Array ( [_ga] => GA1.2.233153422.1698306266 [_ym_uid] => 1698306266207459006 [ZNPHPSESSID] => e137d8c0e42783ae95722fa7e67741d2 [en4_language] => ru_RU [en4_locale] => ru_RU [_gcl_au] => 1.1.536189291.1714037578 [_ym_d] => 1714075044 [rmcookie] => S:VssV4fHsI1Q-YKzduijSRIo6Vy-3BK8klwLHsN6_LV9UGQxaFXR9BsUGB-EjC0Puqw1WgPvF-ZHFQQExKROL1APZD3YHFW3ciCpi0HQrqUxYfXhDYuNr2ami43-zXu56BI-GN_8NqMhRVKR-7_x4hdqw6NDdda9RcQF4y0zautp6Q5c1E0Z6aWI5rbeYvr1JV2muWiCywEYpZGTcs0qKnU0_Bs5dfTvFL7f9i_Q6oNKJ6OJVW3g74ptqHyBr4HULJPZxSEfpcVBrs5LBrv7Ziu3m9GH9ZvQwi3A5RqBKfDmnLQ_kxDDLE1MyZC5_U2Yq61hYmef7s9vKKaQIr6KzEm91-qit54knWL7VK4a9RDaDQLfoFH914f_-h6ZlRjidy8C4q75BO2g3HPa5g8OmqcVlKqL7cYkGJpVCSOrY1rb-_akCD-cbfclO-aSFJVf8H7aWDV2XczYyyD3w79fUc79i4efo51oAe9Kz_qSUZgVlV2qaeUV9gBqRxxwlqD8wbnRznc-En6jUMHrJtKmCb9Q178vTnpgBK-NOfo7Fv016fCJtpVHakshzR4UN4wD0pfdNw_LqBeM8uqeQDP45Pw6IrhNJqv9NY07cpRzI7O2hxaQDhqpCj-0HJM7iCbOodqfAQjEsC6XvUT4YpeG8U0MNmGyRl9HvUvXveyjSEZGNkp4TQSQYM7RAI9wCHaFn [otrid] => S:JfQO3Quw2aIdDUIu2eH-8XaNk14QsF4k1dSIXEThBcGVuIEUHe-en_XhIFXS8OxPJ2g2kcBg1gMvDLxlxThXSnZdY8mQMmCV7zbwg-XB5LggYO9ns3wxdaZ9qeTzr74M17ufXLopbt4935qjlYONS9if__zVPoRJrcpK0bZuMI6B3abJ8f2M6v7WtpgVl0Psu5THWTOQ5zSwqkxD3JsXTXu_f_9PTYd9ncs= )

Ойкумена

Литература по теме

Ойкуме́на, экумена, эйкумена (от др.-греч. οἰκουμένη «заселённая» (земля), от οἰκέω «населяю, обитаю», иначе «окружающая среда», «мир») — в широком смысле слова освоенная и заселенная человечеством часть мира. В узком смысле слова – область, обозначающая границы определённой цивилизации (или занимаемая цивилизацией область в целом, в отличие от областей варварских и примитивных с точки зрения этой цивилизации народов). В последнем смысле термин οἰκουμένη и был введён древнегреческим географом и историком Гекатеем Милетским (др.-греч. Ἑκαταῖος, лат. Hecataeus, прим. 550–490 до н. э.) для обозначения известной грекам части Земли с центром в Элладе. В эпоху эллинизма понятие «ойкумена» используется не только в значении «обитаемый» или «греческий» мир, но и в значении «весь мир», «вселенная»1 . Позже понятие «ойкумена» становится синонимично понятию Римской империи, римского мира (orbis Romanus, не путать с Pax Romana – длительным периодом мира и благоденствия империи эпохи Принципата с 27 г. до н. э. и до 235 г. н. э.). В частности, именно в этом смысле понятие «ойкумена» употребляется в Лк.2:1 – «Случилось в те дни: вышел от Кесаря Августа указ о переписи по всей вселенной». «Вселенная» совпадает c границами римской государственности. Однако, уже в Новом Завете мы встречаем понятие «ойкумена» в значении грядущего нового мира, который будет после Второго Пришествия Христа: «Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим» (Евр.2:5).

okumena - Ойкумена

Таким образом, в древнегреческом языке можно отметить многозначность термина. Это и обитаемая, то есть заселенная людьми, земля, и населенная именно греками земля, и в целом земли известные человечеству, которые можно заселить, а также границы определенной государственности / цивилизации и даже эсхатологический «новый век».

Долгое время в европейской культуре понятие «ойкумена» не использовалось и возрождение его употребления связано с экуменическим движением в протестантизме в конце XIX – начале XX века.

В русском языке понятие «ойкумена» долгое время не использовалось. Заимствование и использование оригинального понятия происходило по двум направлениям – научно-популярному и церковному. В первом случае понятие «ойкумена» распространялось в географии, истории, отчасти биологии, где означало обитаемый, освоенный человеком мир, а также в научной фантастике. Во втором случае понятие «ойкумена» было воспринято и распространялось через экуменическое движение XX века и означало, по сути, христианский мир в его многообразии.

Также в православной традиции патриарха Константинополя (ныне Стамбул, Турция), принято именовать «Вселенским» (Οἰκουμενικὸς Πατριάρχης).

Экуменизм XX века

Экуменизм как производное понятия «ойкумена» зародился в англо-саксонском протестантизме в конце XIX века в качестве ответа на постоянное дробление протестантских деноминаций, отказавшихся от Священного Предания Церкви. Идейным основанием экуменизма стала теория ветвей, согласно которой христианство представляет собой единое древо, а отдельные христианские конфессии и деноминации — это ветви единого древа. Помимо идейного основания существовал и общественно-политический базис движения – координация миссионерской деятельности в колониях. Именно данный базис стал решающим для последующего организационного оформления экуменизма. В частности, институционально датой начала движения считается Всемирная миссионерская конференция 1910 года в Эдинбурге. Одновременно с этим миссионерство как стержневая культура экуменического движения, теория ветвей как его идейное основание и поиск христианского единства в эпоху расцвета колониальных империй, свидетельствовали о глубинной проблеме протестантизма – распространении по всему миру при радикальных разногласиях и существенных различиях (даже между исторически близкими деноминациями).


Примечание:

1 Henry George Liddell, Robert Scott, — A Greek-English Lexicon

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka