Array ( [_gcl_au] => 1.1.1413895596.1709313343 [_ga] => GA1.2.77424305.1709313343 [_ym_uid] => 1709313344427104025 [_ym_d] => 1709313344 [_gid] => GA1.2.884351323.1714271687 [eTnhpCItd] => 2fPlnYMys6J. [nuNxqvkrQHojDFgW] => P6ufsAa [rmcookie] => S:_i7T7KeSqQIZkf_oZHkbO1UKgqxPXYNZDc9Diiv99uAAMR6fi_t1vUsq-vJDoSrIFMoGm0K8XSljByXzSkEcT65L7MLf6MPwH07mjY23pd7vbXsJAo8wPAHGh3ZVlXyvCz04eIl71hFMyUrqLTm6CDkws5e3VKuN3fTrH_pCYkrTO-yF9omoOW9J7m2FGkTaTAGdQzLNri9nQqokYfLjS7JZd3LSsl524AQRD_d6WvaCwAGo94M7WvAaMed-o7il6N7wtN14C5yybqabq3hYmkjGe1epndTTv3KrRIZw98OL3C7UAVImfYIS8rN_DPsAQlAZSEJslFUL-tjqZZiXjNRaJ7iAeBR1SbdBEnQQVecMTX7p25wLJAWJQXkJfFX4L6AnLNiWXHxmwhN4gYcDCoVcak_a1fZCEVHzfVCLndRxz51yNV4CUWk-z7NGHrtOn_Ws7jGEHdGR0xYOhWxxiDW3FL10LLGuE-v_8u_LTr9edZBBqQqFQBScxtas6I7A7NSLi6VkQUyuKNIb3AhL9nxiI3WW2mljnQnid0BTJOYx2fdAAijswJZT_jXj0LkuHzxghrqzoV3UBxj9FjcLq_HEOxWckviSl7XjaDzPuwrc1TtgGmXefY4LHGkpOA_0S_cA8gCR5r1aDCcFlpw2MAqz9UF_ICVJXV-AoSPTesrtq2FVkGACIjHruRBpedDBAVUNUKMm6l3ZMjiqldwMJmSjteuCKVtAvelt [otrid] => S:8QJqNM2usTmUdcG-dE7eU_okvxn-8Qtb393jXfBJQ3-Wq6ZgipGEfokobnctYXYlTaTgdn3RRD7k-cCrOtUDEsNMSbV02dMhZi4uadpi-knSGt7ydza3fK5JCCzAcCBwvhhXLwRCxY1a-H7besYCooMgpLtYV7zbwQMDk8oYfQfOFouSytMeDcYf4Yq98ZncyjJSPHkfBgTU4LlewHPQQ2WxVKpHrjVxuIM= )

Пассия как элемент богослужения Русской Православной Церкви

Документ принят на заседании Священного Синода 30 мая 2019 года (журнал № 53).

Особые постовые службы, посвященные почитанию Страданий Господа Иисуса Христа и называемые пассиями, получили широкое распространение в Русской Православной Церкви. Вместе с тем, последование пассии не описано в современном Типиконе, в связи с чем встречаются многочисленные различающиеся практики ее совершения. В настоящем документе сформулированы рекомендации, касающиеся практики совершения пассии, и даны указания, направленные на приведение к единообразию последования этого богослужения.

Совершение пассий было впервые одобрено Собором Киевской митрополии, состоявшимся в 1629 году под председательством митрополита Киевского и Галицкого Иова (Борецкого), защитника Православия в борьбе с унией. В 1702 году чин пассии впервые был напечатан в Киево-Печерской лавре. Согласно этому чинопоследованию, пассия совершалась в составе повечерия. В этом первоначальном варианте пассия состояла из Евангельского чтения о Страданиях Спасителя, пения стихир Страстного пятка и Страстной субботы, а также проповеди. Практика совершения пассий на повечерии до сих пор сохраняется в пределах Украинской Православной Церкви.

В середине XIX века святитель Иннокентий Херсонский составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Она предназначалась как для частного молитвенного употребления, так и для совершения в храмах по образцу чинопоследования богослужения с акафистом, принятого в Киево-Печерской лавре. Акафист в редакции святителя Иннокентия неоднократно в течение XIX–XX веков издавался Синодальными типографиями. С начала XX века акафист Божественным Страстям Христовым стал включаться и в чинопоследование пассии.

В годы гонений пассии получили более широкое распространение, при этом сохранялось разнообразие обычаев их совершения. В частности, в практике московских и петербуржских приходов установился обычай совершать пассию на вечернем богослужении в воскресные дни Великого Поста, сегодня наиболее распространенный в Русской Православной Церкви.

