- Начало Церковного Новолетия. 14 сентября н.с. (1 сентября с.с.)
- Начало церковного новолетия. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 21 сентября н.с. (8 сентября с.с.)
- Историко-экзегетическое содержание праздника. (Епископа Александра Милеанта)
- Рождество Божией Матери. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Память праведных Богоотцов Иоакима и Анны. 22 сентября н.с. (9 сентября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Слово в день празднования праведным Богоотцам Иоакиму и Анне. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Воздвижение Креста Господня. 27 сентября н.с. (14 сентября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Епископа Александра Милеанта)
- На Воздвижение Честного Креста Господня. (Отца Виктора Ильенко)
- Воздвижение Креста Господня. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Слово о Кресте. (Отца Виктора Ильенко)
- Тремя или Четырьмя Гвоздями было Прибито Тело Христово? (Отца Виктора Ильенко)
- На Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Память Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 30 сентября н.с. (17 сентября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- В день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Память Евангелиста Иоанна Богослова. 9 октября н.с. (успение) (26 сентября с.с.) 21 мая н.с. (рождество) (8 мая с.с.)
- Историко-экзегетическое содержание праздника
- Апостол Иоанн Богослов. (Архиепископа Сурожского Антония)
- На преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Покров Божьей Матери. 14 октября н.с. (1 октября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Покров Пресвятой Богородицы. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Покров Пресвятыя Богородицы. (Отца Виктора Ильенко)
- Иконы Божьей Матери "Всех Скорбящих Радость". 6 ноября н.с. (24 октября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание события
- Слово в день празднования иконе Божией Матери "Всех скорбящих Радость". (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Собор Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных. 21 ноября н.с. (8 ноября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Архангел Михаил
- Архангел Гавриил
- Архангел Варахиил
- Архангел Салафиил
- Архангел Иегудиил
- Архангел Рафаил
- Архангел Уриил
- Архангел Иеремиил
- Слово о Небесном ангельском воинстве. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Введение в Храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря н.с. (21 ноября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Епископа Александра Милеанта)
- Введение во храм. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Введение во храм Пресвятой Богородицы. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Память Святителя Иоанна Златоуста. 26 ноября (н.с.) (13 ноября с.с.)
- Перенесение мощей Святителя Иоанна Златоуста. 9 февраля н.с. (27 января с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Слово о пути спасения, о Закхее и о перенесении мощей святителя Иоанна Златоуста. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- День памяти святой великомученицы Варвары. 17 декабря н.с. (4 декабря с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- В день памяти святой великомученицы Варвары.
- Успение Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. 19 декабря н.с. (6 декабря с.с.) Перенесение мощей Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. 22 мая н.с. (9 мая с.с.) Рождество Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. 11 августа н.с. (29 июля с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Слово в день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Ходатай о нашем спасении. (Игумена Илариона Алфеева)
- В день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Второе обретение мощей Преподобного Серафима, Саровского и всея Руси Чудотворца. 15 января н.с. (2 января с.с.) успение, 2-е обретение мощей, 1 августа н.с. (19 июля с.с.) обретение мощей.
- Слово в день памяти преподобного Серафима, Саровского чудотворца. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Неделя Святых Отцов, перед Рождеством Христовым. 1-5 января н.с.
- Слово в неделю Праотцев. (Отца Виктора (Ильенко)
- В неделю Святых Отцов. (Митрополита Филарета Вознесенского)
- Неделя памяти Святых Отцов. (Митрополита Филарета Вознесенского)
- О Родословии Христовом. (Отца Виктора Ильенко)
- О Братьях Христовых. (Отца Виктора Ильенко)
- Рождество Христово. 7 января н.с. (25 декабря с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Архиепископа Аверкия Таушева)
- Слово перед Рождеством. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Рождество Христово. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Рождество Христово. (Митрополита Антония Храповицкого)
- О Рождении Сына Божия от Девы. (Отца Виктора Ильенко)
- Предрождественские мысли. (Отца Виктора Ильенко)
- На Рождество Христово. (Отца Виктора Ильенко)
- Cлово в день Рождества Христова. (Святителя Иннокентия Херсонского)
- Рождество Христово. (Отца Виктора Ильенко)
- Слово на Рождество Христово. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Рождество Христово. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Волхвы. Слово на литургии Рождества Христова. (Митрополита Филарета Вознесенского)
- Память Святого Апостола, первомученика и архидиакона Стефана. 9 января н.с. (29 декабря с.с.). Перенесение мощей Святого Апостола, первомученика и архидиакона Стефана. 15 августа н.с. (2 августа с.с.). Историко-экзегетическое описание события. Деян. 6:5-15; Деян. 7:1-60.
- В день памяти святого апостола первомученика и архидиакона Стефана. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Поучение на новый год. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Крещение Господне. 19 января н.с. (6 января с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Епископа Александра Милеанта)
- Богоявление. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Крещение Господне. (Митропролита Антония Храповицкого)
- Крещение Господне. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Слово на день Богоявления. (Митрополита Филарета Вознесенского)
- Память Собора новомученников и исповедников российских. В воскресенье после 7 февраля н.с. (25 января с.с.)
- Слово в день празднования памяти Собора новомучеников и исповедников Российских. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Перенесение мощей святителя Григория Богослова. 9 февраля н.с. (27 января с.с.). Память Святителя Григория Богослова. 21 мая н.с. (8 мая с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Слово в Неделю о мытаре и фарисее и в день памяти святителя Григория Богослова. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Сретение Господне. 15 февраля н.с. (2 февраля с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Архиепископа Аверкия Таушева)
- Сретение Господне. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Сретение. (Митрополита Антония Храповицкого)
- На Сретение Господне. (Отца Виктора Ильенко)
- Проповедь в канун Сретения. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Благовещение Пресвятой Богородицы. 7 апреля н.с. (25 марта с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Благовещение. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Благовещение Пресвятой Богородицы. (Архиерископа Сурожского Антония)
- Память преподобной Марии Египетской. 14 апреля н.с. (1 апреля с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Проповедь в день памяти Марии Египетской. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Вознесение Господне. 40-й день после Пасхи.
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Архиепископа Аверкия Таушева)
- Вознесение Господне. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Слово на праздник Вознесения Господня. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- День святой Троицы. 50-й день после Пасхи.
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Архиепископа Аверкия Таушева)
- Слово в день Святой Троицы. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Рождество Святого Иоанна Крестителя. 7 июля н.с. (25 июня с.с.). Историко-экзегетическое описание праздника. Евангелие от Луки, 1:5-80.
- Рождество Святого Иоанна Предтечи. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Память Первоапостолов Петра и Павла. 12 июля н.с. (29 июня с.с.)
- В день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Начало Петрова поста. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Память пророка Божия Илии. 2 августа н.с. (20 июля с.с.)
- Слово в день праздника пророка Божия Илии. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Преображение Господне. 19 августа н.с. (6 августа с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Епископа Александра Милеанта)
- Преображение. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- На Преображение Господне. (Отца Виктора Ильенко)
- "Хорошо нам здесь быть". (Игумена Илариона Алфеева)
- Преображение Господне. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Преображение Господне. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Память пророка Самуила. 2 сентября н.с. (20 августа с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Пророк Самуил. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Успение Пресвятой Богородицы. 28 августа н.с. (15 августа с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Епископа Александра Милеанта)
- Успение. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Слово в день праздника Успения Божией Матери. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Слово на Успение Пресвятой Богородицы. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Усекновение главы Иоанна Предтечи. 11 сентября н.с. Историко-экзегетическое описание. Мат. 14:6-12; Мк. 6:17-29.
- Усекновение главы Иоанна Предтечи. Поминовение православных воинов на поле брани убиенных. (Архиепископа Сурожского Антония)
- На усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Слова в дни поминовения усопших. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- В Димитриевскую родительскую субботу (1)
- В Димитриевскую родительскую субботу (2)
- В мясопустную родительскую субботу
- На Радоницу. О значении веры в будущую загробную жизнь
- В Троицкую родительскую субботу
- Примечания
- Полный текст
День святой Троицы. 50-й день после Пасхи.
