СУД СТРАШНЫЙ
Церковь учит,
что Христос как приходил первый раз спасти род человеческий, так и придет второй раз судить
Как вера святая и святое Божие слово научает нас, что Иисус Сын Божий на земли явился нашего ради спасения и с человеками пожил, и спасение вечное соделал верующим в Него, умре и воскресе, вознесеся на небо и седе одесную Бога: так таяжде вера утверждает нас, что паки приидет на землю. Первое пришествие Его было смиренное: второе – славное. В первом пришел взыскати и спасти погибшаго: во втором приидет судити и воздати коемуждо по делом его. В первом пришел призвати грешных на покаяние, во втором придет судить грешных непокаявшихся. В первом милость Свою и человеколюбие показал нам: во втором объявит правду Свою (2:244–245).
Христос поруганный, уязвленный придет во славе, и ужаснутся враги Его
Тойжде бо Христос, Который за нас был оплеван, поруган, уязвлен, мучен, распят и умерщвлен, явится в страшной славе Своей и будет судити весь мир, Который за грехи мира умер, Тойжде за грехи мира судити будет. Страшно было позорище видети Сына Божия Господа славы оплеваема, ругаема, посмеваема, уязвляема, обнажаема, крест носяща, на кресте протягаема и пригвождаема, на кресте висяща и со беззаконными вмененна. И мы то без страха ныне воспоминаем, яко воистину страшное дело есть, что Бог во плоти Своей святой тако от беззаконных людей поруган и пострадал. Но далеко больший страх и ужас обымет грешников, когда увидят Тогожде Царя славы, в Божественной Своей Славе пришедшаго, безчисленным Ангел святых множеством окружаемого, пришедшаго уже не спасти, но судити грешников непокаявшихся, и праведный Свой гнев на них, яко неблагодарных, явити, которых хотя спасти, воплотился и распятие и смерть претерпел, но от них презрен и отвержен был. И «воззрят на Него, егоже прободоша», пишется о распинателях Его (Апок. 1, 7) (3:276–277).
Христос приидет во славе на суд страшный
Помни, братие, что Сей, Который так смирился ради человека, Тот приидет паки, уже не в смирении, ни в рабием зраке, но в славе Отчей, не служити человекам, но судити человеков. Близ же есть день той, и уже ближае сегодня есть, и нежели вчера был; и так приближаяся явится нечаянно. Да приуготовляем убо себе, да не неготовых нас постигнет день оный (5:110–111).
Ожидай, что Тойжде скоро со Ангелы Своими приидет паки, уже не терпети, но «прославитися во святых Своих, и дивен быти во всех веровавших» (2Сол. 1, 10), и предати грешников «во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его» (Мф. 25, 41). Близ есть день он, и нечаянно, как тать в нощи, тако приидет. День от дне ожидаем его; со дня на день приближается к нам. Да будем убо готови, яко в онь же час не мним, Сын Божий приидет, и вострубят трубы, и возбудятся мертвии от начала мира, и престол поставится, и Судия сядет, окружаем тьмами Ангел, и предстанут Ему вся племена земная и язы́цы, и воздаст всем по делом их, и пойдут единии в муку вечную, другие в живот вечный (5:129).
Поминай Господа Иисуса. Христос, Который от языков человеческих укорен был, явится во славе Своей в последний день, и Который со грешниками обращался, Тот приидет со всеми чистыми Ангелами Своими, и Который со грешниками возлежал, Тот сядет на престоле славы Своея, и Который призвал грешников на покаяние, Той призовет на суд всех грешников. Близ же день той и уже ближае сегодня, нежели вчера был: «Господь во век пребывает. Уготова на суд престол Свой» (Пс. 9, 8) (5:122).
«Памятуете ли», наконец, что Тойжде Господь, Который за вся умре, приидет во славе Своей судити «всех», всех живых и мертвых, благородных и худородных, богатых и нищих, господ и рабов, и князей и подвластных, вельмож и слуг их, судей и судимых, отцов и детей их, пастырей и людей их, военачальников и воинов их, учителей и учеников их, и всяк пол и возраст? И вы, и я на том суде явимся. И «поставит Судия праведных одесную Себе, а грешных ошуюю Себе»; и по суде и определении Судии «пойдут сии» (грешники) «в муку вечную, праведницы же в живот вечный» (Мф. 25, 31 – 46) (5:296).
Два сии пришествия Христова не равны, как видим в святом Его слове. Первое было тихое: «сниде бо яко дождь на руно, и яко капля, каплющая на землю» (Пс. 71, 6). Второе страшное и скорое: «якоже бо молния исходит от восток и является до запад, тако будет пришествие Сына человеческаго», глаголет Христос о Себе. Первое было смиренное, ибо пришел в человеческом и рабием зраке к человекам и рабам беседовати, дабы смирением Своим всех привлечь к Себе. Второе будет славное, ибо «приидет Сын человеческий во славе Своей, и вси святии Ангели с Ним» (Мф. 25, 31). В первом пришел «взыскати и спасти погибшаго» (Лк. 19, 10). «Во втором» приидет судити и воздати всем по делам их: верных, пребывших до конца в вере, ввести в вечное блаженство и небесное царствие, неверных и несоблюдших веры вечному предати наказанию. И тако «пойдут они в муку вечную; праведницы же в живот вечный» (Мф. 25, 46) (3:133).
Христианине! мы ожидаем Царя небеснаго Иисуса Христа пришествия к нам. Видели мы первое Его к нам пришествие; ожидаем и втораго, и увидим тое. Видим, что первое Его пришествие было в смирении, нищете, кротости и долготерпении; второе будет в страшной и Божественной славе. В первом пришел тихо, и «снизшел яко дождь на руно и яко капля каплющая на землю» (Пс. 71, 6; Суд. 6, 37 и 35). Во втором возсияет, «яко молния», которая на востоке блистает и является на западе (Мф. 24, 27). Приидет тогда не страдати за нас (было уже тое), но судити нас и воздати всем по делам их (4:291).
Время второго пришествия неизвестно
Известно знаем от Святаго Писания, что Господь наш Иисус Христос приидет судити всему миру, и воздати всем по делом их, и будет пришествие Его и суд Его праведный в конце мира и последнем дни, но в котором году, месяце, дни и часе, не знаем. Сокрыл от нас Бог тот день и час, да всегда его ожидаем, и готови будем к сретению Господа нашего. «О дни том и часе никтоже весть», глаголет Христос. Будут и в оное время подобныя дела человеческия: иной тое, иной другое будет делать. Иной будет ясти, пити, веселитися, банкеты строить, гостей принимать, лики производить, и прочия суеты заводить; иной каяться, плакаться за грехи и молиться Богу будет. Иной грабить, похищать, обижать, иной терпеть будет. Иной старыя житницы и домы разорять и новыя созидать, иной иное начинать и совершать будет. В таком различии начинаний и дел человеческих нечаянно услышится глас: «Востаните мертвии, идите вси на суд: Христос Судия идет судити живым и мертвым!» «И тогда явится знамение Сына человеческаго на небеси» (3:194–195).
День суда приидет неожиданно
«Памятуете ли», что «приидет оный день яко тать в нощи», то есть нечаянно; приидет тогда, когда люди не чают (2Пет. 3, 10; 1Сол. 5, 2 и 4). Тогда нечаянно услышится глас: «се Жених грядет; исходите во сретение Ему» (Мф. 25, 6). Се Судия идет: возставайте, мертвии, идите на суд! (5:296) (также 4:92, см. СМЕРТЬ, 934).
В чем застанет христианина, с тем и на суд явится
Христиане! Суд Христов приближается и уже близко есть, и, как «тать в нощи», нечаянно «приидет день» тот, и в чем кого застанет, с тем тот и явится на суде оном страшном. Иного в блудодеянии застанет, и с тем явится; иного в убийстве, и с тем явится; инаго в пьянстве застанет, и с тем явится; иного в злоречии, иного в клевете, иного во лжи, хитрости и лицемерии застанет, иного в обиде и оскорблении ближняго застанет, – и с тем каждый явится. Иных в банкетах и пировании, иных в картежной игре, иных в операх и маскарадах застанет, и тако явятся там. Иных в ссоре и брани, и тако явятся там. Иных в мздоимстве и пагубных взятках застанет, и с тем явятся там. Иных в плясках, в танцах, играх и в прочиих безчиниях застанет, и с тем явятся там. Иных в иных беззакониях, и с тем явятся там (5:372).
