- Начало Церковного Новолетия. 14 сентября н.с. (1 сентября с.с.)
- Начало церковного новолетия. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 21 сентября н.с. (8 сентября с.с.)
- Историко-экзегетическое содержание праздника. (Епископа Александра Милеанта)
- Рождество Божией Матери. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Память праведных Богоотцов Иоакима и Анны. 22 сентября н.с. (9 сентября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Слово в день празднования праведным Богоотцам Иоакиму и Анне. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Воздвижение Креста Господня. 27 сентября н.с. (14 сентября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Епископа Александра Милеанта)
- На Воздвижение Честного Креста Господня. (Отца Виктора Ильенко)
- Воздвижение Креста Господня. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Слово о Кресте. (Отца Виктора Ильенко)
- Тремя или Четырьмя Гвоздями было Прибито Тело Христово? (Отца Виктора Ильенко)
- На Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Память Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 30 сентября н.с. (17 сентября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- В день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Память Евангелиста Иоанна Богослова. 9 октября н.с. (успение) (26 сентября с.с.) 21 мая н.с. (рождество) (8 мая с.с.)
- Историко-экзегетическое содержание праздника
- Апостол Иоанн Богослов. (Архиепископа Сурожского Антония)
- На преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Покров Божьей Матери. 14 октября н.с. (1 октября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Покров Пресвятой Богородицы. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Покров Пресвятыя Богородицы. (Отца Виктора Ильенко)
- Иконы Божьей Матери "Всех Скорбящих Радость". 6 ноября н.с. (24 октября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание события
- Слово в день празднования иконе Божией Матери "Всех скорбящих Радость". (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Собор Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных. 21 ноября н.с. (8 ноября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Архангел Михаил
- Архангел Гавриил
- Архангел Варахиил
- Архангел Салафиил
- Архангел Иегудиил
- Архангел Рафаил
- Архангел Уриил
- Архангел Иеремиил
- Слово о Небесном ангельском воинстве. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Введение в Храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря н.с. (21 ноября с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Епископа Александра Милеанта)
- Введение во храм. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Введение во храм Пресвятой Богородицы. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Память Святителя Иоанна Златоуста. 26 ноября (н.с.) (13 ноября с.с.)
- Перенесение мощей Святителя Иоанна Златоуста. 9 февраля н.с. (27 января с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Слово о пути спасения, о Закхее и о перенесении мощей святителя Иоанна Златоуста. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- День памяти святой великомученицы Варвары. 17 декабря н.с. (4 декабря с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- В день памяти святой великомученицы Варвары.
- Успение Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. 19 декабря н.с. (6 декабря с.с.) Перенесение мощей Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. 22 мая н.с. (9 мая с.с.) Рождество Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. 11 августа н.с. (29 июля с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Слово в день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Ходатай о нашем спасении. (Игумена Илариона Алфеева)
- В день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Второе обретение мощей Преподобного Серафима, Саровского и всея Руси Чудотворца. 15 января н.с. (2 января с.с.) успение, 2-е обретение мощей, 1 августа н.с. (19 июля с.с.) обретение мощей.
- Слово в день памяти преподобного Серафима, Саровского чудотворца. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Неделя Святых Отцов, перед Рождеством Христовым. 1-5 января н.с.
- Слово в неделю Праотцев. (Отца Виктора (Ильенко)
- В неделю Святых Отцов. (Митрополита Филарета Вознесенского)
- Неделя памяти Святых Отцов. (Митрополита Филарета Вознесенского)
- О Родословии Христовом. (Отца Виктора Ильенко)
- О Братьях Христовых. (Отца Виктора Ильенко)
- Рождество Христово. 7 января н.с. (25 декабря с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Архиепископа Аверкия Таушева)
- Слово перед Рождеством. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Рождество Христово. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Рождество Христово. (Митрополита Антония Храповицкого)
- О Рождении Сына Божия от Девы. (Отца Виктора Ильенко)
- Предрождественские мысли. (Отца Виктора Ильенко)
- На Рождество Христово. (Отца Виктора Ильенко)
- Cлово в день Рождества Христова. (Святителя Иннокентия Херсонского)
- Рождество Христово. (Отца Виктора Ильенко)
- Слово на Рождество Христово. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Рождество Христово. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Волхвы. Слово на литургии Рождества Христова. (Митрополита Филарета Вознесенского)
- Память Святого Апостола, первомученика и архидиакона Стефана. 9 января н.с. (29 декабря с.с.). Перенесение мощей Святого Апостола, первомученика и архидиакона Стефана. 15 августа н.с. (2 августа с.с.). Историко-экзегетическое описание события. Деян. 6:5-15; Деян. 7:1-60.
