Практическая Гомилетика. Проповеди на Церковные праздники

Практическая Гомилетика. Проповеди на Церковные праздники


Оглавление

Неделя Святых Отцов, перед Рождеством Христовым. 1-5 января н.с.

Слово в неделю Праотцев. (Отца Виктора (Ильенко)

Праздник Рождества Христова, всякий раз как он приближается, побуждает нас, оглядываясь в прошлое, не останавливаться вниманием только на событии, которое произошло в Вифлеемской пещере, но простираться и далее в глубь веков и усматривать там причины, почему несчастье, случившееся с Адамом, не могло быть исправлено иначе, как только пришествием в мир Сына Божия.

Но что же случилось с Адамом? и чего лишились первозданные люди, нарушив заповедь Божию?

Святой Макарий Великий говорит, что до преступления они были облечены Божественной славой. Адам, пока держался заповеди, был другом Божиим и с Богом пребывал в раю. Он имел в себе Духа Божия. Пребывавшее в нем Слово было для него всем: и ведением, и ощущением блаженства, и наследием, и учением. И совне пребывала на первозданных слава, так что они не видели наготы своей. Человек был в чести и чистоте, был владыкою всего, начиная от неба и до дольнего, умел различать страсти, чужд был демонам, чист от греха или пороков, Божиим был подобием.

И всего этого лишились первозданные, преступив заповедь Божию! Душа Адама, исполненная лепоты, великая и чудная, прекрасное подобие и образ Божий, стала жилищем темных и лукавых страстей, облеклась в одежду тьмы, неверия, тщеславия, гордости, похоти и другие одеяния царства тьмы.

И какой немощью пострадал Адам, той же пострадали и все, происходящие от Адамова семени. Так что даже и ныне, для кого не воссияло Солнце правды — Христос, у кого не отверзлись душевные очи, просвещенные истинным светом, — все те покрыты тьмою греха и подлежат наказанию. Так говорил святой Макарий.

Но если столь великое несчастье случилось с Адамом, а чрез него в это же несчастное состояние вовлеклись и все мы, потомки его, получившие чрез рождение от него порчу греха, то подлинно никем иным эта порча не могла быть исправлена, никто другой не мог сделать человеческую душу новой, чистой и по-прежнему прекрасной, как только Творец ее — Сам Господь. Ему и надлежало явиться в мир и стать новым Адамом, родоначальником святых людей на земле.

Но тогда за что же мы похваляем Адама, Авеля, Сифа, Ноя, Авраама, Иакова, Давида и других праотцев, памяти которых посвящены два воскресенья пред Рождества Христова?

Праотцев Христовых по плоти мы похваляем за их веру, которая в каждом из них воссияла с такой силой, что затмила, покрыла все их недостатки.

Адам, хотя и оказался первым преступником заповеди Божией, но не потерял веры в пришествие искупителя и умер с надеждой, что Семя жены сотрет главу змия — соблазнителя.

Авель — первый мученик в человечестве — пал от руки Каина, унося в иной мир свою тоску о Примирителе, который исцелит его душу от обиды на брата.

Ной, праведник Божий, ходивший пред Богом непорочно, когда видел мир весь погибающим в волнах потопа, — то сколько веры нужно было ему иметь, сколько преданности, чтобы ни в чем не усумниться, не потерять доверия к Богу, но терпеливо ждать обещанного спасения!

Авраам, этот камень веры и образец послушания, повел единородного на гору и занес уже нож над Исааком, нимало не колеблясь и не сомневаясь, что Бог силен и из мертвых воскресить.

Давид, учитель покаяния, всегда похваляемый нами за свое благочестие, ибо это он сказал: «Как олень стремится на источники вод, так душа моя — к Тебе, Боже«, — когда был юн и жил при отце, то был беспечален, но как скоро получил помазание на царство, то стал терпеть жестокие скорби, вынужден был удалиться в пустыню, не имел даже насущного хлеба и спасался бегством от Саулова злоумышления. и переносил все это великодушно, решительно вверился Богу, сказав: «Что сотворил со мною Бог пророческим помазанием, то несомненно должно исполниться», так что Божие помазание он почел достовернее царских злоумышлении.

