Источник

СПАСЕНИЕ

Спасение души состоит в вечном животе и познании Бога (5:39, см. ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ, 350).

Спасение – первейшее дело христианина

Престани думать о том, как бы сыскать честь, славу, богатство в мире сем, как бы богатый стол набрать, как бы гостей принять и в гости съездить, как бы богатый дом построить и украсить, как бы лучшим паче прочих платьем одеться, как бы мудрейшим и славнейшим паче других показаться. Сие первейшее дело да будет тебе во всех твоих замыслах, начинаниях и делах: тогда, истину тебе говорю, услышит душа твоя слово Божие, и подобный тому плод сотворит (4:70).

Слово сие: «едино есть на потребу», сказал Спаситель наш всем нам, о христиане! Многие христиане то о том, то о другом пекутся и стараются, но часто и сами не знают, о чем пекутся. Сие бесполезное тщание и попечение предупреждая, Господь глаголет всем: «едино есть на потребу». Что оно есть? «вечное спасение». Сие есть первейшее христианское дело: о том у христиан и попечение первейшее должно быть. Нужна нам пища, одеяние, дом и прочее, к житию сему надлежащее, якоже и молимся о том к небесному Отцу: «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Но вечное спасение так нужно, что без него все ничто: «кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою оттщетит?» (Мф. 16, 26). Нет никакой пользы, воистину нет, где нет спасения (5:211).

Ищем благих мира сего: кольми паче искать должно благ вечных. Печемся о здравии тела смертнаго: кольми паче должно пещися, чтобы оздоровела безсмертная душа. Храним временный живот: кольми паче должно берещи вечный живот, ради котораго все и самый временный живот оставить должны мы, когда того нужда потребует. Всех истинных христиан первейшее дело и тщание было и есть, спасения своего, яко дорогою ценою купленнаго, со всяким усердием желать и искать. Христианине! да будет и твое сие первейшее дело и тщание, когда хощешь истинным быть христианином. Христос Господь Сам Собою приобрел тебе спасение: берегись же, чтобы сатана не исхитил его из рук твоих (4:281–282).

Мы созданы и падшие искуплены к вечной жизни; крещением святым обновлены и словом Божиим позваны к вечной жизни; Святое Писание, данное нам от Бога, имеем для получения вечныя жизни: Сын Божий Иисус Христос в мир пришел и в мире пожил, пострадал и умер, чтобы мы получили вечную жизнь. Видишь убо, что первейшее христианское дело и самонужнейшее есть вечное спасение. Нужно нам одеяние, пища, питие, дом и проч.; но вечное спасение так нужно, что без него все ничто. Все имеет, кто спасение имеет: ничего не имеет, кто спасения не имеет, хотя бы и весь мир под собою имел. «Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? – Сие бо едино есть на потребу», по словеси Христову; «сие есть благая часть, яже не отъимется» от нас (Мф. 16, 26; Лк. 10, 42) (5:263).

Спасение есть единое на потребу

Христос наш предлагает «едино на потребу». Что оное такое? «Вечное спасение»; и велит того искать так, как «единаго на потребу», яко без того нет никакой пользы, хотя бы кто и все имел. И кто тое имеет, тот все имеет, хотя и все прочее потеряет. В нем заключается все, что ни может быть желаемо; без него и весь мир ничто, по словеси Господню: «кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит?» (Мф. 16, 26). Аще мир весь ничто: кольми паче богатство, хотя и великое, кольми паче честь и слава, хотя сильно гремит: всякое бо богатство, всякая честь и слава ничто есть противу всего мира. Однакож и мир весь ничто есть, когда душа своего сокровища, спасения вечнаго, лишится (5:307).

Спасение дороже всего на свете

Христос глаголет: «едино есть на потребу» (Лк. 10, 42). Что оно есть? Спасение вечное. Все, что в мире есть, минуется, как и сам мир. При смерти мир, и все в мире – честь, богатство, славу, утехи, другов, братию, родителей, детей и самое дело оставляем. Едиными душами отходим отсюда или к вечной жизни, или вечной муке. Более всего мира приобрящем, когда спасение души сыщем. ДУША убо тебе всего мира дороже быть должна. Напротив того, какая тебе польза от того, что все мира сокровище сыщешь, когда спасение душевное потеряешь? «Кая польза человеку, аще весь мир приобрящет, душу же свою отщетит?» глаголет Спаситель мира (Мф. 16, 26) (3:211–212).

Спасение нужнее всего для человека

Едино убо спасение души так нужно нам, что нет ничего нужнее его. Ради того Бог Пророков Своих послал: ради того слово Свое объявил нам; ради того Сын Божий пришел в мир, пострадал, умер и воскрес; ради того Тайны святыя установил. Сие убо «едино на потребу» нам. Сие когда сыщем, все имети будем: когда потеряем, ничего иметь не будем. Сие убо едино искать нам должно более, нежели пищи повседневныя, одежды, здравия, свободы телесныя, покоя и паче всего, что до нынешняго жития касается. Ибо все сие приобретенное при смерти оставим, а спасение души сысканное с собою на оный свет отнесем, и во веки имети будем (3:212).

Весь мир без спасения души ничто

Всякое тщание, как видим, милосердный Бог полагает, чтобы нас к покаянию обратити и спасти: да будет и наше все тщание о том. Нужна нам пища, одеяние, дом и прочее: но спасение так нужно, что без того весь мир ничто. Предрагая цена дана за спасение наше, кровь Христова: да будет убо и нам оно дорого, и дражайшее паче всего мира, дражайшее паче неба и земли, дражайшее паче всего сокровища мира сего; без того бо все ничто. Нет никакой пользы, где нет спасения души (4:281).

Если весь мир – ничто перед спасением души, то тем более малая частичка – БОГАТСТВО

«Памятуете ли», что сказал Господь: «кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит?» (Мф. 16, 26). Аще мир весь ничто; пред душевным спасением, кольми паче малая частичка мира; аще все богатство и слава мира ничто, кольми паче малая богатства крупинка и в едином угле звенящая слава. Разсуждайте, богатолюбцы и славолюбцы беднии, которые ничто всему предпочитают! (5:294).

Бог предвозведал об избавлении через пророков

Однакож Бог, как весьма благ и милостив, тогда еще обещал им, и всем по ним имеющим быть людям, послать избавление. Сие имеющее быть всему миру избавление различным образом милосердый и человеколюбивый Бог предвозвещал. Предъявил чрез ПАТРИАРХОВ и святых мужей знамениями всякими, предсказал чрез ПРОРОКОВ Духом Своим Святым, о чем всем написано в книгах Ветхаго закона (1:22).

