Для начала ответим на вопрос – «поощряет» ли Бог человека богатством?
Само по себе богатство не является показателем праведности или греховности. Богатым человеком может быть и грешник, и праведник. Но многие люди, в частности, исходя из буквального восприятия распространенного среди христиан выражения, что всё, что происходит в мире, происходит по воле Божьей, склонны считать, что богатство подает именно Бог, независимо от того, каким путем оно было приобретено. Порой приходится слышать: «Вон, посмотрите, этот олигарх в 90-е годы бандитом был, и Бог ему все дает – денег куры не клюют, и дома, и машины, и яхта, и жена молодая, а у порядочных людей ни копейки за душой, сколько народа с хлеба на воду перебивается. И почему Бог такую несправедливость попускает?».
В подобных умозаключениях есть основополагающая ошибка – уверенность в том, что богатство всегда дает Бог, а само богатство – это чуть ли ни самая главная форма Божественного «поощрения» для человека. Именно эта ошибка приводит к мысли, что Бог несправедлив к хорошим и порядочным людям, ведь они должны жить в достатке уже только потому, что они хорошие. А бывший бандит, ныне олигарх, согласно озвученной логике, как раз наоборот, должен быть наказан Богом и лишен всякого богатства. Однако, раз этого не происходит, то значит, что Бог несправедлив – поощряет грешника и не благословляет праведника. Таким образом, допущение в самом начале принципиальной ошибки приводит к неверным логическим заключениям.
На самом же деле, богатство далеко не всегда является Божьим благословением. Зачастую богатство бывает приобретено неправедным путем, не по благоволению, а по попущению Божьему, в чём, конечно же, тоже проявляется Божественная воля. Но не так, как думают те, кто считает, что всяким богатством человека одаривает Бог. В этом случае оно не может считаться заслуженным даром или заслуженным поощрением от Бога. Иначе стоило бы признать, что Бог благословляет нарушение заповедей, Им данных, поощряет нарушителей требований Его воли. Допустить такое – не просто нелогично, но и оскорбительно по отношению к Творцу.
Есть еще один важный момент – не всякий порядочный человек является человеком верующим и живущим в согласии с Богом. Порядочный человек – это не обязательно праведник в православном понимании. Это хорошо видно на примере граждан СССР, многие из которых были людьми порядочными, но при этом атеистами. Поэтому между понятиями «порядочность» и «праведность» ни в коем случае нельзя ставить знак равенства.
А что же, если человек исполняет волю Божию, живет по Его заповедям? Может ли такой человек рассчитывать на «поощрение» от Бога в виде богатства?
Священное Писание Ветхого Завета указывает на возможность связи между исполнением заповедей Божьих и благополучием и достатком праведников. «Блажен муж, который боится Господа, – в доме его будет обилие и богатство», – пишет псалмопевец (Пс.111:1-3). Многие праведные люди были людьми не бедными. Так, Авраам был «очень богат скотом, и серебром, и золотом» (Быт.13:2). Богатыми людьми были пророки Давид и Соломон, цари иудейские. Был благословлен Богом Иосафат, «утвердил Господь царство в руке его, и давали все Иудеи дары Иосафату, и было у него много богатства и славы» (2Пар.17:5).
Можно приводить и другие примеры из Священного Писания, однако было бы неверным и наивным полагать, что богатство у ветхозаветных праведников появлялось само по себе. Очень важно показать как именно «работает» благословение Божие. Опять обратимся к Писанию. Бог, давший через Моисея ветхозаветный закон, предостерегает иудеев от гордыни: «чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие», но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он даёт тебе силу приобретать богатство» (Втор.8:17-18). Бог дает силу для того, чтобы сохраняющий заповеди Его, мог жить в достатке. А для этого нужно трудиться, ибо «трудолюбивые приобретают богатство» (Прит.11:16). Действенная помощь Божия – это и есть Его благословение праведнику. И если праведник сам не искушается приобретенным богатством, ставя его во главу угла, то Божье благословение пребывает с ним. Таким образом, чрезвычайно важным в данном вопросе является то, как приобретается материальное благосостояние и как человек распоряжается им. Быть богатым не грех, грехом является неправедное приобретение богатства и замыкание его на себе.
Святитель Иоанн Шанхайский пишет: «Не само по себе материальное богатство вредно (оно нравственно нейтрально), и не сама по себе бедность полезна для возвышения души (бедность тоже нравственно нейтральна). Но похотение, обожествление богатства есть личный и социальный яд: когда богатству приносятся человеческие жертвы (а неразумный богач приносит в жертву себя самого и всех окружающих); когда забывается бессмертное и великое достоинство человеческое и цель жизни человека на земле. Похоть же богатства проявляется не только у богатых или богатеющих, но столь же часто у бедняков, завидующих лучшему материальному состоянию».
В Новом Завете появляется новое осмысление богатства, того, что оно может дать человеку и чего может лишить. На первый план выходят негативные последствия влияния богатства на человека. В притчах Господь Иисус Христос осуждает богачей, которые заботились лишь о своих доходах и не обращали внимания на других людей. Так, безумным назван богатый человек, построивший себе житницы и скопивший добра на многие годы вперед (Лк.12:16-21). Осужден на муки богач, любивший пировать и не замечавший лежащего у его ворот голодного Лазаря (Лк.16:19-31). Главным для человека Господь видит не земное богатство, а небесное: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:19-21). Именно пристрастие к богатству затмевает разум человека, обращает сердце его на темные пути, поэтому «трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф.19:23). Кроме того, богатство может служить источником многих искушений и позволять реализовывать те грехи, которые затруднительно совершать бедному человеку.
Итак, теперь пришло время ответить на вопрос, заданный в самом начале – могут ли падшие духи дать человеку материальное богатство? Каково богатство в современном мире? Что оно дает человеку? Материальное богатство практически всегда ассоциируется с властью. У кого деньги – у того и власть. Много примеров и того, как люди используют власть ради собственной наживы.
Вновь обратимся к Священному Писанию. Евангелие повествует об искушении Христа сатаной в пустыне: «И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи»» (Лк.4:5-8). Из этого евангельского отрывка мы можем подумать, что сатана и вправду имеет власть над всем миром, но это было бы фатальной ошибкой. Вся вселенная принадлежит Творцу. Так почему сатана, искушая Спасителя говорит о том, что власть в мире принадлежит ему?
Не удивительно лукавое предложение сатаны, «ибо он — лжец и отец лжи» (Ин.8:44). Профессор Богословский М.И. пишет: «Делая такое предложение, искуситель, очевидно, считал уже излишним скрывать более, что он – сатана, что в его власти находится весь видимый мир. Но от кого же он получил эту власть? – этого он не говорит. Правда, Сам Господь называет диавола князем мира (Ин. 12:31), только это отнюдь не значит, чтобы падший ангел получил власть от Бога, чтобы он был представителем божественной власти на земле … Власти над миром диавол ни от кого не получал и не мог получить. Он приобрел ее хитростью, обольщением первых людей на грех, которых и сделал из владык земли послушными себе рабами. А так как Бог не тотчас по обольщении первых людей связал сатану и не тотчас же вверг его в ад, то он и сделался князем мира и господствует в нем еще доселе, особенно среди язычников, и тех, кто поддается его искушению, возводит на высоту земного могущества и славы (Откр. 13:2). Итак, уверение сатаны, что все предано в его власть, хотя и нельзя назвать совершенно ложным, но оно далеко и от истины; только в гордом самоослеплении он называет себя владыкою мира».
