Гнев, гневить
Человеч. Г. – это эмоциональная реакция, возникающая в тех случаях, когда затрагивается, нарушается или подвергается угрозе ч.-л. дорогое, особо ценное для этого человека. Г. направлен против того, кто виновен в этом нарушении, приносящем человеку моральный или материальный ущерб. Обиженный, в котором «закипает» Г., может разразиться бранью, в нем может проснуться жажда мести. Г. может вспыхнуть как внезапный порыв; он может найти свое выражение в словах или поступках человека, но может быть также подавлен усилием воли или осознанием его греховности. Там, где Г. живет в людях, он ведет к ненависти (⇒ Ненависть).
I 1) ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГНЕВ может легко превратиться в необузд. страсть, которая несет угрозу существованию другого человека (Быт 4:5–45). Г. и грех тесно связаны между собой (Пс 4:5; Иак 1:19). Поэтому притчи предостерегают от проявлений Г. и рекомендуют сохранять самообладание (Притч 12:16). Иисус запрещает гневить брата (Мф 5:22); Павел повторяет ветхозаветное предостережение из Пс 4 и заповедует не хранить в сердце Г. до след. дня, т.е. немедленно выяснить его причины и устранить их (Еф 4:26). У верующих Г., как реакция плоти (Гал 5:20), не должен иметь места (Еф 4:31), особенно в молитве (1Тим 2:8). В Еф. 6 Павел предостерегает отцов, призывая их не раздражать своих детей, чтобы не вызывать их Г. (Еф 6:4);
2) но бывает и такой Г., который Библия не осуждает: это те случаи, когда человек впадает в Г. перед лицом греха, оскорбляясь не за себя, а за попрание правды Божьей. Так произошло с Самуилом из-за самоволия Саула (1Цар 15:11.) и с Неемией из-за корыстолюбия иудеев (Неем 5:6). Так гневался Моисей, когда Израиль отпал от Господа и отлил себе золотого тельца (телец) (Исх 32:19). Такой Г. свят и праведен (Мк 3:5; ср. Ин 2:14–17), но его целью должно оставаться спасение и обращение людей, на которых гневаются; Иисус запрещает Своим ученикам требовать их уничтожения (Лк 9:54). Люди не должны считать себя исполнителями Г. Божьего, они могут лишь дать ему место (Рим 12:19).
II. 1) Библия постоянно говорит о том, что ГНЕВ БОЖИЙ, который возгорается от соприкосновения со злом и неправдой, пребывает с грешником (Еф 2:3) и грозит разразиться над теми, кто пренебрегает послушанием и милостью Божьей. Бог так возлюбил людей, что пожертвовал ради них Своим Сыном (Ин 3:16), но Святой и Чистый гневается на все то, что противостоит Его сущности, и уничтожает то, что восстает против Него и Его установлений (Пс 5:5–7). Поскольку присутствие Бога и общение с Ним исключает нечистоту, Он ненавидит зло и стремится подвигнуть человека к отстранению от греха, чтобы спасти его (Иез 18:21–23). Но если человек не отстраняется от греха, то Г. Божий настигает и грех, и грешника (Ис 9:11.; Наум 1:2);
2) люди ВЗ на себе познали Г. Божий (Чис 11:1; Нав 7:1; Суд 3:8; Иер 52:3). Они знали, как он возгорается (Втор 32:22; Ис 30:27), а также то, что человек гибнет от Г. Божьего (Пс 89:7), отвергнутый Богом (Пс 26:7; ср. Иер 21:5–7). Г. Божий передвигает горы (Иов 9:5), и никто не может утолить его, если его разожгли грехи народа Божьего (Иер 17:4). Но этот гнев настигает и язычников (Иер 10:10; Пс 109:5,6; Ис 63:3). Отсюда становятся понятными как просьба, чтобы Бог отвратил Свой Г. (Исх 32:12; Пс 84:6; Дан 9:16), так и желание укрыться от него (Ис 26:20), но вместе с тем и великая радость по поводу наличия обетования и осознания того, что Г. Божий длится лишь огранич. время (Пс 29:6; Мих 7:18), в отличие от Его вечной милости;
3) так же отчетливо о Г. Божьем, грозящем всем безбожным и неправедным, говорит НЗ (Лк 21:23; Ин 3:36; Рим 1:18; Еф 5:6; Кол 3:6; 1Фес. 2:16). При этом выражения «день гнева» (Рим 2:5; Откр 6:17) и «будущий», «грядущий» Г. (Мф 3:7; Лк 3:7; 1Фес. 1:10) относятся к последнему Суду в конце времен (Откр 20:11–15). В образном языке Откровения суд Божий явлен как чаша Г. Божьего, которую предстоит испить пораж.этим Г. (Откр 14:10; ср. 25 и след.), и как семь чаш Г., которые Его ангелы изольют на созревшую для суда землю (Откр. 16). Но над тем, кто спасен верой в Иисуса Христа, уже не нависает угроза Г. Божьего, его уже не коснется суд, он обретет вечную жизнь (Ин 5:24; 1Фес. 5:9).