Источник

ИСКУШЕНИЕ

Всякому принявшему крещение предстоят искушения от диавола

Всякому, кто родится водою и Духом, т. е., всякому христианину следует искушение от ДИАВОЛА, и с ним всегдашняя БРАНЬ. Аще бо Христа Сына Божия дерзнул искушать злохитрый дух: оставит ли уже христиан? Христос бо Господь во всем образ нам Себе подал. Он искушаем был сатаною; надобно и нам искушенными быть. Он победил силою Своею искусителя: надобно и нам Того силою его победить. Не на оперы и банкеты и роскоши позваны ХРИСТИАНЕ, но на брань и подвиг духовный, и подвиг не противу плоти и крови, но противу диавола и злых его духов (4:243).

Находящимся на пути ко СПАСЕНИЮ неизбежно последуют искушения

Обратившимся к Богу всегда бывает много «искушений», о чем и в Писании написано тако: «чадо! аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение. Управи сердце твое, и потерпи, и не скор буди во время наведения», и проч. (Сир. 2, 1 и 2). И на многих местах Священнаго Писания о томжде свидетельствуется. Надобно убо терпеть и молитвою противу их вооружаться, и тако «преодолевать»; сатана не спит, но всегда бодрствует на погибель нашу, по учению Апостольскому: «трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити: ему же противитеся, твердою верою», и проч. (1Пет. 5, 8 и 9). Апостол Иаков глаголет: «блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его» (Иак. 1, 12). Терпи убо, и ожидай от Бога милости, и в будущем веке конца (5:355–356).

Когда грешник, благодатию Божиею подвигшись, начнет каятися, то сретает его различное искушение: «чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение» (Сир. 2, 1). Начнет человек ко Христу приступать, а сатана в след его женет и отвлекает от Христа; начнет работать Христу, и запинает ему враг и различныя простирает сети (1:223).

Известно знай, что где ни будешь жить, искушения сатанинскаго не избежишь, который то сам чрез злые помыслы, то чрез злых людей, своих служителей, искушает, безпокойствует, озлобляет и гонит приходящих ко Христу, и хотящих усердно Ему работати. И тое бывает, что которые прежде были други наши, сделаются нам дальними, нашими врагами, и самые кровные и единокровные наши, как-то: отец, матерь, братии, сестры, и прочии сродники, ежели по миру живут, будут гнать нас (1:229).

Человек претерпевает в своей жизни множество искушений (4:54, см. ЧЕЛОВЕК, 1169).

Вера многоразличному искушению подлежит (3:21, см. ВЕРА, 148) (3:187, см. ВЕРА, 161).

Искушения посылаются, чтобы еще лучше быть

Древо доброе чем более отребляется и очищается от делателя, тем более плодов приносит: тако добрый христианин, чем более наказуется и исправляется от небеснаго Делателя – Бога, тем лучший бывает, и более добрых дел творит (Ин. 15, 1 и 2) (4:133).

Господь попускает искушения ради нашей пользы

Самого ДИАВОЛА попущает Создатель наш в пользу нашу: и столько попущает, сколько пользует нам; и сколько сей враг искушает нас, сколько полезно нам. Как пользует? Возбуждает нас от ЛЕНОСТИ, побуждает к МОЛИТВЕ, да, чувствуя присутствие сего врага, прибежим к Богу и от Него помощи и защищения просим. И якоже воин, чим чаще на брани бывает, тем искуснейшей делается; тако ХРИСТИАНИН, чим более искушений от сего супостата мужественно претерпит, тем лучший и искуснейший в звании христианском бывает, а чим более побед над сим врагом одержит, тем краснейшаго венца сподобится от подвигоположника Иисуса Христа. «Попечения имея», глаголет Златоуст, «о нашем СПАСЕНИИ БОГ, оставил ДИАВОЛА, дабы нас от лености возбуждал и случай к получению венца нам приуготовлял» (Быт. 23, 2). И Павел святый: «дадеся ми пакостник плоти, аггел сатанин, да ми пакости делает, да не превозношуся» (2Кор. 12, 7). Видишь как пользует нам враждебный дух; видишь как ГОРДЫЙ К СМИРЕНИЮ приводит? Пакостит нам, да не превозносимся. И тако злый и злобный дух содействует нашему добру намерением недобрым (4:36).

Искушение попускается Богом, ради духовной пользы

Искушение от диавола попущением Божиим бывает на добрый конец. Первое: да тако СМИРИТСЯ искушающийся. Второе: да познается ВЕРА наша. Искушение подобно огню, который золото, сребро и медь показует, и от прочиих металлов отличает. В искушении показуется кто золото, кто сребро, кто олово, кто сено и дрова. Золото и сребро цело остается в огне и чистейшее делается: железо ржавчину отлагает, и цело остается; олово скоро растопляется; сено и дрова совсем сгорают. Таков ИСКУШЕНИИ познается, кто истинно отстал от сатаны и злых дел его, и прилепился Богу, кто истинно работает Богу и кто лицемерно; ИСКУШЕНИЕМ убо познаются истинные и верные раби Божии и лицемеры; искушение все явно творит.

Третье: да познается ЛЮБОВЬ, кого мы более любим, себе или мир, или Бога; кому угождаем, себе ли и миру, или Богу; чью волю более почитаем, свою или Божию и проч.: все сие открывает искушение. Четвертое: да познаем ВРАГОВ наших, и научимся противу их подвизаться. Брань бо научает воина ПОДВИГУ и крепчайшим делает: без брани воин ослабевает и портится. Пятое: да познаем НЕМОЩЬ нашу, опасность, и познавши, к Богу с МОЛИТВОЮ прибегаем. Как малое отроча к матери и у ней ищет защищения, видя беду свою; тако верная душа к Богу простирает руки в бедствии своем. Шестое: да ИСКУСИТЕЛЬ посрамится, а претерпевший ИСКУШЕНИЕ венец приемлет от Подвигоположника: «Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его» (Иак. 1, 2). Не знает искуситель, что искушению его последует: он искушает на зло, но искушение его претерпевающему обращается на добро, и тако посрамляется, и как своею стрелою уязвляется (5:102).

