Источник

БРАНЬ, БОРЬБА ДУХОВНАЯ

В чем состоит внутренняя борьба

Плотское рождение наклоняет христианина к плотскому МУДРОВАНИЮ; духовное к мудрованию духовному. Плотское к исканию ЧЕСТИ, СЛАВЫ, богатства земного движет: духовное отводит от того, и движет к исканию вечных благ, славы и БЛАЖЕНСТВА вечнаго. Плотское побуждается к ГОРДОСТИ и ВЫСОКОУМИЮ: духовное к СМИРЕННОМУДРИЮ. Плотское поощряет ко ГНЕВУ, ЯРОСТИ, ЗЛОБЕ, МЩЕНИЮ; духовное отвращает от того, и поощряет к ТЕРПЕНИЮ, ТИХОСТИ, НЕЗЛОБИЮ, КРОТОСТИ. Плотское побуждает к НЕНАВИСТИ ближняго: духовное от того уклоняет и склоняет к ЛЮБВИ. Плотское к НЕМИЛОСЕРДИЮ и ЖЕСТОКОСТИ; духовное к МИЛОСЕРДИЮ движет. Плотское к СРЕБРОЛЮБИЮ и МИРОЛЮБИЮ: духовное к ЛЮБВИ Божией влечет. Плотское сердце к ССОРЕ и ВРАЖДЕ: духовное к МИРУ, СОГЛАСИЮ и ЕДИНОМЫСЛИЮ благочестивому привлекает. Плотское к ПЬЯНСТВУ, НЕВОЗДЕРЖАНИЮ, НЕЧИСТОТЕ; духовное к ТРЕЗВОСТИ, ВОЗДЕРЖАНИЮ и ЦЕЛОМУДРИЮ побуждает. Плотское ко ЛЖИ, ЛЕСТИ, ЛИЦЕМЕРИЮ; духовное к ИСТИНЕ, ПРОСТОСЕРДЕЧИЮ ведет. Вкратце, плотское рождение наклоняет человека к самолюбию, исполнению ВОЛИ СВОЕЯ и угождению себе самому: духовное к Боголюбию, к ПОСЛУШАНИЮ Богу и творению воли Божией, и от всего того отводит, что воле Божией противно есть (3:57–58).

В чем состоит внутренняя борьба

Брань между людьми бывает, когда одни возстают, а другие противятся; тако и внутрь у человека с самим собою бывает БРАНЬ, когда возстает похоть и страсть, но он той противится; противится гордости и высокоумию смирением, гневу терпением, злобе кротостию, зависти любовию, нечистоте целомудрием, и прочая (3:259).

Брань плотскаго и духовнаго человека в христианине

Два человека, в едином христианине обретающиеся, как противны суть между собою, так непрестанную между собою имеют брань, и друг другу противятся, как учит Апостол: «плоть похотствует на духа; дух же на плоть: сия же друг другу противятся». Чего хощет плоть, того не хощет дух; и чего хощет дух, того не хощет плоть. Что плоть хощет делать, того не хощет дух, и противится тому; а что дух начинает и делает, тому плоть противится, и хощет тое разорить. От сего сражения и брани последует, что едино побеждает, другое побеждается, брань без того не бывает. Когда побеждает внутренний человек, тогда побеждается внешний; и когда побеждает внешний. тогда побеждается внутренний, от чего бывает единаго живот, другаго смерть (3:227).

От двух рождений в христианине востает брань (духа и плоти) (3:57, см. БРАНЬ, 118).

Жизнь есть брань непрестанная. Каждый христианин или со Христом или с Его противником. Третьяго не дано

Аще Христа недостоин, то достоин того, котораго гордости последует. Надобно убо или Христу последовать, и со Христом быть, или противнику Его последовать и с ним участие иметь: к которой-нибудь стороне надобно пристать, и тоя держаться. Кто чию волю творит, тому и последует. ЖИТИЕ в мире сем БРАНЬ есть непрестанная, на которой две стороны сражаются не оружием видимым, но духовным и невидимым, как и брань есть невидимая и духовная. Христос, Царь мира, церковь Свою управляет и защищает, и вооружает противу диавола, врага христиан; но диавол противу сих возстает и вооружается с своим полчищем, и хощет не грады их отнять, но души пленить. Неотменно убо всяк или со Христом и рабами Его под крестом Его воинствуют противу онаго врага, или в противной стороне находится. «Иже несть со Мною, на Мя есть» (Мф. 12, 30), глаголет Господь. Кто противится воле Христовой, и не последует Ему, уже пристал к противной стороне, от полка Христова отстал, изменил Христу, и возвратился к темному сатанинскому полчищу, котораго на крещении отрекся было. Не имя бо христианское, но вещь делает христианина, как и воина не имя, но брань и подвиг показывает. Всякое бо имя без вещи есть пустый титул. Не пустый ли титул есть – называться рабом господина, и не работать господину. Называться воином и в доме лежать? Называться учеником, и не учиться от учителя? Называться и христианином, но не последовать воли Христовой? Всяк христианин от Христа именование свое имеет, яко, отставши от диавола, ко Христу пристал, и обещался Ему последовать, как форма отрицания при крещении показует (5:147).