Обетование о спасении было дано прародителям, а пророки повторяли иудеям

Бог, по великой Своей милости и непостижимой благости, «не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам» (Пс. 102, 10). Еще прародителям нашим обещал послать избавление, и спасение им и всему миру, – что означается чрез оныя слова, змию от Бога сказанныя: «Той (Христос, благословенное семя) твою сотрет главу» (Быт. 3, 15). Сие отеческое Свое благословение к роду человеческому и милостивое обещание многократно повторял и открывал Бог святым патриархам, Аврааму, Исааку, Иакову и прочиим; открывал Пророкам и им повелевал возвещать и проповедывать грядущаго в мир Спасителя, как о том в книгах Ветхаго Завета написано, в Котораго Избавителя «грядущаго и веровали ветхозаветные отцы, и спаслися веровавшие в Него» (Деян. 15, 11) (3:125).

Радостной вестью о спасении является Евангелие (5:216, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 332).

Ради спасения души человеческой Христос пришел в мир (5:43, см. ДУША, 315) (2:227, см. ПОКАЯНИЕ, 701) (5:8, см. СЫН БОЖИЙ, 1030).

Бог послал Сына для спасения человека (4:231, см. ХРИСТОС, 1124).

Сам Бог пришел взыскати и спасти человека (5:7, см. БОГ, 79).

Христианину спасение уготовано от Христа (4:284, см. ПОКАЯНИЕ, 708).

Христос всем хощет спастися (4:67, см. ХРИСТИАНИН, 1115).

Все действия и моменты жития Христова – ради нашего спасения

ВЕРЫ свойство есть благодеяния и заслуги Христовы, всему миру показанныя, себе присвоять. Откуда всяк верный, ты и я, с верным Павлом от сердца исповедати должен: «верую во Христа Сына Божия, возлюбившаго мене, и предавшаго Себе по мне» (Гал. 2, 20). Верую, что как ради всех, так и ради мене непотребнаго родился от Девы, плотию на земле пожил, хуления, безчестия, страдание, распятие и смерть крестную претерпел; и тако как всем, так и мне недостойному заслужил у Бога милость, отпущение грехов, благодать, благословение, усыновление, наследие вечнаго живота и блаженства, чего я своею силою никак не могл и не могу заслужить и получить. Он смирился, чтобы мене смиреннаго вознести; обнищал, чтобы мене нищаго обогатить; хулы и клеветы притерпел, чтобы мене от клеветы диавольския защитить; связан был, чтобы мене от вечных избавить уз; судим был и осужден, чтобы мене от осуждения свободить; язвы и раны приял, чтобы мене уязвленнаго исцелить; поругание и безчестие претерпел, чтобы мене от сатаны поруганнаго почтить; умер, чтобы умершаго оживить, и тако как всем, так и мне, верующему во имя Его, учинился Избавитель, Спаситель, Ходатай и Виновник вечнаго блаженства (3:161).

Христос учил и словом и примером

Христос Сын Божий научил нас во святом Своем Евангелии, что подобает нам творити, да спасемся. А чему научил словом, то и делом самым показал (1:43).

Спасение куплено для христианина дорогой ценой

Дорого стало Христу, Сыну Божию, спасение наше! Жесточайшим страданием, глубочайшим смирением, неизреченным безчестием, поносною смертию, смертию же крестною искупил нас от смерти, ада и всего бедствия, Искупитель наш, и возвратил нам спасение, которое мы самовольно потеряли (3:49).

Христос умер, чтобы спасти всех (5:10, см. ХРИСТОС, 1138).

Человек свое спасение должен полагать в страдании и смерти Христа (4:159, см. ЦАРСТВО БОЖИЕ, 1148).

Спасение вечное искать у Христа (4:159, см. ЦАРСТВО БОЖИЕ, 1148).

Кто принимает Христа и крестится, тот спасается (5:10–11, см. СПАСЕНИЕ, 981).

Спасение и оправдание и в Ветхом и в Новом Завете одно – через веру во Христа (3:10, см. ОПРАВДАНИЕ, 628).

Спасение через веру во Христа

Якоже убо тогда люди, угрызенные от змиев, взирали на вознесенную змию и исцелевалися: тако ныне угрызенные от змия жалом греховным, когда очами веры взирают на Христа, вознесеннаго на древо крестное, от угрызения того исцелеваются и оживляются. Взирай убо и ты верою на распятаго Христа, и исцелишися от язв греховных и оживеши. Взирающим на Него верою всем подается исцеление и вечное спасение: тебе ли единому откажется от нелицеприемнаго и милосердаго Бога? «Се есть Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин. 1, 29) (3:303).

Как убо оправдаемся пред Богом ВЕРОЮ во Христа, так следственно и спасаемся. Идеже бо оправдание, тамо и спасение. Ибо как оправданию спасение последует, так без оправдания спасение не бывает. Ослушанием нашим гневу Божию и вечной смерти подпадаем, но подпадаем, но послушанием своим от того избавитися и вечный живот заслужити не можем. Надобно о том ко Христу Сыну Божию яко «Ходатаю нашему» (1Ин. 2, 1) верою прибегать. Он нам «всесовершеннейшим» Своим ПОСЛУШАНИЕМ, как избавление от смерти, так и наследие вечнаго живота заслужил, когда чистосердечно в Него веруем (3:62).

Спасение только в Спасителе

Страшное слово есть: «се оставляется вам дом ваш пуст!» Убоимся убо того, и возвратимся к Пастырю и Посетителю душ наших: кроме Его бо нигде не сыщем себе покоя; без Него нет покоя; без Него нет спасения, но явная беда и погибель. Обратимся убо к Нему, пока ждет и зовет и хощет приняти под криле благости Своея. «Грядущаго ко Мне не иждену вон» (4:177).

ЖИВОТ ВЕЧНЫЙ есть дар Божий, который Христос, Сын Божий, кровию Своею заслужил верующим во имя Его, якоже глаголет Апостол: «дарование Божие – живот вечный о Христе Иисусе Господе нашем» (Рим. 6, 23). Человек бо, яко ГРЕШНИК и сам в себе проклятый, и не иному чему, как вечному ОСУЖДЕНИЮ подлежащий, не может заслужить и не заслуживает, как только смерть, якоже глаголет: «оброцы греха смерть» (Там же). Сам себе погубить может, и погубляет, но сам себе СПАСТИ не может. Надобно Сыну Божию, яко Пастырю доброму, «взять его, яко овцу заблуждшую, на рамена Своя» (Лк. 15, 4–6), и принести ко Отцу Своему, якоже глаголет Христос: «Аз есть путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною» (Ин. 14, 16). Он овец Своих, то есть верующих в него, и слушающих гласа его, и по Нем грядущих, пасет, спасает и отверзает им дверь вечнаго живота, якоже глаголет: «овцы Моя гласа слушают, и Аз знаю их, и по Мне грядут, и Аз живот вечный дам им» (Ин. 10, 27) (3:63).