И о ком еще сказать? Не хватит и времени повествовать о всех праведниках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих… (Евр. 11:33-34).

За их веру, которую они являли в самых трудных, в самых крайних, в самых безнадежных обстоятельствах, Господь и оправдал их, как и поется в тропаре: «Верою праотцы оправдал еси».

Эту веру их мы и должны себе поставить за образец и постоянно держать в мысли, что эти ветхозаветные праведники были окружены тьмою языческого неверия и нечестия и жили лишь надеждой на пришествие обещанного искупителя; в то время как мы имеем целый облак свидетелей благости Божией в прошлом, имеем ныне Церковь, заботливо ведущую нас ко спасению; наконец, утешаемся несомненною надеждою будущей вечной жизни, которую обещал нам нелживый Бог, так возлюбивший мир, что Сына Своего Единородного дал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Аминь.

Брюссель, 1951 г.

В неделю Святых Отцов. (Митрополита Филарета Вознесенского)

Известно, что к двум величайшим праздникам, Рождеству и светлому Христову Воскресению, Церковь нас начинает готовить задолго для того, чтобы человек приобрел возможность заблаговременно подготовить себя к великим духовным торжествам, какими являются эти праздники.

И вот, уже три с лишним недели тому подряд, когда начался пост, который именуется Рождественским постом и готовит нас к этому празднику, и в канун другого великого двунадесятого праздника, Введения во храм Пресвятой Богородицы, в православных храмах уже раздался радостный и торжественный призыв: «Христос раждается — славите, Христос с небес — срящите, Христос на земли — возноситеся «; и потом, в другие праздничные дни этот призыв снова и снова повторяется.

Но теперь мы с вами уже близко подошли к светлым, торжественным дням великого Праздника Рождества Христова и Церковь предварительно напоминает нам о тех великих праведниках Ветхого Завета, которые спасались верой в грядущего Meccию-Спасителя — еще только грядущего — рождество Которого мы, Бог даст, будем скоро праздновать.

Завтрашний воскресный день именуется — «Неделя Праотцев». В этот день Церковь перед нами проводит великих мужей древности, начиная с праотца Адама и праматери Евы. О них часто твердят, что они были первыми грешниками, но забывают о том, что они через покаяние сделались и первыми праведниками; забывают и о том, что когда говорится о пасхальном победном торжестве, Церковь постоянно говорит нам о том, что Господь прежде всего освободил Адама и Еву от всяких последствий их страшного проступка и греха, совершенного ими в раю.

Вслед за ними вспоминаются великие мужи древности: Авраам, отец верующих, Ной, великий праведник, спасшийся, когда погибал во время потопа весь растленный грехами род человеческий, и другие великие мужи и пророки, святые угодники Божии.

Но когда мы с вами совершаем память их, то не лишние нам вспомнить и одно изречение нашего Спасителя, Который когда-то говорил апостолам: «Блаженны ваши очи, которые видят то, что вы видите, и ваши уши, которые слышат то, что вы слышите, ибо » — добавил Господь — «говорю вам, что многие цари и пророки хотели бы видеть то, что вы видите, и не видели, и слышать то, что вы слышите, и не слышали».

Как мне уже приходилось говорить, это относится и к нам.

Тот же великий отец верующих, праотец патриарх Авраам, вероятно, всю бы жизнь свою отдал, если мог бы присутствовать на нашей Божественной Литургии. Однако же, он не видел того, что мы видим, и не слышал того, что мы слышим. Но непреложен евангельский закон: кому много дано — с того много спросится. Нам дано в смысл вероучения, в смысле божественного знания, несравненно больше, чем этим древним ветхозаветным праведникам, которых мы ныне воспоминаем перед Рождеством Христовым, а поэтому и ответственность наша перед Богом и Его правдой гораздо больше, чем их. Они спаслись верой в грядущего Спасителя, имея только пророчества, прообразы, предсказания, а перед нами открыта уже вся жизнь воплотившегося Сына Божия, все — что Он совершил для нашего спасения, ибо в дни наших праздников Церковь силой веры переносит нас туда, к этим евангельским дням, и мы с вами как бы присутствуем и переживаем все, что переживалось тогда.

