НАДЕЖДА
В деле СПАСЕНИЯ прежде всего необходима надежда
Видишь, что земледелец первое полагает в сердце своем надежду о собрании плодов, и потом, такую положивши надежду, принимается за дело, котораго посредствием до такой надежды доходит, делает землю, пашет и сеет..., ученика надежда разума и мудрости учиться в школах и проч. убеждает, и в деле начатом не ослабевать увещавает. Так и христианам в деле спасения своего поступать должно. Надежда христианская есть вечная жизнь в будущем веке, якоже в Святом Символе глаголется: «чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века». Сию надежду потеряли мы во Адаме; но во Христе обретаем ее, когда в Него чистосердечно веруем, и веру нашу оказываем любовию и терпением (2:114–115).
Надежда есть добродетель, подвизающаяся против врага и упования на себя
Понеже всякому человеку природна немощь сия и слепота, что, чего сими глазами не усматривает, того и не надеется; и что чувства показывают, к тому и стремится; и враг не спит, но мечтания в мысли наши влагает различныя, и так от Бога тщится отвести нас: того ради не неприлично надежда назватися может такая добродетель, которая подвизается против диавольских козней, мечтаний, противу упования на самого себе, на свою силу, разум, благочестие, честь, богатство, предстателей, князей, сынов человеческих, словом: противу упования на все тое, что кроме Бога есть, – и в едином токмо человеколюбии, всемогуществе, истине Божией утверждаться тщится; или есть вера, отводящая сердце наше от надежды на нас самих и на прочия создания, и к единому Богу приводящая, и от Него терпеливо ожидать милости нас наставляющая и убеждающая (2:320).
Единственная надежда для христианина – Бог
Коль суетна надежда на все, кроме Бога; коль гнилой подпор на всякаго человека; и ложный щит на всякое создание. Сего ради, все оставивше, к сему надежному и непреоборимому да прибегаем щиту. «Благо есть надеятися на Господа, нежели на человека! Благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи» (Пс. 117, 8 и 9). Пусть иные защищают себя хитростию и хитросплетенным словом, иные златом, сребром и прочим своим сокровищем, иные саном... обманет их надежда их. Мы именем Господним защитим себя, и не посрамимся. Смотри, христианине, буди только Божий: и имя Господне защитит тебя от всех навет вражиих (4:191).
Надежду полагать на единого Иисуса Христа
Христианину богобоящемуся и должность христианскую исполняющему, ни в чем ином не полагать надежды спасения, как токмо в едином Иисусе Христе, Сыне Божием, Искупителе мира, Который искупил нас от смерти и ада «не сребром, или златом», но честною Своею кровию (1Пет. 1, 18–19). «Аз есмь путь и истина и живот», глаголет Он; «никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною» (Ин. 14, 6) (5:289).
Надежда истинная и ложная
Не вси едину имеют надежду: иной надеется на князей и сынов человеческих, иной на богатство, иной на честь, иной на разум свой, иной на силу свою, иной на другое. Едины «истинные христиане», все прочее оставивше, на единаго Бога надежду свою полагают. И как сии едины истинную надежду имеют, так прочие ложную, и потому заблуждают. Как бо кто с истиннаго пути совратится, заблуждает по различным стезям: так кто от Бога отстанет, принужден бывает искать себе помощи от различных вещей; но не меньше заблуждает, как тот, который истинный путь потерял, или кто, света очес своих лишився не видит, куды идет (2:318–319).
Надежда истинная только на Христа
Мы, видя от святаго Божия слова блаженство тех, которые надеются на Господа Иисуса Христа, потщимся того и сами участниками быть. Пусть инии на честь и сан свой, инии на силу свою, инии на князей и вельмож, инии на богатство свое, инии на дела и благочестие свое, инии на другое, на что хотят, надеются: нам да не будет надеятися, токмо на Христа Иисуса Господа нашего. Он нам будет защитник, помощник, избавитель, крепость и сила во всех бедствиях наших (1:197).
