Реа́льность –
1) то, что реально существует;
2) действительность;
3) положение дел.
С точки зрения христианской онтологии (учения о бытии) существуют два типа реальности: нетварная (Божественная) и тварная.
- Первичная (абсолютная, безусловная, всесовершенная) реальность – Бог.
- Вторичная (относительная, условная) реальность – тварный мир.
Вторичная реальность также называется действительностью (от слова действие), т.е. это реальность, обусловленная Божественным действием – творческим и промыслительным.
Можно ли считать будущее реальным?
Книги Священного Писания содержат немало примеров, когда о ещё не наступивших событиях говорится, словно о наступивших; когда о грядущих делах сообщается в категориях настоящего или даже прошедшего времени.
Так, патриарх Иаков, возвещая о Христе, сообщил о Нём, прибегая к глаголам настоящего и прошедшего времени (Быт.49:9). Евангелист Иоанн Богослов, повествуя о событиях, имеющих произойти при кончине веков, также прибегнул к глаголам прошедшего времени (Откр.17:6).
Как это понимать? Ведь настоящее, а тем более прошлое – не грядущее.
Дело в том, что по особому действию Божию, пророки, живя в своём времени, таинственным образом возносились до созерцания будущего, становясь очевидцами грядущего в настоящем. Положим, Исаия настолько подробно и точно описал ряд новозаветных событий, что впоследствии, после их совершения, был назван отцами ветхозаветным евангелистом.
Таким образом, для Божьих пророков прикосновение к будущему было ещё более реальным, чем для обычного обывателя прикосновение к событиям, разворачивающимся во время сновидения. И хотя то, что происходит во сне, может быть очень далёким от действительности, само по себе сновидение (именно как сновидение) – реальность.
Как реально для сновидца сновидение, так реально для пророка и созерцание будущего. Отсюда и возможность говорить о будущих событиях как в форме настоящего, так и в форме прошедшего времени.
Иначе, чем человек, взирают на будущее ангелы, ведь они обусловлены временем по-другому (в силу чего способны к мгновенному, молниеносному перемещению). Но и для них будущее – впереди.
Совсем другое дело – отношение к грядущему со стороны Беспредельного Бога (см. подробнее: Что такое Божественная беспредельность и каковы её основные черты?).
В отличие от ограниченных существ, Он не зависит ни от условий пространства, ни от условий времени, пребывая в вечности, как бы в неизменном настоящем. Для Него равным образом открыто как прошлое, так и будущее (в нашем понимании).
Для человека будущее может считаться реальным в том смысле, что он в силах реально влиять на него. В этом состоит его причастность к будущему уже сегодня.
***
Реальность – это чудо, к которому привыкли.
Литература по теме
- Реальность и человек С.Л. Франк
- О пределах человеческого познания, или реальность и ее модели прот. Геннадий Фаст
Комментировать