Будем же это помнить, готовясь к празднику Рождества Христова. Как радовались всегда святые праотцы, когда им приоткрывалось хоть что-нибудь из тайны явления Сына Божия в мир!

Когда-то говорил Господь Иисус Христос окружавшим Его иудеям, врагам Его: «Авраам, отец ваш, рад былвидеть день Мой, и видел и возрадовался». Совершенно несомненно, что Господь Иисус Христос указывает здесь на то, что Аврааму как-то приоткрылась тайна Его воплощения, и возрадовался он, когда это стало ему известно; но это были, так сказать, отдельные искры духовных откровений, а нам с вами истина открыта во всей полноте, которая необходима для нашего спасения.

Будем же это помнить, ибо мы ответим перед Богом за то, что нам дано, ответим за то, если мы этого не используем. И с этой смиренной памятью о нашей ответственности перед Богом за полученное богатство откровений и таинств будем готовиться, чтобы нам достойно встретить великий праздник Его Рождества. Аминь.

Неделя памяти Святых Отцов. (Митрополита Филарета Вознесенского)

Вот, братие, ныне мы с вами приближаемся, как и в прошлые годы, к великому празднику Рождества Христова и Церковь наша, подготовляя нас к достойной встрече этого великого праздника, сегодня нам напоминает о предках нашего Господа, святых праотцах, о праведных мужах Ветхого Завета, которые жили в дохристианское время.

Они знали о Боге быть может только одну сотую того, что знаем мы с вами, они спасались верою в того Meccию Спасителя, который должен еще только придти и кроме пророчеств в Ветхом Завете, в Ветхозаветном священном Писании, при этом иногда и трудных для понимания, они по существу ничего не знали. А пред нами открыта вся истина Богопознания, ибо Сын Божий сошел с неба на землю и даровал нам свет истины и познание Бога, покланяемаго в Троице.

Церковь, повторяю, напоминает нам, об этих ветхозаветных праведниках. Среди них на первом месте стоит тот праотец, отец всех нас — первозданный человек Адам, на которого часто ссылаются грешники, оправдываясь в своих грехах. Они говорят: мы — потомки грешного Адама и поэтому, что удивительного в том, что мы грешим? Ведь наш праотец был грешник! Говорящие так, вместо покаяния прячутся за адамово греховное падение от Божия правосудия, которое все равно постигнет их за их собственные грехи. Да, Адам согрешил, но он всю жизнь приносил покаяние. А так как царство небесное будет наполнено покаявшимися грешниками (ибо безгрешных людей нет), то первым среди этих праведников и является праотец Адам. Когда человек говорит о том, что он грешит потому что он потомок Адама, то пусть он спросит свою совесть: можно ли этим оправдать свои грехи? Ведь в каждый момент нашего греховного поступка мы прекрасно сознаем, что если бы мы захотели, то могли бы и не согрешить. На этом, ведь, основано все покаяние. Если бы человек не имел свободной воли, а грешил подневольно, по необходимости — тогда Господь и не спрашивал бы с него никакого ответа. Но мы, согрешая, прекрасно сознаем, что делаем. И когда каемся, и исповедуем свои грехи, то обращаясь мыслью к сделанному греху прекрасно понимаем, что могли этого не сделать, а сделали, поэтому осуждаем себя и просим у Господа милости и прощения. Хотя, зараженность грехом, наклонность к греху и унаследована нами от Адама, но с помощью божественной благодати, каждый из нас мог бы в любой момент греха от него удержаться. Посмотрите на святых отцов, великих праведников — они также были, как мы знаем грешные люди, подобные нам, однако же с помощью божественной благодати явились победителями греха и стали святыми, «земными ангелами и небесными человеками».