В христианине плоть воюет на дух

Всякий христианин двоякое рождение имеет, ветхое и плотское, духовное и новое, как выше сказано, и одно другому противное. Плотское рождение есть плоть: духовное есть дух. Рожденное от плоти, плоть есть: и рожденное от Духа, дух есть (Ин. 3, 6). А понеже оба сии рождения друг другу противны, то оттуда возстает сражение и брань между плотию и духом, христианине: «плоть похотствует на духа, дух же на плоть». Плоть хощет умертвить духа, дух же плоть. Плоть хощет покорить духа, дух же плоть. Плоть хощет обладать духом, дух же плотию. Плоть хощет гордиться, величаться, возноситься: дух же не хощет, но хощет смиренномудрствовать. Плоть хощет гневаться, злобиться, ссориться, делом или словом отмщевать: но дух того не хощет, а хощет все кротостию прощать... Плоть хощет в праздности жить, лениться: но дух того отвращается, а хощет в благословенных трудах упражняться. Плоть хощет гулять, пиянствовать, банкеты и пиршества строить, по дух того отвращается, и хощет или умеренно жить, или поститься. Плоть хощет славы, чести, богатства в мире сем искать: но дух все тое презирает, и к единым вечным благим стремиться, и проч. Тако похотствует плоть на духа, дух же на плоть. Христианину, яко обновленному, не по плоти, но по духу должно жить, и плоть духу покорять, по Апостольскому увещанию: «духом ходите, и похоти плотские не совершайте». И сие, то есть «плоть распять со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 16 и 24), «плоти угодия не творить в похоти» (Рим. 13, 14) (5:200).

Отсюду бывает в едином и томжде христианине истинном брань между плотию и духом, между злонравием ветхаго и добронравием новаго человека, яко «плоть похотствует на духа, дух же на плоть; сия же друг другу противятся» (Гал. 5, 17) (3:139).

Понеже в человеке, который христианскую ВЕРУ и КРЕЩЕНИЕ восприял, ветхое или плотское, новое или духовное рождение и потому два рождения имеются: от сих двух рождений возстает в нем БРАНЬ ДУХА и ПЛОТИ, или, как простее сказать, двоякое наклонение, движение, побуждение и поощрение; понеже два сии рождения суть противны себе, и свое свойство каждое от них содержит, и к тому человеческое наклоняет и побуждает СЕРДЦЕ, что которому свойственно есть. О чем Апостол святый глаголет: плоть похотствует на духа, дух же на плоть; сия же друг другу противятся (Гал. 5, 17) (3:57).

Между сими законами непрестанная есть брань: что един хощет, от того другий отвращается, что плоть хощет, того дух не хощет. Плоть хощет гордиться, величаться, превозноситься, но дух смиренномудрствовать. Плоть хощет в славе и чести быть, дух же «вся в уметы вменять». Плоть хощет упокоеваться, дух же бодрствовать, трудиться. Плоть хощет банкетовать, пьянствовать, веселиться, а дух воздерживаться, поститься, за грехи сетовать. Плоть хощет врагам своим отмщевать, а дух любит врагов, добро творит ненавидящим. Плоть хощет чуждая похищать, а дух и своя требующим раздавать. Плоть хощет сладострастиям своим угождать, а дух целомудрствовать. Плоть хощет во всем волю свою исполнять, а дух волю Божию. Так и в прочем плоть и дух противятся между собою (1:126).

ПЛОТЬ восстает на дух

Но притом знай, что плоть всегда со страстьми и похотьми будет на тебе воставать, и под иго свое покарять, но ты ей оружием духа воспротивися. Итак, ежели ГОРДОСТЬЮ и НАДМЕНИЕМ против тебе подыматься будет, вооружайся духом СМИРЕНИЯ, памятуя, что «земля еси и в землю пойдеши»; ежели похотью ПРЕЛЮБОДЕЯНИЯ и нечистоты будет бороть, вооружайся духом чистоты и ЦЕЛОМУДРИЯ; ежели похотью СРЕБРОЛЮБИЯ и многостяжания, противися духом НЕСТЯЖАНИЯ и нищеты, <...> ежели похотью МЩЕНИЯ, противися духом КРОТОСТИ и НЕЗЛОБИЯ. Тако и в прочем плоть духу покоряй, в помощь призывая Того, Его же имя на себе носиши, Иисуса Христа (1:47).

Христианин воюет против плоти

Когда христианин плоти со страстьми и похотьми противится и не соизволяет ей, что хощет, но паче тщится ее духу покорить; тогда между христианином и плотию брань бывает. И сие то есть, что Апостол глаголет: «плоть похотствует на духа; дух же на плоть: сия друг другу противятся» (Гал. 5, 17). На брани видимой, когда одна сторона другой не хощет покоритися, и тако в работу ей предатися, всеми силами противу той стоит и подвизается: тако христианину со всяким тщанием и прилежанием должно противу плоти стоять и подвизаться, когда не хощет от ней побежденным быть и ей покориться, и пленником ея быть, и тако ей работать (4:142).

Брань плоти и духа в склонностях

Бывает брань между плотию и духом «в склонностях», которыя до нравов надлежат. Плоть хощет делать тое, что ей свойственно и приятно, как-то: величаться, гордиться, превозноситься, в славе, чести и почтении у людей быть, сладострастию своему угождать, ближнему за обиду отмщевать, богатство собирать, уповать на свою силу, хитрость, богатство, на князей и вельмож века сего, и проч. Но дух от всего того отвращается, яко суетнаго, и научает Бога бояться, любить, почитать, и на Него единаго надеяться и призывать и помощи искать. И в сей брани сатана плоти нашей помогает на дух наш, который, как прародителей наших в рай, так и ныне христиан отвратить тщится, от любви Божией, послушания и почитания (3:228).

Вся жизнь есть брань

Житие на земли не ино что, как путь, якоже сказано, странствование, брань непрестанная. Кто же убо пожелал бы всегда на пути быть, странствовать, всегда на брани быть, со врагами сражаться, уязвляться, в безпокойствии и страсе быть? Блаженная смерть окончевает вся сия, и приводит к желанному отечеству (2:242).