Надежду полагать на Христа, яко Искупителя и Спасителя (4:159; см. ЦАРСТВО БОЖИЕ, 1148) (3:62; см. ПОСЛУШАНИЕ, 751).
Слово Божие ублажает надеющихся на Бога и порицает надеющихся на человека
Святое Божие слово тех единых ублажает, которые на Бога надеются, как сие на премногих Святаго Писания местах читаем: напротив того, отзывает всех от надежды на человека и прочее создание: «не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения» (Пс. 145, 3); и на прочиих местах; и клятвою поражает таковых, которые надежду свою полагают на человека; «проклят человек, иже надеется на человека, и утвердит плоть мышцы своея на нем, и от Господа отступит сердце его» (Иер. 17, 5) (3:17).
Невозможно надеяться и на Бога и на создание
На Бога Создателя и создание, на человека, богатство, силу, премудрость и прочее купно невозможно уповать: надобно неотменно или того, или того держатися; сего ради ложно глаголет к Богу: «Господи Боже мой, на Тя уповах», кто уповает на создание Его и прочее, кроме Бога, и в напастех прибегает не к Богу, но к созданию и прочему. Бог бо не на слова, но на сердце смотрит, чего сердце упованием держится, и к чему склоняется и прилепляется, к Богу ли, или иному чему кроме Бога. И упование от дел познается, как и вера, а не от слов (1:205).
Суетна и ложна всякая надежда не на Бога
«Аще блажени суть вси надеющиися нань», как и воистину блажени, то окаянии суть и беднии надеющиися на человека, на князя, на вельмож славных, сильных, на силу свою, честь и сан свой, на богатство, на дела своя и благочестие, и все прочее, что есть кроме Христа; таковии вси имеют надежду ложную, ибо надежда их не имеет твердаго и непоколебимаго и известнаго основания, и имеет непременно пасти, как и основание ея гнилое, и потому постыдятся (1:197).
Надеющийся на создание грешит против Бога
Надеющийся на создание грешит противу заповеди первой: «Аз есмь Господь Бог твой», которая заповедь повелевает, чтобы мы единаго Бога знали, почитали, любили, боялися, на Него надеялися, к Нему в нуждах наших прибегали и помощи просили. Ибо таковый отступил сердцем своим от Бога, как Пророк глаголет. «И от Господа отступит сердце его», – и не верует Богу, хотя устами и исповедует Его. Веровать бо Богу и на создание Его надеяться невозможно (2:319).
Надеющийся на создание, а не на Бога есть идолопоклонник и хулитель Бога
Что кто на создание надеется и от него помощи и избавления ищет: показуется, что сердце его от Бога отступило, милости и помощи Его отчаялось, и приложилось к созданию, – что грех есть тяжкий, подобный идолопоклонению, хотя бы устами и исповедал Бога таковый человек. Хотя не устами, но сердцем хулит таковый Бога, ибо мнит Его немилосердна, или не всемогущна, или неистинна в обещаниях Своих, или иное что противное благости Божией в сердце имеет (2:324).
Надеющийся на человека, а не на Бога – проклят
Под клятвою таковые находятся, как Пророк святый глаголет: «проклят человек, иже надеется на человека, и утвердит плоть мышцы своея на нем». Напротив того, «благословен человек, иже надеется на Господа, и будет Господь упование его», как тойжде Пророк глаголет в приведенном Писании. Коль же страшно есть быть под проклятием! Что в таком случае пользует имя христианское? весьма ничего! Коль блаженно быть от Бога благословенну! «К оному» состоянию надежда на человека и всякое создание: к «сему» упование на Бога приводит (2:319).
Кто на кого надеется, тот в того и верует (3:17; см. ВЕРА, 160).
Вера учит надеяться не на человека, силу, честь и т.д., но на Бога (3:17; см. ВЕРА, 160).