Суд страшный – при втором пришествии
Было первое Его пришествие, будет и второе. Первое пришествие проповедывали Пророки, глаголя: грядет Христос в мир, грядет Христос в мир. И пришел Христос в мир тихо и нечаянно: «сниде яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю» (Пс. 71, 6). О втором пришествии пастыри и учители церковнии глаголют: приидет Христос в мир, паки явится нечаянно, но страшно и славно. Якоже убо граждане ожидают пришествия царя своего и к сретению его приуготовляются: тако и нам, христиане, пришествия Царя нашего небеснаго ожидать и к достойному Его сретению приуготовляться должно; а паче, что не знаем дне и часа, в который Он приидет, и приидет ни жити, учити и страдати (было уже тое), но судити и воздати всякому по делом его. Потщимся убо, ХРИСТИАНЕ, БДЕТЬ и готовыми быть к сретению Царя нашего, поминая увещательное слово Его: «бдите, яко не весте дне, ни часа, воньже Сын человеческий приидет» (Мф. 25, 13), – да сподобимся одесную Его в пришествии Его стати (4:32).
Внешние явления на страшном суде в это время
Евангелие святое проповедует, что приидет Сын человеческий во славе Своей, и вси Святии Ангели с Ним; приидет Тот Судия страшный. Который «сердца и утробы испытует», от Котораго гнева и ярости вся тварь вострепещет, небо потрясется, солнце во тьму преложится, и луна не даст света своего, звезды небесныя спадут, горы растают, и самый ад поколеблется. Тогда рекут горам: «падите на ны, и холмы покрыйте ны от лица Седящего на престоле, и от гнева Агнча» (1:40–41).
Как будет проходить страшный суд
Образ или производство суда Христова изображается у Матфея евангелиста в главе 25-й. Что соберутся на суд оный вся язы́цы, и разлучатся друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ; и поставятся овцы одесную праведнаго Судии, козлища же ошуюю. Сущий одесную услышат вожделенный глас от Царя славы: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира»... Сущии же ошуюю услышат страшное определение: «Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» (2:245).
Суд страшный отличается от суда человеческого
Страшен, возлюбленнии, день и час оный, в который Бог судити будет грешников. Страшен нам суд человеческий, но несравненно страшнейший суд Божий. На суде человеческом судит человек подобный нам: на суде оном судит сам Бог. На суде человеческом свидетели обвиняют или оправдают человека: тамо они не нужны, ибо Судия сам все знает совершенно. На суде человеческом часто лица приемлются, и богатый нищему, и благородный подлому предпочитается: тамо Судия лиц не знает, но судит по совести и делам... На суде человеческом только внешняя дела судятся: на суде оном и тайная помышления. На суде человеческом только злая дела судятся: на суде оном и «за праздное слово воздадят человецы ответ» (Мф. 12, 36). «Се гряду скоро, и мзда Моя со Мною, воздати коемуждо по делом его» (5:206– 207).
Обычай есть позываемым на суд мира сего заранее приготовляться, что и как отвещать на суде, чтобы не быть осужденными. Но приготовление к суду Христову противно сему. Здесь много помогает хитрость и красноречие: тамо ничего. Здесь часто злато и сребро защищает и правды уста заграждает; а тамо ничего. Здесь предстатели многим помогают, как-то: сильные сильным, благородные благородным, богатые богатым: тамо ничего. И ради того хотящии на суд мира сего явиться, сих и подобных пособий ищут, чтобы на суде не посрамиться: а к суду оному какое приготовление? Весьма противное!.. Какое же? – Ныне заранее обнажить всего себе должно пред Судиею оным, и то самовольно; прежде суда того самаго себе осудить, самаго себе виноватым объявить, признать себе чистосердечно достойным всякия казни. А притом со смирением и надеждою молить Его, чтобы не судил по делом: «не вниди в суд с рабом Твоим» (Пс. 142, 2); и так от правды Его к милости Его, от гнева Его праведнаго к милосердию Его прибегать, и часто мытарев смиренный глас повторять. «Боже, милостив буди мне грешному» (Лк. 18, 13) (2:246).
Суд человеческий без правосудия не может быть истинным
Истинное правосудие необходимо в суде нужно, так что без него праведный суд быть не может, но только вид суда есть. Оно в том состоит, в чем и дело правды. Оно требует, чтобы праваго оправдать, а виноватаго осудить; чтобы насилованный был защищен, насиловавший смирен, озлобленный удовольствован, озлобивший наказан, да и прочие страх имут. Следственно правосудие в деле суда лица не знает, якоже повелевает Бог: «да не познаете лица в суде»; но только дела единаго смотрит и слушает (3:377).
Суд страшный будет нелицеприятный и неподкупный
На суде человеческом требуются свидетели ради изыскания истины, которые часто и виноватаго оправдают; на суде оном не тако: Судия оный не требует свидетелей, но Сам все знает. На суде человеческом часто помогает сребро и злато виноватому, как то бывает на беззаконных судах; на суде оном не тако: ибо Судия оный даров не требует и не приемлет. На суде человеческом часто защищают виноватаго высокия и сильныя лица и прочие помощники: на оном суде ничего они не могут; они и сами тогда скрываются и будут как подлыи. На суде человеческом часто лица приемлются; часто богатый убогому, почтенный подлому, благородный худородному предпочитается: на суде оном не тако; ибо Судия оный лиц не приемлет, и смотрит не на лица, но на СОВЕСТЬ и дела; тогда рядом пред Ним вси, раби и господа, цари и подданыи их, богатии и нищии станут. На суде человеческом часто хитрость оправдает виноватаго: на оном суде она умолкнет и онемеет, тамо ей места не будет; ибо Судия, яко всеведущий, все знает (4:92–93).
На суде оном не будет различия между князем и подданным его, между господином и рабом, между благородным и худородным, как на суде человеческом бывает. Ибо Судия нелицеприемлющий есть, и судит по делам, а не по лицам: паче же «сильнии сильне истязани будут; не щадит бо лица всех Владыка, ниже усрамится вельможи» (Прем. 6, 6–7) (2:245).
Перед Судьей небесным все равны, у Него нет ЛИЦЕПРИЯТИЯ
Пошли они к праведному Судии приняти по делом своим, пойдем и мы. Ах! пойдем к Судии всех Богу, Который смотрит не на лица, но на совесть и на дела, у Котораго цари и подданные их, господа и раби их, славные и подлые, богатые и убогие, князи и земледельцы, равны суть. К такому Судии на оный век предки и братия наша, христианине: «пойдем и мы туда» (4:149).
Суд страшный есть время воздаяния
Нынешнее или настоящее время, пока в мире сем живем, удобное есть к деланию добра, а не будущее, по смерти, ибо тогда будет время воздаяния. Кто что сделал зде, живучи в мире, добро или зло, с тем и явится на суде Христовом; тогда «приимет всяк, яже с телом содела, или блага, или зла», как учит Апостол (2Кор. 5, 10). По смерти убо делание добра престанет, но будет тогда воздаяние по делам всякому. Откуда настоящее время уподобляется сеянию, а будущее – жатве. Якоже убо земледельцы в приличное время сеют семена, и потом в следующее приличное время собирают плоды: тако и христианам, в нынешнее, яко приличное время, подобает сеяти семена, то есть, добрыя дела, да в будущем веке пожнут плоды добрых дел – семян. – Земледельцы сеют семена, но далеко множайший плод собирают благословением Божиим, как видим: тако благочестивыя души делают добрыя дела во имя Господне, но сторицею за те дела воздаяние, как плод изобильнейший, приимут от руки Господни в будущей жизни (5:313–314).
Суд страшный есть время жатвы
Время нынешнее есть время сеяния: будет время жатвы, то есть, время воскресения из мертвых. Тогда всяк, что ныне сеет, тое пожнет. Как земледелец какое семя сеет, такий и плод от него возрастший пожинает; сеет ли рожь, или пшеницу, или овес, или иное что, такий и плод пожинает: так и христианин, какия семена ныне сеет, то есть, добрыя дела или злыя, такий и плод во время воскресения пожнет, якоже Апостол глаголет: «сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление; а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный» (Гал. 6, 8) (5:313).
На страшном суде каждый будет пожинать, что сеял
Якоже бо мужики ленивые и гуляки, видя земледельцев собирающих плоды посеянных семян своих и о них радующихся, сами сетуют и скорбят, ничего не видя в руках своих, яко не трудилися, ни сеяли, почему и плодов не собирают, и тако остаются без надежды пропитания: тако христиане роскошные и гуляки в кончину века и воскресение из мертвых (тогда бо христианская жатва будет) (Мф. 13, 30), постыдятся и посрамятся; восплачутся и возрыдают тогда, когда увидят добрых христиан пожинающих плоды семян своих, себя же безплодных и в крайней нищете (4:75).
Земледельцы доспелые трудов своих плоды во время жатвы пожинают: тако христиане трудов и семен своих плоды пожнут в кончине века и в воскресении из мертвых. Земледельцы, собирая плоды трудов своих, радуются: тако и христиане, видя и собирая плоды трудов и семен своих, возрадуются. «Сеющии слезами, радостию пожнут. Ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя: грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя» (Пс. 125, 5 и 6). Земледельцы ленивые и нерадивые, которые в приличное время не сеют, и плодов во время жатвы не собирают: тако и христиане несмысленнии, НЕРАДИВИИ, небрежливии, которые ныне духовных семен не сеют, в кончину века и в воскресение из мертвых никаких плодов не пожнут, но безплодны явятся пред Господем. Како бо соберут тогда, когда ныне не расточали? како пожнут тогда, когда ныне не сеяли? Христианине! потрудимся и посеем ныне семена наша, да тогда с радостию пожнем плоды трудов наших (4:73–74).