Ближний положен нам к испытанию наших отношений к Богу и Бога к нам

Ближний наш положен нам от Бога ко искушению и познанию нашему о Бозе к нам. Любим ли ближняго: любим и Бога Самаго, и Бог нас любит. Благоволим о ближнем нашем, благоволит и Бог о нас. Милуем мы ближнего, милует и Бог нас. Прощаем согрешения ближнему нашему, прощает и Бог нам согрешения наша. Ненавидим и гневаемся на ближняго нашего, находимся и сами во гневе у Бога. Не отпущаем согрешений ближнему нашему, не отпущает и Бог нам согрешений наших. Мстим ли ближнему нашему, будет мстить и Бог нам, якоже глаголет Сирах: «отмщаяй, от Господа обрящет отмщение». Тако каковы мы к ближнему нашему, таков и Бог к нам (3:223).

Мир бо сей нам ко искушению нашему положен (5:34, см. МИР ЗЕМНОЙ, 528).

Христианин искушается, твердо ли стоит в вере и надежде (4:206, см. ПОКОЙ, 733).

Искушение последует за добрым делом

Истинной добродетели последует искушение. САТАНА всегда возстает на Христовых рабов, и попущением Божиим то чрез себе самого, то чрез злых людей озлобляет их. Зде потребно всякому благочестивому терпение, и все, что ни приключится противное, безропотно и великодушно сносить, и терпением преодолевать, и тое все приключающееся, аки от Бога посланное приимать, да покажет, что он нелицемерно Бога почитает. Тако сатана посрамляется, и человек, истинный богочтец, познавается и венчается (5:326–327).

Искушение, как рвотное, открывает внутреннее состояние сердца

Напасти на нас посылаются от Бога, то есть, да познаем самих себе, бедность, убожество и окаянство наше душевное, и тако смиримся. Нашедшее бедствие подобно есть лекарству, называемому рвотному. Как бо, рвотное принявши человек, изрыгает вон из себе соки вредные, и тако видит и познает, чем он немоществует: тако при нашедшем бедствии исходят помыслы злые, как соки вредные, крыющиися в сердце и повреждающие душу, и тако узнает человек, чем он духовно немоществует; а тако убеждается прибегать со смирением и прошением ко Христу, душ человеческих Врачу (2:108) (также 5:31, см. САМОПОЗНАНИЕ, 1641) (5:361, см. САМОПОЗНАНИЕ, 821).

Что в сердце человеческом кроется, искушение и напасть показует. Искушение подобно есть лекарству, называемое «рвотное». Что в желудке кроется, рвотное показует: тако и во внутренности человека имеется искушение и напасть объявляет. Святое Божие слово и прочия христианския книги показуют растление нашего естества, но в искушениях и напастях самою практикою или делом познаем тое. Тако славолюбие в лишении славы, сребролюбие в лишении богатства, зависть в благополучии ближняго, гнев в досаждении познается. Аще убо впадаешь в различныя искушения, христианине, сие все попущением Божиим бывает на твою великую пользу, да познаеши оттуда, что внутрь сердца твоего кроется, и тако познавши, будешь себе исправлять. Многие ласкают себе и мнятся быти добрыми, смиренными, кроткими, но во искушении противное познают. Не унывай убо во искушениях, но паче Бога благодари, что Он тако тебе в познание тебе самого приводит, и хощет тебе исправить и спасти (5:166).

Для познания своего сердца, нужно как внешнее, так и внутреннее искушение (5:31, см. САМОПОЗНАНИЕ, 1820).

Искушение приводит к познанию внутреннего состояния

Паче всего нужно есть внутреннее и внешнее ИСКУШЕНИЕ: оно бо, как рвотное лекарство, показует крыющиеся худые соки в желудке, и извергает, так искушение показует, что у кого кроется в сердце; и как веред, хотя и болит и тяжек всегда, но когда прикасается и ударяется, тогда наипаче познается его болезнь и тяжесть: так и человек, хотя и знает, что кроется у него в сердце, но в нашедшем искушении более и лучше тое узнает. Искушение все тайное и сокровенное открывает, и человеку самого себе пред глазами поставляет. Видим сию истину при случаях. Скажи, когда гнев, крыющийся в сердце нашем, познаем? Не тогда ли, когда нас обидит кто? Зависть когда показывает себе, разве при похвале и благополучии другого? Похоть нечистая от видимой или виденной доброты личной наипаче разжигается; негодование и роптание в несчастии и нашедшей беде является. Многие в счастии дерзают и великодушными себе оказывают, но в беде пришедшей упадают, малодушествуют и от боязни отчаяваются; многие мнятся в благополучии на Бога надежду иметь, но в нашедшей буре показуется, что не на Бога, но на человека, сребро и злато надеются, когда от тех помощи ищут в печали. Видишь, как искушение открывает, что в СЕРДЦЕ нашем содержится, а отсюда видно, коль полезно есть искушение к познанию внутренняго состояния (5:31).