Надежда, что только Спаситель может избавить от греха и ада и даровать жизнь вечную, есть признак живой ВЕРЫ
К получению свободы от греха, диавола, ада и всего бедствия и окаянства, и к получению вечнаго живота со славою вечною, инаго посредствия не знати, кроме Иисуса Христа. Он бо есть един Искупитель и Спаситель всего мира, и потому Ему единому начало, средину и конец спасения вечнаго приписывать должно. Вера бо видит, что все блаженство ея духовное в едином Иисусе Христе состоит. Он ей «есть премудрость, правда же и освящение и избавление» (1Кор. 1, 30). На сего Искупителя, Спасителя, Помощника и защитника «всесильнаго» надеяся, дерзает и торжествует над всеми своими врагами, и тем утешает себе во всяких искушениях, от диавола и злых его служителей наносимых, и с проповедником веры восклицает: «аще Бог по нас, кто на ны»? (Рим. 8, 31) (5:285).
Кто в скорби ищет помощи не у Бога, тот не имеет ВЕРЫ в Бога
Ищешь помощи в напасти от князей, сынов человеческих, от сребра, злата, от своей чести, хитрости и прочаго; тое тебе бог твой, от чего ищеши помощи и защищения; яко на то надеешися, как на своего бога, от чего ищеши. Надежда бо от веры неотлучна; и так, когда ты надежду от Бога отлучил к созданию, то и верою отвратился от Бога к тому, к чему надежду свою привязал. Того ради, хотя устами Бога и исповедуешь и называешь Заступником и Помощником твоим; но сердцем твоим отступил от Него и оставил Его, и имееши тое себе за бога, к чему сердцем и надеждою своею прилепился. Бог бо не к устам нашим глаголет, но к сердцу: «да не будут тебе бози инии, разве Мене». На сердце убо должна быть НАДЕЖДА, как и ВЕРА; а яко на сердце не имеешь надежды на Бога, оттуда явно, что к созданию ради помощи и защищения прибегаеши; кто бо от кого помощи и защищения ищет, на того и надеется. Искание помощи и защищения от создания доказательством есть надежды на создание. Не приходим бо к тому с прошением, на кого не надеемся; так к нищему и подлому не приходим ради защищения, понеже знаем, что он не может нас защитить; но к сильному и славному человеку прибегаем под защищение. А когда на создание надежду полагаем, то уже от Бога отступаем надеждою. На Бога бо и создание надежду полагать купно невозможно, но надобно неотменно единаго оставить и к другому прилепиться. Едина бо есть душа и едино сердце у человека: когда к Богу прилепляется, от создания отстает; и когда к созданию прилагается, от Бога отступает (3:198).
Надежда от веры неотлучна
Которые в сребре и злате, или хитрости, или силе, или сане своем помощи и защищения своего ищут; и тако вся таковии надеются на человека и на прочее создание, а не на Бога и Создателя своего, а без надежды, и веры в Него не имеют. Надежда бо от веры неотлучна, как и вера от надежды; но едина с другою совокупно пребывает. Отсюда заключается, что языком только называют Бога помощником, а в сердце других помощников имеют, а тако устами только чтут Бога, а не сердцем (3:348–349) (также 3:24; см. САМОНАДЕЯННОСТЬ, 813).
Надежда несумненная в получении благодати составляет спасающую веру (3:12; см. ВЕРА, 133).
Необходимо иметь живую веру, чтобы наследовать вечный живот и блаженство (5:279; см. ВЕРА, 160).
Надежда рождается от веры (3:29; см. ВЕРА, 146).
Которые во Христа сердечно веруют, и толикую милость Божию в сердце своем чувствуют, последует неотменно несумненная надежда (2:73; см. ВЕРА, 135).
Надежда на Бога есть свет душевный (4:379; см. ДОБРОДЕТЕЛЬ, 305).
Надежда на Бога не постыдит
Невидимое блаженство ныне начинается верою и надеждою, но тамо совершается получением обетования. Надежда бо утвержденная как веселит и ободряет, так и блаженным делает человека. На человека и на всякое создание надежда обманывает, яко на гнилом основании утверждается; но на Бога надежда не солжет, только бы тверда была. Что Бог обещал, тое так истинно и верно есть, что аки оно уже самым делом исполнилось. Бог бо истинен есть, и Свое слово твердо сохраняет, хотя часто и искушает нашу надежду (5:142).
