Источник

ГНЕВ (человека)

Гнев есть тяжкий недуг души (4:84, см. ПЛАЧ, 1370) (5:123, см. ДУША, 328).

Гнев – смертный грех. Это безмерное желание отмщения (1:8, см. ГРЕХ, 247).

Гнев есть язва, нанесенная врагом в грехопадении (4:136, см. ГРЕХ, 257).

Гнев есть мучительная страсть, которая не может остаться скрытой

Гнев есть мучительная и лютая страсть, и сокровенна быть не может. Прочии страсти сокрываются удобно, а гнев утаиться не может. Сердце бо, гневом исполненное, по подобию котла кипящаго, извергает гнева различные знаки, которые являются на различных членах. От гнева краснеют и сверкают, как искры очи; от гнева надымаются жилы, подымаются брови и власы; гнев делает, что скрежещем зубами, пену точим устами, главою киваем, главу крутим и вертим. От гнева лице помрачается, гнева действие есть, что руки сжимаем и плеск издаем, ногами о землю ударяем; во гневе ударяем в груди, власы и одежду терзаем; гневом исполненный кричит, вопит, слезит, жалится, хулит и часто тое изрыгает, о чем после жалеет; словом сказать, весь человек в гневе изменяется, весь вид бесноватому подобен. Ежели так скаредные внешние показуются знаки, ежели так безобразно тело от гнева является: что уже внутрь, в сердце есть, которое так смрадный извергает запах? Как мерзка и безобразна душа гневающагося, как гнусна пред очесами Божиими является, когда только знаки гневающагося пред нами, которые и сами тоежде зло внутрь носим, несносны показуются! (2:177).

Гнев, как буря и огонь

Гнев бо, как буря, все сокрушает, или как огнь, все поядает. Во гневе никакого добра не может человек сделать кроме зла. Берегись убо во гневе наказывать (5:169).

Гнев уподобляет человека скоту

Видим в скоте гнев и ярость: тоежде имеется и в человеке. Видим как гневается, как негодует, ропщет, ярится, как себя терзает, весь от гнева, как лист от ветра трясется, как себя заклинает, как злословит, хулит и часто страшныя хулы извергает, как обидевшему грозит; како на него злобится и ищет всяким способом ему отмстить. Се есть действие богомерзкаго и пагубнаго гнева, в сердце у человека крыющагося! Видим, что скоты дерутся: видим то и в человеках: видим, сколько ссор и кровопролитий различных между бедными людьми имеется (4:153–154).

Гнев мучит человека

Посмотри еще на «гнев», какие он знаки мучительства своего производит! Смотри, что во гневе человек делает: как негодует и шумит, кленет и ругает сам себя, терзает и биет, ударяет в главу и лице свое, и, как в лихорадке, весь трясется; словом, подобен тогда является бесноватому. Аще вне так скареден вид является: что уже делается в бедной душе? как ее бес сей мучит? Видишь, человече, как лютый сокровен змиин яд в душе, и как горько его мучит! Познай убо со всяким прилежанием и испытанием смертоносный яд сей, в сердце и душе твоей крыющийся! Действие его лютое и тлетворное самого его показует (4:141).

Гнев всегда наружу выходит

Гнев оказывает себе яростию, криком, хулением, проклинанием, плесканием рук, терзанием влас, и проч. Злоба или памятозлобие оказывает себе отмщением чрез слово или дело, повреждением, безславием, клеветою и убийством. Сии суть плоды гнева и злобы (4:324).

Гнев происходит от плотского рождения (3:57, см. БРАНЬ, 116).

Гнев рождается от самолюбия

Как гнев, так и ЗЛОБА «раждается» от безмернаго САМОЛЮБИЯ. Ибо самолюбец во всем ищет своея корысти, славы и чести; а когда видит в чем препятствие своему намерению и желанию, о том смущается, печалится и гневается на того, кто препятствие делает, почему и тщится гнев свой в дело произвести, то есть, отмстить, что свойственно есть злобе (2:178).

Гнев есть яд от Диавола

Словом изобразить не можно скареднаго того бедныя души состояния. И сие не токмо на большом человеке, но и на малом отрочати и младенце приметить можно: как он кричит, ярится, всего отвращается, пока гнев не утолится! От сего видно, как великим ядом от диавола сердце человеческое наносно, как великое зло внутрь нас кроется, – чего довольно оплакать не можем. А сие научает нас непрестанно воздыхать и молиться Богу, чтобы сердце наше, так люто испорченное, исправил и обновил (2:177).

Диавол возбуждает в человеке гнев (4:53, см. БРАНЬ, 121).

Гнев открывает вход в душу диаволу (5:229, см. ЗЛОБА, 393).

Утвердившийся гнев есть злоба (5:229, см. ЗЛОБА, 393).

Гнев от обиды

Гнев есть чувствование сердечныя болезни, от обиды другаго родившияся, которая или делом, или словом бывает (2:177).