Видишь, что железо или камень, хотя и горячие, дотоле не издают голоса, доколе не излиется на них вода, или иное что подобное; когда излиется, тогда показывают свою горячесть изданием шума. Тако имеются многие люди: дотоле кажутся себе СМИРЕННЫ и кротки быти, доколе обиды не приемлют; а как почувствуют обиду нанесенную, тогда гневаются и ярятся и шумят, как железо горячее, облитое водою. ОБИДА бо нанесенная показует, что в СЕРДЦЕ кроется – ГНЕВ или КРОТОСТЬ. И сия-то есть между прочиими причина, чего ради Бог попущает на нас НАПАСТИ и злоречивыя уста; тако бо показует нам самим, что у нас в сердце кроется – гнев или кротость, да, тако познавше НЕМОЩЬ нашу, потщимся БЛАГОДАТИЮ Его врачевать. Сей случай и рассуждение учит тебе познавать сердце твое, которое «глубоко» есть, и глубоко растленно (Иер. 17, 9) (2:50).

Искушение открывает внутреннее духовное состояние

Многие мнят о себе, что они смиреннии и кроткии суть; но в случае искушения иное показуется (4:135).

Искушения нам бывают попущением Божиим для добраго конца. 1. Во искушении показует Бог нас нам самим, что мы есмы от себе, и к чему склонность имеем, к добру или злу; что мудрствуем, плотская или духовная; что в сердце нашем кроется, любовь Божия, или любовь мира сего. 2. Во искушении человек познает свою немощь и окаянство, и тако смиряется. «Дадеся ми», глаголет апостол Павел, «пакостник плоти, аггел сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся». 3. Во искушении, ежели оно претерпится, искуситель посрамляется, яко от немощнаго человека Божиею благодатию побежден есть; а человек венчается (1:178).

Искушение есть проверка духовного уровня христианина

Душа, наченшая работать Богу, перво утешается и сладость Благодати Божия чувствует. Подобает ей пройти сквозь искушения, истинно ли и постоянно ли работает Господу своему и стоит ли во всяком состоянии в своей работе, то есть, едино ли усердие в счастии и несчастии, во утешении и озлоблении, в явлении благодати, и сокрытии тоя имеет. Искушение подобно огню, который злато и сребро показует, и отличает от прочиих металлов; во искушении показуется, кто есть сребро, кто злато, кто железо, кто олово, кто сено и дрова. Злато и сребро остается цело в огне, и чистейшее бывает: железо ржавчину отлагает, и цело становится; олово растопляется скоро, сено и дрова без остатка сгорают. Так и человек, в искушении находящийся (1:234).

В искушении познается, кто истинно работает Богу и кто лицемерно (5:102, см. ИСКУШЕНИЕ, 404).

Искушения открывают в СЕРДЦЕ кроющиеся грехи

Всякая беда наипаче от самаго искуса познается. Болезнь наипаче те познают, которые страждут болезнь. Коль люто мучит человека зубная болезнь, тот только знает, кто тою мучится. Тоежде разумей и о прочих бедах телесных и временных. Тако и душевное бедствие, внутрь сердца крыющееся, наипаче во искушении познается; и чем более во искушении находится человек, тем лучше бедность и окаянство душевное свое познает. Искушение бо все открывает, что внутрь сердца кроется, якоже лекарство, называемое «рвотное», показует, что в желудке содержится (4:334) (также 4:134, см. СЕРДЦЕ, 851).

Зло открывается при искушениях (4:136, см. ЗЛО, 851).

Искушение приводит нас к самопознанию (5:361, см. САМОПОЗНАНИЕ, 821) (3:328, см. САМОПОЗНАНИЕ, 821) (5:357, см. САМОПОЗНАНИЕ, 822).

Искушения открывают грехи, от познания – БОРЬБА и очищение, что приводит к богообщению

Отсюда последует, что чим более будешь познавать грехи и пороки твои, которых прежде не познавал, тем лучше успевать будеши. Ибо познаваемые грехи покаянием и верою будешь очищать, и тако час от часу лучшим сотворишися благодатию Божиею (3:328).

Искушения открывают сердце, помогают исправиться

Искушение бо открывает сердце наше, и тайная сердца нашего явными делает. Бог же всю глубину и бездну сердца нашего испытует, и что в нем кроется, видит. Сего ради попущает на нас Бог искушение и тем показывает нам, что в сердце нашем кроется. Познаем убо, христианине, душевную нашу беду и зло, да тако и избавления усердно поищем (4:335).

Польза искушений

Искушение показует нам сердца нашего бедное и плачевное состояние; показует, что в нем, коль великая злость и жестокость кроется, и к чему оно клонится; и тако убеждает нас познавать свою бедность, окаянство и ничтожество духовное. Убеждает искать способ, которым бы от того избыть; и не иный какий представляется способ, как Божия благодать, которая верою и усердною молитвою получается. Чим бо от природы своей злой избавиться можем, как только Божиею силою, которая как вся может, так может и злое естество применить и, как огнь железо, умягчить? Убеждает мир оставить, и Бога единаго искать, у Котораго единаго есть истинное и непоколебимое блаженство. И сие-то значит, что на христиан толико бед и напастей в мире сем находит! Ибо сими они, как железо во огни, умягчаются, и, как злато и сребро в горниле, искушаются, и благоприятными Богу делаются (2:103–104).

Искушения полезны для исцеления души

Коль же таковое искушение сильно есть ко исцелению злонравия сердечнаго! Якоже бо огнем иссушается влага, мокрота и гной смрадный, тако огнем таковаго искушения изсушается влага нечистоты, злости, гордости, высокоумия, самолюбия, славолюбия, сребролюбия и прочиих похотей, которыя не иначе пред Богом имеются, как пред нами гнойный смрад и всякая скверна. И якоже в пещи искушается сребро и злато и чистейшим делается: тако в сей искушения печи очищается человек от злонравия (3:307).