На суде страшном каждый человек должен будет дать ответ за прожитую жизнь
Зде видят, что как всем, так и им, яко смертным, следует отдати долг естеству смертному, единою умрети, и от сего мира к будущему прейти веку, и явитися лицу Божию; и, помышляя час сей, готовятся к исходу... Видят наконец тамо, яко Господь их, в Котораго веруют и работают Ему, «приидет в славе Своей, и вси святии ангели с Ним, и сядет на престоле славы Своея, и соберутся пред Ним вси язы́цы» (Мф. 25, 31–32), «да приемет кийждо, яже с телом содела, или блага или зла» (2Кор. 5, 10). Пришествие сие Господа, как прочиим, яко нечестивым и послушливым благовествования Его, страшно и нестерпимо (кто бо стерпит гнев Господен?); так себе, яко верующим в Грядущаго судити живых и мертвых, утешительно и радостно быти ощущают и познают: яко тогда «приближается избавление их» (Лк. 21, 28) (3:438).
На страшном суде Господь более всего спросит О ЖИЗНИ ХРИСТИАНСКОЙ
Обучайся убо, христианине, христианской науке, да будеши истинный христианин и Христов ученик. Христос Господь не спросит нас на втором Своем пришествии, искусны ли мы были в купечестве, красноречии, звездочетстве, в географии, и прочих науках; но спросит, делали ли и обучалися ли тому, чему научает Его святое Евангелие, и что в крещении святом делать обещались и присягали Ему. Сей науки и художества спросит у нас тогда (4:215).
Тогда не спросит Христос нас, были ли мы в мире славны, богаты, честны, имели ли мудрость, художество, красноречие, похвалу, благородие, честное и почтенное имя, и проч. Нет, ничего того не будет; но спросит, како мы в мире жили. Христианами нарицались, но имели ли христианское святое житие? Бога единаго исповедывали, но единому ли Богу работали? Слово Божие проповедуемо слушали, но жили ли по правилу его? (3:159).
«Приити имать Сын Божий во славе Своей и воздати всякому по делом его». Тогда не спросит у нас, имели ли мы в мире сем или честь, или славу, или богатство или иное что подобное сим. Но что? взыщет от нас того, чему Он и словом Своим, и образом жития Своего учил. «Назывались вы христианами и Мое имя исповедывали. Хорошо. Но где ваше христианское житие и плод вашего исповедания? Называли вы Мене Господом: Господи, Господи! Хорошо. Но где ваше послушание, которое Господу своему показывать должны были? Где ваше смирение, терпение, кротость и любовь, чему вас слово и житие Мое учило? Обещалися вы Мне при крещении верою и правдою служить, но где ваша верная Мне служба?.. Не хотели вы последовать Моему смирению, терпению, кротости и любви, не хощу и Я вас ныне принять в славу Мою» (3:287).
Необходимо иметь признаки христианина – жизнь христианскую
Надобно бо неотменно знамение иметь, и с тем тамо явитися и показать, что мы, как имя Христово зде исповедывали, так и самым делом и житием Христовы были. Надобно опасаться, чтобы и нам не услышать: «николиже знах вас» (Мф. 7, 23) (4:219).
На суде страшном те, кто имеет подобие Христа, будет прославлен
Поищем убо, о христиане, доброты и красоты нашея во Христе, которую во Адаме потеряли; поищем, пока обретается, да и зде ее в душах наших возъимеем, и в пришествии Христовом с нею пред Ним и всем миром явимся, которая тогда не токмо в душах наших будет, но и на телесах явится; и Христос, праведный Судия, видя в нас образ Божий и нас Себе сообразных, признает нас за Своих и с Собою прославит. Прочиих бо, в которых доброты сея не усмотрит, но паче безобразием греховным помраченных увидит, не признает за Своих, яко Ему несообразных, но паче противных, и скажет им: «не вем вас, откуду есте» (Лк. 13, 25–27) (3:335).
На суде страшном не признает нас Христос и святые, если не будем подобны им
Не познает убо и Он нас, когда мы Его ныне, как должно, не знаем, хотя Ему и глаголем: «Господи, Господи!» (Мф. 7, 21–23). Услышим (о, не допусти Боже того!) от Него: «не вем вас» (Лк. 12, 27), когда не исправимся. Не познают нас и святии Его, которые зде тесным и прискорбным путем Ему последовали, когда не хощем тем же путем за ними идти, но пространным страстей, прихотей и роскошей шествуем (3:415–416).
Кто стыдится Христа, того и Он постыдится на страшном суде (см. 3:183).
Не хранящий обетов крещения, будет осужден на суде Христовом (5:164, см. ЦЕРКОВЬ, 1156).
Кто стыдится Христа и Его добродетелей, того и Он постыдится на СТРАШНОМ СУДЕ
Стыдишися ли Христова смирения, терпения, кротости, и хощеши с миром в гордости, злобе, почитании и славе быть? Стыдишися и словес Христовых, которыя поучают смирению, терпению и кротости; следственно и не последуеши Его смирению, терпению и кротости, а тако и Самого Христа стыдишися. Стыдишися ли Самого Христа? Постыдится и Он тебе пред Ангелами святыми и всеми избранными Своими. Ибо не имееши знамения, что ты Христов еси, знамение бо Христова раба есть: вера, любовь, терпение, кротость, и проч. Горе же будет тем, которых Христос постыдится, отречется и скажет: «не вем вас, откуда есте» (Лк. 13, 25 и 27). «Не вем вас», понеже вы в гордости своей не знали Мене в смирении Моем. Что бо за сим страшным изречением последует? Страшнейший глас: «отступите от Мене вси делателие неправды; ту будет плачь и скрежет зубов» (Лк. 13, 27–28) (3:183).
Слушающий, но не живущий по слову Божию, получает горшее осуждение на страшном суде (2:10, см. СЛОВО БОЖИЕ, 922).
Кому много дано, от того много и спросится на страшном суде
«Емуже дано будет много, много взыщется от него» (Лк. 12, 48). От пастыря взыщутся овцы словесныя, кровию Христовою стяжанныя и ему в хранение порученныя; от судии взыщется хранение правды, и клятвы, пред свидетелем Богом учиненныя; от богатаго взыщется, как и на что от Бога данное богатство употребил; от разумнаго и ученаго взыщется, на что дар разума, от Бога данный, употребил; так и всяк «за свой талант данный ответ воздаст» (Мф. 25, 14–30) (2:245–246).
На суде страшном родители отдадут ответ за детей (5:214, см. РОДИТЕЛИ, 799).
Христос был на суде да мы не осудимся (3:41, см. ХРИСТОС, 1142).
На страшном суде все предстанут и дадут ответ за все дела и слова
Всем нам явитися подобает пред судищем Христовым; тому суду, суду Божию, а не человеческому, предстанеши и ты. Тамо будет правое и строгое дел, слов и помышлений наших испытание; тамо будет все явное, что мы во всем житии нашем ни сделали, и пред всем светом откроется, и вся от совести обличится. Тамо рядом станут цари и подданные их, господа и рабы их, родители и дети их, пастыри и люди их, благородные и подлые, богатые и убогие, и всяк за себе слово воздаст. Грехи, когда их грешник зде покаянием, сокрушением сердца и слезами загладит, уже и тамо не явятся; грешника же непокаявшагося вси, какие он ни сделал, грехи словом или делом или помышлением, явны тамо будут, и всему миру в явление приидут. Тогда о нем скажется: «се человек, и дела его!» Тамо на две части вси собравшиися люди разделятся: одни станут по правую сторону праведнаго Судии, и призовет их в вечное Свое Царство Царь славы Господь; другие станут по левую сторону онаго Судии, и отошлет их в вечный огнь, уготованный диаволу и аггелом его. «И идут они в муку вечную: праведницы же в живот вечный» (Мф. 25, 46) (4:188).
От суда Божиего укрыться невозможно (3:12, см. ВЕРА, 156).
Празднословие многие не почитают за грех, но в день суда дадут ответ (1:53, см. ПРАЗДНОСЛОВИЕ, 758).