Христианине! наше житие не ино что есть, как брань, и брань противу различных врагов; брань противу диавола и аггелов его; брань противу плоти со страстьми и похотьми; брань противу злаго и враждебнаго мира, брань противу лжебратии, брань противу тайных и явных врагов: брань есть непрестанная и лютая: каким убо щитом нам от стрел врагов наших защищаться в день лют? Святое Божие слово указует нам на ВЕРУ и имя Господне, и всех Святых примеры показуют тое; и вси истинные христиане в день скорби своея к сему щиту прибегают, и тем защищаются от лица вражия (4:189).

На пути ко СПАСЕНИЮ множество препятствий и врагов

Везде распростерты диавольские сети, везде подложены подкопы к погибели душевной, везде сретают соблазны, соблазны в домах, соблазны на стогнах, соблазны на распутиях, соблазны на путех; а глаза и уши, как двери некия суть, которыми всякое зло в храмину сердечную ударяет. Мир со своими прелестьми вооружается; супостат диавол, «яко лев, рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1Пет. 5, 8); «плоть со страстьми и похотьми» непрестанно восстает на душу. Ныне гордость, потом сребролюбие, то гнев, то ярость, то пьянство, то блуд и прелюбодеяние, то леность и уныние, то злоба и отмщение и прочие душевныя враги подымаются. Против сих врагов надобно христианину непрестанно бороться, даже до кончины жизни своея. А как бороться, не имея оружия? Но как враги сии суть духовныи, то есть, противу духа воюющии: так и оружию, которым побеждаются, должно быть духовному. А сие духовное оружие СЛОВО Божие показует. Оно наставляет нас, как стоять противу духов злобы поднебесных, как противу плоти страстной подвизаться, как уклоняться от прелестей мира и соблазнов (1:101–102).

Всякому христианину следует всегдашняя брань с диаволом (4:243, см. ИСКУШЕНИЕ, 403) (3:230, см. БОДРСТВОВАНИЕ, 111).

На христиан восстают сатана и ангелы его

Видим в мире сем, что когда возстает царство на царство, то между ими бывает брань: тако и ХРИСТИАНЕ имеют своих врагов, возстающих на них, и бывает с ними брань. На брани мира сего люди на людей возстают: таков брани христианской САТАНА и злые его ангелы противу христиан возстают. Люди, на людей возстающии, видимы суть: но сатана и ангелы его, враги наши, невидимы нам суть. На брани мира сего противная противную сторону видит, и так друг друга опасаются: но в христианской брани христиане видимы от врагов своих демонов, но сами их не видят (4:48).

Враг в брани с христианами стремится пленить душу (4:50, см. ВРАГ, 197).

Враг всегда преследует, поэтому постоянная борьба (3:440, см. ВРАГ, 208).

Борьба с духами злобы тяжела, так как диавол стремится отнять СПАСЕНИЕ

Сия брань отправляется благополучно недремлющим оком. Тяжка брань людям с людьми, но далеко тяжчайшая людям с духами злобными. Они нас видят и, что делаем и говорим, примечают: но мы их не видим. Они тщатся у нас отнять не города, не рубежи, не тленное сокровище, но спасение вечное, которое Христос Сын Божий честною Кровию и смертию Своею нам приобрел. Сие неоцененное сокровище восхитить у нас они подвизаются и подвизаются день и нощь. Борют они нас бодрствующих, борют и спящих; наветуют во дни, наветуют и в нощи. Христианине! надобно и нам НЕ ДРЕМАТЬ, когда хощем себе спасти и их пленниками не быть. Оружие они свое находят в нас самих. СТРАСТЬМИ и похотьми борют нас (4:243).

Брань с диаволом в ПОМЫСЛАХ

ДИАВОЛ поощряет тебе ко греху, но ты в сердце твоем ответствуй ему: не хощу; ибо Богу противно, Бог то запретил. ДИАВОЛ возбуждает в тебе скверную и БЛУДНУЮ мысль; ты отвещай ему: Бог мой запретил сие мне. ДИАВОЛ возбуждает в тебе ГНЕВ и ЗЛОБУ, ко отмщению; ты пресекай сию мысль мечем глагола Божия, глаголя в сердце твоем: Бог того не повелел. Указует тебе диавол на чужую вещь и подстрекает сердце твое к хищению тоя; говори в сердце твоем: Бог тое запретил: «не укради, не пожелай». Тако и в прочих мыслях, противных закону Божию, возстающих в сердце твоем, поступай и смотри, согласная ли, или противная закону Божию мысль твоя? Согласную приемли, и в дело производи: противную закону отражай, да не укрепившися победит тебе. В сем во образ подал нам Себе Христос Спаситель наш. Который на всякое диавольское искушение ответствовал искусителю: «писано есть, писано есть» (Мф. 4, 4, 7, 10) (4:53).

В борьбе с ПОМЫСЛАМИ человек подобен защищающему дом от разбойников или от пожара

В сем деле (в борьбе с помыслами) так важном, в котором о спасении души своей подвизается христианин, должно нам подражать тем людям, которые или дом свой от находящаго разбойника, или град защищают от неприятеля. Тогда они все тщание полагают, чтобы от врагов своих непобежденными быть; противятся и отражают их, уязвляются и уязвляют. Тако должно и нам поступить, когда на дом души нашея наступает враг наш диавол, и хощет его разорити; должно противитися ему, отражать его и не допущать. Или, якоже, хозяин загарающийся дом свой тщится угасить, так должно нам, когда в души наши злые помыслы, яко стрелы разженныя, бросает лукавый, должно угашати и не допускать дому нашему загоретися (3:229).

