Азбука веры Православная библиотека Александр Матвеевич Бухарев О современных духовных потребностях мысли и жизни, особенно русской

О современных духовных потребностях мысли и жизни, особенно русской

Источник

Содержание

I разговор II разговор III разговор I II IV разговор I II III IV V разговор I II III VI. О вере и знании в их взаимных отношениях VII. Четыре случайных разговора по «крестьянскому вопросу» VIII. Путевые заметки и разговоры касательно народного духа IX. О журналах наших, светских и духовных X. О деле духовной критики и науки XI. О двух, борющихся между собой, направлениях современной мыслительности XII. Об образовании духовных и об отношении их к прочему составу церкви XIII. Разбор двух романов, касающихся важных затруднений и вопросов современной мыслительности и жизни – «Что делать» г. Чернышевского и «Отцы и дети» г. Тургенева А. О романе г. Чернышевского «Что делать. Из рассказов о новых людях» В. О романе г. Тургенева «Отцы и дети». Русский вестник 1862 г. I II XIV. Важный урок, подаваемый современной мыслительности юродством Христа XV. Отзыв на заграничные письма отца протоиерея Васильева XVI. По поводу книги «о Новом Завете Господа нашего Иисуса Христа» XVII. Объяснения автора о своем образе мыслей  

 

И иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа Распятаго, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие; для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа Божию силу и Божию премудрость. (1Кор.1:22–24).

Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо он есть Господь господствующих и Царь царей; и те, которые с Ним, суть званные и избранные и верные. (Откр. 17:14).

Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете; как же времени сего не узнаете? (Лк. 12:56).

По мнению многих, только тот распознает свою современность и служит удовлетворению истинных ее потребностей, кто угадывает и умеет делать все такое, к чему современники неудержимо стремятся, чего ищут или ожидают они сознательно или только инстинктивно, что готовы охотно принять. А напротив, и с горячностью или с самоотвержением служащий какой бы ни было мысли и делу, от которых современники большей частью отворачиваются, причисляется многими только к энтузиастам-мечтателям. Бывают времена, в которые это и верно так. Вот, например, Константин Великий провозгласил Христианство господствующим в Римской Империи именно в такое время, когда все к тому было готово и все того только и ожидали. Юлиан, усиливавшийся тогда поднять упадшее язычество, не понимал своего времени; отступничество его составляло жалкую службу не только губительной, по своей лживости, но и совсем уже несбыточной мечте.

Но бывают и другие времена, истинные потребности которых ясно сознаются и живо ощущаются только избранными, хотя бы разъяснение и удовлетворение этих потребностей предлагалось всем открыто. В такие времена большинство современников обыкновенно или с тупым непониманием и невниманием, или даже с ожесточенной враждой относятся к разъяснению и удовлетворению самых неотступных и настоятельных современных потребностей. Это – времена трудных и тяжелых духовных посевов, от которых уже будущее только может весело и без тяжких трудов собирать плоды. Так, это же самое Христианство, которое при Равноапостольном Константине явилось в славе своего торжества и господства над миром, первоначально открылось и распространялось в мире в такое время, когда оно большинству современников казалось одним, и это чтителям истинного Бога – Иудеям, соблазном, а другим, – язычникам, и именно искателям и поклонникам мудрости, безумием. Только избранные, любящие истину до готовности жертвовать для нее собой, умели во Христе распятом за грешный мир узнавать и принимать вседержавную Божию силу и всеобъемлющую Божию премудрость, принесшую спасение миру, который заблуждал и гибнул в то время уже равно и в иудействе и в язычестве.

Зачем же говорю это? Не более, как в ободрение для себя и вместе в нелишнее предупреждение для моих читателей. Если некоторые стараются и ныне обратить в соблазн для себя и других «принцип (как они глумливо выражаются) Агнца Божия» или слово о Христе распятом за грешный и заблуждающий мир, а большинство других остается безучастным и невнимательным к такому слову, занимаясь своими делами и принципами: то это еще не составляет признака мечтательности и тщеты усилий служить слову крестному (1Кор.1:18) тем, чтобы, для раскрытия пред миром жизненного света Православия и для истинного удовлетворения современных наших потребностей, проводить начала Христовой истины и благодати и во всякие мирские области жизни и знания, руководясь в этом человеколюбивым духом Самого, нисшедшего в мир и вземлющего грехи мира, Агнца Божия – Христа. Этой задаче посвящены все, предлагаемые здесь, статьи. Любящим истину предлежит вникать в дело истины без пристрастия и пренебрежения, равно преступных в этом священном для всех деле, от которого зависят все светлые надежды жизни настоящей и будущей. Непринимающие же любви к истине обречены уже за это словом Божиим (2Фесс. 2:10–12) на такое наказание, чтобы не понимать и не принимать истины, а верить и следовать лжи и ее направлению.

Предлагаемые статьи разделяются на два отдела. В первом отделе содержатся «Разговоры». Основанием их служили частью действительные разговоры, какие приводилось мне иметь с разными личностями. Во втором выпуске заключаются «Статьи, касающиеся нашей литературы духовной и светской». В современной литературе нередко у нас затронут какой-либо важный вопрос, да так его и оставят или обратят в предмет личных перетолков и споров. Подобные случаи я и брал в предмет своих статей, насколько это могло относиться к объясненной выше их задаче.

Автор


Источник: О современных духовных потребностях мысли и жизни, особенно русской : Собр. разных ст. А. Бухарева. - Москва : А.И. Манухин, 1865. - 635 с.

Комментарии для сайта Cackle