- Начало Церковного Новолетия. 14 сентября н.с. (1 сентября с.с.)
- Начало церковного новолетия. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 21 сентября н.с. (8 сентября с.с.)
- Историко-экзегетическое содержание праздника. (Епископа Александра Милеанта)
- Рождество Божией Матери. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Память праведных Богоотцов Иоакима и Анны. 22 сентября н.с. (9 сентября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Слово в день празднования праведным Богоотцам Иоакиму и Анне. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Воздвижение Креста Господня. 27 сентября н.с. (14 сентября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Епископа Александра Милеанта)
- На Воздвижение Честного Креста Господня. (Отца Виктора Ильенко)
- Воздвижение Креста Господня. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Слово о Кресте. (Отца Виктора Ильенко)
- Тремя или Четырьмя Гвоздями было Прибито Тело Христово? (Отца Виктора Ильенко)
- На Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Память Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 30 сентября н.с. (17 сентября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- В день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Память Евангелиста Иоанна Богослова. 9 октября н.с. (успение) (26 сентября с.с.) 21 мая н.с. (рождество) (8 мая с.с.)
- Историко-экзегетическое содержание праздника
- Апостол Иоанн Богослов. (Архиепископа Сурожского Антония)
- На преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Покров Божьей Матери. 14 октября н.с. (1 октября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Покров Пресвятой Богородицы. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Покров Пресвятыя Богородицы. (Отца Виктора Ильенко)
- Иконы Божьей Матери "Всех Скорбящих Радость". 6 ноября н.с. (24 октября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание события
- Слово в день празднования иконе Божией Матери "Всех скорбящих Радость". (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Собор Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных. 21 ноября н.с. (8 ноября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Архангел Михаил
- Архангел Гавриил
- Архангел Варахиил
- Архангел Салафиил
- Архангел Иегудиил
- Архангел Рафаил
- Архангел Уриил
- Архангел Иеремиил
- Слово о Небесном ангельском воинстве. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Введение в Храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря н.с. (21 ноября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Епископа Александра Милеанта)
- Введение во храм. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Введение во храм Пресвятой Богородицы. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Память Святителя Иоанна Златоуста. 26 ноября (н.с.) (13 ноября с.с.)
- Перенесение мощей Святителя Иоанна Златоуста. 9 февраля н.с. (27 января с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Слово о пути спасения, о Закхее и о перенесении мощей святителя Иоанна Златоуста. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- День памяти святой великомученицы Варвары. 17 декабря н.с. (4 декабря с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- В день памяти святой великомученицы Варвары.
- Успение Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. 19 декабря н.с. (6 декабря с.с.) Перенесение мощей Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. 22 мая н.с. (9 мая с.с.) Рождество Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. 11 августа н.с. (29 июля с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Слово в день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Ходатай о нашем спасении. (Игумена Илариона Алфеева)
- В день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Второе обретение мощей Преподобного Серафима, Саровского и всея Руси Чудотворца. 15 января н.с. (2 января с.с.) успение, 2-е обретение мощей, 1 августа н.с. (19 июля с.с.) обретение мощей.
- Слово в день памяти преподобного Серафима, Саровского чудотворца. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Неделя Святых Отцов, перед Рождеством Христовым. 1-5 января н.с.
- Слово в неделю Праотцев. (Отца Виктора (Ильенко)
- В неделю Святых Отцов. (Митрополита Филарета Вознесенского)
- Неделя памяти Святых Отцов. (Митрополита Филарета Вознесенского)
- О Родословии Христовом. (Отца Виктора Ильенко)
- О Братьях Христовых. (Отца Виктора Ильенко)
- Рождество Христово. 7 января н.с. (25 декабря с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Архиепископа Аверкия Таушева)
- Слово перед Рождеством. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Рождество Христово. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Рождество Христово. (Митрополита Антония Храповицкого)
- О Рождении Сына Божия от Девы. (Отца Виктора Ильенко)
- Предрождественские мысли. (Отца Виктора Ильенко)
- На Рождество Христово. (Отца Виктора Ильенко)
- Cлово в день Рождества Христова. (Святителя Иннокентия Херсонского)
- Рождество Христово. (Отца Виктора Ильенко)
- Слово на Рождество Христово. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Рождество Христово. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Волхвы. Слово на литургии Рождества Христова. (Митрополита Филарета Вознесенского)
- Память Святого Апостола, первомученика и архидиакона Стефана. 9 января н.с. (29 декабря с.с.). Перенесение мощей Святого Апостола, первомученика и архидиакона Стефана. 15 августа н.с. (2 августа с.с.). Историко-экзегетическое описание события. Деян. 6:5-15; Деян. 7:1-60.
