторические реалии, узнаваемые факты жития — придают изображаемому достоверность.

    Оксана Головко

    Ответить »