- Начало Церковного Новолетия. 14 сентября н.с. (1 сентября с.с.)
- Начало церковного новолетия. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 21 сентября н.с. (8 сентября с.с.)
- Историко-экзегетическое содержание праздника. (Епископа Александра Милеанта)
- Рождество Божией Матери. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Память праведных Богоотцов Иоакима и Анны. 22 сентября н.с. (9 сентября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Слово в день празднования праведным Богоотцам Иоакиму и Анне. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Воздвижение Креста Господня. 27 сентября н.с. (14 сентября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Епископа Александра Милеанта)
- На Воздвижение Честного Креста Господня. (Отца Виктора Ильенко)
- Воздвижение Креста Господня. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Слово о Кресте. (Отца Виктора Ильенко)
- Тремя или Четырьмя Гвоздями было Прибито Тело Христово? (Отца Виктора Ильенко)
- На Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Память Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 30 сентября н.с. (17 сентября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- В день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Память Евангелиста Иоанна Богослова. 9 октября н.с. (успение) (26 сентября с.с.) 21 мая н.с. (рождество) (8 мая с.с.)
- Историко-экзегетическое содержание праздника
- Апостол Иоанн Богослов. (Архиепископа Сурожского Антония)
- На преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Покров Божьей Матери. 14 октября н.с. (1 октября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Покров Пресвятой Богородицы. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Покров Пресвятыя Богородицы. (Отца Виктора Ильенко)
- Иконы Божьей Матери "Всех Скорбящих Радость". 6 ноября н.с. (24 октября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание события
- Слово в день празднования иконе Божией Матери "Всех скорбящих Радость". (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Собор Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных. 21 ноября н.с. (8 ноября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Архангел Михаил
- Архангел Гавриил
- Архангел Варахиил
- Архангел Салафиил
- Архангел Иегудиил
- Архангел Рафаил
- Архангел Уриил
- Архангел Иеремиил
- Слово о Небесном ангельском воинстве. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Введение в Храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря н.с. (21 ноября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Епископа Александра Милеанта)
- Введение во храм. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Введение во храм Пресвятой Богородицы. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Память Святителя Иоанна Златоуста. 26 ноября (н.с.) (13 ноября с.с.)
- Перенесение мощей Святителя Иоанна Златоуста. 9 февраля н.с. (27 января с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Слово о пути спасения, о Закхее и о перенесении мощей святителя Иоанна Златоуста. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- День памяти святой великомученицы Варвары. 17 декабря н.с. (4 декабря с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- В день памяти святой великомученицы Варвары.
- Успение Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. 19 декабря н.с. (6 декабря с.с.) Перенесение мощей Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. 22 мая н.с. (9 мая с.с.) Рождество Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. 11 августа н.с. (29 июля с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Слово в день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Ходатай о нашем спасении. (Игумена Илариона Алфеева)
- В день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Второе обретение мощей Преподобного Серафима, Саровского и всея Руси Чудотворца. 15 января н.с. (2 января с.с.) успение, 2-е обретение мощей, 1 августа н.с. (19 июля с.с.) обретение мощей.
- Слово в день памяти преподобного Серафима, Саровского чудотворца. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Неделя Святых Отцов, перед Рождеством Христовым. 1-5 января н.с.
- Слово в неделю Праотцев. (Отца Виктора (Ильенко)
- В неделю Святых Отцов. (Митрополита Филарета Вознесенского)
- Неделя памяти Святых Отцов. (Митрополита Филарета Вознесенского)
- О Родословии Христовом. (Отца Виктора Ильенко)
- О Братьях Христовых. (Отца Виктора Ильенко)
- Рождество Христово. 7 января н.с. (25 декабря с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Архиепископа Аверкия Таушева)
- Слово перед Рождеством. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Рождество Христово. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Рождество Христово. (Митрополита Антония Храповицкого)
- О Рождении Сына Божия от Девы. (Отца Виктора Ильенко)
- Предрождественские мысли. (Отца Виктора Ильенко)
- На Рождество Христово. (Отца Виктора Ильенко)
- Cлово в день Рождества Христова. (Святителя Иннокентия Херсонского)
- Рождество Христово. (Отца Виктора Ильенко)
- Слово на Рождество Христово. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Рождество Христово. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Волхвы. Слово на литургии Рождества Христова. (Митрополита Филарета Вознесенского)
- Память Святого Апостола, первомученика и архидиакона Стефана. 9 января н.с. (29 декабря с.с.). Перенесение мощей Святого Апостола, первомученика и архидиакона Стефана. 15 августа н.с. (2 августа с.с.). Историко-экзегетическое описание события. Деян. 6:5-15; Деян. 7:1-60.
- В день памяти святого апостола первомученика и архидиакона Стефана. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Поучение на новый год. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Крещение Господне. 19 января н.с. (6 января с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Епископа Александра Милеанта)
- Богоявление. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Крещение Господне. (Митропролита Антония Храповицкого)
- Крещение Господне. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Слово на день Богоявления. (Митрополита Филарета Вознесенского)
- Память Собора новомученников и исповедников российских. В воскресенье после 7 февраля н.с. (25 января с.с.)