Еще более подробно раскрывает суть вопроса власти святитель Амвросий Медиоланский: «Но как дьявол даст власть, если в другом месте ты читаешь, что всякая власть от Бога (Рим.13:1)? Разве можно служить двум господам (Лк.16:13) или от обоих принимать власть? Нет ли здесь противоречия? Нисколько. Рассмотри и убедись, что всё от Бога. И мир не без Бога, потому что мир через Него начал быть (Ин.1:10), но хотя мир сотворен Богом, дела мира злы, потому что мир во зле лежит (1Ин.5:19); порядок мира установлен от Бога, но дела мира от лукавого. Также и порядок власти от Бога, но властолюбие от лукавого. Ибо нет власти не от Бога; существующие же власти установлены от Бога, - не даны, но установлены – и противящийся власти противится Божию установлению (Рим.13:1-2). Так и здесь, хотя дьявол и говорит, что дает власть, однако не отрицает, что это позволено ему на время. Сам Установивший власть позволил ему это на время. И не власть зла, но пользующийся властью во зло. Хочешь не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее (Рим.13:3). Итак, не от власти зло, а от властолюбия. Власть утверждена Богом, и пользующийся ею на благо является служителем Бога. Служитель Бога на благо тебе (Рим.13:4). Поэтому нет никакой вины в должности, вина на том, кто ее исполняет, и не может оказаться негодным Божий порядок, но только действия распоряжающегося должностью. От небесного примера перейдем к земному. Император, давая кому-нибудь почетную должность судьи, заслуживает похвалу. Если кто во зло воспользуется должностью, это вина не императора, а самого назначенного им судьи. У всякого преступления свой виновник, и вовлекает в преступление не власть, но собственная порочность».
Итак, дьявол, являясь властителем над поклоняющимися ему, нередко дает им власть и богатство. Однако, не всегда, ведь среди закоренелых грешников немало бедняков. И проявляется это также как в случае с Божественным благословением праведников – в действенной помощи. Осталось лишь ответить на вопрос – в чем поклонение лукавому? Оставим в стороне открытый сатанизм, и сатанинские культы. Это, пожалуй, крайняя степень, до которой может дойти человек. Предложение власти и богатства – это один из самых действенных способов сбить человека с пути истинного, пути поклонения Богу. Недаром сатана пытался этим проверенным способом искушать Христа. Искушение властью и богатством – одно из самых сильных искушений для человека. Властолюбцы и корыстолюбцы, горделивые и человеконенавистники не устоят в нем. Одно дело, когда человеку поручают власть, и он честно исполняет должное, другое – когда он сам домогается ее. Многие люди готовы «идти по головам» для достижения власти или материального прибытка. Неправедное приобретение власти и богатства – это и есть поклонение лукавому, и он помогает в этом.
Лукавый чрезвычайно изобретателен в искушениях. Даже самое доброе дело он может обратить в погибельное, если делатель поддастся собственным страстям. Свт. Амвросий Медиоланский пишет: «И еще опаснее честолюбие: оно ловко и льстиво влечет к власти; часто честолюбие делает отступниками тех, кто не находит удовольствия в пороках, кого не привлекла роскошь и не захватила скупость. Честолюбие доставляет уважение извне и порчу внутри и, чтобы господствовать над другими, само сначала рабствует. Оно льстиво гнет спину, чтобы получить почетную должность, и, желая возвыситься, унижается, потому что чуждо то, что во власти есть превосходного; повелевая законами, она порабощает сама себя».
Стало быть, отвечая на вопрос «Может ли дьявол дать человеку материальное богатство?» должно дать утвердительный ответ, особенно если человек сам порабощает себя своим страстям (жадности, корыстолюбию, скверноприбытчеству и т.д.) и через это попадает во власть дьявола. Однако дьявол может поспособствовать обогащению и того человека, который не стремится разбогатеть всеми силами – с тем, чтобы богатство служило для него сетью и претыканием, источником искушений, чтобы при помощи материальных средств он мог совершать те грехи, которые, не имея сих средств, совершать крайне сложно или почти невозможно. Но всё же часто именно через предложение богатства (создание условий для его неправедного приобретения) лукавый порабощает человека. Таким образом, первопричиной служат человеческие страсти, которые дьявол подогревает, расставляя все новые и новые искушения, пока человек не окажется во власти лукавого. Цена за неправедно приобретенное богатство – спасение.