Практическая Гомилетика. Проповеди на Церковные праздники

Практическая Гомилетика. Проповеди на Церковные праздники


Усекновение главы Иоанна Предтечи. 11 сентября н.с. Историко-экзегетическое описание. Мат. 14:6-12; Мк. 6:17-29.

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Поминовение православных воинов на поле брани убиенных. (Архиепископа Сурожского Антония)

Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха мы ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно и что предельную Свою заботу о нас Он явил, став Человеком и умерев за нас и ради нас.

Но иногда бывает в жизни нашего мира, что Бог обращается за помощью к человеку; и это бывает постоянно, но часто еле заметно, или вовсе остается нами незамеченным. Постоянно Бог обращается к каждому из нас, прося, моля, уговаривая быть в этом мире, который Он так возлюбил, что жизнь за него положил, быть Его живым присутствием, быть Его живой заботой, зрячей, добродействующей, внимательной. Он нам говорит: что бы мы ни сделали доброго для какого бы то ни было человека — мы для Него сделали, призывая этим нас быть как бы на Его месте.

А порой Он некоторых людей зовет к более личному служению Ему. В Ветхом Завете мы читаем о пророках: пророк Амос говорит, что пророк — это человек, с которым Бог делится мыслями Своими; но и не только мыслями, но и Своим делом. Помните пророка Исаию, который в видении созерцал Господа озирающегося и говорящего: Кого послать Мне? — и пророк встал и сказал: Меня, Господи!..

Но вот, среди пророков, среди людей, которые Богу послужили сердцем неразделенным, всей большой силой души, есть один, память которого мы совершаем сегодня и которого Христос назвал величайшим среди рожденных на земле.

И действительно, когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы более величественной и более трагичной. Вся судьба его была в том как бы, чтобы не быть, для того, чтобы в сознании и в видении людей возрос Единственный, Который есть: Господь.

Вспомните первое, что говорится о нем в Евангелии от Марка: Он глас, вопиющий в пустыне… Он только голос, он настолько уже неотличим от своего служения, что он стал только Божиим голосом, только благовестником; словно его, как человека плоти и крови, человека, который может тосковать, и страдать, и молиться, и искать, и стоять, в конечном итоге, перед грядущей смертью, — словно этого человека нет. Он и его призвание — одно и то же; он — голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни, где души пусты — потому что вокруг Иоанна были люди, а пустыня от этого оставалась неизменной.

И дальше. Сам Господь говорит о нем в Евангелии, что он — Друг Жениха. Друг, который так сильно, так крепко любит жениха и невесту, что он способен, забыв себя, служить их любви, и служить тем, чтобы никогда не оказаться лишним, никогда не быть там и тогда, когда он не нужен. Он — друг, который способен защитить любовь жениха и невесты и остаться вне, хранителем тайны этой любви. Тут тоже великая тайна человека, который способен как бы не стать для того, чтобы что-то большее, нежели он, было.

И дальше говорит он о себе по отношению к Господу: Мне надо умаляться, сходить на нет, для того чтобы Он возрос… Надо, чтобы обо мне забыли, а помнили только о Нем, чтобы мои ученики от меня отвернулись и ушли, как Андрей и Иоанн на берегу Иордана, и последовали неразделенным сердцем за Ним только: я живу лишь для того, чтобы меня не стало!..

И последнее — страшный образ Иоанна, когда он уже был в темнице, когда вокруг него суживалось кольцо смерти, когда у него уже не было выхода, когда эта колоссально великая душа заколебалась… Шла на него смерть, кончалась жизнь, в которой у него не было ничего своего: в прошлом был только подвиг отречения от себя, а впереди — мрак.

И в тот момент, когда заколебался в нем дух, послал он учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали?.. Если Тот — то стоило в юных летах заживо умереть; если Тот — то стоило умаляться из года в год, чтобы его забыли и только образ Грядущего возрастал в глазах людей; если Тот — тогда стоило и теперь умирать уже последним умиранием, потому что все, для чего он жил, исполнено и совершено.

