Продолжение см. по ссылке: Тест: Насколько твоя вера православна? — 2
-
1. Как следует осмысливать боговдохновенность текстов Священного Писания?
Правильный ответ: №3Верно!Материалы для изучения: БогодухновенностьКомментарий:Варианты ответов под №№ 1 и 2 соответствуют воззрениям некоторых представителей протестантизма. Согласно этим воззрениям, богодухновенность Писания рассматривается в рамках теории «естественного воодушевления» или теории «механического возбуждения» соответственно. Ни первая, ни вторая теория не соответствует учению Церкви о Священном Писании.
-
2. Содержит ли Ветхий Завет указания на троичность Бога по Лицам?
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:Священное Писание Ветхого Завета содержит указания на троичность Бога по Лицам, однако не слишком явные. Во времена Ветхого Завета важно было привить израильскому народу веру в Единого и Истинного Бога. О троичности Бога по Лицам говорилось прикровенно. Это было связано с необходимостью предохранения Израиля от возможного уклонения в многобожие. С другой стороны, если бы в Священном Писании Ветхого Завета не содержалось никаких указаний на троичность Бога по Лицам, каким образом люди, затем, смогли бы принять Иисуса Христа как Сына Божьего? (Вспомним слова Христа: «Исследуйте Писания... они свидетельствуют о Мне» (Ин.5:39)). Кроме того, у иудеев было бы больше поводов утверждать, что Христос исповедует учение, противоречащее учению, преподанному через пророков.
Священное Писание Ветхого Завета: а) указывает на (условно выражаясь) «множественность» Бога по Лицам: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Быт.1:26); «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас» (Быт.3:22); б) обозначает Божественные Лица: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пс.2:7); «и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» (Ис.48:16); «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» (Пс.32:6). -
3. Как следует понимать троичность Бога по Лицам?
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:Учение о том, что Бог представляет Собой лишь одно Лицо, но являлся в различные времена под разными личинами, то в образе Отца, то в образе Сына, то в образе Святого Духа, проповедовали антитринитарии модалисты. Антитринитарии динамисты считали, что Бог единичен, и что одна из Его сил проявилась на земле в Иисусе Христе, другая, как освящающая, — в виде Святого Духа. Учение о том, что Бог Слово и Святой Дух не являются Богами в точном значении слова исповедовали последователи ересиарха Ария. Они полагали, что Бог Слово — высочайшее творение Отца, а Святой Дух — творение Сына.
См.: Смирнов Е.И. История христианской церкви (до 1054 года). § 25. Ересь антитринитариев, § 9. Первый Вселенский Собор и ересь Ария
-
4. Какова причина творения Богом мира?
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:Бог, будучи Всесовершенным, Всеблаженным, никогда ни в чём не испытывает недостатка или нужды. Будучи Благим, Он желал, чтобы Его благости были причастны многие существа. В этом следует видеть главный мотив творения Богом мира.
-
5. Мир сотворен Богом:
Правильный ответ: №1Верно!Комментарий:Священное Писание ясно указывает на то, что мир сотворен из ничего: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть» (Ин.1:1-3); «все сотворил Бог из ничего» (2Мак.7:28). О том, что мир сотворен из совечной Богу материи, утверждали многие еретики, в том числе Гермоген, учивший: «Бог всегда был Богом, и даже Господом, и никогда не-Господом. Но никоим образом Он не мог всегда быть Господом, подобно тому как всегда был Богом, если не существовало ранее и всегда чего-либо, чьим Господом Он всегда был. Из этого вытекает, что материя была всегда соприсуща Богу-Господу» (Тертуллиан. Против Гермогена).
-
6. Как понимать выражение, что человек создан по образу Божьему?
Правильный ответ: №1Верно!Комментарий:О том, что Богу свойственна телесность, учили еретики антропоморфиты. «Антропоморфиты – последователи секты, приписывавшей Богу человеческую наружность. Эти сектанты, буквально понимая сказанное в книге Бытия: «и сотвори Бог человека по образу Божию», думали, что Бог должен иметь настоящие члены, руки и ноги, подобно человеку» (Булгаков С.В. Справочник по ересям, сектам и расколам).
-
7. Ангелы и демоны суть:
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Священномученик Серафим Звездинский. АнгелыКомментарий:Ангелы суть реально существующие бесплотные духи. Священное Писание неоднократно указывает на явления ангелов людям, происходившим как во времена Ветхого, так и во времена Нового Завета. Демоны суть падшие ангелы.
-
8. Кого родила Дева Мария?
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Смирнов Е.И. История христианской церкви (до 1054 года). § 13. Третий Вселенский Собор и ересь НесторияКомментарий:Согласно учению Церкви, Дева Мария родила Иисуса Христа, Который является Богом и Человеком. Поскольку Его Ипостась является Ипостасью Сына Божьего, постольку Церковь и утверждает, что Она родила Бога. Против того, что Дева родила Бога, возражал еретик Несторий.