Несомненной надеждой на Бога прославляется имя Божие
Прославляется имя Божие несумненною на Него надеждою. Тако бо показываем, что Бог есть истинен, Который обещал избавить; всесилен, Который может спасти; премудр, Который знает, как спасти; и благ, Который хощет спасти уповающих на Него. И тако несумненною надеждою на Бога исповедуем Божию истину всемогущество, премудрость и благость. А тако, отдая Богу тое, что Ему собственно есть, отдаем Ему и славу Его. «Самая великая Ему от нас слава и честь, глаголет Златоуст святый, когда мы уповаем на силу Его, хотя и противно кажется тому, что сими очами видим. И что ты дивишися тому, что оттуду Богу есть великая честь, ежели мы не усумневаемся? И подобные нам человеки в великую то себе поставляют честь, когда мы не усумневаемся, но веруем их обещаниям, в которых нечто временное и тленное представляют нам» (Бес. 39-я на Быт.) (3:78).
Надежда ободряет в трудах, опасностях, искушениях
Ничто бо так не ободряет и не утешает человеческаго сердца в трудах и напастех, как добрая надежда. Война в явную смерть и бедствие опаснейшее, надежда победы и славы; купца по чужим странам и опасным дорогам скитаться, надежда богатства; поселянина чрез целое лето потеть и трудиться, надежда плода поощряет; надежда свободы увеселяет седящаго в темнице; надежда возвращения утешает отлучившагося от дома и отечества; надежда здравия оживляет болящаго. Как несказанно радуются вси, получившие конец надежды своея! Забывают прежнюю скорбь и бедствие, и утешаются тем, чего надеялися и ожидали. Аще временных благ, которыя подобны дыму, вмале являющемуся и скоро исчезающему, надежда человека так сильно ободряет к понесению трудов и бедствий: како не ободрит нас, о христиане, надежда вечных благ, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его»! (1Кор. 2, 9) (3:247).
Надежда на получение благ вечных укрепляет в подвиге и страданиях
О всежеланнаго и радостнаго дня того, в который, по обещанию Божию, приимем сия от всещедрой десницы небеснаго Отца! Сею надеждою укрепляет Бог рабов Своих в подвиге их, и утешает в печали их, и увеселяет в скорбех их. На сей бо конец различно изображено и описано в Святом Писании блаженство оное, да на него верою взирая, подкрепимся и укрепимся в подвиге нашем, и в скорбех утешение живое почувствуем. «Елика бо преднаписана Быша, в наше наказание преднаписашася, да терпением и утешением писаний упование имамы» (Рим. 15, 4). Сею пресладкою надеждою укрепляли и утешали себе СВЯТИИ Божии в ПОДВИГЕ БЛАГОЧЕСТИЯ; сею должно и нам укрепляться и не изнемогать в злостраданиях, наносимых от сатаны и служителей его. Всему временному будет конец; и благополучие и злополучие временное скоро мимо идет; и гонящих и гонимых достойный ожидает жребий; и озлобляющий и озлобляемый приимет свое от правды Божией (3:248).
Надежда на будущее БЛАЖЕНСТВО утешает всякую СКОРБЬ
Добрая бо надежда всякую умягчает скорбь, а паче надежда вечныя жизни, славы и веселия. Всякой скорби и безчестию нынешнему, хотя и чрез все житие продолжится, конец смерть будет; но будущему веселию и славе конца не будет. Тогда забудет человек все беды и напасти; едино утешение, радость и веселие непрестанное будет иметь без конца (3:312).
Надежда истинная познается в скорбях
Как терпение, так и надежда в бедствии познается. Многие думают, что они на Бога надежду имеют, но беда пришедшая открывает надежду их и показует, на кого они надеются. От кого кто ищет в напасти помощи и избавления, в том надежду свою полагает. Кто к человеку и прочему созданию в бедствии прибегает, тот на человека и надеется. Кто ни к чему иному, как только к Богу единому возводит очи свои и помощи от Него единаго неуклонно ожидает, хотя и медлит помощь Его, тот показует, что он в счастии и в несчастии на единаго Бога имеет упование (2:319) (также 1:205; см. СКОРБИ, 855).
