Собор Двенадцати апостолов
На следующий день после праздника Первоверховных Апостолов в календаре значится «Собор славных и всехвальных Двенадцати апостолов» (29 июня / 13 июля). Славянское «Собор» (греч. Синодос, отсюда слово «Синод», то же, что и лат. Congressus) – значит буквально «сходка», «собрание». Это значит, что Церковь воздает честь не только двум Первоверховным, но всем ближайшим ученикам Господа. Кто они и что нам о них известно?
Двенадцать апостолов («посланников») – это избранная Иисусом Христом «коллегия» Его ближайших учеников, составившая ядро первохристианской общины. В аспекте всемирной мессианской религиозной монархии, основанной «Сыном Давида» (Мф.1:1), – Его «чрезвычайные полномочные послы», говоря современным дипломатическим языком, наделённые, ввиду исключительной важности их миссии, экстраординарными полномочиями и силами (Мф.10:1-4; Мк.3:14-19). Избрание Двенадцати произошло после второй Пасхи (с начала общественного служения Иисуса Христа), в начале лета 28 года, вблизи Капернаума, перед Нагорной Проповедью (Лк.6:12-13). Список Двенадцати апостолов, именуемых обычно просто «Двенадцать» или «ученики», даётся в синоптических Евангелиях (Мф.10:2-4; Мк.3:16-19; Лк.6:14-16) и Деяниях Апостолов (Деян.1:13). Их порядок и имена (прозвания) при этом несколько варьируются.
1. Симон, получивший от Христа имя «Кифа» (по-гречески Петрос, Пётр), что значит «скала», «камень» (Мф.16:16-19). Проповедовал в Иерусалиме и Передней Азии. По преданию, окончил жизнь первым епископом Рима.
2. Андрей, прозванный «Первозванным», брат ап. Петра. Учил в Греции и северных землях («Скифии»).
3. Иаков Старший. Обезглавлен Иродом Антипой в 44 году.
4. Иоанн [Богослов], брат Иакова Старшего, сын рыбака Зеведея, евангелист. Он и его брат прозваны Христом Воанергес – «Сыны Грома» (Мк.3:17; Лк.9:54).
5. Филипп, родом из Вифсаиды Галилейской. Проповедовал в Скифии и Фригии. В Иераполе распят на кресте вниз головой. Память 14/27 ноября. Рождественский пост, начинающийся после дня его памяти, называется поэтому «Филипповым».
6. Варфоломей («Сын Толмая»), или Нафанаил (Ин.1:45-50).
7. Матфей (первоначально «мытарь» – сборщик налогов), евангелист.
8. Фома (по прозвищу «Близнец»). Отказывался верить рассказам других апостолов о явлении им Иисуса Христа, желая прежде осязать раны Воскресшего (Ин.20 гл.). Отсюда нарицательное имя – «Фома неверующий (то есть неверный)».
9. Иаков Алфеев (сын некоего Алфея).
10. Фаддей (он же – Иуда Леввей, или Иуда Иаковлев; отождествляется с автором «Соборного послания апостола Иуды»).
11. Симон Зилот (арам. Кананит – «ревнитель»), – вероятно, бывший член крайне националистической партии зилотов, – сторонников вооруженной борьбы с Римом.
12. Иуда Искариот, – имя и прозвание происходят, вероятно, от Иш-Кериот – «Человек из города Кериота», – отождествляемого с иудейским городком Кириафом (Нав.5:25); согласно другому толкованию, – от арам. isqaria – «лживый»; или даже от греч. sikarios, «сикарий» (буквально «кинжальщик») – член националистической группировки, практиковавшей, как и зилоты, терроризм в отношении римских оккупантов. Существуют и иные толкования его имени.
12a. Матфий (после самоубийства Иуды Искариота, – Деян.1:15-26).
Символическое число 12 связано с числом двенадцати сыновей Иакова и, соответственно, двенадцати «колен (т. е. племён) Израилевых»: Двенадцать апостолов являются как бы представителями «Нового Израиля» – Христианской Церкви. По завершении земной истории им предстоит «на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф.16:28). Согласно древнецерковной традиции, проповедью Двенадцати была охвачена вся «Вселенная» (греч. Ойкумена, Экумена, т. е. Римская империя) и даже земли за её пределами, для чего каждый из них получил от Христа свой территориальный «удел». Сведения о деятельности и мученической кончине Двенадцати (которой избежал лишь апостол Иоанн) принадлежат древней религиозно-символической традиции, исключающей жёсткую оценку с позиций исторической достоверности.
Лит.: Петров И. Послание Господа нашего Иисуса Христа Двенадцати апостолов на проповедь // Вера и разум. 1900. № 5–7; Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2001; Мень А., прот. Первые апостолы. М., 1998.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
* * *
ОЙКУМÉНА (ЭКУМÉНА), культурная ойкумена (др.-греч. οἰκουμένη, ойкуменэ; в позднем произношении икумени, экумена, от οἰκέω – «населяю, обитаю»), – термин античной географической мысли, буквально «обитаемая земля», «вселенная», «мир», – то есть вся земля, известная грекам и преимущественно населенная ими. Первое описание ойкумены встречается у греческого историка Гекатея Милетского (ок. 546–480 до н. э.). Вскоре это античное понятие «вселенной» приобретает культурно-политический, а затем и религиозный характер. Границы ойкумены совпадают сначала с границами Македонской, а затем Римской империи (orbis Romanus). «Случилось в те дни: вышел от Кесаря Августа указ о переписи по всей вселенной» (Лк.2:1; см. также Деян.17:6 и др.). «Варварские» – т. е. не греческие и не римские – земли лежат вне ойкумены. Императоры стремительно сокращавшейся в своих размерах Восточной Римской (названной итальянскими гуманистами Византийской) империи упорно именовали свою державу «вселенской». Патриарх Константинопольский, титуловавшийся «Экуменическим» («Вселенским»), удерживает этот архаический титул и сейчас, будучи реально епископом Стамбульским и турецким подданным (Константинополь не значится на карте мира с 1453 г.). Столь же архаично, но традиционно, именование православного Александрийского патриарха «Судиёй Вселенной».
Лит.: Феррари Ж.-Л. Восток и Запад «ойкумены» от Александра Великого до Августа: история и историография // Вестник древней истории. 1998. № 2. С. 32–50.
Ю. Рубан
(Статья предназначалась для Российского гуманитарного энциклопедического словаря. М.-СПб., 2002. Опубликована в книге: Рубан Ю. Пасха. Светлое Христово Воскресение: История, богослужение, традиции. СПб., 2014. С. 99.)