Верные души испытаниями укрепляются

И хотя в благодати Божией находящихся и просвещенных искушение, от врага бываемое, касается, и то извнутрь чрез злые помыслы, то извне чрез злых людей сердца их трогает, возмущает, обуревает и по подобию ветра, волнует, и кораблец их тщится погрузить: но помощию всесильною Духа Божия укрепляются и твердо стоят надеждою, как корабль котвою во глубине земли, в человеколюбии Божии утверждени (2:105).

Искушения способствуют христианскому СОВЕРШЕНСТВУ

Изрядное училище христианам есть КРЕСТ или страдание, ТЕРПЕНИЕ бедствий и всяких искушений. «Скорбь бо терпение соделовает, терпение же искусство», глаголет Павел святый (Рим. 5, 3–5). Бедствием и искушением показуется человеку, что у него в СЕРДЦЕ кроется – любовь Божия, или любовь мира и самолюбие. Многие мнятся Бога любить; но нашедшая беда показует им, что они себе и мир любят, а не Бога. Многии мнятся быти терпеливы, кротки, смиренны; но приспевшая досада и обида показует им, что в сердце у них нет таких добродетелей, и тако познают себе быти убогих и ничтоже, которые прежде думали о себе нечто. Всякое убо искушение бывает нам ко искушению сердца нашего и познанию, что в нем кроется – терпение ли или гнев. Смирение или гордость, послушание или непослушание, – и есть как зерцало, чрез которое смотрим в сердце наше и разсматриваем, что в нем имеется; иначе познать его не можем, яко глубоко. «Глубоко бо сердце человеку паче всех», глаголет Пророк (Иер. 17, 9). И тако ПОЗНАВШЕ сердце наше, смиряемся и падаем пред Богом, признаем себе виновными, и милости от Него ищем и просим и молимся (2:108).

Искушения ведут к совершенствованию (3:322, см. СКОРБИ, 866).

Совершенствование невозможно без искушений (3:322, см. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, 955).

Попускаемые промыслом Божиим учат трезвению и бдительности (3:308, см. БОДРСТВОВАНИЕ, 112).

Если ДИАВОЛ Господа искушал, то и нас не оставит

Господь наш по крещении искушался сатаною. Отсюда видим, что всякому, отрожденному водою и Духом, следует искушение от диавола. Аще бо главу, Христа Господа искушал, како оставит без искушения уды Его – Христианы? (5:101).

Искушения бывают от Бога, от ДИАВОЛА, от ПЛОТИ и от МИРА

«Не введи нас во искушение». Искушение бывает нам к добру, или ко злу. Искушение к добру от Бога есть, которым искуситися Давид и прочии святии просят. «Искуси мя Боже, и увеждь сердце мое; истяжи мя, и разумей стези моя» (Пс. 138, 23). Тако искушаем был Авраам (Быт. 22). Не о сем искушении зде слово. – Искушение ко злу, или прельщение, бывает или «от диавола», который всяким образом ищет нас уловить, прельстить, ко греху привести и погубить; или «от плоти», которая страстьми и похотьми берет нас; или «от мира», который прелестию, суетою и соблазнами ко злу поощряет нас (3:111–112).

Искушение сердца бывает от плоти, мира и диавола (3:29, см. ВЕРА, 137).

Искушение не без воли Божией бывает

Искушение всякое бывает от сатаны, но Божиим попущением. Искушает не сколько хощет, но сколь Бог ему попустит... Сатана сам собою человека, без попущения Божия не может искушать; надобно ему прежде просить дозволения у Бога... Искушение попущается от Бога на конец добрый, то есть на посрамление диавола, на венчание и прославление человека (1:234–235).

Без Божия изволения и промысла ничто не бывает, как выше сказано, убо и сие твое изгнание. Злоба человеческая изгоняет тебе, но попущением Божиим. Ибо ежели бы Бог не попустил тому быть, сатана и служители его ничего бы не могли тебе учинить. «Не две ли птицы ценятся единым ассарием? и не едина от них падет на земли без Отца вашего. Вам же и власи главнии вси изочтени суть», глаголет Христос (Мф. 10, 29–30). Аще убо о малых вещах Бог имеет промысл Свой, кольми паче о человеке, изрядном и паче прочиих созданий лучшем. Что убо может человеку приключиться, паче же верному, без промысла и воли Божией? (3:313–314).

Хотя и известно, что сии душепагубные помыслы, страх, печаль, утеснение совести и отчаяние движущие, от ДИАВОЛА бывают, однакож попущением Божиим. Диавол бо без попущения Божия ничего не может нам делать. Попущает же Бог таковое искушение, как и всякое, на нас не на пагубу, но на великую пользу нашу, как сказано выше. Отсюда бо познаем силу и горесть греха, который так сильно уязвляет совесть нашу (3:306).

Искушение от сатаны по попущению Божию

Всякое искушение, хотя от сатаны бывает, однакож не без попущения Божия. Христос бо глаголет: «Симоне, Симоне, се сатана просит вас, дабы сеял яко пшеницу» (Лк. 22, 31). Тоежде и история Иова праведнаго показует. Искушение никого вернаго не оставляет: аще бо Христос Сын Божий трижды искушаем был сатаною, якоже Евангелие свидетельствует, кольми паче верные Его (1:178).

ВРАГ искушает всякаго, идущего ко СПАСЕНИЮ

«Чадо: аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение» (Сир. 2, 1). Поженет в след тебе, как Фараон в след Израиля, диавол с козньми своими, от котораго работы ты свободился, и будет тщаться паки тебя покорить себе в работу: ты стой, не бойся, не унывай, призывая всесильнаго избавителя душ наших Иисуса: и увидишь спасение Его, и радостным духом воспоешь ему: «Помощник и покровитель бысть мне во спасение; Сей мой Бог, прославлю Его» и проч. (Исх. 15, 2). И когда будет ввергать тебе тойжде враг в разженную искушения пещь; молися с тремя святыми отроками: и тут тебе приспеет Иисус Сын Божий на помощь, якоже тем святым отрокам приспел во «образе ангела»; и прохладит тебе, якоже и оных «прохладил» (Дан. 3, 49 и 50) (4:124).