На суде страшном каждому человеку предстанут все его дела, слова и помышления
На том всемирном собрании обличится всякий грешник, и безсовестные и богопротивные его поступки покажутся ему, и всему миру в явление приидут... Блуднику и всякому сквернителю представятся вси скверныя его мечтания, слова, взоры и дела; где и когда их совершал, и с каким лицем нечистотою смешался. Злобному представится, кого и чим повредил, кому и когда ядом растворенную чашу подал, и тако живот его или отнял или сократил; кого и пред кем своею клеветою обезславил, и тако безчестия, поношения, поругания, посмеяния, и печали его причиною был, и проч. Вор и хищник увидит пред собою вси свои воровския дела, или тайно или явно, или лестно сотворенныя; увидит, где, и что, и у кого, или нагло похитил, или коварно присвоил, или тайно украл... Лукавец и льстец увидит вси коварные свои замыслы, пред собою положенные, и обличится, когда, кого и в чем обманывал и прельщал, и кому льстил языком своим... Пастырю нерадивому покажется небрежение его о стаде Христовом, и прочие его грехи. Судия мздоимец увидит клятвы и присяги преступление, и попрание правды и суда Божия, и прочия беззакония, пред собою положенныя. Родитель небрежливый увидит нерадение свое о воспитании детей своих, и от того их развратившихся и погибших, и прочие соблазны, которые им показывал, пред собою представленные... Словом, всякого грешника грехи, которые он тайно или явно делал, тамо с ним явятся и ему представятся (5:207–209).
Все, что говорится, делается, или помышляется, все откроется
Что ныне в мире сем человек делал, говорил, замышлял, начинал, желал и искал, тое все за ним на оный век последует, с ним явится на суде Христовом. Добрая, злая, тайная ДЕЛА, СЛОВА, ПОМЫШЛЕНИЯ человеческая открыются тогда всем ангелам и человекам, глаголет Василий Великий в послании к деве падшей. – Убоимся убо, христиане, и сотворим достойны покаяния плоды, да не с нами явятся на суде Христовом ГРЕХИ наши, яко соперники наши, обличающие нас; загладим их ныне ПОКАЯНИЕМ и СЛЕЗАМИ, да не и нам скажется тогда: се человек и дела его! Горе человеку тому, с которым грехи его на всемирном позорище явятся. По делам бо его воздается ему (4:21).
На страшном суде Бог обличит все тайные дела
Грешнику бо рече Бог: «обличу тя, и представлю пред лицем твоим грехи твоя» (Пс. 49, 21). Думал ты, что никто тебя не видал, когда ты беззаконныя дела делал; но Я видел тебя, как ты закон Мой нарушал, и представлю пред тобою беззакония твоя. Ты творил их тайно; но Я тя «обличу» пред всем миром, ангелами и человеками. Тогда ты узнаешь, грешник, что Я все видел, что ты ни делал, зачинал и замышлял в сердце своем. Укрываешься ты от людей; но от Мене нигде укрыться не можешь (4:167).
Тогда покажется всему миру, что они не токмо явно, но и тайно делали, и какия мысли и начинания в сердцах своих имели; всякое тогда души безобразие, от грехов ей прилепшее, на теле грешника явится. Тако они увидят свое безобразие и мерзость греховную, в которой в мире сем живучи пребывали! (4:292) (также 3:225, см. ПОМЫСЛЫ, 741).
Бог судит человека по сердцу и внутреннему состоянию (3:136, см. СЕРДЦЕ, 850).
Судья на этом суде сердцеведец и знает не только дела, но и ПОМЫШЛЕНИЯ
Доносителей и свидетелей, как на суде человеческом бывает, на суде оном не потребно будет. Ибо Судия, яко сердцеведец, знает все – не токмо слово и дело, но и помышление и умышление и намерение всякаго; да и книги совести разгнутся, в которых всяк увидит дела, слова, умышления, начинания и намерения своя... Горе нам тогда от сих наших соперников будет, когда от них слезами и покаянием зде не свободимся. И не только сами увидим их, но и весь свет, Ангели и вси человецы увидят дела наши явныя и сокровенныя (2:245).
На суде будет открыто все, что в этом веке делается
Что в нынешнем веке человек делает, тое все на праведном суде Христовом явится, и по всему тому воздается ему, по словеси Христову: «в нюже меру мерите, возмерится вам» (Мф. 7, 2) (5:192).
На суде страшном перед нерадивым предстанут заповеди, им нарушенные, и обещания Божии, которым он не верил и т.д. (2:14, см. СЛОВО БОЖИЕ, 927).
На страшном суде откроются ГРЕХИ, и грешник ужаснется
Тогда он увидит себе, как ефиопа чернаго, и как ужасное страшилище. Ибо мерзость сия душевная, которая ныне внутрь кроется, тогда вне явится: якоже праведных душ доброта явится, «и просветятся, яко солнце во царствии Отца их» (Мф. 13, 43). Тогда бедный грешник начнет сам собою гнушаться, самого себе ненавидеть, от самого себе убегать, и в ничто обратиться пожелает, но не возможет; яко во веки без конца будет на нем скаредность сия во обличение его, что в такой мерзости житие свое на земли провождал (2:42).
На суд страшный каждый явится со своими делами
Он же будет и судити всех, и на суд Его вси соберемся, праведные и грешные. С праведными явятся добрыя дела: с грешниками явятся злые дела, которые они явно или тайно делали. Тогда всяк грешник увидит пред собою положенное все тое, что он ныне худого делал, мыслил и говорил, и тем закон Божий разорял. Тогда он со стыдом услышит пред всем миром: «се человек и дела его» (1:16).
Что в ДУШЕ отпечатлелось за время жизни, с тем она и предстанет на суд
Что ныне в душе твоей изображается, то явится и в день судный, и тако тебе тогда, видя в тебе образ Свой, «за Своего» признает Господь: прочиих же, которые благолепия того не имеют, но скотский образ и греховное безобразие, как ужасное страшилище, носят в себе, отречется и речет им: «не вем вам», хотя и глаголют Ему: «Господи, Господи»! (Лк. 13, 27) (2:41) (также 4:122, см. ДУША, 321).
Что любила ДУША, к чему стремилась, то с ней на суд и предстанет
Что любит душа, того и ищет, о том тщится, о том и помышляет. Тако «идеже есть сокровище» любимое у человека, «тамо и сердце его». А что любила душа, в мире сем живучи, чего искала, тое с нею, в ней изображенное, явится в оном веку. Тако за человеком последуют дела, слова и помышления на оный век, и явятся на Христовом суде пред всеми Ангелами и человеками и Самим Судиею Богом; и сам человек увидит тогда, что он делал, любил, искал, о чем старался и замышлял в мире. Надобно же душе, как нагою от Бога произошла, так нагою от греха и от любви мира сего к Богу паки возвратиться. Прилежно разсуждай и примечай сие, душе, хотящая спастися! Вот тебе путь, вообще предложенный! (5:321).
Суд страшный следует по смерти, где за слово, дело и помышление худое, истязани будем (1:79, см. БЛАГА МАТЕРИАЛЬНЫЕ, 24).
Во втором пришествии Христос будет судить за грехи
Вси мы, христиане, ожидаем втораго Христова пришествия. Было первое, как Евангелие и вера наша научает нас. Будет и второе пришествие Христово, как Божие слово объявляет нам. В первом пришествии пришел Христос спасти нас; и спасаются верующие в Него и кающиися за грехи своя и творящии добрыя дела и Ему угождающии. Во втором приидет судить за грехи тех, которые не покаялися здесь (1:15–16).
На страшном суде грешник обличается за каждый свой ГРЕХ
Позванный на суд от заседающих на суде судится, от свидетелей обличается, от судей выговор терпит: ты-де тое и тое сделал, такой-то закон и указ нарушил, и проч. Тако грешник бедный, зде покаянием от грехов не очистившийся и на суд оный позванный, будет судитися от Бога, обличатися, и увидит грехи свои пред собою поставленные и услышит от праведнаго Судии выговор... Тогда сбудется слово Божие, грешнику в Писании Святом реченное: «обличу тя, и представлю пред лицем твоим грехи твоя» (Пс. 49, 21) (4:96).
Грехи будут свидетельствовать против грешника на суде (4:96, см. ГРЕХИ, 268).
На суде страшном многочисленные благодеяния Божии послужат грешникам в осуждение (3:277, см. БОГ, 92).
Сейчас действует милость, а на суде – правда (3:276, см. БОГ, 89).
Правда Божия каждому воздаст по делам на суде Божием
О правде Божией хотящи тебе предложить, поминаю и суд Божий праведный, имеющий быть в последний день и пиша трепещу рукой. Как бо благость Его утешает и ободряет, так правда Его в страх и трепет приводит не токмо нас грешных, но и святых Его. Правда Его в том состоит, что Он всем воздаст по делом их. Правда Божия познается из наказаний своевольных и беззаконных людей, и защищений благочестивых и богобоящихся людей. О сем на многих Святого Писания, наипаче Ветхаго Завета, местах читаем и видим. Наипаче откроется и познается в день страшнаго суда Христова. Не вси бо зде СВОЕВОЛЬНИИ наказание приемлют, но инии блюдутся на оный день. Тогда всякому воздается по делом его. Хотя бо ныне и свирепеют ненаказаннии люди, и мечтают, что с ним того не взыщется, однакож не избегнут тогда тем страшнейшего суда Божия, чим далее ожидала их на покаяние благость Божия. Таковии бо «собирают себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия» (Рим. 2, 5), по апостольскому чтению (5:72).
