Источник

СКОРБИ

Скорби есть проявление ЛЮБВИ БОЖИЕЙ

Бог и в сем великую к нам являет любовь и милость, что наказует нас: «Егоже бо любит Господь, наказует; биет же всякаго сына, егоже приемлет» (Евр. 12, 6; 1Кор. 11, 32)... Тех любит Господь, которых предает в толикая страдания? Воистину любит! Какий отец детей своих не наказует? И когда наказует, не любит их? Никак: для того и наказует, что любит; наказует их, но им наследие готовит. Тако и Бог наказует нас, но вечнаго живота и царствия наследие готовит нам. Наказаны Пророки, наказаны Апостоли, наказаны мученики, наказаны и вси святии; но были возлюбленная Божия чада, и ныне в дому небеснаго своего Отца водворяются, и в веки веков восхвалят Его. Кто бы не пожелал с ними тамо быть, с теми, которые так наказаны зде? Наказует нас Бог на пользу нашу, «да причастимся святыни Его» (Евр. 12, 10) (4:352–353).

Когда хотя и наказует нас, но как отец чада своя: казнит и милует, поражает и исцеляет, оскорбляет и увеселяет, уязвляет и врачует; все же сие делает от единыя ЛЮБВИ, дабы мы могли исправиться, и тако спастися вечно (1:88).

Скорби есть знамение милосердия Божия

Наказание, чрез беды и напасти бываемое, есть знамение Божия милосердия к нам. «Егоже бо любит Господь, наказует», Апостол глаголет (2:294).

Временное наказание – милость Божия,

чтобы вечного избежать

Двоякое наказание Божие – вечное и временное. Вечное наказание готовится людям нечестивым, беззаконнующим и нераскаянным грешникам. Сего они никак не избегнут, как себе не ласкают. «Одождит на грешники сети: огнь и жупел, и дух бурен, часть чаши их» (Пс. 10, 6). Временное наказание претерпевают благочестивыя люди, богобоящиися и тщащиися заповеди Божия сохранять; и сие наказание Божие есть отеческое, милостивое и от любви происходящее. Тако бо писано есть: «егоже любит Господь наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет» и проч. (Евр. 12, 6). Тако Господь человеколюбивый наказует зде человеколюбие рабов Своих верных, да тамо их помилует, по словеси апостольскому: «судими, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся» (1Кор. 11, 32). Биет, яко отец, чад Своих и исправляет, да подаст им наследие вечнаго живота, и самые бо благочестивые люди не без греха (1:232).

И в скорби благость Божия

Бог и тогда нам благотворит, когда нас наказует, ибо наказует нас, да исправит нас; биет нас, да помилует нас; опечаляет нас, да истинно утешит нас. егоже бо любит Господь, наказует; биет же всякаго сына, егоже приемлет (Евр. 12, 6) (5:233).

Скорби есть проверка упования

ВЕРА, НАДЕЖДА, УПОВАНИЕ и ТЕРПЕНИЕ не в благополучии, но в злополучии познается. Злополучие показует, на что человек уповает, на Бога ли, или на иное что, кроме Бога. К чему и к кому кто в злополучии прибегает и просит помощи, на тое и уповает. Злополучие подобно есть лекарству рвотному, которое извергает из желудка, что в нем кроется; тако злополучие показует, что в СЕРДЦЕ кроется, – на Бога ли, или на иное что упование. Тако злополучием открывается глубина СЕРДЦА человеческаго, и человек свое сердце познает; без того же познатися не может, «глубоко бо есть» (1:205).

Скорбь искушает веру (3:21, см. ВЕРА, 149).

Скорби – признак истинных последователей Христовых

Не скорби убо, любезный христианине, но радуйся паче и благодари в скорбех; что тако блаженнейшему оному избранных Божиих собору, которые под знамением креста зде Христу Царю служили, и ныне живущие на земли служат, причисляешися и Самому Христу последуеши и сообразуешися. Сия есть примета избранных Божиих, что «их мир ненавидит», и ненавидит не за какия злыя дела, но за тое, что, удаляяся от злых его дел, усердно Господу своему работают. «Аще от мира бысте были», глаголет им Христос, «мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир» (Ин. 15, 19) (3:294) (также 3:246–247, см. ТЕРПЕНИЕ, 1042).

Если ты христианин, то скорби неизбежны

Без всякаго сумнения известно есть, что истинным христианам без скорби в мире сем быти невозможно. Тако бо свидетельствует Божие слово: «многи скорби праведным» (Пс. 33, 20); «в мире скорбни будете» (Ин. 16, 33); «вси хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут» (2Тим. 3, 2). Ибо путь, который их вводит в живот, «тесен есть» (Мф. 7, 14). Что убо? Ты ли един хощеши без скорби пробыти, и с теснаго пути на пространный, который «ведет в пагубу» (Мф. 7, 13), взыти и тако от числа истинных христиан себе выключить? Прочитай священную от начала мира историю, и увидишь, что вси святии чашу горести крестныя пили, и ныне в мире странствующие пиют, и до конца мира будут пити. Довлеет тебе к утешению твоему сие, что «сообщник еси им в печали» (Апок. 1, 9), что «приобщаешися Христовым cтрастем» (1Пет. 4, 13) (3:292).

Скорби – удел христиан,

и каждый должен ожидать их в будущем

Предсказана христианам скорбь, да приуготовляют себе к терпению скорби. «Чадо, аще приступаешь работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение» (Сир. 2, 1). Нет, чего убо ради христианам златые дни мечтать и ожидать. Скорбь им предсказана, – и видим тое. От кого-де христианам скорбь терпеть? Мучители престали, христиане живут между христианами. Престали мучители подлинно: слава Богу о сем! Но не престал ДИАВОЛ, первейший мучитель, который непрестанно воздвизает гонение на благочестивых (4:282).

Если Учителя гнали, то учеников тем более

Христианам истинным надлежит гонение и поношение в мире сем. «Аще убо господина дому веельзевула нарекоша, кольми паче домашния его?» (Мф. 10, 25), утишает Господь христиан. Аще Господина, Учителя, Главу изгнаша, кольми паче рабов, учеников, и удов духовных Его ижденут. Надобно неотменно страдать рабам с Господином, ученикам с Учителем, и удам с Главою. Христос Господь наш терпел хулы; надобно и нам рабам Его терпеть; когда хощем домашние сего великаго господина быть, надобно с Ним и терпеть (5:129).