- В день памяти святого апостола первомученика и архидиакона Стефана. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Поучение на новый год. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Крещение Господне. 19 января н.с. (6 января с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Епископа Александра Милеанта)
- Богоявление. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Крещение Господне. (Митропролита Антония Храповицкого)
- Крещение Господне. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Слово на день Богоявления. (Митрополита Филарета Вознесенского)
- Память Собора новомученников и исповедников российских. В воскресенье после 7 февраля н.с. (25 января с.с.)
- Слово в день празднования памяти Собора новомучеников и исповедников Российских. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Перенесение мощей святителя Григория Богослова. 9 февраля н.с. (27 января с.с.). Память Святителя Григория Богослова. 21 мая н.с. (8 мая с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Слово в Неделю о мытаре и фарисее и в день памяти святителя Григория Богослова. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Сретение Господне. 15 февраля н.с. (2 февраля с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Архиепископа Аверкия Таушева)
- Сретение Господне. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Сретение. (Митрополита Антония Храповицкого)
- На Сретение Господне. (Отца Виктора Ильенко)
- Проповедь в канун Сретения. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Благовещение Пресвятой Богородицы. 7 апреля н.с. (25 марта с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Благовещение. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Благовещение Пресвятой Богородицы. (Архиерископа Сурожского Антония)
- Память преподобной Марии Египетской. 14 апреля н.с. (1 апреля с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Проповедь в день памяти Марии Египетской. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Вознесение Господне. 40-й день после Пасхи.
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Архиепископа Аверкия Таушева)
- Вознесение Господне. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Слово на праздник Вознесения Господня. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- День святой Троицы. 50-й день после Пасхи.
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Архиепископа Аверкия Таушева)
- Слово в день Святой Троицы. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Рождество Святого Иоанна Крестителя. 7 июля н.с. (25 июня с.с.). Историко-экзегетическое описание праздника. Евангелие от Луки, 1:5-80.
- Рождество Святого Иоанна Предтечи. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Память Первоапостолов Петра и Павла. 12 июля н.с. (29 июня с.с.)
- В день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Начало Петрова поста. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Память пророка Божия Илии. 2 августа н.с. (20 июля с.с.)
- Слово в день праздника пророка Божия Илии. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Преображение Господне. 19 августа н.с. (6 августа с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Епископа Александра Милеанта)
- Преображение. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- На Преображение Господне. (Отца Виктора Ильенко)
- "Хорошо нам здесь быть". (Игумена Илариона Алфеева)
- Преображение Господне. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Преображение Господне. (Протоиерея Димитрия Смирнова)
- Память пророка Самуила. 2 сентября н.с. (20 августа с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника
- Пророк Самуил. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Успение Пресвятой Богородицы. 28 августа н.с. (15 августа с.с.)
- Историко-экзегетическое описание праздника. (Епископа Александра Милеанта)
- Успение. (Святого Иоанна Кронштадтского)
- Слово в день праздника Успения Божией Матери. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
- Слово на Успение Пресвятой Богородицы. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- Усекновение главы Иоанна Предтечи. 11 сентября н.с. Историко-экзегетическое описание. Мат. 14:6-12; Мк. 6:17-29.
- Усекновение главы Иоанна Предтечи. Поминовение православных воинов на поле брани убиенных. (Архиепископа Сурожского Антония)
- На усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. (Архиепископа Сурожского Антония)
- Слова в дни поминовения усопших. (Архимандрита Кирилла Павлова)
- В Димитриевскую родительскую субботу (1)
- В Димитриевскую родительскую субботу (2)
- В мясопустную родительскую субботу
- На Радоницу. О значении веры в будущую загробную жизнь
- В Троицкую родительскую субботу
- Примечания
- Полный текст
Память Святителя Иоанна Златоуста. 26 ноября (н.с.) (13 ноября с.с.)