Этот обычай дает возможность прихожанам, находящимся в будние дни на работе, духовно участвовать в событиях Страстей, напитываться Евангельскими словами. Многие выдающиеся проповедники использовали Евангельские чтения пассий как повод обратиться к пришедшим в храм со словом назидания.

Хотя тема Страстей звучит в ежедневном постовом богослужении — в умилительных покаянных стихирах, в тропарях великопостных часов, в ветхозаветных пророчествах, совершение пассии на приходах в воскресные дни позволяет погрузиться в переживание Страданий Христовых и тем верующим, которые не имеют возможности посещать вседневные службы.

По числу Евангелистов обычно в приходской и монастырской практике совершаются четыре пассии, что дает возможность молящимся полностью услышать на пассиях библейское повествование о нашем Искуплении. Великую пользу для себя получает человек, если со вниманием слушает Евангельское слово. И благовестие нашего спасения способно перевернуть человеческую душу, обратив человека к покаянию.

Поэтому пастырям надлежит сопровождать служение пассий проповедью, раскрывающей смысл священнейших страниц Евангелия и актуализирующей миссионерский потенциал этих богослужений.

Епархиальным Преосвященным надлежит иметь попечение об установлении единообразия в порядке служении пассии в тех приходах и монастырях, где сложился обычай их служения, руководствуясь одной из нижеследующх схем, однако совершение пассий не следует считать обязательным.

Приложение (возможные схемы совершения пассии)

I. Совершение пассии с акафистом

В воскресенье вечером на середине храма поставляются Распятие и аналой под Евангелие.

На вечерне, при пении стихиры «Тебе́, оде́ющагося…» на «И ны́не…» в конце стиховных стихир, духовенство царскими вратами исходит к аналою перед Распятием. Предстоятель несет Евангелие. Совершается полное каждение храма.

По окончании стихиры и каждения поется или читается акафист Божественным Страстям Христовым.

По окончании акафиста возглашается прокимен «Раздели́ша ри́зы Моя́ себе́…», после которого читается Евангелие, предваряемое возглашением «И о сподо́битися нам…». Перед чтением Евангелия хор поет: «Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди».

  • на 1-й пассии читается Евангелие от Матфея, зачала 107–114 (или только 110–114);
  • на 2-й пассии читается Евангелие от Марка, зачала 63–69 (или только 66–69);
  • на 3-й пассии читается Евангелие от Луки, зачала 108–111 (или только 110–111);
  • на 4-й пассии читается Евангелие от Иоанна, зачала 58–62 (или только 60–62).

После чтения Евангелия хор поет: «Сла́ва долготерпе́нию Твоему́, Го́споди» и антифон «Днесь ви́сит на дре́ве…».

После пения антифона произносится сугубая ектения и молитва ко Господу Иисусу распятому из акафиста.

Хор поет стихиру «Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго…». Духовенство поклоняется Кресту и уходит в алтарь.

Затем читается «Ны́не отпуща́еши…» и совершается обычное окончание постовой вечерни воскресного вечера.

После пения антифона «Днесь ви́сит на дре́ве…» или по отпусте вечерни произносится проповедь о страданиях Спасителя.

II. Совершение пассии без акафиста

В пятницу вечером на великом повечерии, после «Сла́ва в вы́шних Бо́гу…», хор поет стихиру «Тебе́ оде́ющагося…». Во время пения стихиры духовенство царскими вратами исходит к аналою перед Распятием. Предстоятель выносит Евангелие. Совершается полное каждение храма.

По окончании стихиры и каждения возглашается «И о сподо́битися нам…», после чего читается Евангелие. Перед чтением Евангелия хор поет: «Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди!»

  • на 1-й пассии читается Евангелие от Матфея, зачала 107–114 (или только 110–114);
  • на 2-й пассии читается Евангелие от Марка, зачала 63–69 (или только 66–69);
  • на 3-й пассии читается Евангелие от Луки, зачала 108–111 (или только 110–111);
  • на 4-й пассии читается Евангелие от Иоанна, зачала 58–62 (или только 60–62).

После чтения Евангелия хор поет: «Сла́ва долготерпе́нию Твоему́, Го́споди».

Произносится проповедь о страданиях Спасителя.

Хор поет стихиру «Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго…». Духовенство поклоняется Кресту и уходит в алтарь.

Далее следуют Трисвятое, «Го́споди сил…» и обычное окончание повечерия.

Официальный сайт Московского Патриархата

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka