Практическая Гомилетика. Проповеди на Церковные праздники

Практическая Гомилетика. Проповеди на Церковные праздники


Рождество Святого Иоанна Крестителя. 7 июля н.с. (25 июня с.с.). Историко-экзегетическое описание праздника. Евангелие от Луки, 1:5-80.

Рождество Святого Иоанна Предтечи. (Протоиерея Димитрия Смирнова)

Святая Церковь ныне радостно воспоминает рождество честного славного Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Еще до его рождения о нем было предсказано, что он будет угоден Господу и предыдет пред ним, что он будет великим подвижником, вина и никакого другого напитка хмельного пить не будет; напротив, будет вести жизнь самую строгую, добродетельную. Таким действительно и был Иоанн святой Креститель. Он был необыкновенно святой жизни человек: с ранних лет поселился в пустыне, чтобы постом, молитвой, богомыслием в уединении приготовить себя к служению Богу и к проповеди о грядущем Мессии. Мысль о Боге и угождении Ему была постоянным его упражнением. За то и прославил его Господь, Который назвал его Ангелом и сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 10-11).

Несомненно, что в Израильском народе были великие и святые мужи, как, например, праведный Авраам, которому Священное Писание присваивает наименование «друга Божия » и которого Сам Господь назвал «отцом верующих». Велик был также и Пророк Моисей, который был верен во всем дому Божию; велик и святой пророк и царь Давид, возлюбленный Богом за его кротость и простоту сердца; велики были Илия, Исаия и другие пророки, но святой Иоанн Предтеча был более всех их. Для того чтобы убедиться в величии Предтечи, для этого кратко посмотрим всю его жизнь, и из этого откроется нам его благолепие.

Святой Иоанн родился от неплодной, престарелой матери — праведной Елисаветы, что само собою уже указывало на необыкновенность его рождения. О его зачатии возвещает в храме праведному Захарии Архангел Гавриил. Он говорил пораженному отцу что сын его еще от чрева матери исполнится Святаго Духа и будет радостью и утешением не только для родителей, но и для многих, и, что самое важное, — он будет велик пред Господом. Явление небесного вестника, его чудное благовестие смущают Захарию и он колеблется в вере, за что и наказывается немотой. И вот исполняется время, рождается великий сын и неплодная Елисавета благословляет Господа за то, что Он снял с нее поношение людское. Радость довершается тем, что уста Захарии отверзаются и он, исполненный Духа Святаго, благословляет Господа и пророчествует о будущем великом служении своего сына. Такими событиями не сопровождалось рождение ни одного человека.

После рождения, святой Иоанн Промыслом Божиим скрывается в пустыне, где проводит время в молитве, безмолвии и уединении. Пустыня стала для него училищем благочестия, и здесь он был велик. В пустыне Предтеча питался только акридами и диким медом, одевался лишь в одежду из верблюжьего волоса, опоясывался кожаным поясом; такой жизнью он приготовлялся к высокому своему служению.

Приходит время и, услышав глагол Божий, призывающий его исполнить дело, к которому он был приуготовлен, Предтеча исходит к Израилю с проповедью о грядущем Мессии. Святой Архангел предвестил о Крестителе, что он предъидет в силе и духе Илии и обратит сердца отцов к детям, чтобы приготовить Господу народ совершенный… Эти слова Архангела в точности исполнились. Святой Иоанн выступил перед израильским народом в должности учителя с такой святой ревностью и с таким самоотвержением, какие может показать только человек, возвысившийся над всеми человеческими слабостями и страстями. Его слова были настолько сильны, что потрясали многочисленных слушателей до глубины души и все готовы били принять его за обетованного Мессию. Но не о своей славе заботился он. Святой Иоанн Креститель пришел к израильскому народу для того, чтобы приготовить его к принятию грядущего Спасителя: Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему (Ин. 1:23; Мф. 3:3).

Покаяние и вера в ожидаемого Мессию были главным предметом его проповеди, а крещение водою служило печатью веры и покаяния. И к нему выходили жители Иерусалима, всей Иудеи, и Иорданской страны, крестясь от него в Иордане и исповедуя свои грехи. Но вот наступает радостный исторический момент — приходит из Назарета к Иоанну Сам Господь наш Иисус Христос. Предтеча по смирению своему возбраняет Ему от него креститься, мне надобно крещения от Тебя, (Мф. 3:14), говорит он Спасителю. Но повинуясь словам Владыки, который сказал ему: Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3:15), святой Иоанн допускает Его и своею десницею касается главы Господней, и при этом показуя свое глубочайшее смирение. И после он по-прежнему продолжает свою проповедь с призывом покаяния и исправления жизни, обличая людские пороки и беззакония. Предтеча безбоязненно обращал свое пламенное слово против таких гордых и надменных нравом фарисеев и саддукеев, называя их порождениями ехидновыми. Уста праведника не смыкались до самой мученической кончины: обличавший нечестивого Ирода за его беззаконие, Пророк подвергся усечению главы мечом. Лишь после этого сомкнулись уста Крестителя на земле. Таков был святой Иоанн Предтеча и Креститель Господа нашего Иисуса Христа.

Дорогие братия и сестры, празднуя сегодня славное рождество святого Пророка, мы тем самым призываем его помолиться за нас, потому что он любит нас и имеет великое дерзновение пред Престолом Божиим. Наша земная жизнь протекает в тяжелых условиях различных искушений и бедствий, в борьбе с невидимыми и видимыми врагами, а поэтому нам всегда потребна помощь свыше. И нам необходимо почаще отрешаться от уз своих земных попечений и возноситься умом в мир горний, к душам праведных и святых, и у них просить себе помощи и поддержки. Чем чаще будем к ним возноситься, тем большую будем получать от них благодатную силу и утешение. Помолимся сейчас святому Пророку и Предтече, чтобы он научил нас покаянию и исправлению жизни и помог путем покаяния спасительно перейти от земли на небо. Святый Предтече и Крестителю Господень Иоанне, моли Бога о нас! Аминь.

1964 г

Комментировать