- В день памяти святого апостола первомученика и архидиакона Стефана. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Поучение на новый год. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Крещение Господне. 19 января н.с. (6 января с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Епископа Александра Милеанта)
- Богоявление. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Крещение Господне. (Митропролита Антония Храповицкого)
- Крещение Господне. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Слово на день Богоявления. (Митрополита Филарета Вознесенского)
- Память Собора новомученников и исповедников российских. В воскресенье после 7 февраля н.с. (25 января с.с.)
- Слово в день празднования памяти Собора новомучеников и исповедников Российских. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Перенесение мощей святителя Григория Богослова. 9 февраля н.с. (27 января с.с.). Память Святителя Григория Богослова. 21 мая н.с. (8 мая с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Слово в Неделю о мытаре и фарисее и в день памяти святителя Григория Богослова. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Сретение Господне. 15 февраля н.с. (2 февраля с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Архиепископа Аверкия Таушева)
- Сретение Господне. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Сретение. (Митрополита Антония Храповицкого)
- На Сретение Господне. (Отца Виктора Ильенко)
- Проповедь в канун Сретения. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Благовещение Пресвятой Богородицы. 7 апреля н.с. (25 марта с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Благовещение. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Благовещение Пресвятой Богородицы. (Архиерископа Сурожского Антония)
- Память преподобной Марии Египетской. 14 апреля н.с. (1 апреля с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Проповедь в день памяти Марии Египетской. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Вознесение Господне. 40-й день после Пасхи.
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Архиепископа Аверкия Таушева)
- Вознесение Господне. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Слово на праздник Вознесения Господня. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- День святой Троицы. 50-й день после Пасхи.
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Архиепископа Аверкия Таушева)
- Слово в день Святой Троицы. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Рождество Святого Иоанна Крестителя. 7 июля н.с. (25 июня с.с.). Историко-экзегетическое описание праздника. Евангелие от Луки, 1:5-80.
- Рождество Святого Иоанна Предтечи. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Память Первоапостолов Петра и Павла. 12 июля н.с. (29 июня с.с.)
- В день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Начало Петрова поста. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Память пророка Божия Илии. 2 августа н.с. (20 июля с.с.)
- Слово в день праздника пророка Божия Илии. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Преображение Господне. 19 августа н.с. (6 августа с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Епископа Александра Милеанта)
- Преображение. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- На Преображение Господне. (Отца Виктора Ильенко)
- "Хорошо нам здесь быть". (Игумена Илариона Алфеева)
- Преображение Господне. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Преображение Господне. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Память пророка Самуила. 2 сентября н.с. (20 августа с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Пророк Самуил. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Успение Пресвятой Богородицы. 28 августа н.с. (15 августа с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Епископа Александра Милеанта)
- Успение. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Слово в день праздника Успения Божией Матери. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Слово на Успение Пресвятой Богородицы. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Усекновение главы Иоанна Предтечи. 11 сентября н.с. Историко-экзегетическое описание. Мат. 14:6-12; Мк. 6:17-29.
- Усекновение главы Иоанна Предтечи. Поминовение православных воинов на поле брани убиенных. (Архиепископа Сурожского Антония)
- На усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Слова в дни поминовения усопших. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- В Димитриевскую родительскую субботу (1)
- В Димитриевскую родительскую субботу (2)
- В мясопустную родительскую субботу
- На Радоницу. О значении веры в будущую загробную жизнь
- В Троицкую родительскую субботу
- Примечания
- Полный текст
Покров Божьей Матери. 14 октября н.с. (1 октября с.с.)
Историко-экзегетическое описание праздника
14 октября Русская Православная Церковь празднует Покров Пресвятой Богородицы в память события, произошедшего более тысячи лет назад в святом городе Константинополе. Память об этом событии бережно хранится народом нашим на протяжении всех десяти веков. Чудо, случившееся в 911 году во Влахернском храме, воспринимается всеми верующими людьми как близкое и дорогое каждому сердцу. Ведь заступничество Божией Матери, Ее защиту и Ее Покров мы чувствуем всегда и в собственной жизни, и в жизни нашей измученной России.