Но вдруг Он не Тот?.. Тогда потеряно все, погублена юность, погублена зрелых лет величайшая сила, все погублено, все бессмысленно. И еще страшнее, что случилось это, поскольку Бог будто обманул: Бог, призвавший его в пустыню; Бог, отведший его от людей; Бог, вдохновивший его к подвигу самоумирания. Неужели Бог обманул, и жизнь прошла, и возврата нет?..

И вот, послав учеников ко Христу с вопросом: Ты ли Тот? — он не получает ответа прямого, утешающего; Христос не отвечает ему: Да, Я Тот, иди с миром!.. Он только дает пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, что хромые ходят, что мертвые воскресают, что нищие благовествуют. Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет — ничего, кроме одного грозного предупреждения: Блажен тот, кто не соблазнится о Мне; пойдите, скажите Иоанну…

И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца; верь, не требуя ни знамений, ни свидетельств, ни доказательств; верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей глас Господень, повелевающий творить дело пророка… Другие каким-то образом могут опереться на Господа в их порой величайшем подвиге; Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и для того явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых.

И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему, когда мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и возносились чудесно благодатью, он из всех самый великий.

Сегодня мы празднуем день усекновения его главы. Празднуем… Слово «праздновать » мы привыкли понимать как «радость», но оно значит «оставаться без дела». И без дела можно остаться потому, что захлестнет душу радость и уже не до обычных дел, а может случиться, что руки опустились от горя и ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?

И в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, Церковь призывает нас молиться, о тех, которые тоже в ужасе, и трепете, и недоумении, а иногда в отчаянии умирали: умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью человека. После того как вы приложитесь ко кресту, мы помолимся о всех тех, кто на поле брани жизнь положил, чтобы другие жили; склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, кто не только в наше время, а из тысячелетия в тысячелетие погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, — вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел до конца через всю трагедию жертвы умирания и смерти без единого слова утешения, а только по властному повелению Божию: «Верь до конца, и будь верен до конца! » Аминь.

(11 сентября 1969 г.)

На усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. (Архиепископа Сурожского Антония)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Церковь Христова, а вместе с ней и мы с вами, со скорбью воспоминает печальное событие из нашей Священной истории — усекновение главы величайшего Пророка — Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Это трагическое событие ныне читанное Евангелие передает нам в следующих словах:

Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе (Мк. 6: 17-29).

Как видите, сегодняшнее Евангелие воспроизводит перед нами скорбную картину предания смерти величайшего Пророка, признанного Самим Спасителем большим из всех, рожденных женами. Все в этой картине носит отпечаток чего-то ужасного, непередаваемого. Этот блистательный пир, эти шумные рукоплескания пирующих, эта полная безумия пляска — и потом вдруг эта дымящаяся теплой кровью голова, принесенная на блюде, поданная палачом молодой девице, которая, в свою очередь, отдает ее своей матери. Это адское смешение ненависти и безумного веселья, пляски и убийства, крови и сладострастия — все это заставляет сердце трепетать и наполняет его ужасом.

Читая в Священном Писании о жизни великих свидетелей, светильников Божиих, невольно приходишь в недоумение и спрашиваешь: почему для иных живущих на земле Господом уготованы мир, наслаждение всевозможными благами, утешение в скорбях и умирают они естественной, спокойной смертью, а на долю сих верных и твердых избранников Божиих выпадает такая ужасная, полная мучений и гонений жизнь и — очень часто — такая страшная кончина?

Посмотрите, какой смертью умирают они: святой пророк Исаия распилен пилой, святой пророк Иеремия во рву побит камнями, святой Захария убит возле алтаря церковного, святой первомученик Стефан также побит камнями, святому апостолу Иакову отсекли голову, святого апостола Петра распяли на кресте, апостол Павел был усечен мечем, да и все почти святые Апостолы, за исключением, пожалуй, святого апостола Иоанна Богослова, приняли мученическую кончину. Неисповедимы пути Твои, Господи! Зачем уготовал Ты для них такую кончину?

Но из всех этих мученических смертей смерть Иоанна Крестителя является самой ужасной. Представьте блистающий огнями дворец Ирода, в котором идет пир, а под ним — мрачное подземелье, откуда нет никакого выхода на свет и на свободу. В нем томится Пророк. И вот среди ночи слышатся тяжелые шаги спускающегося вниз грубого и безжалостного воина, отворяется дверь… глухой шум тяжело опустившегося меча — и все кончено. Был ли он застигнут во сне? Молился ли он? Произнес ли какие-нибудь последние слова? Ничего нам не известно, вместо ответа на все вопросы наши лишь гробовое молчание.