Человек проклятый и вечному осуждению подверженный, «благословение верою во Христа получает от Бога, и спасается» (1Пет. 3, 9). И чего в законе не могл сыскать, яко немощный, тое все верою во Христе обретает. Тако «милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастеся. Истина от земли воссия, и правда с небесе приниче» (Пс. 84, 11–12). От сего Источника живаго прохлаждаются вернии; на Иисуса, вознесеннаго на кресте и грехи наши вознесшаго на теле Своем на древо, верою «взирают и Его язвою исцеляются» (Евр. 12, 2; 1Пет. 2, 24). «Якоже бо Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобало вознестися Сыну Человеческому: да всяк, веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный» (Ин. 3, 14 и 15). О сем дерзают со Апостолом: «Ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа Праведника. И Той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и всего мира» (1Ин. 2, 1 и 2). Который несовершенно их послушание Своим совершенным послушанием дополняет, и Своим совершенством недостатки и немощи их прикрывает, и тако «от исполнения Его вси приемлют». (Ин. 1, 16). Он «бысть нам Премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление» (1Кор. 1, 30) (3:221).

Без Христа нет спасения

Всякому, кто хочет спастися, должно чистым СЕРДЦЕМ обратитися ко Господу, и ПОКАЯНИЕМ и СЛЕЗАМИ омыти себе, и тако Христу – лозе истинной прицепитися. Ибо кроме Христа и вне Христа нет спасения. Христос есть живот и свет: надобно убо тому быть в смерти и во тьме, кто от живота и света отлучился. Разсуждай сие, христианине, и покаянием и слезами омый грехи твоя, да паки животу – Христу соединишися (4:42).

Спасения твоего ни в чем ином не полагай, как только во едином Христе Иисусе Спасителе мира. Аще истинно веруешь, что Он за тебе пострадал и умер, и есть Спаситель твой, то люби Его всем сердцем твоим, слушай Его, и угождай Ему, как Спасителю твоему, и всю надежду спасения твоего в Нем едином полагай и утверждай. Неотменно должны мы добрыя дела творить, яко христиане, но спасения от единаго Христа просить и ожидать должны (5:163).

Спасение от душевного бедствия – только через Христа

От сего бедствия душевнаго никто нас не может избавить, никто, кроме Иисуса Христа. Он наш Избавитель. Он нашу и бедность знает лучше, нежели мы сами. Он ради того и в мир пришел, и в мире пожил и пострадал, и умер, чтобы души наша от того бедствия и зла избавить, и первое наше нам блаженство и благородие и свободу, т.е. прекрасную оную доброту – Божий образ возвратить, в том бо все блаженство и слава наша состоит. Признаем убо бедность нашу, и, смирившися, у Него поищем избавления (4:335).

Оправдаться и спастись без Христа невозможно.

Никто не может ОПРАВДАТИСЯ пред Богом и спастися без Христа и кроме ХРИСТА, но токмо верою во Христа: «несть бо иного имени под небесем, данного в человецех, о немже подобает спастися нам», глаголет Апостол (Деян. 4, 12). Ибо никто не может от ДИАВОЛА, ГРЕХА, КЛЯТВЫ законныя и ада избавитися без Христа, что все в кратком сем слове Христовом заключается: «аще Сын вы свободит, воистину свободни будете». К сему бо должно нам верою прибегать, яко «граду убежища», когда хощем убежать от гнева Божия; «яко врачу», когда хощем от язв греховных исцелитися. Сего просить верою, дабы избавил нас от пленения и ига диавольскаго. К сему подобает возводити очи наши, да наготу и срамоту нашу прикрыет ризою правды Своея, да не явимся наги и осквернени грехами пред чистейшими очами небеснаго Его Отца (3:13).

Спасение и временное и вечное – только от Бога

«Господне есть спасение», то есть един Господь спасает и временно и вечно, уповающих на Него. Спасает их на брани, спасает во время моровой язвы, спасает на море от потопления, спасает во время глада, спасает от наветов и ухищрений врагов их, и проч... Спасает их и от мира сего, отходящих в вечную жизнь. Хотя нечестивии и свирепеют, и возносятся, но наконец душею и телом погибают: но «спасение праведных от Господа» (Пс. 3, 9) (1:199).

А от вечныя смерти избавления и вечныя жизни наследия верою во Христа просить и искать должно нам от Бога; чему и МОЛИТВЫ самыя, от церкви святой приятыя и чтомыя, научают нас, в которых просим у Бога нашего милости, благодати, отпущения грехов, оправдания, святости, избавления от ада и вечныя смерти, и наследия вечнаго живота верою о Христе Иисусе Господе нашем (3:64).

Спасение от Христа, а не от ДОБРЫХ ДЕЛ

От злых уклоняйся, и добрыя делай дела, но НАДЕЖДУ спасения всю полагай на Христа и на милосердие Божие, понеже благодатию Христовою и Божиим милосердием спасаемся, а не делами нашими добрыми. Сие наше утешение, радость и надежда, что Христос Сын Божий – наш Спаситель; на Сего Спасителя надежда не посрамит. Однакож спасает тех, которые веруют в Него, и любовию, смирением, терпением, кротостию и прочиими добродетельми последуют Ему (1:107).

Если грешники спасаются, значит, не напрасно было пришествие Христово

«Христос Иисус прииде в мир грешники спасти» (1Тим. 1, 15). Конец убо пришествия и страдания Христова вечное наше спасение есть. Коль благоприятно небесному Отцу отпущати грехи кающемуся грешнику, яко тогда плод страдания Христова получается! Плод бо страдания Христова есть отпущение грехов, оправдание и вечное наше блаженство. Ибо и Бог на сие истое Сына Своего послал в мир, чтобы «грешники спасти», приемлющие Его за Спасителя своего: как убо не с радостию отпустит грехи как всем грешникам кающимся, так и тебе Отец небесный, когда видит, что оттуда плод страдания Сына Его происходит? От отпущения бо грехов оправдание, от оправдания спасение вечное последует. Сугуба радость бывает Отцу небесному оттуда, что грешник кается, отпущение грехов получает и спасается; ибо тогда исполняется воля Его святая, которая «всем хощет спастися и в разум истины приити» (1Тим. 2, 4); и кровь Единороднаго Сына Его, ради грешников спасения излиянная, плод и конец свой получает. Како убо Сей не отпустит нам грехов, Который Сам желает отпустить, когда мы истинно каемся и о том молимся Ему? (3:306).

Для спасения Господь все сделал и ждет нашего желания

Весьма желает Бог, как видим из Христова страдания и всего Его смотрения, спастися нам; должно быть желание и наше. Аки алчет и жаждет преблагий Бог спасения нашего; должна быть и наша алчба и жажда к тому. Якоже алчущий хлеба и жаждущий пития желает: тако мы должны желать и искать спасения (4:281).