Праздник Покрова издревле любим и почитаем русским народом. Чудо, прославленное Церковью, произошло в храме во время всенощного бдения, когда город Константинополь — тогда Православная греческая столица — был окружен многочисленным неприятелем. Все находившиеся в церкви, а среди них и император Лев, и императрица, и множество придворных, горячо молились об избавлении от врага. Свою молитву к Господу и Божией Матери возносил и святой Андрей, принявший на себя подвиг юродства Христа ради. Многие в городе смеялись над святым Андреем, били и толкали его.
Благодушно терпя издевательства и голод, он ходил по улицам в одном рубище, проводил ночи на холоде, а милостыню, которую подавали ему, раздавал другим нищим. Господь наградил святого Андрея даром прозорливости. Молясь во время всенощной вместе со всеми прихожанами, он увидел вдруг Пресвятую Деву, шествовавшую по воздуху в окружении сонма ангелов и святых. Преклонив колени, Богоматерь долго молилась, а затем, подойдя к престолу храма, сняла со своей головы покрывало (покров) и распростерла его над молившимися в храме людьми, знаменуя тем подаваемую Ею всему христианскому миру защиту от видимых и невидимых врагов. Покров в руках Ее сиял «паче лучей солнечных».
Святой Андрей со страхом и трепетом созерцал это Божественное видение и спросил стоящего рядом своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?»
— «Вижу, святой отче, и ужасаюсь». Пречистая Дева стояла «на воздусе молебно простирающу всечестные Свои руци, просяще умирения миру и спасения душ наших», — говорится в праздничной стихире. Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, долгое время смотрели на распростертое пред народом покрывало и на блиставшую, наподобие молнии, Славу Господню. Доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало, по отшествии же Ее сделалось и оно невидимым, но, взяв его с собою, Она сохранила благодать, бывшую там. Заступничеством Пречистой Девы враг был отогнан от стен Константинополя, а память о чудесном явлении Богородицы осталась в народе.
На Руси праздник Покрова был введен святым князем Андреем Боголюбским, внуком Владимира Мономаха, в XII веке. В 1165 году близ Владимира был построен всемирно известный шедевр древнерусского зодчества — храм Покрова на Нерли. Другой известнейший собор в честь Покрова Божией Матери (храм Василия Блаженного) расположен в центре Москвы. Его строительство связано с походом царя Иоанна Грозного на Казань в 1552 году. В праздник Покрова Богородицы русские войска одержали решающую победу над татарами. Он был установлен на нашей земле, ибо Матерь Божия не оставляет нас своим заступлением и молится Господу нашему за всех нас, здравствующих и почивших, поскольку у Бога все живы, и нет в Церкви погибших телесно, но могут быть погибающие духовно.
Никогда, возможно, не откроется тайна такого почитания этого праздника у русских. Хотя по одной из версий (небесспорных, конечно) состоит она в следующем.
В войске, осадившим Константинополь, было много и русских язычников, «искателей приключений», наводивших в то время ужас на всех обитателей Причерноморья. И вот застигнутые внезапной бурей, разметавшей корабли, вернувшись домой после неудачного похода, они рассказали своим соплеменникам о великом чуде, явленном греческим Богом по молитвам к нему греков. Возможно событие это оказало и определенное влияние в переходе руссов в христианство, как пример невиданного милосердия неизвестного Бога, не только охранившего византийцев от нападения, но и простершего свою длань над бывшими завоевателями, чтобы спасти души их и их потомков. Потому же, возможно, и осталось в генетической памяти русских православных христиан как событие, способствовавшее изменению судьбы целого народа.
Покров Пресвятой Богородицы. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
Все люди стремятся к блаженству, к счастью, все хотят жить хорошо. И в сегодняшнем Евангелии Господь нам говорит, как этого достичь: надо слушать слово Божие и хранить его в своем сердце. Кто учился в школе, знает, что учителя наши чаще всего были недовольны тем, что у нас в одно ухо влетает, а в другое вылетает и ничего не остается. Это им было больше всего обидно.
Так и Господь. Он принес на землю слово Божие и хотел бы, чтобы оно как-то осело в человеке, чтобы он хранил его в своем сердце. Не только в уме хранил — этого недостаточно, потому что просто запомнить мало, это ничего не даст — до тех пор, пока человек не примет его сердцем. Только всем сердцем согласившись со словом Божиим, он будет жить так, как оно велит. Вот этого Господь и хочет, поэтому Он сказал: «Блажени слышащии слово Божие и хранящии е». И нам надо этому научиться.