В первом варианте ответа данного тестового задания утверждается: «В строгом выражении, Дева Мария родила Человека». Конечно, Христос был Человеком, но по смыслу этот вариант ответа отмечен как неверный, поскольку, в данном случае, предполагает: «родила исключительно Человека, но не Бога, в строгом значении этого слова».
-
9. Была ли Богородица изначально подвержена скверне первородного греха?
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:Учение о том, что Мария от зачатия была избавлена от скверны первородного греха, возникло в Католической церкви. Православная Церковь никогда не исповедовала такого учения.
-
10. Кто такой Иисус Христос?
Правильный ответ: №4Верно!Комментарий:Христос, согласно учению Церкви, есть вочеловечившийся Сын Божий, Совершенный Бог и Совершенный Человек. Под воплощением понимается восприятие в Ипостась Сына Божьего человеческого естества. О том, что Христос является человеком, пророком, подобным пророкам времён Ветхого Завета, учили еретики евиониты (эвиониты). О том, что Он является человеком, связанным с Сыном Божьим особою благодатною связью, учили еретики несториане. О том, что Христос обладал человеческой плотью, но не обладал разумной человеческой душой, мыслил еретик Аполлинарий. О том, что воплощение Христа носило призрачный характер, говорили еретики докеты.
См.: Смирнов Е.И. История христианской церкви (до 1054 года). § 22. Еретики иудействующие, § 13. Третий Вселенский Собор и ересь Нестория
-
11. Как соединены Божеское и человеческое естества в Ипостаси Христа?
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Смирнов Е.И. История христианской церкви (до 1054 года). § 15. Четвертый Вселенский Собор и монофизитская ересь, или ересь ЕвтихияКомментарий:Определение о том, что естества в Ипостаси Христа соединены неслитно, непреложно, нераздельно и неразлучно, было утверждено на IV Вселенском Соборе. О том, что во Христе — одно естество (некое смешанное, богочеловеческое) или о том, что ограниченное человеческое естество во Христе как бы было поглощено бесконечным Божественным, учили монофизиты.
-
12. Был ли Христос, во время земной жизни, подвержен тленности?
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Преподобный Иоанн Дамаскин. О ста ересях вкратцеКомментарий:Христос был подвержен тленности, в силу чего испытывал усталость, голод, жажду и пр. Учение о том, что Христос изначально не подлежал тленности, распространяли еретики-афтартодокиты. Вот, как их описывает преподобный Иоанн Дамаскин: «Афтартодокиты: происходят от Юлиана Галикарнасского и Гайяна Александрийского; называются и гайянитами. Во всем остальном они согласны с севирианами; отличаются же от них в том, что те говорят, что различие природ при соединении их во Христе было призрачным; а эти учат, что тело Христа с самого своего образования было нетленным. И что Господь претерпел страдания, они исповедуют, я имею в виду голод, и жажду, и утомление; но утверждают, что Он претерпел их не таким же образом, как мы. Ибо мы переносим страдания по естественной необходимости, Христос же, по их словам, переносил их добровольно и не был рабом законов естества».
Преподобный Иоанн Дамаскин. О ста ересях вкратце, гл. 84 -
13. Сколько воль присуще Господу Иисусу Христу?
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Смирнов Е.И. История христианской церкви (до 1054 года). § 19. Шестой Вселенский Собор и ересь монофелитовКомментарий:Господу Иисусу Христу присущи две воли — одна по Божескому естеству, а другая по человеческому — Божеская и человеческая. Лжеучение о том, что Христос, несмотря на то, что в Его Ипостаси заключено два естества, обладает только одной волей, распространяли еретики монофелиты.
-
14. Правильно ли говорить о добровольном следовании Иисуса Христа на Крестные страдания и смерть?
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:Христос знал о предстоящих Крестных Страданиях и смерти и готов был принести Себя в Жертву ради искупления людей. Во время Гефсиманской молитвы он не отказывался от исполнения воли Отца. Это видно из Его слов: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39). Он осознанно и свободно выполнял волю Отца.
-
15. Кому принесена Крестная Жертва?
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Епископ Николай Мефонский и византийское богословие. Часть IIКомментарий:О том, что Христос через Страдания и смерть на Кресте принес выкуп диаволу, утверждал Ориген. Он объяснял это тем, что выкуп должен был вноситься тому, у кого люди были в плену. О том, что Крестная Жертва принята Отцом, но не Отцом и Сыном и Святым Духом, учил еретик Сотирих Пантевген. Это учение было осуждено на Соборе 1157 г. На этом же Соборе утверждено положение, что Крестную Жертву воспринял Бог-Троица: Отец и Сын и Святой Дух.
-
16. Кто является Главой Православной Церкви?