Вспоминает Церковь не только Адама, но и его супругу, Еву, которая, хотя и была первая грешница, соблазнившая Адама, но зато была и матерью рода человеческого, а тот соблазн, который она внесла, как говорит Церковь, исправила Преблагословенная Дева Мария. Если от Евы пришло падение, то от благословенной Девы — жизнь и вечное блаженство, вечная радость.

Знаем мы и других праведников: Ноя, который остался праведным среди всеобщего развращения и спасся от всемирного потопа. Праведного Эноха, который был в Ветхом Завете, и не имея новозаветной благодати, угодил так Богу, что Господь его, не умершего, взял с этой грешной земли к Себе. Вспоминаем Авраама, отца верующих.

Какой трогательный, прямо-таки потрясающий случай, где проявилась могучая вера великого праотца приводит Святая Библия. Авраам тосковал о том, что у него нет наследника. Наконец, по Божию обетованию, уже в старости, у него родился сын Исаак — чадо его отеческой любви и отеческих надежд. И вдруг Господь ему говорит: возьми своего сына единственного, которого ты любишь, Исаака, пойди принеси его Мне в жертву на горе, которую Я тебе укажу. Повторяю, у Авраама, все его отеческие надежды и вся любовь была в Исааке. Но он ни на секунду не колеблется: как Господь сказал, так должно быть! Без тени каких бы то ни было колебаний и сомнений в благости Божией, зная, что Господь ничего плохого не делает, но все, что Он творит благо и прекрасно, отец верующих берет Исаака, и все что нужно для жертвоприношения и идет на гору. Когда они идя среди гор приблизились к гор Mopиa, Господь ему сказал: вот эта гора. Оставил Авраам спутников — рабов, которые несли все что нужно, возложил на Исаака дрова для жертвоприношения и стал подниматься на гору. Но не забудьте: Авраам был живой человек. Страшным подвигом для него это было. Он ко кресту послушания Богу как бы живым пригвоздил своего сына, потому что он так был готов совершить волю Господню, что в его воле, в его разуме и сердце Исаак был уже как бы мертв. И вот тут, когда так скорбела любовь отеческая, Исаак задает еще вопрос: «Отче?» — «что, чадо», говорит Авраам. — «У нас все есть, дрова, и огонь (который они несли с собою потому что тогда ведь спичек не было и огонь с трудом добывался и хранился), — а где же агнец, которого нужно принести в жертву?» И, хотя этот вопрос был, что называется, ножом в сердце отца, Авраам с непоколебимой твердостью отвечает ему: «Бог найдет Себе агнца для жертвоприношения, сын мой». Поднялись на гору, построили жертвенник. Авраам связывает сына и кладет на дрова. Как Авраам был сын послушания, так же и его сын Исаак; Исаак был молод, полон силы, он мог оттолкнуть отца и убежать, но ничего этого он не делает и покорно подчиняется. И отец только потому его связывает, что он мог чисто инстинктивно, увидевши над собою занесенный нож сделать что-либо вопреки. Авраам возложил сына на жертвенник… занес страшный нож… но за секунду до того, как он опустил бы его на тело сына, он услышал голос ангела: «Авраам, Авраам, не поднимай твою руку на отрока, ибо Господь говорить: Я видел твое послушание и веру». И дальше Господь говорить: «Мною Самим клянусь (ибо нет ничего в мире выше Бога), что благословляя благословлю тебя и умножая умножу тебя». И тут для Авраама, как говорят святые отцы, Исаак действительно как бы воскрес из мертвых, потому что в сердце своем, он уже принес его в жертву. И поэтому, это жертвоприношение было прообразом того великого жертвоприношения, в котором Бог Отец, Сына Своего Единородного и возлюбленного принес в жертву на крестном жертвеннике за грехи всего мира; но там не было остановлено искупительное жертвоприношение, и Сын Божий, в воплощении Своем как Богочеловек распялся на кресте и умер за нас грешных. И вот эта-то сила веры и преданность воле Господней, о которой говорит Святая Библия, и сделала Авраама тем, кем назвал его апостол Павел, говоря, что Авраам есть отец всех нас — верующих.