Сопротивляясь хульным помыслам, христианин сподобляется венца за борьбу (3:309, см. ПОМЫСЛЫ ХУЛЬНЫЕ, 745).

Если не противимся врагам – ПОМЫСЛАМ, то они нас погубляют

Видишь, что когда неприятель во град, или разбойник в дом входит, и хощет разграбить и опустошить град или дом, всяк противится ему, как и чим может. Злые помыслы суть, как неприятели наши и разбойники, которые входят в домы душ наших, и хотят разграбити сокровище, в них сокровенное, и нас самих умертвить и погубить. И кто сим врагам не противится и их не умерщвляет, тот неотменно сам от них умерщвлен и погублен будет. Надобно бо непременно единому из противных и сражающихся побеждену быти и пасти, другому быть победителем, ибо брань без того не бывает. Должно убо и нам, любезный христианине, в начале самом, как только почувствуем приход сих наших врагов, противитися им, затворяти клеть сердца нашего и хранити, и на помощь себе всемогущаго Иисуса Христа, Царя нашего, силу призывати... Аще бо в начале не воспротивимся и не отразим их, то вшедше в дом сердца нашего, разорят и опустошат его и нас самих погубят. Неприятель, вшедши во град, пустым его делает, и гражданам неутешный плач, или, что горше того, смерть соделовает: тоежде делают нам злые помыслы, когда им не противимся мужественно (2:102–103).

Брань христиан с врагом беспрерывная, а если и отступает враг, то с хитростью и коварством

Когда люди противу людей воюют, то временем и почивают от брани; но сатана и ангелы его злые никогда не спят, но всегда бодрствуют и тщатся нас низложить. Брань, которая между людьми бывает, хотя и продолжается, однако престает и мир заключается: но у ХРИСТИАН непрестанная брань, даже до смерти, противу врагов своих, и смертию кончится. Бывает на брани, что неприятель отступает и будто престает от брани, но тогда опаснейший бывает; ибо тако хитрость свою употребляет и замышляет противную сторону искуснее поразить: тако враг наш сатана делает, часто аки отступает от нас и престает от брани; но сие хитрость и коварство его есть: ибо тако замышляет в неосторожность и безопасность привести нас и удобнее нас низложить (4:48).

В борьбе против врага христианин отстаивает честь Христа (3:446, см. ХРИСТИАНИН, 1094).

Если христианин не чувствует борьбы, значит, враг завладел им

Которые христиане брани сея не чувствуют, в бедственном состоянии находятся: яко враг того не безпокойствует, кто воле его злой покоряется, якоже сие видеть можем и на брани, на которой человек с человеком сходится, где неприятель покоряющагося себе не борет. Иначе враг душевный: противляющагося ему и о целости спасения своего пекущагося никогда не оставляет. Ибо то ему желаемая корысть, чтобы человека-христианина низложить и погубить (3:447).

Находящийся в плену не испытывает этой борьбы

Понеже брань сия всем христианам належит, яко плоть и враг диавол всякаго христианина бороть не оставляет: то, ежели кто от христиан не чувствует ея, должно ему осмотреться, не находится ли в плену и власти вражией. Ибо сие бывает и на брани видимой, что кто неприятелю своему востающему на него, не противится, но покоряется, того он не безпокойствует, но оставляет в покое и мире, яко своего подвластнаго. Тако и ДИАВОЛ, враг христианский, того не борет, кто злой его воле покоряется, но оставляет его, яко своего пленника в покое, который покой бедственнейший есть, паче всякаго безпокойствия, яко к вечному безпокойствию и погибели ведет пленника такого. Сего ради всякому христианину должно осматриваться, в каком состоянии имеется. Не на роскоши и веселости мирския позваны христиане, но на брань, труды и подвиги. Не малый труд и подвиг требуется – себе самого и растленное свое естество, и врага диавола победить. Обещан христианам покой, веселие и всякая сладость, но в будущем веке, хотя-то и ныне истинные раби Божии не лишаются своего утешения и радости (3:231).

Победа самого себя есть выше всех браней

Наконец велико есть победить самого себе. Многие победили много тысящей людей, многие покорили грады и государства; но себе самих победить не могли, понеже с самими собой не имели брани, без которой победа не бывает. Всякая бо победа без брани, а брань без врагов не бывает...

Сия есть преславная победа, сие есть благородие, достоинство и преимущество христианское – самого себе, то есть, растленное свое естество, злонравие и похоть свою злую побеждать. В сем состоит их мужество, сила и храбрость. «Лучше муж долготерпелив паче крепкаго, удержаваяй же гнев паче вземлющаго град» (Притч. 16, 32). Сие за велико почтим, христианине, в мире сем, а не честь, славу, богатство, роскошь и прочее, к миру сему надлежащее. Сея победы желаем, поищем и иметь с помощью Божией потщимся (3:259–260).

Искоренять СТРАСТИ пока малы и не укоренились

Малое деревцо, когда исторгается из земли, удобно исторгается: тако всякая злая страсть, пока еще не вкоренилась в сердце и не застарела, без труда от человека изъимается. Великое дерево неудобно и с великою трудностию исторгается из земли; понеже глубоко корень свой в земли утвердило: тако застарелая страсть, в сердце человеческом глубоко вкоренившаяся, с великою неудобностию и трудностию исторгается (4:202–203).