Историко-экзегетическое описание праздника. (Архиепископа Аверкия Таушева)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие.
Сошествие Святого Духа (Деян. 2:1-13).
Великое событие сошествия Святого Духа на Апостолов некоторые, по всей справедливости, называют «днем рождения Церкви Христовой». Это событие было вместе с тем и завершением всего дела «домостроительства Божия » — дела спасения рода человеческого. «Чему быть благоволил Бог-Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, — то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святой «(Еп. Феофан Вышенский). Просвещенные Духом Святым Апостолы мужественно и безбоязненно, с великим дерзновением начали проповедь о Христе распятом и воскресшем из мертвых, и Церковь Христова начала расти и множиться сначала среди иудеев в Палестине, а затем и среди язычников во всем мире — «даже до края земли «(Деян. 1:8).
Произошло это «При наступлении дня Пятидесятницы «— при наступлении дня праздника иудейской Пятидесятницы. Законом Моисеевым было постановлено праздновать 50-ый день после наутрия субботы Пасхи, отсчитав от нее семь полных седьмиц. Пасха иудейская в год смерти Христовой приходилась на вечер пятницы: первый день Пасхи приходился, следовательно, в субботу, наутрие субботы было по нашему в воскресенье (в которое и воскрес Христос). От него нужно было отсчитать 7 полных недель. Таким образом, праздник иудейской Пятидесятницы приходился в тот год в воскресенье и совпадал с днем первой христианской Пятидесятницы. Иудейская Пятидесятница установлена была в освящение жатвы или первых плодов, так как к этому дню оканчивалась жатва, начинавшаяся сразу после Пасхи. С этим праздником соединялось также у евреев воспоминание Синайского законодательства. Это был один из трех важнейших праздников (Пасха, Пятидесятница, Кущи), на которые весь мужской пол обязан был собираться для празднования в Иерусалим. Совпадение дня сошествия Святого Духа с днем иудейской Пятидесятницы, конечно, не случайно и весьма символично. К этому дню ученики Господа созрели и возросли духовно: тогда и снизошла на них полнота дарований Духа Святого и они сами явились первыми плодами искупительного дела Христова. Кроме них, первыми плодами этого же дела Христова явились и крестившиеся в тот день три тысячи душ. Как христианская Пасха заменила собой иудейскую Пасху, так христианская Пятидесятница заменила собой в этот день Пятидесятницу ветхозаветную.
В какой день дан закон (ветхозаветный), в тот же нужно было даровать и благодать Духа, потому что как Спаситель, имея понести святое страдание, благоволил предать Себя на это страдание не в иное время, а в то, в которое закалали агнца, чтобы связать истину с самим образом, так и сошествие Святого Духа, по благоизволению свыше, даровано не в иное время, но в то, в которое дан закон, чтобы показать, что и тогда законополагал и теперь законополагает Дух Святой… Так как в день Пятидесятницы сносили снопы новых плодов и разные лица сходились под одно небо в Иерусалиме, то в этот же день имело быть и то, чтобы начатки от всякого народа всех живущих под небом народов собирались в один сноп благочестия и по слову апостольскому приводились к Богу (блаженный Феофилакт).
«Все они были единодушно вместе«.Собраны были вместе, конечно, не только 12 апостолов, как это можно заключить из дальнейшего повествования, но все верующие, может быть, даже в большем числе, чем те 120 человек, о которых говорится в 1-ой главе. В 14 ст. 12 апостолов довольно ясно различаются от других участников этого великого события. Собрание это, как можно предположить, происходило все в той же горнице-зале, где, видимо, постоянно собирались ученики, после совершенной в ней Тайной вечери.
