- Начало Церковного Новолетия. 14 сентября н.с. (1 сентября с.с.)
- Начало церковного новолетия. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 21 сентября н.с. (8 сентября с.с.)
- Историко-экзегетическое содержание праздника. (Епископа Александра Милеанта)
- Рождество Божией Матери. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Память праведных Богоотцов Иоакима и Анны. 22 сентября н.с. (9 сентября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Слово в день празднования праведным Богоотцам Иоакиму и Анне. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Воздвижение Креста Господня. 27 сентября н.с. (14 сентября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Епископа Александра Милеанта)
- На Воздвижение Честного Креста Господня. (Отца Виктора Ильенко)
- Воздвижение Креста Господня. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Слово о Кресте. (Отца Виктора Ильенко)
- Тремя или Четырьмя Гвоздями было Прибито Тело Христово? (Отца Виктора Ильенко)
- На Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Память Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 30 сентября н.с. (17 сентября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- В день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Память Евангелиста Иоанна Богослова. 9 октября н.с. (успение) (26 сентября с.с.) 21 мая н.с. (рождество) (8 мая с.с.)
- Историко-экзегетическое содержание праздника
- Апостол Иоанн Богослов. (Архиепископа Сурожского Антония)
- На преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Покров Божьей Матери. 14 октября н.с. (1 октября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Покров Пресвятой Богородицы. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Покров Пресвятыя Богородицы. (Отца Виктора Ильенко)
- Иконы Божьей Матери "Всех Скорбящих Радость". 6 ноября н.с. (24 октября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание события
- Слово в день празднования иконе Божией Матери "Всех скорбящих Радость". (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Собор Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных. 21 ноября н.с. (8 ноября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Архангел Михаил
- Архангел Гавриил
- Архангел Варахиил
- Архангел Салафиил
- Архангел Иегудиил
- Архангел Рафаил
- Архангел Уриил
- Архангел Иеремиил
- Слово о Небесном ангельском воинстве. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Введение в Храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря н.с. (21 ноября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Епископа Александра Милеанта)
- Введение во храм. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Введение во храм Пресвятой Богородицы. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Память Святителя Иоанна Златоуста. 26 ноября (н.с.) (13 ноября с.с.)
- Перенесение мощей Святителя Иоанна Златоуста. 9 февраля н.с. (27 января с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Слово о пути спасения, о Закхее и о перенесении мощей святителя Иоанна Златоуста. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- День памяти святой великомученицы Варвары. 17 декабря н.с. (4 декабря с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- В день памяти святой великомученицы Варвары.
- Успение Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. 19 декабря н.с. (6 декабря с.с.) Перенесение мощей Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. 22 мая н.с. (9 мая с.с.) Рождество Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. 11 августа н.с. (29 июля с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Слово в день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Ходатай о нашем спасении. (Игумена Илариона Алфеева)
- В день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Второе обретение мощей Преподобного Серафима, Саровского и всея Руси Чудотворца. 15 января н.с. (2 января с.с.) успение, 2-е обретение мощей, 1 августа н.с. (19 июля с.с.) обретение мощей.
- Слово в день памяти преподобного Серафима, Саровского чудотворца. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Неделя Святых Отцов, перед Рождеством Христовым. 1-5 января н.с.
- Слово в неделю Праотцев. (Отца Виктора (Ильенко)
- В неделю Святых Отцов. (Митрополита Филарета Вознесенского)
- Неделя памяти Святых Отцов. (Митрополита Филарета Вознесенского)
- О Родословии Христовом. (Отца Виктора Ильенко)
- О Братьях Христовых. (Отца Виктора Ильенко)
- Рождество Христово. 7 января н.с. (25 декабря с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Архиепископа Аверкия Таушева)
- Слово перед Рождеством. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Рождество Христово. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Рождество Христово. (Митрополита Антония Храповицкого)
- О Рождении Сына Божия от Девы. (Отца Виктора Ильенко)
- Предрождественские мысли. (Отца Виктора Ильенко)
- На Рождество Христово. (Отца Виктора Ильенко)
- Cлово в день Рождества Христова. (Святителя Иннокентия Херсонского)
- Рождество Христово. (Отца Виктора Ильенко)
- Слово на Рождество Христово. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Рождество Христово. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Волхвы. Слово на литургии Рождества Христова. (Митрополита Филарета Вознесенского)
- Память Святого Апостола, первомученика и архидиакона Стефана. 9 января н.с. (29 декабря с.с.). Перенесение мощей Святого Апостола, первомученика и архидиакона Стефана. 15 августа н.с. (2 августа с.с.). Историко-экзегетическое описание события. Деян. 6:5-15; Деян. 7:1-60.