Не имея что воздать Христу за благодеяния, будем ТРУДИТЬСЯ над спасением, ибо Он ради этого пришел

Понеже мы Христу, за Его высочайшее к нам благодеяния, не можем зде возблагодарить достойно, и Он ничего не хочет так, как нашего спасения (на сие Он пришел в мир и пострадал и умер): то потщимся БЛАГОДАТИЮ Его спастися и тако угодить Ему, да в будущей жизни, чрез вся нескончаемую вечность, будем Ему петь со Отцем Его и Святым Духом песнь благодарения, хвалы и славословия (4:29–30).

Время жизни определено для искания спасения (2:34, см. ВРЕМЯ ЖИЗНИ, 211) (также 3:286, см. ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ, 351).

Спасение необходимо искать в этой жизни, но по СМЕРТИ это невозможно

Великая вещь спасение есть, ради котораго Христос Сын Божий умре. Если его единожды сыщешь, во веки безконечные будеши иметь; а если потеряешь, никогда не сыщешь. В сем веце его надобно искать, и искать более, нежели повседневныя пищи. А по смерти не сыщешь, хотя и со всяким усердием и воздыханием пожелаешь. «Возстани убо спяй, и воскресни от мертвых, и освятит тя Христос» (Еф. 5, 14) (1:117).

Бог заботится о нашем спасении, должны и мы к Нему стремиться

Созданы мы не к временной, но к вечной жизни, святым крещением обновлены к вечной жизни, словом Божиим позваны к вечной жизни. Христос Сын Божий пришел в мир, пострадал и умер ради вечной жизни. Видите, как дорого почтил Бог вечное наше спасение. Все ради того сотворил, и Сам ради того в мир пришел. Должно убо и у нас первейшее тщание и попечение о том быть (5:211).

Во всех своих делах христианин должен более всего заботиться о спасении души

Сия мысль, как свеща горящая, во всех делах и начинаниях, везде и всегда да предходит ему, и да показует, что должен творити, чтобы спасения не лишиться. Судия ли убо христианин, – тако судить должен, чтоб вечному суду Божию не подпасть. Начальник ли есть христианин, – тако начальствовать должен, чтобы вечного спасения не лишиться. Пастырь ли есть стада Христова, – тако должен пасти овец Христовых, чтобы себе не погубить. Учитель ли есть, – тако должен учить людей, чтобы себе и их спасти... Отец ли есть, – тако должен поступать с детьми своими, чтобы их и себе спасти...

Воин ли есть, – тако должен воинствовать, чтобы не лишиться вечнаго живота. Словом: всяк христианин во всяком звании и чину первейшее тщание и попечение о том должен иметь, чтобы спасения вечнаго не лишиться; без сего бо все ничто. У кого такая мысль и тщание будет, тому всякий чин и звание поспешествовать будет во спасение (5:264).

Первое дело христианина и самонужнейшее – спасение его: всегда убо и везде первое у него тщание должно быть о том. Хозяйство и все, к миру сему надлежащее, последнее у него дело есть, потому и тщание о том должно быть последнее; а первое самое о душевном спасении, потому что все от Него отъидет, но душевное спасение не отъидет никогда, когда его получит. Первейшее сие дело есть: первейшее и тщание о том у него должно быть, во всех делах его и поступках. Сие в мысли и в сердце, поутру, днем, в вечеру, в нощи, везде и на всякое время у него должно быть (5:264).

О первейшем деле должно быть самое первое попечение, старание, тщание, труд и подвиг, дабы оно в совершенство пришло. Воина первое дело есть на брани храбрым быть, против врагов стоять, и их побеждать, и потому добраго воина первое тщание должно быть о том, чтобы добрым воином был... У судии первое дело есть судить людей, приходящих к суду, изыскивать истину и по правде поступать, и воздавать всякому свое, и потому весь труд и тщание о том у него должно быть. Так и в прочем. У христианина, понеже первейшее дело есть дело спасения (как в первом пункте сказано), то первейшее тщание, попечение, старание и подвиг у него должен быть о том, чтобы спасения, кровию и смертию Христовою, так великою ценою, сысканнаго, не лишиться (5:263–264).

К вечному животу созданы мы от Создателя нашего, и к тому словом Божиим позваны мы, святым крещением обновлены, и Христос Сын Божий ради того в мир пришел, чтобы нас туда призвать и привести, – и он един необходимо нужен. Сего ради первейшее ТЩАНИЕ и попечение твое о том да будет, чтобы его получить. Без того все ничто, хотя и весь мир под собою будешь иметь. К получению того всякий грех и пристрастие к суете мира сего препятствует: берегись же всего того, да не лишишися вечнаго живота. Временный живот бережешь, хотя и непременно оставишь его, и все делаешь, чтобы того не лишиться: коль несравненно должно берещи вечный живот, и все тщание полагать, чтобы того не лишиться! Все бо временное противу вечнаго ничто. Ищи убо вечный живот, как едино твое истинное добро, и всего того, что дверь к нему затворяет, со всяким тщанием убегай. Бог человеколюбивый хощет тебе спастися: да будет убо хотение и твое. И тако неотменно спасешися. Желай и ищи того так, как алчный пищи, и жаждый пития, и получишь, что желаешь (5:157).

Спасение беречь, так как оно дороже всего на свете

Такожде ничим иным и вечнаго спасения сокровище куплено нам, как тоюжде кровию Иисуса Христа Сына Божия. Оно дражайшее есть паче всего мира, паче неба и земли и исполнения их, понеже вечное есть, и всех благ вечных и непостижимых исполненное, и безценною ценою купленное. Христос Господь славы и Бог Своею кровию нам заслужил оное: захощеши ли убо самовольно так великое и непостижимое сокровище потерять? Исхитил тебе Христос, яко всесилен, из погибели, и подал тебе вечное блаженство, яко многоценный бисер (1Пет. 5, 4 и 8): держи убо верою, и храни его противу врага диавола, который хощет и тщится паки оное у тебе восхитить, и своим пленником тебе сотворить. Противу сего врага подвизайся (5:165).

Ради вечнаго спасения проповедано слово Божие (2:8, см. СЛОВО БОЖИЕ, 900).

Ради спасения следовать за Христом (2:32, см. ПОДРАЖАНИЕ, 696).

Ради спасения терпеть все (2:53, см. СКОРБИ, 864).

Посредствие к спасению – вера святая (2:57, см. ВЕРА, 152).

Живая вера во Христа есть начало и конец спасения (5:12, см. ВЕРА, 151).

Для спасения необходима истинная живая вера (3:205, см. БОГОПОЗНАНИЕ, 99).

