Источник

ИМЯ БОЖИЕ

Имя Божие со страхом и благоговением поминать

Имя Божие со всяким почтением, страхом и благоговением поминай, и то тамо и тогда, где и когда надобно поминать, понеже имя Божие свято и страшно есть, и поминающие Его с непочтением тяжко грешат. Отдавай убо всякое почтение имени Божию, как самому Богу. Царя земнаго имя с почтением поминаешь, как и должно: кольми паче Бога, Царя небеснаго имя, Ангелом и душам святым говейное, любезное и сладкое, с высоким почтением поминать должно. Правильно поминается имя Божие в молитве, в славословии, в благодарении, в хвалении, песнех духовных, и в беседах и разговорах, христианам приличных, то есть, когда разговор бывает о святом Божием слове, о законе и Евангелии, о пришествии Христовом в мир, о пожитии Его на земли, страдании и смерти Его, нас ради подъятой, о смерти, о суде Христовом, о вечной муке и вечном животе, и проч.: в прочиих разговорах без крайней нужды не поминай, и ежели нужда будет помянуть, со всяким опасением и достодолжным почтением поминай (5:153).

Употреблением имени Божьего всуе это имя хулится

Безчестится имя Божие, когда не в нужных и важных случаях, но в подлых и без всякой правильной причины поминается и приемлется, как то у людей в злые обычаи вошло, при всяком почти слове поминать тое: «ей Богу! на то Бог! на то Христос! свидетель Бог! Бог видит!» и проч... Имя бо Божие, яко великое, святое и страшное, должно со страхом и почтением поминать. Но когда человек того Ему не показует, тем самым отъемлет Ему достойную честь и так безчестит. И сия есть сатанинская хитрость, который ищет, чрез посредствие человека, Бога безчестить и самаго человека погубить. Монарха земнаго имя люди с почтением поминают; но имя Божие, как подлую вещь (что и писать страшно, но нужно, ради злонравия и застарелаго злаго обычая безстрашных христиан, чтобы от того обычая отстали), подлую, глаголю, и легкую вещь во всяких подлейших словах и, что горше того, в шуточных, приводить не устрашаются! (3:80).

Многим обычай есть во всяких разговорах о подлых вещах и ко всякому почти слову приговаривать: «ей Богу!» или, «на то Бог!» или, «на то Христос!» или, «свидетель Бог!», или, «видит Бог!» и прочее. Страшное и с глубоким смирением от самых ангел почитаемое имя «Бог», при воспоминании Котораго трепетать и главу с сердцем преклонять должно! Но безстрашное сердце того не разсуждает, и языком злым, как подлой (что и говорить страшно) вещи, касается... Так сатана ослепляет беднаго человека! Но что страшнее и горше, многие в шутках, многие для прельщения и обмана ближняго, поминают великое и страшное имя Божие (2:329).

Имя Божие часто у людей в неправде поминается, что грех есть

Паки примечаем, что христиане имя царево почитают, и при воспоминании его покров с головы снимают, или голову приклоняют, как и должно: но святое и страшное имя Божие того не удостояется от многих христиан. Иные в неправде и лжи тое поминают; иные в ложной присяге восприемлют тое, и, учинивше присягу и тую великим именем Божиим утвердивше, тотчас на дела, противныя присяге, устремляются. Другие в непотребных и подлых делах и словах безпрестанно вносят тое, повторяя «обыкновенныя» себе слова: «ей Богу, на то Бог, свидетель Бог!» и проч. Суть такие, которые в шутках и кощунстве (о долготерпения Твоего, Боже!) дерзают принимать имя Его, Ангелам святым и душам сладкое, демоном страшное и всей твари честное. Тако христиане таковые, отъемля имени Божию достойное почитание, и Самому Богу, в имени Своем святом почитаемому, не воздают того (3:350– 351).

Имя Божие прославляется, когда слово Его принимается, когда веруем правильно и т.д. (3:77).

Имя Божие прославляется через добродетельное житие христиан (3:107, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ, 368).

Имя Божие порочится грехами

Многие, разсуждая честность и благородие отец своих, имя их берегутся опорочить худыми поступками; удаляются от таких дел, которыми тое безчестится: но имя небесного Отца, к Которому мнятся молитися: «Отче наш, Иже еси на небесех», непрестанно безчестят, делая такие дела, которыя христианскому званию противны. Таковые суть блудники, прелюбодеи, пьяницы, хищники, грабители, клятвопреступники, разорители и прочие, сим подобные. Якоже бо добрыми христианами имя Божие славится ... Тако злыми делами бесчестится (3:351).

Имя Божие славно само в себе и не изменяется от хвалы или хулы

Имя Божие само в себе как свято, так славно и препрославлено есть; того ради от нас не требует прославления нашего. И якоже солнце, хвалится ли, или хулится, всегда светло в себе пребывает, и лучи света своего на всю поднебесную низпущает: тако имя Божие славится ли, или хулится от человек, равно всегда, всегда славно, свято и страшно пребывает, и лучи славы своея издает... Слава бо имени Божия вечна, безконечна и непременяема есть, как и Сам Бог; того ради ни умножитися, ни умалитися в себе не может (3:73).

Прославление имени Божия. См. вторая глава, третьей статьи, второй книги «О истинном христианстве» (3:72–83).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с.

Комментарии для сайта Cackle