- Слово в день празднования памяти Собора новомучеников и исповедников Российских. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Перенесение мощей святителя Григория Богослова. 9 февраля н.с. (27 января с.с.). Память Святителя Григория Богослова. 21 мая н.с. (8 мая с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Слово в Неделю о мытаре и фарисее и в день памяти святителя Григория Богослова. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Сретение Господне. 15 февраля н.с. (2 февраля с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Архиепископа Аверкия Таушева)
- Сретение Господне. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Сретение. (Митрополита Антония Храповицкого)
- На Сретение Господне. (Отца Виктора Ильенко)
- Проповедь в канун Сретения. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Благовещение Пресвятой Богородицы. 7 апреля н.с. (25 марта с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Благовещение. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Благовещение Пресвятой Богородицы. (Архиерископа Сурожского Антония)
- Память преподобной Марии Египетской. 14 апреля н.с. (1 апреля с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Проповедь в день памяти Марии Египетской. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Вознесение Господне. 40-й день после Пасхи.
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Архиепископа Аверкия Таушева)
- Вознесение Господне. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Слово на праздник Вознесения Господня. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- День святой Троицы. 50-й день после Пасхи.
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Архиепископа Аверкия Таушева)
- Слово в день Святой Троицы. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Рождество Святого Иоанна Крестителя. 7 июля н.с. (25 июня с.с.). Историко-экзегетическое описание праздника. Евангелие от Луки, 1:5-80.
- Рождество Святого Иоанна Предтечи. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Память Первоапостолов Петра и Павла. 12 июля н.с. (29 июня с.с.)
- В день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Начало Петрова поста. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Память пророка Божия Илии. 2 августа н.с. (20 июля с.с.)
- Слово в день праздника пророка Божия Илии. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Преображение Господне. 19 августа н.с. (6 августа с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Епископа Александра Милеанта)
- Преображение. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- На Преображение Господне. (Отца Виктора Ильенко)
- "Хорошо нам здесь быть". (Игумена Илариона Алфеева)
- Преображение Господне. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Преображение Господне. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Память пророка Самуила. 2 сентября н.с. (20 августа с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Пророк Самуил. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Успение Пресвятой Богородицы. 28 августа н.с. (15 августа с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Епископа Александра Милеанта)
- Успение. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Слово в день праздника Успения Божией Матери. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Слово на Успение Пресвятой Богородицы. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Усекновение главы Иоанна Предтечи. 11 сентября н.с. Историко-экзегетическое описание. Мат. 14:6-12; Мк. 6:17-29.
- Усекновение главы Иоанна Предтечи. Поминовение православных воинов на поле брани убиенных. (Архиепископа Сурожского Антония)
- На усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Слова в дни поминовения усопших. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- В Димитриевскую родительскую субботу (1)
- В Димитриевскую родительскую субботу (2)
- В мясопустную родительскую субботу
- На Радоницу. О значении веры в будущую загробную жизнь
- В Троицкую родительскую субботу
- Примечания
- Полный текст
Перенесение мощей святителя Григория Богослова. 9 февраля н.с. (27 января с.с.). Память Святителя Григория Богослова. 21 мая н.с. (8 мая с.с.)
Историко-экзегетическое описание праздника
Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский, вселенский отец и учитель Церкви, родился в христианской семье знатного рода, в 329 году, в Арианзе (недалеко от города Назианза Каппадокийского). Отец его, также святитель Григорий, был епископом Назианским (память 14 января н.с., 1 января с.с.). Мать, святая Нонна, († 374, память 18 августа н.с., 5 августа с.с.), молила Бога о сыне, дав обет посвятить его Господу. Как ей было открыто в сновидении, она назвала первенца Григорием. Когда сын выучился читать, мать подарила ему Священное Писание. Святой Григорий получил самое полное и разностороннее образование: после домашних занятий с дядей Амфилохием, опытным преподавателем риторики, он учился в школах Назианза, Кесарии Каппадокийской, Александрии. Затем для завершения образования будущий святитель отправился в Афины. На пути из Александрии в Элладу (352 год), во время страшного многодневного шторма, он боялся только того, что «убийственные воды лишат его вод очистительных». «Двадцать дней и ночей, — рассказывает святой Григорий, — лежал я на корме корабельной, моля милосердого Бога о спасении, и в этой опасности я дал обет посвятить себя Богу и по обету спасся».
Шесть лет провел святитель в Афинах, изучая там риторику, поэзию, геометрию и астрономию. Его учителями были известные языческие риторы Гиморий и Проэресий. Вместе со святым Григорием учился святой, будущий архиепископ Кесарии Каппадокийской († 379, память 14 января н.с., 1 января с.с.). Дружба, заложенная еще в школе Кесарии, выросла в глубокие духовные узы. Знакомство с Юлианом, будущим императором (361-363) — отступником от веры Христовой, обернулось скоро непримиримой враждой.
По завершении образования святой Григорий оставался некоторое время в Афинах и преподавал красноречие. Он прекрасно знал языческую дохристианскую философию и литературу.