Враг через искушения хочет отвести от Христа

САТАНА на них брань возставляет, и искушает, и тем хощет от Христа отвести, и когда не может того сделать, озлобляет их чрез людей злых. Сатана, не могучи ничего сделать Христу, Который его царство разрушил, устремляется на рабов Его, соблюдающих заповеди Его. «Диавол, глаголет Василий Великий, не могучи Богу Самому обиды сделать, на Его образ, то есть человека, ненависть свою обратил» (Слово в Лакизах). Сатана, завидяй их вечному благополучию, тщится их от Того отвести всякими напастьми (1:173).

Враг искушает веру, надежду и любовь

Коль неприязненный враг есть нам сатана. Писание Святое свидетельствует: он то веру нашу, то любовь, то надежду искушает. Искушает «веру», влагая сумнения, неверие, всевая ереси, расколы, отступства; искушает «любовь», отвращая волю нашу от творения заповедей Божиих, и всевая вражду межу нами; искушает «надежду», приводя нас к отчаянию вечнаго живота и обещанных благих (1:178).

ДИАВОЛ, как сетью, уловляет ХРИСТИАН

Видим в мире сем, как-то рыболовы мещут сети своя в воду и разспростирают их, дабы рыбу уловить. Тако диавол с бесами своими везде и различныя сети ради нас, о христианине, разпростерл; разпростерл в дому, разпростерл на пути, разпростерл во градех и селех, разспростерл в пустыни, разпростерл на земли и на море; скрыл сети в пище, в питии, в сластолюбии, скрыл сети в чести и в богатстве, скрыл сети в беседах и молчании, скрыл сети в видении и слухе; скрыл ради нас, дабы нас уловить в свою погибель. Сколько сетей его пагубных, сколько козней и хитростей ради нас; сколько хитростей и козней его, сколько опасностей, бед и напастей наших. О! кто сии скрытыя сети узнать и от них избавиться может? Сети многия, сети различныя, сети везде, сети скрытыя и невидимыя, сети ради нашего бедствия и погибели! Кто их усмотрит от них уклониться может: аще не Ты, Господи, покажеши их, и Твоею всесильною десницею сохраниши от них? (4:114).

Враг искушает то одним, то другим

Видим, что он различныя искушения нам наносит: иногда единым не удается ему искусить, то другое и третье, и более покушается навести (5:102).

Враг через искушения стремится отнять покой (4:205, см. ВРАГ, 199).

Человек слышит злые и богопротивные помыслы – шептание врага (4:211, см. СВОБОДА, 828).

Человек хотя и принимает слово Божие, но от нашедшего искушения лишается плода его (4:71, см. СЛОВО БОЖИЕ, 904).

Совершивший ГРЕХ попадает в сети ДИАВОЛА

Рыба, которая не минует сети рыболовца, попадает в сеть и увязает в сети. Тако, кто не избежит диавольской сети, увязает в ней. БЛУДНИК и прелюбодейца увязнул в сети его; грабитель, хищник и вор увязнул в сети его; КЛЕВЕТНИК и злоречивый увязнул в сети его; ПИЯНИЦА увязнул в сети его; ПАСТЫРЬ, нерадящий о своем и стаде Христова спасении, увязнул в сети его... Словом: всяк грешник, не кающийся и нерадящий о своем спасении, увязнул в сети его. Вси таковии «живи уловлени от него в свою его волю» (2Тим. 2, 26). Рыболов увязную в сети своей рыбу влечет к себе: тако диавол грешника, увязшаго в сеть его пагубную, влечет за собою в погибель, в которой сам находится (4:115).

Когда человек твердо стоит, диавол искушает через людей

Когда человек твердо в своем предложении стоит, то враг начнет чрез злых людей беспокойствовать; и тогда, откуда что возмется. Тогда различная напасть нападет на него. Все сие злокозненнаго врага есть тщание и ухищрение; и сие-то есть, что написано: «вси хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут» (2Тим. 3, 12). Тогда вси его отрекаются и ненавидят, и бывает, что и самые прежде бывшии други во враги обратятся. Но благо и утешительно нам, что кого мир ненавидит, того Бог любит (1:224).

Сатана когда видит, что человек противится ему, и человека низложити чрез грех не может,– наносит ему беды или сам собою, или чрез злых людей, чтобы хотя человека, противищагося ему, привести в грех чрез нетерпение, негодование и хуление. И сие бывает человеку искушение от него в пользу человеческую великую, когда он не изнемогает, но стоит твердо в том искушении, то есть, когда тое искушение он великодушно и безропотно претерпевает (1:209).

Диаволу если не удается искусить чрез помыслы, действует через людей (5:104, см. ВРАГ, 200).

Клевета хотя и от людей, но это диавольское искушение, попускаемое от Господа (3:309, см. КЛЕВЕТА, 427).

Враг иногда отступает и не искушает, чтобы напасть с особой силой

Часто бывает, что искуситель на время и отступает, и оставляет в покое нас, но тогда большее нам надлежит искушение: ибо тогда он вдруг нечаянно на нас нападет, а не с той стороны, с которой надеемся мы, чего для всегда надобно его ожидать. К чему и апостол Петр нас вооружает: «трезвитеся, бодрствуйте», и прочая; и апостол Павел: «блюдите, како опасно ходите» (Еф. 5, 15) (1:179).

Иногда враг отступает. Быть внимательным

Паки видим, что хотя на время и отступает от нас, однакож всегда надобно его ожидать. Ради его всегда нам должно быть осторожными (5:102).