Перенесение мощей Святителя Иоанна Златоуста. 9 февраля н.с. (27 января с.с.)
Историко-экзегетическое описание праздника
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Мать святого Иоанна, Анфуса, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына в правилах христианского благочестия. Юноша учился у лучших философов и риторов. Но, пренебрегая суетными знаниями язычников, будущий святитель рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12 февраля), полюбивший Иоанна, как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, Иоанн совместно с Феодором (впоследствии — епископом Мопсуетским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Особенное влияние на юношу оказал высокообразованный Диодор.
Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество, которое называл «истинной философией». Вскоре Иоанна и Василия сочли достойными кандидатами для занятия епископских кафедр, и друзья решили удалиться в пустыню, избегая назначения. Однако святой Иоанн, сам уклонившись из смирения от архиерейского сана, тайно содействовал посвящению Василия. В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского Богословия. Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, подвизаясь под руководством опытного духовного наставника. Здесь были им написаны три книги «Против вооружающихся на ищущих монашества » и сочинение «Сравнение инока с царем » ( «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни «), проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого звания. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены работе над новыми богословскими творениями: «О Провидении » ( «К Стагирию подвижнику «), «Книга о девстве», «К молодой вдове » (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».
В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Богодохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда — каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца слушателей.
В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обращается к священной герменевтике — науке о толковании Слова Божия. Среди его экзегетических творений — толкования на целые книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты святой Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Иоанн-пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных.
В начале Великого поста 388 года святитель начал толкование книги Бытия. За Четыредесятницу он произнес 32 беседы. На Страстной седмице говорил о предателе и о Кресте, на Пасхальной седмице и до Пятидесятницы ежедневно прихожане наставлялись его пастырским словом. Толкование книги Бытия было закончено в конце октября. С Пасхи следующего года святой начал изъяснение Евангелия от Иоанна, а в конце 389 года перешел к Евангелию от Матфея. В 391 году антиохийские христиане слушали его толкование на Послания святого апостола Павла к Римлянам и к Коринфянам. С 393 года он обратился к Посланиям к Галатам, Ефесянам, Тимофею, Титу и псалмам. В беседе на Послание к Ефесянам святой Иоанн обличал антиохийский раскол: «Говорю и свидетельствую, что раздирать Церковь не менее значит, как и впадать в ересь. Церковь есть дом Отца Небесного, Единое Тело и Единый Дух».
Росла слава святого проповедника, и в 397 году, по преставлении Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова, он был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного — с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды. Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. В Финикию, Персию, к скифам для обращения ко Христу язычников святой Иоанн направлял ревностных миссионеров, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого. Храня единство Церкви, святой не позволил могущественному готскому военачальнику, диктовавшему свои условия императору, открыть в Константинополе арианский храм. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.
Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия распорядилась о конфискации последней собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом: Феофила Александрийского, Севериана, Гевальского епископа, незадолго перед тем изгнанного из столицы за беспорядки, и других — постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни.
Император заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Дворец содрогнулся. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. И вновь в столичном храме святитель в краткой речи благословляет Господа «за все пути Его».
Клеветники бежали в Александрию. Но уже через два месяца новый донос пробуждает гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.
Находясь в Армении, святитель еще более старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе святой Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (в Абхазии). Истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска (память 22 мая), утешенный явлением мученика ( «Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе «), причастившись Святых Тайн, вселенский святитель со словами «Слава Богу за всё! » отошел к Господу 14 сентября 407 года. Святые мощи Иоанна Златоуста торжественно были перенесены в Константинополь в 438 году. Ученик святого Иоанна, преподобный Исидор Пелусиотский (память 4 февраля), писал: «Дом Давидов укрепляется, а дом Саулов слабеет, как ты видишь: он победил бурю жизни и переселился в Небесный покой».
Слово о пути спасения, о Закхее и о перенесении мощей святителя Иоанна Златоуста. (Архимандрита Иоанна Крестьянкина)
Круг церковного богослужебного чина снова привел нас к вратам Великого поста. И мы в преддверии его опять, как каждый год, встречаемся с Закхеем «праведным, справедливым » по имени (ибо это означает имя его), но грешным по делам человеком, начальником мытарей, который очень долго и Бога не боялся, и людей не стыдился.