Знаем мы и другие примеры подобного жертвоприношения. Вот — один из них: однажды великий молитвенник и праведник, о. Иоанн Кронштадтский, будучи уже пастырем, но еще молодым, заболел. А был Великий Пост. Врачи требуют, чтобы больной ел мясную пищу, иначе ослабеет и умрет. Отец Иоанн не соглашается; наконец он говорит, вероятно предвидя результат: «меня моя мать воспитала в послушании Церкви и соблюдении святых постов. Она жива — я ее спрошу. Если она, как мать, даст мне разрешение, то я согласен». Ей пишут письмо, запрашивают. Получается ответ: «сын любимый, даю тебе мое материнское благословение, прошу твоего пастырского благословения, а вкушать скоромную пищу в посту, ни в коем случае не разрешаю. Врачи говорят, что умрешь — умри. Все равно умереть придется, но послушания Церкви — не нарушай». Не принесла ли здесь мать своего любимого сына также в жертву, ради послушания Церкви?

Среди других праведников Ветхого Завета Церковь ныне вспоминает великого пророка Даниила, пророка и Боговидца Моисея, и святых трех отроков, которые смело пошли в огненную печь, были чудесным образом избавлены от гибели и тем прославились навсегда, и ныне на каждой утрени на восьмой и девятой песнях канона Церковь вспоминает этих трех отроков и великое чудо с ними. Все это пред нами проходит теперь, когда приближается великий праздник. А какие великие это были люди! Мы — малые дети перед ними. Но снова повторяю: не забудем, что они знали о Боге, Его правде и о духовной жизни гораздо меньше, чем мы. Это обличает нашу леность; обличает потому, что нам дано много, а мы стремимся узнать многое маловажное; к самому же важному интереса у нас мало. И поэтому и не знаем мы многого из того, что может и обязан знать всякий верный сын или дочь Церкви.

Поэтому, братие, готовясь к встрече великого праздника позаботимся и о том, чтобы нам не быть невеждами в нашей вере, в учении святой Церкви, а постараться ознакомиться со всем, чему учит нас Церковь так, чтобы уметь и защитить свою веру и объяснить ее всякому, кто будет о ней спрашивать. И тогда, когда мы будем так преданы Господу и прежде всего будем ставить Его святое учение и послушание Его Святому Закону во главу угла, тогда мы сможем встретить Его как должно, поклониться Ему и принести угодные Ему дары: веру, надежду и любовь христианскую! Аминь.

О Родословии Христовом. (Отца Виктора Ильенко)

Первая часть Евангелия, читаемого в неделю пред Рождеством Христовым, состоит в родословии Господа нашего Иисуса Христа: перечисляются имена Его предков по плоти, начиная с Авраама и кончая Иосифом, мнимым мужем Приснодевы Марии. И первый вопрос, тотчас же возникающий, как только слышим мы имя праведного Иосифа: «Но ведь это родословие не Марии, матери Иисуса, а Иосифа, который был непричастен к рождению Иисуса Христа! » Да, это родословие Иосифа, но оно же и родословие Марии, ибо Она была одного с ним рода! Что Иосиф был из рода Давида, видно не только из этой генеалогии, но и из прямых слов архангела, посланного Богом в момент, когда Иосиф, видя обрученную ему Марию непраздной (то есть беременной), хотел тайно отпустить ее от себя: «Не бойся, Иосифе, сыне Давидов, — сказал ему ангел, — принять Марию, жену твою, ибо родившееся от нее есть от Духа Святого » (Мф. 1:20). А что Мария была тоже из дома и отечества Давидова, можно заключить из обычая, очень твердо сохранявшегося у евреев, — брать себе жен не только из своего колена, но и рода.