После всеобщего воскресения каждый даст ответ за дела и получит определение
Слово Божие уверяет нас, что все умершие, благочестивые и нечестивые, ВОСКРЕСНУТ из мертвых: «яко грядет час и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут» (Ин. 5. 25). И всем, воскресшим и живым оставльшимся, «явитися подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла» (2Кор. 5, 10). Тогда веру соблюдшие услышат от праведнаго Судии: «приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира». Тогда Всеведец и Сердцеведец Судия плоды живыя веры их, как сокровища, которыя они не на земли, но на небеси верою сокрывали, открыет и в явление всему миру покажет: «взалкахся, и дасте Ми ясти...» Тогда услышат и окаянии грешники от разгневанного Судии, Котораго в мире живучи, не хотели слушать, услышат страшный и ужасный глас: «идите от Мене, проклятии, в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его». Учинит им и выговор за неправду, неблагодарность и неверие их: «взалкахся, и не дасте Ми ясти... И идут сии в муку вечную: праведницы же в живот вечный» (Мф. 25, 34–46). Идут вси в свои места; идут, но не равно идут, – одни с плачем и рыданием неутешным, другие с радостию и веселием неизреченным (3:193– 194).
Се Христос Господь приидет на суд, и всех на суд Свой позовет, «да приимет кийждо яже с телом содела, или блага, или зла» (2Кор. 5. 10). Позовешися и ты на суд оный, и воздаси слово за всякое дело, слово и помышление Богопротивное. Тамо на две части разделятся вси люди, и станут одни по правую сторону Судии, а другии по левую. Тии услышат от праведнаго Судии: «приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство от сложения мира». Сии послышат: «идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» (Мф. 25, 34 и 41). Блаженны, которые услышат: «приидите!» Окаянние и бедние, которым скажется: «идите от Мене!» – Востани убо, бедный грешник! и «со страхом и трепетом соделовай спасение свое», да сподобишися тогда быти в числе блаженных. «Восстани!» Мука вечная небрежливых и нераскаянных грешников ожидает! Чего и тебе ожидать, аще не востанешь, и с сокрушением сердца не будешь каятися? (4:152).
На страшном суде все люди будут разделены на две части
Видим, что тогда от всех концев земли «соберутся вси языки», и станут пред Царем небесным, праведным Судиею. Видим, что тогда собравшиися вси человеки на две части разделятся: одни станут по правую сторону Судии, другие по левую. Тогда всеконечно и последнее разлучение будет друг от друга. Видим, что тогда на веки безконечные разлучится жена от мужа, отец и мать от детей своих, цари от подданных своих, князи, вельможи и господа от рабов своих, други от другов своих, и знаемии от знаемых своих... Видим и тое, что святые ныне мнимии и почитаемии от людей по левую сторону, а мнимии грешники и аки нечестивии от мира вменяемии по правую станут. Святии и праведнии, которые по правую сторону; грешнии и нечестивии, которые по левую сторону станут. Тогда всякаго познается правда и неправда, добродетель и грех, святыня и скверна. Ибо разобрание будет тогда по совести, а не по чинам; по делам, а не по лицам; по внутренности, а не по внешности и наружности. Ибо Судия будет Бог, Который испытует сердца и утробы, и судит по внутренности сердца, а не по наружности дел (4:291–292).
На страшном суде один поемлется, а другий оставляется
Благочестивый поемлется, а нечестивый оставляется. Муж благочестивый поемлется, а жена нечестивая оставляется; и жена благочестивая поемлется, а муж нечестивый оставляется. Отец благочестивый поемлется, а сын и дщерь нечестивые оставляются; и сын и дщерь благочестивые поемлются, а отец нечестивый оставляется. Брат и сестра благочестивые поемлются, а другий брат и сестра нечестивые оставляются... Нищий благочестивый поемлется, а другий, нечестивый оставляется... Тако един, поемлется, а другий оставляется! Куда? ко Христу, в царствие небесное. «Идеже тело, тамо соберутся и орли» (Лк. 17, 37). Где глава, тамо и уды ея будут. Где Христос, тамо и христиане будут. «Идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26). Будет бо избрание и собрание по вере и правде, а не по сану, званию, внешности, именам и титулам. Бог лица не приемлет, но судит по внутренности, по вере и совести (4:293–294).
На суде страшном праведнии будут отделены от грешников
Тогда возвещается, что пред сим страшным Судиею соберутся вси язы́цы, «и разлучатся друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ». Тогда представляется, что овцы, то есть праведники, одесную страшнаго того Судии, а козлищи, то есть грешники, ошуюю поставятся. Тогда слышится к сущим одесную вожделенный Судии праведнаго глас: «приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира». Тогда аки гром возгремит и всех в трепет приведет страшное прогневаннаго Судии изречение к сущим ошуюю Его: «отъидити от Мене, проклятии, в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» (1:41).
На страшном суде добрые будут отделены от злых
Видишь паки земледельца веюща семена своя, и семена в житницу собирающа, а плевелы вон изметающа. Тако будет и в скончание века сего, как пишется: тогда вернии и благочестивыи люди, как пшеница в житницу, в небесное царствие внидут, а злые, как плевелы, извергнутся и «ввергнутся в пещь огненную; ту будет плач и скрежет зубом» (Мф. 13, 40–42). Сей пример поощряет тя весьма пещися о СПАСЕНИИ своем, и не плевелом непотребным, но пшеницею быть (2:28).
На страшном суде грешники отлучатся от праведных за преступление закона
Видишь суд производимый, на котором стоят виноватый, обличаемый, трепещет от страха и весь стыдом покрывается; слышит выговор за преступление закона, лишается чести и имения, выключается из числа добрых и честных людей, означается злым и непотребным человеком; потом со стыдом отводится в темницу, и по законам приемлет казнь. От сего суда да восхитит вера дух твой к страшному оному и вселенскому суду, на котором Судия сам Бог, сердца наша испытуяй. Представь себе в уме, что на суде том стоят ГРЕШНИКИ, отлучении от числа ПРАВЕДНЫХ; стоят со стыдом, страхом и трепетом несказанным; обличаются за преступление закона Божия, обличаются пред всем светом, пред ангелами и человеками; видят свои грехи, которые словом, делом и помышлением в тайне делали, в познание всему свету являемые; видят уготованную по делам своим себе казнь; видят тех, которые здесь поносили, ругали, смеялись, гонили, озлобляли и как сметие попирали, в славе и радости великой; видят неправедные праведнаго Судии гнев, слышат страшный выговор и определение: «идите от Мене, проклятии, в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его. Взалкахся бо, и не дасте Ми ясти» (Мф. 25, 41 и 42) и проч. Наконец, с превеликим стыдом, страхом и печалию, плачем, рыданием, воплем и отчаянием отвергаются от лица Божия; влекутся лютыми аггелами и заключаются в темнице: «идеже червь их не умирает и огнь их не угасает» (Мк. 9, 48). Сей случай и того рассуждение, да научит тя КАЯТИСЯ, ПЛАКАТИ за грехи, и милости ныне искать у Судии, чтоб и тебе на вселенском оном позорище не посрамиться, не услышать страшнаго онаго выговора и определения (2:23).
На страшном суде благочестивые услышат утешительное слово
По утешении утешение, и по радости радость неизреченная следует избранным Божиим. Облекшеся в ризу безсмертия и славы, предстанут в радости сердца Царю славы, Которому зде в мире сем верою и правдою служили, и верою за честь имене Его подвизалися; услышат от Него вожделенный глас: «приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Мф. 25, 34); услышат от праведнаго Судии и Царя своего похвалу за верную их службу, которую Ему показывали, подвизаяся противу греха; увидят свои добродетели, как сокровища духовная, в явление всему миру произнесенныя, которыя втайне пред Отцем небесным во славу Его творили: увидят «дом Отца» своего «небеснаго», отверстый им, и «обители многи» (Ин. 14, 2)... И тако вернии раби Христовы «внидут в радость Господа своего» (Мф. 25, 21–23); начнут блаженную вечность с торжеством и восклицанием духовныя радости (3:451).
Грешники идут в муку, праведники в жизнь вечную после страшного суда
Тогда всем воображается, что горе отверзаются обители Отца небеснаго, являются чертоги Царя славы украшенные, представляется велия вечеря, увеселяющая бесконечно, открывается преславный брак Агнчий, а внизу протекает река огненная, разверзает ад уста своя, отворяются темницы вечныя, показываются плачевныя места, и видится, что «идут сии», то есть грешницы, «в муку вечную, праведницы же в живот вечный». Идут, но не равно: одни с плачем и рыданием неутешным, другии с радостью неизглаголанною. Тогда показуется, что один поемлется, а другий оставляется; сын поемлется, а отец оставляется; жена поемлется, а муж оставляется; дщерь поемлется, а матерь оставляется; раб поемлется, а господин оставляется. Сын от отца, жена от мужа, дщерь от матери, брат от брата, друг от друга разлучается, на веки бесконечные разлучается, но в различныя места: единаго небо, а другаго ад, единаго обитель Отца небеснаго, а другаго геенна огненная, единаго чертог Царя славы, а другаго темница преисподняя восприемлет (1:41).
В чем будут состоять вечные мучения (2:14, см. СЛОВО БОЖИЕ, 927).
Как явиться на суд страшный, когда ничего не делали для своего оправдания
Скажи пожалуй, как нам явиться пред Ним, когда приидет во славе Своей, спасти верныя Своя рабы? Какими глазами воззрим на Него, когда не хотели Ему последовать? Какий венец получим от Царя нашего, когда не хотели с Ним подвизаться? Како с Ним будем торжествовать, когда не хотели с Ним побеждать? Како с Ним будем радоваться, когда не хотели с Ним скорби терпеть? Како с Ним прославимся, когда не хотели с Ним страдать? Како с Ним будем жить, когда не хотели зде плоти и греху умереть? Како будем «наследницы Богу, снаследницы же Христу» (Рим. 8, 17), когда не хотели с Ним Отцу небесному послушания иметь? Какое знамение, какий вид покажем Ему, что Его есмы, когда не хотели зде с Ним быть, терпеть и страдать? (3:415).
На страшном суде
человек осуждается не только за злые дела, но и за неделание добра
На суде оном не только за злая дела, но и за оставление добрых дел будем судими. Глаголет бо сущим ошуюю: «взалкахся, и не дасте Ми ясти», и проч. Бог бо повелевает как от зла уклоняться, так и благое творить: того ради как творением зла, так и оставлением добра ЗАПОВЕДЬ Божия преступается. От преступления же заповеди Божия бывает НЕПОСЛУШАНИЕ Богу. В чем человек пред Богом виноват находится (2:245).
На страшном суде осуждение тем, которые ближним милость не оказывали
Объявляет нам ипостасная Премудрость, Сын Божий, что на суде, на страшном оном суде стоящии ошуюю осуждены будут и отосланы за то в геенну на вечное мучение, что нищим, странным, бедным, в лице Христовом, ради Христа милости в жизни своей не делали, больнаго и узника не посетили, нагаго не одели, страннаго в дом не ввели, жаждущаго не напоили, алчущаго не накормили. Так свидетельствует о сем святое Евангелие (1:83).
На страшном суде милостивые будут помилованы, немилостивые осуждены (4:75, см. МИЛОСТЫНЯ, 514).
На страшном суде
если Господь осуждает несделавших добрых дел, то что будет с теми, которые делали злые дела
Ежели тех, которые от своих имений не уделяли и прочиих дел милости к ближнему не показывали отсылает Христос в вечный огнь: что уже будет тем, которые не токмо своего не давали, но и чуждая грабили? Что ворам, хищникам, мздоимцам, лихоимцам? Что тем, которые по должности своей не только не отирали слез плачущих, но ради лакомства своего и умножали? Что тем, которые наемников своих без надлежащаго награждения отсылали?.. Строгости гнева Божия и тяжести будущия вечныя казни им следующия изобразить невозможно!.. Самим им оставляю на разсуждение. – А истинное покаяние, о котором выше сказано, все заглаждает (2:247) (также 1:83, см. ВОРОВСТВО, 181).
На суде страшном не сеявший во время земной жизни не получает награды
Ленивые земледельцы и гуляки во время жатвы без плода остаются, яко не трудилися, не сеяли, но лежали, или прогуливалися, во время сеятвы; и потому в нищете и стыде остаются, и видя других, братию свою, собирающих плоды и радующихся, печалятся и окаивают себе: тоежде случится и христианам, которые нынешнее время пропущают и не делают добра, но время сие употребляют на гуляния, забавы, пиршества и прочия прихоти, и Богу неугодныя и себе вредныя; постыдятся и они на втором Христовом пришествии, и, видя себе в крайней и вечной нищете, убожестве и бедствии, а прочиих в вечном блаженстве, восплачутся горько и возрыдают,– возрыдают, видя себе нищих и убогих, хотя в мире сем были богатыми и славными (5:314).
На суде страшное определение грешникам
«Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его». О как несносный страх и трепет – чувствовать гнев оный! Пожелают бедные грешники в тот час скрытися, но не могут. «Тогда начнут глаголати горам: падите на ны; и холмам: покрыйте ны от лица Седящаго на престоле, и от гнева Агнча: яко прииде день великий гнева Его, и кто может стати?» (Лк. 23, 30 и Апок. 6, 16–17)? По страшном гневе и праведном выговоре услышанном потопляются грешники в ужаснейшем праведнаго суда Божия потопе, и будут чрез всю вечность платить правде Божией «безконечной», которую грехами ныне огорчают и раздражают (3:278).
Христов суд неисправных христиан обличит и осудит (2:14, см. СЛОВО БОЖИЕ, 927) (4:166, см. ГРЕШНИК, 280).
На страшном суде грешник за грехи осуждается и исключается из числа верных
Обличенный на суде законопреступник выключается из числа добрых граждан и означается злодеем, а не сыном отечества: тако христиане законопреступники и не покаявшиеся вычислятся от добрых христиан на суде оном и якоже козлища, разлучатся от овец, и означатся неверными, а не верными, ложными, а не истинными христианами. Законопреступник на суде осуждается на смерть или иную казнь, по законам определенную: тако на оном суде грешники осудятся на вечную казнь. «Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» (Мф. 25, 41). Осужденный на законную казнь преступник отлучается от домашних своих сродников и другов, и идет с неутешным плачем на определенную ему казнь: тако грешники, на суде оном осужденнии на вечную казнь, отлучатся от самаго Бога, от святых Ангел Его и избранных Божиих, отлучатся на веки безконечные и пойдут с неутешным плачем, трепетом, ужасом, и отчаянием всеконечным в вечную муку. «И идут сии в муку вечную» (Мф. 25, 46) (4:97).
Господь будет судить не несогрешивших, но согрешивших и непокаявшихся (4:94, см. ПОКАЯНИЕ, 725).
Грехи, в которых принесено покаяние, не явятся на суде (1:16, см. МУКИ ВЕЧНЫЕ, 575) (1:16, см. ПОКАЯНИЕ, 720).
Во втором пришествии Христос будет судить за ГРЕХИ непокаявшихся
Надобно нам и оное Предтечи слово помнить, которое о Христе сказал:"Ему же лопата в руку Его, и отребит гумно Свое; и соберет пшеницу в житницу Свою, плевы же сожжет огнем неугасающим» (Лк. 3, 17). И паки: «Всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо» (Мф. 3, 10). В первом пришествии, как Агнец, пришел Христос взяти грехи, но во втором приидет, как Судия, судити за грехи непокаявшихся. Тогда Он покажет правду Свою, как Судия праведный, и, как лопатою пшеница от плевел разделяется, так судом Своим разделит праведных от грешных, и праведных, как пшеницу в житницу, в небесное царствие соберет, и проч. (Мф. 25, 34); грешных же, как плевелы негодные, сожжет огнем неугасающим и проч. (Мф. 25, 41; Мф. 13, 24) (5:96).
Христос, Который пришел в мир грешников призвати на покаяние, пострадал и умер за грешников. Тойже будет и судить непокаявшихся грешников; и колико тих, смирен, кроток и милостив был ко грешникам в первом пришествии, толико гнева и ярости излияет на непокаявшихся грешников, толикую Его благодать презревших, так что возглаголют горам и камению: «падите на ны, и покрыйте ны от лица седящаго на престоле, и от гнева Агнча: яко прииде день великий гнева Его, и кто может стати?» (Апок. 6, 16–17) (3:133).
На суде страшном непокаявшиеся познают гнев Божий (4:173, см. ПОКАЯНИЕ, 726).
На страшном суде грешники непокаявшиеся будут отвергнуты
Покаемся убо и умилостивим Бога нашего, да загладятся грехи наши, да не явятся с нами на страшном суде Христовом, да не скажется тогда от Судии кому из нас: «се человек и дела его!»... Теперь глаголет Бог грешнику: «обличу тя», да покается, да не тогда обличит. Аще же не покается, то неотменно обличит тогда, и скажет: «се человек и дела его!» Теперь грозит грешникам, да покаются и спасутся, благ бо и человеколюбивый есть; но тогда на непокаявшихся самым делом исполнит угрожение. Теперь глаголет грешникам: «покайтеся»; но тогда скажет: «отвещайте Мне!» Теперь зовет к Себе грешников: «приидите ко Мне», но тогда отвещает грешникам: «отъидите от Мене!» Вы не знали Мене в мире; и Я вас не знаю ныне. Вы не слушали Мене тогда, увещавающаго и хотящаго вас спасти: и Я вас не слушаю ныне, молящихся. «Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» (Мф. 25, 41) (5:292).
Христианин, не имеющий духа Христова, отвергнут будет на страшном суде (5:141, см. ХРИСТИАНИН, 1100).