ГРЕШНИК кающийся спасается ВЕРОЙ во Христа

Сам Бог и Господь ради их в мир пришел, взыскати и спасти их погибших. Ты един от грешных и погибших еси: убо и тебя пришел взыскати и спасти. Держись только верою Пришедшаго взыскати и спасти грешников и утверждай надежду свою на Нем: то неотменно взыщет и спасет и тебя. И не сказано: ради таковых и таких-то грешников пришел Христос, но ради всех и всяких, коль великие и тяжкие ни были бы. Едино только от них требуется, чтобы отстали от грехов и каялись и сокрушенное сердце имели; а духовный и живительный Евангелия пластырь ранам их приложится, и почувствуют в сердцах своих радостное о милости Божией к ним известие. Уже бо они начинают приносить в жертву Богу на олтаре сердца своего – дух сокрушен. «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19) (4:178).

Без веры нет никому спасения (5:12, см. ВЕРА, 151).

Где нет истинной веры, там нет Христа, нет спасения (1:108, см. ВЕРА, 131) (5:233, см. ЛЮБОВЬ, 472).

Для спасения одной веры недостаточно, нужны и добрые дела

Неотменно нужно есть хотящему спастися православие или правую веру содержать. Но сие едино не довлеет к спасению. «Ибо и беси веруют и трепещут», по словеси Апостола (Иак. 2, 19). Веруют, что Бог един есть, что Христос пришел в мир, и имене Его святаго боятся. Сего ради Апостол требует, чтобы мы показали веру от дел: «покажи ми веру от дел твоих» (Иак. 2, 18). Якоже бо древо доброе от плодов добрых, тако истинная и сердечная вера от добрых дел познается. Многие называются христианами верными, но дела иное показывают; на устах веру показывают, но из дел язычниками, или паче горшими являются: «Бога исповедуют ведети, а делами отмещутся Его» (Тит. 1, 16). Надобно убо с православием и живую веру иметь, которой неотменно последуют и сходныя дела (5:278).

Жизни христианской надо учиться, ибо в ней спасение (4:222, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ, 372).

Ради спасения истинно верующий переносит множество трудов

Смотри, что сыны века сего делают, примечай, как сокровищ своих желаемых ищут: ничто им не тяжко, всякую неудобность, беду и скорбь приключающуюся преодолевают, взирая всяк на желаемое свое сокровище. Христианин, когда точно уверится о вечном животе и несказанной славе оной, не все ли мира сего сокровище, всю мира сего славу, честь, богатство, угодие оставит, и к оному единому сокровищу будет стремиться? Не понесет ли трудов и подвигов, чтобы оную жизнь и славу получить? Не пойдет ли тесным и прискорбным путем, чтобы до оныя жизни и славы достигнуть, куда тесным только путем доходят, и многими скорбьми (Мф. 7, 14; Деян. 14, 22; 2Тим. 3, 12) и на прочиих местах? (5:23).

Ради спасения всячески отвергаться любви к миру

Прельщает враг любовию мира и соблазнами, и отвлекает от пути скораго: хорошо-де быть в мире почтенным, быть в славе, чести, богатстве, в веселостях, знаться с людьми, проезжаться колясками, ездить в гости, и принимать гостей, и пр. Сии его советы, невидимому, сладкие, яко плоти угодные, но внутрь горькие и душепагубные. Берегись их, уклоняйся от мира, как от Содома и Гоморры, да не сгориши. Слыши Христово слово: «никтоже возлож руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии» (Лк. 9, 62). Отвещай внутрь себе так: пусть, что мне предлагаеши, хорошо будет тем, которые ищут того; а мне несравненно лучший есть Христос и святое Его иго. Он мене несравненно более утешит и увеселит, нежели весь мир. Зде я хощу с Ним быть, да и тамо с Ним буду (1:223–224).

Ради вечного спасения христианин оставляет мир, да не с миром погибнет (5:42, см. МИР, 532).

Ради спасения души человек не должен увлекаться временным (5:57, см. ЧЕЛОВЕК, 1167).

Не сходить с пути ко спасению (1:224, см. ПОСТОЯНСТВО, 755).

Как больной выполняет волю врача, чтобы выздороветь,

так и ХРИСТИАНИН должен предаться воле Божией, если хочет спастись

В госпитали болящие, хотящие исцелитися, отдают себя в волю лекаря, да, якоже хощет, с ними поступает: тако христианам, когда истинно хотят исцелитися, должно поручить и вверить себе премудрому и верному Врачу, Иисусу Христу, да творит с ними, якоже хощет; горькое ли, или сладкое подает им врачевство, все за благо принимать. Мудрый бо есть и верный и человеколюбивый Врач Иисус Христос, и весьма хощет души наша исцелить, и тако спасти: на сие бо и в мир пришел, и пострадал, и умер за нас. Телеса тленныя и смертныя исцелял, как Евангелие Его объявляет нам: души ли безсмертныя не исцелит? Поверим только Ему себе, да исцеляет нас, якоже хощет: а мы потщимся от всего того воздерживаться, что Он нам запрещает, и спасительному Его врачеванию препятствие чинит. Что бо больному пользует лекарство, который по своей воле, а не по лекарской, поступает? Разсуждай сие, христианине, когда хощешь исцелитися и тако спастися (4:138).

Промысл Божий через страдания ведет ко спасению (5:77, см. ПРОМЫСЛ БОЖИЙ, 768).

Господь скорбями ведет ко спасению (3:296, см. СКОРБЬ, 1729) (4:332, см. СКОРБИ, 864).

Начало спасения – увидеть свое бедственное состояние

Тщаться и просить Иисуса, чтобы отверз очи душевныя, которыя сатана ослепил. Сие бо есть начало спасения – познати себе, бедность, окаянство свое, суету мира и истину. Ибо человек, ослеплен от врага онаго, как слепый блудит, и не знает сам, что делает; ищет чести, славы и богатства в мире, и не ведает, кому ищет и собирает. Сие есть слепота душевная. Все бо человек оставит в мире сем, чего ни ищет, и потому напрасно ищет, что оставит вскоре; и таковый подобен тому безумцу, который решетом черпает воду и хощет сосуд наполнить. Так человек миролюбивый «сокровиществует, и не весть, кому соберет я». Суетныя убо таковаго начинания, труды и тщания. Надобно убо человеку познать, что сие есть суета, и тень, и прелесть, и тое едино есть истина, что от нас никогда не отступает, но всегда с нами пребывает, – что есть вечный живот и блаженство его. Когда сия луча спасительная блеснет в сердце, тогда... скажет с сожалением: ах, как я худо делал! искал того, и тщался о том, что не мое, и не искал того, что истое есть мое добро; гонялся за тем, которое есть ложное, и оставлял тое, которое есть истинное блаженство (5:124–125).