Надежда испытывается СКОРБЯМИ
Надежда неблагополучием и бедствием искушается. Тут познается известно, кто на кого надеется, на Христа ли Бога, или на иное что. Кто в неблагополучии не отступает от Христа надеждою, но к Нему прибегает и помощи просит, и хотя медлит с помощию Помощник его, однакож непременно ожидает помощи от Него, помышляя, яко «верен есть Обещавый» помощь, – тот истинно и сердечно надеется на Него. А кто в неблагополучии, оставивши Христа, к созданию, то есть человеку, богатству, чести и проч. уклоняется и оттуду помощи ищет, тот никакой надежды не имеет на Него, хотя устами и исповедует свою на Него надежду. Надежда бо неотступна есть от своего основания, на котором утверждается и познается не в счастии, но в несчастии, и на сердце, а не на устах имеет место, как и вера всякая ДОБРОДЕТЕЛЬ. А чего на сердце нет, того и в самой вещи нет (1:196).
Человек искушается, твердо ли он стоит в надежде (4:206; см. ПОКОЙ, 733).
Надежда истинная выявляется при скорбных случаях
Многие думают и говорят, что на Бога надежду имеют: но от случая, как от отрыжки, познаются, на кого они надеются. Искушение показует, на кого мы надеемся, на Бога, или на человека, или на иное создание. Кто в нужде своей к кому прибегает и помощи ищет, на того и надеется. К человеку ли прибегаешь и помощи от него в какой беде ищешь? На человека, а не на Бога надеешися. Чрез богатство и дары от напасти избавляешися? На богатство, а не на Бога надеешися... Но кто на Бога истинно надеется, тот все, что кроме Бога есть, оставивши, к единому Богу во всех случаях и приключениях прибегает и помощи просит, якоже из псалмов видим. Таковая душа во всяких нуждах и приключениях сердечно со Пророком глаголет: «Господь мне помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек» (Пс. 117, 6–7)... Тако, какая надежда кроется в сердце у человека, случай и искушение отрыгает и показует (4:325).
На всяком месте Господь защитит
Надеяться на Него везде и на всяком месте, яко Он везде с нами есть, и со Пророком дерзати и глаголати: «Аще и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси» (Пс. 22, 4) (5:66).
Христос не оставит в нужде, только нужно потерпеть
Аще бо Он толикая за тебе пострадал, то оставит ли тебе в нужде твоей? Аще Он умер за тебе, то отречется ли помощи в бедствии твоем? Может и хощет помощи тебе. Может, понеже премудр и всесилен; хощет, понеже благ и любитель твой есть. От благости бо и любви своей за тебе пострадал. Аще же медлит, ждет ТЕРПЕНИЯ твоего: потерпи убо и ожидай Его. Непременно приидет и не закоснит: верен бо есть в словесех Своих (4:27).
Надежда на вечное блаженство удерживает от ГРЕХОВ и утверждает в БЛАГОЧЕСТИИ и ТЕРПЕНИИ
«Упование отложенное христианам на небесех» (Кол. 1, 5), сильно есть христиан подвигнуть и утвердить с помощью Божией в благочестии и терпении, отвратить от греха, которым оно погубляется. Тамо дом небеснаго Отца, и «в дому Его обители многи суть» (Ин. 14, 2). Тамо «град святый, Иерусалим нов», его же видел Иоанн святый (Апок. 21,2)... Тамо сияет солнце правды, Христос Сын Божий, в славе Своей, и никогда не заходит, ни облаками покрывается, но всегда светит, просвещает, согревает и веселит избранных Своих, и сами «яко солнце сияют во царствии Отца их» (Мф. 13, 43)... Тамо наконец «будет Бог всяческая во всех» (1Кор. 15, 28), всех животворяй, сохраняяй, упокоеваяй, ублажаяй, утешаяй, увеселяяй, радостотворяяй, просвещаяй и прославляяй... На сие когда и мы, христиане, почаще верою взирать будем, без сумнения восхощем лучше со Христом, пострадавшим за нас, страдати и терпети, нежели со злым миром безумно утешаться (3:279–280).