В 358 году святой Григорий тайно покинул Афины и вернулся к родителям в Назианз. Здесь он, почти в 30-летнем возрасте, принял от своего отца святое Крещение. Теперь он, для которого «более значило быть последним у Бога, чем первым у царя», колебался только в том, какой путь «предпочесть: созерцательный или деятельный».
По приглашению святого Василия он удалился в пустыню, чтобы подвизаться рядом с ним.
По требованию отца святой Григорий в 361 году вернулся в Назианз и принял сан пресвитера. Однако, чувствуя, что для него неизмеримо ближе уединение и безмолвная молитва, чем пастырская деятельность, святой Григорий снова поспешил в пустыню к святому Василию. Там, в уединении, он укрепился духом, нашел силы вернуться к пастве и с честью исполнять свой долг. Вскоре святому Григорию выпало трудное дело примирения епископа Григория, его отца с паствой, которая осудила своего пастыря за подписание двусмысленного изложения догматов веры. Святой Григорий дал пастве время на изъявление первых чувств, а затем убедил отца открыто признать свою ошибку. После этого он, произнеся проповедь о необходимости примирения, достиг желаемого. Святитель Василий Великий поставил святого Григория епископом города Сасима, но, чтобы поддержать престарелого отца, святитель Григорий остался в Назианзе и после смерти отца некоторое время управлял паствой этого города.
По смерти Константинопольского патриарха Валента в 378 году, Антиохийский Собор пригласил святителя Григория помочь Константинопольской Церкви, которая в то время более чем какая-либо другая была опустошена еретиками. Получив согласие святителя Василия Великого, святитель Григорий прибыл в Константинополь на Патриарший престол. В 379 году он начал служить и проповедовать в небольшой домовой церкви своих родственников. Он назвал эту церковь Анастасия ( «Воскресение «), веря, что именно в этом небольшом храме и начнет воскресать Православие. Повсюду господствовали еретики — ариане и аполлинаристы. И чем громче звучала его проповедь, тем более увеличивалось собрание храма и тем сильнее росло сопротивление еретиков.
В ночь на Пасху 21 апреля 379 года, когда святитель Григорий совершал Крещение новообращенных, толпа вооруженных еретиков ворвалась в храм и обрушила на православных град камней, умертвив одного епископа и ранив святого Григория. Но терпение и кротость святого были его лучшей броней, а слово собирало православных.
Сочинения святителя Григория — слова, письма, стихи, показывают, что он стремился быть проповедником достойным истины Христовой. Ему был ниспослан дар слова, и святой хотел принести его в дар Богу-Слову: «Сей дар приношу я Богу моему, сей дар посвящаю Ему: — это одно, что осталось у меня и чем богат я; от всего прочего отказался я по заповеди Духа; всё, что ни имел, променял за драгоценную жемчужину. Только словом владею я, как служитель Слова; никогда добровольно не хотел бы пренебрегать этим богатством, я уважаю его, дорожу им, утешаюсь им более, чем другие утешаются всеми сокровищами мира. Оно — спутник всей моей жизни, добрый советник и собеседник; вождь на пути к Небу и усердный сподвижник». Чтобы достойно проповедовать Слово Божие, святой тщательно готовил и обрабатывал свои творения.
В пяти проповедях — «Словах о Богословии», обличая склонных к многословным рассуждениям последователей Евномия, святитель Григорий, прежде всего, дает точные определения, кто с кем и когда может богословствовать. О Боге могут рассуждать только опытные, преуспевшие в созерцании и, прежде всего, чистые душой и телом, или по крайней мере очищающие себя. Рассуждать о Боге можно только с тем, кто приступает к этому с усердием и благоговением. Объяснив, почему Бог скрыл от человека Свою сущность, святой Григорий указывает, что «облеченным плотию нельзя увидеть умственных предметов без примеси телесного». Богословствовать позволительно лишь тогда, когда мы бываем свободны от внешних впечатлений вещества и от возмущения, когда вождь наш — ум не прирастает к нечистым преходящим образам. Отвечая евномианам, полагавшим с помощью логических умозаключений постичь Божественную сущность, святитель объяснял, что человек познает Бога, когда его богообразное и божественное начало, т. е. ум, соединяется с родственной Сущностью. Далее на примерах патриархов, пророков, апостолов показано, что для земного человека сущность Божия непостижима. Приводил святой Григорий и пример суетного лжемудрствования Евномия: «Бог родил Сына или по Своей воле, или против воли. Если Он родил против воли, то Он потерпел принуждение. Если по Своей воле, то Сын есть Сын хотения».
Опровергая такое рассуждение, святитель показывает вред, наносимый им человеку: «Сам ты, который говоришь так необдуманно, по желанию или не по желанию своего отца произошел? Если не по желанию, то и отец твой потерпел насилие. От кого же это? На природу указать ты не можешь: она чтит целомудрие. А если по желанию, то из-за нескольких слогов ты сам себя лишаешь отца; ибо становишься уже сыном хотения, а не отца». Затем святой Григорий обращается к Священному Писанию, с особым вниманием разбирая места, где указывается на Божественную природу Сына Божия. Многократные толкования святого Григория на Священное Писание посвящены раскрытию мысли, что Божественная сила Спасителя действовала даже и тогда, когда ради спасения человека Он принял на себя немощное естество. Особое место в проповедях святителя Григория занимает полемика против евномиан, хуливших Святого Духа.