На страшном суде по правую сторону от Судии будут стоять праведники, по левую – непокаявшиеся грешники
Видим, что по правую сторону стоящии будут сиять, яко светила небесная: «тогда бо праведницы просветятся, яко солнце» (Мф. 13, 43). По левую же сторону стоящии почернеют и в гнусном безобразии явятся; ибо грехи, которые в них крыются ныне, изыдут на верх и ужасное в них соделают безобразие (4:292).
На страшном суде
нераскаянные грешники будут страдать, а покаявшиеся будут блаженствовать
Тогда всякое милосердие престанет; тогда услышится реченное слово:"чадо! помяни, яко восприял еси благая в животе твоем» (Лк. 16, 25). Будешь слышать слово сие и ты; будешь страдать без конца; будешь всегда умирать, и никогда не умрешь; будешь жить и умирать; будешь гореть, и никогда не сгоришь; будешь вкушать горести вечныя смерти. Огнь мучащий тя не угаснет, червь снедающий тя не умрет, аще не покаешися. Востав убо покайся, и с плачем и слезами обратися ко Господу Богу твоему, да помилует тебе, да не впадеши в безконечное оное зло. «Востани!» Вот праведным, святым, и всем грешникам сокрушенным сердцем кающимся, обещается от Бога вечная жизнь, вечная радость и вечное блаженство! Будут с Богом во веки; будут Его лицем к лицу видеть, и тем, как пресладким питием наслаждаться во веки; будут утешаться во веки, будут радоваться и ликовати во веки; будут, яко царие и господие, царствовать во веки. В вечную оную жизнь никакий грешник не внидет, аще сокрушением сердца и горячими слезами не омыется и не очистится, аще верою «риз своих не убелит в «крови Агнчей» (Апок. 7, 14) (4:152).
На суде страшном осуждены будут непокаявшиеся
Покаемся, и отпустятся нам грехи, и избежим осуждения; и суд Христов не страх и трепет, но утешение и спасение вечное подаст нам. Ибо Христос Господь будет судити не несогрешивших, но согрешивших и непокаявшихся; а согрешивших и покаявшихся помилует и спасет. На то бо и в мир пришел, дабы согрешивших и покаявшихся спасти, – чего себе и тебе желаю (5:346).
Суд страшный будет страшным для грешников непокаявшихся
Коль страшен будет день той грешникам, которые ныне безстрашно живут и не хотят каятися. Тойжде Христос, Который ради грешников в смирении на земли пожил, тогда явится в Божественной славе; и Который за грехи «язвен был и мучен за беззакония». Тойжде за грехи и за беззакония будет судить непокаявшихся грешников. Христос за грехи наша, которые взял на Себе, так сильно и ужасно страдал, удовлетворяя за нас правде Божией: как сильно возгорится гнев Божий на грешников, а паче на христиан, которые знали Христа, пришедшаго в мир, и имя Его исповедывали, но не хотели Его послушать и истиннаго творить покаяния, и тако благодатию Его спастися, но обратилися сердцем к суете мира, и тщилися не о спасении душ своих, а о снискании чести, славы, богатства, и ходили по прихотям сердец своих,– изобразить того гнева Божияго невозможно! (5:310–311).
Суд страшный побуждает к покаянию
Бог в святом слове Своем объявил, что Иисус Христос будет судить всей вселенной правдою. Убо тем милостивно предостерегает и поощряет к покаянию всех, дабы страшнаго по делом осуждения избежать возмогли (Мф. 25) (1:152).
Размышления о суде Христовом приводят к покаянию (2:227, см. ПОКАЯНИЕ, 725) (5:109, см. РАЗМЫШЛЕНИЕ, 790).
Чтобы освободиться от долгов за ГРЕХИ на суде, необходимо ПОКАЯТЬСЯ и отстать от греха
Как же убо от сих тяжких долгов, которые должников во ад погружают, свободиться грешникам? Отвещает Господь: «аще Сын вы свободит, воистину свободни будете» (Ин. 8, 36). Милосердный Бог ради Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, Который за все наши долги греховные кровию и смертию Своею заплатил, прощает кающимся усердно и верующим в Него: и тако, свободившеся от долгов свобождаются и казни последующия. Сего ради всякому, кто хощет свободиться от долгов сих, которые в вечную заключают темницу должников, должно покаяться и к Ходатаю милостивому Иисусу Христу прибегнуть. А кающемуся должно от грехов отстать неотменно. Должно прежде самому оставить их, чтобы и Бог оставил их. Како бо может тот просить о оставлении долгов, которых не престает умножать и обременять? Не может убо, возлюбленный христианине, тамо быть истинное ПОКАЯНИЕ, где грехи не оставляются, но есть притворное и ложное, каковым покаянием, о коль многии, наипаче нынешняго века люди прельщаются, которые хотят и каяться и не хотят от грехов отстать. Сего ради таковые и от долгов своих греховных свободиться не могут, пока чистосердечно грехов не оставят (2:38).
К покаянию и бдительности подвигает неизвестность часа кончины мира
Сильно есть подвигнуть христиан к покаянию и осторожности написанное: «полунощи вопль бысть: се Жених грядет, изыдите во сретение Его» (Мф. 25, 6). Когда сей вопль будет, неизвестно; когда Жених душ наших приидет, не знаем: «яко не знаем дне, ни часа, воньже Сын Человеческий приидет» (Мф. 25, 13)... Сего ради всегда должно нам, христианине, готовыми быть к сретению Жениха нашего и Господа, и светильники свои украшать, да не с юродивыми девами вне чертога останемся и к Жениху без пользы будем молитися: «Господи, Господи, отверзи нам»! (Мф. 25, 11). Но паче, с мудрыми сретивши Его, внидем с Ним на браки, «и тако всегда с Господем будем» (1Сол. 4, 17) (3:278–279).
Покаяние приводит к страху пред судом Божиим (5:25, см. ПОКАЯНИЕ, 724).
Размышление о суде возбуждает в человеке СТРАХ, ПОКАЯНИЕ, молитву
Познание и чувствование правды Божия приводит человека: В страх, что будет трепетати суда Божия. В покаяние и познание грехов и сокрушение. Аще бо за слово праздное воздадят человеки ответ в день суда (Мф. 12, 36), кольми паче за прочие тяжкие грехи. Возбуждает воздыхание сердечное и молитву, что с Пророком будет вопити ко Господу: «Не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый» (Пс. 142, 2) (5– 73).
Размышление о суде страшном удерживает от ГРЕХА и побуждает к ПОКАЯНИЮ и МОЛИТВЕ
Помышляй всегда о дни том и твердо держи, что ты, как и прочие, на оный суд, суд Божий, а не человеческий, позовешися, и позовешися нечаянно, когда вострубит архангельская труба. Сие самое размышление подвигнет тебя к истинному покаянию и содержать будет во смирении и сокрушении сердца. Память и размышление онаго суда не попустит тебе грех творить, ближнему отмщать; подвигнет к прилежной и усердной молитве. Памятуя суд оный, не будешь искать веселых дней в мире, но паче будешь желать слез, плача и воздыхания (4:94).
ПАМЯТЬ и РАЗМЫШЛЕНИЕ о страшном суде приводит ко спасению
Память всегдашняя и размышление онаго суда отвратит тебе от сего суетнаго желания, и подвигнет тебе к истинному ПОКАЯНИЮ, МОЛИТВЕ, и к тому единому тщанию, дабы тамо не посрамиться. Аще бо к суду человеческому люди так тщательно приуготовляются, как сам знаешь: как не подвигнет к тщанию и приготовлению память суда Божия и верное того рассуждение? Суду бо человеческому временное и легкое, суду же оному вечное и тяжкое последует бедствие. Временное все, хотя и продолжительное, минуется: вечное никогда не престанет, всегда пребывает и никогда не кончится (5:46).
Памятование о суде удерживает от грехов
Суд Христов да устрашит нас от греха. Тойже бо Христос будет судить за грехи наша, который страдал и мучен за грехи наша; и будет судить слово, дело и помышление злое, когда человек за тое не покается. Берегись же греха, как змия, который душу угрызает и умерщвляет, и суду Божию и вечному мучению предает согрешившаго (1:109).
Частое воспоминание о страшном суде – знак духовного любомудрия (2:18, см. МУДРОСТЬ, 1152).
Так как на суде необходимо дать ответ за ГРЕХИ, ПЛАЧЕМ умилостивлять Судию
Плачут люди зовомы и ведомы на суд, боясь, дабы не посрамиться на суде и не быть осужденными, и не подпасть наказанию: плачи и ты, христианине, ибо и ты на суд позовешися, не человеческий, но Божий, на котором Судия не требует свидетелей, но Сам вся дела, слова и помышления наша знает; плачи ныне, пока не позовешися, плачи, да умилостивиши Судию слезами твоими; плачи, да не осудишися и ввержен будеши во тьму кромешную: «тамо будет плач и скрежет зубом» (Мф. 25, 30). «Не вниди, Господи, в суд с рабом Твоим; яко не оправдится пред Тобою всяк живый» (Пс. 142, 2) (4:84–85).
