- Какова история этого возглашения?
- Какие церковные песнопения содержат пожелания многих лет?
- Какова практика возглашения многолетия в настоящее время в Русской Православной Церкви?
- Не противоречит ли пожелание многих лет жизни идее, что для христианина земная жизнь – бренная и преходящая, так что христианин должен быть настроен как апостол: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше (Флп.1:23).
Многоле́тие – торжественное провозглашение благопожелания и поздравления во время богослужения или на трапезе с припевом «Мно́гая ле́та!».
Какова история этого возглашения?
Считается, что богослужебное употребление многолетия восходит к имперскому богослужению Константинополя и связано с традицией чествовать императора. Самая ранняя рукопись, содержащая нотную запись многолетия, датируется XIV веком. В целом можно сказать, что возглашение многолетия за богослужением – поздняя традиция.
Её развитие можно представить так: сначала появилась практика возглашать многолетие императору на великих часах Рождества Христова и Богоявления (причем в Мессинском Типиконе, памятнике XIII века, многолетия еще в чине великих часов нет). Впоследствии появляется на основе текста этого многолетия песнопение «Великого господина…», после этого – нарочитые (добавочные) многолетия в конце служб.
Какие церковные песнопения содержат пожелания многих лет?
Во-первых, самое древнее многолетие, как уже сказано – это возглашение «Многа лета» на великих часах (на 9-м часе) Рождества Христова и Богоявления.
Другое песнопение, содержащее многолетие – «Великаго господина и отца нашего…».
Наконец, на архиерейском богослужении часто поется греческое Ис полла́ э́ти дэ́спота! (греч. Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα – «На мно́гая ле́та, влады́ко»).
И еще упомянем одно богослужение, которое приобрело статус, близкий к уставному – «Чин Торжества Православия», совершаемый в неделю 1-ю Великого поста. Там предусмотрено возглашение нескольких многолетий (всего 6): Святейшему Патриарху Московскому, других предстоятелям Поместных Православных Церквей, правящему архиерею, причту, богохранимой стране, всем христианам.
Какова практика возглашения многолетия в настоящее время в Русской Православной Церкви?
В настоящее время, как правило, многолетие, не входящее в состав богослужебного чина, произносят и поют после литургии: также существует традиция его пения после всенощного бдения (после 1-го часа). Также поют многолетие после Таинства Брака и при поздравлении христиан за совместной трапезой.
В храме многолетие возглашает диакон. Стандартная формула многолетия такова: «Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение и во всем благое поспешение, подаждь Господи рабу твоему, ныне тезоименитому (имя), и сохрани его на многая и благая лета»!
Достаточно часто многолетие адресовано епископам, настоятелю монастыря с братией и всем православным христианам.
Не противоречит ли пожелание многих лет жизни идее, что для христианина земная жизнь – бренная и преходящая, так что христианин должен быть настроен как апостол: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше (Флп.1:23).
Приоритет жизни будущего века несомненен и пожелание «многих лет» можно рассматривать как мирское, материальное. Однако и такое пожелание имеет библейские основания.
Во-первых, подобные мысли содержатся в книге Притчей: Слушай, сын мой, и прими слова мои,– и умножатся тебе лета жизни (4:10; Начало мудрости– страх ГОСПОДЕНЬ, и познание Святого – разум; потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни. (9:10-11).
Во-вторых, в историях ветхозаветных патриархов (книги Бытия и Иова) долголетие рассматривается как одно из благословений Божиих: и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный, и приложился к народу своему (Быт.25:8 см. также Быт.35:29, Иов.42:17, 2Пар.24:15).
Так что можно пожелание многих лет рассматривать как синекдоху: мы желаем человеку долголетия и вместе с этим остальных благословений Божиих.
Литература по теме
- Многолетия Г.И. Шиманский
Комментировать