Гнев в сердце показует нанесенная обида, т. е. через искушение (2:50, см. ИСКУШЕНИЯ, 407).

Гнев на обличительное слово есть безумие, подобное гневу на зеркало, показывающему пороки на лице.

Не должно гневаться никому за слово обличительное. Не гневаешися, человече, на зеркало, что пороки на лице твоем показует: почтож гневаться на проповедника, что он словом грехи твои тебе показует? Зеркало показует тебе тое, что имеется на лице твоем: тако обличительное слово обличает тебе в том, что есть в душе твоей (4:389).

Гневливый идет в ров погибели (4:100, см. ГРЕХ, 264).

Гнев пресекать, чтобы не перешел в злобу и памятозлобие

Гнев обращается в ЗЛОБУ и ПАМЯТОЗЛОБИЕ, когда долго удерживается и питается в сердце. Чего ради повелено нам скоро его пресекать, чтобы в ненависть и в злобу не возрасл, и так к злу большее зло не приложилося. «Солнце да не зайдет в гневе вашем, ниже дадите место диаволу», глаголет Апостол (Еф. 4, 26 и 27). Якоже бо пожар, когда вскоре не потушится, многие поядает домы: тако гнев, когда вскоре не пресечется, много зла учинит и многих бед виною бывает. Чего ради, по увещанию Апостола, должно вскоре гнев из сердца изгонять, когда начнется, чтобы, усилившися, и нас самих гневающихся, и тех, на кого гневаемся, более не повредил и не погубил (2:178).

Как победить гнев

Ежели ты ко гневу сроден, или по привычке склонен, то всего, и прилежно того берегись, что сию страсть возбуждает. Утиши себе на малое время, и сочти, сколько дней ты сердился. Ты по своему нраву ежедневно сердиться обык; а буде два или три дня ни за что не злобился, то уже подлинный знак, что гнев твой убывает. Ежели увидишь, что сего гнева с яростию целую неделю у тебе не было, то, сходивши в церковь, за сию Творца твоего милость усердно поблагодари. Сегодня я ни о чем не печалился, и завтра тужить не стану, а что как я недель пять-шесть сряду тоже делать начну? не лучшель мне прежняго будет? (1:236).

Следует гневаться не на обличительное слово, т. к. это подобно гневу на свою совесть, но на самого себя и исправляться

Кто гневается на слово обличительное, видно, что он те грехи в себе имеет, которые слово обличает вообще. Ибо знамение есть, яко, что в слове он слышит, в том обличает его и совесть его. Когда убо, человече, гневаешися за обличительное слово на проповедника, то гневайся и на совесть твою, которая тебе обличает. Однакож, как ни ярись, она не престанет тебе обличать, всегда будет тебе говорить, что видит в тебе. Лучше убо гневаться на себе самого, что грешил и совесть свою уязвлял. Покайся убо и престани делать тое, чем совесть уязвляется; и совесть уязвлять тебе уже не будет, и слово обличительное не будет тебе касаться. Тогда покой, мир и радость в душе твоей благодатию Божиею будет вселяться (4:389).

Подавлять в себе гнев, чтобы не перешел в злобу

Гнев, когда в начале не укротится, обращается в злобу. Злоба, как в историях читаем и ныне видим, великия беды и напасти, и самым злобствующим и тем, на которых злоба бывает, делает. Ибо таковыми людьми диавол, дух злобы, обладает, и водит их куда хощет, и делает чрез них, что хощет. Почему сказано от Апостола: «гневайтеся и не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем: ниже дадите места диаволу» (Еф. 4, 26–27). Берегись убо, христианине, гнев держать на ближняго твоего, да не в злобу обратится, и тако себе и ближняго твоего погубишь; но вскоре укрощай гнев твой, и убивай того, яко беззаконнаго младенца, пока мал есть, да не возрастет, и тебе самого убиет (5:190).

От ответного гнева гнев разгорается, от КРОТОСТИ угасает

Как огнь огнем не гасится, тако гнев гневом не побеждается, но паче разжигается. Отсюду возстают ссоры, брани, драки, кровопролития, убийства и прочая злая. А кротостию и любовию часто и самые свирепые враги преклоняются и примиряются (2:365).

Гнев гневом не гасится, а кротость и свирепых смягчает (1:166, см. КРОТОСТЬ, 447).

Гнев укрощать кротостью и тихостью Христовою (4:143, см. БРАНЬ, 176).

Истинно любящий допускает гнев на грехи, но не на согрешающего (2:334, см. ЛЮБОВЬ, 485).

Гневающийся должен вспомнить и убояться присутствующаго Господа (4:129, см. БЕЗЗАКОНИЯ, 13).

Гнев, – борясь с этой страстью, не покоряться остальным (4:143, см. БРАНЬ, 128).

Гнев и злоба. См. третья глава, четвертой статьи, первой части первой книги «О истинном христианстве» (2:177–180).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с.

Комментарии для сайта Cackle