Орлец

Литература по теме

Орле́ц (греч. αετός) – небольшой ковер круглой формы с изображением парящего над городом орла, предназначенный для использования в православном архиерейском богослужении.

orlec 1 – Орлец

История понятия

История использования орлецов относится к началу XIII века. Изначально орлец являлся особым даром императора патриарху – на ковре изображался двухглавый византийский орел на желтом или красном фоне. Ковер с византийским гербом, на котором мог стоять только император, относился к императорскому протоколу и процессиям византийского государева двора. Причем изначально византийские сановники изображали двухглавого орла на своей обуви и лишь затем изображение перешло на ковры. Ровно также дело обстояло и с Константинопольскими патриархами, которым сперва было дозволено изображать двуглавого орла на обуви, а затем и на специальных коврах. Надо отметить, что подобное благословение получили и патриархи других великих городов – Александрии и Антиохии. После падения Константинополя в 1453 году право стоять на орлеце осталось лишь за патриархом Константинополя, Антиохии и Александрии и, впоследствии, распространилось на всех епископов. Эта же традиция передалась епископам Руси, так как Русь восприняла герб Византии.

На Руси закрепилось изображение с одноглавым орлом. Более того, орлец на Руси не воспринимался как императорский дар, а воспринимался как неотъемлемый элемент архиерейского богослужения. Русский чин поставления во епископы от 1456 года содержит указание на изображение именно «единоглавного», т.е. одноглавого, орла.

В XVI–XVII вв. орлецы постилались под ноги епископов при входе в храм перед началом богослужения. Затем, по окончании богослужения, епископ, выходя из храма полагал последний поклон также на орлеце.

Московский собор 1675 года постановил, что в присутствии патриарха на орлецах могут стоять лишь митрополиты Великого Новгорода и Казани.

В конечном итоге на Руси (в России) орлецы стали использоваться на каждом архиерейском богослужении и располагаться там, где епископ делает остановку для совершения определенных священнодействий и/или молитвенных возгласов. Первым прямым повелением к этому является чин поставления в епископы 1456 года, где содержится указание наносить изображение одноглавого орла на специальном помосте, где и происходит хиротония.

orlec 2 – Орлец

Символика орлеца

Орлец символически указывает на особый статус, особое место епископа в священнической иерархии, а вместе с этим и на особое духовное положение епископа, его духовную и нравственную чистоту. Подобно орлу должен возноситься он от земного к небесному. Орлец также символизирует и видимым образом обозначает власть епископа и статус храма, в котором орлец размещается. Поэтому город, изображающийся в композиции орлеца, символизирует и городскую епископскую кафедру.

Духовный смысл орлеца с изображением города и парящего над ним орла указывает прежде всего на высшее небесное происхождение и достоинство епископского сана и епископской власти.

Орлец в богослужении Русской Православной Церкви

Орлецы постилаются на полу храма под ноги епископу, в ключевых местах храма, где епископ останавливается для совершения богослужебных действий. Орлец постилается под ноги архиерея таким образом, чтобы голова орла была обращена в ту сторону, в которую в этот момент будет обращен лицом архиерей.

Положение орлецов на архиерейском богослужении входит в задачи специально обученных иподиаконов. Иподиакон-посошник отвечает за размещение орлецов вне алтаря, в алтаре этим занимаются прочие иподиаконы. Перед тем как архиерей прибудет в храм, иподиаконы размещают орлецы на солее перед царскими вратами, перед иконами Спасителя и Божией Матери, а также перед иконой праздника и/или храма, перед амвоном и у входа в храм у притвора. Когда, после встречи в притворе, архиерей переходит к амвону – посошник переносит орлец у входа на место облачения архиерея. После восхождения архиерея на солею посошник убирает орлец с места облачения и постилает на край амвона головой орла на запад.

В алтаре орлецы постилаются вокруг престола перед малым входом, а также между жертвенником и престолом. Во время чтения Евангелия орлец размещается на солее впереди аналоя. Также полагается орлец на том месте, где причащает архиерей. После заамвонной молитвы орлецы постилаются перед царскими вратами – на время отпуста литургии, а также на время молитвы архиерея после выхода из алтаря после разоблачения; на краю амвона для общего благословения, а также на нижней ступени кафедры, также для благословения людей. Наконец, у выхода из храма в том месте, где архиерей снимает мантию.

Несмотря на то, что такая практика ничем не регламентирована, как правило, цвет орлеца на богослужении сочетается с цветом облачения епископа, который в свою очередь зависит от типа богослужения: синий и голубой – богослужение посвящено Пресвятой Богородице, зеленый – богослужение посвящено Святой Троице, Святому Духу или преподобным святым и т.д. При этом у архиерея чаще всего имеется несколько комплектов орлецов, поэтому подчас практика сочетания цвета орлецов и цвета облачения выполняется не строго.

Орлецы изготавливаются путем вышивания или нанесения отдельных элементов (изображений орла, города и пр.) на едином ковровом покрытии. В современной Русской Православной Церкви существует два типа орлецов – круглые и т.н. «кафедральные». В первом случае речь идет о классическом орлеце круглой формы (на богослужении всегда используется несколько таких орлецов). В случае с «кафедральным» орлецом речь идет о вышитом ковре с композицией «орел-город», которым накрывается епископская кафедра кафедрального собора, в котором служит епископ.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka