Ложь во спасение
Христос однозначно характеризует дьявола как родоначальника лжи: когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин.8:44).
«Ложъ во спасение» — искажённая цитата из 32 псалма: Ложъ конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется (Пс.32:16–17), по-русски: Ненадёжен конь для спасения. (Ложъ — церковнославянское прилагательное мужского рода, переведённое в Синодальном переводе как «ненадёжен»). Другой пример употребления того же слова: Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложъ (Пс.115:2), то есть опять-таки «ненадёжен».
Ложь противоестественна и противна спасению «Ложь заключает двери к молитве. Ложь изгоняет веру из сердца человека. Господь удаляется от человека, творящего ложь» (свт. Феофан Затворник). Что же касается так называемой утешительной лжи, она часто бывает обусловлена неумением или неготовностью человека представить своему собеседнику правду в той мере и в той форме, в которой он способен её принять. Иногда для этого не достаёт мудрости или мужества. Отсюда и оправдательный антураж для случившейся лжи: ложь во спасение, ложь ради спокойствия или милосердия и т. д.
Иногда приходится слышать рассуждения о том, что ложь бывает необходима. Например, чтобы скрыть кого-либо от врагов или дать человеку спокойно умереть. Это лукавство.
Лишь человеку с ограниченным лексиконом неведомо, что вовсе не обязательно всегда давать исключительно утвердительный или отрицательный ответ. Послушайте выступления политиков: часто их спрашивают об одном, а они отвечают совершенно о другом. Иногда дети задают наивно-бесцеремонные вопросы, но нам ни разу не приходилось слышать на них прямой ответ. В большинстве ситуаций возможно уклониться от ответа, можно и промолчать или заявить, что вы отказываетесь отвечать. Несомненно, лгать проще, но это не решение для христианина.
Более страшно, когда люди лгут умирающему, боясь «расконсервировать» его душу и совесть на смертном одре. Пусть человек погибнет для вечности, лишь бы не нервничал и не переживал, надеясь, что у него ещё есть время...
«Нет ничего среднего между Истиной и ложью, но как находящийся вне света, по необходимости, будет во мраке, так и немного отступивший от Истины, предоставлен подлежать лжи, если будем говорить правду; и хотя возможно сказать, что между светом и тьмой есть середина - называемая вечерними и утренними сумерками, однако, между Истиной и ложью, как бы кто ни старался, не выдумает нечто среднее» - святитель Марк Эфесский.
Если же нам не хватило веры, или мы обрекли себя в ситуацию, когда остаётся лишь выбор между большим и меньшим грехом, то последуем совету Аввы Дорофея: «когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а должен каяться и плакать перед Богом и считать такой случай временем искушения».
Праведный гнев
Из Священного Писания мы знаем, что Христос гневался на торгующих в Иерусалимском храме. Гневался Иоанн Креститель, когда называл фарисеев, приходящих к нему, порождениями ехидны, то есть змеиными отродьями, и спрашивал их: кто внушил вам бежать от будущего гнева? Это все признаки гнева, который безгрешен, гнева, который рожден чувством ненависти ко греху, но любви к согрешающему и желанием ему спасения.
Православное учение о человеке говорит, что гнев как природная способность души был дан человеку вместе с такими силами, как разум и любовь. Гнев подобен сторожевому псу, поставленному охранять дом. Если он без всякой пощады грызет воров и грабителей, такой пес достоин похвалы, как помощник и защитник. Но если он начинает бросаться на гостей и случайных прохожих, то занимается вредительством.
У святых отцов есть понятие «праведного гнева», когда гнев направлен на борьбу со страстями и является иммунной силой души.
Поэтому, всячески предостерегая от неправедного гнева на людей, святые не отвергали сам гнев, а лишь призывали дать ему верное направление. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Ты гневлив? Будь таким по отношению к своим грехам, бей свою душу, бичуй свою совесть, будь строгим судьей и грозным карателем своих собственных грехов - вот польза гнева, для этого Бог и вложил его в нас».
«Раздражимость, или яростная часть души, – говорил пр. Макарий Оптинский, – дана нам не для того, чтобы гневаться на ближнего, а иметь ревность против греха».
Белая зависть
Зависть - это скорбь о благополучии ближнего. Избегать зависти заповедано нам Богом через пророка и Боговидца Моисея в 10-й заповеди. Зависть не может быть белой. Зависть всегда останется завистью, в какой бы цвет мы ее не раскрашивали.
«Белой завистью» можно считать тот её вид, который описан в Сказке о рыбаке и рыбке – я не хочу чужого, я хочу такого же. Итог этой сказки хорошо известен.
То, что подразумевают под белой завистью в полной мере выражает замечательное слово сорадование.