Если Христос терпел, то и последователи Его такие же будут испытывать бедствия

Имеется в церкви святой, яже есть дом Бога живаго. Дому сего святаго Отец и Владыка есть Христос. Якоже убо Он, на земли живучи, терпел всякое бедствие и озлобление и страдание и тако вошел в славу свою, якоже глаголет Сам: «не сия ли подобаше пострадати Христу, и внити в славу Свою» (Лк. 24, 26): тако и домашним Его, истинным христианам, в том Ему последовать должно, и всякое приключающееся бедствие и озлобление терпеть великодушно, взирая на Начальника и Владыку своего. Господь бо на земли живучи, образ нам показал, как нам жить и Богу угождать, и к вечному животу доходить. Сему образу последовали вси святии, приснии Богу и домашнии Его, и вошли в славу, Его страданием и болезньми обретенную. Убо и нам должно тем путем итти, которым Сам Господь наш и святии Его шли, когда хощем с Ним и святыми Его прославитися. Надобно бо невесте с женихом, и удом, членом и главою страдати, да и прославятся купно с главою. Нет бо инаго пути к вечному животу и граду оному святых, кроме пути теснаго, прискорбнаго и крестнаго (Мф. 7, 14) (2:99).

Скорби – ими христианин уподобляется Христу (3:18, см. СКОРБЬ, 868).

Скорби неизбежны на пути ко спасению

Господь глаголет: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19). И паки: «в мире» скорбни будете» (Ин. 16, 33). Всякое бо зло и бедствие сретает тех, которые к Богу и царствию Его стремятся. Должно все тое терпеть, и противу врагов – плоти, мира и диавола подвизаться, да трудом и подвигом с помощью Божиею получим тое, что без труда в начале имели и потеряли (3:347).

Сие известнейшее знание есть отрекшагося мира, что «мир его ненавидит»: ненавидит бо, яко не своего. Сказуют, что море содержит в себе живых только животных, а мертвых извергает вон из себе; тако бывает в море мира сего. Кто миру и прихотям мира живет, сей миру любезное есть чадо: а кто отреклся и умер ему, сего извергает и изгоняет вон из себя (2:268).

Жизнь человека преисполнена скорбей

Житие человеческое от самого рождения до скончания всякими бедами исполнено: раждаемся со слезами; живем в бедах и слезах; оканчиваем житие с воздыханием и страхом. И хотя многие, по мнению нашему, в благополучии живут, однакож нет такого благополучия, которое бы горестию неблагополучия не растворено было (2:292).

Все в этой жизни переполнено скорбями

Какое блаженство видим в мире сем? какой покой, мир и добро? какое веселие и радость? «Суета суетствий, и всяческая суета» (Еккл. 1, 2). Беды во градех, беды в селех, беды в пустынях, беды на земли, беды на море, беды от явных, беды от тайных врагов, беды от языка, беды от рук человеческих; беды от плоти и страстей воюющих на душу; беды от диавола, который, «яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити»; беды от лживых прелестников и обманщиков, беды от сродников и от лжебратии, беды от мира всего. «Мир весь во зле лежит» (1Ин. 5, 19). Что в мире не горестно? Богатство с нищетою сопряжено, слава с безславием, честь с безчестием, покой не без безпокойствия, мир не без смущения и мятежа, любовь лицемерна, дружество не без подозрения, сладость растворенная горестию. Отвсюду страх, отвсюду боязнь, подозрение, опасность и печаль. Нет истины, нет верности (4:181–182).

Скорби неизбежны в этом мире

Житие в мире сем без того не бывает. На воздухе то мрачно, то ясно, то бурно, то тихо; такожде и на море: то тишина, то волны; тако и в нас без перемены не бывает: то радуемся, то печалимся, то боимся, то уповаем; таково житие мира сего есть. Сия всегдашняя перемена научает нас, «как нам в счастии и несчастии, радости и печали содержать себе должно». Пришла радость, – следует ожидать и печали, попадаемся в печаль, – потом ожидать и веселия (5:361) (также 2:242, см. ЖИЗНЬ ЗЕМНАЯ, 358).

Непрестанно беды и напасти окружают нас, и, как терние, бодут нас. Одна прошла беда, тотчас другая наступает, по другой третия, по третией четвертая, и далее. И тако не ино что в мире сем делаем, как только бедствуем; и, яко корабль от ветров и волн на море, тако мы в житии сем от бед и напастей колеблемся. Где убо и какой безопасности в мире сем искать? Отыдешь в пустыню, и от всех людей и наветников удалишися? Тамо большее нападение диавола и множайшия козни его обыдут тебе (4:393).

Мир сей подобен морю. Море всегда ветром волнуется: житие наше всегда бедами смущается. На море волна волне последует: в житии нашем беда за бедою идет: едина прошла, другая наступает, и так безпрестанно кораблец наш то к верху, то к низу бросает. ТЕРПЕНИЕ же есть, как якорь, который, во глубину Божия милосердия с надеждою поверженный, не попустит кораблецу нашему разрушитися: или как тихое пристанище, в которое убегаем от потопления (2:297).

Скорби не без попущения Божия

Враги гонят или поносят нам не без попущения Божия, и суть аки бичь, им же Бог наказует нас, якоже о Давиде святом история показует (1:165).

Без Божия совета ничего нам не приключается. Бог попущает скорби на благочестивых, и попущает столько, сколько могут понести, и попущает на великую пользу их: но и не оставляет их, яко Своих без утешения. И сие им бывает, как прохлаждение во время зноя. Истинно тое есть, что «многи скорби праведным» (Пс. 33, 20) (4:242).

Всякая скорбь не по случаю бывает, но скорбь нам посылается от Бога, и есть Его отеческое наказание, которым наказует нас не от гнева, но от любви, якоже учит Апостол: «егоже любит Господь, наказует; биет же всякаго сына, егоже приемлет» (Евр. 12, 6). Якоже бо на нечестивых изливает гнев Свой праведный, и чашу гнева Его и ярости во веки будут пить; тако благочестивых не яростию обличает, ниже гневом наказует, но отечески биет во гневе милости поминает, наказует, но смерти же не предает... люди, диаволы научаемые, наводят нам беды и скорби, но попущением Божиим: люди бо и диавол ничего не могут нам сделать, когда им Бог не попустит. Попущает же им в наше наказание, и сколько им попущает Бог, столько они нам и досаждают и озлобляют (3:294).