Мы ходим в храм и каждый раз слышим здесь отрывки из Евангелия, то есть маленькие частицы слова Божия. Евангелие нам надо вместить в себя полностью, но невозможно на каждом богослужении прочитать его целиком. Поэтому святая Церковь избирает отрывки — они называются по-славянски «зачала», — которые читаются в каждый день года и в каждый праздник особенный. Богослужение наше так устроено, что если ходить в храм ежедневно, то мы услышим все Евангелие. Однако мало кто может быть на службе каждый день, поэтому во всех странах мира воскресенье — день выходной, когда никто не работает. Так Господь устроил для того, чтобы в этот день люди могли прийти и послушать слово Божие. Для воскресных и праздничных чтений святая Церковь избирает такие отрывки из Священного Писания, которые наиболее для нас важны. Но, конечно, просто прийти в храм недостаточно, можно все мимо ушей пропустить и выйти пустым, потому что ты ничем не наполнился, ничего не понял, ничто в твою голову не проникло.
Сегодняшнее Евангелие от Луки, отрывок, который мы часто в храме слышим, называют Богородичным. Когда бывает праздник какой-нибудь иконы Божией Матери, или Ее Рождество, или отмечается любое другое событие, с Ней связанное, читается это зачало о Марфе и Марии. Чему же оно нас учит? Мы знаем, что у человека очень много земных забот: ему надо поесть, попить и постель приготовить, надо и постирать, и убраться; все это занимает очень много сил и времени. И Господь не говорит, что это маловажно, но Он учит, что есть вещи более важные. Более важная вещь — это заниматься своим сердцем, духовной жизнью.
Можно и обед сготовить, в этом нет ничего дурного; можно и постель убрать после того, как встал, и это неплохо; можно даже полы подмести, и это хорошо. Но если мы живем так, что просыпаемся, готовим, чистим, моем, потом на работу идем и приходим домой уже обессиленными, дома отдыхаем, телевизор смотрим, ну а потом, сколько у нас осталось сил и времени, молимся Богу — то Господь говорит, что такая жизнь неправильная. Если мы будем так жить, мы не достигнем того, к чему стремимся, не достигнем блаженства. Надо, наоборот, сперва в храм сходить, сперва помолиться, сперва заняться своей душой, Евангелие почитать, а если время останется, тогда можно и покушать; если время останется, можно и поспать, и квартиру убрать, и постирать.
Но мы самое главное, к сожалению, оставляем на потом. Некоторые так и заявляют: мне некогда часто в храм ходить, я с внуками сижу. Что же в этом плохого? С внуками сидеть надо? Да, бывает такая необходимость. Но представь себе, что ты завтра умрешь. И что, твои внуки на улице останутся без призора? Нет? Значит, найдется возможность куда-то их пристроить? А вот спасут ли тебя твои внуки от вечной погибели? Господь учит: едино на потребу только есть. Потому что сколько ни стирай белье постельное — поспишь на нем некоторое время, и оно опять испачкается; сколько квартиру ни мой, все равно она будет грязная; сколько ни ешь, все равно есть захочется. То есть эти дела в некотором роде бессмысленны, потому что мы едим, едим, едим, а потом все равно умираем. Спрашивается, зачем мы истребили такое огромное количество пищи, если тело наше умрет; какой в этом смысл? Никакого. Но мы все о телесном помышляем и заботимся, а вот о душе нашей, которая бессмертна, которая никогда не умирает, — о ней нерадим.
Хорошо, если кто раз в неделю в храм придет; хорошо, если раз в несколько дней или раз в месяц подготовит свою душу к причастию; хорошо, если постарается какие-то заповеди Божии исполнять. Но ведь нужно, чтобы человек научился молиться непрестанно, заповеди Божии исполнял все — а он сидит телевизор смотрит. Ты что, уже Евангелие выучил? У тебя времени очень много? Как же ты кино смотришь? Ну какое может быть кино, когда ты еще не знаешь наизусть Священного Писания? Сперва ведь нужно знать, а уж потом исполнять. А человек не знает, и ему неохота. За чем-то другим он в очереди стоит, а Евангелия у него до сих пор нет, не может купить — лень или денег жалко.