И «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились«.Они ожидали сошествия Святого Духа, но, конечно, не знали, когда именно должно исполниться данное им о том обетование, не знали и как это произойдет, а потому и сказано, что это было внезапно, неожиданно для них, тем более, что это был час утренней молитвы и, вероятно, они собирались идти в храм. Выражение: «Шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра «показывает, что это не был собственно ветер, а только один шум, напоминающий бурный ветер, но без самого ветра. Этот шум шел сверху вниз, наполнил весь дом и был так силен, что привлек к себе внимание многочисленного народа, собравшегося на праздник в Иерусалим.
«И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них «— языки были только подобны огненным, но без огня, как и шум был подобен ветру, но без ветра. Шум был, таким образом, знаком сошествия Святого Духа для слуха, языки — для зрения. Слышанный сильный шум был образом могучей силы, какую сообщал Апостолам и всем верующим Дух Святой, огненные языки — образ того, что все бывшие тут получили дар речи пламенной, опаляющей, как огонь, все нечистое, все неправое и противящееся истине. (см. Григорий Богослов 4. 17).
Непосредственно за этими внешними явлениями последовало внутреннее: «и исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать«.И прежде Апостолы сподоблялись некоторых духовных дарований, — теперь они исполнились Духа Святого: на них снизошла вся полнота благодатных духовных дарований — они преобразились, очистились, освятились и просветились действием Духа Божия, стали как бы совершенно другими, новыми людьми, а Дух Святой стал их постоянным вдохновителем и руководителем. Внешнее проявление этого благодатного преображения Апостолов выразилось в том, что они «начали говорить на других языках, как Дух давал им провещевать». Это было предречено Господом (см. Марка 16:17). Как только в душах их возгорелся этот Божественный огонь, они, в естественном порыве священного восторга, начали возносить Богу слова хвалы и благодарения, прославляя величие Божие (Деян. 2:11). Это благодарение Богу они начали выражать громко вслух на разных языках, что и привлекло к ним особенное внимание собравшегося на шум многочисленного народа, пришедшего в Иерусалим на праздник из разных близких и отдаленных стран. Дееписатель нарочно перечисляет все эти страны для того, чтобы показать, на сколь различных и многочисленных языках стали говорить ученики Христовы, после сошествия на них Святого Духа. Здесь были жители и восточной Азии и западной, и Африки и Европы, и все они слышали между говорившими свой язык, понятную для себя речь. Это тоже было символичным. Здесь мы видим прообраз Церкви Христовой, в которую должны были войти все племена и народы, чтобы единым сердцем и едиными устами возносить хвалу Богу. Понятно значение этого дара языков: он должен был сделаться средством распространения веры Христовой на земле.
При этом невольно припоминается, как этот дар Божий некогда был в руках Божиих орудием для наказания человеческой гордыни. Было некогда время, когда «на всей земле был один язык и одно наречие «(Быт. 11:1). Но человек, по гордости своей, задумал безумное предприятие, которое наказано было Богом через ниспослание гордецам различных языков, что заставило их, оставив работу, разойтись в разные стороны. Теперь же, дарованная Господом посредством Святого Духа возможность говорить на разных языках явилась средством, благодаря которому разделенные народности соединяются в единое целое — единую Церковь Христову. Прекрасно выражено это в дивном песнопении — кондаке праздника Пятидесятницы: «Егда снисшед, языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа».
«В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами «… здесь идет речь, как о иудеях, живших прежде в разных странах и переселившихся на постоянное жительство во Иерусалим, по религиозным побуждениям, так и о тех, которые временно находились в Иерусалиме, собравшись туда из разных мест на праздник Пятидесятницы. Иудеи времён земной жизни Христа Спасителя действительно были уже во множестве рассеяны по разным странам, частью по неволе, как военнопленные, частью по своей воле, в интересах торговли и производства.
«Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием «— очевидно шум, несшийся с неба на тот дом, в котором были собраны ученики, был слышен на значительном расстоянии и притом так, что слышавшие его в городе замечали, что он несется к этому именно дому. Необычайность такого явления привлекла к дому громадное множество народа, быть может, шедшего в храм на утреннюю молитву. Вероятно, перед домом была большая площадь. Народ был поражен непонятным явлением: Апостолы, видом своим, очевидно обнаруживавшие свое происхождение из Галилеи, говорили на разных языках, так что каждый из собравшихся слышал свой собственный язык или наречие. Галилея славилась, как страна темная, не отличавшаяся образованностью, а потому собравшийся народ удивлялся, как эти люди, необразованные, не учившиеся, могли заговорить на столь различных языках и наречиях. Можно полагать, что Апостолы, прославляя Бога на разных языках, вышли на плоскую кровлю дома, а народ слушал их, окружая дом вокруг и заполняя всю площадь перед домом. Дееписатель перечисляет многие страны, из которых происходили эти люди.
«И все изумлялись и дивились, говоря между собой: сии говорящие не все ли Галилеяне? … А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина», — из этого видно, что не всеми одинаково было принято это чудесное событие. Люди благомыслящие справедливо видели в этом необыкновенное знамение, пытаясь догадаться, что оно предвозвещает. Но люди неверующие, злобные и легкомысленные, бывшие, может быть, из среды враждебной Христу Спасителю фарисейской и саддукейской партии, стали насмешливо объяснять происшедшее самым грубым образом — действием вина, оскорбляя, таким образом, Духа Святого. Именно так всегда неверие, легкомыслие и злоба самое высокое в духовной жизни силятся объяснить низкими до пошлости причинами, будучи не в состоянии понимать это высокое (1 Кор. 2:14-15).
Слово в день Святой Троицы. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
Чувство огромного духовного восторга, возлюбленные о Христе други мои, мы вкладываем сегодня в начальные слова нашего праздничного богослужения.
«Слава Святей, Единосущной и Животворящей, и Нераздельней Троице! »
Ведь именно для прославления Святой Троицы мы собрались сегодня здесь в таком большом количестве в этот святой храм.
Мы собрались сегодня для того, чтобы молитвенно вспомнить то веками отдаленное от нас событие, когда Господь наш Иисус Христос, исполняя Свое обещание, ниспослал Святого Духа на апостолов и этим завершилось великое дело спасения рода человеческого.
Именно с этого дня Святой Дух пребывает в Церкви, зажигает в сердцах людей веру и ведет их по пути спасения, ибо сошествие Святого Духа в сердца людей все время продолжается.
День Святой Троицы, ныне так светло и торжественно нами празднуемый, — это священное событие в жизни Церкви Христовой. Ниспослание Святого Животворящего Духа на землю, на апостолов послужило началу жизни Церкви Христовой на земле. Сегодняшний день — это день рождения нашей Святой Православной Церкви, а она ведь наша духовная мать.
Это исполнение обещания Христа Спасителя, данное Им еще при земной жизни. Он знал слабость их духа, еще не окрепшую веру… Знал, что растеряются они, оставшись среди враждебного им языческого мира без своего Божественного Учителя. И потому обещал: «Пошлю вам Утешителя от Отца — Духа Святаго, Который наставит вас на истину».
И этот Дух Святой — Утешитель и Наставник не только для апостолов, но на все времена для всех, верующих во Христа.
В этот день, кроме того, открылась в доступной для нашего понимания форме и Сама Святая Троица.
В Своих прощальных беседах Христос как бы так говорил Своим ученикам: «Вы видели Меня — Сына Божия — и во Мне видели Бога Отца. Но есть третье Лицо Единой и Нераздельной Пресвятой Троицы — Дух Святой Утешитель, Которого Я, уйдя с земли, пошлю вам от Отца».
И вот этот радостный и торжественный день наступил. Это произошло в пятидесятый день по славном воскресении Христовом и через десять дней после Его Вознесения на небо.
Для того, чтобы понять радость апостолов, которая наполнила их души, когда в виде огненных языков сошел на них Дух Святой и они реально ощутили Его присутствие в себе, нужно войти своим сердцем в их великую скорбь.