Отсутствие скорбей есть признак оставленности Богом

Примечай и сие, что написал Апостол: «аще без наказания есте, емуже причастницы Быша вси, убо прелюбодечищи есте, а не сынове» (Евр. 12, 8). Когда Отец Сына без наказания оставляет, и попущает ему по своей воле жить, то видно, что отринул его от себе: так когда и Бог оставляет человека без наказания, знамение есть отвержения его от Божией милости, и не иное что такому следует, как вечный Божий гнев на себе терпеть. Вси бо избраннии Божии и чада Его «причастницы Быша», и ныне суть Отеческаго Его наказания. Желать убо должно, христианине, отеческаго Божия наказания, а не убегать от него, и о нашедшем радоватися и благодарить за тое Небесному Отцу (3:294–295).

Явно и тое, чего ради люди злые по большей части в благополучии живут. Ибо любезная века сего чада, и князю века сего угождают: того ради оставляет их в покое (3:448).

Скорби есть наказание за грехи

Кто бо безгрешен, и кто оправдится пред Ним? Часто бывает, что пред человеком, который гонит нас, не согрешили мы, но пред Богом согрешили: и часто в том, в чем поносят нас, не виноваты, но в другом виноваты, и так во всем вина наша. Аще бы грехов не было, не было бы и бед, вси бо беды от грехов произошли. Чего ради в бедствиях правду Божию, а нашу винность признавать, и благодарно терпеть наносимое бедствие должно (2:297).

Правда Божия требует удовлетворения за грехи

Требует Божия правда того, дабы грешник за грехи наказан был. Аще убо нужно есть грешнику наказанным быть, лучше зде наказану быть, и с благодарением терпеть, нежели во оном веце без конца мучиму быть. Зде наказует Бог и утешает; а тамо несть утешения; зде наказания легкая, отеческая, а тамо жестокая; зде маловременная, а тамо вечная. Ибо сто лет зде всякое страдание терпеть ничтоже есть противу вечнаго. Слыши евангельскаго богача, который, «зде по вся дни веселился светло», како вопиет: «отче Аврааме, помилуй мя», – вопиет, но бесполезно, и во веки будет вопить (1:182).

Всякая скорбь от ГРЕХА

Всякая скорбь и беда от греха бывает, и когда бы греха не было, не было бы и скорби. Сего ради посылается скорбь, да грех очистится; и когда очистится грех, который скорбь соделовает, отъимется и самая скорбь. Сего ради должно покаянием, исповеданием пред Богом, молитвою и верою очищати грехи, да тако и скорбь и печаль благодатию Божиею отъимется, и приидет утешение, как солнце по мрачных днях или как пища по посте приятное и увеселительное (3:115).

«Всем бедам, какие ни бывают в мире, грех причиною есть» (4:371).

Истинный христианин неизменно испытывает нападения ВРАГА

Благочестивые истинные христиане во всяких бедствиях в мире сем находятся. Понеже сатана на них возстает, и чего сам не может, чрез злых людей, своих служителей, в действо приводит, и озлобляет их. Ибо они противятся ему; того ради и он не перестает на них возставать, чтобы их низложить и под свою власть привести (3:448).

ВРАГ искушает и озлобляет рабов Божиих

Сатана, котораго ига благодатию Божиею свободились, брань на них возставляет, различным образом искушает их, и так хощет от Христа отторгнути, и паки под свою власть темную покорити; и когда не может того учинить, озлобляет их чрез своих служителей – злых людей... Сатана, паки; не могучи сделать ничего Христу, Который царство его темное разрушил, устремляется на рабов Его, и в рабах Господа хощет озлобить... Тойжде злый дух завидует вечному благочестивых блаженству и великой славе, и тщится их от того отторгнуть всякими напастями, якоже прародителей наших благополучию позавидел и низринул в бедственное состояние (Быт. 3-я гл.). Паки тойжде лукавый дух, не могучи душ благочестивых искушением повредить, тщится хотя тело их озлобить: ибо ему, яко злобному духу, радость бывает, как-нибудь человека, а паче вернаго озлобить (2:289).

ДИАВОЛ озлобляет людей через послушных ему

Гонят-де нас и озлобляют люди злые, а не диавол? – Правда. Озлобляют люди, но он, яко начальник злобы, людей злых, яко оружие свое, употребляет. Тако Христа, Сына Божия, люди гнали, хулили, мучили и распинали; но его козньми тое делалось. Он людей к тому злохитрым своим советом приводил. Откуда Христос за распинателей Своих, яко ослепленных, сожалея о погибели их, молился: «Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят» (Лк. 23, 34). Такожде мучеников святых нечестивые цари и их посланники мучили; но он всему тому злу начальник. Он тщался рабов и воинов Христовых от веры святыя отвести и погубить; но как сам, чрез себе не могл тое учинить, изобрел угодных себе служителей, нечестивых людей, чрез которых озлоблял и проливал кровь их, терзал и раздроблял телеса их; но сам от них верою и силою распятаго Христа попирался с своими слугами беззаконными (3:445).

Хоть через людей диавол действует,

но без попущения Божия ничего не бывает

«Как-де Бог налагает крест: ведь-де люди делают нам зло, подстрекаемы диаволом?»

Ответ: ДИАВОЛ и люди злые враждуют нам, и делают зло, но без попущения Божия ничего не могут. У Иова святаго люди отняли имение, но он исповедывал и говорил: «Господи даде, Господь отъят; яко Господеви изволися, тако бысть» (Иов. 1, 21). И Спаситель наш Иисус Христос от злых людей страдал и терпел, но глагола Петру: «Чашу, юже даде Мне Отец, не имам ли пити ея?» (Ин. 18, 11). Чашу зде страдание и смерть Свою нарицает Господь. Чашу сию и благочестивым людям пить подает Бог, когда их наказует, и послабляет и попущает диаволу и злым его служителям противу их возставать, гонить, озлоблять и мучить их; и тако они сообразными делаются Господу своему Иисусу, яко уды, Главе сообразуются в страдании, да и в славе сообразны Ему будут: «с Ним страждут, да и с Ним прославятся» (Рим. 8, 17) (5:149).

Враги больше пользы приносят, чем зла

Враги гонящии и злословящии и поношающии нам более делают добра, нежели зла: ибо хотя тело и озлобляют, но душе пользу делают. Тако бо смиряют нас, гордость и тщеславие, и самомнение наше низлагают, приводят нас в познание себе и немощи нашея (1:165).