Готовиться к страшному суду
Видишь на суд позываемых людей, примечай, что они делают? Готовятся, думают, стараются, спрашивают и советуются у искусных в судебных делах; не щадят часто и денег, чтобы на суде не постыдиться и не быть осужденным. Видишь, любезный христианине, что сынове века сего делают; что стыд и страх временнаго осуждения в них делает, как сердца их трогает, к какому попечению, тщанию и труду их побуждает! Сей случай да подвигнет тебе помянуть о будущем Христовом суде (2:65).
Приготовление к суду Его не такое должно быть, какое к человеческому суду бывает. Но какое? Должно заранее, пока еще Он не зовет, смирить себе, грехи и винность свою пред Ним признать, самого себе пред Ним обличить и означить от сердца достойным себе всякия казни, обещаться впредь Ему верою и правдою служить, и в том неподвижно стоять, и тако милости Его без сумнения ожидать. На сие бо истое и объявил премилостивый Бог имеющий быть праведный Свой суд, да покаемся и покаявшеся убежим осуждения. Не несогрешивших, но согрешивших и непокаявшихся осудит праведный оный Судия. Сей случай и рассуждение увещавает тебе, христианине, от грехов отстать, начать новое богоугодное житие (2:66).
Христианине! ты позовешися на суд не человеческий, но Божий; «всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яко с телом содела, или блага, или зла» (2Кор. 5, 10): кольми убо паче должно тебе готовитися и все тщание полагать, чтобы на суде оном не посрамиться и не осужденным быть. Часто бывает, что человек от суда человеческаго и убегает: от суда онаго никто избыть не может; ибо неотменно будет, и будет «всем». Тако сие истинно есть, как истинно есть, что вчерашний день был и сегоднешний есть (4:92).
Человек со всяким опасением готовится к суду человеческому, который пред судом оным есть как ничто. Однакож со всяким прилежанием готовятся люди к сему, да не посрамятся. Христианине неисправный, который прилепился к суете мира сего, который не престаешь безстрашно закон Божий нарушать, который за мало, или что горше того, за ничто грех поставляешь! пощади душу твою бедную; возведи очи твои мысленныя к страшному оному всемирному позорищу, на котором и за «праздное слово воздадят» люди «ответ» (Мф. 12, 36). И готовься со всяким опасением ко дню оному, от котораго следует всякому идти или в муку вечную, или в живот вечный. Подражай в сем важном деле хотя сынам века сего, которые, зовомы на суд человеческий, со всяким тщанием к тому себя приготовляют, да не постыдятся. Ты предстанешь судищу Божию, а не человеческому, на котором не будет лицеприятия: помышляй убо о том заранее, и готови себе к великому оному дню! (4:93).
Готовясь к будущему суду, человек очищает сердце (5:58, см. ПАМЯТЬ СМЕРТНАЯ, 649).
Кто не готовится к суду Божьему, тот не ВЕРИТ
На суд человеческий, где много может хитрость, красноречие, злато, сребро и предстательство, позываемый как приготовляется, думает человек, чтобы не посрамиться, и временной казни не подпасть, сам ты знаешь: к суду ли Христову, где Судия – Бог, и все наше дело, слово, и помышление знает, и судит по делам, а не по лицам, и никакого извинения и предстательства и даров не приемлет, не тщался ли бы приготовляться ПОКАЯНИЕМ, СОКРУШЕНИЕМ СЕРДЦА, удалением от всякаго зла, воздыханием и усердною МОЛИТВОЮ, что единое онаго Судию умилостивляет, ежели бы истинно и действительно верил тому? А паче, что суд оный страшный нечаянно будет, как слово Божие учит – человеческаго суда, от котораго и виноватые часто правыми отходят, и который только временной предает казни, боится Божияго ли суда, от котораго виноватые виноватыми отходят, и вечной предаются казни, не будет трепетать? – Невозможное дело сие есть (5:22).
Если веришь, что будет суд, то необходимо готовиться к нему
Веруешь, что Он приидет со славою судити живых и мертвых: для чего слезами и покаянием прежде того времени не умилостивляешь Его? Для чего на суд тот не приготовляешися? Хотящии на суд человеческий предстати, заблаговременно думают, как бы на том суде оправдиться. Ты веруешь, что суду Божию предстанешь, где не токмо худое дело, но и слово праздное истязуется, где за дело, слово, помышление будешь судиться: для чего ж заблаговременно так страшнаго и неумытнаго Судию не токмо не умилостивляешь, но и не престаешь того делать, за что имеешь быть осужден на оном всемирном позорище? Такая-то вера твоя! (1:70).
Если человек боится суда человеческого, то и суда Божия должен трепетать
Видим, как боится человек суда человеческаго и убегает от него; как несравненно более бояться суда Божия подобает! Со стыдом и страхом идет человек на суд человеческий: какий стыд, страх и ужас объимет человека, когда позовется на суд Божий! Стоит человек на суде человеческом окован железами, стыдом покрыт, страхом содержим, обличается от свидетелей, слышит выговор, видит дела своя беззаконная, в познание многим изнесенная, означается законопреступником и безчестным человеком, отлучается от числа добрых и осуждается по законам в наказание правильное. Сей суд, сей стыд и страх и бесчестие тень некая есть онаго суда, стыда, страха и безчестия. Тамо истинный стыд, яко всемирный; тамо истинный страх и ужас, яко Судия – Бог, и суд – Божий; тамо станет человек не пред человеком. Но пред Богом Судиею, Который и тайны сердечныя знает; станет страхом, как железом, связан и грехами обременен. Увидит Судию в страшной и Божией славе, окружаема безчисленным множеством Ангел и Архангел; тамо откроется ему книга СОВЕСТИ, и представятся дела ему, СЛОВОМ, ДЕЛОМ и ПОМЫШЛЕНИЕМ, явно и тайно от Него соделанная, и всему миру, Ангелам и человекам в явление придут (5:45).
Размышления о суде страшном укрепляют ВЕРУ и СТРАХ БОЖИЙ
Поверь истинно, что будет суд Христов всемирный, и ты со всеми предстанешь на суде оном пред судиею Богом и ответ воздашь за все твои дела, слова и помышления злая. Что оттуда последует, как не страх суда онаго, истинное покаяние, сокрушение и сердечное воздыхание и молитва, дабы тебе на оном суде не осудитися и не услышать ответа страшнаго от Судии: «идите от Мене, проклятии, в огнь вечный!» (Мф. 25, 41). Суд человеческий страшен людям, и к тому всяким образом приготовляются, чтобы не постыдиться: тебе ли не будет страшен суд Божий, на котором лицеприятия не будет, и всякое дело, слово и помышление твое явно пред Ним, как ныне, так и тогда будет, когда не очистишися покаянием?.. Уверися убо о суде оном, и тогда иный будеши, нежели как прежде был и еси ныне. Верное о нем разсуждение переменяет человека, из плотскаго духовным делает. Не захочет человек никаким грехом совести своея раздражить, но от всякаго греха будет уклоняться; страхом его, как ужем, связан будет и ко всякому злу недвижим. И, что к страху страх придает, оный день суда нечаянно будет, как тать в нощи, тако приидет... Стой убо на стражи и ожидай. Блажен бдяй (5:282).
Вера подает утешение на милость Божию о страшном суде
Хотя страх праведнаго того суда Божия ударяет в сердца и их; но вера, которою прилепились к милостивому своему Избавителю, «возлюбившему их и предавшему Себе по них» (Гал. 2, 20), живое смущаемым сердцам их утешение подает. Аще бо и ведают, «яко никто пред Ним оправдитися не может; и кто постоит, аще беззакония назрит» (Пс. 142, 2; Пс. 129, 3), и находят в совести своей немощи и согрешения противу святаго закона Его; но покаянием искренним и надеждою на пострадавшаго за грехи людские и Агнца Божия, вземлющаго грехи мира, утверждаются в непоколебимой милости Божия надежде. И тако раби Христовы в Святом Писании обретают великое утешение (3:438).
Страх суда Божия – самое трудное искушение для веры (3:21, см. ВЕРА, 291).
СУД СТРАШНЫЙ
И благочестивых смущает страх суда, но они в смирении надеются на милость Божию
Истинно то, что и благочестивых страх суда Божия смущает, яко никтоже есть без греха. Откуда со смирением молятся к Богу: «не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый» (Пс. 142, 2). Однакож вера святая, которою работают Царю своему Иисусу Христу и на Его богатую благодать взирают, умягчает страх оный, и подает утешительное известие, «яко всяк веруяй в Онь, не постыдится» (Рим. 9, 33) (3:451).
Второе Христово пришествие. Девятнадцатая глава, восьмой статьи, второй книги «О истинном христианстве» (3:451–452).
Суд страшный. Глава вторая, второй статьи, второй статьи, второй части, первой книги «О истинном христианстве» (2:244–247).
Суд страшный – о втором пришествии Христовом (5:344–346).