Брань духовная непрестанная

Брань сия «непрестанно» настоит нам, на всякое время и на всяком месте. Ибо везде и всегда, во граде и пустыне, во дни и нощи страсти наши с нами суть, яко домашние враги; плоть всегда похотствует на духа; и сатана с своими злыми слугами, яко лев рыкая, везде и всегда ходит, иский кого поглотити (3:230) (также 4:51, см. ЖИЗНЬ БЛАГОЧЕСТИВАЯ, 367).

Брань предстоит всем христианам

Брань сия и подвиг «всем» христианам и всякаго чина и звания людям, имя свое записавшим Христу, належит. Ибо Апостоли святии ко всем христианам без разбора о ней пишут, и поощряют к подвигу. Сего ради всякому, кто хощет СПАСТИСЯ, надобно подвизаться. Следственно худо некоторые от похотолюбивых думают и баснословят, аки бы до единых монахов и прочиих безбрачных надлежало умерщвление плоти. Апостоли бо святии о сем писали ко всем, брачным и безбрачным: и умерщвление плоти разумеется не токмо умерщвление похоти блудныя, что наипаче до безбрачных надлежит, но и прочиих стремлений страстных, как-то: гнева, злобы, зависти, сребролюбия, гордости, мщения, злоречия и проч. Все бо сие зло плоти нашея плод есть, якоже из 5-й главы к Галатом видно, где плотския дела от Апостола исчисляются (3:229) (также 1:47, см. ИДЕАЛ, 398).

Борьба с грехами приводит к богообщению (3:328, см. ИСКУШЕНИЯ, 408).

Так как борьба духовная, то и оружие духовное

Брань бо и подвиг без оружия не отправляется, якоже от брани мира сего, где плоть с плотию и человек с человеком сражается, видети всякому можно.

Приличное брани и подвигу сему оружие не плотское, якоже и брань сия не плотская, но духовная. Дух есть враг, и плотских орудий, как-то: меча, копия, стрел, луков и прочиих, не боится, яко не уязвляется ими, но паче посмевается им. Оружие убо иное противу его подал нам Царь и Вождь наш Христос, якоже Апостол Павел, храбрый воин Христов, глаголет: «оружия воинства нашего не плотская, но сильна Богом на разорение твердем» (2Кор. 10, 4) (3:442–443).

Оружия, которые употребляются на брани христиан с демонами

На брани люди друг противу друга с оружием выходят, друг друга оружием уязвляют и поражают: тако на брани христианской есть оружие. Демоны имеют свое оружие, и христиане имеют свое оружие. Демоны бьют нас оружием СТРАСТЕЙ, и удов наших; столько у них оружия, сколько в плоти нашей страстей. Христианское оружие есть СЛОВО БОЖИЕ и МОЛИТВА. Сим оружием христиане противу демонов ополчаются и защищают себе, и недействительными творят врагов своих стрелы. Что у воина меч и прочее оружие, тое у христиан молитва и глагол Божий. Христианин убо без МОЛИТВЫ и ГЛАГОЛА БОЖИЯ, как воин без меча и ружья. Воины на брани всегда при себе имеют меч и оружие: тако христиане всегда должны быть вооружены духовным мечем глагола Божия, и оружием молитвы. Ибо непрестанная у них брань противу врагов своих. Откуду повелевается им: «непрестанно молитеся» (1Сол. 5, 17) (4:48–49).

В духовной борьбе козни врага побеждаются противоположными добродетелями, что и составляет оружие христианина

Как бо брань зде духовная, яко дух веры с духом злобы сражается и подвизается: так и победа духовная есть, яко духом смирения дух гордости, духом кротости дух злобы, духом терпения дух гнева и отмщения побеждается. Евангелие святое научает нас, что Христос, Царь наш и Подвигоположник, когда в подвиг за нас вступил, не иным чим победил сих врагов наших, как терпением креста, то есть, всякого злострадания (3:444–445).

Победа христианская состоит не в победе над ВРАГАМИ, но в ЛЮБВИ к ним

На брани между людьми тая сторона побеждает, которая гонит; а тая побеждается, которая уступает. Но в брани у человека с самим собою не тако бывает: он тогда побеждает, когда врагу своему уступает, обидим не отмщевает, ненавидим не ненавидит, лишаем не жалуется; «любит», по словеси Христову, «враги своя, благословит кленующия себе, добро творит ненавидящим себе, и молится за творящих себе напасть и изгоняющих себе» (Мф. 5, 44), не побежден бывает от зла, но побеждает благим злое (Рим. 12, 21) (3:259).

Когда ХРИСТИАНИН уступает своим врагам, тогда он побеждает

На брани мира сего тогда люди побеждают, когда противную сторону гонят; тогда побеждаются, когда противникам уступают: на брани христианской не тако. Тогда христиане побеждают, когда врагам своим уступают; когда от людей озлобляются, но сами их не озлобляют; от людей ругаеми и посмеваемы бывают, но сами не ругаются, ни посмеваются; от людей бьются, но сами их не бьют и проч. Ибо когда людям уступают, тогда ДИАВОЛУ не уступают. Се есть победа христианская, которая в ТЕРПЕНИИ, а не во ОТМЩЕНИИ состоит. Большая язва диаволу и славнейшая христиан победа, когда они «любят врагов своих, благословляют клянущия их, добро творят ненавидящим их, и молятся за творящим им напасть и изгоняющия их» (Мф. 5, 44). Се есть преславная христианская победа – любовью и благостынею побеждать злобу врагов своих! В сем во образ подал нам Себе Христос, и показал, како нам врагов своих побеждать, Который за врагов Своих молился: «Отче, отпусти им» (Лк. 23, 34). Вот тебе, христианине, христианская ПОБЕДА – не отмщевать врагам, но молиться за врагов. Убо «не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое» (Рим. 12, 21) (4:52–53).