Христиане чаще всего от своих страдают

Иисус Христос Господь наш от своих пострадал, якоже есть писано: «во своя прииде, и свои Его не прияша» (Ин. 1, 11). Пророки Его от своих единоплеменников пострадали, как видим в Писании (Мф. 13, 57; 23, 37). Тако и христиане от своих христиан, но ложных, страждут. Злый сосед добраго соседа ненавидит и гонит; злый муж добрую жену, и злая жена добраго мужа ненавидит и гонит; злый брат и сестра добраго брата и сестру ненавидит и гонит. «И врази человеку домашнии его» (Мф. 10, 36). Вот христианские гонители – лживые христиане (4:282).

Злые преследуют благочестивых,

так как святая жизнь обличает злых

Добрые злым не сообщаются, но злобу их обличают святым своим житием, того ради злые добрых гонят. Отсюду бывает, что в едином дому злый муж добрую жену, злый отец добраго сына, злый брат добраго брата, злая сестра добрую сестру ненавидит и гонит (2:289).

Презрение от мира – признак избранничества Божия

Истинные христиане презрение, от мира бываемое, за благополучие свое поставляют, яко когда от мира презираются, тогда у Бога в милости находятся. И ты убо, когда люди тебе презирают, о том небреги, тщись только о том, чтобы у Бога милость сыскать, и Ему единому угодить. Лучше бо у единаго Бога милость иметь, нежели у всего мира в почтении быть, а у Бога во гневе; Божия бо милость и гнев несравненно больший есть милости и гнева всего мира. Какая нам польза с того, что люди нас почитают, а Бог презирает? Весь свет пред Богом как ничто есть, и потому милость и гнев людей, пред Божиим гневом и милостию, как ничто же есть (Мф. 5, 11) (1:106).

Скорби внешние не являются препятствием радости истинной (3:424, см. РАДОСТЬ, 787).

Царство Божие достигается скорбями (4:259, см. ЦАРСТВО БОЖИЕ, 1147).

Скорби. Последователи за Христом с радостью переносят все скорби (5:141, см. КРЕСТ, 434).

СЛОВО БОЖИЕ объясняет, почему благочестивые страдают

Часто благочестивым в размышлении и от того опасное поколебание в вере приходит: како люди добрые и богобоящиеся в бедах и напастях, а злые и безбожные в благоденствии живут, что и Псаломник о себе признал: «мои вмале не подвижастеся нозе, в мале не пролияшася стопы моя: яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря» (Пс. 72, 2–3). Но когда прилежно вникнут в Святое Писание, и разумевают в последняя их (беззаконных), исправят сердце свое, благоденствием злых и злоденствием добрых колеблющееся, и, в вере утвердившися, воскликнут с тем же Псаломником: «коль благ Бог Израилев правым сердцем». Увидят тамо конец обоих: благочестивых добрый, хотя и бедствуют в мире сем; нечестивых злый, хотя на мало время и возносятся. От конца бо благополучие и неблагополучие истинное описуется и зависит... Как прочитаешь Священную Историю от начала мира, увидишь ясно, как блаженный конец есть благочестивых, и коль злополучен исход есть нечестивых. Ибо правда Божия всякому свое возмеряет, и потому как добра без награждения, так и зла без казни не оставляет, хотя до времени и молчит (3:202–203).

Великая польза скорбей

«Великое убо добро есть скорбь», глаголет Златоуст (Бес. 16-я на Деян.) Великое добро: яко смиряет нас, яко пресекает путь к плотоугодию и погибели, яко исправляет нас, ведет к покаянию и обращает к Богу, и тако отводит от погибели, и поставляет на пути к вечному животу. Великую и милость делает с нами Отец небесный, когда посылает на нас скорби и напасти. О скорбь – жезл Божия наказания, горькое, но здоровое наше врачевство, училище смирения, терпения и кротости, знамя Христовых воинов, путь к вечному животу! (3:298).

Скорби ради пользы попускаются от Бога

Бог и тогда благотворит нам, когда наказует нас. Ибо наказует нас, да исправит нас, биет нас, да помилует нас; сокрушает нас, да исцелит нас; опечаляет нас, да увеселит нас. Все бо творит, да ублажит нас (4:351).

Бог попускает на них напасти, чтобы они памятовали, что они зде странники суть и пришельцы (отечество же их не в мире сем, но на небеси), и тако бо от суеты удалялися. «Егоже бо любит Господь, наказует» (Евр. 12, 6). Сими бедами они смиряются, ПОЗНАЮТ НЕМОЩЬ свою. Как бо счастие возносит, так беда смиряет человека и в познание приводит. Тако научаются изрядной добродетели ТЕРПЕНИЯ, которая венец есть БЛАГОЧЕСТИЯ, и которой без искушения и скорби научиться нам невозможно (2:289–290).

Когда отнимает Бог добро телесное от нас, хощет подать добро душевное. Когда отнимает богатство телесное, хощет подать душевное, когда отнимает здравие телесное, хощет подать здравие душевное; когда лишает славы временныя, хощет подать славу вечную. А что делает так, то знать усмотрел, что добро телесное с душевным не может в нас поместиться. И потому делает как искусный врач, который едину часть тела отсекает, чтобы все тело сохранить; так и премудрый Врач душ наших Господь, отсекает телесное добро, чтобы обоя, и душа и тело, в вечном животе сохранилися. На лекаря не гневаемся, когда такое о нас тщание являет, но паче благодарим ему, любим его и мзду ему даем: много паче Богу, так милостивно и человеколюбиво о нас промышляющему, должно благодарить (2:307).

Скорбями христиане сообразуются Христу,

чтобы и во славе быть Ему сообразным

Помяни, что скорбию истиннии христиане сообразуются образу страдания Христова, да и в славе сообразны Ему будут: «с Ним страждем, да и с Ним прославимся» (Рим. 8, 17). «Иже преобразит тело смирения нашего, яко были сему сообразну телу славы Его» (Флп. 3, 21). «Возлюбленнии! ныне чада Божия есмы, и не у явися, что будем. Вемы же, яко егда явится, подобни Ему будем» (1Ин. 3, 2). Воскресе Христос пострадавший и умерший, воскреснут и христиане, уды Его, с Ним страждущие. Вознесеся на небо Христос, вознесутся и раби Его. Прославился Христос, воцарятся с Ним и терпящие раби Его. «Аще с ним умрохом, то с Ним и оживем. Аще терпим, с Ним и воцаримся» (2Тим. 2, 11–12). Последуй ныне Христу, да и тамо с Ним будеши. Не стыдися «ныне» «поношение Его носити» (Евр. 13, 13), да с Ним прославишься. Пей ныне «оцет с желчью смешен» со Христом (Мф. 27, 34), да сподобишься вечныя радости вино «пити на трапезе Его небесней» (Лк. 22, 30) (3:293) (также 3:18, см. СКОРБИ, 855).