Таким-то образом пресеклась на тридцать третьем году жизнь величайшего Пророка Божия, который еще во чреве матери своей исполнился Духа Святаго, который тридцать лет прожил в суровых подвигах в пустыне и удостоен был крестить Спасителя мира, Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. И если не иметь никакой другой надежды, кроме как на то, что есть в этом тленном мире, то при виде таких смертей можно прийти к полному разочарованию в жизни и сказать себе: зачем же стараться жить благочестиво, когда вокруг всё — одна лишь суета?

Но для верующих это событие не может быть неразрешенным, не может приводить их к разочарованию в жизни, если только имеют они светлую надежду на будущее и смотрят на сей мир как на место своего изгнания.

В то время, когда пирующие с ужасом взирали на главу Крестителя, лежащую на блюде, сам Креститель уже стоял в небесной славе перед сонмом праведников и возвещал им событие, которого они ожидали от века. Он в то же мгновение, как был усечен, присоединился к лику праведных и вступил в вечное блаженство и вечную славу, взошел туда, где будет чувствовать сам безграничную любовь и вечно наслаждаться истинной, нескончаемой жизнью.

Праведники не умирают, смерть над ними не имеет власти, они вечно живут у Господа. Ни одно доброе дело, сделанное человеком ради Бога, не останется без награды, тем более величайшие заслуги и труды Крестителя Иоанна сплели ему на Небе множество венцов и наград.

Только благодаря таким самоотверженным мученическим смертям могла родиться и возрасти Христианская Церковь. Когда мы смотрим на какое-нибудь огромное здание, то непременно знаем, что в основание его положен фундамент, на котором и стоит оно непоколебимо, хотя самого фундамента никто и не видит. Так точно и Церковь. Если мы сейчас видим в мире Христианскую Церковь, где верующие находят себе приют и успокоение от всех земных скорбей, веруют, надеются и радуются, то лишь благодаря вот таким мужественным, самоотверженным смертям, которых никому не сосчитать.

И если святого Иоанна Крестителя не стало на земле, то голос его, несмотря ни на что, будет звучать и обличать беззаконников во все времена. И ныне его высокий пример уязвил и растрогал наши сердца, и, верно, найдутся беспорочные души, которые, презирая обольщения этого мира, сделаются непоколебимыми свидетелями правды и истины.

Кроме же всего этого, необходимо верить, что смерть святого Иоанна Крестителя явилась следствием особого распоряжения Промысла Божия и допущена была с великой и благодетельной для рода человеческого целью. Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное. Время отшествия Спасителя из этого мира уже приближалось. Дело, на которое Он был послан, уже было совершено, и те, кто ожидал Его на земле, привлечены были к Нему. Но ожидали Спасителя мира не одни только живущие на земле, но и умершие, которых было несравненно больше. И вот для возвещения им о скором пришествии к ним Спасителя и избирается Предтеча Иоанн, предвозвестивший пришествие Господне жителям земли. Ирод и Иродиада явились лишь орудиями исполнения непостижимой Божественной воли, хотя вина их от этого и не уменьшается.

Дорогие во Христе братия и сестры, воспоминая ныне это событие — усекновение главы славного Пророка, постараемся извлечь из него для себя назидание во спасение своей души. А именно: должны мы крепко помнить, какой вред приносит излишнее упоение вином, как опасно давать необдуманные клятвы и какой может быть от этого грех. Если же по своей опрометчивости или по минутному увлечению и дали мы клятву, исполнение которой может послужить не на пользу ближним, а во вред им, то лучше нам не исполнять ее, лучше показаться перед другими неосторожными, нежели из-за ложного стыда причинить кому-либо зло.

Помолимся сейчас Крестителю Господню, чтобы он, любвеобильный, вознес за нас перед Престолом Божиим свою молитву и укрепил нас, чтобы всегда быть нам твердыми свидетелями правды и истины Божией и провести свою земную жизнь в покаянии и благоугождении Господу и тем достигнуть вечной жизни, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Аминь.

1962 г.

Комментировать