Для спасения необходимо сначала познать свои болезни

Как когда хощем болезнь телесную излечить, должно ее первее познать: так кто хощет душевную болезнь исцелить, надобно прежде болезнь ея познать, которая от слова Божия познается (1:103).

Начало спасения – в самопознании (2:222, см. САМОПОЗНАНИЕ, 817) (4:135, см. САМОПОЗНАНИЕ, 817).

Познание заблуждения есть начало спасения (2:58, см. САМОПОЗНАНИЕ, 818).

Ради спасения следует грех познать и покаяние принести

Надобно бо неотменно познать грех и мерзость его, кто хощет истинно покаяться и тако спастися. Без познания греха истинное покаяние не бывает, как без познания болезни исцеления не бывает. Как же может познаться грех, когда мерзость и тяжесть его грешнику пред глазами не представится? Сего ради не должно никому гневаться на обличительное слово, наипаче вообще бываемое: яко оно на грехи стремится, а не на самаго человека, как и лекарство на болезнь, а не на человека (2:167).

Спасение невозможно без искоренения самолюбия (2:53, см. САМОЛЮБИЕ, 812).

Надо умом и сердцем быть на небе, кто хочет туда вознестись

Надобно умом и сердцем живущему на земли отлучитися от мира сего, и преселитися на небо, и тамо скрывать свое сокровище, кто хощет туда взойти, по Апостольскому словеси: «наше жилище на небесех есть» (Флп. 3, 20). Но слышим и мы, христиане, от Писания Святаго: «многими скорбьми подобает нам внити в царствие Божие» (Деян. 14, 22). Надобно убо и христианину, благочестиво, свято, смиренно, любовно, кротко и терпеливо жить на земли, и тако Христу последовать, когда хощет в царствие Божие внити. Низкий и смиренный сей путь есть, но безопасный и в царствие Божие ведет (4:290–291).

Спасение возможно только через ПОДВИГ

Но хотя труден ПОДВИГ сей, обаче весьма нужен, тесен сей путь и прискорбен, но един только вводит он в живот вечный. Нет никого в небе, кто бы сим путем не шел. Сим пророцы, сим Апостоли, сим Святителие и священницы, сим светлейшии Мученики, сим преподобные Отцы и пустынники дошли до небеснаго отечества и вечнаго покоя. Могли они подвизаться: можешь и ты; победили они: можешь и ты (1:48) (также 3:229, см. БРАНЬ, 123).

Нужен подвиг и победа над всем, что мешает спасению (5:224, см. ХРИСТИАНИН, 1117).

Кто хочет спастись, должен вступить в подвиг борьбы против страстей (1:48, см. ИДЕАЛ, 398).

Чтобы получить спасение, необходимо нести подвиг против всякого греха (5:222, см. ПОДВИГ, 682).

Спасение в монастыре удобнее

Во всяком монастыре, где бы ты ни был, человеку богобоящемуся, спасения ищущему, всегда о ВЕЧНОЙ МУКЕ и будущей жизни помышляющему, и в МОЛЧАНИИ себе самому внимающему, безопасно есть. И знаю, что лучше от родителей и сродников удалиться хотящему спастися. Едино только тебе предлагаю, что скука немалая тебе будет в монастыре, когда далеко отлучишься. Посему надобно ТЕРПЕТЬ и преодолевать себе. А от САТАНЫ и злых людей нигде не уйдешь, где ни будешь. Как тень телу во время солнечнаго сияния, так гонение и НЕНАВИСТЬ злых людей ищущему Бога последует. Мне кажется, что лучше «отдаться на волю Божию», и в каком-нибудь быть монастыре, крепко себе утвердить, хотя и скучно будет; а в СКУКЕ себя утешать тем, что СМЕРТЬ все прекратит; вечная сладость, радость и слава подвизающегося приимет вскоре; часто Богу молиться, просить от Него помощи, трудиться, и ни малейшего времени не пропущать без дела какого-нибудь, и так СКУКА минется (1:246).

На пути в ЦАРСТВО БОЖИЕ необходим РУКОВОДИТЕЛЬ и вождь

Видишь, что потерявший путь надлежащий и блудящий ищут вождя, который бы их наставил на путь и довел до намереннаго и желаемаго им места, как то часто случается живущим в мире сем. Сей случай научает тя, что мы тако вси заблудили, когда советом лукаваго духа преслушали Бога, и блудим по пустыне мира сего, удалившеся от отечества нашего – неба, к которому созданы от Бога нашего, яко же пророк глаголет: «вси, яко овцы, заблудихом; человек от пути своего заблуди» (Ис. 53, 6). И Давид святый глаголет и молится: «заблудих яко овча погибшее: взыщи раба Твоего» (Пс. 118, 176). А понеже сами, яко заблудшие, к отечеству оному никак не можем дойти: того ради должно нам искать искуснаго вождя в так важном и нужном деле, которое «едино есть» нам «на потребу» (Лк. 10, 42). Таковый искусный и премудрый вождь указуется нам во Евангелии Иисус Сын Божий, о Котором Отец с небесе глаголет нам: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте» (Мф. 17, 5) (2:32).

Ради спасения необходимо подражание Христу (5:108, см. ПОДРАЖАНИЕ, 696).

Кто хочет спастись и со Христом быть, тому необходимо быть сообразным Ему

Надобно Христу последовать тому, кто хощет спасенным быть и в вечное Его царствие внити. Надобно за Христом следовать верою и любовию в житии сем, кто за Ним хощет следовать в вечную жизнь, или Христовым путем итить, кто за Ним хощет приити в небесное вечное Его царство: инаго пути туда нет. Примечай, что Христос глаголет: «овцы Моя гласа Моего слушают, и Аз знаю их, и по Мне грядут, и Аз живот вечный дам им» (Ин. 10, 7 и 28) (5:162–163).

В деле спасения прежде всего необходима надежда (2:114, см. НАДЕЖДА, 578).

Надежду спасения полагать на Христа

Его заслугою и Его благодатию, Его кровию, нас ради излиянною, надеемся у Отца небеснаго милость получить, Его пресладким именем надеемся спастися (1:28) (также 3:62, см. ПОСЛУШАНИЕ, 751).

Спасение получает человек через покаяние (5:29, см. ПОКАЯНИЕ, 729).

Спасение христианин получает, если пребывает в покаянии (4:144, см. ПОКАЯНИЕ, 702).

Спасение вечное получим, когда очувствуемся и придем в покаяние (1:29, см. ЛЮБОВЬ БОЖИЯ К ЧЕЛОВЕКУ, 457).

Кающийся грешник получает спасение, если отстает от грехов (3:111, см. ПОКАЯНИЕ, 727).