Тако они «сообразны делаются Христу Сыну Божию», яко духовнии уды Главе, Который всякия беды, скорби и страдания претерпел нашего ради спасения (2:290).

Благополучие удаляет от Бога,

скорби – приближают

Примечай, что благополучие делает: Адам, праотец наш, в благополучии райском согрешил тяжко, и отпал от Бога, и погиб; сего ради выгнан из рая и предан за труды, скорби, беды и напасти, да паки покаянием взыщет Господа (Быт. 3-я). И израильтяне, когда во Египте терпели озлобление, искали Господа и воздыхали к Нему, и услышал их Господь, якоже к Моисею сказал Бог: «стенание их услышах» (Деян. 7, 34). Но когда в пустыне на свободе были, развратилися и забыли Бога: «и яде Иаков и насытися, и отвержется возлюбленный: уты, утолсте, расшире; и остави Бога, сотворшаго его, и отступи от Бога Спаса своего» (Втор. 32, 15). Но когда в беды и напасти паки впали, живучи в земле обетованной,– паки обращалися к Богу и искали Его, как читаем в книге Судей и в прочиих книгах. Вот как благополучие отводит от Бога, злополучие же, как узда, приводит и привлекает нас к Богу (3:297–298).

Скорби посылаются человеку,

чтобы он стремился к горнему

Благочестивые души горести в мире вкушают, да не забудут отечества своего небеснаго, да не мир, как отечество, имеют, но туда мысли свои возводят и стремятся, где нет напастей, бед, болезни и воздыхания. Рассуждай сие, и в напастех лобызай и прославляй и величай благость Божию (5:77).

Бог попускает на них напасти, чтобы они памятовали, что их не зде отечество, но на небеси, идеже отец их, и тако не любили бы суеты, не имели бы зде пребывающаго града, но грядущаго искали. «Егоже бо любит Господь, наказует», глаголет Апостол (Евр. 12, 6) (1:173).

Господь скорбями ведет ко СПАСЕНИЮ

Коль полезно и нужно нам сие отеческое Божие наказание есть, не можно сказать. Разсуди, колико кроется в сердце нашем духовных немощей, которыя в плотском рождении родилися с нами: какая гордость, гнев, злоба, зависть, сребролюбие, нечистота; и прочая! Сии вси немощи всевидящее Божие око видит, и наведением скорбей и напастей, яко жестоким врачевством, хощет их исцелить, аще Ему в волю себе отдадим. Всякая бо скорбь, напасть учит нас смирению, терпению, кротости и прочему добру. Кто в болезни захощет злобиться и отмщевать? Кто в нищете, в темнице, в изгнании будет гордиться? Беда учит смиряться и все терпети. Беда подобна узде, которою свирепые кони воспящаются и укрощаются. Естество наше свирепеет и как бы беснуется, которое бедами и напастьми, как уздою, востягается и укрощается (3:296) (также 3:75, см. ПРОМЫСЛ БОЖИЙ, 768) (4:15, см. ИСПЫТАНИЕ, 420).

Скорби. Промысл Божий через скорби ведет ко спасению (5:76–77, см. ПРОМЫСЛ БОЖИЙ, 768).

Ради СПАСЕНИЯ терпеть все,

что Промысл Божий пошлет

Немощные все за благо приемлют и терпят, что от лекарей предписано ни будет, когда хотят исцелиться: тако должно и нам за благо принимать и терпеть все, что хощет и повелевает нам Врач наш Христос. Иначе спасительное Его нам врачевство ничего не поможет, как и немощному ничего не поможет врачевание лекарское, когда написанных правил не хранит; паче в горшее успевать будет немощь его (2:53).

Скорби – для очищения грехов благочестивым

Благочестивые люди не без грехов, и того для беды им посылаются, чтобы, ими очистившеся, прямо в небесное отечество вошли. Чем более зде озлобляются, тем более в вечном животе прославятся. «Вмале наказани бывше, великими облагодетельствовани будут». Сими бедами они смиряются и познают свою немощь: как бо счастие возносить, тако беда смиряет и в познание себе приводит человека (1:173).

Тако грехи наша очищаются, когда с благодарением терпим гонение их (врагов) (1:165).

Скорби исправляют человека

Егда бо подает нам благополучие преблагий Бог, и тем нас к Себе привлекает: растленное наше естество тем возносится паче, нежели к любви Божией возбуждается. Того ради отеческий Божий промысл попущением бед смиряет нас, и тем исправляет. И тако, что нам кажется быть неблагополучием, тое нам истинное, прямое, и какого должно желать, есть благополучие; плоти нашей есть беда, но духу счастие; плоти изнеможение, но духу подкрепление; плоть увядает, но дух процветает. Беды убо и наказания суть, как посланники Божии, которые возвещают нам, благодарно терпящим их, последующую Божию Благодать. Ибо беды к Богу приводят нас (2:207) (также 4:11, см. ДЕЛА ДОБРЫЕ, 300).

Скорби подвигают к ПОКАЯНИЮ и СПАСЕНИЮ, и в этом милость Божия

Коль многие бедами телесными и временными подвиглися к истинному покаянию, история не токмо церковная, но и священная свидетельствует. Видим тое и ныне. На сей бо конец и посылает человеколюбивый Бог беды на нас, да подвигнемся к истинному покаянию, и в страхе Божии поживем.

И беды убо и напасти благость и человеколюбие Божие к нам свидетельствуют (4:332–333) (также 1:29, см. ЛЮБОВЬ БОЖИЯ, 457).

