Источник

ИСКУПЛЕНИЕ

Искупление есть дело Святой Троицы

Сию великую благодать заслужил нам Иисус Христос Сын Божий вольным Своим послушанием, страданием и смертию, «заслужил» верующим во имя Его: «подает» небесный Отец Своею благостию и человеколюбием; «совершает» Дух Святый (2:93).

А отсюду видим, что как создать мир, так и возобновить, единаго Бога дело есть: и Который создал мир, Тот падший и обветшавший мир восставил и возобновил (2:86).

Искупление есть дело благости и любви Божией

Когда рассуждают, что тойжде человек падший так чудным образом возставлен и паче прежнего превознесен от Бога; тут находят большую и важнейшую причину непостижимой благости Создателя Своего и Спасителя удивляться: яко отступника Своего паки так чудно любовию Своею к Себе привлек... Читают и видят в том Божественном и Святом Писании, что «тако возлюби Бог мир, яко Сына Своего Единородного дал есть, да всяк, веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный» (Ин. 3, 16). И, чувствуя сию небесного Отца в сердцах своих любовь, к взаимной любви разжигаются (3:437).

Ради искупления Отец небесный послал Сына

Царь вечный, небесный Отец, жалея о нас, послал к нам ЕДИНОРОДНОГО СЫНА Своего избавить нас от плени горькой, и свидетельствует нам с небеси: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих; Того послушайте» (Мф. 17, 5) (4:21).

Сын Божий избавил от диавола

ХРИСТОС Сын Божий, видя, что нам никакого не было помощника, благоволением Отца Своего небеснаго, вступился за нас, якоже Сам чрез пророка глаголет: «и воззрех, и не бе помощника, и помыслих, и никтоже заступи: и избави я мышца Моя, и ярость Моя наста» (Ис. 63, 5). Сей милостивейший наш заступник, Господь крепок и силен. Господь силен в брани, вступил в подвиг за нас, и победил врага мучителя нашего; и якоже Давид Голиафа не оружием, но силою Креста Своего, страданием, терпением, и сокрушил враждебную его главу, и поверг его на землю, яко мертвецы; и который нами ругался и попирал нас, того отдал в попрание нам, рабам Своим, и извел нас на свободу. О сем заступнике нашем, смерти и ада победителе, Иисусе, дерзаем и глаголем: «аще Он за нас, кто на нас?» Его силою укреплени, наступаем на змию и скорпию и на всю силу вражию, и торжествуем (4:22).

Христос искупил человека Своею кровию

ХРИСТОС Сын Божий искупил нас Себе от ДИАВОЛА и темной его власти; и искупил не сребром и златом или иною какою тленною ценою, но Своею кровию; Крове ради нас Своея не пощадил, пострадать и умереть не отрекся, чтобы нас искупить и Себе присвоить. Ибо САТАНА лестно завладел было нами и поработил себе; но Христос Господь наш вступился за нас, и избавил нас от горькой работы его, и присвоил Себе, и сотворил нас рабами Своими (4:23).

«Памятуете ли» и тое, возлюбленннии, что вы «несте свои? Куплены бо есте ценою» (1Кор. 6, 19–20). Какая цена дана за вас? сребро ли, или злато? Нет! Но что? Честная кровь. Чия она? кто излиял Свою кровь за вас? простой ли какой человек? святой ли? Нет. Но кто? Сын Божий, Господь славы, Бог во плоти явивыйся. «Божиею кровию куплени есте» (Деян. 20, 28)... И того ради «несте свои». Чии же? того, Кто купил вас Себе так дорогою ценою, ценою крове Своея. «Христовы есте», а не свои, Христос вас купил Себе. Ему убо, яко купившему вас, работать, волю Его исполнять, не своим прихотям работать должны (5:295).

Искупление людей из плена ДИАВОЛА есть радость для АНГЕЛОВ

Якоже царь человеколюбивый и сильный, видя плененных людей своих, исходит с воинством своим и идет в след плененных людей своих и пленившаго их врага, и, того поразивши, своих из рук его исхищает, и с радостию возвращается во отечество свое: и тогда радость бывает во всем отечестве о возвращенных из плена людех. Тако Царь небесный, Иисус Христос, Господь крепок и силен и человеколюбивый Царь, видя человека, плененнаго от врага диавола, изшел с небесным Своим воинством, и поразил пленившего супостата, и человека плененнаго из рук его мучительных исхитил, и того возвратил в небесное отечество; и тако сотворил всем небесным жителям радость (4:290).

Искупительные заслуги ХРИСТА выше всех ГРЕХОВ, вместе взятых

Страдание Христово и все спасительныя Его заслуги, ради нас сотворенная, суть безконечныя важности, силы и достоинства ради лица Его, Которое есть «совершенный Бог и совершенный человек». Сего ради кающемуся и сердечно верующему во Христа все и всякие грехи, какие бы он ни сотворил, коль бы многие, тяжкие и ужасные ни были, отпущаются, и отпущаются от единой благодати. Понеже заслуги Христовы высшия и сильнейшия всех и всяких наших грехов. Погубляет убо человека не величество, ни множество грехов, но НЕРАСКАЯННОЕ и ожесточенное сердце (4:283).

Христос пострадал за всех, но некающемуся Его кровь не помогает

Христос Господь ради тебе пострадал и умер; Кровь Христова ради тебе излияна; не сребром или златом, ни иною какою ценою, но дражайшею Кровию Христовою спасение тебе сыскано. Хощеши ли так дорогое сокровище нерадением потерять, и вринуть себя в вечную власть диавольскую, и в вечное мучение, от котораго Христос кровию Своею избавил тебе? Помяни, что смерть и кровь Христова грешнику НЕКАЮЩЕМУСЯ не пользует, якоже больному лекарство, который сам о себе не радит (4:151).

Пребывающим во грехах смерть Христова не приносит пользы

Во грехах пребываеши, и от грехов не свободился ты; а тако от страданий и смерти Христовой никакой пользы не имеешь ты, хотя она и «всесильное» есть врачевство. Покайся убо и умертви греховныя прихоти твоя! И тогда смерть Христова будет пользовать тебе. Распялся Христос за грехи наши: должно и нам распинать плоть свою со страстьми и похотьми, когда хощем Христовыми быть. «Иже бо Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24) (4:279).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с.

Комментарии для сайта Cackle