Чем выше положение НАЧАЛЬНИКА, тем больше испытывает он искушений

Высокое древо всякому ветру и буре подлежит, и от всякой непогоды обуревается: тако высокий властелин всякому искушению и бедствию подлежит; и чем высочайший властелин, тем большему подвержен искушению. На малое древо не всякий находит ветр; а на высокое всякий и отвсюду веет и колеблет его (4:101).

ВРАГ больше нападает, кто в милости у Бога

Видишь, что искушающийся и борющийся с диаволом находится в милости и благодати Божией. Разбойник на голаго не нападает: тако и сей враг не касается того, кого видит нища; но нападет на того, кого видит в благополучии духовном и завидит ему. Тако напал на Адама в раи, видя его в благополучии; напал на Иова, и хотел обнажити его (5:101–102).

Когда человек устоит в искушении, то диавол посрамляется

Диавол не знает, что человеку и ему самому прилучится; и ежели бы знал, что не будет побежден человек искушением его, никогда бы его не искушал. Диавол искушения намеревает человеку во зло, но ему обращается на добро, когда претерпевает тако, по словеси Апостольскому: «любящим Бога вся поспешествуют во благое» (Рим. 8, 28). Тако сатана «своею стрелою», как пословица гласит, «уязвляется» и падает в яму, которую человеку копает: то есть, зло на человека думает, но тое зло ему самому обращается на главу его, то есть, посрамление и большую погибель (1:235).

Хотя человек против ДИАВОЛА, как отрок против исполина, но с БОЖИЕЙ ПОМОЩЬЮ побеждает его

Как во всяком искушении, так в сем наипаче посрамляется и со стыдом отходит он от искушаемаго, когда твердо противу его стоит и оплевает его со злыми его наветами. Чим бо больше от него искушение бывает, тем больший ему стыд и посрамление последует, а искушаемому большая похвала и слава, когда борется и подвизается противу искусителя: яко таковым образом гордый и высокоумный дух от смиреннаго и немощнаго человека побеждается и посрамляется. Якоже бо исполину больший стыд, срам и поношение бывает, когда побежден бывает от малаго отрока, а не от равнаго себе: тако диавола всякая от него на человека наносимая брань в посрамление приводит, когда не по злому его хотению бывает. Ибо всякий человек, сам в себе разсуждаемый, есть пред ним, как малое отроча пред исполином; но силою Божиею укреплен, побеждает его, яко малый отрок великаго исполина, на посрамление его. А когда диаволу стыд и посрамление бывает, что немощнаго человека не может победить, то человек всю похвалу и славу отдавать должен Богу, яко не собственною своею силою, но Божиею укрепляется и посрамляет борителя (3:308–309).

Христос победил в пустыне искусителя, да и нам дает силу побеждать его

По крещении возведен был Духом в пустыню Сын Божий, «искуситися от диавола», и искушаем был от него, и победил искусителя (Мф. 4, 1–11). Постой и зде, и почудись благости и смирению Сына Божия. Бог будучи попустил злому и нечистому духу приступить к Себе и искушать различно; а тако показал, что всякому, рожденному водою и Духом и начинающему Господу работать, следует искушение, якоже глаголет Сирах: «чадо! аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение» (Сир. 2, 1). Победил Он искусителя,– нам победил, да мы побежденнаго от Него силою Его побеждаем (3:127).

Христос научил побеждать врага

Не удалось ничего по желанию искусителя: как пришел, так и отшел с ним, паче же со стыдом. Познал непобедимаго Иисуса, но Сын ли Божий есть, чего хотел знать, глаголя: «аще Сын еси Божий», и не узнал. Приразился первому Адаму в раи, и низложил его, и пленил; но ко второму приступил было, и ничего не успел, и показался немощным. Слава Победителю! Нам победил врага нашего, котораго мы победить не могли; и научил нас побеждать его, побежденного от Него. Как полководец искусный научает воинов на брань, тако Царь наш и Вождь наш Иисус научил нас подвизаться противу врага нашего князя тьмы, и того, уже побежденнаго от Него, побеждать. Подал нам оружие и силу Свою. Он ободряет нас силою Своею, «и научает руки наша на ополчение, и персты наша на брань», глаголя: «Дерзайте, яко Аз победил мир» (Ин. 16, 33). Подал нам «и меч духовный, иже есть глагол Божий» (Еф. 6, 17). Видим, что Он врага нашего отражал словом Божиим, и, как мечем духовным, козни его пресекал, глаголя: «Писано есть, писано есть»; тако и нам тем же оружием препоясаться, и противу врага нашего стоять, подвизаться и того побеждать должно (5:102–103).

Враг посрамляется от человека, побеждающего его искушения (1:209, см. ВРАГ, 208).

При буре искушений утверждать в сердце любовь

Аще убо на тя, возлюбленный христианине, восстает буря бесовского искушения, подражай в сем деле мореходцам, и во время напасти колеблющееся сердце утверждай в любви Божией, еюже возлюби нас в возлюбленном Сыне Своем; сия любы да содержит нас при любви Божией, когда нас смущает сатана любовию мира сего, и отторгнуть от любви Божией, привлещи же к любви похоти плотской, похоти очес и гордости житейской замышляет. Сия любы да содержит и утвердит нас в надежде, когда тойжде враг начнет колебать сердце наше бурею отчаяния, и чрез помыслы злые глаголати нам: «несть спасения тебе в Бозе твоем» (2:61).

Последователи за Христом с радостью переносят все искушения (5:141, см. КРЕСТ, 434).

Бог ожидает от христианина терпения в искушениях

БОГ ожидает во искушении ТЕРПЕНИЯ и ПОДВИГА твоего, а не УНЫНИЯ и негодования: «Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа» (Пс. 26, 14), без Которого совета и изволения ничто не бывает (4:13).