Они всем сердцем полюбили Господа. Слушали Его учение. Видели чудеса, творимые Им.
Но вот Его распяли и погребли во гробе… Вера их поколебалась, закрались в душу сомнения… овладел ими страх… Христос воскрес в третий день, как и говорил им ранее об этом. В сорокадневный период от Воскресения до Вознесения Он часто являлся им, беседовал с ними, укреплял их, предупреждал, что скоро опять их оставит, но вместо себя пошлет им Утешителя и Наставника — Святого Духа. И наступило это вторичное расставание с любимым Учителем. Господь вознесся на небо…
Плачут апостолы, как говорится об этом в стихире на праздник Вознесения (4-я стихира на «Господи, воззвах «): «Апостоли, видев Тя на облацех возносима, исполненные скорби, с рыданием слезным говорили: Владыко! Не оставляй нас сирых, ведь Ты по милосердию Твоему возлюбил нас. Так пошли же нам, не забудь Своего обещания, Пресвятаго Твоего Духа, Который просветит наши души и укрепит».
И ждали апостолы и небольшая группа верующих в Господа вместе с Его Пречистой Матерью. Ждали Утешителя с небес, находясь единодушно вместе в молитве.
И совершилось обетование Божие. Апостолы, духовно переродившись и получив от Святого Духа силу, уже безбоязненно выступили с проповедью.
Дух Святой уже в первый день Своего сошествия на землю совершил великое чудо. Как мы знаем из Деяний апостольских, озаренный Святым Духом апостол Петр произносит свою первую апостольскую проповедь, обращенную к многолюдной толпе, и иудеи, так недавно в ожесточении своих сердец требовавшие смертной казни Христу Спасителю, теперь просят апостолов крестить их и вступают в Церковь Христову. В тот день присоединилось к Церкви около трех тысяч человек.
С тех пор основанная Господом Спасителем Святая Церковь из маленькой семьи первых христиан выросла в огромную, неисчислимую даже сотнями миллионов святую семью. Сбылись слова Спасителя: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе » (Ин. 12:32).
Из маленького зернышка, посаженного в землю божественным Садовником, выросло огромное многоветвистое дерево, покрывающее своими ветвями весь мир. И маленьким листочком на этом дереве является каждый из нас.
Тысячу лет тому назад на нашей Русской земле засиял свет Христовой веры, и на стволе Вселенской Церкви за это время выросла громадная ветвь — Церковь Русская!
Наши прадеды, деды и отцы жили и умирали в ограде Православной Церкви, и счастье ей принадлежать по наследству от них перешло к нам. Силою и содействием Святого Духа в Церкви Христовой совершаются чудеса возрождения и спасения человеческих душ. В ней у нас происходят «встречи » со Христом. И эти встречи, друзья мои, разнообразны и для каждого человека носят своеобразный характер соответственно строю его души, подготовленности души к возможному восприятию благодати Святого Духа.
Это зависит от открытости нашей души, от нашего желания и стремления войти в многочисленную семью верующих в Бога людей.
Одних благодать Святого Духа охраняет от грехопадений с самых младенческих и детских лет, бережно возводя их к совершенству духовной красоты… В сердца других благодать Духа Святого стучится в течение всей их жизни, призывая к исправлению. Только надо быть внимательным к самому себе! Надо услышать этот стук… Не заглушить его!.. Ведь благодать Святого Духа имеет необычайную чудодейственную силу. Она навсегда изглаживает грех из сердца кающихся грешников и укрепляет их духовные силы в борьбе с грехами.
Обращали ли вы, дорогие мои, когда-либо свое внимание на слова антифона 4-го гласа?! Он всем известен, и все мы его любим и петь, и слушать. «От юности моея мнози борют мя страсти… » В нем есть замечательные слова: «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается… »
Вдумайтесь в эти слова, обнадеживающие нас, грешников! Духом Святым оживляется всякая душа, даже самая-самая грязная и смрадная от грехов и пороков… Но если она потянется к Богу, если она захочет очиститься, — Святой Дух, ниспосланный Христом Спасителем от Отца в помощь нам, совершит это чудо!