Вот в чем наша беда. Поэтому жизнь наша такая тяжелая и мрачная, поэтому мы попадаем во всякие беды. Потому и с детьми мы так мучаемся, что кормить мы их кормили, поить поили, одевать одевали, да еще старались получше одевать, и все это оказалось никому не нужным делом. А вот душой ребенка никто не занимался, никто его не учил молиться, никто не учил его заповедям Божиим, никто его в храм не водил, никто его не причащал, на ночь его в постельке не благословлял. Так вот он и вырос. Естественно, мир-то злой, греховный; и он этим всем грехом пропитался. Порча ведь не сразу бывает, а постепенно. Даже яблоко в корзине, оно же не сразу гниет: сначала бочок немножко промялся; потом в этом месте начинает подгнивать, а потом все-все потихонечку и сгнивает. Так и душа человека: допустил зло — сначала злится немножко, потом все больше, больше, и так постепенно совершенно в злодея превращается, уже готов и детей малых, и жену свою бить смертным боем, и вообще все вокруг плохие, один только он хороший.
У каждого человека есть предрасположенность ко злу, мы люди грешные, уже рождаемся такими. Но один с помощью воспитания это зло в себе подавил и дал жить добру, а другой, наоборот, в результате своей жизни стал лицемером: прикидывается только добрым, а дома — злодей, истязатель, фашист, садист, от которого житья просто нет. На вид-то все благочестиво, все хорошо, улыбочка на устах играет — вот такое подлое лицемерие. Но Бог все видит, Бог все знает.
И если мы хотим быть христианами, хотим достичь блаженства, которое Господь нам обещает, то нам нужно жизнь свою исправлять. На первое место мы должны ставить участие в святых таинствах, посещение храма Божия, молитву, чтение Священного Писания. А если после всего этого время у нас останется, и силы, и возможности, то можно немножко и постирать, это не грех; если останутся силы, можно и обед сварить, можно даже и поспать. Это все совсем не плохо, но только если останется время. А у нас наоборот. Нам некогда молиться; некоторые так и говорят: мне молиться некогда. Ничего себе; как же это так? Бог нам все дает, а нам молиться некогда, некогда в храм сходить.
Такое наше отношение к Богу называется грехом. Поэтому если кто у нас спросит когда-нибудь: объясни мне, пожалуйста, что такое грех, надо отвечать: грех — это наше поганое, неблагодарное, совершенно свинское отношение к Богу, Который нам дал и солнце, и землю, и воду, и жизнь всю нашу, и то, чем мы питаемся. Вот что Господь нам дал; мало этого, Он нам дал Церковь, Он отдал нам Свою жизнь, Он отдал нам Свою Кровь — Он все для нас отдал, только чтобы нас от греха спасти, отвратить нас от зла. Все, что у Него было, Он нам дал, а мы вместо благодарности Богу его забываем, то есть живем не по-Божьи, а живем жизнью дьявольской. И многие из нас, когда умрут, будут уверены, что их ждут райские кущи, Царство Небесное, но ничего этого не получат, потому что всю жизнь прослужили дьяволу — всю жизнь, от начала и до конца. Для молитвы выбирали самые неудобные часы своего дня, Богу уделяли какие-то крохи, как пословица говорит: «На Тебе, Боже, что нам негоже».
Мы отдаем Богу только остатки — вот если осталось немножко от того времени, которое мы себе уделяем, тогда уж Ему. Понятно, что такого отношения к Отцу Небесному быть не должно, оно недостойно Бога. Как же мы можем быть Его наследниками, наследовать Царство Небесное, вечное блаженство, когда к Богу так относимся, когда мы хотим себе только славы от людей, чтобы нас хвалили, чтобы себе все иметь, все себе приобрести, а истинного добра не ищем, истинного труда ради Бога у нас нет.
Вот этому нас учит сегодняшнее Священное Писание. Видите, маленький отрывочек, всего несколько строк, а открывается в нем бездна всякой премудрости. А если бы мы все Священное Писание знали, то вся голова наша и все сердце наполнились бы этой премудростью Божией. Вот и надо нам стараться свою жизнь таким образом устроить, чтобы наше сердце и голова, ум наш напитывались словом Божиим. А то бывает так: воскресный день наступил или праздник, а у человека какие-то дела. Ну есть ли на свете дела важнее, чем спасение собственной души? Душа ли не драгоценней всего на свете?