Надежда на промысл Божий единственное убежище от злобы (1:132; см. ЗЛОБА, 394).
Надежда без терпения не бывает
Надежда сия без терпения быть не может. И где истинная надежда, тамо и терпение, и где терпение, тамо и надежда. Понеже надежда подвержена многому искушению, якоже и вера. Искушается отъятием временных благ, когда лишаемся здравия, чести, богатства, благоприятия человеческаго, мира, тишины, покоя, и попадаемся во всякое неблагополучие. В сем бедственном состоянии потребно есть терпение, чтобы непозволенным образом не искать от бед избавления, но паче сдаться на волю Божию, и ожидать от Него милости или «помогающей» в терпении, или «избавляющей» от бед, якоже весть Сам (2:322).
Надежда поощряет к ПОДВИГУ
Надежда чаемаго добра поощряет к подвигу, и в подвиге утверждает. Надежда богатства купца по чужим странам скитаться, надежда плодов земледельца трудиться и потеть, надежда разума ученика в училищах обращаться и всякую нужду претерпевать, надежда победы воина противу врагов подвизаться поощряет и укрепляет. Тако и наипаче нас надежда будущаго онаго блаженства да подвигнет и укрепит в подвиге до конца. Конец бо добрый блаженство наше совершает, по реченному: «буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота», глаголет Господь (Апок. 2, 10) (4:377).
Надежда на славу вечную укрепляет благочестивых к ПОДВИГУ
Оная слава и радость поощрением должна быть людем благочестивым к подвигу доброму, и пребыванию в том до конца, по словеси Христову: «буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота» (Апок. 2, 10). Тако воинов надежда победы и славы поощряет к подвигу противу врагов; тако земледельцев надежда плодов поощряет к земледельству и трудам; ...тако учеников надежда разума поощряет трудиться в науках; тако и Христианина благочестиваго надежда будущия славы и радости должна поощрять к непременному за благочестие подвигу и течению к вышнему званию (4:258–259).
Дела добрые делать, но надежду возлагать на Христа (1:107; см. СПАСЕНИЕ, 972).
Трудиться нужно с надеждою, ради жизни вечной (4:77; см. ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ, 346).
Надежда производит молитву (2:323; см. МОЛИТВА, 557).
Молитва невозможна без истинной надежды (2:319; см. МОЛИТВА, 557).
Надежда на Него тверда, известна, не может пасть (2:321; см. БОГ, 659).
Надежда истинная в непорочной СОВЕСТИ почивает
Безстыдно человеку и надеятися на Того, Котораго непрестанно прогневляет и огорчевает грехами противу совести. Надежда, как и вера, любит в доброй совести почивать, а от злой совести убегает; и таковый устами только надеется, а в сердце того не имеет. Какой надежде тамо быть, где совесть, раздраженная грехами, непрестанно судом Божиим грозит? Надежда в спокойной совести, упокоенной от грехов, жилище свое имеет (1:197).
Надежда вселяется благодатно в сердце (3:14; см. ВЕРА, 141).
НАДЕЖДА на спасение утверждается в сердце от чтения Евангелия (3:12; см. ВЕРА, 133).
Надежда укрепляется чтением слова Божия и размышлением о благодеяниях Божиих
Надежда сия питается, укрепляется с Божиею помощию: чтением, или слушанием прилежным Святого Писания. Размышлением прежде бывших Божиих благодеяний, отцам нашим показанных. Приими во ум всех, от начала мира бывших отцев, которые на Бога уповали, и получили милость... Воспоминая прежде бывшия Божия благодеяния, и нам должно надежду нашу укреплять и не отлагать дерзовения. Их молящихся помиловал Бог: и нас помилует. Они на Бога уповали, и избавил их: и нас уповающих избавит. Их упование не посрамило: и нас не посрамит (2:321) (также 1:185; см. СЛОВО БОЖИЕ, 909).