Сколько таких есть, которые бедами подвиглися к истинному покаянию и так к Богу возвратилися, не токмо Cвятое Писание, но и церковная история свидетельствует. Ниневитяне следующею бедою обратилися от злых своих дел и начали каяться (Иона. 3). Манассия, царь Иудин бедами подвигнулся и взыскал Господь смирением и покаянием (2Пар. 33, 12 и 13). Бедами Израильтяне подвигшеся, обращалися к Богу, как о том наипаче книга Судей свидетельствует... О, коль многие и ныне в бедах ищут Бога, которые в благополучии и оставляли Его. Коль многих нищета смиряет, которых богатство возносило! Коль многих скорбь и печаль подвигает к истинной молитве и сердечному воздыханию, которые в мирской радости не поминали Бога! (2:315).

Скорбь – истинное училище молитвы (4:327, см. МОЛИТВА, 558).

Скорби побуждают к ПОКАЯНИЮ и к МОЛИТВЕ

Беды и скорби подвигают и возбуждают нас к истинному покаянию, к отвращению от прелести мира и покаянию истиннаго благополучия от Бога, которое никакими бедами отъятися не может; подвигают к истинной молитве и проч. (2:290).

Скорби испытывают надежду (1:196, см. НАДЕЖДА, 584).

Скорби ради смирения попускаются

В благоденствии человек возносится, в злоденствии смиряется: сего ради Бог посылает на человека крест, чтобы смирялся, и тако не потерял бы вечнаго блаженства (1:182).

Скорби ожидать и приготовиться к терпению

Ожидай убо и сам страдания и готовься к ТЕРПЕНИЮ, когда хощешь БЛАГОЧЕСТНО ЖИТЬ (4:283).

Терпеливым Бог помогает в скорби, а от ропчущих отходит

Бог, который налагает крест, Тот и помогает нам носить крест. Но ПОМОГАЕТ соизволяющим и хотящим и повинующимся, а от ропчущих отходит и тако сугуба им бывает тягость. Да глаголем убо и мы, возлюбленне, и да поем в заключении, что пел Пророк святый: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» (Пс. 107, 2). Сие бо есть знамение истиннаго Израильтянина и чада Авраамля по духу, а не по плоти: быть готову на все, что Бог ни повелит (5:148).

В скорби необходимо быть готовым на все

«Что есть показать себе готовым на все?» – вопрошаешь. Ответ: Что ни приключится нам скорбное, все безропотно и благодарно терпеть. Укорят ли нас люди и похулят, противу не укорим и не похулим. Отымут у нас имение наше, оставим им. Уязвят нас, да не отмщаем им. В темницу нас заключат, да не ропщем, но претерпим. В изгнание изженут, веселыми ногами пойдем, На смерть осудят и предадят, не отречемся. Сие есть готовыми быть на все (5:140).

Скорби учат христианским добродетелям

Христианским добродетелям нигде лучше не научаеся, как в кресте, скорби и страдании, и искушении. Воин не тот искусен, который много научается регуле воинской внутрь отечества, но тот, который довольно в сражениях противу неприятеля бывал: тако и христианин тот искусен бывает в звании Христианском, который сквозь огонь и воду искушений, бед, напастей и скорбей проходит, и подвизается противу невидимых врагов. И сия-то есть между прочими причина, чего ради Бог попущает на рабов Своих скорбь и страдание, то есть чтобы они учились истинной и сердечной молитве, и к Нему прибегали, и помощи искали, и христианским приобучались добродетелям (4:327–8).

В скорбях укрепляется благочестие (5:77, см. БЛАГОЧЕСТИЕ, 46).

Скорби открывают глаза

Тогда бо познаем благая, когда лишаемся благих: коль великое добро во время глада, коль добро знатное здравие, во время болезни видим. Беда нашедшая открывает нам глаза и тогда познаваем драгость благополучия. И отсюда видим, коль великий свет делает в душах наших крест и терпение бед, напастей и искушений. Истину сию признают, которые в том искусилися (5:114).

Скорби ведут к СОВЕРШЕНСТВУ

Примечай, христианине, к чему приводит скорбь: к терпению, искусству, упованию, которое не посрамит. Тако вера святая, повинующаяся Божией воле и последующая Начальнику веры и Совершителю Иисусу, ведет верное сердце многими скорбьми, как степенями, к концу своему – спасению вечному, и сбывается писанное слово: «веруяй вонь не постыдится» (1Пет. 2, 6). Должно убо сердечно признать благодеяние, когда нас скорбьми и напастьми, аки жезлом отеческим, наказует (3:297).

Без соли мясо и рыба гниет; тако без скорби Христианин портится. Соль выгоняет червей из мяса и рыбы: тако скорбь изгоняет растление и страсти от души. Соль хранит целость вещей: тако скорбь соблюдает целость души. Горька соль, но здорова телу: горька и скорбь, но здорова душа. «Блажен человек, егоже аще накажеши Господи» (Пс. 93, 12). «Егоже любит Господь, наказует; биет же всякаго сына, егоже приемлет» (Пс. 93,12; Евр. 12, 6) (4:328) (также 3:322, см. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, 955).

Скорби и ИСКУШЕНИЯ ведут к СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

И как воины мира сего, чим более обращаются в брани и противу врагов отечества своего подвизаются, тем искуснейшими и храбрейшими делаются; тако христиане, воины Христовы, чем более подвизаются под крестом, знаменем христианским, противу врагов своих, плоти, мира и диавола, тем лучше успевают в деле христианского благочестия. И якоже в горниле сребро и злато искушается и чистейшим бывает, тако в горниле искушений, бед, напастей и креста христиане очищаются от злонравия и чистейшими делаются. Крест убо и искушение изрядное и преславное есть училище христианския мудрости (3:322).

Скорби умножают блаженство праведных

Многи скорби праведным (Пс. 33, 20), но «вся им поспешествует во благое» (Рим. 8, 28), ибо скорби их умножают им блаженство, а не отнимают. Лишаются внешняго имения: но внутренняго сокровища лишить никто не может. Помрачают славу их: но она, как свет в темном месте, паче сияет. Оскорбляют тело, но они душею радуются: бьют тело их, но они больший любве и ревности по Бозе своем издают огонь, по подобию кремня, который чем более сечется, тем множайшии испущает из себе искры. О блаженное таковаго сердца состояние. Оно еще на земле чувствует небесныя радости частицу (2:79).

Скорби временны, но они умножают блаженство

Беды телесныя и временныя, как-то: болезни, немощи, нищета, гонение, посмеяние, унижения, поругания, клевета, темница, узы, лишение богатства и чести, биение, раны и самая смерть ничего душе нашей не вредят: паче же «любящим Бога вся поспешествуют во благое» (Рим. 8, 28). И «блажени» суть, как слово Божие учит, которые вся сия Христа ради страждут (Мф. 5, (1; 10, 22). Телесныя убо и временныя беды не токмо не отнимают у душ наших блаженства, но и умножают (4:332).