Внимательно исследуя всё, что говорится в Евангелии о Третьем Лице Пресвятой Троицы, святитель опровергает ересь евномиан, отвергавших Божество Святого Духа. Он приходит к двум основополагающим выводам. Во-первых, читая Священное Писание, надо отказаться от слепого буквализма и научиться понимать его духовный смысл. Во-вторых, в Ветхом Завете Дух Святой действовал прикровенно. В Новом Завете «Дух Святой обитает с нами и яснейшим образом обнаруживает Себя пред нами. Пока не признавали Отца Богом, не безопасно было проповедовать о Сыне, и пока не приняли Сына, не безопасно было, выражусь несколько смело, обременять нас Духом Святым. Божество Духа Святого — предмет высокий. Вот пред тобою множество свидетельств. Христос рождается — Дух Святой предшествует; крещается Христос — Дух свидетельствует; Христос совершает чудеса — Дух сопутствует; Христос возносится — Дух приходит вместо Него. И что же есть великого и Божественного, чего Он не мог бы? Какое Имя, принадлежащее Божеству, не принадлежит Ему, кроме нерожденности и рожденности?.. Я изумляюсь, когда вижу такое богатство названий, — трепещу, когда подумаю, какие Имена хулят те, которые восстают на Духа!
Содержание проповедей святителя Григория этим не исчерпывается. Им написаны: пять похвальных слов, девять толкований на праздники, два обличительных слова на Юлиана Отступника — «Два столба, на которых неизгладимо записано нечестие Юлиана для потомства » и проповеди на другие темы. Всего сохранилось 45 проповедей святого Григория. Письма святителя принадлежат к лучшим богословским творениям. Все они мастерски обработаны и в большинстве своем кратки. В своих гимнах святитель Григорий, как и во всем, жил для Христа. «Если у еретиков длинные слова, — новые псалтыри, разногласятся с Давидом, и — приятные стихи почитаются третьим Заветом: то и мы будем петь псалмы, и мы станем писать много, и мы будем составлять метры», —говорил святитель. О своем поэтическом даре святитель писал так: «Я — Господень орган и сладостно сложенной песней Вышнего славлю Царя: в трепете все перед Ним». Слава о православном проповеднике распространялась по Востоку и Западу. А святитель жил в столице империи как если бы он жил в пустыне — «пища его была пища пустыни; одежда — одежда нужды; обхождение простое, близ двора — ничего не искал он у двора».
Во время болезни святителю был нанесен удар. Тот, кого он считал своим другом, философ Максим, был тайно посвящен на место святителя Григория в самом Константинополе. Пораженный неблагодарностью Максима, святитель решил оставить кафедру, но верная паства удержала его. Народ изгнал самозванца из города. 24 ноября 380 года в столицу прибыл святой царь Феодосий Великий и, подтвердив свой указ против еретиков, вернул православным главный храм, куда торжественно ввел святителя Григория. Вскоре на жизнь святителя было подготовлено покушение, но тот, кто должен был стать убийцей, сам явился к святому со слезами раскаяния. В 381 году на Втором Вселенском Соборе святитель Григорий был утвержден в сане Константинопольского Патриарха.
По кончине Антиохийского Патриарха Мелетия святитель председательствовал на Соборе. Надеясь примирить Запад с Востоком, он предлагал признать Антиохийским Патриархом Павлина. Когда же прибыли те, кто и ранее действовал против святителя Григория в пользу Максима, многие, особенно египетский и македонский епископат, не захотели считать святого Патриархом Константинопольским. Святитель решил пожертвовать собою для мира Церкви: «Пусть буду я пророком Ионою! Не виновен я в буре, но жертвую собою для спасения корабля. Возьмите и бросьте меня… Я не радовался, когда восходил на престол, и теперь охотно схожу с него». Объявив императору о своем желании оставить столицу, святитель Григорий еще раз явился на Собор, в прощальном слове попросив отпустить его с миром. По возвращении на родину, заботясь о порабощенной аполлинаристами назианзской пастве, он назначил епископом благочестивого Евлалия и удалился в любезное своему сердцу уединение в Арианз. Не оставляя пустыни, святитель с ревностью к истине Христовой утверждал Православие своими письмами и стихами. В 389 году, 25 января, преставился тот, кого Церковь почтила именем, усвоенным любимому ученику Христову — Святому Евангелисту Иоанну.
«Мужественно и сильно хочу я говорить, дабы соделались вы лучшими, дабы от плотского обратились вы к духовному, дабы правильным образом возвысились вы в вашем духе», — говорил святитель Григорий Богослов.
В своих творениях святитель Григорий, как и первый Богослов, весь обращен к Предвечному Слову. Преподобный Иоанн Дамаскин в первую очередь руководствуется святителем Григорием Богословом в своем «Изложении веры».