Помни о вездеприсутствии Божием, и породится в тебе надежда (5:280; см. ВНИМАНИЕ, 172).
Надежде научаться от размышления о всемогуществе Божием
Надежде в подвиге противу плоти, диавола и мира, и прочем, яко чего сами не можем, тое силою Его сотворим, и котораго искушения сами не можем победить, тое о нем победим. О Бозе сотворим силу, и Той уничижит стужающия нам. «Бог бо нам прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело». Тако Апостоли, мученики и вси святии Его всемогущею силою победили мир; оттуда учимся и мы не на свою, но на Его силу надеятися во всем. «Без Него бо не можем творити ничесоже» (Ин. 15, 5). Требуется от нас труд и подвиг, но всякий труд и подвиг без Него тщетен (5:65).
Надежда утверждается от рассуждения о благости Божией
Рассуждением благости Божия утверждаемся в надежде, когда от САТАНЫ искушаемся и возбуждаемся к ОТЧАЯНИЮ. Прилежное рассуждение благости Божия не попустит отчаятися. Бог бо, яко благ, хощет всем спастися, и не хощет смерти грешника (5:76).
Надеющемуся на Бога необходимо жить по воле Божией, в противном случае надежда суетна
Должно примечать оное Псаломника слово: «уповай на Господа и твори благостыню» (Пс. 36, 3), которое слово показует нам, что уповающему на Бога должно благое творить, последовать воли Божией, а не своей. Напрасно тот надеется на Бога, который противится Богу; напрасно чает от Бога милости, который не престает Его раздражать нераскаянным нравом; напрасно руки простирает и очи возводит к Богу, который сердцем от Него отвращается и обращается к мамоне, сребру и злату, нечистоте и прочиим бездушным божкам. Бог бо есть Избавитель «Своим», а не чужим... Слушает и ныне, но тех, которые почитают Его устами и сердцем, и не покланяются гордости мира сего, как высокому и позлащенному идолу, котораго князь тмы и мира сего поставляет к безчестию имене Божия и погибели человеческой (2:322–323).
Надежда пребывающих в грехах суетна
Не говорится о таких зде, которые прежде грешили противу совести, но, преставши от грехов, каются, и ищут милости у Бога: часто бо и тех совесть смущает за соделанные грехи. Таковым должно утвердиться в надежде своей, ибо Бог судит не согрешившим, все бо грешники суть: «вси согрешиша, и лишены суть славы Божия» (Рим. 3, 23), но судит согрешившим и непокаявшимся. Сего ради должно им поминать утешительное сие слово: «блажени вси надеющиися нань». И им бо Христос есть Спаситель, Искупитель, избавитель, защитник и живот, ибо Он пришел «грешников спасти» (1Тим. 1, 15). А говорится о таких, которые в непокаянии пребывают, и не перестают грешить. Таковых как вера, так и надежда суетна (1:197).
Надежда суетна, если человек не исправляет себя покаянием
«Пожрите жертву правды, и уповайте на Господа» (Пс. 4, 6). Сходно сему поет он в другом псалме: «уповай на Господа и твори благостыню» (Пс. 36, 3). Отсюду учимся, что тщетно и суетно есть того упование, который таковыя жертвы не приносит Богу, а уповает на Него. Надобно убо неотменно исправить себе покаянием, и пленить волю свою воли Божией, и тако уповать на Господа (1:201).
Отчаяние – наибольшее искушение для надежды (1:197; см. ОТЧАЯНИЕ, 640) (2:322; см. ОТЧАЯНИЕ, 640).
Упование излишнее на милость Божию есть грех против Святого Духа (1:3; см. ГРЕХИ, 247).
Надежда на вечную жизнь побуждает благодарить Господа (3:255; см. БЛАГОДАРНОСТЬ, 27).
Надежда там, где есть вера (3:443; см. БОРЬБА, 125).
Надежда и утешение хотящим каятися. См. глава вторая, первой статьи, второй части, первой книги «О истинном христианстве» (2:225–229).
Надежда. См. глава восьмая, третьей статьи, второй части, первой книги «О истинном христианстве» (2:318–323).