Московский чудотворец Блаженный Василий

Московский чудотворец Блаженный Василий
  • Дата создания: 2006 г.
  • Техника: Масло
  • Материал: Холст
  • Размер: 170×150

Описание

Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в 1468, по другим данным в 1469 году. В 16 лет святой пришел в Москву, начал юродствовать: в летний зной и в мороз ходил нагой и босой по улицам Москвы, постоянно носил вериги. Странными казались его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Торговцы били святого Василия, а он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. Затем открылось, что калачи испечены из муки с вредными примесями, а квас был негодным.

Его почитание быстро росло: в нем признали человека Божия. Царь Иоанн Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих».

Однажды Христа ради юродивый проходил по торжищу, где сидели женщины, продававшие свое рукоделие. Они насмехались над его наготой, и вдруг все ослепли. Одна из них, почувствовав, что лишается зрения, устремилась вслед за святым Василием, раскаявшись в своем согрешении. Он сказал: «Прозришь, если исправишься», дунул ей на глаза, и она прозрела. Это чудо, описанное в житии святого, отображено на картине. Оно словно свершается перед зрителями.

В 2007 году эта картина была представлена на конкурс «От старой Руси к новой России» в номинации «Историческая картина». По итогам конкурса В.Ю. Графов награжден творческой поездкой в Италию.

Рекомендуемая литература

Комментировать

1 Комментарий

  • aloks1@yandex.ru, 25.02.2024

    Сразу понимаешь, что перед тобой — работа художника, прошедшего школу И.С. Глазунова. В картине — грамотно построенная классическая композиция, уравновешенная, в том числе, по цветовым соотношениям. Так, охристо-желтый присутствует в одеждах людей, размещенных слева и справа работы.
    Фигура святого, хоть и расположена в центре, не сразу обращает на себя внимание. Прежде всего взгляд зрителя останавливается на грузной женщине в темной одежде (по цвету ее уравновешивает фигура мужчины, продающего с лотка игрушечных лошадок). Видно, что эта женщина, которая вот-вот должна прозреть, не присела, не опустилась — упала на колени, в порыве раскаяния. Именно благодаря раскаянию чудо и происходит. А ослепла она (как и ее товарки, торгующие рядом) — по не в тот момент, когда стала насмехаться над юродивым, а гораздо раньше: речь здесь о духовной слепоте, наступившая затем физическая – просто констатация духовной. Соответственно, за духовным прозрением происходит и физическое.
    На самом деле, это очень важный момент, что образ святого не выделен чересчур нарочито, не привлекает к себе особого внимания, хотя казалось бы – полунагая фигура босиком на снегу, среди тепло одетых людей… Художник подчеркивает – да, чудо совершается через святого, но это Божье чудо. И это подтверждается тем, что чудотворец Василий Блаженный смотрит куда-то выше, не на исцеляемую, и во взгляде его — молитвенная сосредоточенность.
    Так что, получается, главное в этой работе — именно чудо, совершаемое Богом по молитвам святого над ослепшей. Исторические реалии, узнаваемые факты жития — придают изображаемому достоверность.

    Оксана Головко

    Ответить »