Оружие борьбы против ВРАГА есть ВЕРА

Оружия убо христианскаго воинства суть: вера, якоже Апостол глаголет: «сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Ин. 5, 4). Вера же всю крепость и силу свою получает от Христа Сына Божия, на Котором, яко на твердом и непоколебимом основании, утверждается и подвизается противу сатаны и слуг его. Сего ради, далее глаголет Апостол: «кто есть побеждаяй мир, токмо веруяй, яко Иисус есть Сын Божий» (1Ин. 5, 5). В сие оружие и Петр святый учит нас облекаться и противитися противу супостата нашего диавола: «емуже», рече, «противитеся тверди верою» (1Пет. 5, 9) (3:443).

В борьбе с ВРАГОМ

ВЕРА требует твердой НАДЕЖДЫ на Того, в Кого веруем

Вера же требует того, чтобы мы ополчалися противу сего супостата нашего, не на свою силу и разум, крепость и искусство, но на Того, в Кого веруем, надеялися, и от Него единаго помощи, наставления и победы ожидали. Нет бо тамо и веры, где нет надежды на Того, в кого веруется. И потому должно в своих силах отчаяться, чтобы благонадежными быть в силе Христовой (3:443).

Во время брани укреплять себя надеждой на небесную награду

Воины на брани надеждою победы и высшаго ранга себе ободряют, и тако храбро подвизаются. Возлюбленный христианине! твоя победа не над плотию и кровию, но над духом злобы, и потому преславна будет, и венец тебе, и почесть, и слава, и похвала, и мир, и торжество не временное и земное, но небесное и вечное, не от человека, но от Бога, солгать не могущаго, обещано: «Буди верен до смерти и дам ти венец живота» (Апок. 2, 10). Ради тленнаго и временнаго сынове века сего трудятся и подвизаются: нам ли ради вечнаго и неизреченнаго добра не подвизаться (4:52).

В духовной брани всегда необходимы осторожность и БДИТЕЛЬНОСТЬ

Воины на брани бодрствуют и весьма осторожно поступают ради окружающих врагов: тако христианам на брани своей должно бодрствовать и осторожно поступать всегда; ибо всегда окружают враги их. Откуду глаголется им: «трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш, диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити: емуже противитеся тверди верою» (1Пет. 5, 8–9) (4:49).

Оставив молитву, христианин не сможет вести брань (3:25, см. МОЛИТВА, 537).

В борьбе с плотию необходима БЛАГОДАТЬ и РЕВНОСТЬ

Божия благодать, без которой не можем добра творити. «Без Мене не можете творити ничесоже», Христос ко апостолам глаголет. Благодать Божия усердною, частою и смиренною молитвою испрашивается. «Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте и отверзется вам», Христос глаголет (Мф. 7, 7). Тщаться прилежно противу природныя злобы стоять, и нудить себе на доброе: «нуждницы бо восхищают Царствие небесное», глаголет Христос (11:2) (1:128).

Не должно нам дремать, но противу столь лютого врага стоять и бороться (1:247, см. ВНИМАНИЕ, 176).

Не бояться борьбы с ВРАГОМ, так как имеем Помощника Христа

Хотя и страшная сия брань нам есть, возлюбленный христианине, однакож не должно нам отчаяваться, яко имеем Вождя и Царя таковаго, Которого враги сии наши и имени трепещут. Той за нас стоит и поборает; Той знает их на нас козни, замыслы, ухищрения их, и, яко сети паутинныя, силен есть их разорвати и уничтожити. Отнял было у нас победу враг сей в прародителях наших Адаме и Еве, и под свою темную власть пленил нас, и торжествовал над нами, яко страшный исполин и мучитель над побежденными; но Христос Сын Божий вступился за нас, сразился со врагом нашим за нас и победил его со всем темным полчищем его, отнял у него корысть похищенную, возвратил плен, и пленил пленившаго нас, из темныя его власти, мучительства и горькия работы вывел нас, и подал нам свободу, да Ему, яко Царю праведному, «Его же царство и власть вечная» (Дан. 4, 31; Пс. 144, 13), свободным духом воинствуем и служим, верою и любовию последуем (3:442).

Христос помогает нам в борьбе с врагом

Сей наш Заступник милостивый, и всесильный врагов наших Победитель ободряет нас силою Своею, и унывающих оживляет: «дерзайте! яко Аз победих мир» (Ин. 16, 33). Обещался до скончания мира быти с нами, помогати нам, ополчатися с нами противу врагов наших, и побеждати их: «се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Не оставляет бо рабов и воинов Своих, которых возлюбил и к подвигу сему позвал; но помогает им, укрепляет, заступает в нужных случаях, и Сам Собою в них врагов Своих побеждает и поражает (3:442).

В брани победа невозможна без помощи Божией

Сея победы пожелаем, поищем и иметь с помощию Божиею потщимся. «С помощию», глаголю, «Божиею», ибо без тоя не бывает. Самого бо себе победить требуется сила не собственная и природная, но высшая, паче силы своея, то есть, Божия, которая из ветхаго новое, из злаго доброе, и из ничего все делает. За сию победу дается венец не тленный, но нетленный, не в царствии земном, но небесном (3:260).

Борьба с самим собой невозможна без помощи Божией

Всякое человеческое тщание и усердие без помощи Божией не сильно. Ибо плоть всегда хощет обладати человеком; и разум наш без просвещения Божия слеп; диавол всегда и везде ногам нашим полагает сети, и тщится запнуть, а мир с соблазнами своими окружает нас, и хощет разслабить нас и развратить. Сего ради неотменно нужно со всяким усердием и часто воздыхать и молиться ко Господу, да Сам Он руководствует нас в науке нашей и с успехом обучаться поможет нам (4:215).