Искушения научают ТЕРПЕНИЮ

Враги нас приводят к терпению, которыя добродетели без бед научиться не можно, и делают искусными в звании христианском: они скорбь делают, а «скорбь», по Апостолу, «терпение соделовает» (1:165).

Искушение пройдет, поэтому не унывать

В неблагополучии не унывать; ибо и тое проходит. И как по прошедшей нощи бывает день, и после бури и непогоды возсиявает вёдро; тако по скорби и печали радость, и по неблагополучии благополучие приходит (4:198).

Если произошло падение, не отчаиваться, но встать и снова бороться

Ежели случится искуситися, отчаяваться не должно, но тотчас востать, каяться, и исправиться, и горячайше с призыванием помощи Божией подвизаться. Житие бо наше есть брань, на которой то тая, то другая сторона ранит, гонит, побеждает (1:179).

Победу приписывать Богу, чтобы не впасть в искушение ТЩЕСЛАВИЯ

По искушении и одержанной победе, надобно не себе приписывать оную, но Богу, и за то Ему благодарить, что не дал посмеятися врагу, ибо и то диавольская кознь, что он влагает по победе одержанной высокоумие и тщеславие (1:179).

Как противиться искушениям

Ум тотчас обратить к чему-нибудь другому полезному, и святому размышлению. Можно искусителю сказать, что Архангел Михаил сказал диаволу: «да запретит тебе Господь» (Иуд. 1, 9). Крестным знамением себе ограждать, и силою распятаго Христа себе вооружать. Отвратиться от искусителя, и плюнуть на него (1:178). Смотри еще «В рассуждениях о грехе и соблазнах» 1:178).

Искушения диавола. >(Тексты Священнаго Писания – обращения к Богу об избавлении)

«Трезвитеся, бодрствуйте! зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1Пет. 5, 8). «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него: яко Той избавит тя от сети ловчи» (Пс. 90, 1–3). «К Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тя уповах, не отъими душу мою; сохрани мя от сети, юже составиша ми, и от соблазн делающих беззаконие» (Пс. 140, 8 и 9). «На пути сем по немуже хождах, скрыша сеть мне. Смотрях одесную и возглядах, и не бе знаяй мене: погибе бегство от Мене, и несть взыскаяй душу мою. Воззвах к Тебе, Господи, рех: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых. Вонми молению моему, яко смирихся зело; избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене» (Пс. 141, 4–7). «Сохрани мя, Господи, из руки грешничи, от человек неправедных изми мя, иже помыслиша запяти стопы моя. Скрыша гордии сеть мне, и узы препяша сеть ногама моима, при стези соблазны положиша ми. Рех Господеви: Бог мой еси Ты: внуши, Господи, глас моления моего. Господи, Господи, сило спасения моего! осенил еси над главою моею в день брани. Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся» (Пс. 139, 4–9). «Не предаждь зверем душу исповедающуюся Тебе» (Пс. 73, 19) (4:114).

Господи! спаси мя, погибаю. Се бо кораблец мой бедствует от искушения волн, и близ потопления есть. Ты, яко Бог милосерд и сострадателен немощем нашим, властию Твоею всесильною запрети волнению бедствий, хотящих погрузить мя и низвести во глубину зол,– и будет тишина, яко «ветры и море послушают Тебе». Аминь (3:120).

Молитвой просим Господа укрепить и помощь победить искушения

Сим словом: «не введи нас во искушение», молим Бога, чтобы нас от искушения мира, плоти и диавола Своею благодатию сохранил. А хотя и впадем во искушения, о том просим, чтобы не попустил оными быть нам побежденными, но помогл бы нам их одолеть и победити. От сего видно, что мы безсильны и немощны есмы в себе без Божией помощи. Аще бы сами могли мы противитися искушению, не бы повелено нам помощи в сем просити. Сим научаемся, коль скоро почувствуем искушение, на нас находящее, тотчас Богу молитися и просить от Него помощи. Учимся паки от сего на себе и свою силу не надеяться, но на Бога (3:112).

Молитва есть оружие против искушений диавола (4:53, см. МОЛИТВА, 539).

Во время бури искушений всей надеждой прибегать к Богу

Знаеши ли, христианине, что делают мореплаватели во время всякия бури? Тогда они, не имея надежды к спасению, бросают котву или якорь во глубину морскую, и утверждают его к земле, дабы тако могли корабль и себе с кораблем спасти, – чем и спасаются от потопления. Тако подобает и христианам, которые на море мира сего в корабле церкви святыя плавают, делати, и подражать корабельщикам. Когда сатана воздвигает на них бурию искушений, бед и напастей, должны всю человеческую надежду оставлять и прибегать к Богу, сердца свои колеблющиися и бедствующия утверждать в любви Божией. От любви ли Божия хощет их враг отторгнуть и потопить во глубине грехов и законопреступлений – в любви Божией утверждать кораблец сердца своего должны (2:60–61).

Корабельщики, когда великая буря и непогода востает, имеют обычай, котвы или якори во глубину морскую ввергать и тако корабль свой утверждать и сохранять: тако истинные христиане, когда на них великая буря искушений и напастей востает, котвы упования своего во глубину милосердия и обещания Божия и святейшия клятвы Его повергают (Евр. 6, 17–19). И ко Иисусу, яко Кормчию своему, аки спящему, с молением и слезами приступают и возбуждают Его, глаголюще: «Господи, спаси ны: погибаем» (Мф. 8, 25) (4:300).

Бог помогает нам в искушениях (5:65, см. БОГ, 83).