- В день памяти святого апостола первомученика и архидиакона Стефана. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Поучение на новый год. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Крещение Господне. 19 января н.с. (6 января с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Епископа Александра Милеанта)
- Богоявление. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Крещение Господне. (Митропролита Антония Храповицкого)
- Крещение Господне. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Слово на день Богоявления. (Митрополита Филарета Вознесенского)
- Память Собора новомученников и исповедников российских. В воскресенье после 7 февраля н.с. (25 января с.с.)
- Слово в день празднования памяти Собора новомучеников и исповедников Российских. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Перенесение мощей святителя Григория Богослова. 9 февраля н.с. (27 января с.с.). Память Святителя Григория Богослова. 21 мая н.с. (8 мая с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Слово в Неделю о мытаре и фарисее и в день памяти святителя Григория Богослова. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Сретение Господне. 15 февраля н.с. (2 февраля с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Архиепископа Аверкия Таушева)
- Сретение Господне. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Сретение. (Митрополита Антония Храповицкого)
- На Сретение Господне. (Отца Виктора Ильенко)
- Проповедь в канун Сретения. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Благовещение Пресвятой Богородицы. 7 апреля н.с. (25 марта с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Благовещение. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Благовещение Пресвятой Богородицы. (Архиерископа Сурожского Антония)
- Память преподобной Марии Египетской. 14 апреля н.с. (1 апреля с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Проповедь в день памяти Марии Египетской. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Вознесение Господне. 40-й день после Пасхи.
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Архиепископа Аверкия Таушева)
- Вознесение Господне. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Слово на праздник Вознесения Господня. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- День святой Троицы. 50-й день после Пасхи.
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Архиепископа Аверкия Таушева)
- Слово в день Святой Троицы. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Рождество Святого Иоанна Крестителя. 7 июля н.с. (25 июня с.с.). Историко-экзегетическое описание праздника. Евангелие от Луки, 1:5-80.
- Рождество Святого Иоанна Предтечи. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Память Первоапостолов Петра и Павла. 12 июля н.с. (29 июня с.с.)
- В день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Начало Петрова поста. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Память пророка Божия Илии. 2 августа н.с. (20 июля с.с.)
- Слово в день праздника пророка Божия Илии. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Преображение Господне. 19 августа н.с. (6 августа с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Епископа Александра Милеанта)
- Преображение. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- На Преображение Господне. (Отца Виктора Ильенко)
- "Хорошо нам здесь быть". (Игумена Илариона Алфеева)
- Преображение Господне. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Преображение Господне. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Память пророка Самуила. 2 сентября н.с. (20 августа с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Пророк Самуил. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Успение Пресвятой Богородицы. 28 августа н.с. (15 августа с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Епископа Александра Милеанта)
- Успение. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Слово в день праздника Успения Божией Матери. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Слово на Успение Пресвятой Богородицы. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Усекновение главы Иоанна Предтечи. 11 сентября н.с. Историко-экзегетическое описание. Мат. 14:6-12; Мк. 6:17-29.
- Усекновение главы Иоанна Предтечи. Поминовение православных воинов на поле брани убиенных. (Архиепископа Сурожского Антония)
- На усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Слова в дни поминовения усопших. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- В Димитриевскую родительскую субботу (1)
- В Димитриевскую родительскую субботу (2)
- В мясопустную родительскую субботу
- На Радоницу. О значении веры в будущую загробную жизнь
- В Троицкую родительскую субботу
- Примечания
- Полный текст
Память Евангелиста Иоанна Богослова. 9 октября н.с. (успение) (26 сентября с.с.) 21 мая н.с. (рождество) (8 мая с.с.)
Историко-экзегетическое содержание праздника
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии — дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом.
Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой » и к нему: «Се Матерь твоя » (Ин. 19:26-27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.
После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем.
В это время началось гонение на христиан императора Нерона (56-68 гг.). Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн — Сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.
Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель « (Откр. 1:8), — возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.
После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.
Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.
Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.
Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 21 мая н.с. (8 с.с.) выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 21 мая.
Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя «сынов грома » — вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов.
Орел — символ высокого парения Богословской мысли — иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.