Христос перенес беды и напасти и помогает нам

Утешение христианам, во искушениях, бедах и напастях находящимся. Аще бо Христос толикая за нас пострадал: то оставит ли нас в нужде нашей? оставит ли тех, за которых пострадал и умер? Предал Себя за нас и умереть не отреклся за нас: отречется ли в нужде помощи нам? Никако; неотменно приспеет помощь Его к нам, ради которых так великое любве Своея дело соделал. Он смотрит и ожидает ПОДВИГА и терпения в нужде нашей, и невидимо ПОМОЩЬ нам подает, и в нас побеждает, и за победу венец готовит (4:277).

Господь присутствует с верующими в скорбях

Ведая Спаситель наш Господь Иисус Христос, что раби Его вернии, истинные христиане, в мире скорбни будут, якоже и предрекл им: «в мире скорбни будете» (Ин. 16, 33),– того ради обещался с ними, по Своему человеколюбию, всегда неотлучен быти, аще видимо и отлучился; чего ради во утешение им сие слово сказал: «се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века»!.. Сие же присутствие Божие с верными Своими рабами не так, как с прочиими людьми и тварьми, поскольку Бог, яко вездесущий, везде и во всяком месте есть, разумеется, – но благодатное и утешительное и хранящее их, яко чад Своих.... сим благодатным Божиим присутствием ободряеми, вернии дерзают и глаголют к Богу со Пророком: «аще и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси» (Пс. 22, 4); дерзают во узах, темницах, изгнаниях, пленениях, бранех, страданиях и самых смертех, яко Господь близ их есть, сохраняяй и спасаяй их, и глаголют со Пророком: «с нами Бог» (Ис. 8, 10) (3:439–440) (также 5:65, см. БОГ, 158).

Бог попускает скорби,

но не оставляет рабов Своих,

пребывает с ними в скорбях

Аще и посылает Бог рабам Своим скорби, но не оставляет их в скорбях, но с ними есть в скорбех их, якоже глаголет: «с ним есмь в скорби» (Пс. 90, 15). Тако читаем о святом Иосифе, сыне патриарха Иакова, яко «бе Бог с ним» (Деян. 7, 9). Хотя в раба продан бысть Иосиф, смириша во оковах нозе его, железо пройде душа его (Пс. 104, 18), однакож был Бог с ним. Был и со святыми патриархами Авраамом, Исааком и Иаковом, хотя и многия беды окружали их. Откуда пишется, что «не остави человека обидети их, и обличи о них царя: не прикасайтеся помазанным Моим и во пророцех Моих не лукавнуйте» (Пс. 104, 14–15)... Был с мучениками посреде пещи скорбей, мучений и страданий, был и с прочиими святыми. Есть и ныне неотступно с рабами Своими, чтущими Его, и до скончания века будет: «се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20) (3:295).

В скорби Бог помогает верным рабам Своим

Когда слышиши, возлюбленный христианине, что Бог с верными рабами Своими есть в скорбях, не просто разумей сие Божие бытие, но есть с ними, и сохраняет их, помогает им, утешает их, растворяет горесть крестную любве Своея, подая ко вкушению благость Свою, якоже матерь малое дитя свое скорбящее и плачущее различно утешает; и тако или облегчевает тягость скорбей, или когда нужно, совсем изымает их от пещи скорбей. Откуда благость сия и человеколюбие Божие удивительно изображается в Писании Святом. Уподобляется орлу, покрывающему гнездо свое и птенцы своя согревающему, как видели выше в песни Моисеовой; уподобляется «крову крил, селению», и проч. (Пс. 16, 8; Пс. 30, 21; Пс. 35, 8; Пс. 60, 5; Пс. 62, 8; Пс. 90, 1), и «плещам» осеняющим, якоже глаголет: «плещма Своима осенит тя» (Пс. 90, 4). Видиши ли, какое присутствие Божие с рабами Своими в скорбех их! (3:295–296) (также 1:48, см. ПОМОЩЬ БОЖИЯ, 736).

Присутствие Божие с христианами в их скорбях см. пятнадцатая глава, восьмой статьи, второй книги «О истинном христианстве» (3:439–440).

Скорби смягчаются верою

ВЕРА сия злострадание и скорбь умягчает. Ибо ведают вернии, яко СКОРБЬЮ и злостраданием сообразными делаются Христу Сыну Божию, неповинно за всех пострадавшему: «аще бо с Ним страждуют, с Ним и прославятся» (Рим. 8, 17). Хотя лишаются чести, богатства, славы, имени добраго, но несравненно большее богатство, честь, славу обретают во Христе, Спасителе своем; оскорбляют их, но они большее утешение обретают во Христе Господе своем: проклинают их, но они благословение находят и имеют во Христе Иисусе, в Которого веруют, и клятва злых обращается им в благословение, якоже глаголет Пророк: «проклянут тии, и Ты благословиши» (Пс. 108, 28). Откуду Апостол святый глаголет: не точию же, но и «хвалимся в скорбех, видяще, яко скорбь терпение соделывает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит» (Рим. 5, 3, 4,5) (3:18).

Утешаться в скорби тем,

что Христос терпел

В прилучившейся скорби помяни, колико претерпел нашего ради спасения Христос, Господь наш. Он неповинно и нас ради терпел: нам ли, рабам Его, и рабам неключимым и достойным всякия скорби, не терпеть того, чего мы достойны? Послушай, что глаголет Господь: поминайте слово, еже Аз Рех вам: «несть раб болий Господа своего. Аще Мене изгнаша, и вас изжденут» (Ин. 15, 20). Когда добре разсудиши, кто есть Христос, что, и ради чего, и ради кого так страшное мучение и безчестие претерпел, – великое во всякой скорби утешение получивши и всякую скорбь с благодарением и радостью приимеши (3:292–293).

Своею скорбию Христос избавил нас от скорбей (3:40, см. ХРИСТОС, 1131).

В скорби благодарить Бога (3:78, см. БЛАГОДАРНОСТЬ, 26).