Но именно этот, грешнейший многих грешников, удостоился войти в церковную историю, потому что дал образ первых шагов падшего человека навстречу Господу. И пример его жизни явил откровение о милосердии, о внимании Христа к обращению грешного человека, к самым первым шагам к исправлению.
И сегодня же — так совпали нынче дни — мы с вами особенно молитвенно поминаем того, кто ежедневно напоминает нам о себе, чей орган души, сердца и уст сподобился Божиим велением пропеть единственные, неповторимые слова, дающие жизнь миру, — слова Божественной литургии. Мы поминаем великого учителя Вселенской Церкви — святителя Иоанна Златоустого, ибо сегодня день памяти возвращения святых его мощей из заточения в Царьград на патриарший престол, откуда человеческим коварством и клеветой сбросила его сатанинская злоба, желая разбить этот богоизбранный сосуд.
Но величие духа святителя, всецело от младенческих лет преданного Богу, победило бури жизни, и слова: «Слава Богу за все » — увенчали его многотрудную, многоскорбную и многоплодную жизнь.
«О, Иоанне! Житие твое вправду скорби исполнено бе, но смерть твоя честна, гроб твой славен, мзда твоя многа», — так оценили современники жизнь святителя сразу после его отшествия. А как оценим мы эту поистине великую в Боге жизнь через 1585 лет после ее завершения, если и по сей день мы ходим к источникам живой воды, водимые его учением, его словом?
И если пример Закхея-мытаря — это начало обращения грешника к Богу, то великий Златоуст всей своей прожитой жизнью, своей смертью и своей жизнью после смерти оставил совершенный пример, как надо жить с Богом и как можно и надо достигнуть жизнью богоподобия, достигнуть святости, чтобы жить вечно и на земле, и на небе.
Но начнем беседу нашу с первых шагов — с обращения к Богу. Начнем разговор о Закхее-мытаре, ибо, подобно ему, немало людей еще блуждают по распутьям жизни во мгле житейского тумана, озираясь туда и сюда, водимые призрачными целями, вдали от Бога.
Страсть к наживе и богатству, сладострастие, желание любой славы, пусть даже и недоброй, но славы, выделяющей из общей массы, из толпы, — вот удел многих. Не узнаем ли мы себя в этой толкотне, в этой людской суете?
Здесь же и Закхей-мытарь, — славный неправедным богатством и униженный всеобщим презрением и богатых, и бедных. Толпа жаждет хлеба и зрелищ, и она — вокруг Христа, но ее любопытство лишь скользнет по Нему взором и, пройдя мимо, угаснет, поглощаемое житейскими заботами и пристрастиями. А любопытство Закхея уязвлено слухами о Праведнике и Чудотворце, Который не гнушается ни прокаженными, ни грешными. И Закхей желает видеть невероятное, неслыханное — Человека, умеющего любить.
Закхей делает первый шаг. Он выбирается из толпы. Он забегает вперед ее и, забыв себя, забыв, кто он по положению, по возрасту, совершает невиданное, он забирается на дерево, поднимается над землей. Маленький, важный, уже пожилой человек, не принимая во внимание то, как он выглядит в глазах окружающих, Закхей карабкается вверх. И в тот же миг, желая видеть Человека — Христа, он встречает Христа — Бога.»…Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме», — слышит Закхей обращенные к нему слова Спасителя, слова, вознаграждающие его первоначальные усилия (Лк. 19:5).
Дорогие мои, в жизни Закхея совершилось чудо! Чудо встречи души с Богом! И в наше время это самое явное, самое настоящее чудо, которое совершается ежедневно, которое многие из нас сами пережили в момент своего обращения к Богу.
Сейчас часто говорят, как о чуде, о видениях и откровениях, пытаясь утвердить таким образом свою веру, а забывают, что это может быть, а чаще всего и есть, просто прелесть бесовская и вражий козни на человека, дерзнувшего сопротивляться духу времени. А вот то, что современный человек, выросший и воспитанный без Бога, приходит в Церковь, где Господь встречает его словами:»…сегодня надобно Мне быть у тебя… ныне… спасение дому сему… » — вот это не мнимое, а действительное чудо (Лк. 19:5, 9). И сколько еще таких чудес Божиих, составляющих наш религиозный опыт, нашу жизнь в Боге, откроет нам Господь. Нам надо учиться видеть и хранить каждое ощутимое прикосновение Бога, и только это даст нам твердость в вере.