Правильный ответ: №3Верно!Материалы для изучения: Глава ЦерквиКомментарий:Главою Церкви является Христос.
-
17. Являются ли Православная и Католическая Церкви равнозначными Церквями-сестрами?
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Являются ли инославные членами Церкви?Комментарий:Истинной может быть лишь одна Церковь. Именно к ней относятся слова Иисуса Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). Если же признать, что Церковь разделилась надвое, на Православную и Католическую, получится признать, что врата ада её всё же одолели или одолеют, так как по слову Христа: «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф.12:25). Истинной Церковью из двух является та, которая не погрешила против истины, то есть та, которую врата ада не одолели и как «столп и утверждение истины» (1Тим.3:15). Такой Церковью является Вселенская Православная Церковь.
-
18. Что из перечисленного может служить признаком духовности человека?
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №3,4Верно!Материалы для изучения: Преподобный Иоанн Дамаскин. О ста ересях вкратце, гл. 80Комментарий:На связи между способностью созерцать различные видения, ощущать чувственно освобождение от греха и духовностью настаивали еретики массалиане. Православная Церковь никогда не учила тому, что показателем духовной зрелости должна служить способность к различного рода видениям. Напротив, согласно аскетическому учению Церкви, подобная «способность» может объясняться подверженностью человека бесовской прелести, демонической одержимости.
-
19. Правильно ли утверждение, что испытывать разные виды грехов полезно для верующего?
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:Православные, а тем более пастыри, призванные являть своей жизнью пример для пасомых, должны стараться избегать любых грехов. О том, что человеку полезно «совершать всякое бесстыдство и всякое греховное дело» учил ересиарх Карпократ. Вот, что об этом пишет преподобный Иоанн Дамаскин: «Карпократиане: от некоего Карпократа из Азии. Он учил совершать всякое бесстыдство и всякое греховное дело. Если кто, говорил он, не пройдет через все и не выполнит воли всех демонов и ангелов, то он не может взойти на высочайшее небо и пройти Начала и Власти. Он же говорил, что Иисус воспринял душу мыслящую, но, зная горнее, возвещал его здесь; и если кто совершит подобное Иисусу, то он не ниже Его. Закон вместе с воскресением мертвых Карпократ отрицал, подобно симонианам и другим ересям, о которых доселе шла речь. Его последовательницей была Маркеллина в Риме. Втайне сделав изображения Иисуса, Павла, Гомера и Пифагора, Карпократ кадил и поклонялся им».
Преподобный Иоанн Дамаскин. О ста ересях вкратце -
20. Открыто ли человечеству Богом, чем отличается рождение Бога Сына от исхождения Святого Духа?
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Ипостасные свойстваКомментарий:Вечное Рождение Сына Божьего (Бога Сына) от Отца (..."иже от Отца рожденного прежде всех век") и исхождение от Отца Святого Духа ("иже от Отца исходящего" - способы бытия Сына и Духа. Нам открыто, что они различны, а в чём именно состоит это различие - не открыто.
-
21. Когда произошло рождение Сына Божьего от Бога Отца?
Правильный ответ: №5Верно!Материалы для изучения: Сын БожийКомментарий:Рождение Бога Сына - способ Его бытия, а не событие, произошедшее когда-либо. Бог Сын, также как и Бог Отец, существовал всегда. Более того, Бог не зависим от законов и характеристик сотворённого Им мира, в т.ч. времени и пространства.
В Библии (как и вообще в восточных языках) слово сын означает причастный. Человек, который внушал надежды, назывался сыном надежды. Человек, исполненный греха и зла, назывался сыном погибели (в Ин.17:12 Христос называет так Иуду), гости на брачном пиру назывались сынами брачного чертога. Ученик пророка (и сам пророк) назывался сыном пророческим. То есть понятие сын обозначало не просто рождение по плоти, а духовную внутреннюю причастность.
-
22. Кого из Лиц Святой Троицы возможно именовать Вседержителем?
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №1,2,3Верно!Комментарий:Итак, мы ведаем, что хотя ина есть Ипостась Отча, ина Сыновня, ина Св. Духа, но Отчее, и Сыновнее и Св. Духа едино есть Божество, равна слава, соприсносущно величество. Каков Отец, таков Сын, таков и Св. Дух – Вечен Отец, вечен Сын, вечен и Дух Святый. Вседержитель Отец, вседержитель Сын, вседержитель и Дух Святый.
епископ Иеремия Отшельник (Соловьев) -
23. Может ли человек после смерти стать Ангелом?
Правильный ответ: №4Верно!Комментарий:Ангел - бесплотный дух, человек же - существо духовно-телесное (телесная смерть есть лишь временное разлучение души и тела до Всеобщего воскресения и Страшного суда).
Зарегистрируйтесь, чтобы сохранять результаты тестов в личном кабинете и участвовать в рейтинге.
Комментировать