Побеждать плоть силою и примером Христа

Плоть хощет ГОРДИТЬСЯ и возноситься: но Христианину должно ее «СМИРЕНИЕМ» Христовым усмирять. Плоть хощет в мире сем богатеть и много собирать: но христианину должно «НИЩЕТОЮ Христовою» хотение ея пресекать. Плоть хощет на человека ГНЕВАТИСЯ, и за обиду ему отмщевать: но христианину должно движение ея «КРОТОСТИЮ» и тихостию Христовою укрощать. Плоть в несчастии волнуется, мятется, смущается, и хощет роптать и не терпеть: но христианину должно «силою и ТЕРПЕНИЕМ» Христовым безчинное ея движение успокоивать. Плоть хощет враждующих ей НЕНАВИДЕТЬ и злобиться: но христианину должно «благостию» и «ЛЮБОВИЮ» Христовою ее побеждать. Тако и впрочем Христианину должно силою и «примером» Христовым противу плоти стоять и подвизаться, и ее побеждать (4:143).

В брани необходимо руководство

На брани воины, како противу врага своего подвизаться, от военачальников наставление, и друг от друга помощь получают: тако христианину противу плоти подвизающемуся, должно от Христа Подвигоположника наставления и помощи просить и ожидать; и Того силою востание плоти своей усмирять (4:142–43).

Пастыри наставляют в духовной брани (4:49, см. ПАСТЫРЬ, 670).

Чем более христианин перенесет искушений и напастей, тем более опытным становится

Воин, чим более на брани и сражении бывает, тем искуснейшим и храбрейшим делается: тако ХРИСТИАНИН, чим чаще впадает во ИСКУШЕНИЯ, беды и НАПАСТИ, тем искуснейшим бывает в деле христианском. Откуду Апостол глаголет: «всяку радость имейте, братия моя, егда во искушения впадаете различна, видяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение; терпение же дело совершенно да имать, яко да будете совершени и всецели, ни в чем же лишени» (Иак. 1, 2–4) (4:50).

Победа не бывает без подвига, а для этого нужен навык

Вступим убо в подвиг с помощию Его; ибо победа не бывает без подвига, а венец и торжество без победы. С Ним подвизаться, с Ним побеждать, с Ним и торжествовать вечно во Царствии Его будем. Без сомнения, подвиг сей, как выше сказано, сначала нам страшен. Якоже воинам мира сего сначала страшно вступать в сражение с неприятелем; но наченшим сражение, а паче к тому привыкшим, уже нет страха, но едина ревность и надежда победы и торжества воспаляет сердца: тако и вступающим в подвиг противу мира, плоти и диавола, страшно и трудно кажется дело; но наченшим и тщащимся, с помощию Христа, Царя-Победителя, – все удобно (3:416).

Чем чаще борется против СТРАСТЕЙ, тем становится более опытным и Господь освободит от страстей

Воин, чем чаще на брани бывает и противу врагов подвизается, тем искуснейший и храбрейший бывает: тако христианин, чем более противу плоти, страстей и похотей ея подвизается, и благодатию Христовою их побеждает, тем искуснейшим в звании Христианском и час от часу лучшим делается. Ибо Господь, видя тщание его, труд и подвиг, делает с ним милость, и исправляет его, и свобождает от страстныя работы, и делает его добрым древом, которое само от себя добрые плоды творит (4:144).

Необходимо бороться против всех страстей

Христианине! якоже вооружился еси и брань творишь противу единой какой страсти, тако и противу прочиих вооружайся и не попущай себя от них побежденным быть. Якоже борешися с блудною похотию, и не попущаеши ей одолеть тебе: тако борись и брань твори с гордостию, борись с высокоумием, борись с тщеславием, борись с гневом, яростию и памятозлобием, борись со сребролюбием и скупостию, борись с ненавистию и завистию и проч. Якоже воздерживаеши чрево твое от объядения и пиянства, тако воздерживай язык твой от КЛЕВЕТЫ и осуждения, празднословия, сквернословия и буесловия. Якоже удерживаешь руки твои от убийства, воровства, хищения и грабления, тако удерживай от ударения и биения. Якоже постишися от пищи и пития, тако постися от всякаго зла. Се есть Христианский ПОСТ! се есть истинное ВОЗДЕРЖАНИЕ! Трудный сей подвиг; но христианская должность сего требует (4:143–144).

На видимой брани воин не противу одного врага, но противу всякаго стоит и подвизается: тако должно христианину не противу одной только СТРАСТИ, но и противу всех стоять и подвизаться. Что бо пользует воину противу одного врага стоять и подвизаться, а другим не противиться, но от них побежденным и умерщвленным быть? Воин, когда хощет живот свой сохранить и победителем быть, всем врагам востающим противитися должен. Что пользует и Христианину противу одной некоей страсти стоять и подвизаться, а другим покоряться и работать? Многие подвизаются противу БЛУДНОЙ похоти, что похвально, славно, но ГНЕВОМ и ЯРОСТИЮ побеждаются; инии щедры и МИЛОСТИВЫ ближним своим, но ЯЗЫКОМ своим вредят человека, ОКЛЕВЕТАЯ и ОСУЖДАЯ его; многие удерживают чрево свое от ОБЪЯДЕНИЯ и ПИЯНСТВА, но от ЗЛОПОМНЕНИЯ и мало поститься не хотят; тако и в прочем. Якоже убо вооружаемся и стоим противу единой страсти, тако должно и противу прочиих вооружатися и с ними брань творить (4:143).