А Закхей, потрясенный чудом, весь как бы пылал в благодарной самоотдаче Господу.»…Господи! половину имения… я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо » (Лк. 19:8). Это уже следующий шаг навстречу Богу, с которого началась его новая жизнь, жизнь в Боге. Так пошел Закхей за Христом по пути спасения.
Вот и мы с вами находимся в Церкви, и чудо встречи со Христом в жизни многих из нас уже совершилось. Но сделали ли мы свой следующий шаг за Христом, не омертвела ли снова душа наша, не отдались ли мы маленьким приобретениям и пристрастиям?
А может, и вздыхает душа, но только в самоусладительной возне и копошении в себе, вокруг себя, опять парализованная землей, и, отвергая правду Божию, она ищет своей правды.
Да, первая ревность по Богу, рожденная встречей с Ним, постепенно слабеет. И устремленный к Богу человек начинает ощущать, что шаги его за Христом становятся все тяжелее и иго Христово, благое и легкое, которое мы не ощущали раньше, как бремя, гнетет нас, клонит к земле. И так хочется сбросить этот гнет заповедей, даже нарушить верность догматам, а мир, толпа начинают особенно теснить обращенного, и диавол, вспоминая нашу первую любовь к нему, подступает к нам со множеством соблазнов.
В этом состоянии так часто многие в недоумении опускают руки, и тиранская власть печали сокрушает все в жизни нашей, стирая и само светлое воспоминание о Божией благодати, о милости Божией к нам. Один только вопрос сверлит тогда сознание: «Почему померк свет, как ушло то, чего, казалось, должно хватить на всю жизнь?»
И ведь, заметьте, дорогие мои, многие в это первое время нашествия печали еще с большим усилием и даже с каким-то исступлением усиливают внешнее делание, внешние подвиги. Но увы! Внешняя и внутренняя жизнь сокрушается все больше, и часто человек возвращается вспять на прежнее, а иногда даже к еще худшему образу жизни. Почему же?
Вспомним: рядом с Закхеем-мытарем в трудное время его духовного взросления оказались апостолы Христовы, воспитавшие его и приведшие в свое время к святительскому служению (о чем говорит Священное Писание). Так и рядом с нами есть народ Божий, есть пастыри Христовы, есть святители и вся Церковь наша с Пастыреначальником Христом. Господь Сам через Своих рабов вразумляет искренно и с верой идущего к Нему. Недостало бы нам времени перечислить всех великих мужей Божиих, воспитанных Церковью и в свое время воспитавших тех, кто пошел вслед за ними ко Христу. Только надо, действительно, идти вослед.
Ныне, в день почитания великого учителя вселенной Иоанна Златоуста, пойдемте и мы с вами по пути спасения за Христом, водимые воссиявшей от уст святителя Божественной благодатию. В области учительства он один сделал так много, что нам придется ограничить свою ревность, коснувшись только наиболее важных в настоящее время жизненных вопросов. В писаниях святителя Иоанна Златоуста, в его жизни поищем и найдем мы ответы на свои «почему».
Кто из нас не знает, какое тяжкое, смутное время переживает сейчас наш народ, наша Церковь. Никогда на ниве Христовой не было столько и таких разнообразных плевел, как ныне. Никогда враг человеческого спасения — диавол не употреблял столько усилий к разрушению Царства Божия на земле. Никогда враги Церкви не ополчались на нее с таким ожесточением, как теперь. Никогда, наверное, и мы, верующие, не были так бессильны, слабы и маловерны. Мы с вами ранее говорили о том, почему именно Церковь — корабль спасения и его кормчие подвергаются гонениям, клевете, наветам и всякой другой воинствующей на них брани. Но полно, только ли ныне, в XX веке, явилось бедствие это?
Послушайте, что говорит святой Иоанн Златоуст о Церкви в 404 году. «О чем скорбишь ты и кручинишься?» — обращается святитель-мученик к современнице из жестокого заточения, за три года до своей мученической кончины, гонимый все больше, все дальше без всякой вины — единственно за ревность по Богу, за ревность по погибающему человеку.