Тело святителя Григория было погребено в Назианзе. В 950 году святые мощи были перенесены в Константинополь в церковь Святых Апостолов. Позже часть мощей была перенесена в Рим. Предание сохранило черты святого: «лице смиренно, бледно, брови возвышенные и густые, взор кроткий, борода не длинная, но густая и широкая». Уже современники называли своего архипастыря святым. Православная церковь, называя святителя Григория вторым Богословом и таинником, светлым прописателем Святой Троицы, в Богослужебных песнопениях так обращается к нему: «Богословским языком твоим сплетения риторская разрушивый, славне, Православия одеждою свыше истканною Церковь украсил еси: радуйся, отче, Богословия уме крайнейший».
Слово в Неделю о мытаре и фарисее и в день памяти святителя Григория Богослова. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
Дорогие мои, други наши, три события, три памяти должны одновременно воскреснуть сегодня в нашем сердце и уме. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче… » — зазвучало вновь во всеуслышание в храмах Божиих. И повеяло тихим покаянным временем поста. Евангельские фарисей и мытарь заставляют нас сегодня заглянуть в свое сердце и увидеть в нем или фарисейское:»…я не таков, как прочие человецы… » — или, узрев там бездну греха, склониться перед Богом с мытаревым смирением в покаянии (Лк. 18:11).
А день кончины великого вселенского учителя и святителя Григория Богослова 7 февраля н.с. (25 января с.с.) 389 года, память которого пережила шестнадцать столетий, не напомнит ли нам всем о том, что и к нам однажды придет этот всем ведомый, но никому неизвестный, всеми ожидаемый, но мало кому желанный час смертный.
И чем тогда оправдается наша лукавая совесть пред Всеиспытующим Судией? И когда мы сравним свою жизнь с жизнью Григория Богослова и свою веру с верой его, не замедлит ли вырваться из самой глубины сердца нашего покаянный вздох мытаря: «Боже, милостив буди мне грешнику » (Лк. 18:13).
Как не вспомнить в сей день и о праздновании иконе «Утоли моя печали » в память великого благодеяния Матери Божией, многими чудесами явленного народу Божию на Руси в 1771 году во время страшного бедствия — чумы и доныне утоляющей печали наши.
Три события разновременные, но все три подтверждают одно — жизнь человеческая идет в потоке Промысла Божия, и дивное попечение имеет Творец о создании Своем. Учит Господь, назидая нас и словом Своим евангельским, и жизнью избранников Своих, и решительным вторжением в жизнь человеческую Божией благодати силою чуда.
Вот мы теперь живем суетно, у нас нет внимания, чтобы увидеть в своей жизни следы Промысла Божия, у нас нет разумения понять, что же хочет от нас Господь в данных нам обстоятельствах жизни.
А все это потому, что мы забываем о единственной цели земного бытия, о том, что оно — только путь в вечность. Мы забываем и часто становимся дерзкими богоборцами, противниками Божиих определений о нас, не принимая непреложной истины, что единственно крестным подвигом жизни человека начертывается его путь во спасение — в блаженную вечность. Только узкие и тесные врата ведут в Царство Небесное.
Но дверь Божественного милосердия отверста всегда, от начала и до скончания мира. Только как нам отверзать дверь окамененного человеческого сердца навстречу Богу, этому надо учиться, об этом надо думать.
Будем же мы с вами говорить ныне обо всем этом на примере крестного пути жизни великого вселенского учителя и святителя Григория Богослова. И будем же внимательны, дорогие мои, ибо уверен, что богатство жизни святителя дарует каждому из нас то, что нужно именно ему.
Будущий святитель Григорий родился в 328 году в Греции в семье знатного рода: православной христианки — матери Нонны и язычника — отца Григория. Мать, глубоко и искренно преданная воле Божией, покорно проходя чрез посланное испытание — неверие супруга — сочетала напряженную духовную жизнь с жизнью практической, деятельной. Молясь о близких своих, она подкрепляла молитву силой своего милосердия, и результат ее трудов не замедлил явиться.
Отец святителя не просто уверовал во Христа и принял Святое Крещение, но вскоре стал сначала пресвитером, а позднее и епископом Назианским. А сколько слез и трудов стоило праведной Нонне такое преображение супруга, знает лишь Бог.
Сын же ее впоследствии, с благодарной любовью вспоминая мать, писал: «Мать моя, наследовав от отцов святую веру, наложила и на детей своих сию златую цепь. В женском теле нося мужественное сердце, она для того только касалась земли… чтобы чрез здешнюю жизнь приготовиться к жизни небесной… » И венец жизни Нонны — это ее супруг, ставший епископом, ее сын Григорий — великий вселенский учитель, святитель и богослов, и сын ее Кесарии — врач, достигший больших высот во врачебном искусстве, но почитавший высшим счастьем и благом своим быть православным христианином; а дочь Нонны Горгония повторила во многих чертах жизнь своей благочестивой матери. Не оставила святая Нонна миру ничего, кроме живых памятников — детей своих, которые несли в себе, а святитель Григорий и по сей день несет миру, ее не зримые никому материнские труды. И не к нынешним ли матерям обращен пример жизни боголюбивой святой Нонны, ведь главное дело жены-матери, благословенное ей Богом от природы, быть истинно матерью-христианкой, потому что в детях ее всегда кроется будущее мира.