В озлоблении не винить людей, но диавола

Когда подлинно тебе люди ненавидят и озлобляют, то сие есть кознь диавола, который ненависть и озлобление людское на благочестивую душу возбуждает, чтобы ее низложить и от добраго пути отвратить. А люди бедные, которые благочестивую душу ненавидят и озлобляют, сами не знают, что делают, ибо бывает, что после каются и сожалеют о том. Возлагай убо и ты вину бедствия своего на сего душевнаго нашего врага и людям прощай, и о них молися (5:354).

Утешения в скорбях нужно искать в слове Божием (3:200, см. СЛОВО БОЖИЕ, 587) (1:186, см. СЛОВО БОЖИЕ, 910).

Радоваться в благополучии, но роптать в скорбях есть лицемерие (3:250, см. РАДОСТЬ, 788).

Скорбь облегчается терпением, а ропотом усугубляется (1:182, см. ТЕРПЕНИЕ, 1042) (2:297, см. РОПОТ, 800).

В ТЕРПЕНИИ укреплять себя рассуждением,

что грехи превосходят наши страдания

Хотя великое есть страдание наше, но грехи наши, которыми мы величество Божие оскорбили, далеко большие, и большаго наказания достойны (1:182).

Благочестивой душе в скорбях одно остается – молитва и терпение (2:180, см. ЗЛОБА, 394) (2:301, см. ТЕРПЕНИЕ, 1047).

От СКОРБИ избавление – МОЛИТВА и ИСПОВЕДЬ

От скорби всякой ничем иным, как молитвою и исповеданием грехов наших пред Богом избавитися не можем. Как бо, кто верному своему другу сообщает скорбь свою получает некую отраду и утешение, так наипаче, когда Богу. Иже есть милосерд естеством и близ есть призывающих Его во истине, сообщаем скорби сердца нашего, и, грехи наша исповедая, смиряемся, падаем пред величеством Его, получаем или избавление, когда воле Его угодно и нам полезно, или непременно облегчение и утешение: «призови Мя в день скорби твоея, и изму тя» (Пс. 49, 15) (3:115).

Против НЕНАВИСТИ мира утешение в молитве

Хотя и всегда, но наипаче в таком случае, должно к Богу сердце возводить, с воздыханием, чтобы он не оставил и не отступил с помощию Своею. А быть должно противу врагов и хульников, как глухому и немому, якоже псаломник о себе в томже псалме глаголет: «аз же яко глух не слышах, и яко нем не отверзаяй уст своих» (Пс. 37, 14). Тогда Бог, на Котораго уповаеши, вместо тебе, возглаголет делом самым, яко глаголет Пророк: «открый ко Господу путь твой, и уповай на Него, и Той сотворит, и изведет, яко свет правду твою, и судьбу твою яко полудне» (Пс. 36, 5–6). А притом сам тщись не оставить Господа, ни сердцем отступить от Него, но ВНИМАТЬ всегда закону Его, якоже глаголет: внемлите людие Мои закону Моему (Пс. 77, 1) (3:116).

Молясь об избавлении от скорбей, предаваться в волю Божию, ибо избавление не всегда полезно

Часто бо о том просим Бога, что нам вредно и воле Его святой противно. Якоже делают дети малыя, когда не хотят в баню итить, и от нея у матерей своих просятся, которыя им много полезна; тако делают те, которые просят у Бога избавления из-под креста скорби, болезни и прочаго бедствия, не зная, что много полезнейше им быть в неблагополучии, нежеле в благополучии. Что вредно и что полезно немощному, лекарь знает; и часто немощный у лекаря просит яда вместо лекарства, но благоразумный лекарь того не дает. Мы вси пред Богом как немощнии, и как младенцы, не знающии пользы нашея; и часто просим, что нам смерть душевную может принесть, чего Бог, как милосердный Отец и Благопромыслитель, не хощет, и того ради, просящим сынам Своим вместо хлеба «камня», вместо рыбы «змии», и вместо яйца «скорпии не хощет подать»... (Лк. 11, 11); сего образ показал нам Сын Божий, егда пред страданием Своим вольным молился ко Отцу Своему небесному тако: «Отче Мой! аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты» (Мф. 26, 39) (3:103).

Христианин не должен скорбеть, что мир его ненавидит (4:13, см. ХРИСТИАНИН, 1082).

Смерть утешает, что кончаются все беды и скорби (2:241, см. СМЕРТЬ, 931).

Признак неблагодарности – отсутствие терпения в скорбях (2:316, см. НЕБЛАГОДАРНОСТЬ, 598).

Не искать скорбей, но и не убегать

Христос Господь к спасаемым говорит: «в мире скорбни будете». Не убегайте же скорбей, когда вам приключатся. Не ищите скорбей, но приключившияся терпите, и блажени будете: «многими скорьбми подобает нам внити в Царствие Божие», глаголет Апостол. Хощете и тщитеся спастися, и царствие Божие получити: «многия скорби срящут вас». Но блажени будете, когда претерпите их до конца: претерпевый до конца, той спасен будет, глаголет Господь (1:226).

Когда кто ищет избавления без ПОМОЩИ БОЖИЕЙ, то это признак САМОЛЮБИЯ

Знамения самолюбия есть, когда кто от беды какой, или самой смерти с нарушением святаго Божия закона ищет избавиться; например, кто в болезни прибегает к чародеям и шептунам; такожде кто посредством денег, или защитников, ищет избавления: таковый более почитает себе, нежели Божию заповедь и Самаго Заповедавшаго (2:283).

Скорби посещают самолюбца больше, чем любящего БОГА (2:284, см. САМОЛЮБИЕ, 812).

Многи скорби праведным, но нечестивым еще больше

Истинно тое есть, что «многи скорби праведным» (Пс. 33, 20): но нечестивым далеко большия и множайшия ради вечнаго во аде мучения их. Хотя они и свирепеют зде, но тамо гордости и нечестия своего вкушать будут плоды. Но и зде во всяком безпокойстве и мятеже живут: друг у друга отнимают, друг друга лишают, друг на друга жалятся, поносят и ругают, и хитросплетенными и язвительными судебныя места наполняют челобитными. Чего в таких случаях и обстоятельствах ожидать, кроме смущения и безпокойствия? А когда в совесть их посмотреть: что иное тамо делается, как только непрестанный суд, осуждение, мятеж и мучение? Злая бо СОВЕСТЬ паче всякия скорби оскорбляет, и паче всякого мучителя мучит человека. Цветут убо вне нечестивые в своем благополучии, но внутрь как цветы червивые (4:242).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с.

Комментарии для сайта Cackle