Печаль по Бозе приводит ко спасению (4:39, см. ПОКАЯНИЕ, 703).

Для врачевства нашего спасения Господь установил Таинства (1:1, см. ТАИНСТВО, 1073).

Для спасения души необходимо изучать слово Божие (5:61, см. СЛОВО БОЖИЕ, 919).

Слово Божие открывает нам все пути ко спасению (5:43, см. ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ, 351).

Какую пользу для спасения приносит познание истин из слова Божия? (1:102, см. СЛОВО БОЖИЕ, 907).

Спасение без Св. Писания возможно только при непосредственном руководстве Бога, как было в Ветхом Завете праотцам (2:8, см. СЛОВО БОЖИЕ, 891).

Спасение получит тот, кто читает и слушает слово Божие, ради чего оно и написано (2:9, см. СЛОВО БОЖИЕ, 905).

Спасение получает тот христианин, который стремится к нему и назидает себя слушанием и чтением Священного Писания (2:8, см. СЛОВО БОЖИЕ, 900).

Примеры из Священного Писания поощряют пещись о спасении (2:28, см. СУД СТРАШНЫЙ, 1013).

Спасение получает четвертая часть слышащих слово Божие (2:15–16, см. СЛОВО БОЖИЕ, 903).

Чтение св. книг не спасает, но указывает на Христа (4:139, см. ЧТЕНИЕ, 1173).

Душа, просвещаемая светом Христа, видит путь ко СПАСЕНИЮ (4:9, см. ДУША, 313).

На путь спасения наставляет Дух Святой (3:14, см. БОГ-ТРОИЦА, 73).

Размышления о вечности способствуют духовной жизни и спасению (1:113, см. ВЕЧНОСТЬ, 165).

Необходимо взаимное друг о друге попечение в деле спасения

Печется Господь наш о нас: попечемся и мы друг о друге, и поищем друг другу спасения: иный советом, иный наставлением, иный молитвою, иный иным, да будем истинные уды тела Его духовнаго; уды бо друг о друге пекутся, и друг друга берегут. Сатана и беси его, вси согласно вооружаются на нас, и хотят нас погубити, – то бо их и дело и тщание, – воспротивимся и мы им единодушно, и станем друг за друга, крепчайшими будем, и одолеем их. «Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль» (5:116).

Забота о спасении ближнего есть дело МИЛОСЕРДИЯ И ЛЮБВИ к Богу

Не малую любовь ко Христу показует, кто во имя Его милость телесную ближнему делает; но большая любовь есть, когда духовно ближняго созидает. Чим бо большая есть душа от тела, тем большая милость к ближнему и ко Христу любовь, когда душа созидается. Христос бо весьма души человеческия любит, так что и умереть за них благоизволил. И потому ничто не может благоприятнее Ему быть, как спасение человеческое; и никто не может более Его любить, как тот, который спасения ближняго ищет (2:345).

Христианин, подобно Богу, сердечно должен желать всем спасения (4:15, см. ХРИСТИАНИН, 1101).

Спасение не получит тот, кто о спасении ближнего нерадит (2:347, см. ЛЮБОВЬ, 488).

Без взаимного прощения нет спасения (5:187, см. ПРОЩЕНИЕ, 775).

Прощение – самый безопасный путь к спасению (4:88, см. ПРОЩЕНИЕ, 772).

На пути ко спасению неизбежны искушения (5:355, см. ИСКУШЕНИЕ, 403).

На пути ко спасению множество препятствий и врагов (1:101–102, см. БРАНЬ, 119).

Препятствия на пути ко спасению

САТАНА со злыми аггелами никогда не спит, но всегда бодрствует на нашу погибель, и семя Божия слова, посеянное на сердцах наших, похитить, или чрез нанесенную печаль и гонение словес ради; или чрез печаль века сего и лесть богатства подавить, и безплодно сотворить тщится (Лк. 8, 12–14). ПЛОТЬ наша на нас со страстьми и похотьми всегда востает, и дух веры потребить хощет. СОБЛАЗНЫ мира умножаются, и заченшуюся искру Божией любви погасить нудятся. Друг от друга научаются ЗЛА: юный на стараго, меньший на большаго, низший на высшаго, подвластный на властелина, слуга на господина, сын на отца, овца на пастыря смотрит и указует (3:212).

Плоть и соблазны мира препятствуют спасению

Плоть наша со страстьми и похотьми возстает противу нас: «плоть бо похотствует на духа», глаголет Апостол (Гал. 5, 17). Чувствуем «ин закон во удех наших, противу воюющ закону ума нашего, и пленяющ нас законом греховным, сущим во удех наших» (Рим. 7, 23). Многая прелести и соблазны мира сего, которыми немощная плоть наша разжигается и часто биется совесть наша, так что часто и нехотя принуждаемся видети их, или слышати. «Горе миру от соблазн: нужда бо есть прийти соблазном», глаголет Христос (Мф. 18, 7). И чем более приближается кончина века, тем более умножается их (2:385–386).

Суетный мир препятствует спасению (1:175, см. МИР СУЕТНЫЙ, 523).

Суетный мир увлекает сердце человека от Бога и спасения (1:175, см. МИР СУЕТНЫЙ, 523).

Спасению мешает суета мира (4:145, см. ПОКАЯНИЕ, 709).

Враг искушает всякого идущего ко спасению (4:124, см. ИСКУШЕНИЕ, 410).

Враг стремится отнять спасение у души (3:229, см. ВРАГ, 196) (4:243, см. БОРЬБА, 120) (5:264, см. ВРАГ, 387) (4:50, см. ВРАГ, 198).

Более всего тяжело для души, когда враг искушениями стремиться отнять у нее спасение (3:21, см. ВЕРА, 149).

Хотящим спастися много бороться надобно с унынием (1:247, см. УНЫНИЕ, 1058).

Спасение христианин получает, побеждая в брани духовной (4:51, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ, 367).

Борьба с диаволом приводит христианина ко спасению (4:36, см. ИСКУШЕНИЯ, 404).

Отчаяние в спасение есть тягчайшее искушение веры (3:21, см. ВЕРА, 149).

Грех препятствует спасению (5:152, см. ГРЕХ, 249).

Ради спасения БЕРЕЧЬСЯ от греха

Когда бо хощем получить спасение оное, то должно нам от всего того берещися, что заключает дверь к спасению тому. Заключает же непослушание и грех. «Всяк, имеяй надежду сию Нань, очищает себе, якоже Он чист есть», глаголет Апостол (1Ин. 3, 3), то есть, бережется от грехов и о прежних усердно кается (3:62–63).