Он очистит грешную душу, — и очищенную возвысит до степени святости. Только бы пожелал этого человек. У некоторых «встреча » со Христом происходит неожиданно и почти мгновенно. Зайдет человек по Промыслу Божию как будто случайно в храм Божий посторонним наблюдателем, и вдруг какой-то момент службы, песнопение или слова произнесенной молитвы внезапно так пронзят его душу, так глубоко западут в сердце, что человек становится верующим. И вера его обычно очень крепка, так как поверил он не с чужих слов, не с подсказки, а сам познал, почувствовал присутствие в своей душе благодати Святого Духа.
Вот, дорогие мои, какое сокровище мы с вами имеем в Церкви Божией и можем им пользоваться, если только мы действительно истинные православные христиане. Тогда Святой Животворящий Дух, прославляемый Святой Церковью, всегда будет спутником земной жизни всех нас.
И добрые, верные христиане, заботясь о своей душе, спешат в Церковь Божию. Они знают из личного опыта, что здесь они смогут дышать небесным благодатным воздухом, что в храме они могут и свое сердце, и бессмертную свою душу подклонять под обильный дождь церковных благословений.
Наша Мать-Церковь своим богослужением, всем богатством творений святых отцов и учителей Церкви, всем своим укладом учит нас жить жизнью, достойной христианина.
Но это, дорогие мои, доступно только тем, кто является, действительно, членом Церкви Христовой, кто крещен и верит в Бога, кто прибегает к Таинствам Церкви.
Вот и сегодня в этом нашем древнем соборе, посвященном Живоначальной Троице, присутствует множество народу, но не все из здесь стоящих члены Церкви Христовой.
Некоторые пришли только из любопытства, посмотреть убранство храма и на внешнюю сторону совершаемой службы. Их сердца не участвуют в нашей общей молитве. На них не распространяется благословение Церкви.
О как горячо я желаю всем вам, возлюбленные други мои, чтобы животворная сила Святого Духа коснулась ваших сердец, как верующих в Бога, так и тех, кто еще далек от веры.
Пусть каждый из вас унесет в свой дом обновленную и укрепленную совместной нашей молитвой веру.
А те, в ком еще нет этой веры, пусть унесут с собой хоть крупицу той веры, проявление которой они видели здесь. Пусть хотя бы затеплится в их сердцах огонек желания познать Бога и приобщиться к Церкви.
И каждый из вас смело проси Духа Святого подать благодатную помощь. Ведь для этого Он и послан в наш мир. Ему поручено заботиться о нас. И Он духовной пищей насыщает каждого человека. И младенца, и старца, ученого и простого человека. Каждому дает по возможности его восприятия. И зависит от нас самих, от нашей свободной воли, воспользоваться помощью Духа Святого или отвергнуть эту помощь.
Все мы теперь знаем, что земная наша жизнь — это преддверие вечной жизни, это благословленное Господом поле, на котором растет для Царства Небесного пшеница — это мы с вами — созревающая здесь для житницы небесной. Это сад, в котором благодатию Духа Святого произрастают прекрасные, благоухающие дивным духовным ароматом цветы и плоды, о которых говорит апостол Павел: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».
И эти знания даны нам для нашего вечного спасения. А помощник нам в этом Дух Святой, сошествие Которого мы ныне с вами празднуем.
О великий, непрекращающийся ток силы Божией, ощутимый в нисхождении Духа Святого в наши души.
Эта сила питает миллионы человеческих сердец, которые в молитвах своих просят:
«Прииди, Душе Святый, и умножь в нас веру; даждь нам молитвенное дерзновение; оживи сердца наши кроплением росы Твоея; согрей нас, оледеневших в беззакониях.
Прииди и изведи мир на путь праведной жизни.
Прииди и посети всех, жаждущих Твоего озарения! »
Комментировать