После искушения всегда великое утешение

Когда таковое искушение минуется, тогда преизобильно утешится душа печальная. Якоже бо по великой буре и мрачных днях яснее нам сияет солнце и более увеселяет нас, тако по бурном сем искушении сладчае почувствуется милость Божия. Тогда таковое сердце самым делом дознает, что есть «закон», который обличает грех, устрашает и клятвою поражает грешника; и что есть «Евангелие», которое уязвленныя страхом и печалию сердца врачует и утешает. И якоже по бане малое отроча, или человек, утружденный по трудах, сладко почивает и упокоевается, или, якоже корабль, переплывши море, тихо стоит в гавани: тако имеется душа, претерпевшая и окончившая таковую бурную непогоду (3:307) (также 5:104, см. УТЕШЕНИЕ, 1060).

Когда пройдут искушения, в душе радость, мир и покой

Как непогода и буря пройдет, солнце приятнее нам сияет: тако когда буря искушений минуется, благоприятность и любезность БЛАГОСТИ Божия в СЕРДЦЕ человеческом чувствуется. Тогда сладчайшее вёдро в душе сияет; тогда душа утешается, мира и покоя, как сладчайшия вечери, насыщается; тогда в душе таковой «милость и истина сретаются, правда и мир облобызаются» (Пс. 84, 11). Тогда вкушает и видит душа, «яко благ Господь» (Пс. 33, 9). Таковая сладость, по претерпеном искушении, в сердце человеческом последует. Терпи убо нашедшее искушение; христианине, да потом почувствуеши благоприятное и сладчайшее вёдро в душе твоей (4:14).

Претерпевший искушение венец приимет (5:102, см. ИСКУШЕНИЕ, 404).

Господь никогда не оставляет человека в искушении

Когда небо густыми и темными облаками покрывается и великая буря находит,-кажется, что будто солнце оставляет нас: однакож оно всегда и в такое время тончайшии свои лучи низпущает к нам. Тако, когда темный облак и буря искушений находит на нас, и покрывает нас, – тогда кажется, что аки бы Бог оставил нас: однакож БОГ и в такой тьме вернаго Своего не оставляет, но сокровенною силою Своею сохраняет его. И яко «верен, не оставит его искуситися паче, еже может; но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи ему понести» (1Кор. 10, 13). Не отчаявайся убо, возлюбленный христианине, когда искушение какое постигнет тя, но молись и призывай Его, по неложному обещанию Его: «призови Мя в день скорби твоея и изыму тя, и прославиши Мя» (Пс. 49, 15) (4:13).

Ангелы помогают верным рабам в искушениях (5:103, см. АНГЕЛЫ, 9).

Чем больше христианин борется, тем больше ВРАГ восстает

Видим, что искушение и гонение перво мало, а далее больше восстает; растет благочестие, растет на него и искушение и гонение. Что приключилось Спасителю нашему, тое приключается и рабам Его верным. Его перво фарисеи и книжники в Иудее языками гнали, а потом и убить искали. Тако Иов святый первое отъятие имения и детей, а потом и здравия своего отъятие, и умножение болезни внешния и внутренния от диавола пострадал. Тоежде читаем и о святых мучениках и о прочиих святых. Чим бо человек более противится и борется противу ДИАВОЛА, тем более напасти ему наводит враг. Станем убо и мы, возлюбленне, станем добре противу сего врага, и за имя Иисуса Спаса нашего подвигнемся, и на всякое искушение и гонение терпением да укрепимся. Он Сам наш Помощник в подвиге нашем, Который подвизался за нас даже до смерти, смерти же крестныя (5:136–137).

Чем больше перенесет искушений христианин, тем опытнее становится (4:50, см. БРАНЬ, 176).

Отсутствие искушения есть опасное положение

Знак нехороший, ежели кто не чувствует искушения; искуситель бо не касается того, кого видит воли своей последующа, и потому под своею властию. Ратник не воюет противу того, кто ему покаряется, но кто противу его стоит и вооружается; и разбойник на нищаго не нападает, но на богатаго. Внемли сему всяк, и не радуйся о том, ежели не чувствуешь искушения, но осмотрись, в каком состоянии находишься (1:179).

Не избегать искушений, ибо они исцеляют душу

Не убегай убо, возлюбленный христианине, искушения и креста, от Бога посылаемаго. Когда безропотно и великодушно потерпишь и понесешь его, принесет тебе великую Божию милость. Плоти нашей горестно терпеть; но тако внутренний человек исцеляется и здравие получает. Надобно бо неотменно «совлекаться ветхаго человека», то есть, природнаго злонравия, когда хощем, «облещися в новаго человека», что необходимо к спасению нужно (2:104).

Самому не вдаваться в нашедшее искушение, но мужественно переносить

Отсюда учимся не вдаваться безразсудно в напасть, но уклоняться от ней. Аще бо Господь, Который всесильною Своею властью все мог делать, уклонялся до времени от напасти, кольми паче нам немощным тое делать надобно. Не вдаваться в напасть, но нашедшую напасть терпеть, и не унывать в ней и не ослабевать – мужественнаго и великодушнаго сердца есть (5:138).

Когда молимся: «не введи нас во искушение», то не должны сами себе вдавать во искушение. Егда, рече Златоуст святый, влечемся на подвиг, мужественно стоять должно; а не позываеми молчать должны и времени подвига ожидать, да и суетныя славы нехотение и мужество покажем (3:112).

По примеру Христа, уклоняться от напастей

Отсюда учимся не вдаваться в явную напасть дерзновенно, но уклоняться от напасти. Христос мог сохраниться на месте, где был (вся бо возможна ему, яко Богу, хотя и младенчествовал плотию), но уклонился от убийцы, подавая нам образ, уклоняться от находящаго зла (5:90).

Об искушениях см. «Плоть и дух» (1:177–179).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с.

Комментарии для сайта Cackle