Когда Григорий выучился читать, из материнских рук он получил в подарок книгу жизни — Священное Писание. При этом мать открывает отроку тайну его рождения и одновременно дает родительское завещание на всю жизнь. «Исполни же мое материнское желание,— сказала Нонна,— помни, что я вымолила тебя у Господа, а теперь о том молюсь, чтобы ты был совершен… »
Впоследствии Григорий всю свою жизнь изумлялся избранию своему. «Меня сподобил Христос преимущественной славы. Сперва дал меня в дар матери, которая молилась из глубины сердца, и Сам (Господь) принял меня в дар от родителей, а потом ночным видением вселил в меня любовь к целомудренной жизни», — писал святитель Григорий.
Бережно взращивала мать сына, и в помощь ее трудам чудо Божие укрепило его душу.
Чудный сон — видение, поразившее его детский ум, осталось в сознании святителя как первое ощутимое прикосновение к святыне. В глубоком сне ему представилось, что стоят возле него две прекрасные девы в белых одеждах. Мальчик сразу ощутил, что это не простые смертные, и на вопрос: «Кто они?» — получил ответ: «Одна из нас — чистота, а другая — целомудрие. Мы предстоим Царю Христу. Сын, соедини ум свой с нашими сердцами, чтобы тебя принесли мы на небеса и поставили пред светом Небесной Троицы».
Чистота и целомудрие — вот путь к Небесному Отечеству, путь к Богу.
И мальчик вступает в юность, уже зная истинную ценность добродетелей. Он знает, что не злато и богатство, не блеск учености и премудрости составляют истинное сокровище жизни, но чистота сердца и ума, целомудрие помыслов и тела, только это надо хранить как зеницу ока. Григорий воспринял завет в детстве, пронес, сохранил его в юности. Именно чистотой смог Григорий принять от Бога дар служителя Слова.
Но вернемся теперь в наши дни, к нам, желающим быть с Богом. Кто сегодня может дерзновенно сказать, что он и сам сохранил эти великие в очах Божиих сокровища — чистоту и целомудрие и дал понятие о них своим детям? Ну, а если не сохранили эти добродетели сами и детям своим не передали, то только мытарево смирение, мыта-рев покаянный глас может очистить погрязшую в нечистоте душу и омыть прокаженное тело.
Боже, милостив буди нам грешным!..
Но обратимся в назидание себе к следующему периоду жизни будущего святителя. Рано окончилось домашнее воспитание Григория. Благочестивая мать, видя твердость сына во благочестии, без страха отпускает девятилетнего мальчика в страну далече, чтобы дать ему полное и разностороннее образование.
Григорий отправляется в Кесарию, там он впервые встретился с юношей Василием — тоже будущим святителем Церкви Христовой. Из Кесарии Григорий отправился в Александрию, а затем в Афины. Мир раскинул перед юношей все свое богатство, но и все свои соблазны.
На пороге взрослой жизни, при выходе его в новый обширный мир, как Божие предупреждение, во время плавания Григория по морю разразилась страшная буря, прообразуя собой будущие житейские бури, ожидающие его. Двадцать дней, не чая остаться в живых, лежал на корме юноша Григорий, вымаливая у Бога, чтобы «убийственные воды морские не лишили его очистительных вод крещения». В это время он еще не был крещен. Именно тогда юноша дал обет Богу посвятить всего себя, всю жизнь свою только Ему. И если первое его стремление к Богу было данью послушания матери, то этот обет — уже сознательное и добровольное избрание узкого и прискорбного пути вослед Бога.
Нельзя умолчать и о чудесном откровении, данном Григорию Богом в это трагическое время его жизни. Юноше было открыто, что именно молитва матери возбранила стихии погубить его. Один из спутников Григория, вместе с ним совершавший это путешествие, увидел, как во время бури к кораблю подошла мать Григория, властной твердой рукой взяла корабль и повела в тихую пристань. Вскоре после этого стихия умиротворилась.
А Григорий, пережив бурю в душе, понял, что жизнь его и смерть всецело в руках Божиих. И вступил он в столицу империи, в шумный мир человеком, сокровенным в своем сердце.
И жил в ней уже как в пустыне. Пища его была пища пустыни, одежда — одежда нужды. Он жил близ императорского двора, но ничего не искал у двора.
Впоследствии святитель вспоминал: «Для меня приятен кусок хлеба, у меня сладкая приправа — соль; и питие трезвенное — вода. Мое лучшее богатство — Христос».
А если главное в жизни — Христос, то вся жизнь подчинена Ему. Поэтому, живя в великом граде, полном соблазнов, Григорий знал лишь две дороги: первая и превосходнейшая вела в храм, вторая — к преподавателям светских наук.