Признак духовного исцеления – умирание СТРАСТЕЙ

Идеже бо истинная вера, тамо и надежда. Возьмем убо в пример жену сию, и мы приступим ко Христу верою и надеждою, и хотя молча, падем пред Всевидящим оком Его; и когда молимся, с верою и надеждою да молимся; и когда к святым и животворящим Тайнам Его приступаем, с верою и надеждою исцеления и обновления да приступаем, поминая и подражая оную кровоточивую жену. Тако душевная наша исцелится немощь, и «изсякнет источник» пагубных страстей наших, мучащих душу нашу. Зрак есть, что душевная немощь начала исцелятися, когда страсти душевредныя начнут усмирятися и утихать, – когда менее ГОРДОСТИ, самолюбия, сребролюбия, ненависти, зависти, гнева, ярости, скупости, славолюбия, нечистоты и прочаго зла показуется в человеке: якоже знамение есть тела наченшаго исцелятися, когда вредных соков начнет свобождатися (4:139–140).

Спасение без благодати невозможно (5:166, см. БЛАГОДАТЬ, 36).

Для спасения крайне необходима помощь Божия (5:167, см. ПОМОЩЬ БОЖИЯ, 737).

Бог во Святой Троице промышляет о нашем спасении (5:99, см. БОГ, 60) (5:115, см. ЛЮБОВЬ, 454).

Благость Божия, желая спасения человека, долготерпит о грехах его и ведет к покаянию (3:273, см. БОГ, БЛАГОСТЬ БОЖИЯ, 79).

Бог жаждет спасения человеческого, но грешник противится (3:276, см. ВРАГ, 204).

Спасению человека служат ангелы (3:171, см. АНГЕЛЫ, 8).

Христос пришел всех спасти, но не все спасаются

Неужели-де «вси и спасаются», когда ради всех Христос пришел в мир? – Отвещаю тебе на сие кротко. Воля Божия хощет всем спастися, и ХРИСТОС всех спасти пришел, как я писал тебе, но не вси спасаются. Христос Господь по воскресении Своем сказал Апостолам: «Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет» (Мк. 16, 15 и 16). Убо кто Его верою приемлет и крестится «во имя Отца и Сына и Святаго Духа», той СПАСАЕТСЯ; а кто Его не приемлет, той ПОГИБАЕТ. Тако не приняли Его Иудеи, бывше Его люди, якоже пишется: «во Своя прииде» (Господь Иисус), «и Свои Его не прияша» (Ин. 1, 11). Тако не приемлют Его магометане, и прочие языки и идолопоклонники, и ЛОЖНЫЕ ХРИСТИАНЕ, которые на языке веру, но в сердце безбожие имеют, о каковых Апостол написал: «Бога исповедают ведати, а делы отмещутся Его, мерзцы суще и непокориви, и на всякое дело благое неискусни» (Тит. 1, 16). Спасайся! (5:10–11).

Всем хощет спастися; ради всех и Сына Своего в мир послал. Слава человеколюбию Его! Однакож от Бога получают милость и спасаются тии только люди, которые верою приемлют Его и любят спасительное явление Его, и Ему сердечно благодарят, и слушают спасительных словес Его. Прочии в своем нечестии и нераскаянии погибают. БЛАГОДАТЬ бо Божия хотящих спасает, а не нехотящих. Уготовал всем Христос спасение; требуется от всех, чтобы вси хотели и спастися, и хотели истинно и действительно. А кто не хощет, сам собою уже погибает (4:277).

Бог ищет спасения человека, но человек уклоняется и идет за врагом

Бог, яко преблагий и человеколюбивый, весьма хощет, и аки жаждет, спасти человека и вечно блаженным его сделать, как из всего Святаго Писания видно, так что и единородного Сына Своего ради спасения нашего, о человецы, не пощадил: а диавол, яко противник Божий и враг наш, хощет человека погубити, и в вечную свою погибель, от которой кровью Своею Христос избавил человека, паки вринуть тщится, и уловляет человека в тую погибель чрез сласть, роскошь и грех, как удицу. Но ослепленный человек, оставляя волю Божию спасительную, последует пагубной воли диавольской и хватается за грех, как рыба за удицу, и стоит в грехе, и не хощет истинно каятися, и тако погибель себе паче, нежели спасение, избирает (без истиннаго бо ПОКАЯНИЯ невозможно спастися), и тако Бога, яко душелюбца, весьма оскорбляет (5:336).

Все хотят спастись, но не все идут ко спасению

Многии, паче же вси хотят спастися, но немногия делают тое, чего спасения дело от нас требует. Самые душегубцы, хищники, татие, блудники, грабители, лукавцы, лживые, пьяницы, клеветники, хульники, ругатели и прочии хотят спастися; никто от них не отречется спасения; но, понеже не идут тем путем, который к вечному спасению ведет, а идут путем погибельным, который во ад приводит, то и хотения к спасению действительно в них нет (2:57).

Христос нам заслужил спасение, но человек непослушанием может потерять

Нам стараться о том должно, чтобы того спасения, которое Он нам заслужил, своим неверием и ослушанием не потерять. Откуду повелено нам «со страхом и трепетом спасение свое содевайте» (Флп. 2, 12) (3:62).

Человек лишается спасения по своему нерадению

Кто блаженства лишается и погибает, тое его собственной воле приписать должно, а не Божией, которая «всем хощет спастися, и в разум истины прийти» (1Тим. 2, 4) (3:339).

Христиане неисцеленные спасения лишаются (4:137, см. ЦЕРКОВЬ, 1158).

Грешник обнажен одежды правды и спасения (см. 3:12, см. ВЕРА, 156).

От произволения зависит погибнуть или спастись

Что же многие погибают, тое бывает не от Его благоволения, но от своего произволения, яко не хотят покаяния творити. Едино убо от твоей стороны требуется, чтобы ты утвердился в том, что Бог и тебе кающемуся есть милостив, есть Отец и Отец щедрот, есть Бог спасений, есть Бог еже спасати (3:302).

Крайнее неразумие – оставить вечное и прилепляться к суетному

О, человече, который имя Христово носиши, но Христову учению не последуешь! не радиши ли о том, ради чего Христос наш тридцать три лета и более на земли трудился, и горчайшую чашу страдания испил? Когда теперь не видишь, то увидишь в вечности, что все сие, о чем стараешися, ничто есть, и едина только прелесть и сатанинское ухищрение к погибели человеческой вымышленное: а спасение вечное есть самонужнейшее дело, и «едино только на потребу», без которого все ничто, как выше сказано. Сие-то есть – повергать многоценный бисер и хвататься за сметение, оставлять истину и гоняться за тению, а по Апостольскому словеси, «вотще благодать Божию принимати» (2Кор. 6, 1) (5:266).

Нежелание идти по пути спасения есть безумие (3:252, см. НЕРАДЕНИЕ, 608).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с.

Комментарии для сайта Cackle