Конечно, возможны такие обстоятельства, когда человек ну никак не может прийти в храм: собрался на службу — а его парализовало или трамвай переехал. Как ты с перерезанными ногами пойдешь? Понятно, никак. Ну так лежи и плачь, что все в храм пошли, а ты не можешь. Но нет, человек еще оправдывается: мне некогда, мне надо с людьми встретиться, они меня ждут, у меня очень важные дела. Какие дела? Ты посмотри на свою душу, сколько в ней зла, ненависти и всякого хамства, грубости! Чтобы эти авгиевы конюшни, полные навоза, очистить, сколько тебе времени понадобится!
Поэтому мы должны устремляться в храм, чем чаще, тем лучше. Чтобы действительно душу свою очистить, нам надо каждый день в храм ходить и быть здесь с утра до вечера. Но, к сожалению, так жизнь устроена, что многим приходится на работу идти, поэтому ну не может человек постоянно в храме молиться, но в воскресенье-то это наша святая обязанность. Раз ты крест на себе носишь, ты должен в храм ходить; хочу — не хочу, могу — не могу, а раз ты уж назвался христианином, раз ты крещеный, то надо. Потому что кто три воскресенья в храме не был, тот уже от Церкви отлучен, он уже, значит, никакой не христианин. Поэтому нам надо обязательно свою жизнь в этом наладить. Тогда и Господь, глядя на нас, будет доволен, что мы начали свою жизнь исправлять. Аминь.
Крестовоздвиженский храм, 14 октября 1989 года.
Покров Пресвятыя Богородицы. (Отца Виктора Ильенко)
Снова мы собрались ради праздника Пречистой Богоматери; снова услышим Евангелие, столь знакомое, знаемое наизусть о встрече двух обрадованных матерей — Марии и Елисаветы, снова вместе с Пречистой воскликнем: «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе, Спасе моем», снова радостно отверзем уста наша и воспоем радуяся Тоя чудеса.
И это — чудо милости Божией, что так легко нашему сердцу открываться для песнопений Матери Божией, что мы не только не тяготимся этими частыми праздниками Пречистой, но после каждого прошедшего с нетерпением ждем следующего, и когда он приходит, то вот это одно ваше множество свидетельствует, как мы любим Ее, честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим.
У сегодняшнего праздника есть свои особые черты, которыми нам он особенно дорог. Пречистая распростерла свой омофор над городом, находившимся в беде, над народом, у которого не осталось иной надежды, кроме Царицы небесной; и Она явила ему свое заступление. И вот от этого далекого исторического факта в душу христианскую вошла уверенность, что когда нет заступника, нет утешения, нет отрады, когда в сердце готова поселиться горькая мысль, что ты одинок, забыт и никому не нужен, то стоит только вспомнить, что есть у нас добрая, милосердная и сострадательная Мать, которая видит наши нужды, слышит наши воздыхания и всегда готова помочь нам, поддержать, утешить; стоит вспомнить и к Ней, Пречистой и Преблагословенной, всем сердцем своим обратиться и поплакать пред Ней, пожаловаться Ей на свою судьбу — и тогда совершится чудо: пройдет скорбь, и тихая, умиленная радость и примиренность с волей Божией поселится в душе.
Эти духовные переживания — и скорби и последующие радости — суть факты, реальности, действительность. Мы знаем, откуда приходит скорбь, что ее рождает; нам следует точно знать откуда приходит радость, чтобы не думать о ней, как о случайности, которая сама собой, от перемены душевных настроений происходит.
Разобраться нам в душе своей, увидеть источник радости помогает нам Церковь. Вот сегодня Она в кондаке укажет нам, что «Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу».
Разве может быть грустно и скорбно там, где Царица небесная распростирает свой молитвенный покров? Где люди обращаются к Ней с мольбой? Разве можно сомневаться в Ее невидимом здесь пребывании, сомневаться нам, которые две недели тому назад так явственно почувствовали присутствие блаженных сил и веяние благодати Божией в храмепамятнике, когда Пречистая Владычица своей чудотворной иконой пребывала там, вселяя радость в наши души? То была духовная действительность! Сейчас она снова повторяется здесь и степень ее напряжения зависит всецело от нас. Если мы очистим чувствия, чтобы никакое житейское пристрастие не владело нашим сердцем, то Христова радость, за молитвы Пречистой Матери, снова охватит нас и будет источником последующих духовных утешений. Аминь.
Брюссель, 1950 г.
Комментировать