«О чем скорбишь ты и кручинишься? Что смущает душу твою? То, что жестокая и мрачная непогода облегла Церковь и все обратила в безлунную ночь? То, что день ото дня высоко поднимаются волны, мучаясь родами жестоких кораблекрушений? Что больше и больше растет, умножается гибель вселенной?»
Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш уже обратился в плач, а радость — в печаль. Предчувствие гибели мира в IV веке снедает душу святого мужа. Грозовые тучи грядущих бедствий зрят праведники и старцы оптинские в начале XX века, те праведники, которых теперь мы видим в сонме святых. Апокалиптические казни уже коснулись и нас, грешных. Но вот чудо — во всеобщем бедствии и сокрушении рождаются, восстают светила духа — святые Божий люди. В ІV веке — просияли многие ведомые святые, среди которых вселенский учитель Иоанн Златоуст, и неведомые праведники, те, кого учил он, кому писал письма из изгнания. И в XX веке тоже уже прославлены многие ведомые святые: святитель Патриарх Тихон, праведный Иоанн Кронштадтский и многие другие ведомые и неведомые святые: и праведные, и мученики, и святители, и пастыри, и миряне. Все бедствия, сквозь которые пришлось им пройти, не только не помешали им, но сделали их еще более блистающими.
И снова вопрос: «Но почему то, что одним в погибель, для других вящая слава?» И вот ответ на него святого Иоанна Златоуста: «Видя бедствия, я не отказываюсь от лучших надежд моих; думаю о Правителе всех происшествий, о Господе, Который не искусством побеждает непогоды, но единым мановением укрощает бурю».
Итак, исполнено праведниками слово апостола:»…смиритесь пред Господом, и вознесет вас » (Иак. 4:10). А нам это еще предстоит исполнить, предстоит дальше идти за Христом, вослед Его учеников.
Повторю еще раз, други наши:»…смиритесь пред Господом, и вознесет вас». Смиримся же под крепкую руку Божию, принимая все от руки Его. В этом наше спасение.
«Но не вдруг, не вначале чудодействует Господь, — продолжает свое наблюдение и наставление святой Златоуст, — а когда большинство станет терять надежду, Он явит собственную силу с одной стороны, с другой — воспитает терпение в терпевших».
И тот же великий учитель Церкви, великий терпеливец предупреждает нас с вами: «Не упадайте же духом. И помните, что одно только ужасно, одно есть действительное искушение — это грех». Только грех страшен, все прочее пустое, «басня».
Все проходит. «Укажешь ли ты мне на коварство, или на притворство, или на обманы, на лесть, на злоречие, на обвинения, на изгнания… хоть на борьбу целой вселенной. Каковы бы ни были все наши неприятности, они временны и кратковременны, существуют для смертного тела, но не вредят бодрому духу.
Итак, пусть ничто случайное не возмущает тебя; не зови одного и другого, не гоняйся за тенью, ибо помощь человеческая — тень.
Иисуса, Которому служишь, Иисуса зови непрестанно; одно мановение Его — и вмиг все изменится. Он вдруг начинает все приводить в тишину и всему давать неожиданный оборот, ибо Бог может нам даровать не только те блага, которых мы ожидаем, на которые надеемся, но может сделать несравненно больше и бесконечно лучше».
Так вот в чем кроется причина нашего нестроения, дорогие мои, — оставаясь внешне со Христом, мы внутренне о Нем забываем, не мы идем за Ним, но Его ведем за собой. «Смотри, Господи, любуйся на мои труды, на мои подвиги, я сделаю еще то и то».
«Я «! «Я «! «Я «! И вот уже «Я » заслонило от нас Христа, но оно — наше «Я » — изнемогает от собственной немощи, от бессилия. А Христос только смотрит на нас с некоторой укоризной как на несмышленых детей Своих, позволяя нам вполне насладиться собственным бессилием, чтобы мы опять пришли к Нему — теперь уже сами.