Господь послал в подкрепление юноше друга, единомышленника и сотаинника Василия, впоследствии названного Великим. Так вдвоем они начали возрастать от силы в силу, учась покорять дух свой Богу, а плоть — духу.
Вот вы можете мне возразить, что исключительное время и исключительные обстоятельства взрастили сих великих столпов Церкви. Но не в то же ли время, и не в тех ли обстоятельствах, и не у тех ли учителей учился тот, кто стал великим отступником и гонителем Церкви — Юлиан Отступник?
Да, они все трое, как говорят, сидели за одной партой и какое-то время даже были друзьями. Почему же расходятся пути человеческие?
Да, это дело сатаны. Широк и пространен путь, ведущий в погибель, узок путь, ведущий в жизнь. Каждый человек выбирает сам.
Господи! Помогай нам!
И сегодня, как в IV веке, святость и отступничество существуют рядом в одной жизни. Смотрите же, как опасно ходите, все рядом — и спасение, и гибель.
Юноши Григорий и Василий, в пример юношеству нашего времени, чистотою жизни обрели глубину ума. Блестяще окончив учебу, они оба сделали еще один важный шаг к Богу, к святости. Они навсегда умерли для мира, а мир умер для них. Познав светские науки, они вселились в пустыню, чтобы в совершенстве изучать главную науку жизни,— науку познавать Бога — и утвердиться в своем знании и избрании.
Это время святитель Григорий вспоминал с особым чувством. И желал он тогда вдали от всяких житейских попечений, вдали от шума мирского чистым сердцем и умом возноситься к Богу всю оставшуюся жизнь. Но иное определение о нем было начертано Промыслом Божиим. Его стремление к личному подвигу приносилось в жертву Святой Церкви, раздираемой в то время многочисленными еретическими лжеучениями. И дар слова, данный Григорию от Бога, был призван послужить Церкви. «Сей дар приношу я Богу моему, сей дар посвящаю Ему — это одно, что осталось у меня и чем богат я; от всего прочего отказался по заповеди Духа».
В тридцать три года с принятием священного сана окончилось для Григория время ученичества. И вышел будущий святитель на служение и проповедь, неотступно следуя за возлюбленным Христом Спасителем. Десять лет он помогал своему отцу епископу пастырским служением, разделяя с ним все труды и тяготы его. По истечении этих десяти лет святитель Василий Великий, который тогда был уже архиепископом Кесарийским, посвятил священника Григория во епископа.
Каким же мог быть епископ Григорий? От младенческих пелен прошедший путь духовного возрастания в Боге вплоть до пустынножительства, обогащенный всяческим познанием и внешнего, и внутреннего, несущий в себе свет Божественного ведения — он был святым епископом. Епископ-то был святой, да мир-то грешный. А князь мира сего не терпит святости, всеми средствами изощряясь низложить ее. И поток бедствий обрушивается на подвижника. На кафедру, куда был рукоположен епископ Григорий, его не пустил другой архиерей, в котором возобладал дух соперничества. Смерть близких святителя следует одна за другой, и только проникновенные надгробные слова выдают ту скорбь, которую носит он в сердце. И лишь целебный бальзам уединенной молитвы укрепляет страдальца. И это стремление к пустынному уединению не покидает святителя Григория всю жизнь: из пустыни он вышел только по зову Церкви, по долгу послушания ей.
В возрасте пятидесяти лет начинается самый напряженный подвиг святителя. В то время Православная Церковь в Константинополе находилась в предсмертной агонии. Свет истины мерцал только в катакомбах. Сорокалетнее господство арианства, которое само по себе было страшной ересью, породило и другие многочисленные секты. Заблудший народ, «сидящий во тьме и сени смертной», предавался бесконечным «богословским » спорам и прениям. Ремесленники, лавочники, торговцы спорили о Божественности Христа, и споры эти порождали такие чудовищные богохульства, что люди погибали безвозвратно. Тех же, кто миновал этой напасти, бес держал в плену роскоши и омерзительных плотских страстей.
И вот в это пекло ада был призван святитель Григорий — смиренный старец, согбенный, изможденный подвигами поста, молитвы и слез. В Царьграде никто не воспринял его появления серьезно. В доме своих родственников пришлось святителю Григорию устроить домашнюю церковь, которую он назвал «Анастасия», что значит «Воскресение». По мысли святителя, здесь должно было воскреснуть совсем поникшее было в Константинополе православное учение.
Первые службы и проповеди его зазвучали в пустой домашней церкви. Но длилось это недолго. Первое невыгодное впечатление от старца-епископа вскоре сменилось в народе глубоким изумлением и почтением к нему. Громко, убедительно, властно зазвучало его слово.
Но чем больше собиралось к святителю сначала просто слушателей, а потом и молящихся, тем сильнее росло сопротивление ему торжествующего зла. Враг рода человеческого, уязвляемый святым мужем во главу, восстал на него всем своим могуществом. И только Бог хранил избранника Своего. Не раз архиерей со своей паствой был побиваем камнями прямо во время богослужения. Таинство Крещения многие принимали в своей крови. Но вид смерти не устрашил святителя Божия. И иные стрелы готовил его сердцу враг всякой правды: клеветы, ненависти, насмешки, измены тех, кого святитель Григорий прижимал к сердцу своему, как родных детей.