В духовной борьбе христиане должны быть единодушны и помогать друг другу

Воины на брани вси единодушно стоят противу неприятеля и подвизаются: тако христианам должно всегда единодушно стоять противу врага своего диавола и подвизаться. Воины на брани друг другу помогают: тако христианам должно друг другу помогать противу врага своего, то советом, то увещанием, то молитвою. Неприятель, когда видит свое изнеможение, других союзников на помощь себе призывает: тако враг наш диавол, когда сам собою не успеет противу христианина, то ищет злых людей и борет чрез них христианина. Сего ради всяк христианин, когда ближняго своего прельщает, гонит, озлобляет и каким-либо образом ко греху приводит, с диаволом купно противу его вооружается. Смотри, христианине, что еси, и с кем в согласии имеешися (4:49).

Быв побежден, снова бороться и постепенно придет победа

Бывает на видимой БРАНИ, что сторона побежденная паки востает и исправляется, и противу победившей стороны сильнее подвизается: тако христианину, побежденному от плоти, должно востать, и, призвавши на помощь «Всесильнаго» Иисуса, укрепиться силою Его и паки противу плоти стоять и подвизаться, и не попущать ей, дабы она владела и господствовала над ним. На видимой брани, чем более одна сторона побеждается, а другая побеждает, тем немощнейшая делается побежденная; а побеждающая сильнейшая и крепчайшая бывает: тако на брани между плотию и христианином бывает; чем более христианин побеждает плоть, тем более плоть изнемогает, страсти ея и похоти усмиряются и утихают, а христианин более усиливается и укрепляется и лучшим бывает (4:143).

Христианин, если падает, должен встать и продолжать бороться, призывая Христа на помощь

Падший и лежащий востани, как воин на брани обычно. Они падают и встают, уязвляются и уязвляют. Тако твори и ты, христианине! Стани на ноги твои и ободрись и призвавши Господа сил, Иисуса Христа, в помощь, стой и подвизайся. Неотменно поможет тебе, видя твое ТЩАНИЕ и УСЕРДИЕ; поможет тебе, Который сделался подобным тебе ради тебе и пострадал и умер за тебе. Воинам, необыкшим к брани, сначала страшна бывает брань, но потом не страшна, и с дерзновением исходят на брань: тако и тебе страшен сначала подвиг сей, но потом легок и удобен будет. Дерзай убо, возлюбленне, и изыди и подвизайся противу супостата твоего. Христос царь наш, Христос заступник наш, Христос помощник наш, Христос крепок и силен в брани; Той зовет нас на брань и подвиг противу врага нашего, который и самого имени Его трепещет; зовет и обещает нам помощь Свою подать: «дерзайте, яко Аз победил мир». Той убо в нас победит его: только востанем и станем добре, и Он востанет в помощь нашу и станет за нас, и будет столп крепости от лица вражия. «Воскресни Господи, помози нам, и избави нас имене Твоего ради» (Пс. 43, 27) (4:51).

Претерпевшие и победившие получают венец от Христа

По окончании брани победители с торжеством и радостию во отечество возвращаются и от царя своего почет приемлют: тако ХРИСТИАНЕ, благополучно окончивши брань свою и блаженно скончавше житие временное, с торжеством и веселием идут во отечество небесное и приемлют венец правды от Царя небесного, Иисуса Христа. «Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, Праведный Судия, не токмо же мне, но и всем возлюбльшим явление Его» (2Тим. 4, 7) (4:50).

Удивительно, что силе духа врага противостоит немощь плоти подвижника

Что бо славнее, как плоти немощной сильнаго духа победить; дух гордости, злобы, зависти духу смирения, кротости и любви попирать? Сие ему, яко духу гордому, нестерпимая язва, и более мучит его, нежели огнь геенский, яко от немощной плоти побеждается. На сию победу Подвигоположник Христос с небесе благоприятно смотрит, и победителю венец славы готовит. О сей Ангели святии радуются, и поют Господа своего, на таковый подвиг укрепившаго рабов Своих. О сей весь свет удивляется. Кто бо сему не дивится, разсуждая немощь плоти и силу духа? Сами нечестивые мучители терпению мучеников, которых плоть, как звери терзали, удивлялися. Откуда многие и в познание истины приходили и Котораго хулили и гнали, Христа, Того с страдальцами прославляли, и веровали в Того (3:446).

Результат войны познается в конце

На брани мира сего случается, что, которым сначала неблагополучна война бывает, при конце благополучна отправляется, и тако благополучно окончавшим победа приписуется; которая сторона сначала побеждена бывает, тая при окончании брани побеждает, и тако благополучно кончает брань: тако бывает и на христианской брани. Многие христиане с начала жития своего побеждены бывают от супостата своего диавола: но потом благодатию Божией вставше и силою Христовою укрепившеся, крепко ополчаются противу врага и побеждают его, и тако благополучно оканчивают. Благополучие же и неблагополучие от конца зависит. Не тот благополучен, кто добре начал, но тот, кто добре скончал (4:50).

От исхода брани зависит вечная участь

Не оставляют нас до самой кончины, но тогда наипаче борют нас и подвизаются противу нас враги наши, хотя от нас восхитили венец наш. Тогда следует всякому христианину или победить и вечно жить и торжествовать, или побежденным быть и вечной срамоте подпасть и вечно умирать. От того бо часа всяк или блаженную, или горькую начинает вечность (3:230).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с.

Комментарии для сайта Cackle