Иоанн Златоуст вместе с апостолом Иаковом утверждает для нас единственно спасительный путь: «оставь свое», «покорись Богу » и этой покорностью Богу противостанешь диаволу. И только тогда эта страшная темная сила убежит от нас. «Не смущайся же, но всегда и за все благодари Бога, прославляй, зови, моли, повергайся пред Ним; не тревожься, хотя бы пред тобою восстали тысячи тревог и смятений. В смутных обстоятельствах нам не предупредить Господа, хотя бы все приходило в страшную гибель. Он един может и падших восставить, и заблудших обратить, и соблазнившихся исправить, и грешников, совершивших тысячи преступлений, переменить и сделать праведными. Если Он творит несущее сущим, нигде и никогда не являющемуся дарует бытие, тем легче поправить Ему то, что есть и что давно было».
А всем нам, немощным, но, несомненно, верующим во Христа, не следует опускать руки и головы, но надо приводить на память и в сердце слова, сказанные Господом апостолу Павлу:»…довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается » (2 Кор. 12:9).
И, други мои, не явно ли нам сейчас, что многое из настоящего уже было прежде. Пусть мы не видим теперь знамений и чудес, но находим мы и теперь дела, не уступающие чудесам, явные следы Промысла Божия, помощи Божией.
Так, каждому из нас предлежит делать дела своего личного спасения. Каждому из нас дан крест нашей личной жизни, указан путь, и только на нем ты будешь полезен, именно на нем будешь делать дело по воле Божией, а не по своей или, еще хуже, по вражьей воле; именно для этого и даются нам от Бога нужные силы и разумение.
Так отвечают на наши вопросы примеры жизни праведников Божиих и их учение. А вот пожелание святого Златоуста через письма его каждому христианину:»…Желал бы я тебе такого утешения, чтобы ты вовсе не смущалась, не плакала, а жила бы весело и спокойно… верой Богу и надеждой на Него».
А нам с вами, други наши, остается только смертью Иоанна Златоуста утвердиться в убеждении, что у Бога нет мертвых, но все живы, что идут праведники вослед любимого Христа своим крестным путем, своей вольной волей. Ведь когда через тридцать лет после смерти святителя император Феодосий соизволил вернуть его гроб из места изгнания в столицу, святитель не пожелал исполнить волю императора. Посланные не могли сдвинуть гроб с места, так он стал тяжел.
И восчувствовал правитель свое согрешение пред праведником. И оплакал он пред усопшим, как пред живым, и свое согрешение, и грех матери своей — гонение и смерть Златоуста от ее злобы.
И написал Феодосий покаянное письмо и отправил письмо ко гробу святого, моля Златоуста вернуться: «Прости ми дерзнутое начинание, покрой пучиною твоея премудрости; покаянию всех учивый, прости мя кающегося; и яко детям отца любящим, подаждь себя нам, и возвесели любящих тя пришествием твоим… О, честнейший отче, прииди с миром во своя, и своя с любовию примут тя».
Положили это письмо-покаяние во гроб святителя, отслужили всенощное бдение. И стал гроб легок.
Так ответил Златоуст на покаяние. И возвратились святые мощи изволением святителя в Царьград. Многие чудеса, как сияние божественной славы Златоуста, истекли от гроба его.
Об одном из них никак нельзя умолчать. Вспомним, что гроб императрицы Евдоксии, виновницы злостраданий святителя, наказанной от Бога еще при жизни тяжкой и страшной болезнью, гроб ее, не знавший покоя, но постоянно сотрясающийся, затих. Мать по молитве сына получила прощение святителя.
И вот, други наши, мы и подошли с вами к сути нынешнего праздника»…претерпевший же до конца спасется » сам (Мф. 10:22) и спасет многих, не без основания добавим мы.
Через тридцать лет после мученической кончины во изгнании святитель Иоанн Златоуст мощами своими возвращается на патриарший престол. Рака с гробом его была поставлена в церкви, и, когда служащий Патриарх открыл гроб, оказалось, что тело святителя Иоанна Златоуста осталось нетленным.
Народ, ошеломленный чудом, воскликнул: «Приими престол твой, отче».
И происходит еще одно поразительное чудо: святитель отверз сомкнутые смертью уста, и рука его поднялась для последнего архипастырского благословения.
Истинно христианская любовь святителя-мученика даровала из-за гроба прощение всем — и любящим его, и гнавшим его — в последнем пожелании: «Мир всем».
Мир всем, вослед Христа грядущим, отныне и до века. Аминь.
27января (9 февраля) 1991 года
Комментировать