И ни разу не изменил архиерей всеоружию Божию против врага — терпению, смирению, кротости. Дело Божие спело его усердием и приносило плоды. Святитель Григорий назидал православных, смирял еретиков силой Божественного слова и всех равно учил своей строгой святой жизнью.
Так боролся с врагом-диаволом святой муж. Боролся за Церковь, за паству, за каждую заблудшую душу — боролся и побеждал. Народ Божий приобрел истинного пастыря, и дело восстановления Православия в Константинополе было совершено. В 380 году император утвердил указ против еретиков.
А последнюю, самую значительную победу одержал великий вселенский святитель и учитель Церкви в 381 году на Втором Вселенском Соборе, который проходил под председательством самого святителя Григория. На этом Соборе правда Божия восторжествовала окончательно: Церковь получила незыблемый до скончания века Символ веры — залог нашего спасения. Именно на Втором Вселенском Соборе Духом Святым через святых отцов был восполнен составленный в Никее и окончательно определен Символ веры нашей. А святителя Григория этот Собор утвердил Патриархом Константинопольским.
Но любителю пустыни именно тогда Бог судил вернуться в пустыню. Для мира церковного, предотвращая возникшие на Соборе разногласия по поводу избрания его Патриархом, святитель сам пожелал скрыться в уединение, которое любил измлада, которого и сейчас желала душа его.
За понесенные труды святитель Григорий просил Собор отпустить его на покой. В прощальном слове он подвел итог трудам своим во славу Божию. Святитель говорил:
«Прости, «Анастасия», получившая от благочестия наименование, ибо ты воскресила нам учение, дотоле презираемое!
Прости, место общей победы над ересью, Константинополь, в котором водрузили мы скинию (Православную Церковь), сорок лет носимую и странствующую в пустыне!
Прости, великий и славный храм, получивший настоящее величие от Слова, храм через меня сделался Иерусалимом!
Прости, кафедра — эта завидная и опасная высота.
Прости, собор архиереев, почтенных сановитостью и летами.
Простите мне, служащие Богу при священной трапезе!
Простите, страннолюбивые и христолюбивые домы, помощники моей немощи!
Простите, любители моих слов, простите и парадные стечения…
Простите, Восток и Запад!
За вас и от вас терпим мы нападения: свидетель сему Тот, Кто примирил нас. А сверх того и паче всего воскликну:
Простите, Ангелы, хранители и моего здесь пребывания и отшествия отсюда.
Прости мне, Троица, мое помышление и укрепление.
Чада, сохраните предание».
После сего великий святитель и учитель Церкви удалился в пустыню. Не оставляя пустыни в последние два года жизни, архиерей Божий, ревностный к истине Христовой, утверждал Православие своими письмами и стихами. Умер святитель в возрасте шестидесяти двух лет. По смерти святителя Григория Церковь усвоила ему имя Богослова, таинника Божия, как светлому прописателю и служителю Святой Троицы.
А вот его предсмертное стихотворение:
«Последний подвиг жизни близок; худое плавание окончено: уж вижу казнь за ненавистный грех, и вижу мрачный тартар, пламень огненный, глубокую ночь, позор обличенных дел, которые теперь сокрыты. Но умилосердись, Блаженный, и даруй мне хотя вечер добрый, взирая милостиво на остаток жизни моей!
Много страдал я, и мысль моя объемлется страхом; не начали ли уже преследовать меня страшные весы правосудия Твоего, Царь? Пусть сам я понесу свой жребий, переселившись отсюда и охотно уступив снедающим сердце напастям, но вам, которые будут жить после меня, даю заповедь: нет пользы в настоящей жизни, потому что жизнь эта имеет конец».
Неисповедимы судьбы Божий. «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом«, — говорит Писание (Притч. 19:21). Пример жизни святителя подтверждает истинность этих слов, и пример его для нас поразителен.
Вся жизнь святителя прошла в гонениях, вся в трудах, вся в великом терпении. Его гнали, а он благословлял и самоотверженно трудился во славу Божию для духовной пользы мира. Какой короткой была его жизнь! Но за шестьдесят два года он сумел сделать столько, что по сей день от его трудов мир питается здоровой пищей духа.
Вот и смотрите, дорогие мои, что может совершить человек силой Духа, силой Божией!
Я рассказал вам немного, но и это дает понять, что совсем нет у нас основания вставать пред Богом, как фарисей. Понурив головы свои, должны мы сказать: «Да, Господи! мы не такие, как прочие человецы, которые умели жить в Боге, умели со смирением и полным доверием принять все невзгоды, посланные им Тобою на жизненном пути во спасение».
Да, мы не такие, мы не дерзаем сравнивать себя с ними. Мы — нерадивые рабы.
Жизнь многих из нас уже преклонилась к закату, а мы еще и теперь не начали делать ничего из того, что повелено нам Богом совершить на земле. Боже, будь же милостив нам, грешным. Аминь.
25 января (7 февраля) 1993 года
Комментировать