Апостол Иоанн Богослов. (Архиепископа Сурожского Антония)
Мы празднуем сегодня день святого Иоанна Богослова, учителя любви, Апостола любви. И кажется нам, что эта любовь должна быть так пламенна и возвышенна, что она должна нестись в небо, как бы даже не касаясь земли. А вместе с этим та любовь, о которой говорит святой тайнозритель Иоанн, написавший дивное Евангелие, имевший видение на острове Патмос, — это любовь конкретная, живая, реальная. И он настаивает на этом, подчеркивает, что если мы говорим, что любим Бога, но деятельной, конкретной, творческой любовью не любим человека, то мы лжем; ибо мы не можем по праву говорить, что любим невидимого нами Бога, когда реальный человек, чья нужда бросается в глаза, остается нам безразличен. И вот здесь тайна настоящей христианской любви: как бы она ни была возвышенна, как бы она ни уносила нас к Престолу Господню, как бы она ни пламенела небесным пламенем, она должна быть до конца конкретна и до конца выражена на земле. Если этого нет, то она — мечта, то она — ложь, то ее нет вообще!
И вот, перед лицом этого благовестия о любви, войдем в себя и вдумаемся в свою любовь: сколько людей вокруг нас, которых мы просто любим; и сколько людей, среди будто любимых нами, которые могут нас обойти своим вниманием — и мы не оскорбились бы, пройти мимо нас и забыть о нас — и не охладела бы наша любовь? Сколько людей среди любимых нами, о которых мы всегда помним без того, чтобы им нужно было напоминать о себе? И сколько таких людей, которые напомнят о себе — и встретят только радость, а не чувство раздражения?
Нам рано, большей частью, думать о том, что мы такое малое количество людей любим, а пора бы, пора задуматься над тем, как мы любим любимых, как мы любим тех, которые нам как будто дороги: если это любовь живая, творчески вдумчивая, если эта любовь способна выискивать случай, чтобы проявить себя, если она чуткая, если она тонкая, если она постоянно настороже, — тогда это любовь земная, достойная Неба. Иначе — нет.
Войдем в себя перед лицом этой красоты любви, которую нам описывает Иоанн, которая явлена в его жизни, которую Христос не только проповедовал, но и явил, вдумаемся в свою любовь и попробуем любить: сначала по-человечески, но по-настоящему, достойночеловека; а затем будем постепенно вырастать до того, чтобы любить еще одного человека, и еще лучшей любовью, ширить эту любовь, обнимать все большее и большее количество людей лаской, пониманием и жертвой нашей жизни. И тогда и мы вырастем постепенно до того, чтобы понять, что такое любовь Христова; и в какой-то день и нам, может быть, будет дано хоть одного человека, по слову Апостола Павла, принять так, как нас принимает Христос! Аминь.
На преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. (Архимандрита Кирилла Павлова)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня Святая Православная Церковь светло празднует день отшествия ко Господу одного из первых Апостолов, одного из любимых учеников Христовых, святого Иоанна Богослова.
Святой Иоанн, сын Галилейского рыбаря Зеведея и Саломии, до своего обращения ко Христу был учеником Иоанна Предтечи. После же обращения ко Христу святой Иоанн никогда уже не отходил от Господа, потому что полюбил Его своим чистым сердцем больше всего на свете. Во время земной жизни Спасителя Иоанн в числе трех ближайших учеников Его удостоился быть свидетелем явления Божественной славы на горе Фаворе, присутствовал при воскрешении дочери Иаира; на Тайной Вечере Господь открыл ему Своего предателя — Иуду.
Проникнутый любовью к своему Господу и Небесному Учителю, Иоанн один из всех учеников стоял у Креста во время страданий Господних, и ему, как чистому девственнику, Господь со Креста поручил в предсмертные Свои минуты заботу о Своей Пречистой Матери. До Успения Божией Матери Апостол жил в Иерусалиме, а после Ее Успения — в городе Ефесе, где и проповедовал Евангелие Христово. За проповедь эту он был сослан сперва в Рим, где его подвергли пыткам. Когда же яд и кипящее масло не повредили ему, император Домициан сослал его на остров Патмос, где он и написал Апокалипсис, в котором изложена будущая судьба Христианской Церкви и всего мира.