Поскольку евангелист Матфей именует Иосифа праведником, то просто невозможно предположить, чтобы сей праведный муж пренебрег этим освященным веками обычаем и взял себе жену из другого рода.

Теперь остается решить вопрос, почему не дано родословие Девы Марии. Причин этому — несколько. Первая — у евреев не было обычая вести родословие по женской линии, и поскольку евангелист Матфей писал свое евангелие для евреев, то естественно он не хотел вводить новшества и первыми же страницами своего повествования возбуждать недоумения и недоверие читателей.

Вторая причина лежит в том, что о безмужнем рождении нельзя было говорить при жизни Марии. Если даже чудеса Иисуса Христа не открыли глаз еврейских на то, что пред ними не простой человек, то в какое бешенство пришли бы они, услышав о рождении от девы! Нужно было сначала убедить их, вселить в них веру, что Иисус есть Сын Божий, тогда в том, что Он родился от Девы, как в более легком для понимания, они не стали бы сомневаться.

Наконец, третью причину того, что дано родословие не Девы Марии, можно усмотреть в смирении Ее. Пречистая всегда старалась оставаться в тени за Своим Сыном. Происходя из царского рода, из дома Давидова, Она жила с царственной простотой и смирением, никогда не выставляясь, никогда не гордясь ни своими предками, ни своим Богоматеринством. Перед этим Ее смирением склонился и святый Евангелист, дав родословие праведного Иосифа.

В ряду имен предков Христа по плоти встречаются несколько женских, притом имена таких женщин, как Фамарь или Раав, которые не могут похвалиться безупречной нравственностью. Что же это значит? Почему в родословие Христа Спасителя включены грешные предки? Например, при рождении Соломона указана его мать, до ее брака с Давидом бывшая женой его военачальника Урии. И здесь составитель родословия, как будто с целью, делает это пояснение не особенно лестное для царя Давида. Что могло побудить святого Евангелиста к этому?

Святой Иоанн Златоуст указывает одну мысль: в родословие Иисуса Христа, — говорит он, — введены грешные предки для того, чтобы всем стало ясно, что порочность родителей нимало не позорит благочестивого человека и нисколько не обесценивает его добродетелей.

Но можно предложить и еще одну мысль: тот факт, что даже для Господа Иисуса Христа в дохристианском человечестве не нашлось непрерывной линии праведников, показывает, как трудно достижима была тогда праведность; и значит, — пришествие в мир Сына Божия было необходимо. Стареющему дереву человечества, приносившему только кислые плоды, нужна была прививка, чтобы оно могло снова украситься плодами праведности.

И еще отметим одну мысль св. Иоанна Златоуста о родословии, вытекающую из того факта, что св. Евангелист делит его на три части по 14 родов в каждой. От Авраама до Давида — это время, когда народ еврейский управлялся теократически, от Бога указанными лицами; от Давида до переселения в Вавилон — время правления царей; и от переселения до Христа — правление аристократии. И несмотря на перемену правления иудеи не становились лучшими. Значит, заключает Святитель, пришествие Спасителя было совершенно необходимо.

Итак, родословие Христово, на первый взгляд кажущееся простым перечислением имен, на самом деле имеет глубокий смысл: оно убеждает нас в том, что Христос не гнушается грешниками, что Его пришествие было совершенно необходимо для обновления человечества и что Он, Сын Божий, чрез воплощение став истинным человеком — вторым Адамом — сделался духовным родоначальником новозаветных праведников.

Лос-Анжелес, 1953 г.

О Братьях Христовых. (Отца Виктора Ильенко)

«Велия благочестия тайна: Бог явился во плоти « (1 Тим. 3:16).

Христова Церковь исповедует Господа Иисуса Христа Единородным Сыном Божиим, от века рожденным из сущности Отца и потому Ему совечным и единосущным. Нас же ради человек и нашего ради спасения Сын Божий сошел с небес, воплотился от Девы Марии и стал человеком. С этого времени у Господа Иисуса Xриста появляются Его родственники — братья и сестры. Евангелие нередко упоминает о них: Мф. 13:55-56; Мр. 6:3; Лук. 8:19-20; Ин. 2:12. Но это были не родные братья и сестры Иисуса Христа, а сводные, так что в Евангелии они ни разу не названы детьми Марии. И вся древность почитала это братство или братством двоюродным или братством по обручнику Иосифу и только законным, а не плотским. По мнению святых отцов, это были дети Иосифа обручника от первого брака его с Саломией.

«По преставлении же жены своей Саломии, — говорится в четьи-минеи на 26-ое дек. — святой Иосиф вдовствотавше лета довольна, в чистоте провождающи дни своя… Бывшу же ему стару, осмидесятолетну, обручена бе Пречистая Дева Мария и в хранение девства Ея ему дана… Пребысть же Иосиф святый всех лет жития своего 110 и скончася в мире».

Семейные отношения в святом семействе, согласно Евангельскому тексту, были таковы: Иосиф считался мужем Марии, но на самом деле был только обручником Ее. А Мария считалась женой его, на самом же деле была лишь обручницей. Иисус Христос считался сыном Иосифа и Марии, хотя Он был сыном только Марии. Дети Иосифа от прежней жены его назывались братьями и сестрами Иисуса Христа, а на самом деле они были Ему лишь сводными братьями.

При жизни Иисуса Христа Его братья не принадлежали к числу учеников Его и относились недоверчиво к своему Брату, что видно из Мр. 3:21.

Когда Господь Иисус Xристос был схвачен, обвинен в государственной измене и богохульстве и предан всенародной позорной казни, тогда, казалось бы, более чем когда нибудь Его братья должны были отвернуться от Него, отречься, как теперь отрекаются дети от своих родителей-лишенцев. А между тем происходит обратное: всего чрез 50 дней после крестной смерти их Брата они вместе с Марией, Матерью Его, и учениками Его участвуют в торжественном собрании, когда все они получили благодать Святого Духа (Деян. 1:14). Это значит, что в промежутке между крестной смертью Христовой и днем сошествия Святого Духа произошло какое-то событие исключительной важности и убедительности для братьев Христовых, которое совершенно перевернуло их отношения к проповеди Его и заставило признать в Нем Мессию, приняв на себя и весь смертельный риск такого исповедания.

Таким событием, перевернувшим всю жизнь и убеждения братьев Господних, было, несомненно, явление воскресшего Христа Его старшему брату Иакову, о чем свидетельствует апостол Павел (1 Кор. 15:7). Спустя много лет Иаков Праведный, старший из четырех братьев, перед всем народом исповедал Иисуса Христа, как истинного Мессию Сына Божия, и сброшенный за это с кровли храма, был забит до смерти. Апостол Иаков написал соборное поглание и составил первую литургию.

Апостол Иуда написал также соборное послание; он проповедовал Евангелие в Месопотамии и повешенный на древе скончался, пронзенный стрелами.

Апостол Симеон (Симон) после святого Иакова Праведного был епископом Иерусалимским.

Про Иосию, четвертого из братьев, не сохранилось никаких сведений.

При императоре Римском Домициане (вступил на престол около 81 г.) возникло гонение на христиан, а иудеи, не вразумленные разрушением Иерусалима, продолжали производить смуты. Император, слыша, что они ожидают себе Мессию из дома Давидова, приказал вызвать в Рим всех потомков Давида. Привели двух внуков Иуды, брата Господня, людей бедных, с мозолистыми руками, почерневшими от работы. Увидев их бедность и услышав их речи о вечной жизни и о том, что тогда воздастся каждому по делам его, Домициан отпустил их с миром.

Это — последняя историческая справка о родственниках Господа Иисуса Χриста.

Комментировать