При добром преемнике Домициана, Нерве, святой Иоанн был освобожден и опять возвратился в Ефес, где и скончался мирно, едва ли не один из всех Апостолов. Кроме Апокалипсиса, им написано Евангелие и три соборных послания. Апостола Иоанна Богослова обычно именуют Апостолом Любви, потому что он преимущественно проповедовал взаимную друг ко другу любовь. Святой Иоанн, сам проникнутый глубокой любовью к жившим при нем христианам и ко всем христианам вообще, очень желал, чтобы между ними распространялись мир и любовь, а не вражда и ненависть. Он придавал заповеди о любви самое высокое значение и считал, что исполнения ее одной достаточно для спасения.
Предание говорит, что когда он глубоко состарился и не мог ходить по разным странам с проповедью Евангелия, то сидя в своем доме постоянно повторял приходящим к нему: «Детки, любите друг друга! » Когда же его спрашивали, почему он так часто повторяет эти слова, он отвечал: «Кто исполнит заповедь о любви, тот исполнит все заповеди». И в посланиях своих к христианам, которые дошли до нас, он часто повторял: «Будем любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Кто любит Бога, тот должен любить и ближнего своего, потому что, кто не любит брата своего, тот этим показывает, что не любит и Бога. Как Христос положил за нас жизнь, так и мы должны полагать жизнь свою за братьев: кто любит брата своего, тот во свете ходит, а кто ненавидит, тот во тьме » (см.: 1 Ин. 3:16[4]; 4:4-21 и др.). Равно и в Евангелии он обращает, главным образом, внимание на те случаи из жизни Спасителя, в которых по преимуществу выражалась любовь Господа к людям и которые возбуждают любовь к Нему.
Какие причины побуждают нас, чтобы мы любили друг друга? Прежде всего, по своей природе мы братья, потому что все произошли от одного прародителя — Адама, а на Небесах у нас общий Отец — Бог. Значит, все мы составляем одно великое семейство и потому должны любить друг друга, как единокровные. Кроме того, составляя одно семейство человеческое, все мы, будучи христианами, находимся в еще более близком родстве между собою, потому что, по учению апостола Павла, составляем одно духовное тело, у которого Глава — Христос (см.: Рим. 12:5[5]; Ефес.1:23[6]; 4:15-16[7]). А в каком отношении друг ко другу находятся члены в естественном теле? Враждуют ли они между собой? Вооружается ли, например, рука против ноги или глаз против уха? Нет, они действуют между собой согласно, взаимно друг другу содействуют и находятся в таком содружестве, что если страдает один член, то с ним страждут и другие (см.: 1 Кор. 12:26[8]). Если же так действуют неразумные члены, то тем более должны поступать так мы, разумные члены духовного тела, коего Глава — Христос — желает, чтобы мы жили в мире и согласии между собой.
Господь Иисус Христос более всего заповедует, чтобы мы любили друг друга. Вспомните, о чем Он молил и что внушал Апостолам перед страданиями Своими. «Отче Святый, — взывал Он к Отцу Своему Небесному, — соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы » (см.: Ин. 17:11, 15[9]). Дети, — говорил Он Апостолам, — заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин. 13:33-34). Видите, как сильно желал Иисус Христос, чтобы мы жили во взаимной любви!
Иисус Христос не только заповедал нам любить других людей, но и явил в Себе Самом Свою Божественную любовь к нам. Для чего Он, будучи Богом, сошел с Небес на землю и принял на Себя бренную плоть нашу? По любви к нам, людям. Почему Он, невинный, подвергся тяжким страданиям и был распят на Кресте, как беззаконник? По той же любви к нам. Почему Он долготерпит наши грехи и не только милует нас, но еще и посылает нам разные дары благодати? По любви к нам.
Мы должны любить друг друга еще и потому, что любовь к ближним имеет высокое нравственное достоинство, составляет великое совершенство христианина. Она уподобляет нас Богу, потому что Бог есть Любовь. Бог во всем действует по любви к Своим творениям, в особенности же к нам, людям, которых Он так любит, что Сына Своего Единородного послал в мир, да живы будем Им (см.: Ин. 3:16). Любовь есть источник и совокупность всех иных добродетелей, а потому она и выше всех добродетелей. Теперь пребывают сии три, — пишет апостол Павел, — вера, надежда, любовь; но любовь из них больше(1 Кор. 13:13). Без любви все наши знания, подвиги и сама вера не имеют нравственной цены.
Аминь.
1960 г.
[4] Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
[5] так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.
[6] которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
[7] но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, 16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
[8] Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.
[9] Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.
Комментировать